Творческий потенциал ребенка и его развитие. Фундаментальные исследования

Творческий потенциал личности и его развитие Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Горовая Валерия Ивановна, Петрова Нина Фёдоровна,

Текст научной работы на тему «Творческий потенциал личности и его развитие»

Раздел III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

В.И. Горовая Н. Ф. Петрова

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И ЕГО РАЗВИТИЕ

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, развитие личности.

Проблема творчества является одной из наиболее дискутируемых в научной литературе. Пик изучения этой проблемы пришелся на первую треть ХХ в. Интерес к ней в этот исторический период проявили многие авторы, среди которых Е. Рибо (1901), Б. А. Лезин (1907), А.М. Евлахов, А. Пуанкаре, К. Энгельмейер (1910), И.И. Лапшин, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, (1922-1923), С.О. Грузенберг (1923), В.М. Бехтерев (1924), В.П. Полонский, П.М. Якобсон (1924) и др. В основном выполненные учеными работы касались естественно-философского осмысления творчества, либо научного и технического творчества.

Понятие «творчество» является основополагающим во многих областях современного знания. Как отмечает Я. А. Пономарев [6], творчество — чрезвычайно многообразное понятие. Очевидно, по этой причине он считает целесообразным в основу исходного определения творчества класть самое широкое его понимание. Автор предлагает рассматривать творчество как «необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм» [6, с. 43]. Я. А. Пономарев рассматривает творчество как любое развитие живой и неживой природы, однако специфика творчества как сознательного и преднамеренного феномена при этом исчезает. Более или менее приемлемым является понимание творчества, приводимое, например в «Словаре» С.И. Ожегова: «Творчество — создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [5, с. 645] или определение А.Г. Спиркина [7, с. 193]: «Творчество — это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры».

Анализ множества существующих определений творчества показывает, что авторы опираются на разные подходы: в одном случае это результативный подход (производство нового), в другом — психологический (вдохновение, инсайт); в третьих — операциональный (деятельность с определенной структурой); онтологический (творчество как механизм развития). И все же в современной научной литературе преобладает деятельностный подход к пониманию творчества: «создание с помощью действия нового продукта (К. Роджерс); «деятельность человека по преобразованию действительности» (А. Бергсон, В.И. Вернадский);

© Горовая В.И., Петрова Н.Ф., 2013

«взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект изменяет окружающий мир, создает нечто новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей» (Е.П. Ильин).

Сложность феномена творчества наталкивает исследователей на поиск критериев его оценивания. Так, анализ зарубежных источников обнаруживает в них наличие следующих критериев творческой деятельности: продуктивность, популярность, степень новизны идей, решений, общественная ценность, широта влияния деятельности ученого на различные области научных знаний и др.

В отечественной литературе критерием творчества чаще всего признаются «материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [1, с. 54].

Творчество при различных степенях его выраженности может проявляться в любом виде деятельности. Выделяют творчество научное, музыкальное, поэтическое, техническое, педагогическое, творчество полководца. По А. Маслоу [3], творчество — универсальная функция человека, которая ведет во всем формам самовыражения; способность к творчеству является врожденной, она заложена в каждом и не требует специальных талантов.

Словосочетание «творческий потенциал» как понятие в научных источниках стало использоваться с 90-х гг. ХХ ст. В словарном значении термин «потенциал» (от лат. potentia — сила) толкуется как открытые возможности в каком-либо отношении. В философском понимании потенциал — это источник, возможность, средство, запас, который может быть использован человеком для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.

Применительно к творчеству потенциал предполагает наличие личностных качеств, обеспечивающих как развитие личности, так и создание новых социально значимых предметов духовной и материальной культуры.

В исследовании творческого потенциала человека наметилось несколько подходов:

— онтологический — рассматривает творческий потенциал как свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самоактуализации и самореализации;

— аксиологический (Л.И. Буева, В.И. Горовая, Т.Н. Таранова и др.) — определяет творческий потенциал как комплекс приобретенных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способность к действию и мера ее реализации в определенной сфере деятельности;

— деятельностно-организационный (Г.С. Альтшуллер, В.А. Моляко, В.Г. Рындак и др.) -рассматривает творчество как меру возможностей личности осуществлять творческую деятельность;

— способностный (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Е.Л. Яковлева и др.) — отождествляет творческий потенциал с творческими способностями человека и рассматривает его как интеллектуально-творческую предпосылку;

— развивающий (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.) — определяет творческий потенциал личности как совокупность реальных возможностей и определенный уровень их развития;

— интегративный (А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.В. Сериков, А.К. Уразова и др.) — при рассмотрении сущности творческого потенциала личности выделяет интегратив-ность как характерное ее качество;

— энергетический (Н.В. Кузьмина, Л.Н. Столович и др.) — творческий потенциал отождествляется с психоэнергетическими ресурсами личности.

В целом если обобщить взгляды исследователей на категорию «творческий потенциал», то можно утверждать, что это внутренняя готовность личности к самореализации в

Вестник Университета № 11, 2013

творческой деятельности. Качественными особенностями творческого потенциала личности являются умения и навыки, определяющие уровень ее развития, интенсивность реализации потенциала в деятельности, созидательный его характер. Особое внимание исследователи уделяют наличию и динамике развития способностей к творчеству. Среди последних ведущую роль играют способности интеллекта (динамичность и ассоциативность мышления, умственная активность, способность ставить и решать проблемы, осуществлять перенос и комбинирование знаний) и эмоционально-волевые проявления (вдохновение, интуиция, богатство воображения, настойчивость и целеустремленность). Наличие таких личностных особенностей обусловливает творческое начало, творческий поиск, творческую продуктивность в деятельности человека.

В последние годы в отечественной литературе довольно активно исследуется структурная организация творческого потенциала личности. По мнению некоторых исследователей (А.М. Матюшкин), наиболее выраженной характеристикой в этом контексте следует признать креативность или способность к творчеству (от лат. creation — созидание, сотворение), под которой подразумевается исследовательская активность, потребность в открытиях. Как нам представляется, именно креативность выступает ядром творческого потенциала, она отражает возможности личности актуализировать свои сущностные, творческие силы в реальной преобразовательной практике, характеризует способность личности к творчеству. Таким образом, если творчество понимается как процесс, приводящий к созданию нового, то креативность должна рассматриваться как творческий потенциал, внутренний ресурс человека, позволяющий ему отказываться от стереотипов мышления и деятельности и обнаруживать новые их способы.

В некоторых экспериментальных исследованиях (В. А. Моляко) структура творческого потенциала представлена множеством компонентов, среди которых: задатки и склонности личности, как правило, обнаруживающие себя в повышенной чувствительности ко всему новому; интересы и их направленность; любознательность, стремление к созиданию, склонность к поиску и решению проблем, образование ассоциативных массивов; достаточно высокий уровень развития общего интеллекта; настойчивость, систематичность в работе, смелость в принятии решений; склонность к комбинированию, смене вариантов, аналогиям, реконструированию; рациональное использование времени; интуитивизм.

В исследованиях ряда авторов (Г.А. Глотова, В.И. Горовая, И.О. Мартынюк, Л.Н. Мо-сквичева) способность к творчеству (потенция) стоит в одном ряду с готовностью к творческой деятельности. При этом способность к творчеству рассматривается как внутриличност-ная структура и механизм, обеспечивающий актуализацию творческого потенциала, а готовность — как социально-психологическая установка на творческое самоосуществление.

Итак, творческий потенциал способствует творческой самореализации, которая может быть разной: экспрессивной, продуктивной, изобретательной, инновационной, непредвиденной. Независимо от вида творческой самореализации она всегда обусловливается активностью личности — активность восприятия действительности, активность преобразования действительности, активность поведения, эмоциональная активность и т.п. Обращение к понятию «творческая активность» показывает, что она характеризует актуализацию творческого потенциала личности на основе осознания ею ценности феномена творчества.

Установлено, что творческие способности, как и любые другие, поддаются развитию. Эффективность данного процесса зависит не только от его интенсивности и последовательности, но и от условий реализации творческого потенциала, который, в свою очередь, предполагает развитие. Это развитие может осуществляться по-разному: 1) экстенсивный путь развития (осуществляется в процессе социобиологического развития, обучения, целенаправленной тренировки и т.п.); 2) интенсивный путь развития (осуществляется в процессе мобилизации всех задатков и способностей к творческой деятельности). Как свидетельствует практика, оба пути имеют значение для развития творческого потенциала, однако второй путь наиболее предпочтителен.

В развитии творческого потенциала несомненную роль играет мотивация. В отношении того, что побуждает человека к творческой деятельности, имеются разные точки зрения. Одни исследователи считают, что все гениальное создается инстинктивно (Ч. Ломброзо). Другие отмечают, что мотивация к творчеству самовозникает и саморазвивается (М. Рорбах). Некоторые ученые решающую роль отводят мотиву достижения, стремлению к успеху. Например, по Л.Г. Жабицкой [2], мотивом творчества является автокоммуникация.

Несомненную роль в стремлении человека к творчеству является интерес. Интерес -это познавательная потребность, которая побуждает личность проявлять творчество для ее удовлетворения. Г. Мелхорн [4] описывает интерес как врожденное стремление к творчеству, как творческий импульс. Действительно, интерес — одно из генетически ранних проявлений и мотивационный источник развития креативности и поддержания творческой активности на оптимальном уровне. Разнообразие интересов создает условие накопления материала для творческих преобразований. Пробуждение интереса сопровождается эмоциональным состоянием захваченности.

Несмотря на предрасположенности каждого человека к творчеству, тем не менее, не каждый может считаться творческой личностью. Причина, на наш взгляд, состоит в том, что кроме факторов, стимулирующих творческую деятельность, есть факторы, тормозящие творческие усилия. К их числу относятся страх, чрезвычайная самокритичность, низкий уровень образования и интеллектуального развития, неумение планировать и организовывать свою деятельность и лень.

1. Большая советская энциклопедия. — М., 1956. — Т. 42. — С. 54.

2. Жабицкая Л.Г. О критериях диагностики литературной одаренности: Художественное творчество. Проблемы комплексного изучения / Л.Г. Жабицкая. — Л., 1983. — С. 139-151.

3. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. — М.: Рефл.-бук. — К.: Ваклер, 1997, К.: Р8УЫБ, 2003. — 138 с.

4. Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности / Г. Мелхорн, Х. Мелхорн. -М., 1989.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М.: Русский язык, 1988.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества: Тенденции развития психологической науки / Я.А. Пономарев. — М., 1988.

7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. — М., 1972.

Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Стоит ли развивать в детях творческий потенциал? Что такое творческий потенциал? Как его развивать? Ответы на эти вопросы Вы найдете в данной статье.

Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

Развитие активной творческой личности — одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не

погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально?

Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности.

Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности и не могут созреть сами по себе. Их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития его творческого начала.

Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающий ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть — в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в разных видах деятельности.

Творческая личность – это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции.

Педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев , С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) считают, что творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам он не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия.

Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности.

Для того, чтобы развить свой потенциал, необходимо развивать такие качества как:

2.Способность двигаться вперед.

3.Уверенность в себе.

4.Стремление по максимуму использовать появившиеся возможности.

5.Доводить начатое дело до финального конца.

Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов развития творческого потенциала личности.

Среди них можно назвать следующие:

—использование в обучении нескольких приоритетных направлений, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;

—недостаточное владение технологией развития творческих способностей.

Согласно идеям А. В. Запорожца и Л. А. Венгера, жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствуют себя созидателями, открывающими что-то новое в окружающем мире.

Процесс познания предполагает усвоение универсальных действий ориентировки в окружающем, т. е. развитие и совершенствование целого комплекса способностей.

Они позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного детства осознанно относиться к собственной деятельности.

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.

Творческий потенциал ребенка и его развитие. Фундаментальные исследования

По убеждению профессионалов процесс изучения хореографии должен быть направлен прежде всего на выявление индивидуальности ребенка, на воспитание его личности, развитие его специальных способностей, об этом говорили И.В. Тихомирова, А.М. Мессерер, Н.И. Тарасов и др. [7].

Креативность, с научной точки зрения, рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлений ее изучения [1, 2, 3, 5, 7].

За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. К изучению креативности обращались К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б.М. Теплов, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и др. Понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях.

Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области. Первую из них составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности [4]. Представители «познавательного» направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. Наиболее яркими представителями данного направления являются: Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Е. Торренс, А.Я. Пономарев. В их работах представлено в основном влияние интеллектуальных познавательных характеристик на способность продуцировать новые идеи.

Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию «портрета творческой личности», выявлению присущих ей характеристик, определению личностных, мотивационных и социокультурных коррелятов креативности [2, 3].

Наиболее яркими представителями этого (второго) направления являются: Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская.

Д. Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности, он выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них ‒ беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых). А также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

В 1967 году Д. Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности. Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление (это тип мышления, идущего в различных направлениях).

В исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые [1, 3]. Это, в частности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытывают творчески одаренные дети на школьной скамье [6].

Актуальность исследования определяется прежде всего тем, что формирование у детей дошкольного возраста танцевального творчества является необходимым условием гармоничного, глубокого развития и воспитания ребенка, что связано с изучением тех личностных качеств, которые влияют на успешность овладения данной деятельностью. Следовательно, необходимо выявить какие компоненты способностей обеспечивает наиболее высокий уровень достижений в хореографии. Успешность в обучении классическому танцу, как и в других видах деятельности человека, зависит от целого ряда условий. В том числе и от особенностей развития креативности детей.

В исследовании тестировались две гипотезы. Во-первых мы предполагали, что развитие творческого потенциала дошкольников определяется совокупностью внешних и внутренних условий, где под внешними условиями мы понимаем обогащенную творческую среду, а под внутренними условиями – открытость ребенка новому опыту и креативность (творческие способности). Во-вторых, можно предположить, что успешность обучения хореографии взаимосвязана с уровнем развития творческого мышления детей.

Исследование проводилось на базе Пермского государственного ордена «Знак Почета» хореографического колледжа. Испытуемыми были учащиеся младших классов, подготовительного отделения 5, 6, 7 лет.

Были использованы следующие методики исследования: тест креативности мышления (Е. Торренса), метод балльных оценок.

При создании своего теста Е. Торренс опирался на теорию дивергентного мышления Дж. Гилфорда, а также анализ творческих достижений известных ученых, артистов, писателей. Тест диагностирует креативные способности, которые очевидно проявляются в признанной творческой продукции. Субтесты методики Е. Торренса представляют существенный отход от тестов факторного типа (Южнокалифорнийских тестов), предложенных Дж. Гилфордом. Дж. Гилфорд пытался создать монофакторные тестовые задания. Е. Торренс отказался от этой попытки. Каждый его субтест оценивает сразу несколько характеристик креативности (т. е. является полифакторным) и добавляет что-то уникальное к тестовой батарее в целом. Отбор заданий для субтестов был проведен на основе факторного анализа, что позволило включить в батарею задания, слабо коррелирующие между собой. Временные ограничения, введенные Е. Торренсом, позволили стандартизированно измерять креативность и сравнивать разных людей по уровню развития этой способности. В то же время эта особенность теста чаще всего подвергается критике. Несмотря на определенные ограничения, в настоящее время тест Е. Торренса можно без преувеличения считать наиболее фундаментальным инструментом для измерения креативности. Е. Торренс подчеркивал, что ни один исследователь на сегодняшний день не может определить количество и виды тестовых заданий для того, чтобы дать полный обзор характеристик креативного мышления. При этом он полагал, что предложенный им тест отражает большую их часть. Действительно, следует признать, что большое количество разнообразных заданий, содержащихся в тесте, существенно увеличивает вероятность того, что он охватывает все наиболее важные креативные функции.

Для определения успешности деятельности детей использовался метод балльных оценок. Исследовался средний балл по специальным дисциплинам: классический танец, историко-бытовой танец.

Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики с применением программы «СТАТИСТИКА». Для выявления мер взаимосвязи показателей был выполнен корреляционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время существуют экспериментальные данные, которые позволяют рассматривать творческие способности, во-первых, как стремление выйти за пределы существующей проблемы, во-вторых, для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта (люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией), в-третьих, высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития художественно-творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, С.О. Грузенберг, Е. Торренс, Н.С. Лейтес ) [6].

Отечественная психология имеет серьезные накопления в области изучения общих и специальных способностей и в понимании индивидуальных различий творческой одаренности [1, 6]. На сегодня очевидно, что в способностях к сценическому искусству тесно переплетаются внутренние и внешние факторы, образующие и формирующие личность ребенка, его индивидуальность [7].

В данной работе изучалось влияние на успешность творческой деятельности такого показателя хореографических способностей, как креативность мышления. Для этого был выполнен корреляционный анализ показателей творческого мышления и среднего балла, полученного на экзамене по хореографии.

Рассматривая взаимосвязи успешности деятельности с показателями творческого мышления (рисунок), мы видим, что беглость, оригинальность, абстрактность названий, сопротивление замыканию, образная креативность взаимосвязаны с показателями успешности деятельности (оценки на экзамене по историческому и классическому танцу).

– показатели уровня креативности: Б – беглость, О – оригинальность, Р – разработанность, Н – абстрактность названий, З – сопротивление замыканию, ОК – образная креативность

Корреляционная взаимосвязь на уровне р

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskiy-potentsial-lichnosti-i-ego-razvitie
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/25/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-u-detey-doshkolnogo
http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34627

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector