Быстрее, мы опаздываем, или почему нельзя торопить детей. Надо ли постоянно торопить ребенка

Осознанное воспитание

13 апреля 2014 . Раздел Психология

Наша жизнь стала похожа на бег с препятствиями, мы бежим и торопимся обогнать друг друга, все успеть. Но вот появляется ребенок, он растет, и мы включаем его в нашу гонку. «Быстрее, мы опоздаем в сад». «Ешь быстрее, а то не успеем на занятия». Знакомо? Конечно, знакомо. А еще нужно записать его в тысячи кружков, ведь не знаешь, что может пригодиться, или мама и папа решили записать его во все кружки, в которые хотели сами. Жизнь становится похожа на бег с препятствиями. А что делать, если ваш малыш при этом не может включиться в этот бешеный ритм, который вы ему навязываете.

Остановитесь, подумайте, нужно ли это ребенку, который по своей природе медлителен и ему отнюдь не так просто, быстро переключаться между кружками, быстро есть, бежать за опаздывающей мамой.

Чем же грозит вашему ребенку постоянная торопливость? Не каждый ребенок обладает возможностью быстро «схватывать» материал и начинать применять его на практике. Некоторым детям нужно не только более тщательное объяснение, но и некоторое время для принятия информации и оформления ее в некоторую систему для применения. Это вовсе не означает, что ребенок глупый, просто он такой. Но вспомните школу, кто первый понял, ответил, того и хвалит преподаватель, а другие дети остаются как бы на заднем плане. Вывод который делает при этом ребенок достаточно прост, кто быстрее того хвалят, а значит не надо вникать, нужно как можно быстрее ответить. А все это грозит пробелами в знаниях не только в частях, но и в целом. В такой работе задействуется только краткосрочная память, а длительная память из работы исключается, а значит, полученные знания просто «выветриваются» из головы. Одна часть туда не попадает, другая «выветривается», получается, что задача родителей успеть вложить как можно больше знаний, не выполнима.

Поведение родителей внушает ребенку, как теорему, что страшнее опоздания ничего нет. С точки зрения психологии, такие дети будут стремиться, все делать раньше других, это может коснуться такого важного момента как выбор спутника жизни. Проявится, это может по-разному. Один из вариантов, это раннее создание семьи, нужно успеть, и соответственно не так тщательно такой человек смотрит на личностные характеристики своего спутника. Другой вариант заключается в том, что такой ребенок став взрослым, так и не сможет создать семью, ведь постоянно нужно пробовать, что-то новое, нужно успеть, постоянная спешка в никуда. Такого ли будущего вы желаете своим детям.

Бег времени вовсе не исключает возможности для медлительных детей развиваться и расти в комфортной для них атмосфере и задача родителей помочь им, а не навязывать не свойственные им стереотипы.

Не переламывайте своего ребенка, дайте ему быть собой.

Быстрее, мы опаздываем, или Почему нельзя торопить детей

Буквально каждый взрослый сталкивался с проблемой детской медлительности. Это естественно, ведь мы, взрослые, живем в мире достижений, длинного списка дел и четких временных рамок. Тем разительнее непохожесть мира глазами ребенка, без всяких ограничений, внешних целей и понятия времени как такового. Здесь обитают только детские мысли и мечты, маленькие повседневные радости и огорчения, а еще пестрая вселенная, зовущая погрузиться в нее с головой, наблюдать, пробовать, любоваться… «Быстрее!» — этот оклик вдруг вытягивает ребенка из привычной среды, заставляя подчиниться взрослым законам.

Ах, если бы кто-то взрослый мог проникнуть в детскую головку в этот момент и прочитать возникшие чувства: испуг от резкого слова, полное недоумение, подскочившая тревога, внезапное огорчение и режущее чувство вины. Однако эта статья не про хрупких детей и ужасных родителей. Скорее про разницу наших миров и способы сохранить душевную теплоту общения при всей их непохожести. Родительское раздражение по поводу детской неспешности вполне можно понять. Ведь нам постоянно приходится находить компромисс между стремительным бегом повседневной жизни и необходимостью ребенка побыть в своем мире. Некоторые чуткие родители признают эту потребность и право ребенка побросать камушки в большую лужу у подъезда, сорвать яркий цветок, хорошенько потоптавшись по свежей траве, как следует рассмотреть пчелу на дороге (у нее, кажется, сломано крыло), по пути определить марки всех машин и поделиться со встречной тетей радостью по поводу новой игрушки. Однако рано или поздно дети вынуждены встретиться с понятием времени, этим колесом в вечном движении, которое торопит, не дает насладиться жизнью. И вскоре родитель, сам не замечая того, подгоняет, понукает и прикрикивает на ребенка, и не обязательно в случае действительной нехватки времени, а просто потому, что ждать невыносимо, пока ребенок наиграется, когда вышли по делу.

А ведь бывают и по-настоящему стрессовые ситуации. В саду, когда все уже завтракают, а Петя в раздевалке рассматривает картинки на шкафчиках. «Ты что, уснул?!» — папин голос возвращает к реальности. В школе все обстоит гораздо серьезнее: Соня чуть позже открывает тетрадь, и вот уже половина задания не написана, а дальше как снежный ком.

Читать еще:  Ребенок не хочет идти в детский. «А ты за мной вернешься?». Чего делать нельзя

Детская медлительность – одна из тех проблем, которые, будучи особенно злободневными и знакомыми абсолютно всем, носят весьма тонкий характер. Что считать медлительностью? Ребенок делает не спеша назло, или он на самом деле не может иначе? Почему дети разные по скорости? Как медлительность связана с интеллектом? Насколько хорошо медленные дети приспосабливаются во взрослой жизни? Можно ли повлиять на скорость ребенка, если да, то как? Подобные вопросы очень тревожат родителей, и для их прояснения стоит разобраться в причинах медлительности конкретного ребенка.

Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство! (Я.Корчак)

Саше три, и она все делает медленно. В сад и из сада одевается дольше других детей, отвлекаясь поминутно на любое внешнее событие. Не торопясь идет по улице, будто нехотя следуя за мамой. Очень долго собирает игрушки и укладывает кукол спать, не принимая во внимание ни мамины уговоры, ни наказание в виде лишения книжки перед сном. Мама старается быть терпеливой с Сашей, лишний раз не одергивать и не кричать на нее, но иногда, когда терпение на исходе, недовольство прорывается само собой. Когда мама начинает ругаться, дело вовсе не сдвигается с мертвой точки. Саша обижается и как будто даже не хочет стараться. В данном случае вероятной причиной является детская физиология, которая чаще всего связана с ранним возрастом, а может являться постоянной особенностью. Речь идет об особенностях развития определенных долей головного мозга, отвечающих за реакцию и моторику ребенка. В раннем возрасте они по определению не могут быть зрелыми, поскольку находятся в процессе развития. Вполне вероятно, что Саша старается, но с точки зрения умелого взрослого это выглядит иначе. Именно поэтому Саша обижается, ведь за старания обычно хвалят, а не ругают. В этой ситуации мама могла бы помочь дочке, отведя больше времени на одевание или сборы ко сну, или разделить глобальную задачу одевания на более мелкие, чтобы ребенку было проще удержать задание в голове, не отвлекаясь. Следить за его состоянием, ведь для маленького ребенка дневной объем задач слишком велик, а уставший ребенок, как, впрочем, и взрослый, не способен выполнять задания неизменно быстро и четко.

Остановись, мгновенье, ты прекрасно. (Гете, «Фауст»)

Ане уже пять с половиной, и ее все зовут «копуша». На детском празднике она не успевает занять свой стульчик, на прогулку все ждут только ее, мама долго не получает ответа на заданный вопрос, все попытки «растормошить» девочку ни к чему не приводят. Маме тяжело с Аней, но больше всего она боится, что дочка будет отставать в школе, не сможет осваивать новые знания, не станет успешной в жизни. Поэтому она старается приводить дочери в пример более быстрых детей, постоянно напоминать о времени, в игровой форме, через соревнование побуждать ее ускорять темп. Проблема в том, что Аня не становится быстрее, и мама уже не знает, как быть. Мама вспоминает, что дочка была такой всегда, мало лепетала, могла часто играть одна или «уходить в себя», не обращая внимания на игрушки и других людей, позже, чем остальные дети, начала говорить. Медлительность с младенчества часто свидетельствует о низкой подвижности нервных процессов, которая зависит от скорости импульсов в нервной ткани. Эта характеристика является врожденной особенностью человека и сохраняется в течение всей жизни. При этом замедленность нервной системы никак не затрагивает интеллектуальное развитие. Во взрослой жизни также встречаются медленные, очень рассудительные люди, флегматичные по темпераменту и нередко весьма успешные. Насколько такие люди адаптированы в жизни, зависит от того, каким было их детство. К сожалению, главная проблема этих детей в том, что с их замедленным темпом не справляются их родители. Даже невинное «быстрее» для такого ребенка оказывается стрессовой ситуацией, поскольку он физиологически не может быстрее. Повышение тревоги ведет к попытке с ней справиться через еще большее торможение нервных процессов. Сравнение с другими детьми или ситуация острого соревнования становятся тотальным стрессом, который оборачивается в конечном итоге заниженной самооценкой и невротическим конфликтом. К сожалению, система образования и воспитания не учитывает потребности таких детей, в жизни которых постоянно присутствует этот внешний стресс и люди, которые его создают. В этой ситуации защитить могут только родители, если они постараются понять своего ребенка и осмелятся противостоять системе. Помочь можно, приобщая ребенка к подвижным играм, которые ему по силам, а также заботясь о достаточном количестве времени для всех необходимых действий, в том числе для школьных занятий.

Найди слова для своей печали, и ты полюбишь её. (О.Уайльд)

Никите семь с половиной, он подвижный мальчик, заводила в классе. Но когда наступает время собираться в школу, приходится долго ждать, пока он оденется, и постоянно напоминать о забытых вещах. Это особенно раздражает окружающих, потому что, когда ему надо, мальчик очень быстро справляется с делами. Такая ситуативная медлительность связана с конкретным событием, вызывающим негативную реакцию. Медленные действия в таком ключе служат неосознанным протестом против определенного занятия или положения вещей. Это может быть как внешний источник (школа, сад, поход в поликлинику или на нелюбимую секцию), так и внутрисемейная обстановка (например, конфликты с родителями, развод родителей, рождение младшего ребенка или болезнь близкого человека). Торопить или ругать ребенка в таких ситуациях также представляется малоэффективным. Скорее необходимо воздействовать на источник проблемы: разговаривать с ребенком о ситуации, ее причинах и чувствах ребенка. Когда ребенок уверен, что его чувства поняты и приняты взрослыми, ему легче справляться с жизненными трудностями, преодолевать препятствия и идти дальше. Здесь медлительность служит очень полезным сигналом о том, что не все в порядке, символом препятствия и просьбой о помощи. Если вовремя увидеть этот сигнал, можно не только справиться с проблемой медлительности, но и поддержать ребенка в его уверенности в себе и сделать отношения с ним по-настоящему доверительными.

Читать еще:  Почему нельзя стричь детей до года? Развеиваем мифы и приметы. Когда стричь ребенка первый раз и верить ли приметам

Взросление — ужасно трудная вещь. Куда легче перескочить из одного детства в другое. (Ф.С.Фицджеральд)

Трехлетний Ваня по часу собирается на прогулку и может целый вечер не убирать игрушки, несмотря на настойчивые напоминания мамы. А с папой и бабушкой все делает по первой просьбе и в два раза быстрее. Иногда мама расценивает такое поведение как капризы из-за недостатка сна, обычной усталости или воздействия других членов семьи. В ход идут различные методы воспитания: ласковые уговоры, разъяснения (погулять не успеем), поощрения и наказания. Тем не менее, ситуация с каждым днем все больше накаляется и вскоре перерастает в настоящую проблему. У многих родителей появляется соблазн «закрутить гайки», применяя жесткие, в том числе и силовые методы, однако в этот период многое зависит от способности взрослого не обострять противостояние. Причиной медлительности малыша при контакте с определенным взрослым (чаще всего мамой) бывает протестное поведение, часто в возрасте трех лет, когда ребенок пытается отстоять право на собственные решения и собственный темп, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность. Потребность ребенка в независимости состоит в более широких полномочиях и одновременно в большем количестве обязанностей. Подросшему малышу важно почувствовать себя компетентным, самостоятельно одеваясь, умываясь, ухаживая за собой за столом. Полезными будут правила, предоставляющие ему право на собственное решение в большинстве случаев, например, выбор одежды и игрушек на улицу, места прогулки, занятий дома, возможность одеваться в своем темпе, если обстоятельства позволяют. Иногда бывает трудно дать ребенку достаточно пространства и времени, хочется помочь ему или сделать за него, ведь это будет и лучше, и быстрее. Такое нетерпение оборачивается «медвежьей услугой», поскольку лишает его возможности приобрести необходимые навыки, а кроме того, вселяет неуверенность в своих силах. Если родители боятся ослабить давление, их стремление контролировать каждый шаг ребенка может привести либо к его полному подавлению, либо к жесткой оппозиции, которая сохраняется на протяжении всего детства и создает проблему медлительности также в дошкольном и школьном возрасте. Напоследок необходимо подчеркнуть ряд общих свойств, присущих всем случаям детской медлительности. В основе медленного поведения детей всегда лежит более или менее глубокая причина, носящая естественный физиологический или психологический характер. В подавляющем большинстве случаев медленное поведение ребенка неосознанное и не несет в себе цели навредить родителям. Даже получая порцию негодования в ответ на замедленный темп, дети безоговорочно, всецело и преданно любят своих родителей. Сообщить ребенку о количестве отведенного времени, дать информацию о том, что существуют «медленно» и «быстро», «успевать» и «опаздывать» бывает совершенно необходимо, если это не служит способом вымещения злости, перекладыванием на ребенка ответственности за опоздание, средством обвинения или выражением нашего отвержения. Когда эта невидимая грань переходится, такое заурядное, обычное родительское недовольство медлительностью своего ребенка незаметно превращается в наглядную повседневную демонстрацию отсутствия к нему любви.

Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?

Мы живём в постоянной гонке за информацией: в фантазиях или в реальной жесткой конкуренции нам нужно успеть сделать тысячу дел в день и все с пометками «важно» и «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем детей в такую же гонку: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть — на прогулку, в детский сад, на занятия, магазин сейчас закроется. Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Давай быстрее!

Возможно, нашим детям предстоит жить в ещё более быстром мире, чем сейчас живем мы. Но эта постоянная гонка порождена тревогой, которую мы уже не замечаем, тревогой, которая стала нормой для всех: «Какая еще тревога? Я вообще не тревожусь, надо просто успеть, нельзя же иначе!»
Но все маленькие дети все делают гораздо медленнее, чем мы. Хотя бы потому, что у них меньше опыта, навыков, они ещё не достигли совершенства в том, с чем мы давно справились, и теперь нам кажется, что мы-то умели это почти с рождения. Такая замедленность — это лишь определенный период развития ребенка. В возрасте от полутора лет до трех с половиной лет мелкая моторика развита недостаточно. Пальцы малышей еще плохо справляются с застегиванием пуговиц и молний, складыванием вещей аккуратно.

Если ребёнок делает что-то медленно, возникает ощущение, что он это делает назло. И это очень раздражает! Родители чувствуют своё бессилие, когда ребёнок как будто не понимает, что все торопятся и надо всё сделать побыстрее!

Особенно злит, когда мы сталкиваемся с ситуациями, когда ребёнок вдруг взял и сделал что-то и правда быстро. И потом его периодически этим попрекают: «Ну ты же можешь, когда хочешь! Ты делаешь быстро, если ты этого почему-то захотел!» Во-первых, он тогда захотел! И это важно. Во-вторых, один раз он, возможно, может потратить силы, собраться и сделать, но на постоянной основе ему не хватает внутренней энергии, скорости психических реакций.

Читать еще:  Можно ли бить ребенка в целях воспитания, или почему нельзя наказывать детей ремнем: мнение психологов. Лекарство от агрессии, или Как не бить своего ребенка

Почему он такой медленный?

  • Иногда так случается, что обычно довольно быстрый ребёнок неожиданно стал «копушей» — замедлился. Часто это неосознанный способ детской психики справиться со значительными переменами, которые произошли в жизни ребенка. Это может быть, например, развод родителей, переезд, конфликты в семье или в садике и школе, с одноклассниками или учителями. Замедление — это способ заглушить тревожность. Если опасность прошла, обстановка вернулась к приемлемой для ребёнка, вы заметите, как он восстановит свою активность.
  • Бывает, что временный эффект замедления ребёнка появляется только в неприятных ситуациях. Например, он ненавидит одну из воспитательниц в детском саду. И в дни ее дежурства собирается в детский сад очень и очень медленно. Если это ваш вариант — обратите на это внимание! Постарайтесь выяснить, какие неприятные переживания связанны с садом. Возможно, придется принять какие-то меры — поговорить с воспитателем, заведующей, перейти в другую группу.
  • Ещё один вариант временного замедления: родители много работают, но очень ответственно относятся к своей родительской роли. И когда приходят домой, то садятся с ребёнком за уроки, а на любую другую совместную деятельность времени у них просто физически и психически не хватает. Ребёнок пытается продлить мгновения присутствия родителей рядом — так что делает уроки медленно-медленно. Даже если родители недовольны, они хотя бы рядом, а не на работе. В этой ситуации важно пересмотреть виды совместной деятельности с детьми, придумать какие-то игры, прогулки, занятия — то, что можно делать вместе, чтобы уроки перестали растягиваться до бесконечности.

Но есть дети, которые делают всё ещё медленнее, чем многие их сверстники в детском саду или школе. И делают медленно всегда, постоянно. Таких медлительных детей около 20−22%: примерно каждый пятый ребёнок в детсадовской группе или школьном классе. Самые быстрые уже оделись и стоят, парятся в комбинезонах и шапках, а медленные еще натягивают колготки. Самые быстрые уже кидаются бумажками друг в друга, потому что решили задачи и им скучно, медленные написали половину условия задачи.

То, что очень хочется сделать взрослым в таких ситуациях, это попытаться ребёнка разбудить, активировать: «Ну давай, ты сможешь! Я же жду! И все тебя ждут! Поторапливайся!» Особенно если взрослые вокруг ребёнка сами очень подвижные и быстрые. Им трудно понять, что кто-то может так медленно думать, одеваться, собираться. Но дело в том, что темп деятельности человека во многом зависит от особенностей мозга, скорость передачи мозговых импульсов не регулируется сознательно. То есть ребёнок не может себя сознательно заставить быстрее думать. Если ему придётся в силу обстоятельств двигаться быстрее, то ему сразу после необходимо будет время на отдых и восстановление.

Как ему помочь?

Если ребёнка начинают поторапливать, то это приводит к замедлению скорости его реакции. Потому что он чувствует тревогу, понимает, что им недовольны, сделать с этим ничего не может и попадает в интенсивный стресс. А если его торопят и дергают постоянно, то это может привести к разным неврозам, замыканию в себе. Представьте себе, что вам начальник сказал, что отчёт надо сдать завтра, иначе вас лишат премии/уволят/напишут выговор, а вы точно знаете, что на отчёт вам нужно три дня. Есть большая вероятность, что у вас повысится давление, начнётся аритмия и бессонница. А у ребёнка происходит всё тоже самое — каждый раз, когда его торопят. Медленные дети и без этого постоянно живут в цейтноте, они постоянно последние, что-то не сделали, не успели, и чувствуют себя от этого неуспешными. Медлительным детям чаще нужна поддержка специалистов: психолога, педагогов, индивидуальные занятия в их темпе.

Медлительные дети ничуть не глупее быстрых. Они все могут то же самое, но им нужно немного больше времени. И у них есть свои преимущества! Они медленнее думают, но не принимают эмоциональных импульсивных решений. Они медленнее делают, но часто делают более тщательно и основательно.

Чтобы ребёнку было комфортнее жить и развиваться, необходимо обеспечить его стабильными условиями для обучения, придерживаться постоянного графика жизни и занятий. Лучше будить ребёнка на полчаса раньше, чтобы утром было время «на раскачку». Если вы быстрый родитель и у вас медленный ребёнок, то вы можете почувствовать, что темп ребёнка вас раздражает. Выйдите в другую комнату на минутку — удалитесь физически, чтобы взять свои чувства под контроль, затем вернитесь обратно. Займитесь чем-нибудь полезным рядом с ребёнком: наведите порядок в шкафу, протрите пыль — займите руки, время пройдёт для вас быстрее, а ребёнку будет спокойнее, что вы рядом и не торопите. Если ученик не успевает за темпом класса, то родителям стоит держать руку на пульсе: знать, что проходили на уроке, организовать ребёнку время и возможность, чтобы он доделал то, что не успел дома.
С годами скорость психической деятельности у ребёнка может возрасти, мозг ведь развивается, меняется. Чаще всего медлительный ребенок начинает выравниваться с другими детьми по темпу к концу третьего класса или началу четвёртого, многим из них большую пользу окажет работа с нейропсихологами, которые в помощью специальных несложных физических упражнений помогут натренировать подвижность нервных процессов. Но и сами школьные занятия дают такой эффект тренировки.

Читайте также:

Фото: STUDIO GRAND WEB, stockfour, Tomsickova Tatyana/Shutterstock

Источники:

http://www.kraskizhizni.com/psy/2948-nado-li-postoyanno-toropit-rebenka
http://www.liveexpert.ru/journal/view/1409038-bistree-mi-opazdivaem-ili-pochemu-nelzya-toropit
http://www.kanal-o.ru/parents/13242

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector