Воспитание характера ребенка. Сильный характер. Как развивать волю ребенка

Совет 1: Как воспитать волю у детей

  • Как воспитать волю у детей
  • Как воспитать ребёнка сильным
  • Как воспитать волю

При этом зрелая воля – это весьма зрелое качество. Естественно, в этом случае нельзя говорить о воле совсем еще маленького ребенка в понимании, которое вкладывается в значение зрелой воли у взрослого человека. Однако можно говорить о зачатках проявлений воли даже у маленьких детей. Такие зачатки выражаются:
– в наличии у ребенка определенного стремления к достижению цели;

– в сохранении данной цели, несмотря на отсрочку либо отвлекающие моменты;

– в способности к отсрочке или задержке своего желания, то есть наличии терпения;

– в способности преодолевать свое нежелание ради достижения цели.

Совет 2 : Становление детской воли

Содержание статьи

Первый этап

Настаивание на своем мнении, отстаивание своих интересов. Когда ребёнок кричит: «Я сам!», это не воля. Это энергия, которая еще неоформленная и превратиться она может, не только в волю, а также и в упрямство. Упрямый человек, делает всё наперекор не только себе, но и окружающим, а иногда даже на зло, а вот волевой человек, делает то, что ему нужно, осознавая и понимая, что надо так, а не иначе.

Второй этап

Чтобы сформировать волю у ребёнка, следует начинать с раннего детства. Ребёнок должен уважать родителей, подражать отцу, конечно же, если отец волевой человек, то он должен показывать пример своему ребёнку. Когда он видит готовность отца принимать важные решения и тому подобное, то это и будет важнейшим элементом, для формирования волевого характера.

Если же, отец мямля, то видя такое поведение, ребёнок также будет этому подражать и чтобы сформировать его характер и волю, потребуется больше усилий, чем у волевого отца. Однако волевой характер отца, тоже может быть не только примером, но страхом перед ним. Подавлением его собственного «я». Постарайтесь донести до ребёнка не страх перед родителем, а осознание нужной твёрдости.

Существуют люди, которые подавляют свободную индивидуальность, так сказать сторонники свободного воспитания. У таких родителей волевых детей не будет, для них слово «надо» лучше превратить в «хочу», так как оно ассоциируется с удушающим насилием, что для них не приемлемо.

Третий этап

Уважение к разуму, обязательства, результаты и их достижения. Когда для ребёнка воля – ценность, когда он понимает, почему и для чего так живёт и так делает, если он имеет всё это, то он может перейти к заключительному этапу.

Заключительный этап

Противостояние к своим желаниям, эмоциям, которые несвоевременны или же неуместны. Соответственно делать надо так, как нужно, а не так, как хочется. Это и есть проявления силы воли.

Сила воли есть у тех детей, которые могут заставить себя встать с постели утром и сделать зарядку, потому что они знают что им это нужно, для того что бы быть здоровыми, хотя они могли потратить это время, на потягивания в кровати.

10 советов родителям детей с сильным характером

Если у ребенка сильный и волевой характер, важно знать, что он далеко не всегда будет согласен с вашей точкой зрения. Это не обязательно плохо. Но заставить его измениться будет очень и очень непросто — воспитание может превратиться в борьбу за власть. Важнее всего, чтобы ребенок чувствовал, что вы его понимаете.

Как вести себя с таким ребенком? Старайтесь максимально проявлять эмпатию и предлагать несколько вариантов на выбор. Если он отказывается идти спать, предложите почитать сказку на ночь или напомните, что в его комнате ждет любимая плюшевая игрушка.

Попробуйте создать такой сценарий, в котором выиграют все. Пытаясь в чем-то убедить ребенка, тщательно выбирайте аргументы — такой ребенок ждет от вас честности. В любом споре постарайтесь проявлять понимание. Объясните, почему нельзя обижать младшего брата или сестру — им очень неприятно.

Дисциплина — важная часть воспитания, но не менее важно уметь найти понимание с детьми

С появлением детей жизнь кардинально меняется. Вполне допустимо объяснить это ребенку. Главное — ясно дать понять, что вы все равно его очень любите и заботитесь о нем.

Дисциплина — важная часть воспитания, но не менее важно уметь найти понимание с детьми.

Вот 10 советов, к которым стоит прислушаться родителям детей с сильной волей:

1. Всегда помните о возрасте малыша. Чем младше ребенок, тем больше он зависит от вас и тем меньше способен делать или понимать что-то самостоятельно.

2. Учитывайте, на каком месте по старшинству находится ребенок среди братьев и сестер. Старшие дети в семье обычно любят командовать, а младшие чаще бывают более беззаботными. Этот шаблон действительно очень распространен. И это не случайно — родители обычно более требовательны к старшим детям.

3. Для него важна честность и справедливость. Если волевой ребенок ощущает несправедливое обращение, он начинает защищаться. В этом случае надо найти взаимопонимание. Если он уже достаточно большой, чтобы это понять, объясните, почему вам необходимо было поступить именно так.

4. Он хочет ощущать свою независимость. Поэтому такие дети не любят, когда им напоминают почистить зубы. Если он недоволен такими советами, лучше просто дайте ему краткий список того, что нужно сделать. К примеру: каждое утро мы чистим зубы, завтракаем, одеваемся, и т.д.

5. Ему нужно, чтобы вы к нему прислушивались. На самом деле ему важно, как вы к нему относитесь. Он хочет, чтобы вы были им довольны. Уделяйте время, чтобы выслушать ребенка и придать ему уверенности.

6. Ему важно, чтобы его уважали. Если ребенок ощущает ваше уважение, у него не возникнет потребности ругаться и спорить. Очень часто дети с сильным характером сражаются с родителями именно потому, что пытаются добиться уважения.

7. Ему нужна упорядоченность. Когда ребенок твердо знает, чего вы от него ожидаете в конкретной ситуации, ему легче контролировать собственное поведение.

8. Ему важно знать, что его слово тоже имеет вес в семье. Это помогает ребенку чувствовать ваше уважение. Не стоит просто говорить, что вам не нравятся его идеи — попробуйте реализовать их на практике. Ну и что, что они не идеальны? Зато ребенок будет просто счастлив.

9. Дайте ему учиться на собственном опыте. Большинство детей с сильной волей предпочитают учиться на собственном опыте. Поэтому, когда вы говорите им держаться подальше от горячей плиты, они, наоборот, могут подойти поближе. В тех случаях, когда речь не идет об опасности для жизни и здоровья, дайте ребенку сделать то, что он хочет.

10. Все хорошо. Все идет так, как и должно. Постоянно сражаться с родителями нормально для ребенка с сильной волей. В свою очередь, вы должны научить его не только регулировать свои эмоции, но и осознавать их.

Я всегда говорю, что хороший родитель — тот, который совершает ошибки и который их признает. Главное — извлекать из них уроки и стараться все исправить. Так вы покажете ребенку, что ошибаться нормально. А это один из самых важных уроков, который вы можете ему преподать.

Лиэнн Эвила – семейный психотерапевт с 10-летним стажем. Живет и работает в Калифорнии. Подробнее на ее сайте .

8 чувств, которых я не ожидала от материнства

Рассказы о тяготах материнства в последнее время в тренде: с ребенком некогда поесть и поспать, слово «маникюр» выпало из привычного лексикона, и так далее, и тому подобное. Я хочу рассказать о другом. О том, какие внезапные эмоции поселились во мне после рождения детей.

Образ матери: как он влияет на дочь?

Становление женщины невозможно без материнской фигуры. Что бы ни происходило, всегда присутствует образ той, через кого девочка понимает, что это такое — быть женщиной. В зависимости от того, какие отношения между матерью и дочерью, будут заложены основы женственности.

Воспитание воли как стремление преодолевать

Как воспитать в ребенке волю и не перепутать ее со своеволием?

Как воспитать в ребенке волю? Как не перепутать ее со своеволием? Какие трудности необходимо преодолеть родителям, чтобы вырастить из своего малыша человека, способного самостоятельно преодолевать уже свои трудности?

Возможно ли, например, у маленького ребенка воспитывать волю? Оказывается, возможно и нужно, потому что если с самого раннего детства не приучать малыша к выполнению каких-либо несложных задач, не приучать его сдерживать некоторые неразумные порывы, то в дальнейшем будет труднее такого ребенка приучить к систематическому труду и учению.

Первым волевым актом в жизни можно считать усилие, которое малышу приходится приложить, чтобы выбраться на белый свет. Это еще инстинктивное действие “включает” полевое поведение ребенка.

Волевые качества не даны нам от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания.

Главный фактор в воспитании воли — режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине.

С грудничками не придется предпринимать чего-то специального. Просто помните о некоторых особенностях развития детей, В основе любого волевого усилия лежит желание. Без него человек не способен преодолеть себя, а ведь именно умение сделать что-то вопреки собственной лени, страху мы подразумеваем, когда говорим о воле. Чтобы у ребенка возникли желания, ему необходимы впечатления. Согласитесь, трудно захотеть чего-нибудь, когда мир, окружающий тебя, однообразен и безрадостен. Музыка, разнообразные на ощупь предметы и игрушки, тепло родительских рук — все это способствует пробуждению желаний малыша. Особенно в этом нуждаются дети с пониженным тонусом, чересчур спокойные, те, которые обычно не беспокоят родителей, много спят и не требуют повышенного внимания.

Как только ребенок начнет передвигаться самостоятельно, возникнет проблема запрета и контроля за действиями крохи. Не переусердствуйте, запрещая, дайте ребенку почувствовать силу собственных желаний.

У двухлетней Иры сохранилась вредная привычка — сосать во время сна большой палец. Мама, перед тем как уложить девочку спать, стала завязывать ей этот палец. Каждый раз малышка хныкала: “Не завязывай, я не буду!” Однажды мама согласилась, не стала завязывать, но предупредила: “Так и быть, не завяжу, но если ты все-таки возьмешь пальчик в рот, в следующий раз придется его завязать”. Ночью девочка разбудила мать:

— Что сейчас было,— сказала она таинственно,— пальчик сам полез в рот, а я его плюнула!

Девочке пришлось совершить волевое усилие, чтобы устоять перед соблазном. Она выдержала испытание и заслужила похвалу.

В процессе воспитания детям иногда надо создавать такие условия, чтобы они могли напрягать свою волю, ибо волевые качества воспитываются только постоянной тренировкой.

— Какие-то! — обиженно кричит Таня и сердито разрушает нехитрое сооружение из кубиков. До чего непослушные эти кубики: никак не хотят подчиниться, падают и все. Мама потихоньку наблюдает за ней.

— А ты построй еще одну башню. Только строй аккуратно. Вот так, ровно клади кубики. Правильно. А этот еще подравняй.

— Получилось! — радуется девочка.

Нередко приходится наблюдать такое явление. Малыш пытается сам одеться. Вот он, кряхтя, натягивает чулок. Ничего не получается. Вмешивается мама.

— Я сам! — протестует ребенок.

— Сиди спокойно, а то гулять не возьму.

Почему некоторые родители так боятся, что малышу будет немножко тяжело? Пусть покряхтит, повозится. Пусть на десять минут позже оденется. Зато “сам”. Ведь волевое усилие развивается не только в преодолении физических трудностей, но и путем борьбы с трудностями внутренними, психологическими.

Ни в коем случае не пропустите момента, когда ребенок сказал “я сам”. Это очень важный момент. Помогите малышу, подскажите, как лучше и легче сделать что-то самому. Не подавляйте инициативу, похвалите его. Это доставит ребенку большую радость.

С “я сам” начинается самостоятельность. Качество очень важное, тесно связанное с настойчивостью, упорством и трудолюбием.

Полуторагодовалому малышу не так уж трудно сложить в ящик игрушки. Предложите ему это сделать, помогите. Сложить на стул одежду перед сном тоже нетрудно. Ребенок с удовольствием это сделает сам. Пусть сначала плохо, неумело. Ничего страшного, постепенно научится и привыкнет. Привычка имеет очень большое значение в воспитании самостоятельности. Привыкнув каждый раз убирать свои игрушки, складывать одежду перед сном и т.д., ребенок перестает нуждаться в напоминании о необходимости выполнить эти несложные обязанности. Он будет выполнять их сам и без принуждения.

Приучить ребенка к самостоятельности можно очень рано. Я знаю одну семью, где полуторагодовалый мальчик самостоятельно ест, ни мама, ни бабушка совершенно не вмешиваются в эту процедуру. Они только подставляют и убирают тарелки. Маленький Саша крепко держит в руке ложку, движения его уверенные и точные.

— Все! — объявляет он после обеда и добавляет “си”, что на его языке означает “спасибо!”, требует, чтобы его сняли с высокого стула, вплотную придвинутого к столу. Он очень самостоятельный человек, этот Саша. Если, бывает, заигравшись, он иногда оконфузится и напустит лужу, то с деловым видом бежит на кухню за тряпкой.

Часто родители жалуются на отсутствие аппетита у детей.

— Сидишь с ним, уговариваешь. Пока пообедает — все сказки по два раза расскажешь.

— А предоставьте ему самостоятельность, пусть сам ест.

— Да что вы! — с негодованием отмахивается мать.— Уж всеми правдами-неправдами кое-что все-таки заставишь съесть, а сам он и не прикоснется к еде.

А выглядит это приблизительно так. Замученная мама усталым голосом тянет:

— . Была у них курочка-ряба. Да сиди ты спокойно! Не трогай ложку! Оставь тарелку в покое! Снесла курочка яичко. Кому говорю, убери руки. Не простое яичко, а золотое. Не трогай ложку!

А малыш не слушает сказку. Его совершенно не волнует судьба курочки-рябы. Он тянется к ложке. Ему хочется самому попробовать есть. И не еда его интересует — процесс еды. А маме и невдомек, что если дать маленькому ложку и предоставить свободу действий, толка будет больше. Пусть даже на первых порах не все калории, предназначенные на сегодня, попадут по назначению (не все сразу). Зато постепенно, раз за разом, он научится самостоятельно орудовать ложкой и, уверяю вас, будет есть гораздо лучше.

Моего знакомого Сашу сажают на высокий стульчик за общий стол вместе со всем семейством. Все едят, и Саша старается.

— Да! — кивает мальчишка.

И кто это придумал, что ребят нужно непременно кормить отдельно и вперемежку со сказками и песнями, а из еды делать какой-то священный ритуал! Это и скучно и вредно. Малыши с удовольствием будут есть за общим столом. Они любят и умеют подражать, очень наблюдательны, стараются повторить действия, приемы окружающих. Ничего удивительного нет в том, что в яслях, так сказать, в компании, дети едят лучше, чем дома.

Физическая ловкость для дошкольника — важный шаг в воспитании волевых качеств. Ребенок, умеющий управлять своим телом, легче научится управлять эмоциями и желаниями. Дайте возможность ребенку стать ловким, определите его в спортивную секцию.

Да, воля ребенка 3-7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание, память, мышление — отличаются большой непроизвольностью.

Вместо решительности взрослого у ребенка импульсивность поведения. Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка. В силу слабости воли малышу обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съесть конфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную игрушку. Многие действия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостью воли. В яслях плач одного ребенка вызывает часто плач всех остальных детей. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Еще более внушающее влияние оказывают на него окружающие дети. Поэтому недаром так много говорят о решающей роли примера поведения взрослых, а также других детей в воспитании малыша.

Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли.

Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Коллективная ролевая игра и игра с правилами является настоящей школой воспитания воли дошкольника.

Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях. Организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, мы постепенно приучаем ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности.

И конечно, хотите вырастить волевого и целеустремленного ребенка, забудьте фразы типа: “У Даши получается лучше”, “Ты не сможешь сделать это, как Петя”, “Ты никогда ничего не доводишь до конца”. Каждая из этих фраз — негативная программа, которую вы предлагаете своему ребенку. А маленькие дети настолько верят своим родителям, что не подвергают сомнению сказанное ими даже тогда, когда это несправедливо.

Источники:

http://www.kakprosto.ru/kak-71947-kak-vospitat-volyu-u-detey
http://www.psychologies.ru/articles/10-sovetov-roditelyam-detey-s-silnyim-harakterom/
http://www.7ya.ru/article/Vospitanie-voli-kak-stremlenie-preodolevat/

Ссылка на основную публикацию