Анализ и обсуждение результатов исследований по патриотическому воспитанию. Исследование чувства патриотизма у подростков

Анализ и обсуждение результатов исследований по патриотическому воспитанию

Методика исследования уровня патриотизма у старшеклассников

Исследование проводилось на базе областной школы интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее школа-интернат), и средней школы №9 (далее школа №9). 11 класс школы-интернат выступал в качестве экспериментальной группы (ЭГ), 11 класс школы №9 выступал в качестве контрольной группы (КГ). Количество обоих классов составляло 15 учеников. Весь процесс исследования проходил с 18.02.16. по 20.05.16. Исследование проходило в 3 этапа.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической, методической литературы; наблюдение; беседы с участниками и организаторами воспитательного процесса; анкетирование и тестирование; констатирующий и формирующий эксперименты; моделирование предметной деятельности в воспитании патриотических качеств личности; поисково-исследовательский, позволяющий изыскать неиспользованные возможности в воспитательном процессе общеобразовательной школы.

На первом этапе велся сбор информации, исследовались такие документы как: патриотический качество старшеклассник воспитание

  • 1) План военно-патриотического воспитания на 2015-2016 уч. год;
  • 2) План воспитательной работы общеобразовательной школы на 2015-16 уч. год;
  • 3) Положение о деятельности республиканской единой детско-юношеской организации «Жас ?лан»;
  • 4) План реализации проекта «25 шагов Независимости Республики Казахстан» в рамках общенационального культурно-образовательного проекта «Поколение +»;
  • 5) План учебно-воспитательной работы на 2015-2016 уч. год;

Так же проводились беседы с социальным педагогом, педагогом-организатором НВП, заместителем директора по воспитательной работе, учителями-предметниками и учащимися. Исследование показало, что многие учителя не знают, как пробудить и развить патриотические качества необходимые для гражданина нашей Родины. Анализ показал, что необходимые сведения военно-патриотической направленности рассеяны по отдельным предметам без определенной системы и должной логики, и, как правило, носят информационный характер.

Проведенный опрос показал, что многие старшеклассники относятся к проявлениям национализма лояльно, не видят ничего предосудительно в нарушении государственных законов и нравственных ценностей. Образец опросника смотрите в приложении 1.

Изучив план воспитательной работы общеобразовательной школы на год, было выявлено, что в основном, мероприятия направленные на развитие патриотических качеств, проходят в форме бесед, классных часов, и круглых столов, то есть патриотическое воспитание проводится вербальным методом (смотрите таблицу 1-2).

Таблица 1. План военно-патриотического воспитания на 2015-2016 уч. год

Исследовательская работа «Патриотизм глазами подростка»

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Республиканская конференция НОУ «Сигма»

«Первые шаги в науку»

«Патриотизм глазами подростка»

ученица 5 класса

Майского района КБР

2.1 История применения лекарственных растений

2.2 Сбор гербария

3. Результаты исследований

4. Заготовка, сушка и хранение лекарственных растений

5. Результаты анкетирования по применению лекарственных растений

Цель исследования – выявить представление подростков о патриотизме;

узнать о роли среды, влияющей на формирование патриотических чувств подростков.

— узнать историю возникновения понятия «патриотизм»;

— познакомиться с мнением психологов и педагогово том, что влияет на формирование патриотизма;

— познакомиться с выдающимися земляками-патриотами;

— изучить мнение подростков по данной теме.

Объект исследования–ученики 5-9 классов.

Предмет исследования: факторы, влияющие на воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

Гипотеза исследования: патриотическое воспитание у подрастающего поколения будет проходить успешно, еслисемья и школа будут сотрудничать в вопросах патриотического воспитания.

Для исследования были применены методы :

1. Работа с литературными источниками (интернет, толковый словарь, книги).

2. Аналитический и сравнительный.

4. Социологический опрос.

5. Проблемный и поисковый.

В этом году в нашей стране отмечается 70 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. В 2014 году в России произошло большое событие в городе Сочи прошли 22 зимние Олимпийские игры, которые прошли с большим успехом, и команда России заняла 1 место по количеству медалей.Вокруг: по телевизору в интернет говорят о подъеме патриотизма в стране.

Что же такое «патриотизм»? И какого человека можно назвать патриотом?«Что значит быть патриотом сегодня?» Данная работа — это попытка ученицы 5 класса провести небольшое исследование о понимании понятия патриотизма современными подростками.

Патриотизм в России всегда понимался, как
готовность поступиться личностными интересами во благо
Отечества, выражался в безграничной вере в помощь российского
государства и власти, в самоотверженность. Воспитание у молодежи
патриотизма и чувства национальной гордости, национального
достоинства было характерно для России на протяжении веков.
Это доказывает актуальность данной научно-исследовательской
работы.

2.1. Что такое патриотизм

Наверное, каждый человек слышал такое слово как «патриотизм». Однако далеко не каждый в состоянии дать четкое понятие этому определению. Что такое патриотизм? Любая страна перестанет существовать, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Само слово «патриотизм» уходит своими корнями в древнюю Грецию. В переводе с греческого языка ( Patris) это понятие обозначает «отечество, соотечественник». Толковый словарь русского языка дает определение патриотизма как нравственного и политического принципа, который заключается в любви к Отечеству и способности подчинить собственные интересы его интересам. Патриотизм подразумевает под собой гордость за принадлежность к определенному государству, гордость его достижениями и стремление эти достижения преумножить и сохранить на протяжении долгих лет.

Читать еще:  Заняться дома девочке 11 лет. Подростковый возраст - чем занять ребенка

Если смотреть глубже, то историческим источником патриотизма является закрепленное веками и тысячелетиями существование людей в рамках отдельных государств, что само по себе формировало у человека любовь и преданность именно к той местности, где он вырос и жил.

2.2. История формирования патриотизма в нашей стране

Обратимся к истории воспитания патриотизма в нашей стране. Россия всегда была духовной страной с высокоразвитыми культурными традициями.

Развитие культуры и просвещения народов России имеет многовековую историю. Еще в Киевской Руси первое упоминание об организации обучения и воспитания детей относится к X в. Важный этап в истории просвещения связан с реформами Петра I.

Молодежь в советском государстве всегда была, что называется, «впереди планеты всей». Все патриотические начинания увлекали молодежь на подвиг в повседневной жизни. Восстановление народного хозяйства, ликвидация разрухи и последствий ВОВ, освоение целинных и залежных земель, строительство БАМа, народные дружины по поддержанию порядка, молодежные строй отряды и т.д. и т.п. Молодежь стремилась получить образование, чтобы работать и приносить пользу на благо родины. Молодых специалистов ждали все предприятие и организации страны.

В спорте молодежь добивалась успехов и мировых побед не за доллары и материальные блага, а за желание быть первыми и прославить свою Великую Родину. Поэтому отмечается всплеск мировых достижений в хоккее, в футболе, художественной гимнастике и других видах спорта. В советские годы развернулось массовое движение за подъем национальной народной культуры. Создавались народные ансамбли.

Молодежь проводила свой отпуск в походах по родному краю, в молодежных спортивных лагерях, туристских походах по стране. Какое огромное удовольствие и пользу приносили молодым военно-спортивные игры, такие как «Зарница», одновременно развивающие спортивные и патриотические навыки. Школьники с удовольствием и пользой посещали дворцы и дома пионеров и школьников (ДПШ), где занимались в художественных, музыкальных и технических кружках.

При ответе на вопрос — в чем проявляется патриотизм, достаточно просто обратиться к истории Великой Отечественной Войны, где люди массово жертвовали своими жизнями ради родной земли. Именно эти персонажи чаще всего приводятся в пример, когда школьники пишут сочинение — что такое патриотизм. Одним из принципов воспитания является воспитание на примере. Я считаю, что гражданин страны должен знать героев своей страны. Но в каждом населенном пункте есть свои герои. В нашей станице о героях войны можно узнать не только на уроках, но и в материалах школьного музея. Я узнала, что в Великой Отечественной войне погибли 336 станичников. Среди них – Петр Чернуха, именем которого названа одна из улиц в станице, Григорий Письменный, летчик Михаил Ефремов, знаменосец Сергей Горностаев. Еще будучи подростком, Сергей Горностаев во время оккупации станицы Александровской вел дневник, в котором описывал все происходящие события. Из дневника Сергея мы подробно узнали об истории оккупации станицы Александровской.

2.3. Факторы, влияющие на формирование патриотизма

На формирование личности оказывают влияние различные факторы, в том числе: среда (школа, семья, друзья, средства массовой информации).

Элементы патриотизма, в виде привязанности к родной земле, языку, традициям, формируются уже в детском возрасте, в первую очередь, в семье.Но, к сожалению, в пашей стране далеко не каждый ребенок может похвастаться своей замечательной семьей. По статистике каждый седьмой ребенок недоволен своей семьей, а каждая десятая семья считается неблагополучной. Этому явлению есть разные причины: сильно пьющие родители, отсутствие денег в семейном бюджете непосредственно для растущего ребенка, отсутствие понимания, полное безразличие родителей к ребенку, жестокость или применение насилия по отношению к ребенку, отсутствие должного воспитании и вытекающая отсюда напряженная обстановка в семье.

Если родители не занимаются патриотическим воспитанием, не читают книги вместе с детьми, не обсуждают фильмы и спектакли на данную тему, не рассказывают детям об истории своей семьи, то ни о каком достойном патриотическом воспитании не может быть и речи.

2.4 Сотрудничество семьи и школы в вопросах патриотического воспитания

В наше время моих сверстников интересуют интернет и игры на мобильных телефонах, компьютерах. У них нет дела, полезного обществу. Они мало знают о том, что рядом с ними живут родные, которые совершали героические поступки, будучи детьми в годы Великой Отечественной войны.

Мы находимся в том самом возрасте, что и юные герои Великой Отечественной войны, такие как: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, которые погибли на войне, и я хочу, чтобы мои одноклассники не только знакомились с учебным материалом о военных битвах, городах-героях, знаменитых маршалах и полководцах, о памятных датах и ратных подвигах, но и собирали информацию из других источников о детях, чьи поступки характеризуют их как героев не только войны, но и героев тыла.

Обо всем этом мы можем узнать из различных источников, но в первую очередь, в школе. В нашей школе этому вопросу уделяется внимание на уроках и классных часах, внеклассных организациях, на экскурсиях в школьном музее.

Читать еще:  Суицидальные наклонности у подростков причины. Подростковый суицид: желание не умереть, а уйти от проблем? Мифы о самоубийствах

С целью лучше узнать осведомленность обучающихся нашей школы по вопросам патриотизма, было поведено анкетирование и тестирование

среди 5 и 9 классов.

— респондентам были розданы бланки с пронумерованными вопросами;

ведущий зачитывал вопросы, а учащиеся выбирали нужный ответ.

После проведения данной анкеты началась обработка путем подсчета человек в классе, суммирования и определения результатов.

На вопрос: Хочешь ли ты в будущем жить в России?

Исследовательская работа «Я-патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»

Данная исследовательская работа заняла 3-е почетное место в конкурсе «Имею право и обязан»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Я-патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»»

Ставропольский край, Красногвардейский район, село Покровское

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Материалы на районный конкурс

«Имею право и обязан»

Номинация: исследовательская работа.

«Я человек и патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»

Ученик 9 класса

Кононова Дарья Александровна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

с.Покровское, 2016 г.

Глава1. Патриотизм как качество настоящего гражданина

1.1. Понятие термина «патриотизм»………………………………………….5-7

Глава 2. Патриотическое воспитание школьников

2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов……………………. 8

2.2. Программа «Патриот 2017» для школьников ……………………………9

Список использованных источников…………………………….………………..12

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Путин на встрече с общественными организациями в г.Краснодаре как-то заявил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.

Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование чувства патриотизма у школьников».

Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС),общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Объект исследования – патриотизм

Предмет исследования: процесс формирования чувства патриотизма у школьников.

Цель данного исследования: разработать программу патриотического воспитания учащихся.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:

ознакомиться с термином «патриотизм» и «патриот» в разных источниках;

изучить научную литературу по данной теме;

составить несколько анкет для разных школьных возрастов;

провести анкетирование учащихся;

проанализировать данные анкет;

составить модель ученика-патриота;

составить программу «Патриот-2017» на 1 год (2016-2017г.) по формированию чувства патриотизма;

представить программу «Патриот-2017» на рассмотрение, корректировку и утверждение администрации;

проводить мероприятия по данной программе в течение года;

Методологической основой исследования являются общенаучные положения о роли школы в формировании патриотических качеств личности и Федеральные Конституционные Законы.

В ходе научной работы были использованы следующие методы:

теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, сопоставление, анализ полученных данных;

эмпирические: беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов, педагогический эксперимент.

Данная научная работа относится к эмпирическим исследованиям, так как она ориентирована на проведение собственного эксперимента.

Основная база исследования: исследование проводилось в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №10» .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— проанализировали разные термины патриотизма;

— изучили Федеральные Конституционные Законы РФ;

— разработали собственную воспитательную программу «Патриот-2017» по формированию патриотических качеств у школьников.

Апробация работы: программа «Патриот-2017» рассчитана на 2016-2017 учебный год, в основном для начального звена школы.

Научное исследование планируется провести в 2 этапа:

анализ научной литературы и интернет-источников (теоретический);

анализ анкетирования и разработка программы «Патриот-2017» (теоретический, частично эмпирический);

Глава I. Патриотизм как качество настоящего гражданина

Понятие термина «патриотизм».

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»

В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, А. С. Пушкин призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество» [9;c.7].

Читать еще:  Психологические рекомендации подросткам и родителям. Психологические рекомендации по саморегуляции поведения и управлению стрессом

В советское время, говоря о патриотизме, опирались на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [13;c.31].

Игумен Нектарий (Морозов) считает: «… тот человек, который не является патриотом своей Родины, является ее потенциальным предателем. Среднего не дано. Когда приходит время испытаний, каждый человек либо становится патриотом и идет на жертвы ради спасения своей страны, либо ее предает. Поэтому мы должны определиться: кто мы?»

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [16; c.27].

Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники?

Патриотизм — это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям[3;c.393].

Патриотизм (от греч. Patriotes – соотечественник – patris – родина)- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства [17;c.461].

Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Воспитанию принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

В нашем понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Мы думаем, что патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.

Патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·уважительное отношение к языку своего народа;

·заботу об интересах Родины;

·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В моем понимании патриотизм, мужество, героизм – это близкие по значению слова.

Патриотизм – быть готовым защитить Родину от врагов.

Мужество – означает быть доблестным, стойким, крепким, храбрым, отважным, решительным.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Патриотизм актуален и в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны.

Возможно, что именно воспитание в духе патриотизма, пробуждает в нас и выбор таких благородных профессий как военнослужащий, врач, учитель, воспитатель, ученый…

Источники:

http://m.studwood.ru/1066681/pedagogika/analiz_obsuzhdenie_rezultatov_issledovaniy_patrioticheskomu_vospitaniyu
http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-patriotizm-glazami-podrostka-2602965.html
http://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-ia-patriot-formirovani.html

Ссылка на основную публикацию