Как развить синестезию у ребенка. Синестезия

Синестезия: феномен или способность, которую можно развить?

Оказывается, некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения какого-либо предмета. Это явление и называется синестезией.

Эта особенность позволяет более чувственно, тотально воспринимать окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые, приносят нам удивительные эмоции.

Но синестетики способны получать от чувственного восприятия гораздо больше. Они ярче ощущают действительность, могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди. Для синестетиков открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.

Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трех столетий назад. Хотя сам феномен был известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды. В конце XIX века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. Но синестезия является предметом обсуждения не только писателей и музыкантов, но и медиков. Современная психология разделяет это явление на несколько категорий.

Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.

Слуховая синестезия.

Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.

Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.

Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек
ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. По результатам различных исследований считается, что синестетиками являются от 0.1% до 5% людей на Земле.

Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии. Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии. Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.

Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление. Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов.

Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей. Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.

Как развить синестезию

Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант. Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик.

Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии.

Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.
Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.

Читать еще:  Познавательные игры для 2 летнего ребенка. Игра «Чудесный мешочек». Видео: Примеры занятий

Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики. Также можно попробовать гимнастику для глаз. Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики.

Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир.
Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

Статья «Развитие способности к синестезии у детей дошкольного возраста»

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

МАДОУ «Радость» д/с 209

Г. Нижний Тагил, Свердловска обл.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К СИНЕСТЕЗИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития способности к синестезии у детей занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о вариативном образовании, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества.

На данный момент эта тема весьма актуальна, так как способность к синестезии в дошкольном возрасте необходимо развивать, но для этого нет необходимых материалов, и данной теме в современных стандартах уделяется крайне мало внимания.

Синестезия определяется как одновременное переживание сенсорного опыта в двух или более модальностях, автоматическую связь одной репрезентативной системы с другой. Исследования ученых, показали, что способность к синестезии может являться прекрасным дополнением к основам обучения и воспитания, приобретения опыта, формирования учебных и других навыков. Способность к синестезии как абсолютно особый психический процесс не дана ребенку от рождения. Она формируется и меняется в процессе развития под влиянием различных жизненных и воспитательных условий.

Безусловно, развитие способности к синестезии связано с развитием психических процессов, таких как память, мышление, воображение. Это чрезвычайно важно для полноценного развития детей, так как дает возможность развиваться детям всесторонне.

Синестези́я — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Примеры: цветной слух, цветное обоняние.

Слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, было открыто американскими учеными Мелиссой Саэнс и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института.

Вкусовая синестезия — появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы и цифры.

В названии типов проявления синестезии традиционно принята формула «стимул-реакция». То есть, если вы слышите, что кто-то обладает «графемно-цветовой» синестезией, это значит, что он или она видит или чувствует изображение букв или цифр в цвете.

Есть и другие классификации типов синестезии. Например, кажется логичным разделять проявления синестезии на более базовые, чувственные (например, на звуки речи или эмоции) и более понятийные, «абстрактные» (например, на дни недели или цифры). Такое деление сосредоточивает внимание исследователя на механизмах вокруг непосредственной причины самого феномена синестезии: на первичной, предсознательной категоризации.

Синестезия проявляется помимо воли синестета. Однако большая часть синестетов может вызвать у себя синестетические ощущения путем припоминания тех понятий или явлений, которые у них обычно порождают синестезию. Сделать это без припоминания характерных понятий или явлений невозможно.

Распространенность синестетических реакций, их разнообразие и связанные с ними индивидуальные проявления таких познавательных способностей, как память, образность представлений, ощущение и воображение, дают полное основание называть синестезию еще недостаточно изученным задатком, который проявляется в очень раннем возрасте.

В работах Л.С. Выготского можно найти многочисленные эксперименты, говорящие о синкретичности образов у детей раннего и дошкольного возраста, когда они обозначают цветом объекты, не имеющие цвета: явления природы, домашних животных, близких людей. Так, например, если мама «розовая», то отношение к ней в этот момент положительное: розовый цвет приятен, ассоциируется с добрыми чувствами. Это механизм эмоционального уподобления одних объектов другим.

Дафна Морер также проводит исследования в этом направлении. Она следит за тремя девочками с графема-цветовой синестезией с трех-четырех лет. Этим детям было предложено соотнести цвета 96 цветных карандашей с буквами алфавита, цифрами, а также с четырьмя основным формами. Задания распределялись по определенным периодам в течение нескольких недель и неоднократно повторялись. На данный момент она обнаружила, что дети без синестетических наклонностей все время выбирают разные карандаши, в то время как дети матерей-синестетов подбирают одинаковые оттенки к одним и тем же буквам, цифрам и формам. Через год постоянство увеличивается — от 40% к 75%. Морер была поражена, насколько конкретизированными стали ассоциации этих детей, — подобно тем, которыми уже обладали их родители-синестеты. Один ребенок, например, жаловался, что зеленый, подходящий к букве, был не совсем нужного оттенка.

Читать еще:  Новогоднее поздравление ребенку от деда мороза. Поздравления от деда мороза для детей

Один из лучших способов развития качеств и способностей детей, в том числе и способности к синестезии, у детей дошкольного возраста – непосредственно-образовательная деятельность.

Детям дошкольного возраста интересны занятия изобразительным искусством, так как они позволяют им создавать, творить своими руками.

Подобные занятия, построенные на интегративной основе, дают возможность активного формирования творческой личности детей, эффективного сочетания индивидуальных форм работы с коллективными, создания творческой атмосферы на занятиях.

Интегрированные занятия позволяют задействовать разные органы чувств. Это особенно важно для развития способности к синестезии, так как синестезия – явление, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Допустим, мы показываем ребенку картину, и у него возникают ассоциации с музыкальным произведением.

Чаще всего, на занятиях дети используют такой орган чувств, как зрение. На занятиях изобразительным искусством дети рассматривают картины, запоминают их. Но на интегрированных занятиях мы должны актуализировать работу сразу нескольких органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, осязание.

Синестезия была и остается малоизученной областью, которая в будущем может дать отличные возможности развития детей, а так же она дает прекрасные возможности научных поисков и исследований.

Синестезия: что это за явление в психологии и как ее развить?

Те люди, которые обладают редким талантом под названием синестезия, могут одновременно испытывать самые разные чувства и эмоции. Они способны постичь за один раз сразу несколько классов явлений. Такую одаренность часто считают определенным атавизмом, так как древние люди не разделяли своих ощущений на различные типы и виды. Более того, синестезия имеет отношение к особым метафизическим вещам, к которым относится интуиция и экстрасенсорика. Она является особым знанием, которое возникает еще до опыта. Особенно щедро наделены им люди искусства, а также дети. Многие из них восприняли ее от своих родителей, имеющим склонность к подобным явлениям.

Что такое синестезия?

Таким термином обозначается состояние, при котором наиболее полный стимул для органов чувств влечет за собой активизацию других физиологических рефлексов.

Например, человек, который слышит музыку одновременно воспринимает ее как набор цветов и может ощущать даже ее вкус. Он видит сюжет, связанный с мелодией и представляет себе целые сцены и эмоции персонажей. Поэтому из подобных людей нередко получаются музыканты, композиторы или режиссеры.

Дословный перевод с греческого языка гласит, что синестезия является смесью самых различных чувств. Другими словами, возникает целостный набор восприятий из отдельных ощущений, объединенный каким-либо одним доминирующим чувством. Его основными поприщами становятся воображение, фантазия и мечта.

Эмоции объединяют в себе:

  • вкусовые ощущения;
  • запахи;
  • звуки различных тональностей;
  • визуальные образы;
  • тактильное осязание.

Психиатры считают, что эти проявления становятся следствием нарушения деятельности правого полушария головного мозга. Тем не менее, они способствуют тому, что обе руки, правая и левая, у таких людей функционируют на очень высоком уровне.

Но их психические возможности находятся в отличном состоянии. Синестетики работают дизайнерами, становятся отличными танцовщиками, поэтами, художниками и др. Они синтезируют в одной картине звуковое и образное содержание, создавая настоящие шедевры.

Необходим подобный талант парфюмерам, поварам или акустикам. Врач или швея также должны уметь объединять в единое целое различные ощущения. Маленькие дети на вопрос о том, какой цвет они видят, часто отвечают: «громкий» или при ответе, вкусная ли каша, говорят, что она красная, хотя она белая или желтая.

Виды синестезии

Существует достаточно большой перечень разновидностей этого явления. К нему относятся следующие типы, как правило, объединяющие эмоции попарно.

  1. Акустико-тактильный ведет к тому, что человек соотносит части тела с различными музыкальными тонами.
  2. Графемно-цветовой вид характеризуется тем, что буквенная или цифровая информация обладает у таких людей окраской или объемом.
  3. Кинестетико-слуховой тип позволят распознать отдельные тона даже при полном их отсутствии при одновременном раздражении зрительного анализатора.
  4. Лексико-гастическийвид вызывает сочетание вкусовых и образных понятий.Например, человек при появлении друга испытывает ощущение, что он получил клубничное мороженое.
  5. Локализация последовательностей позволяет обозначить какие-то определенные цифры в виде набора точечной информации.
  6. Ольфакторно-звуковой тип помогает слышать даже малейшие звуки, преобразуя их в обонятельные стимулы.
  7. Ольфакторно-цветовой вид соответствует предыдущему, только тона преобразуются в окрашенные элементы.
  8. Порядковая лингвистическая персонификацияприводит к тому, что цифры, даты или порядковые номера, а еще различные литеры, представляются в виде знакомых человеку людей.
  9. Хроместезия дает возможность увидеть звук в виде цветового оттенка.
  10. Эмпатия касаний возникает тогда, когда человек испытывает те же чувства, что и его визави.
  11. Психиатры выделяют целый ряд подвидов, которые слишком сложны и фногофакторны для их точного истолкования. К ним относятся аурическая, эмоционально-цветовая или эмоционально-звуковая.

Почему возникает синестезия

Причины формирования явления изучены недостаточно. Ученые в наши дни исследуют людей, обладающих этим даром, но исчерпывающих ответов на свои вопросы они еще не получили. Сложности заключаются еще и в том, что наблюдения проводят специалисты разных наук и не всегда результаты их разработок корректируются между собой.

Основная гипотеза такова. У синестетиков картина мира не носит целостного характера. Их нейронные связи чересчур структурированы, причем каждый пучок отвечает за положенную ему информацию. Тем не менее, они тесно связаны между собой, что и вызывает возникновение синтетического образа.

Читать еще:  Что кушать ребенку в 7 месяцев. Какие продукты и сколько должны быть в меню семимесячного ребенка

В том случае, когда активизируется одна зона головного мозга, раздражение неминуемо затрагивает и другую, связанную с ней.

Ученые предполагают, что синестезия связана с тем, что человек не способен отчетливо разделить свои эмоции на составляющие, воспринимая их все разом.

Последователи теории кросс-активация считают, что у подобных людей происходит излишне тесное сращение двух участков мозговой ткани, в результате чего они начинают действовать как одно целое. Зона, которая анализирует звук, начинает взаимодействовать с участком, ответственным за распознавание цифр. Нередко явление возникает в результате травмы или органического поражения головы.

Существует мнение, что синестезия становится следствием генетического порока развития, в результате чего человек приобретает не свойственные ему возможности. Однако, гипотеза имеет мало подтверждений, так как нередко люди, обладающие этим даром, родились в семьях, где он раньше не встречался.

Некоторые нейропатологи уверены, что причина кроется в недостаточном развитии коры головного мозга и его оболочек. Они получают данные о том, что ребенок, у которого такие анатомические образования еще не до конца сформированы, часто имеет способности к синестезии. По мере разрастания головы, он постепенно теряет свои таланты. Однако, теория очень сложна для доказательств, так как младенцы не имеют возможности четко рассказать о своих ощущениях. Они не различают графическую информацию, не отличают запахи и с трудом воспринимают различные цвета.

Существует еще мнение, что синестезия является многофакторным явлением, включающим в себя все вышеизложенные причины. Ученые считают, что люди, подверженные подобному влиянию, просто более чувствительны к различным раздражителям, чем все остальные.

Они очень быстро воспринимают различную информацию, а их мозг не умеет ее обработать, предлагая сразу несколько вариантов ответа. Им проще даются иностранные языки, так как звук окрашивается в музыкальный тон, а буква ассоциируется с определенной окраской. Они очень часто пишут стихи или рисуют.

Признаки синестезии

К основным проявлениям феномена относятся:

  • бессознательность формирования ощущений;
  • восприимчивость;
  • впечатлительность;
  • высокая скорость реакции;
  • музыкальность;
  • непосредственность;
  • повышенная чувствительность к запахам;
  • развитая интуиция;
  • синтетическое мышление;
  • склонность к персонификации явлений;
  • тяга к символике;
  • способность к отчетливому различению графической символики;
  • творческий талант;
  • умение воспринимать большой объем информации;
  • утонченность;
  • художественное воображение;
  • яркая индивидуальность и т.д.

В совокупности возникает портрет человека, который слышит цвета или осязает вкусовые ощущения. Он не задумывается над природой явлений, считая их абсолютно естественными.

Некоторые из синестетиков могут классифицировать свои ощущения, но такой тип личности, скорее, исключение, чем правило. Если попросить людей проанализировать их эмоции, они быстро путаются и не способны объяснить, как все происходит. Определенная картина возникает у них сама собой, без их логического участия.

Наиболее развитые личности могут рассказать о своих ощущениях и даже показать зависимость между ними, но они встречаются очень редко, а их умение не всегда проявляется на практике. К тому же оно вызывает у них немалое затруднение, в результате чего их сложно задействовать в психологическом эксперименте.

Как развить синестезию

Многие творческие люди хотели бы обладать столь важным для них умением.

Для него существует ряд упражнений. К наиболее эффективным относятся следующие блоки.

  1. Нужно научиться соотносить разные классы явлений воедино. Например, при виде розы, следует постараться подобрать к ней мелодию или подумать о том, с каким материалом она ассоциируется.
  2. Требуется вообразить себе ряд известных личностей и придумать им другое профессиональное поприще. Стоит представить их в новой роли, а также обосновать свое видение.
  3. Очень полезным являются занятия йогой, дыхательные практики и медитация.
  4. Во время приготовления пищи желательно вспомнить определенную музыкальную тему или живописную картину мастеров искусств.
  5. Для активизации осязательных ощущений, необходимо с закрытыми глазами брать в руки предметы, на ощупь угадывать их природу, распознавать материал, из которого они сделаны и улавливать их запахи.
  6. Нужно взять поваренную книгу и медленно перечислить входящие в блюдо ингредиенты, представляя себе их вкус, запах и консистенцию. Их названия следует произносить их вслух.
  7. Требуется закрыть глаза и постараться в течение пяти минут услышать, что происходит вокруг. Стоит вообразить себе, как все происходит, присвоить явлению цифру или букву.

Развитие навыков синестезии позволит сформировать у себя элементарные способности. Упражнения делают самостоятельно, в одиночку, не затрачивая большого количества времени и сил.

Выполнять их необходимо до тех пор, пока умение не начнет превышать подобное у остальных знакомых людей. При обретении выраженных навыков нужно усложнять себе задачу.

Полезным станет чтение трудов по синестезии, где самым подробным образом описано это явление. Здесь же содержатся определенные программы развития такого необычного опыта при помощи упражнений для органов чувств.

Для тех, кто уже вполне успешно овладел первыми приемами синестезии, существуют более сложные задачи.

Им предлагается анкета для развернутого ответа на каждый вопрос и для анализа своих ощущений.

  1. Какого цвета Полонез Огинского?
  2. Какие ароматы сопровождают Полет Валькирий Вагнера?
  3. Во что одеты люди, которых себе представляют при исполнении Кармины Бураны Орфа?
  4. Какого цвета ноты в произведениях Морриконе?
  5. Какие эмоции вызывает определенная полька Штрауса и в чем хочется под нее станцевать?
  6. Что вспоминается при прослушивании романсов Чайковского?
  7. В зале какого объема должен прозвучать концерт из произведений Шуберта?
  8. Какое тепловое ощущение возникает при прочтении стихотворений Симонова?
  9. В какой цвет окрашиваются буквы в статье, рассказывающей о новом открытии и о полете в космос?

В конце следует упомянуть о людях, в полной мере обладавшим этим удивительным качеством. Синетстетиками были символисты Бодлер, Верлен, Рембо. В нашей стране феномен был свойственен поэтам К. Бальмонту М. Цветаевой, Б. Пастернаку. Отличался им писатель В. Набоков. В музыкальном мире им владели Римский-Корсаков и Скрябин.

Источники:

http://www.b17.ru/blog/36223/
http://infourok.ru/statya-razvitie-sposobnosti-k-sinestezii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-2273901.html
http://homeblogkate.ru/sinesteziya-v-psixologii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector