Уход за ребенком с отставанием в умственном развитии. Тема. понятие об умственном развитии и умственном воспитании

ПОНЯТИЕ ОБ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство.

Необходимость компетен­тно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способ­ности к активной умственной деятельности. Один из ве­дущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчерки­вает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчер­пывающей сумме знаний, как это имело место в тради­ционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира во всех звеньях сис­темы просвещения — от дошкольных учреждений до универ­ситетов — отмечаются, с одной стороны, рост информиро­ванности, с другой стороны — снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых до­школьное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педа­гоги, создавшие первые системы дошкольного воспи­тания, — Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем счи­талось ранее. Ребенок может не только познавать вне­шние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, ле­жащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разно­образных задач.

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслитель­ных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обу­чающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологичес­кие факторы: строение мозга, состояние анализаторов, из­менения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосыл­ки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень — до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преиму­щественно творческий характер, но не у всех получают дол­жное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более — какое направление они получат.

Представьте, что ребенку посчастливилось и природа наградила его задатка­ми различения цветов. На основе этих задатков может раз­виться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать про­изведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. Усло­вия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности — вот факторы, от ко­торых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Об умственном развитии ребенка судят по объему, ха­рактеру и содержанию знаний, по уровню сформирован­ное познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способ­ности к самостоятельному творческому познанию. С ран­него возраста у ребенка начинает формироваться совокуп­ность индивидуальных способностей к накоплению зна­ний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном воз­расте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, са­мостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольно­го возраста зависит от комплекса социальных и биологи­ческих факторов, среди которых направляющую, обогаща­ющую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание планомерное целенаправлен­ное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разносторон­него развития, для адаптации к окружающей жизни, фор­мирование на этой основе познавательных процессов, уме­ния применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во мно­гом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитыва­ются закономерности и возможности умственного разви­тия детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные пери­оды. Важно не упустить возможности для умственного раз­вития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогру­зить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полно­ценного развития. Как свидетельствуют данные физиоло­гии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запо­рожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся моз­гом, созревание которого не закончилось, особенности ко­торого еще не сложились, возможности которого еще ог­раниченны. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет сто­ить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не пере­гружать, не переутомлять мозг ребенка!

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ре­бенка со строительным материалом, с конструкторами. Из- за этого у него не развивается пространственное вообра­жение, что может создать трудности при изучения геомет­рии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способ­ность мыслить, переживать на основе художественного сло­ва.

Слушая литературное произведение, ребенок должен представить себе его героев, их внешность, действия, по­нять мотивы поступков, вообразить картины природы. А в его жизни знакомство с художественными произведениями «перепоручили» телевизору. Малышу не надо представлять, воображать, мыслить: все дано на «картинке». В школе пре­одолеть этот пробел в умственном развитии ребенка быва­ет очень трудно: сказывается привычка к облегченному восприятию литературного произведения.

Основная особенность умственного развития ребенка дош­кольного возраста — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их воз­никновения и формирования дошкольный возраст облада­ет особыми возможностями.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо под­черкивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах дея­тельности. Так, у ребенка с развитым воображением скла­дывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания, которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству и т. п.

Для развития нравственного облика ребенка важны пред­ставления о моральных нормах, правилах поведения, о кон­кретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведе­ние, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой), которые становятся осно­вой охраны здоровья, формирования культурно-гигиеничес­ких привычек, усвоения правильных движений.

Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведе­ниями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия — предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдатель­ность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на ста­новлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

Уход за ребенком с отставанием в умственном развитии

Диагноз «задержка умственного развития» может стать для родителей громом среди ясного неба, особенно если ставится в совсем раннем возрасте. Очень часто причина такого диагноза кроется в неправильном поведении женщины во время беременности. Алкоголь, лекарства без показания врача, наркотики могут на раннем сроке запустить неправильное развитие ребенка. Однако часты и генетические нарушения.

У такого малыша все равно много возможностей для жизни, учебы, получения профессии. Родителям необходимо научиться работать вместе со своим малышом, и тогда все получится. Очень важно правильно отнестись к особенностям детей. Например, может стать проблемой агрессивное поведение. Для вашего крохи есть много вариантов: специальные садики, школы, дополнительные занятия. Они помогут ему стать более уверенным в себе, контактным ребенком.

У ребенка задержка умственного развития

Часто такое словосочетание пугает родителей. Ребенку с задержкой умственного развития трудно в обычном садике – что уж говорить про школу. Все дети уже запомнили новое правило, записали предложение, а он все еще не знает, с чего начать. Обиднее всего, если над ним смеются или его обижают. Многие родители просто не принимают тот факт, что у их малыша реальная проблема. А ведь ее можно исправить или существенно облегчить.

Причин появления задержки много, но следствие одно: ребенку просто нужно особенное внимание, особые материалы для обучения, игрушки. Тут работают все вместе – малыш, родители, учителя и врачи. Чем больше усилий, тем проще ему будет. Родители должны быть готовы к тому, что малышу придется нелегко. Главное — вовремя начать с ним заниматься.

Причины данного диагноза могут напрямую зависеть от поведения женщины во время беременности:

  • несоблюдение норм питания;
  • употребление алкоголя, наркотиков (особенно на ранних сроках: в это время формируется нервная система, закладывается мозг);
  • прием лекарств (антибиотики, жаропонижающие, седативные, нейролептики и многие другие виды);
  • халатное отношение к собственному здоровью во время беременности (частые простуды, грибковые и инфекционные заболевания, высокая температура и т.д.).

Такое поведение матери часто ведет к разного рода отклонениям у детей, особенно со стороны поведения, развития нервной системы. Но, конечно, не всегда виновата мама. С такой же частотой появление данного диагноза связано с ошибками развития, генетическими мутациями. Это происходит еще на стадии нескольких часов или дней после зачатия. Мамы таких детей могут вести абсолютно здоровый образ жизни, правильно питаться и посещать врача вовремя. Есть несколько групп риска:

  • поздняя беременность (35-45 лет);
  • слишком ранние беременности (девочки до 17-18 лет);
  • генетические заболевания у родителей;
  • плохие условия жизни (нет возможности хорошо питаться, получать витамины, адекватное лечение);
  • сильный токсикоз во время беременности (организм активно борется с эмбрионом – это может ему навредить).

В любом случае сегодня еще на достаточно раннем сроке беременности можно выявить отклонения развития плода. Это может помочь родителям принять решение, продолжать беременность или прервать. Это сложно, но решать стоит, думая и о ребенке, и о себе: смогут ли родители уделять больному малышу достаточно внимания, есть ли у них возможности для этого (жилье, финансы, здоровье и т.д.). Родители должны полностью осознавать последствия при каждом варианте решения.

Бывает так, что задержка умственного развития не может быть диагностирована сразу. Первое время состояние малыша может быть нормальным, без видимых отклонений. Конечно, пока он грудной малыш, сложно заметить его особенности. Тут обязательно нужно консультироваться с врачом при возможных сомнениях. А еще необходимо регулярно посещать вашего педиатра: он может еще на ранней стадии увидеть проблему.

Кто занимается такими проблемами? Конечно же, неврологи и дефектологи. Если проблема связана с неправильным развитием головного мозга, нервной проводимостью, то невролог назначит лечение. Сегодня многие состояния могут быть скорректированы. Дефектолог же направит вас на обучение в специальный садик и школу.

Нужно понимать, что термин «задержка» не означает, что кроха навсегда потерян для общества. Совсем наоборот. Задержку можно корректировать, как минимум можно помочь ребенку приспособиться. Если вовремя заметить проблему, то специальная терапия и развивающие занятия для детей дадут им возможность влиться в нормальный коллектив.

При необходимости к постановке диагноза привлекается психолог или даже психиатр. Данный диагноз может быть поставлен с помощью общения и специальных тестов. В случае если задержка развития спровоцирована условиями и обстоятельствами жизни ребенка, то ему просто необходима помощь.

Особенности поведения

Очень часто такие детки страдают от своего положения. Они вполне могут осознавать, что отличаются от других. Насмешки других детей, постоянная опека родителей, невозможность делать то же, что остальные указывают им на собственную неполноценность… Задержка умственного развития может быть выявлена поздно, когда ребенок уже пошел в садик. Тогда там он впервые столкнется с проблемами. Даже дети 4-5 лет уже чувствуют отличия и могут начать смеяться, издеваться над малышом.

Бывает, что с таким диагнозом дети становятся агрессивны. Они очень комплектуют из-за своей проблемы, и это мотивирует их пользоваться кулаками.

Тут родителям следует реагировать. Агрессивное поведение становится для ребенка возможностью решать многие проблемы, непонимание, споры. Он просто не умеет аргументировать, искать логику, а вот обидеть, ударить он вполне может. Для таких детей это часто выход из сложной ситуации, где нужно использовать опыт и ситуационную логику.

Поэтому, если не заниматься воспитанием, ребенок с умственной отсталостью или задержкой умственного развития может стать очень жестоким. Особенности его состояния только стимулируют эту жестокость. Бывает, они с радостью примыкают к подростковым бандам в поисках самоутверждения. Но, конечно, редко находят его там.

Родителям нужно понимать, что рано или поздно агрессивное поведение проявится. Это защитный психологический механизм. Главное, в этот момент объяснить, показать, иногда даже наказать ребенка. Вам необходимо всеми доступными методами помочь ему самому понять, что так делать нехорошо. Научите его просить прощения, если он сделал больно, извиняться, искать другие пути решения конфликта.

Что делать?

Очень важно, чтобы врач не просто поставил диагноз, но и ознакомил с ним родителей, объяснил, как именно будет проходить развитие, чего ждать, как быть с диагнозом. Это поможет родителям сжиться с мыслями о том, что происходит с их ребенком. Очень часто без такой подробной информации родители детей с задержкой умственного развития просто не справляются с трудностями.

  • понадобится ли лечение и какое именно;
  • можно ли обучать детей, как их социализировать;
  • как вести себя с малышом, подростком;
  • на что обращать внимание.

Это поможет в первую очередь самому ребенку. Правильное воспитание и развитие может заметно сократить разницу между его возможностями и возможностями других детей.

Чаще всего лечение назначается симптоматическое. У многих малышей отмечаются проблемы с речью – тут вам помогут дефектолог, логопед, специальные методики. Во всех садиках для детей с задержкой умственного развития работает логопед.

Часто с детьми работают психологи. Они помогают самим малышам разобраться, что же происходит. Например, у него поведенческие проблемы, агрессия. Работа с детским психологом или психиатром поможет ребенку обратить внимание на свое поведение, развить эмпатию. Иногда бывают необходимы лекарственные препараты для коррекции поведения.

Если задержка умственного развития идет вместе с другими неврологическими проблемами (ДЦП, синдром Дауна и т.д.), то необходимо комплексное лечение. Очень часто это мышечная слабость, проблемы с суставами. Для детей с синдромом Дауна распространены заболевания ЛОР-органов.

Бывают случаи, когда терапия, лекарственные препараты не нужны, и ребенку необходим просто адекватный уход, правильное обучение и развитие. А еще любящие родители, которые готовы к тому, что он будет отличаться от других.

Специальные учебные заведения

Все начинается со специального садика. Тут главное — научить малыша учиться. Познавательная деятельность у малышей с задержкой умственного развития нуждается в стимуле. Часто у них нет природного стремления учиться, познавать мир, как у здоровых детей. Им сложно дается учеба, нужно по несколько раз объяснять один и тот же материал… В таких садиках всегда несколько воспитателей, есть медсестры, педагоги, дефектологи. Малыша нельзя оставлять одного – нужно, чтобы каждому крохе уделялось максимум внимания.

Специальные школы учат детей не только обычным школьным предметам. Много внимания уделяется общению, поведению, социализации ребенка или подростка. Задержка развития может быть скорректирована. Например, через несколько лет в специальной школе малыша могут перевести в обычную. Или же он попадает в обычную школу, но на надомное обучение.

Главная задача школы – максимально помочь малышу быть самостоятельным. Ухаживать за собой, одеваться, убирать вещи, заботиться о личной гигиене – этим вопросам тут уделяется много внимания.

Кроме школы и садика, есть множество развивающих центров. Многим деткам нужна лечебная физкультура, массаж: это помогает им развивать координацию движений, управляться с собственным телом. Так ребенок чувствует себя более уверенным, «таким, как все». После школы есть возможность продолжить обучение и получить профессию.

Правильное и неправильное поведение родителей

Неправильное поведение родителей – ругать, наказывать малыша, высмеивать его проблемы. Руганью тут ничего не решить: дети часто не понимают причины, почему виноваты, а родители не объясняют, а лишь наказывают. Такое поведение не приведет к положительным результатам даже у здорового ребенка.

Воспитывать малыша с диагнозом «задержка умственного развития» всегда большая ответственность. Нельзя сказать, что это легко и просто. Да, ваш малыш будет отличаться от других, но от вас зависит, насколько. Правильное воспитание, уход, посещение врача, обучение могут серьезно снизить тяжесть проблемы. От ухода за ребенком зависит, насколько полноценную жизнь он будет вести.

Умственное воспитание (стр. 1 из 3)

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Задачи умственного воспитания

Развитие мыслительной деятельности

Воспитание любознательности и познавательных интересов

Формирование системы знаний об окружающем мире

Средства умственного воспитания

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первые план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира, во всех звеньях системы просвещения – от дошкольного учреждения до университетов – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, — A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах A. Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60 % (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень — до 80%). Причем подчеркивается, что умственные способности ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получается должное развить. Оказывается, что от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, – какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось, и природа наградила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Об умственном развитии ребенка судят по объему и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе.

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит значить дружить? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возрастом ребенок приобретает знания об уходе за своим телом, которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретение привычки к здоровому образу жизни.

Задачи умственного воспитания

Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, между предметами и явлениями. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления относится к возрасту около 2 лет.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

— развитие мыслительной деятельности

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар.

Источники:

http://studopedia.ru/4_84866_ponyatie-ob-umstvennom-razvitii-i-umstvennom-vospitanii.html
http://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/otstalost/uhod-za-rebenkom-s-otstavaniem-v-umstvennom-razvitii.html
http://mirznanii.com/a/177474/umstvennoe-vospitanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector