«Формирование у подростков здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни у подростков

Содержание

«Формирование у подростков здорового образа жизни.»

Конкурс молодёжных проектов

«Челябинская область это мы !»

Название проекта «Формирование у подростков

здорового образа жизни.»

Матвеев Данил Евгеньевич

ученик МБОУСОШ №6

Глава I. Актуальность проблемы формирования основ здорового

образа жизни 5-8

Глава I I. Экспериментальная работа по исследованию формирования

основ здорового образа жизни у детей 8-18

Актуальность темы . Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи :смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия .

Здоровье населения России — высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2014 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 — 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% — хронические заболевания, 60% — нарушенную осанку. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

в физическом плане – умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди школьников их число не превышает 8 %;

стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (за последние 10 лет частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней в 2 раза);

изменение структуры хронической патологии (вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата – сколиоз, остеохондроз, осложнённые формы плоскостопия);

Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии — науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.

По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Выбор темы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Деятельность педагога начинается с оценки состояния здоровья детей , подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников.

Объект исследования: состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

Предмет исследования : выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни и определить пути формирования здорового образа жизни школьников.

Цель исследования : изучить и разработать направления формирования здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни.

2. Выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

3. Разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательных школах.

4. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если: учитывать основные особенности детей; создавать условия для формирования здорового образа жизни подростков; применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе; совместными усилиями педагогов, социологов, психологов и других специалистов проводить профилактику вредных привычек.

Методы исследования:

анализ различной литературы

Оценка эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе

Практическая значимость исследования состоит в разработке определённой системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно -образовательном процессе МБОУ СОШ №6 и в семейном воспитании.

Глава I.

Актуальность проблемы формирования основ здорового образа жизни

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

было бы не правильно смотреть на жизнь и здоровье людей, исходя из позиций культуры, и цивилизации тем более. Мы живем в такое время, когда человек утратил наиболее важные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия: семья, вера, община. Современное материально-ориентированное общество стремиться к получению удовольствий и жизни ради этих удовольствий, само не осознавая этого. Такое положение вещей со всей очевидностью можно назвать болезнью цивилизации. Поэтому нет никакого смысла спрашивать у неё, каким должен быть здоровый образ жизни. Не нужно также забывать про тот факт что Россия – та страна, где нечего не делается в меру и все социальные явления приобретают преувеличенный характер. Поэтому когда в стране была идеология спорта и активности жизни – спортом занимались все.
Был такой здоровый образ жизни «образ жизни советского человека». Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором

С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которое позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан» (23.11.2011 г.) в своих положениях формулирует необходимость заботы о здоровье. При этом отмечается необходимость разработки учебных программ, направленных на борьбу с потреблением алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для занятий физкультурой и спортом.

По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной, категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а, во вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

Центральным понятием данного исследования является «здоровый образ жизни». На сегодняшний день нет его однозначного понимания. Одни авторы, например Ю.П. Лисицин, основой здорового образа жизни считают активность, которая может быть рассмотрена в трёх аспектах: характер активности (интеллектуальная, физическая), сферы активности (трудовая, внетрудовая), виды активности (производственная, социальная, образовательная, бытовая и др.). Другие основой здорового образа жизни считают рационально организованные условия существования человека, включающие биологические, психологические и социальные факторы.

Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.)[1].

Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов — обязательного (базового) и вариативного.[2]

Цель нашей школы обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для здорового образа жизни. Закрепить у выпускника к своему здоровью как к главному условию жизненного успеха.

Читать еще:  Причины возникновения конфликтов между подростками и родителями. Психологические причины конфликтов подростков с родителями

Глава II. Экспериментальная работа по исследованию формирования

основ здорового образа жизни у детей

В целях укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни в нашей школе действует программа «Здоровье», определяющая здоровьесберегающие подходы в решении задач по сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

Создать реальные социально- гигиенические и социально – психологические условия в школе, способствующие укреплению здоровья.

Активно и широко пропагандировать и организовывать здоровый образ жизни.

Установить тесную связь с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний, организации медицинского всеобуча.

Работа с учащимися проводится по следующим направлениям:

1. организация работы педагогического коллектива по предупреждению несчастных случаев и травматизма

беседы с учащимися 1-11 классов о правилах поведения в школе, общественных местах, на дорогах, на воде, действиях при ЧС;

изучение правил дорожного движения, работа агитбригады «ДЮП» и отряда «Юные Инспекторы Движения»;

участие в различных конкурсах «Безопасное колесо», «Сам себе спасатель» и др.;

встречи с инспекторами ГИБДД и ВДПО.

2. Организация работы по профилактике вредных привычек и ведению ЗОЖ.

беседы с учащимися 1-11 классов о здоровом образе жизни;

урок – интернет антинаркотической направленности с учащимися 8-11 классов;

консультации с врачами – специалистами, психологами;

систематические рейды по выявлению курения в школе и на её территории;

проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций;

уроки здоровья, классные часы, ролевые игры, уроки знаний;

акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», «За здоровый образ жизни», «Внимание – дети!» и др.

Участие в городских и областных соревнованиях.

Муниципальный этап Всероссийского проекта «Мини-футбол в школу» (9.11.2013);

городская туристическая конференция (в МОУ СОШ№7) 27.09.13

областной конкурс допризывников (28.10.13) г. Челябинск по военно-прикладным видам соревнований (финал Спартакиады) (кубок за 3место)

муниципальный этап «Президентских состязаний» (25.09.13);

«Лыжня румяных» 25.02.2014;

лыжные гонки памяти М.Ф. Козловского, А.С. Шукшина 5.03,19.03,20.03;

городская военизированная эстафета памяти воина –интернационалиста С. Матвеева (21.09.13);

Первенство Челябинской области по спортивному туризму (ноябрь 2013) (2 место);

областные соревнования по спортивному туризму в закрытом помещении г. Касли 28,29,30.03.14;

городской IV турнир по шахматам памяти А.П. Гриценко (7.12.13);

городские соревнования по биатлону;

турнир по мини-футболу среди юношей 2000-2001 г.р., посвящённые закрытию зимнего сезона (март 2014);

городские соревнования по плаванию 6.05.2014 г. в плавательном бассейне «Олимпия» 1-4 классы;

городские соревнования «Первые шаги в страну здоровья», посвящённые юбилею МУДОД ДЮСШ среди 4 кл.(3 место);

городской фестиваль «Локобол 2014 –РЖД» (24.05.2014)(кубок за 3 место);

городская Спартакиада для педагогического коллектива и работников школы.

Результаты медицинского осмотра

Подлежало медосмотру – 476 чел.

Прошли – 378 чел., 79,4%

Результаты медицинского осмотра

Охват учащихся горячим питанием- 452 чел- 88% (2014-2015 уч. год)

Спартакиада учителей образовательных школ

Количество обучающихся 2014-2015 учебный год , занимающихся в

системе дополнительного образования в других учреждениях города

Подростки и ЗОЖ: реальность и иллюзии

Наука, технологии и медицина идут вперед семимильными шагами, едва ли не каждый день сообщая о новых и новых успехах, изобретениях, открытиях. Становится ли от этого человечество более здоровым? Помогают и накопленные знания в формировании правильного отношения к своему здоровью с юных лет?

MedAboutMe предлагает поговорить о том, как относятся современные подростки к здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Здоровье подростков в недавнем прошлом и сегодня

Жизнь меняется стремительно и, видимо, бесповоротно. Сегодняшним тинейджерам трудно поверить, что у вполне молодых еще бабушки и дедушки в детстве не было не только мобильных телефонов, но и стационарные-то были не у всех. И чтобы позвонить маме, надо было добежать до будки с телефоном-автоматом, бросить в щель желтенькие 2 копейки, покрутить пальцем застревающий диск, и, когда мама ответит, проорать в микрофон: «Маам, я пообедал, иду на тренировку, а потом гулять!». Быстро бросить трубку, пока мама не успела спросить про результат контрольной и домашнее задание, и унестись галопом по своим важным ребеночьим делам, дожевывая на ходу котлету. Дома-то ее есть некогда, да и скучно.

Родители не слишком контролировали то, чем занимается подросток, чем питается. И не только потому, что не было такой возможности. Уклад жизни был иным. Лучше или хуже — вопрос спорный. У детей, с одной стороны, было меньше прав. Но при этом, как ни странно, гораздо больше свободы — в определенных пределах.

Взрослые, учителя и родители, гораздо строже относились к детям в вопросах учебы и дисциплины. За курение отец мог и надавать ремнем по мягкому месту, а уж какое наказание ждало подростков за раннее начало половой жизни (если об этом становилось известно), и подумать страшно. О пирсинге и тату не стоило и мечтать, да и выполнялось все это кустарно, порой совершенно дремучими методами.

Зато у подростка было море возможностей для саморазвития и спорта. О таком количестве бесплатных секций, кружков, клубов и дешевых курсов сегодняшняя молодежь даже мечтать не может. Все, от шахмат до конного и парусного спорта, от авиамоделирования до театральной студии, художественной, музыкальной школы и курсов иностранных языков. Любых, включая японский и суахили.

И дети всем этим занимались. И спортом, и рисованием, и шитьем, и чтением. И настольными играми — за неимением компьютерных. Да и вообще за неимением компьютеров и смартфонов.

И прививки им делали всем, не спрашивая разрешения родителей — так и удалось почти победить многие болезни. Почти — потому что не вовремя появились антипрививочники и все испортили.

Предыдущие поколения были более здоровыми, несмотря на более низкий уровень медицины. Трудно сказать точно, в чем именно скрывалась причина — в лучшей ли экологии, более натуральных продуктах, доступности медицины или даже в меньшей доступности информации. Но это факт.

Современные подростки и ЗОЖ

По сведениям НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, среди сегодняшних детей здоровыми можно считать не более 10-12%. У остальных есть расстройства здоровья той или иной степени, и с возрастом количество диагнозов только увеличивается. Уже в начальной школе около 50% учеников имеют хронические заболевания, а к старшим классам — и все 60-70%. Самые пугающие показатели роста заболеваемости — у болезней опорно-двигательного аппарата и пищеварительной системы, а также заболеваний почек.

В среднем в начальной школе ученики имеют по 2 диагноза, в средних классах добавляется еще два, а к окончанию школы у подростков в среднем имеется 5 и более хронических заболеваний и функциональных нарушений.

При этом во время анонимных и открытых анкетирований подавляющее число школьников на первое место в шкале ценностей ставят здоровье. И отмечают приверженность идее здорового образа жизни. Но на деле все оказывается совсем не так, и их утверждения носят скорее декларативный характер.

Большинство подростков не соблюдают рекомендованный по возрасту режим учебы и отдыха. И чаще всего дело даже не в отсутствии дисциплины у ребенка, а в учебной нагрузке, не соответствующей возрастным возможностям детей, в чрезмерной информативной и эмоциональной насыщенности их жизни.

Крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья и нехватка физической активности. Дефицит ее особенно сильно проявляется в старших классах школы. Это связано и с тем, что избыточная нагрузка в школе просто не оставляет времени на спорт, и с тем, что занятия в спортивной секции или клубе оказываются не по карману многим родителям.

Много проблем с правильным питанием. Всего 14% школьников ответили, что питаются 4-5 раз в день, как это рекомендовано диетологами. Почти треть принимают пищу всего 1-2 раза в день, а за сбалансированностью рациона следят всего 18% молодых людей. При этом 13% подростков вообще не следят за своим весом, 20% уверены, что вес следует контролировать только посредством ограничения в пище, и только 15% в качестве средств контроля за весом называют не только диету, но и физические нагрузки.

Мало времени подростки проводят «на свежем воздухе», то есть на улице, причем даже в выходные и праздничные дни. Многие признаются, что чаще всего их пребывание вне помещения ограничивается дорогой из дома в учебное заведение и обратно, да походами в кафе и магазин.

Подавляющее большинство школьников и студентов не соблюдают режим сна: половина спит меньше рекомендованных 8 часов, а 20% проводят во сне больше нормы.

Кроме того, свое губительное влияние оказывают и вредные привычки, с которыми подростки знакомятся все раньше и раньше. Это и курение, и алкоголь, и игромания, и наркотики. По результатам анонимного опроса, почти 60% детей в возрасте 10-12 лет уже пробовали курить, к 13-15 годам более 70% знакомы с алкогольным опьянением. Всего 30% молодежи не употребляют спиртного, остальные делают это чаще 2 раз в месяц. Высока доля подростков, знакомых с наркотическими веществами, и около 20% оценивают употребление этих веществ как менее опасное по сравнению с алкоголем. Хотя положительного отношения к наркотикам не высказал никто.

Школьники признаются, что при желании наркотические вещества можно раздобыть практически в любом учебном заведении.

Читать еще:  Трудный подросток. Проблемы и пути решения

И еще: большинство подростков не понимают, что в понятие здорового образа жизни входит не только питание и физическая активность, но и психогигиена, подразумевающая благоприятный эмоциональный фон и позитивное отношение к жизни.

Формирование привычки к здоровому образу жизни

Хотя молодежь и уверена, что они обо всем знают больше и лучше своих «замшелых предков», это почти всегда не соответствует фактическому положению дел. Подросткам для формирования действительного здорового образа жизни часто не хватает ни знаний, ни умения их систематизировать, ни понимания цели, которая объясняла бы смысл стараний.

Потому декларируемые ценности юного поколения не всегда соответствуют их поведению в реальности. Задача старших — помочь детям достичь этого соответствия. И для начала — ненавязчиво объяснить, в чем, собственно, заключается этот самый ЗОЖ.

Вот его главные составляющие:

  • Правильный, физиологически оптимальный режим учебы/труда и отдыха, включающего в себя и достаточно продолжительный ночной сон, и общение с близкими, и занятие хобби.
  • Рациональное по составу и регулярности питание, контроль за весом.
  • Закаливание, прогулки и физическая активность на воздухе, вне помещений.
  • Личная гигиена — как тела, так и мыслей и чувств.
  • Обеспечение потребности тела в движении: прогулки, занятия спортом, танцами и т.д.
  • Отказ от вредных привычек и опасных пристрастий, включая не только курение и алкоголь, но и интернет-зависимость, игроманию и др.
  • Формирование эмоциональной и психологической устойчивости, уверенности в себе, овладение культурой общения, в том числе в сфере половых контактов.
  • Самообразование в сфере ЗОЖ, без которого трудно достичь понимания необходимости выполнения всех предыдущих пунктов.

Подросток должен понимать, почему надо спать 8 часов ночью, а не днем, по два часа вразнобой. Чем отличается здоровое питание от фастфуда и прочего пищевого «мусора». Почему неправильно наедаться один раз в день перед сном, почему надо завтракать и обедать. Зачем надо гулять и двигаться, и чем плоха привычка жить, уткнувшись в смартфон или планшет. Почему важно научиться говорить «Нет», и чем страшен даже одноразовый прием наркотиков «чтобы попробовать и понять». В конце концов, почему надо принимать душ не по субботам, а утром и вечером, и дважды в день чистить зубы.

Прийти к здоровому образу жизни поможет мотивация, которая бывает разной — от пробуждения чувства сохранения до следования модным тенденциям. Курить, например, не только вредно для всего организма. Это еще и неприятно для окружающих — включая тех, чье мнение для подростка важно. Это уже и не модно. Потому что модно быть здоровым, стройным, с хорошей кожей, белыми зубами и блестящими волосами. Важно не переборщить с формированием мотивации, потому что можно нечаянно вызвать других «джиннов»: чрезмерную зацикленность на самочувствии, ипохондрию, фобию болезней и смерти, или неадекватное стремление следовать моде и добиваться одобрения социума любой ценой.

На практике оказывается, что лучший способ воспитания — собственный пример. Если ребенок с раннего детства живет в семье, где здоровый образ жизни — естественная норма, ему не потребуется дополнительных мотиваций. Этот образ жизни впитается в его сознание сам собой, формируя жизненные установки и модели поведения в будущем.

Здоровье подростков — задача государственной важности, так как речь идет о здоровье нации в ближайшем и отдаленном будущем. К сожалению, наши дети часто оказываются предоставленными самим себе по вполне понятным и объяснимым причинам: занятости родителей, недостаточно хорошему контакту с ними и со взрослыми вообще. Если добавить к этому свойственный подросткам нигилизм и стремление к ложно понимаемой самостоятельности, мы получим фундамент для формирования совершенно неправильного, нерационального образа жизни. Подростки могут питаться одними чипсами и пиццей, или морить себя голодом, чтобы достичь сходства с моделями на подиуме. Они могут гордиться достижениями в компьютерной игре и не замечать своего хилого телосложения. Или напротив — ради рельефной мускулатуры не вылезать из спортзала, подвергая себя не только чрезмерным физическим нагрузкам, но и воздействию различных веществ, дающих быстрый эффект и разрушающих здоровье.

Без помощи взрослых мало кто из тинейджеров обладает способностью найти верную дорогу к действительно здоровому образу жизни.

Что я могу посоветовать подросткам?

  • Прислушивайтесь к советам взрослых. Хотя бы неявно. Они действительно хотят добра и знают больше.
  • Питайтесь правильно. Лучше всего посоветоваться со специалистом по правильному питанию, чтобы составить свой рацион из самых подходящих и вкусных продуктов и определить количество приемов пищи в день.
  • Спите и отдыхайте достаточно. Как правило, спать надо не менее 8 часов, причем в ночное время.
  • Занимайтесь спортом, или хотя бы просто энергично двигайтесь 60 минут в день. Это может быть прогулка с собакой и игра с ней, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках, танцы, бег, игра в волейбол или работа с тренажерами. Что угодно, но чтобы организм получил свою порцию движения.
  • Гуляйте, бывайте на свежем воздухе.
  • Заведите друзей, с которыми вам интересно и приятно общаться, с которыми вас объединяет сходное отношение к жизни.
  • Научитесь говорить «Нет». Когда вам предлагают попробовать что-то запретное или вредное, когда вами манипулируют или пытаются втянуть во что-то негативное, отказывайтесь. Это простое умение может спасти ваше здоровье, карьеру, отношения и даже жизнь.
  • Планируйте свое время. Многие подростки говорят, что у них не хватает времени на спорт или регулярное питание, на полноценный ночной сон или на прогулки. На самом деле им не хватает не времени, а организованности и мотивации. Лениться легче всего, но добиваются успеха только те, кто сумел включить в свой распорядок дня даже лень — в умеренной дозе.

Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Шамаева Г.И.

В настоящей статье обосновывается необходимость целенаправленной работы по формированию у подростков здорового образа жизни . На основе краткого обзора основных трудов Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и др. делается вывод о том, что анализируемая тема всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов прошлого. Доказывается, что интерес к проблеме сохраняется и в настоящее время, объяснением чему служит забота социума о подрастающем поколении. Формирование здорового образа жизни в условиях массового обучения наиболее целесообразно осуществлять на уроках физической культуры . В связи с этим перечислены факторы, способствующие повышению интереса к занятиям физической культурой и, как следствие, осознанному выбору школьниками здоровья как ценности.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Шамаева Г.И.,

PROMOTION OF HEALTHY LIFE STYLE FOR TEENAGERS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

The current article proves the necessity of focused promotion of healthy life style for teens. Based upon a short review of main works of Ya.A. Komensky, D. Lokk, J.J. Russo, I.G. Pestalocci, M.V. Lomonosov, K.D. Ushinsky, P.F. Lesgaft, we can make a conclusion that analyzed issue has always been at the center of attention of outstanding educators of the past. The author provides evidence that this issue remains topical up to now, since the society takes care of oncoming generation. It’s more appropriate to promote healthy life style in mass education during PE lessons. The author underlines that it is difficult for modern teachers to work on this issue since at this age teens perceive the term “health» as something abstract. Thus, the author enumerates factors that raise interest to physical culture and consequently make pupils choose health as their value.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры»

Juvenis scientia 2017 № 2 | Педагогические и психологические науки

УДК: 372.879.6 ГРНТИ: 14.25.09 DOI: 10.15643^аеп^а.2017.2Ш0

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Школа № 285 имени В.А. Молодцова Россия, 127081 г. Москва, Ясный проезд, 21

И Шамаева Галина Ивановна — gishamaeva@yandex.ru

В настоящей статье обосновывается необходимость целенаправленной работы по формированию у подростков здорового образа жизни. На основе краткого обзора основных трудов Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пе-сталоцци, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и др. делается вывод о том, что анализируемая тема всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов прошлого. Доказывается, что интерес к проблеме сохраняется и в настоящее время, объяснением чему служит забота социума о подрастающем поколении. Формирование здорового образа жизни в условиях массового обучения наиболее целесообразно осуществлять на уроках физической культуры. В связи с этим перечислены факторы, способствующие повышению интереса к занятиям физической культурой и, как следствие, осознанному выбору школьниками здоровья как ценности.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, урок физической культуры, двигательная активность, школьники, подростковый возраст, личность, гармоничное развитие.

PROMOTION OF HEALTHY LIFE STYLE FOR TEENAGERS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION G. I. Shamaeva

Читать еще:  Протокол родительского собрания по суициду в школе. Родительское собрание суицид среди подростков". Уважаемые родители, задумайтесь"

School No. 285 of name V.A. Molodtsov 21 Yasnyy Dr., 127081 Moscow, Russia

El Shamaeva Galina — gishamaeva@yandex.ru

The current article proves the necessity of focused promotion of healthy life style for teens. Based upon a short review of main works of Ya.A. Komensky, D. Lokk, J.J. Russo, I.G. Pestalocci, M.V. Lomonosov, K.D. Ushinsky, P.F. Lesgaft, we can make a conclusion that analyzed issue has always been at the center of attention of outstanding educators of the past. The author provides evidence that this issue remains topical up to now, since the society takes care of oncoming generation. It’s more appropriate to promote healthy life style in mass education during PE lessons. The author underlines that it is difficult for modern teachers to work on this issue since at this age teens perceive the term «health» as something abstract. Thus, the author enumerates factors that raise interest to physical culture and consequently make pupils choose health as their value.

Keywords: healthy lifestyle, physical education class, physical activity, pupils, adolescence, personality, harmonious development.

Использование любого термина или понятия, каковым, в том числе, является «здоровый образ жизни», предполагает его интерпретацию. В этой связи обратимся к ряду источников. Образ жизни, как следует из пояснения в учебном пособии Л.Н. Войт «Здоровый образ жизни», это «определённый, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» [5, с. 6].

Здоровый образ жизни, уточняется в энциклопедическом словаре для педагогов, составленном В.С. Безруковой, это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями» [4, с. 321]. Формирование здорового образа жизни, комментируется в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 года, это «комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование к личной ответственности за свое здоровье» [1].

Проблема формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения всегда находилась в центре внимания как зарубежных, так и отечественных педагогов. В свое время еще выдающийся чешский мыслитель и гуманист Я.А. Коменский высказывал мысль, согласно которой человеческую жизнь можно считать полноценной при условии здоровья. В сочинении

«Великая дидактика» подчеркивается, что для правильного роста и развития ребенка необходимо, чтобы он научился заботиться о тонусе тела.

Английский педагог и философ Д. Локк установил взаимосвязь между физическим состоянием личности и ее способностью поддерживать здоровье. В трактате «Мысли о воспитания» перечислены условия, позволяющие воспитать здорового ребенка: питание, сон, закаливание, приемлемая для каждого времени года одежда, режим. К числу факторов, способствующих сохранению здоровья, педагог относил учебную нагрузку, физический труд, ремесленные работы.

Французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо считал, что в вопросах воспитания необходимо учитывать положительный опыт народов, которые славятся богатырским здоровьем. Что касается физического совершенствования, то оно, по мнению философа, осуществляется в процессе занятий ручным трудом и общением с природой.

Швейцарский психолог И.Г. Песталоцци вывел теорию элементарного образования, в основе которой находятся идеи гармоничного развития разных сторон личности — физических, умственных, нравственных. В книге «Как Гертруда учит своих детей» описана система упражнений, направленных на длительное сохранение хорошего самочувствия.

Говоря о вкладе российских ученых в решение обсуждаемой проблемы, стоит упомянуть М.В. Ломоносова. В труде «О

Pedagogy and Psychology | Juvenis scientia 2017 № 2

сохранении и размножении российского народа» он обратил внимание на роль наследственного фактора в появлении здорового поколения. В других работах он писал о значении гигиены и режима питания с учетом возрастных особенностей личности.

Основоположник российской педагогики К.Д. Ушинский доказал влияние закаливания и физических упражнений на здоровье. На теснейшую связь между умственным и физическим развитием неоднократно указывал П.Ф. Лесгафт. О гармоничном развитии личности размышлял В.А. Сухомлинский, который обосновал роль учителя в этом процессе: приоритетом в его работе должна стать забота о здоровье воспитанников.

Активный поиск форм деятельности по формированию у подрастающего поколения здорового образа жизни продолжается и в настоящее время, о чем свидетельствуют труды Д. Ал-ленсворта, Ю. Кольбе, Э. Лоусона; М.М. Безруких, Н.В. Гороховой, Г.А. Засобиной, Е.В. Кирнасюк, Г.С. Козупица, Л.И. Колесниковой, Л.Ю. Минеева, В.В. Пономарева, В.Г. Рындак, Л.Ф. Тихомировой, Т.В. Шамардиной, О.А. Шкляровой и др.

В работах вышеназванных исследователей подчеркивается, что формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего детства, а затем продолжаться в течение всего периода обучения в школе. При этом «уже на подростковом этапе важно научить управлять поведением и повысить значимость сбережения и укрепления здоровья» [7, с. 58]. Особая роль в этом процессе принадлежит урокам физической культуры, дидактический потенциал которых должен быть направлен на всестороннее развитие личности школьников, полноценную реализацию двигательной активности, гармонизацию физических, духовных и психических сил.

Продолжая мысль о дидактическом потенциале уроков физической культуры, целесообразно обратить внимание на содержание работы исследователя И.Н. Воробьевой, которая посвятила его сходной теме. Автор исследования обосновывает, что такие занятия способствуют развитию не только отдельной личности, но и всего общества в целом, поскольку содействуют «становлению и поддержанию такого важного социального течения, как активное физкультурное движение, то есть совместной деятельности людей по формированию, развитию, использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры и спорта» [6, с. 37].

Благодаря организации целостного педагогического процесса физическая культура позволяет вовлекать всех школьников, независимо от физической подготовленности и состояния здоровья, в физкультурно-оздоровительную деятельность, в процессе которой они приобщаются к социальным ценностям, главная из которых — здоровье. Результатом физкультурно-оздоровительной деятельности становится «высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие, ориентация на здоровый образ жизни» [6, с. 37].

Характеризуя потенциал уроков физической культуры, исследователь Н.Н. Бачурин пишет о том, что, если посещение занятий является систематическим, то оно обеспечивает школьникам высокую работоспособность при освоении других дисциплин, предотвращает массовые заболевания. Однако описанного эффекта можно добиться при условии дозированных нагрузок в соответствии с нормами возрастного развития. Другим условием Н.Н. Бачурин называет получение удовольствия от занятий [3, с. 201].

Применительно к оценке уроков физической культуры в подростковой среде добиться систематического посещения занятий достаточно сложно, так как на этом возрастном этапе очень многое подвергается критике. Об этом, в частности, размышляет исследователь А.С. Ананьев, по наблюдению которого

подростки либо высмеивают культуру здорового образа жизни, либо вовсе ее игнорируют. Это связано с особенностями возраста и самоутверждением тинэйджеров, отсюда «любые призывы к здоровью воспринимаются, как очередная нотация взрослого» [2, с. 4107].

В большинстве своем, комментирует А.С. Ананьев, понятие «здоровье» является достаточно абстрактным для подростков, представление о нем имеет фрагментарный характер, а в системе ценностей ему отводятся не самые высокие позиции: «Вообще проблема выбора здорового образа жизни редко стоит перед подростками. Чаще распространен тот жизненный принцип, когда считается, что можно просто жить, ни о чем не задумываясь» [2, с. 4107].

Именно поэтому необходимо выработать систему мер, направленных на то, чтобы уроки физической культуры стали бы особо привлекательными для школьников. Исследователи описывают различные факторы, способствующие повышению интереса к занятиям: 1) достаточная материально-техническая база (инвентарь, оборудование, стадион), 2) психологически комфортная среда, 3) разнообразие методов тренировки, 4) возможность заниматься любимым видом спорта на уроке, 5) создание вокруг подростка развивающей информационной среды, которая опосредованно влияет на его мировосприятие, стимулирует к овладению знаниями, позволяющими грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающей средой.

Таким образом, ненавязчивая, разумно дозированная, логично встроенная в образовательный процесс система мер, направленная на формирование представлений подростков о здоровом образе жизни, поможет сделать им осознанный выбор в пользу социально одобряемых форм поведения, связанных с заботой о собственном здоровье.

1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».

2. Ананьев А.С., Смирнова О.В., Ананьев Ю.С. Формирование ценностей здорового образа жизни старших подростков // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 13. С. 4106-4110.

3. Бачурин Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта // Экономика образования. 2011. № 3. С. 200-204.

4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с.

5. Войт Л.Н. Здоровый образ жизни: Учебное пособие. Благовещенск: АГМА, 2008. 28 с.

6. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотива-ционно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры // Вектор науки тольяттинского государственного университета. 2014. № 1(16) С. 37-40.

7. Созинов М.В. Формирование здорового образа жизни у детей и подростков средствами физической культуры и спорта // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии. Махачкала, 2014. С. 57-59.

Источники:

http://nsportal.ru/ap/blog/drugoe/2015/10/22/formirovanie-u-podrostkov-zdorovogo-obraza-zhizni
http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/podrostki/podrostki_i_zozh_realnost_i_illyuzii/
http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-podrostkov-sredstvami-fizicheskoy-kultury

Ссылка на основную публикацию