Методика раннего развития ребенка. Назначение методик индивидуального развития ребенка. Методика рисования Марии Гмошинской

Методика рисования Марии Гмошинской

«Художники в памперсах» — так называется методика рисования, разработанная доктором медицинских наук и врачом-педиатром Марией Гмошинской. Из шедевров, которые создают груднички, делают выставки, и их работы сравнивают с техникой самих импрессионистов. Но для малышей важен не результат, говорят психологи и педагоги, а сам процесс. Поэтому методика Марии Гмошинской не призвана сделать из ребенка художника, но активно будет способствовать его гармоничному развитию практически с пеленок.

Что может дать использование методики раннего рисования:

  1. Прежде всего, для грудничка рисование будет способствовать его эмоциональному, сенсорному и речевому развитию. Малыши любят рисовать, и в методике делается акцент на том, чтобы ребенок получал положительные эмоции. Кроме того, с помощью кисточек и краски постепенно малыш будет выражать свои чувства на бумаге, а цветом будет передавать свою радость или боль. Также ребенок будет непосредственно взаимодействовать с краской, трогать, мять и делать свои отпечатки, а это один из возможных вариантов сенсорного развития. Во время занятия рисованием развивается и речь ребенка: мама знакомит малыша с названиями цветов, общается и подбадривает его.
  2. Так как работа малыша заключается в движении руки и пальчиков, то рисование будет содействовать развитию мелкой моторики, а совместная работа будет укреплять связь между мамой и ребенком.
  3. Это одна из форм игры, возможность для мамы и малыша весело и интересно провести время.
  4. Развивается цветовосприятие ребенка, его память и воображение.

Как организовать занятия

Если вы решите заниматься по этой методике дома, то вам стоит запомнить основные правила организации занятий:

Приступать к рисованию можно с 6-7 месяцев. Главным критерием готовности является способность ребенка сидеть. Маме и папе совсем не обязательно уметь рисовать, главное желание — интересно провести время с малышом.

Для рисования с грудничком необходимо все необходимое подготовить заранее:

  • детская гуашь с пометкой «нетоксичная» или пальчиковые краски. Один из возможных вариантов — самим сделать такую краску. Для начала достаточно двух цветов, новые следует вводить постепенно. В целях безопасности вода не используется;
  • ватман или кусок обоев для детей до года, так как обычный лист А4 для них не подходит из-за плохо развитой координации движений;
  • кисточки (до года могут не понадобиться);
  • хорошо освещенное место. Организовывать занятия можно на полу или за маленьким столом. Предварительно застелить клеенкой;
  • старая одежда для малыша, а с года можно приобрести специальный фартук для творчества;
  • малыш должен пребывать в хорошем настроении.

Занятие рисованием начинается с того, что мама говорит малышу, чем они сейчас будут заниматься, и одевает его в специально приготовленную для этого одежду (можно оставлять и в одном подгузнике). Малыш сам решает, с каким цветом он будет взаимодействовать и как. Однако при попытках попробовать краску маме надо отвлечь его и рассказать о том, что краску не кушают, ею рисуют. При первом знакомстве с краской ребенок в большинстве случаев будет изучать, с чем он имеет дело и свои ощущения от нового опыта. Сначала будет мять ее в ручках, хлопать, размазывать по бумаге и себе. Потом он будет учиться смешивать цвета, заинтересуется отпечатками на бумаге своих ручек и пальчиков. Если ребенок не заинтересовался красками, мама может на своем примере показать, что делать с краской или окунуть в нее пальчик малыша и провести по бумаге.

Во время творчества грудничка мама берет на себя роль активного наблюдателя, а значит, поддерживает и хвалит, но не вмешивается и не указывает, как правильно рисовать. Хорошо, когда ребенок видит, что маме интересно, она рядом и увлечена, но при этом дает ему определенную свободу действий. Можно поощрять и хвалить карапуза, проговаривать, что он делает и что использует. После того, как ребенок освоится с новой для него игрой, мама тоже может присоединиться к рисованию, но на отдельном листе бумаги.

Важные правила:

  1. Первые занятия длятся не больше 5 минут. Однако длительность занятий определяется интересом ребенка. Если вы видите, что он стал отвлекаться, разбрасывать краски — прекращайте рисование и переключитесь на другой вид деятельности. Со временем малыш будет намного дольше проводить время за рисованием.
  2. Заниматься надо в первой половине дня, чтобы избежать перегрузок для ребенка, и при дневном свете.
  3. Систематичность занятий. Не прерывайте их на длительный период. Для грудничков это может быть 1-2 раза в неделю.
  4. Не жалейте бумаги. Из полученных рисунков можно сделать первый альбом малыша.
Читать еще:  Пальчиковая гимнастика для детей. Первые уроки творчества — пальчиковое рисование

Методика раннего развития Марии Гмошинской

Сегодня модно украшать стены домов не работами именитых художников, а милыми рисунками собственных детей. Такие картины зачастую становятся предметами гордости, которые демонстрируются всем гостям. Поэтому многие родители стремятся к тому, чтобы малыши не просто рисовали «каляки-маляки», а осознанно подходили к этому процессу, попутно развиваясь. И помогает им в этом методика раннего развития «Художники в памперсах».

Методика «Художники в памперсах», которая успешно применяется в России более 10 лет, создана педагогом и ученым Марией Гмошинской. По уверениям автора, занятия по данной методике развивают в ребенке креативность и творческое начало, а также они полезны для развития мелкой моторики, цветовосприятия и сенсорики. Кроме того, что более важно, методика Марии Гмошинской позволяет матери и ребенку стать еще ближе, поскольку их совместное творчество является мощным источником позитивных эмоций для обоих.

Одно из главных требований методики – проводить занятия нужно таким образом, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и не уставал. Для результата это крайне важно, поэтому маме необходимо заранее изучить все особенности методики – так она сможет обеспечить необходимые условия и поддерживать приятную атмосферу во время рисования.

Несколько слов об авторе методики

Как уже упоминалось выше, авторство методики «Художники в памперсах» принадлежит Марии Владимировне Гмошинской. Она была рождена в Москве в 1952 году, получила педагогическое образование в РГМУ им. Н. И. Пирогова и вот уже почти 40 лет является неотъемлемой частью команды Отдела детского питания ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». Кстати, данное учреждение более известно как НИИ питания РАМН, однако в настоящее время это название является неофициальным.

Мария Гмошинская имеет докторскую степень по медицинским наукам и сейчас занимает должность старшего научного сотрудника в вышеупомянутом учреждении. Она разработала ряд методик для родителей и педагогов, которые занимаются ранним развитием. Среди них особого внимания заслуживают методика грудничкового рисования и методики, направленные на восстановление лактации и безболезненное отлучение ребенка от грудного вскармливания.

Идея проработать тему грудничкового рисования появилась у Марии Владимировны во время работы над проектом по грудному вскармливанию. Тогда в группу детей возрастом 1,5-2 лет пригласили 5-месячного малыша, и его родители захотели, чтобы он рисовал вместе со всеми детьми. Всего за полгода юный Айвазовский создал около 200 ярких рисунков, которые родители объединили в альбом. Этим случаем и вдохновилась госпожа Гмошинская.

«Творчество с младенчества, или Художники в памперсах» – не единственное известное пособие М. Гмошинской. Не меньшей популярностью у родителей пользуется и книга Марии Владимировны «Мир глазами ребенка».

Особенности методики «Художники в памперсах»

Автор методики уверяет, что занятия можно начинать уже в полугодовалом возрасте (но не раньше, чем ребенок научится сидеть). В этот период, как правило, грудничок начинает понимать, что ему говорят взрослые, и уже способен осознать, что можно сделать с листом бумаги и краской. Одна очень важная деталь – на занятиях обязательно должна присутствовать мама: с ней младенец чувствует себя уверенно и не боится изучать новое, в данном случае – краску, а затем и кисти.

Чтобы занятия получались максимально полезными и эффективными, родителям нужно запомнить несколько основных моментов:

  • Первые сеансы рисования должны быть короткими, не больше 3-5 минут. Постепенно их можно продолжительность можно увеличить до 15-20 минут. При определении продолжительности занятия необходимо ориентироваться исключительно на настроение и самочувствие ребенка: если он не проявляет интереса или капризничает, значит, пора заканчивать.
  • Заниматься с ребенком нужно регулярно, чтобы сформировалась привычка. Если к рисованию по методике Гмошинской привлекается ребенок 6-7 месяцев, то начинать лучше с одного или двух раз в неделю. В дальнейшем можно сделать занятия более частыми, если ребенок этого захочет.
  • Рисовать желательно при естественном освещении в начале дня, после того как малыш позавтракает. В это время он лучше всего будет воспринимать новое.
  • Занятия могут проходить либо с родителями/родителем, либо с родителями и методистом. Во втором случае важно, чтобы методист не просто понимал юного художника, а нашел к нему подход и не вызывал у него негативных эмоций.
  • Самых маленьких художников на первых занятиях обучают рисовать руками – пальцами и ладошками. И только когда они уверенно овладеют этой техникой, их знакомят с кистями.
  • На начальных этапах занятия с малышом могут быть только индивидуальными. Рисование в группе возможно лишь после того, как ребенок привыкнет к методисту и будет уверенно обращаться с материалами.
  • Мамы и папы должны понимать, что в дети в возрасте 6-7 месяцев уже готовы к сотворчеству, и главная задача родителя – стать хорошим партнером.
Читать еще:  Детская психология: что значит, если ребенок рисует красным цветом? Какой цвет выбирает ваш ребёнок при рисовании

Как проходят занятия по методике Марии Гмошинской

Чтобы урок прошел успешно, родителям нужно заранее подготовить все необходимые материалы. При этом на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы могло бы мешать или отвлекать ребенка. Кроме того, заниматься нужно именно за рабочим столом, и никак не за обеденным. Это важно для того, чтобы ребенок понимал – краски это не еда, а значит пробовать их на вкус нельзя. На первых занятиях на это нужно обратить особое внимание.

На первом уроке малышу дают всего лишь один или два цвета краски (лучше выбирать из между зеленой, желтой и оранжевой), объясняют, что это такое, и называют цвет. Затем ребенку показывают, как достать краску из баночки, и дают провести пальцами в краске по бумаге, оставляя след. Постепенно ребенка знакомят с новыми цветами и учат их смешивать.

Знакомство с кистью обычно происходит после того, как малыш научится свободно рисовать пальчиком (как правило, к своему первому дню рождения ребенок уже полностью готов к работе с кистью). Автор методики рекомендует на первых порах давать кисточку № 22—24. Чтобы юный художник не испугался нового предмета, нужно дать ему немного поиграть с кистью.

В качестве холста сначала используются обычные альбомные листы формата А4. По мере взросления ребенка можно перейти на листы формата А3. Кстати, чтобы не разориться на бумаге (уже опытные родители знают, что за короткое время ребенок способен разрисовать достаточно большое количество бумаги) альбомные листы можно заменить рулонными обоями. Со временем будущему Пикассо вместо холста можно предлагать тонированные листы и цветной картон. Когда ребенок полностью овладеет кистью, можно предложить ему рисовать картины на мольберте (как настоящему художнику).

Крайне важно, чтобы в ходе занятий взрослый все подробно и доступным языком объяснял ребенку, и смотрел ему в глаза, когда говорит. И самое главное, после окончания урока малыша обязательно надо похвалить.

Недостатки методики «Художники в памперсах»

Главным недостатком методики раннего развития Марии Гмошинской можно назвать то, что успех занятия зависит не только от способностей ребенка, но и от состояния мамы. Чтобы малыш чувствовал себя уверенно и был готов творить, необходимо, чтобы мать была бодрой, веселой и поддерживала все его начинания. Груднички очень чувствительны к состоянию окружающих его взрослых (а особенно родителей), поэтому усталость и плохое настроение мамы может негативно сказаться на настрое малыша, и, как следствие, на его успехах.

Других недостатков как таковых у методики «Художники в памперсах» не обнаружено. Во всяком случае, негативных отзывов на родительских форумах мы не нашли. Да и специалисты говорят о том, что данная методика очень полезна и «противопоказаний» не имеет (то есть, всем подходит, не требует специального оборудования и методических материалов, не имеет скрытых недостатков). Главное, чтобы родители были настроены заниматься с ребенком и не боялись, что он запачкает одежду.

Методика Марии Гмошинской «Грудничковое рисование»

Как научить грудничка рисовать?

В Европе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет. Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования — пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя шедевры , написанные крошечными пальчиками. Врачи уверенны, что детские картины способны положительно влиять на психическое и эмоциональное состояние взрослых. Искусствоведы говорят об их сходстве с техникой художников-импрессионистов, основанной на интуитивном рисовании.

Когда начинать рисовать грудничку?

Практика показывает, что начинать приобщение малыша к прекрасному следует именно с 6 месяцев, можно позже, но не раньше, так как раньше чаще всего ребенок еще не готов физически. Подобное занятие предполагает физическую возможность сидения, а также к данному возрасту у ребенка неудержимой становиться тяга к познанию мира. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша. Приоритетом занятий рисованием должно быть желание гармоничного развития ребенка (интересного познания, организации интересного бодрствования), а не желание вырастить художника.

С чего начинать грудничковое рисование?

Детское рисование должно быть продумано и хорошо организовано. Подготовка рабочего инвентаря, рабочего места и одежды.

1. Рабочий инвентарь: Краска (в работе используются специальный вид краски, не вызывающий аллергии, пригодный для рисования ручками ребенка (а при желании — и ножками). Ребенок запускает пальчики в удобную баночку — и творит, делает отпечатки, ставит кляксы и т.д. Эта краска не приносит вреда ребенку даже при случайном попадании в ротик. Вот названия нескольких компаний — производителей, предлагающих ассортимент этих специальных красок: SES , Stilla . Бумага (в качестве полотна используется ватман, большой размер бумаги — раздолье для самовыражения малыша). Ребенку грудного возраста не достаточно размера листа А4, так как мелкая моторика и координация движений еще не достаточно развита, и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него. Одежда ребенка (для данного вида занятия желательно использовать специальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, при загрязнении которых не возникает сожаления); идеально подойдут старенькая футболка и штанишки, также желательно покрыть головку юного художника платочком.

Читать еще:  Нарисовать собаку поэтапно для детей красивую большую. Поэтапный урок по рисованию собаки карандашом

Местом для детской студии может быть любая комната в квартире с большим количеством дневного света и отсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей.

Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Заниматься рисованием с грудничком желательно на полу (при наличии подогрева полов) — у ребенка будет больше места для творчества и возможность свободного передвижения. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать маленькие стульчик и столик. Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений, полученных за день.

2. Организация процесса рисования. Обязательно предупредите ребенка, что вы будете рисовать, а также поясните, что сначала нужно надеть специальную «одежду художников».

Для первых занятий достаточно использования двух цветов (краска находится в баночках-ведерках, комплекты красок состоят из 4 или 6 цветов). Вода при рисовании не используется, так как маленький ребенок может ее разлить или выпить. Предоставляйте малышу возможность самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть, не пытайтесь показывать, как надо правильно рисовать . Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша.

После того, как ребенок уже познакомился с новым для него предметом ( краской), начните рисовать одновременно с ребенком, только на отдельном листе. Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого.

3. Процесс детского рисования. Ребенок прикасается к краске, начинает медленно размазывать ее по бумаге, сжимает в кулачке (исследует материал). Чаще всего в активную деятельность включаются лишь небольшая часть детей, начиная интенсивно размазывать краску по бумаге. У большинства же детей активные действия возникают на втором, третьем занятии и позднее. Детям очень нравится двигать рукой, при этом малыш делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения при соприкосновении с краской, «чваканье» при сжимании краски в ладошке. После шести месяцев чаще всего малыш уже понимает речь взрослого и значение действий. Рассказывайте ребенку, как называются предметы, которые вас окружают в процессе занятий, проговаривайте все его действия во время занятия и те цвета краски, которые малыш использует. Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляется посредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот объясняйте предназначение краски («рисовать, а не кушать»).

С ростом ребенка меняется «техника» рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, вызывающие еще больший восторг, приходят на смену активному размазыванию. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна — результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности.

Не стоит работы грудничка подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Несомненно, внутреннее состояние малыша влияет на выбор красок, но при оценке работ необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и сколько времени малыш рисует красками, мог ли он самостоятельно выбирать цвета, которые ему нужны в данный момент. Ребенок, впервые увидев краску, независимо от возраста вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши могут только к полутора-двум годам, но это дети, которые прошли этап грудничкового рисования.

4. Периодичность и длительность рисования. Творческое «пачкание» можно устраивать раз-два в неделю. Желательно в первой половине дня, выбирая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка (естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае, если ребенка что-то беспокоит). Рисование в первой половине дня поможет уберечь кроху от информационной и эмоциональной перегрузок. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего две-три минуты. При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается в десять раз. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным «барометром» продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками — сигнал к завершению занятия. Из-за возможности развития «синдрома отмены» не рекомендуется допускать длительных перерывов в рисовании даже в летний период. Творите на здоровье!

Мария Владимировна Гмошинская,
кандидат мед. наук, старший научный сотрудник
отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН

Статья предоставлена сайтом Раннее развитие детей

Источники:

http://www.podelkidetkam.ru/metodika-risovaniya-marii-gmoshinskoj
http://fulledu.ru/articles/1525_metodika-rannego-razvitiya-marii-gmoshinskoi.html
http://www.7ya.ru/article/Metodika-Marii-Gmoshinskoj-Grudnichkovoe-risovanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector