Роль сказки в психическом развитии ребенка. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка Роль сказки в развитии ребенка

Роль сказки в развитии ребенка
статья

Представлено значение сказок в психическом и социальном развитии ребенка

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Сказки есть в каждом доме, они читаются детям всех возрастов в дошкольном детстве. Ведь с давних времен люди использовали сказку как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения.

В литературном энциклопедическом словаре сказка определяется как один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно художественное прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел”.

Из вышесказанного видно, что сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, эстетического слагаемого. Она базируется на народно — поэтической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом.

Сказка играет большую роль в жизни дошкольника в его психическом развитии. По мнению А.В. Запорожца, подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребенка, — в его играх, рисовании, лепке, — все это оказывает глубокое влияние на развитие как отдельных психических процессов, так и детской личности в целом. Вместе с тем слушание сказки является первым шагом в знакомстве ребенка с важнейшей областью духовной культуры народа — с литературным творчеством.

Сказка оказывает влияние на познавательные процессы ребенка, воображение. Слушание сказки наряду с игрой выполняет важнейшую роль в развитии воображения — способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.

Любая сказка ориентирована на социально- педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит (“сказкотерапия”). Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно – образной значимости. Сказка является одним из важнейших средств формирования личности.

Сказка выполняет функцию социализации, то есть приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.

Сказка является универсальным развивающим средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Изучение сказки показывает, что в ней отражается действительная жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы.

Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции.

Даже там, где взрослый иногда затрудняется определить границы вымысла, ребенок-дошкольник часто высказывает очень определенные оценки, обнаруживая при этом реалистический подход к произведению.

Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. В сказке, в особенности в сказке волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные обстоятельства. Животные и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, реальные свойства.

Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушается, ребенок заявляет, что данная сказка неправильная, что так не бывает. Здесь открывается та сторона эстетического восприятия, которая имеет очень важное значение для развития познания ребенком окружающей действительности, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.

Дети настолько укрепляются в реалистической позиции, что начинают любить всякие «перевертыши». Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности.

Таким образом, восприятие сказки способствует познанию ребенком объективной действительности.

Однако, эстетическое восприятие сказки требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь воображаемых обстоятельств — мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность расширяет сферу духовной жизни человека, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития.

Дошкольник учится становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование этой внутренней деятельности в дошкольном возрасте, позволяющей ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, имеет решающее значение для последующего психического развития.

Ребенок не хочет и не умеет занять позиции стороннего наблюдателя но отношению к описываемым в сказке событиям. Он пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного действующею лица, стремится к реализации целей положительного персонажа не только мысленно, но и действенно.

Дети требуют переделки рассказа, если конец его кажется им несправедливым, изменяют текст при пересказе, портят иллюстрации, уничтожая изображения отрицательных действующих лиц.

Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку, мысли и чувства, вызванные ею, не угасают после того, как повествование закончено; они проясняются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании.

Читать еще:  Духовно нравственные сказки для детей. Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника. Эмоциональное погружение детей в сказку

Знакомство со сказкой приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает ему принять более высокие мотивы героев художественного произведения.

Как считает А.В. Запорожец, для того чтобы ребенок осознал что-либо, необходимо, чтобы он был активен, необходимо, чтобы он начал действовать в отношении познаваемого предмета. Единственная форма деятельности, доступная преддошкольнику, — это реальное фактическое действование с предметом. Для того чтобы познакомиться с предметом, ребенок должен взять его в руки, повозиться с ним, засунуть его в рот, манипулировать с ним. Для дошкольника наряду с практическим контактом с действительностью становится возможной и внутренняя «теоретическая» деятельность. Он может действовать не только реально, но и мысленно, не только в непосредственно воспринимаемых обстоятельствах, но и в воображаемых. Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития этой еще неокрепшей новой формы психической .деятельности у ребенка.

Здесь создаются как бы переходные формы от реального фактического действования с предметом к размышлению о нем. Когда ребенок начинает овладевать этой новой формой деятельности, перед его познанием открываются новые возможности.

Он может осмыслить и пережить ряд событий, в которых не принимал непосредственного участия, но за которыми следил по художественному повествованию. Некоторые положения, которые не доходят до ребенка, будучи преподнесены в сухой, рассудочной форме, понимаются им и глубоко его трогают, когда они облекаются в художественную форму.

Таким образом, под влиянием художественного повествования. у ребенка возникают не только новые представления о тех или иных явлениях действительности, но он по новому начинает относиться к ним, по новому их оценивать.

Роль сказки в психическом развитии ребенка

В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Элла Прокофьева детский психолог

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

  • Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?
  • Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?
  • Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
  • Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?
  • В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Для годовалого младенца самое важное — доползти, долезть, дойти до намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте ребенок может «помыслить» только о том, что находится или недавно находилось в зоне его непосредственного восприятия.

Первый год жизни ребенка — это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может «помыслить» о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.

Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может «помыслить» об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.

Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное — чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Читать еще:  Самые первые сказки для малышей. Сказки на ночь для маленьких. Сказка: Осенняя сказка"

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение.

Консультация «Роль сказки в развитии детей»

Наталья Лаенко
Консультация «Роль сказки в развитии детей»

Консультация «Роль сказки в развитии детей«.

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть. «

Сказка — как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка. » Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» — так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как «добро» и «зло» — очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок. Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Сказка — одно из доступных средств для развития эмоции ребенка, взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок — это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки, вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки — и это несомненно будет лучшим «тренажером» в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Сказка — прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения — обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге. Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка. Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Читать еще:  Сказки детям от 0 читать. Аудиосказки для самых маленьких детей. Сказка: Осенняя сказка""

Консультация «Роль семьи в развитии речи детей» Роль семьи в развитии речи детей. Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи,.

Роль сказки в развитии детей младшего дошкольного возраста «И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце,.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей» «Роль сказки в развитии речи детей» Уважаемые родители! Все мы хотим, чтобы наши дети говорили красиво, правильно. Но как мы можем этого.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности» Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников» «И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце,.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей» Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей Составила воспитатель: Сорокина Л. Л. «Роль пальчиковой гимнастики.

Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста РУССКИЕ НАРОДНЫЕ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ Детская литера ВВЕДЕНИЕ Народная сказка входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром,.

Роль сказки в развитии речи средней группы детей Гайдабура Татьяна Николаевна, воспитатель Сказка в развитии речи детей. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/20/rol-skazki-v-razvitii-rebenka
http://www.7ya.ru/article/Rol-skazki-v-psihicheskom-razvitii-rebenka/
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-rol-skazki-v-razviti-detei.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector