Что творится в душевой подросткового лагеря. Режимные моменты

Рекомендуемый распорядок дня

Приложение 7

Режим дня в загородных оздоровительных учреждениях

Место в общей логике — является завершающим этапом в логике развития лагерной смены, это последние 2-4 дня перед отъездом, характеризуется налаживанием коммуникативных связей, совместной коллективной деятельностью детей и взрослых.

Краткий девиз:«Теплота! Доверитель­ность! Светлая грусть!».

Задачи:

• Создать атмосферу дружеского прощания.

• Найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда.

• Подвести итоги смены.

• Подготовить прощальные сюрпризы друг другу, лагерю, вожатым (шуточные дипломы и грамоты, подарки, которые бы отразили ваше отношение к каждому ребенку, пусть даже самому отъявленному сорванцу и непоседе, подчеркнули бы его индивидуальность, его таланты и способности, чтобы каждый из ваших воспитанников знал, что Вы его любите за то, что он есть и будете помнить – это будет являться важным фактором, определяющим эффективность вашей работы).

Основное содержание:итоговые выставки, встречи, соревнования; итоговые газеты, выступле­ния отрядов, кружков, секций; прощание друг с дру­гом и с лагерем; прощальный концерт вожатых.

Основные итоги.К концу итогового пери­ода решены все задачи, подведены итоги всех проведённых дел, проанализирована деятель­ность отрядов вожатых, вручены награды и про­щальные сувениры.

Позиция вожатого.Вожатый — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т.д. Его позиция — коммуника­тивная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием.

ПАМЯТКА ВОЖАТОМУ : Дорогие вожатые, собираясь в ла­герь, вдумчиво перечитайте литературу о психо­логических особенностях детского и подростко­вого возраста, изберите для себя в отношениях с будущим отрядом роль «старшего друга», не за­бывая при этом, что вожатый — это педагог, хотя и не намного старше своих «детей», дайте сами себе «железное» слово, что ни при каких обстоя­тельствах:

не унизите ребёнка;

не выставите его на посмешище;

не разгласите доверенную тайну;

не сорвётесь на крик, оскорбления, рукопри­кладство;

не нарушите данное ребёнку слово;

не станете жаловаться начальнику, родителям.

Но в то же время вожатый не должен заис­кивать и унижаться сам, попустительствовать в отряде грубости, пошлости, жестокости, дать сесть «себе на шею», бояться своих взрослеющих акселератов, а также любых разговоров с ними на «недетские темы» (Пример – как в 1 отряде вели себя скин-хэнды и нам пришлось перевести их в самый младший отряд).

Взгляните на себя: чем вожатый, как лич­ность, может быть интересен детям? Своими увле­чениями? Знаниями? Эрудицией? Юмором? Теп­лотой? Сердечностью? Умением слушать и вести разговор? Чем? Подумайте, как это использовать в предстоящей работе с ребятами.

2. Понятие «режим дня детского оздоровительного центра». Правила внутреннего распорядка ДОУ. Действия вожатого при организации основных режимных моментов.

В процессе жизнедеятельности лаге­ря воспитание и оздоровление выступают как две вза­имодействующие функции, иногда противоположные, но больше как единые. Здесь повышаются роль и значение внутреннего распорядка лагеря — режима дня.

Для того чтобы этот принцип был не только лозун­гом, а реально действовал, его суть должна находить от­ражение в обоснованном распорядке дня; в плане работы руководителя лагеря, социальных педагогов и медицин­ских работников; в соблюдении допустимых физических и эмоциональных нагрузок с учетом возраста; в постоян­ном поиске оптимальной дозировки всех компонентов, составляющих процесс воспитания и оздоровления; в укреплении союза врача и воспитателя.

Режим дня основа осуществления единого учебно-воспитательного и оздоровительного процесса, медицински и педагогически распланированной дозировки всех компонентов, составляющих активную и полезную жизнь детей в лагере в течение дня, недели, смены. Он вносит в жизнь детей стройность, определенность, дис­циплинированность. Он — основа для определения бюд­жета времени активной деятельности, а, следовательно, база планирования работы. Он является важным воспи­тательным фактором, так как учит детей экономить время, прививает полезные навыки и привычки: аккуратность, дисциплинированность. То есть «педагогическое» пони­мание режима дня значительно шире, чем гигиеническое, и включает в себя последнее.

Режим дня является документом внутреннего распорядка любого ДОУ, так как именно режим дня выполняет основную функцию – организации отдыха и оздоровления детей и подростков, а также сочетает в себе все формы организации детского досуга.

Фактически режим дня – это основные правила внутреннего распорядка, которые должны соблюдаться не только воспитанниками, но и всеми членами трудового коллектива ДОУ. Данный документ относится к основным правилам поведения детей в ДОУ, к которым относятся также: правила поведения в столовой, правилам поведения в корпусе, противопожарной безопасности, правила проведения спортивных игр, соревнований, общелагерных и отрядных досуговых мероприятий, правила проведения морских купаний и поведения на море (водоемах), правила организации родительского дня, правила организации дежурств (на территории, в корпусах, столовой), правила поведения при организации пеших прогулок и походов, морских прогулок и экскурсий и т.д.

Принятый режим дня в ДОУ зависит от типа и вида учреждения, он должен быть дифференцированным в зависимости от возраста детей. В зависимости от климатических условий в режим дня могут быть внесены изменения. Так, например в июне и июле допускается более позднее укладывание детей и более поздний подъем.

Режим дня в ДОУ разрабатывается в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрастных групп и предусматривает максимальное пребывание их на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр; регулярное 3-5-ти разовое питание (перерыв между приемами пищи не должен превышать 3,5-4,0 часов) и послеобеденным отдыхом – сном для детей до 10 лет (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.4.969-00 РФ от 4.10.2004г. «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» п. 1.3.)

Режим дня разрабатывается в соответствии с учетом состояния здоровья детей и корректируется в зависимости от сезона года. Он разный по времени для разных возрастных групп (7-9 лет — с 7.30 до 21.00; 10-14 лет — с 7.30 до 22.00), но в том и другом случае 1,5-2 часа должно отводиться на дневной отдых, включая сон.

Три «кита», на которых держится распорядок дня: максимальное использование природно-климатических факторов; рациональная организация всей жизнедея­тельности детей во время пребывания в лагере; полно­ценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических правил и здоровый, достаточно продолжительный сон.

К основным режимным моментам относятся: подъем, зарядка, утренние режимные моменты (УМР) завтрак, утреннее купание, отрядные дела, обед, тихий час, полдник, вечернее купание, свободное время, общелагерные досуговые или спортивные мероприятия, сонник, самообслуживание, отбой.

Режимные моменты должны быть четкими и организованными, чтобы не тратить на них лишнее время. С первых дней пребывания детей в лагере наиболее важной дисциплинарной нормой является соблюдение детьми режимных моментов.

1. Подъем в летнем лагере – важный и ответственный момент и достаточно трудная процедура, так как именно он закладывает настроение всего лагеря и каждого на весь день! Он может быть: музыкальным, с веселой речевкой, в игровой форме. Можно учредить специальный переходящий приз, уделить внимание трудно просыпающимся, можно придумать индивидуальный (для отряда или лагеря) сигнал (звук), заинтриговать предстоящим отрядным, общелагерным делом, экскурсией, сюрпризом и т.д.

Читать еще:  Диагностика депрессии у подростков. Депрессия у подростка — как распознать по первым признакам

2. Зарядка: если с первого дня вы сможете убедить ребят в необходимости утренних упражнений и будете напоминать о времени, то у вас все получится. Занимайтесь вместе с детьми, предложите им помочь вам в организации и проведении. Добивайтесь всего личным примером. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут на открытом воздухе, а в дождливую погоду — в хорошо проветриваемом помещении.

3. Утренние режимные моменты — уборка комнат, корпусов, проверка органами детского самоуправления результатов уборки, санитарного состояния, внешнего вида воспитанников. Необходим не только контроль со стороны вожатых, но и помощь ребятам (особенно в младших отрядах).

4 Питание: необходимо организовать детей на прием пищи (завтра к, обед, полдник, ужин, сонник). Если в лагере не установлена смена для питания (не хватает посадочных мест в столовой) то посещайте столовую регулярно, старайтесь начинать и заканчивать прием пищи одновременно. Заранее в, первые дни смены уточнить кому из детей назначено диет питание, у кого имеются противопоказания (должна быть замена продуктов). Обращайте внимание на качество пищи, старайтесь увидеть как питается каждый воспитанник. Все дети должны быть накормлены. Не допускайте приема вредной и опасной пищи до столовой (чипсы и т.п.).

5. Тихий час: послеобеденный отдых необходим, он является сменой видов деятельности – это важный режимный момент. Время отдыха – 1.30 – 2 часа. Заведите правило с первых же дней смены- тихий час обязателен для всех!

6. Купание: утреннее проводится с 9.30 до 11.00, вечернее – с 16.00 до 17.30 часов при условии хорошей нештормовой погоды, только в организованных местах (пляжи, водные акватории), обязательно присутствие медработника, спасателей, инструкторов по плаванию, старшего воспитателя или зам. Директора по в.р. – лиц, ответственных за обеспечение безопасности на воде.

7. Свободное время для детей должно быть организовано обязательно. Каждый ребенок должен иметь свободное время для занятий любимым делом, отдыха, воспитатель должен позаботиться об этом.

Воспитатель должен служить примером в самообслуживании. Все дети должны выполнять все гигиенические процедуры, перед каждым приемом пищи необходимо мыть руки, перед тихим часом и отбоем следует принимать душ, мыть ноги. Все дети должны быть чистыми и опрятными.

9. Отбой: необходимо заранее готовить детей ко сну. Перед отбоем можно провести на отрядном месте тихие «вечерние огоньки», спеть лагерную вечернюю песню, сыграть на гитаре. спокойно обсудить день, пожелать друг другу спокойной ночи, приятных сновидений, рассказать (придумать) добрую сказку или историю с продолжением и т.п. Будьте спокойны, но требовательны в том, что все должны ложиться вовремя спать для того, чтобы следующий день встретить бодрыми и веселыми!

Из СанПин:

7.1. В целях оздоровления и обеспечения полноценного отдыха детей и подростков необходимо обеспечить рациональную организацию режима дня:

· оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;

· максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы;

· проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий;

· достаточную продолжительность сна;

7.2. Режим дня в оздоровительных учреждениях строится в зависимости от возраста детей. В распорядке дня необходимо выделять детям не менее 1,5 ч свободного времени, с распределением его на первую и вторую половины дня (прилож. 7).

7.3. Каждому ребенку рекомендуется заниматься не более чем в 2 кружках и одной спортивной секции. Занятия кружка проводятся не чаще 2 раз в неделю и продолжаются не более двух часов. Занятия физической культурой и спортом должны проводиться ежедневно.

7.4. В учреждении организуются с учетом воспитательной и оздоровительной направленности в соответствии с возрастом детей следующие виды деятельности. Для детей 6-10 лет допускается: уборка постелей, несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для старших школьников дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды), для детей старше 14 лет — уборка обеденного зала, благоустройство территории, уборка спальных комнат.

7.5. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья); с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников), опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна); запрещена уборка мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, мытье полов с применением моющих и дезсредств.

7.6. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока.

7.7. Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней.

Организация режимных моментов в лагере

Режим дня – это определенный порядок чередования различных видов деятельности и необходимых бытовых функций (еда, сон, личная гигиена и т.д.), который формирует определенный уклад жизни детского оздоровительного лагеря.

Режим дня лежит в основе планирования жизни лагеря в целом и каждого отряда в отдельности. Поэтому он несет в себе важное организующее начало, и одновременно в нем заложен большой воспитательный эффект.

Грамотно построенный режим вносит в жизнь вашего отряда системность, определенность, помогает избежать беспорядка, неразберихи, способствует выработке у ребят полезных привычек и навыков, формирует и развивает у них такие качества, как организованность, целенаправленность действий, приучает их к самодисциплине.

Чтобы создать у вас более полное представление о режиме дня детского оздоровительного лагеря, приведем извлечение из документа «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03» от 17 марта 2003г.

«VII. Режим дня в загородных оздоровительных учреждениях.

7.1. В целях оздоровления и обеспечения полноценного отдыха детей и подростков необходимо обеспечить рациональную организацию режима дня:

· оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;

· максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы;

· проведение культурных, оздоровительных, физкультурных мероприятий;

· достаточную продолжительность сна;

7.2. Режим дня в оздоровительных учреждениях строится в зависимости от возраста детей. В распорядке дня необходимо выделять детям не менее 1,5 часов свободного времени с распределением его на первую и вторую половины дня.

7.4. В учреждении организуется с учетом воспитательной иоздоровительной направленности в соответствии с возрастом детей следующие виды деятельности:

· для детей 6-10 лет допускается уборка постелей, несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя;

· для старших школьников – дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды);

· для детей старше 14 лет – уборка обеденного зала, благоустройство территории, уборка спальных комнат.

Читать еще:  Чем завлечь ребенка дороге на машине. Подростки решают сами. Игры с пальчиками

7.5. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья); с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников), работам, опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна); запрещена уборка мест общего пользования (лестничных площадок, пролетов и коридоров) и мытье полов с применением моющих и дезинфицирующих средств.

7.6. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока.

7.7. Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней».

Примерный распорядок дня

В последних строках верхнее время указано для младших отрядов.

Рассмотрим подробно элементы режима дня.

Подъем

Подъем в летнее время в 8:00. Вожатому до подъема детей нужно привести себя в порядок, поделиться с напарником информацией с планерки и обсудить план на день. Тем вожатым, которые живут не вместе с детьми своего отряда, необходимо прийти в отряд за 15 минут до подъема. Будить детей надо спокойно, без криков и громкой музыки. Зайдите сами в каждую комнату, убедитесь, что все дети встали. Минут через пять пройдите снова по всем комнатам и, если кто-то еще не встал, настойчиво потребуйте, чтобы все поднялись, оделись и построились на зарядку.

«Ураган» – слишком резкий подъем и недостаточный контроль за тем, как одеты дети, все ли вышли на построение.

«Побудка мимоходом» – заглянув в спальню, и сообщив детям, что уже утро, вожатый ограничивается этим.

«Казарма» – свирепый вид, экстремальная лексика и упражнения типа «подъем-отбой» едва ли создадут у детей радостное восприятие начинающегося дня.

«Всё идет само собой» – даже в конце смены не надо легкомысленно рассчитывать, что процедура подъема пройдет без вашего вмешательства.

Зарядка

Зарядка начинается в 8:10. Она помогает окончательно проснуться, сбросить с себя остатки сна, размять мышцы, получить необходимый заряд бодрости на весь день. Успешность организации утренней зарядки определяется несколькими компонентами: хорошо подобранный комплекс упражнений, музыкальное сопровождение, четкая организация процедуры начала и окончания зарядки, и, конечно же, ее творческая сторона.

Занимайтесь зарядкой вместе с детьми, предложите детям своего отряда помочь в ее проведении, это может быть одним из творческих заданий либо сменным поручением. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и подготовленности. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут на открытом воздухе, в дождливую погоду – в хорошо проветриваемом помещении.

«Эпидемия» – группа детей, ссылаясь на плохое самочувствие, отказывается от зарядки, и вы оставляете их в корпусе.

«Спортивный клуб вожатых» – группа развлекающихся вожатых, с юмором и образцово выполняющих комплекс упражнений. Это смотрится эффектно, но, в первую очередь, нужно следить за детьми.

Время личной гигиены и уборка комнат

Вернувшись с зарядки, детям дается время, чтобы они привели себя в порядок: почистили зубы, умылись, причесались, оделись по погоде. Дети должны заправить кровати, аккуратно сложить вещи в шкафу, навести порядок в тумбочке, повесить полотенца на спинку кровати, привести в порядок обувь, собрать мусор, подмести пол. Вожатому необходимо постоянно контролировать этот процесс, напоминая, что еще надо сделать, и в каком окончательном виде должна, быть комната.

«Замкнутый круг» – дети, наведя порядок в палате, возвращаются туда за вещами сразу после уборки и тем сводят ее к нулю.

«В некоторых местах» – уборка делается поверхностно, и проверяющие найдут песок и крошки в постелях, пыль под кроватями, продукты в тумбочках, разбросанную обувь и т.п.

«В своем глазу. » – требуя с детей неукоснительного соблюдения порядка в комнатах, вожатые порой забывают про чистоту и порядок в вожатских.

Линейка

Линейка длится не более 15 минут, задаёт бодрый тон нового дня. Обязательными элементами являются построение и информация. Линейки организуются так, чтобы ребятам было понятно, что будет происходить в лагере в течение дня, к чему можно стремиться и каких успехов достичь. Информация о дне представляется педагогами, отвечающими за организацию конкретного дела.

На каждой линейке (утренней, вечерней, тематической или торжественной) должны звучать конкретные имена детей: поздравление именинников, награждение победителей творческих конкурсов, спортивных мероприятий и т.д. Это и дополнительная информация о личностных достижениях детей, их вкладе в общественно значимые достижения лагеря, и повод для гордости за свой отряд. С другой, стороны – ощущение разделённости успеха с новыми друзьями. Заканчивается линейка коллективным пожеланием доброго дня.

Утренний отрядный сбор

Сбор проводится либо до завтрака, либо сразу после него на отрядном месте. Его цель — задать настроение дню, рассказать детям о том, что их ожидает в течение дня (конкретно, кто, что, куда, во сколько). Если какие-то моменты плана на день касаются не всего отряда (например, кружки), расскажите, чем займутся все остальные. Спросите, что детям непонятно в плане, ответьте на все их вопросы. Хорошо, если план дня уже размещен в отрядном уголке. Сбор пройдет гораздо приятнее, если вы начнете его с игры, новой шутки или чем-то заинтригуете детей.

Организация режимных моментов в дол

Режим дня – это определенный порядок чередования различных видов деятельности детей и необходимых бытовых функций (еда, сон, личная гигиена и т.д.), который формирует определенный уклад жизни детского оздоровительного лагеря.

Главная задача режима – за короткое время выработать у детей определенный ритм жизни, который должен способствовать организации полноценного отдыха, развитию и оздоровлению детского организма.

Положительные стороны режима:

Соответствует физиологии человека.

Вносит системность в жизнь отряда.

Способствует выработке у детей полезных привычек и навыков.

Формирует и развивает организованность, целенаправленность действий, самодисциплину.

Отрицательные стороны режима:

Является стрессом для организма, который вызывается необходимостью перестройки с одного режима на другой.

Любое однообразие приводит к быстрому насыщению и скуке. А скука является главным врагом детей и вожатого. Лишь в первые 3-4 дня дети с охотой выполняют необходимые режимные моменты, пока существует элемент новизны. Потом утрачивается энтузиазм, и ребята занимают позицию пассивного неприятия.

Излишняя заорганизованность приводит к тому, что отдых становится тяжким трудом, который рано или поздно попросту отвращает ребенка от лагеря.

Что делать, чтобы снизить негативные стороны?

Дифференцировать режим в зависимости от:

физиологического состояния детей;

эмоционального состояния ребят.

Вносить элемент игры в организацию режимных моментов.

Разнообразить формы организации (одно утро — подъем музыкальный, на другое утро подъем интригующий и т.д.).

Оптимально чередовать бытовые и творческие дела, свободное время, отрядные и лагерные мероприятия.

Ни для кого не секрет ,что часть детей легко просыпается и без затруднений встает. Но есть такие дети, которые могли бы проспать до обеда, если вы их не разбудите.

Существует огромное разнообразие того, как можно разбудить ребят:

Громко включить ритмичную музыку.

Протрубить в горн.

Пощекотать каждого за ушком и сказать ласково: «Вставай, Солнышко, утро уже на дворе».

Читать еще:  Родителей и учителей пугает подростковый возраст. Как ведут себя подростки в переходном возрасте и как пережить кризис

Хлопнуть 3 раза в ладоши и торжественно произнести «Вставайте, господа, вас ждут великие дела!».

Словами: «Внимание, экипаж начинает выходить из состояния летаргического анабиоза. На счет «раз» всем громко сказать «Хрю-хрю»…».

Не забывайте, что настроение, с которым человек поднимается, создает ему настрой на весь последующий день. Поэтому вместе с требовательностью будьте еще и приветливыми, внимательными, терпеливыми, веселыми.

Не стоит сбрасывать со счетов такую причину сонливости как плохое самочувствие, переутомление, плохое настроение. Если так, то стоит в некоторых случаях посоветоваться с врачом, а может быть и пересмотреть формы отрядных мероприятий.

В самом термине «зарядка» заложен особый энергетический смысл. Именно зарядка помогает окончательно проснуться, размять мышцы, получить необходимый заряд бодрости на весь день.

К организации зарядки предъявляются обязательные требования:

Соответствие физических упражнений возрасту детей.

Время проведения зарядки составляет 10-15 минут.

Зарядка проводится на открытом воздухе.

Во время дождливой погоды зарядка проводится в хорошо проветриваемом помещении.

Успешность организации зарядки зависит от следующих компонентов:

Хорошо подобранный комплекс упражнений.

Четкая организация процедуры начала и окончания зарядки.

Творческий подход к организации выполнению зарядки.

Можно вручать переходящий вымпел за лучшее выполнение зарядки. Можно по-разному расставлять ребят: в колонну, по кругу, в линейку, квадратом. Можно менять места проведения зарядки.

Напоминайте об утреннем туалете, о мытье рук перед едой, о том, что перед сном надо мыть ноги и всегда ходить чистым и опрятным. Проверяйте чистоту постели детей. Старайтесь приучать пользоваться только личными средствами гигиены.

Следует развивать у детей навыки самообслуживания (особенно у младших школьников). Задачами этого мероприятия будут:

1) предъявление единых организационных требований;

2) диагностика реальных умений;

3) тренировка этих умений.

Из комнат можно создать команды по комнатам. Команды набирают очки, соревнуясь между собой. На каждом этапе соревнования команду представляет один участник. Этапы следующие:

Одевание спортивной формы и т.д.

Чтобы не возникали подобные ситуации, следует обратить внимание на:

1. Сбор. Лучше собирать отряд в определенном для этого месте. Следует дождаться всех, чтобы не получилось ситуации, когда кто-то уже поел, а кто-то только прибежал кушать. Неплохо, если вы придумаете какой-то условный сигнал для сборов (звонок будильника, свисток, индейский клич самого громкого мальчика в отряде), который больше нигде повторяться не будет.

Поход в столовую. Организуйте интересное путешествие в столовую. Главное, сделать так, чтобы детям стало интересно ходить всем вместе. А для этого существует много способов, как заинтересовать ребят таким походом:

Идти, взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку.

Взявшись за руки, но идти задом наперед.

Взявшись за руки и образовав круг, в центре которого идете вы, и вас ведут под конвоем, так как Вы «не хотите есть».

Держась руками за длинную веревку.

Построившись в шеренгу по трое.

В шеренгах, но ковыляя как солдаты раненные в правую ногу.

В шеренгах, делая 3 шага вперед и 1 шаг (прыжок) назад.

В колонне, положив руки на плечи впереди стоящему.

В колонне, но при этом глаза у всех закрыты, кроме впереди стоящего.

Подняв вверх руки.

Держась руками за уши.

Как ходят котята (утята, пингвины, медведи и т.д.).

При всем этом можно скандировать «кричалки».

мытьем рук перед едой;

меню. Если в отряде есть дети, у которых имеются противопоказания к приему отдельных продуктов, проверьте, чтобы им была предоставлена полноценная замена;

дисциплиной в столовой;

тем, чтобы дети небыли голодными;

Это время для пассивного отдыха, восполнения сил. Его организация требует дифференцированного подхода к детям в зависимости от их возраста. Но у каждого должна быть возможность отдохнуть. Малыши отдыхают в кроватях.

Заведите правило: в тихий час никаких разговоров, хождений. А заняться в тихий час можно разными вещами: чтением книг; лепкой из пластилина; написанием писем домой; игрой в шахматы и шашки; отгадыванием кроссвордов; слушанием музыки и др.

Можно открыть «Клуб тихих игр» с ритуалом открытия и закрытия. Ритуал открытия может быть следующим: общий короткий сбор с поднятием флага и торжественной клятвой «Я, член тайного клуба тихих игр и спокойных занятий, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: ни разу в течение двух предстоящих часов не вскрикнуть, не взвизгнуть, не свиснуть и говорить только шепотом. И если я нарушу свое обещание, пусть меня постигнет самое суровое наказание». Ритуал закрытия: после тихого часа все выходят на улицу, выстраиваются, набирают в грудь больше воздуха и на счет три выпускают его, сопровождая любыми звуками максимальной громкости.

Можно на время тихого часа уйти на пляж или на полянку, взяв покрывала и шапочки на голову. А здесь можно шуметь, отгадывать кроссворды и вообще заниматься тем, что вам по душе. Но в начале вам следует убедить директора лагеря и медицинских работников в том, что отдых на свежем воздухе целебнее и дает больший оздоровительный эффект.

В режиме дня предусмотрен определенный промежуток времени, предоставляемый детям для самостоятельного использования. Это законное право ребят. Каждый должен иметь время для занятия любимым делом.

Следите за тем, чтобы никому не было скучно. И если ребенок не может организовать свое свободное время, помогите ему с проведением досуга: может быть это будет интересная игра или разговор по душам, а может и помощь вам в оформлении чего-нибудь.

К отбою начинайте готовить детей заранее, чтобы к нему все гигиенические процедуры были выполнены. Перед отбоем проводят тихие игры или отрядную «свечку». Но не стоит обсуждать на свечке острых, проблемных ситуаций. А неприятный разговор может раздосадовать и возбудить ребят, стать причиной бессонницы. Проще просто попеть с ребятами песенки, почитать стихи.

Малышам перед сном можно почитать книгу. С этим средством маленькие засыпают скорее, чем без нее. И в этом смысле с младшим отрядом гораздо проще.

Гораздо сложнее уложить старших. Заранее договоритесь с ребятами о том, что вы ровно во столько-то будете проходить и выключать у них свет. Здесь возникнет ситуация, что у вас начнутся разговоры. Совсем запрещать эти разговоры бессмысленно, полной тишины вы не добьетесь.

Разумно следить за тем, чтобы после отбоя дети у вас не бегали по корпусу и стояла тишина. Надо за этим следить с первого дня, иначе, позволив один раз вольное поведение, вы до конца смены так и не наведете порядок.

В любом деле главное – вызвать у ребят любопытство: «А что будет сегодня?» Но здесь важно не переборщить. И помните, не последнюю роль играет ваше собственное настроение, с которым вы идете к ребятам. Если вы сами с утра в злом настроении (например, от постоянного вожатского недосыпания) и еще проводите по-новому сбор, детям не станет радостнее и веселее. Скажите утром себе:

Я с радостью встречаю новый день!

Меня ждут сегодня приятные заботы!

Я люблю своих непослушных детей!

И тогда успех в организации, казалось, привычного и надоевшего режимного момента вам обеспечен.

Источники:

http://studopedia.ru/2_119981_rekomenduemiy-rasporyadok-dnya.html
http://megalektsii.ru/s7503t8.html
http://studfiles.net/preview/3934887/page:10/

Ссылка на основную публикацию