Трудный ребенок какой он. От чего зависит формирование «трудной» личности? Ребенок не умеет общаться с детьми

Как найти подход к трудному ребенку?

Пожалуй, термин «трудный ребенок» известен практически каждому родителю и, уж тем более, педагогу, про таких детей не только пишут в книжках, но и даже снимают фильмы и ставят сценки, ведь они – настоящее наказание для своих близких, а, может быть, и нет?

Некоторые мамы или папы обреченно вздыхают, мол, «что поделать, трудный ребенок», и все сразу становится ясным, таким родителям даже хочется посочувствовать, ведь дети, охарактеризованные подобным термином, приносят им немало хлопот и забот.

С такими ребятами, в каком бы возрасте они не находились, довольно трудно найти контакт, они абсолютно не желают делать то, что им говорят, как бы их не пытались убеждать родители или педагоги. Иногда, в самые трудные и пиковые ситуации, у взрослых просто опускаются руки, появляется желание сдаться, пойти на поводу у своего чада, лишь бы только оно перестало капризничать и проказничать.

Поверьте, к каждому, даже самому трудному ребенку, можно найти индивидуальный подход, так сказать, ключик к сердцу, после подбора которого, ваши отношения начнут заметно улучшаться, а бывший сорванец предстанет перед вами совершенно в ином, положительном свете.

Надо сказать, что воспитывать таких деток – дело действительно непростое, иногда требующее профессиональных педагогических и даже иногда психологических приемов, которые, кстати, будет нелишним почерпнуть в соответствующей литературе. Как воспитывать таких детей, зачастую интересуются уставшие родители, даже не задумываясь, что, во многом, в «трудности» собственного ребенка они виноваты сами.

От чего зависит формирование «трудной» личности?

Формирование личности ребенка, во многом, зависит непосредственно от окружения, в котором он растет и развивается, а именно от обстановки в семье. Если все, что малыш видит вокруг себя – это постоянные ссоры, алкогольные или табачные зловония, то он вряд ли сможет нормально учиться, чувствовать себя и стремиться к чему-то лучшему.

Многие качества ребенка, а, впоследствии, и взрослого человека, закладываются именно с самых малых лет и, кстати, именно родителями. Для любого ребенка очень важно, чтобы в семье царили добропорядочные отношения, ему важно чувствовать себя комфортно и защищенно, ощущая постоянную поддержку и доверие со стороны родителей. Именно такие, на первый взгляд, простые истины, способны заложить в ребенке правильную основу, которая поможет ему в дальнейшем придерживаться правильного курса.

Интересным является тот факт, что зачастую дети, которых многие привыкли именовать термином «трудные», не являются таковыми, за маской злостного пакостника, которого мама уже устала ругать за каждую провинность, кроется любознательный и, где-то не в меру, подвижный малыш.

Эти дети пытаются больше получить от окружающего мира, узнать и, так сказать, все «испробовать» на себе, а огромное количество запретов, которые для них устанавливают заботливые родители, способны еще больше сбивать их с правильной мысли. От переизбытка информации, согласно которой «нельзя делать то и это, и вот это», они начинают путаться и, в итоге, все равно что-то проворачивают по-своему, уже ожидая наказания со стороны старших. А вы пробовали когда-нибудь больше разрешать?

Для кого-то из родителей подобная мысль прозвучит как дикость, но задумайтесь, много ли толку от ваших запретов? Ведь проказник все равно, выждав время, проворачивал все по-своему, стоило вам только отвернуться. Если вы задумываетесь, как помочь себе и своему чаду, то просто попробуйте разрешить ему то, что до этого категорически запрещали.

Не стоит бояться, что ребенок быстро привыкнет к отсутствию каких-либо запретов, как раз-таки это исключит ситуации, когда трудное чадо пыталось делать вам наперекор, только лишь потому, что ему много запрещалось.

Не исключено, что после снятия запретов наступит период «успеть максимально все», пока запреты снова не вступили в силу, так сказать, «оторваться по полной». Это придется переждать, и когда чадо поймет, что ваши новые отношения не строятся исключительно на запретах и наказаниях, его пылкость постепенно угаснет.

Многим родителям очень трудно изменить систему собственного поведения, ведь они считают, что вседозволенность ни к чему хорошему еще не приводила. Вседозволенность да, а вот ненавязчивый контроль над определенными поступками, в которых ребенку предоставляется право выбора – чаще всего, дает свои положительные результаты, пускай, иногда и не сразу.

Очень часто в психологии приводится такой пример: когда родители случайно узнают, что их ребенок начал баловаться сигаретами, они, естественно, устраивают скандал с разносом всех полетов, который зачастую так ни к чему и не приводит.

А некоторые, возможно, более мудрые родители, предлагают своему ребенку пачку сигарет прямо дома. Объясняют весь вред, показывают наглядные примеры и так далее. Удивительно, но, в большинстве случаев, после подобных предложений со стороны родителей, дети пересматривают свое отношение к сигаретам.

И так практически на любом примере, независимо от возраста. Иногда, даже важно, чтобы ребенок сам обжегся и, уже на своих ошибках, смог выстроить логическую цепочку правильных поступков. Родительское же внимание должно быть сконцентрировано не на том, чтобы уберечь свое любимое, пусть и капризное чадо, от всех ошибок, а, наблюдая, как бы со стороны, минимизировать их масштабность.

Несколько советов по воспитанию «трудных» детей

Очень многие родители, в погоне за какими-то трудными психологическими приемами, теряют очень важный момент воспитания любого ребенка – это умение общаться с ним.

Психологами доказано, что время, проведенное именно с родителями, максимально благоприятно сказывается на развитии и становлении маленькой личности.

Общение должно присутствовать везде и всегда – на прогулке в парке, по дороге домой, за домашними делами или во время прочтения книги. Чем больше ребенок будет ощущать родительскую заботу, ласку и любовь, тем у него в дальнейшем больше шансов вырасти здоровой личностью, как эмоционально, так и психологически.

Чтобы между родителем и ребенком возникала привязанность и уважение, они должны проводить, как можно больше, времени вместе. Впоследствии, вам будет намного проще достучаться до своего малыша, показать ему, где он не прав и где ему следовало бы поступать иначе.

Кстати, не забывайте показывать своему чаду собственные эмоции, если вам что-то не нравится, не обязательно хвататься за ремень, рукоприкладство вообще не панацея, попробуйте объяснить в спокойном и рассудительном тоне, что конкретно вам не по душе. Есть еще один интересный прием в воспитании – это просьба.

Попробуйте договориться с ребенком о конкретной ситуации, попросите его, чтобы он поступил по-вашему, обязательно объясните, почему так будет лучше, а не иначе. И, последнее, что нельзя забывать – это дисциплина, без нее все-таки никак, ведь проказнику всегда интересно, где же ее грань.

«Трудные» дети: в чем секрет их воспитания?

Кто такие «трудные» дети? Как правило, так называют тех ребят, чье поведение выходит за рамки установленных правил и практически не поддается воздействию со стороны педагогов и родителей.

Общение с ними может быть омрачено непредсказуемым поведением, агрессией или грубостью, они часто непослушны, недоверчивы, склонны вести себя дерзко и вызывающе.

«Трудные» дети есть повсюду — в семье, в школе, на улице. Часто родители и учителя, отчаявшись найти ключик, который подошел бы к их вызывающему поведению и смог сделать его более покладистым, разводят руками, оставив надежды на изменения в характере хулиганов или задир.

Существуют ли способы, помогающие сделать из «трудного» ребенка «человека» — как желают того многие родители? И почему, оказавшись на приеме у психолога, эти дети выглядят и ведут себя так, словно взрослые люди для них являются врагами, и нет на свете способов, могущих заставить их начать хотя бы немного доверять другим? Ответы на вопросы, касающиеся того, как правильно воспитывать «трудных» детей и поддаются ли они вообще воспитанию, можно узнать из этой статьи.

Почему детей называют «трудными»?

Следует отметить, что такая формулировка относится к реакции взрослых людей на взаимодействие с ребенком, характер и поведение которого заставляют испытывать напряжение. Родителям и педагогам трудно общаться с ними, просить о чем-либо, пытаться установить контакт, просто разговаривать и даже ссориться трудно, а подчас и чревато другими сложностями. Поэтому «трудные» дети — это такие дети, которых взрослым не удается контролировать и которые своим поведением доставляют эмоциональный дискомфорт, вызывают гнев, вводят в недоумение.

Дети не рождаются «трудными», плохими или странными. Часто отклонения в их поведении являются следствием неблагоприятной для детской психики среды, токсичных отношений в семье или неправильного воспитания. Это следует знать тем взрослым людям, которые задаются целью изменить ребенка, с которым трудно, а подчас невозможно общаться. Установив причину его отклонений, можно даже решить проблему плохого поведения или непослушания, потому что, поняв, какие травмы скрываются за выставленной ребенком броней «трудной» личности, отношение к нему взрослого в корне меняется.

Что нельзя делать родителям и педагогам?

Родители и учителя должны знать, что такие дети часто чувствуют себя одинокими, поэтому, несмотря на сложности отношений, их нельзя бросать — ни в реальности, ни в угрозах.

Не стоит сравнивать ребенка с другими — он и так понимает, что с ним не все в порядке, а после сравнений может вовсе замкнуться в себе.

Нужно отказаться от любых унижений — физических или моральных, не пророчить детям беды, такие как «от тебя из-за твоего характера все друзья отвернутся!», «ты никому не будешь нужен!» и так далее.

Не отдаляйтесь от ребенка, если понимаете, что он отгораживается от вас. Если он это делает, то у него есть причины, возможно, бессознательные. Взрослым людям важно научиться контролировать свои чувства и поведение, быть примером того, что идти на контакт с близким человеком нужно и важно, даже если между ними разверзлась пропасть. Тогда, возможно, ребенок научится доверять старшим и его поведение станет более приемлемым для социальной среды, а сам он скорее придет к принятию собственной личности.

Как разговаривать с «трудным» ребенком?

С трудными детьми тяжело разговаривать — они могут отказываться от общения, грубить, «бить» взрослого в слабые места. Ребенок, психика которого не является стабильной, будет тяжело воспринимать то, если разговоры с ним ведутся преимущественно в повелительном или уничижительном тоне. Тем более что это не даст результатов — дети после крика, нотаций или угроз совсем не становятся послушнее или добрее. Наоборот, «трудный» ребенок может ожесточиться еще больше или уйти в себя настолько, что из него будет сложно «вытянуть» даже слово.

Как правило, эти дети когда-то были лишены эмоциональной поддержки взрослых, поэтому если родители решили поменять методы взаимодействия с ними, то им стоит начать демонстрировать выдержку, терпение, стойкость и неуязвимость. Возможно тогда, спустя время, ребенок поверит в то, что вы — надежная фигура и сможет быть с вами откровенным.

Как снизить агрессию детей?

Важно знать, что беспричинная агрессия, проявляющаяся на других детей или самого себя, наблюдается не потому что ребенок злой от природы, а скорее всего по той причине, что когда-то она была не выражена вовремя и по назначению. В этом случае запрещать ребенку драться или ругаться бесполезно, лучше всего организовать ему занятия с психологом — специалист установит причину его агрессивных проявлений и предоставит безопасное пространство для выражения чувств.

Как повысить мотивацию ребенка?

Иногда наступает тот момент, когда родители понимают, что их ребенок ничем не интересуется. Может прийти время, когда это станет серьезной проблемой. Все маленькие дети имеют большой интерес к миру вещей и занятий. Вспомните прошлое своего ребенка — что он любил делать в раннем или дошкольном детстве? От чего «горели» его глаза? И что произошло потом, вследствие чего этот интерес угас? Возможно, кто-то отбил у него желание быть активным? Или он перенес другой серьезный стресс? Повысить интерес ребенка к какому-либо занятию можно с помощью личного примера, частого совместного взаимодействия, откровенных бесед на разные темы.

Дети, которые нарушают дисциплину

Родители, которые устали выслушивать жалобы от учителей о том, что ребенок нарушает дисциплину и вообще является «трудным», должны знать, что дети не рождаются с отклоняющимся поведением — они становятся такими в силу конкретных причин. Возможно, ребенок слишком активен и он не умеет проявлять эту активность в правильном русле. Бывает так, что дети хулиганят, бессознательно пытаясь привлечь внимание взрослых, которого им катастрофически не хватает в семье. В таких случаях следует установить причины нежелательного поведения, понять, какие потребности ребенка не удовлетворяются, и удовлетворить их.

Дети, которые не хотят учиться

Есть дети, которых называют трудными, потому что они не хотят учиться. Часто здесь дело не в лени или капризах, а в отсутствии учебной мотивации. Чтобы понять, как сформировать ее, можно обратиться за помощью к школьному психологу — он знает характер поведения не только ребенка, у которого проблемы, но и весь класс, общение с которым тоже влияет на личность. Кроме того психолог может провести психолого-педагогическое исследование, которое поможет наметить индивидуальный план работы с ребенком, помогающий ему повысить интерес к учебе.

Источники:

http://brjunetka.ru/kak-nayti-podhod-k-trudnomu-rebenku/
http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/trudnye_deti_v_chem_sekret_ikh_vospitaniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector