Ребенок в первый месяц жизни. Массаж, гимнастика и воздушные ванны. Физическое развитие ребенка

Массаж и гимнастика для новорожденного ребенка

Массаж и гимнастика для новорожденного – одни из самых действенных процедур, которые помогут вашему малышу не только окрепнуть, но и быстрее освоить навыки ползания, а затем и хождения. Научиться выполнять комплексы упражнений для новорожденных в состоянии каждый любящий родитель. Кроме пользы здоровью, такие занятия помогут наладить тесный контакт между матерью и ребенком.

Польза массажа для новорожденных детей

Массаж подошвенных поверхностей — дело, безусловно, полезное, но не будете же вы ждать, пока малыш встанет на ноги и самостоятельно станет массировать стопы. Тем более что общий массаж является не менее мощным, а главное, приятным средством для укрепления здоровья.

Польза массажа для новорожденных заключается в том, что такие процедуры ускоряют созревание Т-лимфоцитов и повышают их фагоцитарную активность, улучшают продвижение крови по артериям, стимулируя кровоснабжение органов, способствуют удалению из тканей отработанных веществ по венам и лимфатическим сосудам. Массаж стимулирует развитие лимфатической системы, отвечающей за формирование иммунитета. Во время гимнастики и массажа для новорожденных мышцы получают дополнительный приток крови, кислорода и питательных веществ, а следовательно, лучше развиваются и находятся в хорошем тонусе. Значит, малыш быстрее овладеет двигательными навыками и вскоре обрадует вас умением самостоятельно садиться или вставать. Массаж стимулирует выработку эндорфинов — гормонов удовольствия, а радостное настроение способствует росту и развитию. Прикосновения ласковых маминых рук сообщают младенцу о том, что он любим и защищен от всех невзгод, поэтому он растет более спокойным и жизнерадостным.

Перед тем как делать массаж новорожденному, отведите для этой процедуры удобное для вас и ребенка время в распорядке дня и старайтесь придерживаться его, тогда через какой-то срок малыш уже будет чувствовать приближение заветного часа и радостно его приветствовать.

Лучшее время для сеанса — через 1,5-2 часа после кормления. Проводить массаж, когда ребенок голоден или хочет спать, не стоит. Так вы измучаете его и себя, а массаж должен приносить удовольствие и пользу.

Массаж для новорожденных в домашних условиях – это еще один вид тесного контакта между матерью и ребенком, во время которого малыш получает дополнительную порцию нежности и ласки. Постарайтесь в это время не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, а полностью сосредоточиться на проводимом мероприятии и ощущениях ребенка.

Общение во время массажа позволяет установить особую близость с малышом, лишний раз продемонстрировать ему свою любовь. Разговаривайте с ним ласково и нежно, называйте части тела, которые в данный момент массируете: «А где же наши ручки? Сейчас мы их помассируем, чтобы они стали сильными-пресильными. А теперь ножки разотрем, чтобы они были крепкими и быстро бегали. И по спинке постучим, и про животик не забудем». Совмещайте физические упражнения с познавательными занятиями, во время которых малыш знакомится с собственным телом и учится координировать положение в пространстве.

Как делать массаж новорожденному ребенку: подготовка

Общий массаж можно начинать уже с первых дней жизни с ласкового и нежного поглаживания тельца ребенка.

Любое дело требует определенных навыков и умения, а также необходимых условий. Массажу невозможно научиться по книжке, но легко и просто овладеть им под руководством опытного массажиста.

Перед тем как правильно делать массаж новорожденному, прежде всего, подготовьте свои руки для выполнения процедуры: придется пожертвовать маникюром и коротко подстричь ногти. Снимите кольца и браслеты, вымойте руки теплой водой. Малышу не понравятся прикосновения холодных рук. Употребление массажных кремов и присыпок нежелательно, чтобы не нарушить кожное дыхание ребенка.

До того как делать массаж новорожденным детям, перед сеансом необходимо проветрить комнату, чтобы малыш дышал свежим, обогащенным кислородом воздухом, ведь для него массаж — это физическая нагрузка. Оптимальная температура воздуха в комнате во время процедуры — 18 °С.

При подготовке к массажу обязательно позаботьтесь и об удобном положении для себя. Если ребенок будет находиться на низкой поверхности (на диване, например), у вас скоро устанет спина, и вам захочется побыстрее закончить процедуру.

Перед тем как правильно делать массаж новорожденным, положите на стол сложенное в 2-4 раза байковое одеяло, накройте пеленкой — вот вам и массажный стол.

Далее вы можете посмотреть видео гимнастики и массажа для новорожденного ребенка, а также ознакомиться с самыми популярными комплексами упражнений.

Как правильно делать массаж новорожденным детям

Освободите кроху от всех одежек и перенесите его на массажный стол. В процессе того как делать массаж новорожденному ребенку, строго соблюдайте последовательность: сначала ножки, затем ручки, грудь и животик. Потом переворачиваем малыша на животик и массируем попку и спинку.

Главное правило: массирующие движения должны повторять направление тока крови и лимфы.

На конечностях — от периферии к центру, то есть от кистей и стоп к подмышечным и паховым областям.

На спинке — от поясницы к шее и подмышечным областям по обе стороны от позвоночника.

На животе — по часовой стрелке.

На груди — от грудины к подмышечным впадинам.

Поясницу массируем от позвоночника к паховым областям.

Как видно на фото, при массаже для новорожденных в домашних условиях основными приемами являются поглаживание, растирание, разминание и вибрация:

Поглаживание — движения, расслабляющие мышцы, подготавливающие их к массажу. Этим приемом начинают и заканчивают как сам массаж, так и переход от одного приема к другому. При поглаживании пальцы или вся ладонь скользят по коже, не сдвигая ее и не собирая в складки. Даже если на первых порах вы ограничитесь только поглаживанием, польза будет несомненная: увеличится приток кислорода через кожу, и повысится содержание провитамина А.

Растирание оказывает более сильное воздействие на кожу, улучшая кровоток в поверхностных сосудах и обменные процессы в подлежащих тканях, смещая их в разных направлениях.

При разминании кожу и мышцы несколько сдавливают и как бы раскатывают по поверхности стола.

При вибрации ладонь кладется на спинку или животик и перемещает кожу малыша в разных направлениях (вверх-вниз, вправо-влево).

Посмотрите видео «Массаж для новорожденных в домашних условиях» и внимательно присмотритесь к действиям массажиста:

Хорошо, если у вас есть возможность выполнить основные приемы массажа под руководством специалиста. В дальнейшем применяйте их самостоятельно, а через некоторое время вы в совершенстве овладеете техникой массажа и приобретете верного помощника в укреплении иммунитета.

Первые сеансы массажа не должны длиться более трех минут, ведь нервная система малыша быстро истощается, и он устает от новых впечатлений и ощущений. Постепенно увеличивая продолжительность занятий, через 1,5-2 месяца доведите ее до 10-12 минут.

Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни

Как только малышу исполнится 2 месяца, подключите к массажу гимнастические упражнения. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни – это специальная система физических упражнений, которая развивает и укрепляет суставно-мышечный аппарат ребенка, способствует развитию двигательных функций и координации движений. Такие занятия дают мощный стимул к физическому и психическому развитию, дарят незнакомое ранее чувство «мышечной радости», ускоряют знакомство ребенка с окружающим миром и делает его более интересным и приятным. Гимнастику новорожденных с первых дней жизни можно проводить под музыку. Малышу это понравится и будет способствовать развитию у него чувства ритма.

При выполнении гимнастики для новорожденных можно использовать вспомогательные предметы: мяч, гимнастическую палочку, любимую игрушку.

Читать еще:  Развитие и навыки ребенка в 4 месяца. Развитие вашего ребенка. Здоровый сон ребёнка

Это внесет разнообразие в занятия и вызовет дополнительные положительные эмоции.

Существует масса комплексов оздоровительной и лечебной гимнастики, которые вы сможете освоить с помощью инструктора по лечебной физической культуре (ЛФК).

Комплексы массажа и физических упражнений для новорожденных по месяцам (с видео)

Представленные ниже самые простые комплексы массажа и упражнений для новорожденных по месяцам вы можете освоить без посторонней помощи.

Прочтя описание, обязательно посмотрите видео гимнастики для новорожденного, чтобы лучше понять, как выполняются упражнения.

1. Комплекс массажа и упражнений для новорожденных в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

  • Поглаживающий массаж рук (4—6 раз).
  • Поглаживающий массаж ног (4-6 раз).
  • Выкладывание на живот.
  • Поглаживающий массаж спинки (4-6 раз).
  • Массаж живота по часовой стрелке (6-8 раз).
  • Массаж стоп (3-4 раза).
  • Рефлекторное разгибание спины.
  • Положите ребенка на бочок и своим указательным пальцем проведите по его подошве от пальчиков к пяточке. Он выгнет спинку и запрокинет голову. Выполнить по 2 раза в обе стороны.
  • Выкладывание на живот.
  • Рефлекторное ползание. Приложите свои ладони к подошвам малыша, и он сделает попытку ползти.
  • Общая продолжительность таких упражнений для новорожденного ребенка составляет 5-6 минут.

2. Комплекс физических упражнений и массажа для новорожденных детей в возрасте 3-4 месяцев

  • Обнимающие движения руками — скрещивание рук на груди и разведение их в стороны (6-8 раз).
  • Массаж рук: поглаживание, растирание, разминание.
  • Массаж ног: поглаживание, растирание, разминание.
  • Рефлекторные повороты на живот: левой рукой захватить левое предплечье малыша, а правой рукой — обе стопы. Малыш повернется на правый бок, пытаясь перевернуться на живот. Затем правой рукой захватить правое предплечье ребенка, а левой взять обе стопы. Малыш совершит движение в другую сторону — на левый бок. Выполнить по 2 раза в обе стороны.
  • Массаж спины: поглаживание, растирание, разминание.
  • Надежно захватить одной рукой голеностопные суставы и держать малыша на весу в горизонтальном положении, поддерживая ладонью другой руки грудную клетку. Он запрокинет голову. Выполнить 2-3 раза.
  • Массаж живота по часовой стрелке: поглаживание, растирание, разминание.
  • Массаж стоп (5-6 раз).
  • Упражнение для стоп. Повторить 2-4 раза.
  • Вибрационный массаж грудной клетки.
  • Сгибание и разгибание рук (6-8 раз).
  • Поворот на живот при поддержке за левую, а затем за правую руку.

3. Комплекс физических упражнений и массажа для новорожденных от 4 до 6 месяцев

  • Обнимающие движения руками.
  • Массаж ног: поглаживание, растирание, разминание.
  • «Скользящие» шаги. Стопы стоят на столе. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных суставах, не отрывая подошвенных поверхностей от опоры.
  • Поворот на живот через правую и левую стороны.
  • «Положение пловца». Захватить одной рукой голеностопные суставы и держать малыша на весу в горизонтальном положении, поддерживая ладонью другой руки грудную клетку. Он запрокинет голову (2-4 раза).
  • Массаж спины: поглаживание, растирание, разминание.
  • Массаж живота по часовой стрелке: поглаживание, растирание, разминание.
  • Приподнимание верхней половины туловища из положения лежа на спине. Взять обеими руками малыша за предплечья и поднимать его до положения сидя (не сажать!).
  • Массаж и упражнения для стоп.
  • Сгибания и разгибания рук (6-8 раз).
  • Сгибание и разгибание ног.
  • Левую ладонь подложите под спинку ребенка, а правой рукой возьмите его за голеностопные суставы. Держите на весу. Он будет сгибать голову.
  • Вибрационный массаж грудной клетки.
  • Поворот на живот при поддержке за правую, потом за левую руку.

4. Комплекс гимнастических упражнений и массажа для детей от 6 до 10 месяцев

  • Обнимающие движения руками.
  • Сгибание и разгибание рук. Эти упражнения можно выполнять, вкладывая в руки малыша игрушки (кольца, погремушки).
  • «Скользящие» шаги.
  • Повороты на живот вправо — влево при поддержке за руку.
  • Массаж спины.
  • Стимулирование ползания. Положите перед лежащим на животе малышом яркую игрушку. Поставьте свою ладонь к его подошвам. Он попытается ползти.
  • Массаж живота.
  • Присаживание, придерживая малыша за предплечья или за игрушки, которые он держит.
  • Круговые движения руками (6-8 раз).
  • Поднимайте и опускайте прямые ноги, сгибая их в тазобедренных суставах (6-8 раз).
  • Напряженное выгибание. Малыш лежит на животе. Встаньте позади него, возьмитесь за кисти его рук и тяните их вверх, поднимая грудную клетку.
  • Повороты на живот вправо — влево, держа его за руки.

5. Упражнения и массаж для детей от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев

  • Сгибание и разгибание рук.
  • «Скользящие» шаги.
  • Повороты со спины на живот в обе стороны.
  • Приподнимание тела из положения на животе.
  • Наклоны и выпрямления туловища. Исходное положение — стоя (3-4 раза). Придерживайте руками колени, не давая их сгибать.
  • Массаж спины.
  • Массаж живота.
  • Доставание палочки прямыми ногами. Держите палку над бедрами. Ребенок должен дотянуться до нее стопами.
  • Присаживание, держась за ваши пальцы или кольца.
  • Напряженное выгибание в положении на животе на маминых коленях.

Регулярные физические упражнения стимулируют рост и развитие ребенка, укрепляют иммунитет, вырабатывают положительные эмоции и радостное отношение к жизни.

На представленном ниже видео упражнений для новорожденного показаны самые популярные комплексы:

Физическое воспитание грудного ребенка (стр. 1 из 2)

Балашовский институт Саратовского Государственного университета

Кафедра иностранных языков

РАНДИС КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ,

группы II курса

факультета иностранных языков

Грудной ребенок — ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденности, продолжающийся 4 нед. после рождения и грудной возраст (от 4 нед. до 1 года). В грудном возрасте ребенок растет и развивается очень интенсивно. Развитие ребенка в этом возрасте во многом определяет его дальнейшее умственное и физическое развитие. Организм грудного ребенка очень восприимчив к различным внешним воздействиям и заболеваниям, поэтому ребенок нуждается в особенно тщательном уходе.

Физическое воспитание — это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности. Для осуществления этих задач необходимы следующие условия:

— соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);

— соблюдение гигиенических правил;

— регулярное, достаточное и полноценное питание;

— устойчивый правильный режим, создающий возможности для нормальной жизни ребенка и разнообразия его активной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.

При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспитательной работы. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто плачет. Оздоровительные мероприятия, такие, как обливание водой, гимнастика, оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка в том случае, когда он охотно идет на водную процедуру, с удовольствием делает гимнастику. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания и выработки трудовых навыков.

Одним из средств физического воспитания детей дошкольного возраста является физическая культура. Она включает массаж и гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные развлечения, а также закаливание.

Физиологическое воздействие специальных физических упражнений, разного рода движений огромно. Движения увеличивают приток крови к мышцам и кислорода к тканям, способствуют улучшению обмена веществ, повышению реактивности организма, улучшают состав крови, являются биологическими стимуляторами роста, способствуют гармоничному развитию ребенка.

С 1,5-2-месячного возраста здоровым детям в один из периодов бодрствования до кормления начинают делать массаж и гимнастику.

СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Интенсивность процессов роста и развития детей на 1-м году жизни самая высокая. Длина тела малыша за 1-й год жизни увеличивается в 1,5 раза по отношению к её величине при рождении. Вначале малыш вырастает в среднем на 3 см ежемесячно, в дальнейшем прибавка в росте замедляется до 2,5 и 2 см в возрасте 4—9 месяцев и до 1,5 см в последние месяцы 1-го года жизни; общая прибавка составляет около 25 см.

Динамика массы. Масса тела здорового ребёнка к 4,5—5 месяцам удваивается, к 10—10,5 месяцам утраивается по сравнению с величиной при рождении. Прибавка в массе за первые 3 месяца составляет 800—1000 г в месяц, затем постепенно снижается к 12 месяцам до 350 г. Поскольку увеличение массы, как правило, бывает большим у детей, имевших меньшую исходную величину при рождении, и меньшим у детей, родившихся крупными, к концу 1-го года жизни разница в показателях у тех и других детей практически нивелируется.

Читать еще:  Обзор солнцезащитных средств для детей. Какой солнцезащитный крем выбрать для ребенка: правила выбора, рейтинг кремов

Рост и масса тела ребенка нарастают в течение всего первого года жизни, но его интенсивность постепенно снижается. В возрасте 1-3 мес. рост ребенка увеличивается каждый месяц на 3 см, в 4-6 мес. — на 2, 5 см, в 7-9 мес. — на 1, 5-2 см, в 10-12 мес. — на 1 см. В среднем за первый год жизни длина тела ребенка увеличивается на 25-30 см. Масса тела, постепенно нарастая, в 4-5 мес. удваивается, к 1 году утраивается и в среднем достигает 10 кг.

У детей грудного возраста кожа нежная, легко ранимая и требует тщательного ухода. В первые 3-4 мес. жизни в связи с несовершенной теплорегуляцией организма грудного ребенка при смене температуры окружающей среды может легко наступить перегревание или переохлаждение.

Масса подкожного жирового слоя у грудного ребенка интенсивно нарастает, причем в этом возрасте еще достаточно активны процессы гиперплазии (увеличение количества) жировых клеток. Перекармливание ребенка резко усиливает гиперплазию жировой ткани и нередко способствует развитию ожирения.

В костной ткани грудного ребенка содержится меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Надкостница более толстая, функционально активна и участвует в новообразовании костной ткани. С возрастом в определенной последовательности появляются точки окостенения, происходит постепенное отложение солей кальция в костях, они становятся более твердыми. К 3-4 мес. постепенно уплотняются швы между костями черепа. Малый родничок (рис. 1) закрывается к 4-8-й неделе после рождения; большой родничок, как правило, к концу первого года жизни. В позвоночнике еще не сформировались характерные физиологические изгибы. Грудная клетка имеет бочкообразную форму, ребра расположены горизонтально.

При несоблюдении правил ухода за ребенком, недостаточном пребывании его на свежем воздухе и неправильном вскармливании процессы формирования скелета нарушаются. Наиболее резко выражены они при развитии рахита.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Массаж — это механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание и др.) на кожу с определенной силой и в определенной последовательности. Он оказывает на организм ребенка разнообразное влияние. Массаж назначается в зависимости от физиологических особенностей ребенка.

Общий массаж преобладает в занятиях с детьми до 6 месяцев, после 6 месяцев начинают массаж спины, живота и стоп, т. е. наиболее нуждающихся в этом мышечных групп. Постепенно после 6 месяцев жизни ребенка массаж вытесняется гимнастическими упражнениями.

Массаж оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Действие его проявляется в улучшении кровоснабжения и защитных свойств кожи, повышении ее упругости и эластичности, улучшении сократительной способности мышц. Систематическое проведение массажа способствует улучшению функции рецепторов, проводящих путей, усилению рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, что способствует более согласованной деятельности всех систем организма. Это один из видов пассивной гимнастики и имеет большое значение для последующего развития статических и двигательных функций — способности сохранения положения тела в пространстве, например умения сидеть, стоять, а также координировать движения при ползании, ходьбе, хватании, вставании и т. п.

У взрослого, проводящего массаж, руки должны быть чистыми, теплыми, кожа на руках здоровая, мягкая; не рекомендуется при этом использовать какие-либо мази, тальк или другие смягчающие средства во избежание раздражения кожи ребенка.

Стол покрывают вчетверо сложенным байковым одеялом, клеенкой и простынкой. Ребенка раздевают и кладут на спину. Принимая во внимание, что у детей до 3-месячного возраста сохраняется еще преобладание тонуса мускулатуры сгибателей над тонусом мускулатуры разгибателей верхних и нижних конечностей (ребенок держит руки согнутыми в локтях и ноги согнутыми в тазобедренных и коленных суставах), не следует насильственно исправлять это положение, им применяют только поглаживающий массаж, так как он способствует расслаблению мышц. Другие виды массажа (растирание, разминание, легкое поколачивание) в этом возрасте не показаны, так как они усиливают физиологическую гипертонию мышц. По этой же причине детям до 3 месяцев не применяют пассивные упражнения, а используют только рефлекторные движения. Проведение всего комплекса продолжается в начале 4-5 минут, а после 2 месяцев 5-6 минут. За время массажа ребенок получает общую воздушную ванну. По окончании упражнений его одевают.

Примерный комплекс упражнений и массажа

для детей от 1,5 до 3 месяцев .

1. Массаж рук — поглаживание. Ладонью руки проводят по направлению от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и плеча ребенка. Движение повторяют по 4-5 раз для каждой руки.

2. Массаж живота — поглаживание. Ладонью руки производят круговое поглаживание живота в направлении по ходу часовой стрелки, минуя область правого подреберья (расположение печени). Круговое движение повторяют 6-8 раз.

3. Массаж ног — поглаживание. Придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью другой руки поглаживают ее по наружной и задней стороне голени и бедра (не касаясь внутренней его стороны) в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Движение повторяют по 4-6 раз для каждой ноги

Физическое воспитание. Массаж, гимнастика и закаливание грудных детей;

Период грудного возраста – 3 часть.

Лекции по здоровому ребенку — №7.

Искусственное вскармливание.

Это питание ребенка смесями, при этом грудное молоко или полностью отсутствует или составляет менее 1/5 суточного объема питания. Правила проведения искусственного вскармливания: — Стерильность – обеспечивается тщательным мытьем рук, соски, соблюдения сроков и условия хранения продуктов питания. – Смесь готовят непосредственно перед кормлением. – Соски. Главное – подходящий размер отверстия. Он должен быть настолько маленьким, чтобы ребенок, прикладывал активные усилия при сосании, но мог высосать необходимое количество молока. При опрокидывании бутылки молоко из соски должно вытекать каплями. – Суточный долженствующий объем пищи такой же, как при естественном вскармливании и рассчитывается теми же способами. – Количество кормлений в сутки необходимо уменьшить на одно, если ребенок перешел на искусственное вскармливание до 2-3 месяцев жизни и кормится не менее 5 раз, не более 6 раз. – В целях коррекции витаминного и минерального состава пищевые добавки, прикормы при искусственном вскармливании вводятся на 2-4 недели раньше, чем при естественном.

Общий массаж здоровым детям проводят с 1,5 – месячного возраста до 1 – 1,5 лет жизни одновременно с гимнастикой. По специальным показаниям массаж назначают и раньше. Под влиянием массажа расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата, оказывается тонизирующее влияние на цнс. Процедуру выполняют ежедневно через 40-45 минут после приема пищи в течение 6-12 минут одновременно с гимнастикой. Нельзя выполнять массаж сразу после еды, а также перед сном. Хорошо сочетать массаж и гимнастику с воздушными и световоздушными ваннами. Комнату предварительно проветривают, t в ней должна быть не ниже +20 градусов. Стол необходимо накрыть одеялом, клеенкой и простыней. Руки массирующего должны быть чистыми, теплыми, без ссадин и огрубления, с коротко остриженными , без колец и часов. Присыпки и вазелин при общем массаже у детей не используют. Ребенка для расслабления мышц тела укладывают, массажист располагается напротив. Во время занятий следует разговаривать с ребенком, поддерживать у него радостное настроение. Беспокойство и плач – сигнал для прекращения массажа. Существуют следующие приборы общего и местного массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание (вибрация). Основным приемом массажа является поглаживание: им начинают и заканчивают процедуру массажа. Детям старше 3 месяцев рекомендуют выполнять растирание, разминание и легкое поколачивание.

Гимнастика усиливает кровоток, уменьшает застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание гемоглобина и эритроцитов, усиливает иммунологическую активность крови и тканей, повышает эмоциональный тонус ребенка. Гимнастические упражнения у детей раннего возраста по характеру движений и участию в них ребенка подразделяются на рефлекторные, пассивные и активные; по участию определенных мышечных групп различают упражнения для рук и плечевого пояса, ног и стоп, спины, позвоночника и брюшного пресса. Выполнение гимнастических упражнений направлено на развитие координации, равновесия, увеличения глубины дыхания. Предлагаемые упражнения должны соответствовать двигательным умениям детей (не возрастным, а фактическим) и не быть насильственными. Выполнять комплексы, разработанные для более старших возрастных групп, недопустимо. Необходимо строго учитывать анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, так как чрезмерная и ранняя нагрузка на нижние конечности может привести к плоскостопию, нарушению осанки и деформации костей; пассивно-вынужденные движения способствуют растягиванию суставной сумки и связок. Физиологическая нагрузка регулируется количеством повторных движений, их ритмом, продолжительностью занятий. Упражнения проводят от более легких по нагрузке к более трудным. Чтобы избежать переутомления одной группы мышц, не следует повторять упражнения более 5-6 раз. Желательно периодически менять комплексы с целью повышения интереса и уменьшения усталости. Нельзя принуждать ребенка выполнять гимнастику.

Читать еще:  Народные приметы по определению пола будущего ребенка. Как по животу определить пол ребенка? Народные приметы определения пола ребенка: можно ли им доверять

Закаливание – это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды. Под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к меняющимся условиям среды, возрастает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, стимулируется физическое и нервно-психическое развитие, повышается выносливость ребенка к физическим и умственным нагрузкам. С целью закаливания используют естественные природные факторы: воздух, солнце и воду. Оптимальный эффект наблюдается при комбинированном воздействии.

Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих правил и принципов:

— Начинать и проводить закаливание только при условии полного здоровья ребенка; — Закаливающие мероприятия должны проводиться только на фоне оптимального теплового состояния детей (начинать их в теплое время года); — Обязательным условием закаливания является положительная эмоциональная настроенность детей; — Начинать закаливание следует с индифферентных или слабых воздействий, постепенно увеличивая силу закаливающего фактора; — Воздействие закаливающих агентов следует направлять к различным участкам тела; — Закаливающие воздействия не должны быть монотнными, их следует варьировать по силе, продолжительности, использовать в сочетании с физическими упражнениями или без них; — Возобновление закаливающих процедур после длительного перерыва (10 дней и дольше) следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале; — Закаливание проводятся систематически; — При проведении закаливания используется комплексное воздействие природных факторов; — Закаливающее воздействие следует индивидуализировать, т.е. дифференцировать в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья, уровня закаленности. Поэтому при проведении закаливающих мероприятий целесообразно выделять 3 группы детей: 1 группа – здоровые, ранее закаливаемые дети; 2 группа – здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «групп риска»); 3 группа – ослабленные дети (часто болеющие, имеющие хронические очаги инфекции, реконвалесценты заболеваний и т.д.). При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4 градуса выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным. Выделяют 3 режима закаливания: — начальный – тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры с постоянным агентом, обязательно заканчивающиеся теплом); — оптимальный – стандартная методика; — специальный – интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции. Детям 1 группы можно сразу назначать оптимальный режим с последующим переходом на специальный. Детям 2 группы закаливание проводят с начального режима, а затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально. Детям 3 группы закаливание длительно (не менее 1,5 мес.) ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим для этой группы детей не используется. Постоянных противопоказаний для проведения закаливания нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе (температура, площадь) и длительности воздействующего фактора с учетом состояния здоровья. Временными противопоказаниями являются: острый период заболевания, обширное поражение кожи, тяжелые травмы. Если имел место перерыв в закаливании от 5 до 10 дней, при возобновлении закаливания следует холодовые воздействия ослаблять на 2-3 градуса по сравнению с температурой, используемой при последней перед перерывом процедуре. После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 градуса по сравнению с температурой последних процедур. При прекращении закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвратиться к начальной методике.

Закаливающие мероприятия, осуществляемые в повседневной жизни: — Поддержание температуры воздуха в помещении в пределах нормы: для детей первых месяцев жизни t воздуха в помещении не должна превышать 22 градуса, а для детей второго полугодия жизни – 20-19 градусов; — Регулярное проветривание помещения в присутствии детей; — Воздействие пульсирующего микроклимата за счет перепадов температуры воздуха в разных помещениях; — Одежда детей, обеспечивающая тепловой комфорт; — Частичные воздушные ванны в облегченной одежде; — Воздушные ванны при переодевании (3-5 минут во время подготовки ко сну); — Прогулки (3,5-4 часа) в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка; — Дневной сон детей без ночных рубашек и маек; — Сон детей в помещении с открытыми фрамугами; — Ежедневные гигиенические процедуры – умывание, мытье рук до локтя, шеи, мытье ног; — Проведение утренней гимнастики на игровых площадках; — Оптимальные санитарно-гигиенические условия внешней среды дома и в детском дошкольном учреждении.

Специальные методы и формы закаливания: — частичные и общие воздушные (летом свето-воздушные) ванны; — местные и общие водные процедуры. Специальные формы закаливания следует начинать с местных процедур с последующим переходом к общим.

Проведение воздушных ванн, как и прочих закаливающих специальных процедур, целесообразно осуществлять утром либо в вечернее время – в 17-18 часов, спустя 30-40 минут после кормления. В процессе проведения воздушной ванны детей первого года жизни несколько раз поворачивают со спины на живот и обратно. Противопоказания к принятию воздушных ванн: острые инфекционные заболевания, повышение t тела у ребенка по невыясненной причине.

Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок. В помещении, где находится ребенок, следует создать оптимальные гигиенические условия: проветривать помещение не менее 4-6 раз в день по 10-15 минут, регулярно проводить влажную уборку. Для создания теплового комфорта ребенку необходимо правильно выбрать детскую одежду: она должна смягчать метеорологическое влияние, хорошо впитывать и испарять влагу, быть воздухопроницаемой и не стеснять движений. Начинают проводить закаливание детей до 3 месяцев при t воздуха +23 градуса, с3месдо года — +22 градуса. Каждые 3-4 дня t воздуха снижается на 1 градус и доводится до +17-18 градусов в зависимости от физического состояния и самочувствия ребенка. Облегчение одежды при проведении воздушных ванн осуществляется постепенно. Продолжительность процедуры – 5-6 минут в первом полугодие жизни и 12 минут – во втором. Прогулки на открытом воздухе начинают сразу после выписки из роддома, в осеннее-зимнее время с 2-3 – недельного возраста при t не ниже -5 градусов, после 3 месяцев жизни – не ниже -10 градусов. Длительность прогулок зимой вначале составляет 15-20 минут, затем не менее 1-1,5 часа 2-3 раза в день. В летнее время при хорошей погоде дети должны находиться на воздухе весь день.

Закаливание водой – начинают проводить с раннего возраста. Водные процедуры могут быть местными (умывание, местное обтирание, обливание ног) и общими (полное обтирание, обливание, ванна). Для умывания вначале используют теплую воду, затеи ее температуру понижают (на 1 градус каждые 2-3 дня) до 15-16 градусов. Важно умывать не только лицо, но и шею, верхнюю часть груди, подмышечные впадины. Обтирание (местное и общее) начинают с 6-месячного возраста. Стартовая t – 33-32 градуса. Постепенно ее снижают детям 1-го года жизни до 28 градусов. Смоченной и слегка отжатой рукавичкой обтирают сначала руки (от пальчиков до плеча), через 3 дня начинают обтирать грудь, затем спину, живот, ноги и все тело. После водной процедуры растирают тело сухим махровым полотенцем. Длительность обтирания составляет 6-8 минут. Мощным закаливающим средством является ванна. Целесообразно учить плавать детей в домашних условиях, начиная с возраста 14-15 дней. Закаливание солнечными лучами детям первого года жизни не рекомендуется.

Источники:

http://ladycharm.net/2018/08/massazh-i-gimnastika-dlya-rebenka/
http://mirznanii.com/a/132589/fizicheskoe-vospitanie-grudnogo-rebenka
http://studopedia.su/2_29220_fizicheskoe-vospitanie-massazh-gimnastika-i-zakalivanie-grudnih-detey.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector