Как интернет-травля толкает людей на самоубийство. Родительское собрание влияние сети интернет на суицидальное поведение подростков»»

Интернет-зависимость и суицидальное поведение подростков

Сегодня действительно много говорят о интернет-зависимости и суицидальном поведении среди подростков. Можно смело сказать, что эти явления тесно связаны и серьезно распространены в России. Описывать эти явления смысла не имеет: все с ним хорошо знакомы из публикаций в СМИ. Наверное, только ленивый не знает, что в соц. сетях более 1000 групп, пропагандирующих суицид, жертвами которых уже стали по меньшей мере 120 подростков. Что касается той или иной степени зависимости от интернета и использования гаджетов, то это явление коснулось чуть ли не каждую российскую семью, в которой есть подросток.

Сегодня я постараюсь дать несколько рекомендаций по этому поводу. Практика показывает, что родителям нужно объяснять, как уберечь ребенка от фактического информационного рабства, и даже как не убить нерадивое чадо неосторожным словом в случае с суицидальным поведением. Ведь, действительно часто пусковым механизмом, толкающим тинэйджера на непоправимое, становятся действия родителей.

Начнём с интернет-зависимости.

Как выявить? Очень просто, есть несколько характерных признаков которые будут однозначно свидетельствовать о зависимости:

  • ситуации, в которых родители просят отвлечься от пребывания в интернете или игры, подросток эмоционально, ярко выражает протест;
  • при вынужденном отвлечении от компьютера он начинает раздражаться;
  • подросток не может спланировать время, когда он закончит пребывание в соц. сети или игру;
  • высоко значимыми становятся лайки, репосты, рейтинг в играх, количество подписчиков или «друзей», снижение этого количества вызывает бурные эмоции, негодование, раздражение;
  • прием пищи происходит без отрыва от использования гаджета или компьютера;
  • резко ограничивается или исчезает живое общение, коммуникация происходит через сеть;
  • предвкушение и продумывание возвращения к гаджету или компьютеру
  • Нужно избегать радикальных мер. Отмечу сразу – отключение интернета ничего не даёт – подросток найдёт возможности для выхода в сеть, особенно если это серьезный случай. Он будет действовать подобно наркоману, которого лишили дозы. При этом запрет вызовет бурную реакцию протеста либо отчуждение. Но не решит проблему.
  • Психолог. Важно понимать, что большинстве случаев, самостоятельно справиться с зависимостью не получится, а соответственно меры нужно принимать совместно с квалифицированным психологом. Желательно, чтобы специалист имел опыт работы с такими проблемами.
  • Общение. Очень важно внимательно, но ненавязчиво общаться, выясняя любые внесетевые интересы ребенка. И впоследствии создать условия для реализации желаний подростка вне сети. Максимально занять время подростка тем, что ему интересно. Если хотите, то это фактический эмоциональный подкуп. Нужно предложить подростку то, чего не может дать сеть.
  • Шоппинг и путешествия. Очень хороший эффект дают шоппинг и путешествия. Это те события, которые могут стать действительно мощными стимулами и позволят ребенку отвлечься от болезненной коммуникации или игр.
  • Избирательные уступки. Очень важно реагировать на любое проявление интереса ребенка к тому, что не связано с интернетом, компьютером, гаджетами. Вероятно, стоит идти на уступки в желаниях, не связанных с сетью, приобретению гаджетов. Например, ели подросток хочет новый скейтборд, велосипед или боксерскую грушу.
  • Живое общение. Поощряйте живое общение со сверстниками и участие в мероприятиях. В таких случаях будет полезно закрыть глаза на то, что подросток появился дома позже оговоренного времени. Можно купить билет на концерт любимого исполнителя или матч любимой команды.
  • Не полное «вынужденное» ограничение. По возможности, можно временно ограничить доступ к сети[H1] , но ни в коем случае не объясняя это зависимостью подростка. В таких случаях стоит сослаться на технические проблемы, провайдера и прочее. Когда используете эту рекомендацию, примите все меры, чтобы чадо не узнало об истинных причинах. Помните — полностью лишать зависимого подростка сети неэффективно и даже опасно. Полностью ограничить доступ не выйдет, но дать короткую передышку таким образом можно.
  • Экология семьи. Я встречал даже психотерапевтов, имеющих таких детей, которые были уверены, что они как семья непричём. Причём и ещё как! Пролечитесь сами — и ваш ребёнок выздоровеет.

Здесь дело обстоит сложнее. Может оказаться так, что суицидальные тенденции у подростка связаны с психическим заболеванием. При этом не стоит сразу считать его больным обнаружив хештэг #морекитов или «разбудименяв4:20» на его стене в Вконтакте. О заболевании достоверно сможет сказать только специалист. Но принять меры принять стоит.

Выявить суицидальные настроения можно. Должны насторожить сочетания следующих признаков:

  • замкнутость;
  • излишняя критичность к себе;
  • фразы типа: «я тупой», «я некрасивая», «я толстая», «мне ничего не интересно» и т.п., пространные рассуждения о бессмысленности жизни и пустые философствования о бренности человеческого существования
  • самообвинение – очень характерный признак;
  • сегодня, для выявления намерений и мыслей, связанных с суицидом достаточно посмотреть на стену подростка в соц. сети, индикаторами будут тэги и надписи про китов, фраза «Я в игре», 4:20, интерес к истории Рины Паленковой (16-летняя девушка, которая легла под поезд), а также участие в группах, которые содержат такой контент.

Хочу отметить, что для подростков может быть привлекательной эстетика суицид: ритуализация действий, эмоциональные записки и селфи в социальных сетях, бледная кожа, струйки крови, стекающие по запястьям и тому подобное.

При внешней привлекательности «смелого» шага, человеку, даже подростку, расстаться с жизнью достаточно тяжело. Глубинные механизмы человеческой психики в таких ситуациях противостоят намерению личности. И толчковым механизмом в таких случаях выступает как раз окружение. А окружение у интернет-зависимого (или просто увлеченного общением в соц. сетях подростка) – это как раз и есть те самые пользователи сверстники, его «друзья» и «подписчики».

Любому человеку важно не оставаться одному, ему важно, чтобы его оценили. Часто, для интернет-зависимых подростков, большую ценность представляют отметки «мне нравится», так называемые лайки, под фотографиями или короткими записями в микроблоге. И когда отчаявшийся подросток видит сотни тысяч подобных отметок под последним фото или предсмертной запиской на «стене» сверстника – это очень впечатляет. Закономерно, он начинает воспринимать суицид как героизм и высшую форму протеста, против мира, который его не устраивает, против собственных проблем, против родителей и общества, которые его ущемляют или выстраивают рамки, в которых ему не комфортно или как форму смелой мести, тем кто не воспринимает его таким, каким он хочет, чтобы его воспринимали.

Что же делать, чтобы уберечь своего ребёнка от непоправимого шага? Для начала, не стоит поддаваться панике. Тема суицида разрабатывалась авторитетными психологами и психиатрами, и методики борьбы с суицидальными настроениями сегодня разработаны достаточно хорошо.

Сам по себе суицид как явление проходит в двух фазах – фазе моральной подготовки и суицидальной фазе. Первая фаза проявляется в недовольстве собой, жизнью, миром вокруг, и сама по себе ещё не означает желания покончить с собой. Вторая, или суицидальная фаза, требует для начала некий конфликт – зачастую, им служит как раз появление в жизни подростка «групп смерти», которые предлагают простое на первый взгляд решение всех его проблем.

Наилучшее решение – предотвратить вторую фазу, не дав состояться конфликту. Лучше всего постараться улучшить моральный климат в семье, стать к ребёнку максимально более внимательным, проявить интерес к его проблемам и заботам, попробовать занять интересными делами. То есть, обеспечить ему все то, что он так ищет в «группах смерти» — понимание и самовыражение.

Случается, что подросток использует механизмы защиты, которые могут быть признаками серьёзного конфликта внутри личности. Это может агрессивное отношение к окружающим, отрицание очевидных фактов, рационализация и так далее.

Самым опасным механизмом, в случаях с суицидом, является автоагрессия. Не зная, как справиться с проблемами, не находя подходящего объекта для вымещения агрессии, подросток зачастую направляет её на себя самого. В этом случае самоубийство начинает казаться ему наиболее простым и подходящим выходом из ситуации.

Далее я дам, вероятно наиболее важные рекомендации, связанные с такими случаями:

  • Никакой гиперопеки. Нельзя проявлять гиперопеку и излишнее назойливое внимание. Известно ведь, что чрезмерная длительная опека может являться одной из косвенных причин суицидального поведения.
  • Доверительные отношения. Постарайтесь установить, действительно близкие отношения с подростком. Основной принцип – безусловное принятие ребенка таким, какой он есть, без попыток что-либо в нём менять. Благотворно повлияет сдержанность в общении.
  • Никакого осуждения. Распространённой ошибкой является развитие чувства вины по отношению к близким. Не стоит вызывать его, в попытках предотвращения суицидального поведения. Такие действия, как правило, усугубляют травму и провоцирую автоагрессию. Следите за тем, чтобы ваши слова не воспринимались как упрёки и обвинения в проблемах семьи.
  • Избегайте ложных утешений. Стоит избегать неоправданных утешений. Например, фраза: «Ведь ты на самом деле так не думаешь», однозначно демонстрирует не желание родителей принимать чувства подростка.
  • Не устраивайте провокаций. Нельзя играть на самолюбии подростка и не пытаться доказать, что он не сможет чего-то сделать. Как правило – это будет воспринято как провокация, и подросток будет стараться сделать всё, чтобы доказать обратное.
  • Не ограничивайте доступ в сеть. Как в случае с интернет-зависимостью нельзя лишать подростка выхода в сеть. Возможность излить переживания на страницы микроблога или друзьям в сообществе – это одна из отдушин которая у него есть. Но ограничить доступ к определённым (провокационным) страницам, позвонив своему провайдеру, безусловно стоит. Особенно если подросток в них ещё не состоит.
  • Наблюдайте. Всегда следует ненавязчиво наблюдать за своим ребёнком – он не должен ощущать себя объектом слежки, но и запускать ситуацию, не зная, что с ним происходит, нельзя. Любые изменения в характере, немотивированная агрессивность, попытки замкнуться в себе – повод присмотреться внимательнее – возможно, перед вами первая стадия.
  • Помогите избежать одиночества. Ни в коем случае не оставляйте ребёнка наедине с его проблемами, в особенности, когда он не предпринимает попыток их решить. Если подросток говорит, что он толстый, глупый, никчёмный и никому не нужный – обязательно надо разубедить его в этом, не оставляя такие мысли на самотёк.
  • Свобода творчества. Дайте подростку максимум возможностей для самовыражения. Поощряйте любой творческий стимул, каким бы страшным он вам не показался. Именно творчество один из наиболее эффективных методов борьбы с внутриличностными конфликтами.
  • Телефон экстренной помощи. Важно, чтобы в таких случаях, дома на виду находился телефон службы экстренной психологической помощи. (Включено в связи с требованиями роспотребнадзора для СМИ)
  • Отслеживайте индикаторы. Если ребёнок начал публиковать в соцсети посты с фразами, упоминающими китов или словами «Я в игре» – обязательно нужно обратиться к профессиональному психологу. Это значит, что тинейджер уже зачислен в «группу смерти» и действовать нужно немедленно.
Читать еще:  План мероприятий по профилактике девиантного поведения. Программа по профилактике девиантного поведения подростков

Конечно, абсолютно универсальных методов не существует – все люди, тем более подростки, уникальны, и каждый случай строго индивидуален. Выбор методик в таком случае будет зависеть от психолога. Тем не менее, общие рекомендации по предотвращению предсуицидальных настроений существуют и общедоступны в сети.

Безусловно, в случаях, когда у подростка проявляется симптоматика интернет-зависимости и суицидальное поведение стоит обратиться к психологу, а в случае с суицидом не лишним будет записаться на приём к психиатру. Арсенал методов психолога может включать как классический психоанализ, так и гипнотерапию, которая поможет выявить и быстро устранить причины зависимости и суицидального поведения. За любым поведением, симптомом, эмоцией находится событие – найти и обработать это событие основная задача психотерапевта.

Сегодня, психоаналитическая гипнотерапия успешно применяется лишь немногими специалистами и даёт очень впечатляющие результаты. Стоит также понимать, что не любой психолог может использовать этот метод, даже если утверждает, что может. Специалист, который берется использовать техники гипноза, должен иметь соответствующие сертификаты, образование и опыт.

Всегда помните – лучший способ избежать страшного – не оставлять ребёнка наедине с его проблемами. Будьте внимательны к детям и старайтесь их понимать. А так же занимайтесь проблемами в экологии вашей семьи — болезни детей это прямая проекция болезни всей семьи.

Воздействие Интернета на суицидальное поведение молодежи Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Ключко Екатерина Игоревна,

Текст научной работы на тему «Воздействие Интернета на суицидальное поведение молодежи»

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНТЕРНЕТА НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Более миллиона человек каждый год кончает жизнь самоубийством — это распространенная причина смерти молодых людей. Цель статьи — изучить влияние Интернета на киберсуицид. Для ее реализации изучались сайты и виртуальные дискуссионные группы, содержащие инструкции о том, как совершить самоубийство. В статье проводится сравнительный анализ способов предотвращения киберсуицидов и борьбы с кибербуллингом. Результатом исследования стал вывод, что в русскоязычном Интернете можно легко найти информацию о самоубийствах, но виртуальная Сеть — это не основная причина увеличения количества самоубийств молодежи. Стремясь минимизировать число киберсуицидов, России следует учитывать положительный опыт борьбы с этим явлением в других странах.

кибермоббинг, кибербуллинг, киберсуицид, согласованные самоубийства, суицид.

Глобальной проблемой современного общества является самоубийство. По данным Всемирной организации здравоохранения, «за последние 50 лет показатели самоубийств во всем мире возросли на 60% особенно большой рост в развивающихся странах» [3]. ВОЗ констатирует, что ежегодно в мире происходит около одного миллиона самоубийств, и в ближайшие десятилетия эта цифра будет расти [14]. Россия относится к странам с очень высоким уровнем самоубийств [5].

Статистика по числу самоубийств молодых людей особенно тревожна. В России на 100 тысяч подростков приходится 19-20 случаев суицидов, что превышает средний мировой показатель в три раза [18]. За последние два десятилетия число самоубийств среди молодых людей 15-24 лет увеличилось в два раза [11, с. 141]. В «Российской газете» со ссылкой на Следственный комитет РФ приводится следующая статистика: «в 2010 году в России зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011 — 896, а в первом полугодии 2012 года уже 532 случая. Судя по темпам роста, к концу года цифра детских смертей перевалит за тысячу» [10]. Точно сказать о количестве юношей и девушек, решившихся на самоубийство, нельзя, так как среди людей в возрасте до 25 лет на каждое совершенное самоубийство приходится почти 100 попыток.

В связи с информатизацией современного общества суицидальное поведение молодежи изменилось. С развитием Интернета увеличивается количество людей, предпочитающих виртуальное общение, что ведет к разрушению человеческих взаимоотношений в реальной жизни и появлению депрессии. В кризисные периоды жизни молодой человек, из любопытства

или стремясь найти собеседников и обсудить свои проблемы, может легко зайти на сайты, пропагандирующие суицид.

Клубы самоубийц существовали с древнейших времен во многие исторические эпохи: в Древнем Египте при Клеопатре, в Германии 1819 г., в Вене 1824 г., в США начала XX века [1, с. 16]. Но виртуальные сообщества сторонников суицида отличаются от своих традиционных предшественников многочисленностью, отсутствием географической привязанности и свободным доступом лиц любого возраста. «Эта проблема носит общемировой характер -виртуальная культура суицида появилась практически одновременно с развитием Интернета» [12, с. 61] и распространяется по миру одновременно с ним. Исследование показывает, что большинство посетителей форумов и сайтов о самоубийстве моложе 25 лет. Некоторые индивиды состоят сразу в нескольких виртуальных сообществах, посвященных суицидам. Формально это закрытые группы, но для получения допуска к информации в них необходимо просто подписаться на группу или написать о своих переживаниях редактору сайта или создателю группы в социальной сети.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации называют пресуицид: индивид находится в состоянии угнетающего аффекта, его мрачные мысли усиливаются, неудовлетворенность жизненными условиями растет. Материалы, размещенные на личных страницах в социальных сетях участников виртуальных клубов самоубийц, показывают, что они испытывают депрессию и страдают от одиночества. Такое настроение являет- о ся благоприятной почвой для внушения и ¡3 развития угнетающего настроения, харак- Э’ терного для пресуицидального периода. о

Большинство людей, совершающих самоубийство, предварительно пытаются обратить внимание окружающих на свои проблемы и дать им знать о суицидальном намерении. Близкие могут прочесть воззвания на личной странице в социальной сети и предотвратить самоубийство на пре-суицидальной стадии. Но если сообщения адресованы участникам виртуальных клубов самоубийц, то человека не отговаривают: его выбор одобряют и начинают подсказывать методы, как быстрее и надежнее уйти из жизни. В Интернете легко найти информацию о способах и местах совершения суицида [17]. Все это дает понять молодому человеку, что общество не запрещает самоубийства, что «мысли о суициде — это норма, а не патология» [12, с. 61]. Данный психологический фактор усиливает риск суицидального поведения личности. Контент виртуальных клубов самоубийств направлен на доведение его участников до суицида. Опасность открытого доступа индивида к подобной информации подчеркивает рекомендация Всемирной организации здравоохранения: нельзя публиковать в СМИ фотографии и предсмертные записки самоубийц, а также сообщать о конкретных способах совершения суицида [14].

Социальное моделирование суицидального поведения в литературе («эффект Вертера»), СМИ, подробное обсуждение и героизация в виртуальном пространстве могут стать причиной целой эпидемии самоубийств. О психической заразе героизации самоубийства писал Бехтерев, подчеркивая, что внушение «. дается и чтением литературы о случаях самоубийства, и словесным внушением при самоубийстве вдвоем или в массе лиц» [2, с. 16]. В 2004 году в науке появился термин «киберсуицид», который впервые использовал С. Раджагопал [23]. Киберсуициды — это самоубийства, которые совершаются в результате знакомства и общения через Интернет. Киберсуициды фиксируются во многих странах. Существуют индивидуальные и групповые («согласованные») самоубийства. Первый случай согласованного киберсуицида произошел в октябре 2000 года в Японии. Как заметил С. Раджагопал, согласованные самоубийства в Японии могут быть единичными событиями в стране, где очень высокий уровень самоубийств. Однако это предвещает новую тревожную тенденцию увеличения числа согласованных самоубийств, связанных со знакомствами и общением через Интернет. В последнем случае можно говорить об эпидемии согласованных самоубийств, когда молодые люди кончают жизнь не в одиночестве, а вместе с единомышленниками [23].

Читать еще:  Нормальный рост и вес подростка 12 14 лет. Гормональный фон и гармоничное развитие. Детское здоровье

Пока количество групповых самоубийств составляет всего один процент от всех случаев покончивших с собой, но с распространением Интернета это количество вырастет.

В виртуальном мире, кроме сообществ, рассказывающих о преимуществах самоубийства, молодой человек может столкнуться с проблемой травли. Развитие информационных технологий размывает границы личной и общественной жизни, увеличивая беззащитность человека. Намеренное оскорбление, запугивание и манипулирование с помощью современных средств коммуникации называется кибермоббинг, или кибербуллинг. Кибер-буллинг — это «агрессивное, умышленное действие или поведение, которое осуществляется группой или отдельными лицами, неоднократно и с течением времени в отношении жертвы, которая не может защитить себя» [21]. Распространение компрометирующей информации, унижение, шантаж, а также размещение непристойных видеоматериалов не имеет географического ограничения и может продолжаться в течение продолжительного периода времени. Из-за особенностей распространения информации во Всемирной сети негативный контент невозможно нейтрализовать. Большинство киберпреступлений совершается против школьников 11-16 лет, но взрослые тоже могут стать жертвами кибермоббинга: это связано с клеветой на индивида, угрозой его доходу и репутации.

Для помощи людям в противодействии кибермоббингу разрабатываются специальные пособия, существуют организации, борющиеся с угрозами и шантажом в информационном пространстве. В Интернете можно найти группы поддержки, объединяющие жертв кибербуллинга, а также советы по защите от этого явления. Учитывая опасность кибермоббинга, борьбу с ним ведет не только гражданское общество, но и государства, и международные организации. В США в большинстве штатов существуют законы, признающие, что травля в Интернете — это преступление [19]. В рамках Европейского союза действует Европейский совет по противостоянию информационной преступности, представительство которого есть и в России [20]. В странах ЕС распространяется визуальная «антикибербуллин-говая» пропаганда (в Польше, Германии и Великобритании создаются специальные видеоролики). В Европе интернет-преступники могут быть привлечены к ответственности. В отечественной науке проблема кибермоббинга мало изучена, а травля в Интернете не является правонарушением, поэтому «анонимность среды дает неогра-

ниченные возможности для безответственных действий, которые в живом общении не безнаказаны» [12, с. 63].

Страны, столкнувшиеся с проблемой киберсуицида, пытаются найти способы снизить количество самоубийств, совершаемых после общения в Интернете. В США изучением контента самых популярных страниц Интернета с целью предотвращения киберсуицида занимается специальная организация — United States Substance Abuse and Mental Health Services Administration (SAMHSA) [24]. В России после вступления в силу 1 ноября 2012 года Постановлению правительства № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе» [16] значительных изменений в лучшую сторону не произошло. Например, в социальных сетях сейчас существует более ста групп, посвященных теме самоубийства, в которых состоят тысячи пользователей. Мониторинг групп и сайтов о суициде в течение года показал, что после закрытия одних групп (ссылки остались на страницах молодых людей, совершивших самоубийство) появляются новые источники информации иногда без слова «суицид» в названии. Елена Вроно, детский психиатр, суицидолог, еще в 2009 г. предупреждала, что закрытие сайтов, восхваляющих суицид, — дело бессмысленное, так как они возрождаются и индексируются поисковиками.

Кроме сайтов, положительно описывающих суицид, существуют виртуальные сообщества, помогающие людям в кризисных ситуациях. Практика последнего времени показывает, что такие страницы в Интернете тоже закрывают за пропаганду суицида, но можно предположить, что их деятельность более продуктивна. Надо учитывать, что русскоязычные сайты о самоубийствах иногда располагаются на зарубежных хост-площадках и допуск к ним полностью закрыть нельзя. О невозможности контролировать все страницы в Сети и необходимости бороться с владельцами интернет-ресурсов, не признающих проблему суицидов, говорится в пресс-релизе Роспотребнадзора [15].

Мировой опыт показывает, что наиболее эффективным способом предотвращения самоубийств, связанных с Интернетом, является не привлечение к ответственности интернет-провайдеров и администраций социальных сетей, а сотрудничество с ними. Подтверждением этого служит успешная реализация программы, разработанной в 2005 г. в Израиле. Группы добровольцев из фонда SAHAR (САХАР) пытается путем переговоров помогать людям, рассказывающим о своих проблемах в Интернете: о

любых тревожных записях на страницах и форумах сообщают администраторам или модераторам сайтов, которые обязаны в любое время суток вызывать к потенциальному самоубийце специальное подразделение полиции. За первый год действия этой программы уже удалось предотвратить более сотни самоубийств. Этот хорошо зарекомендовавший себя метод изучили и применяют также в Германии, Швеции и Франции.

Проблема суицида существовала во все времена и, как показал Э. Дюркгейм, одна из причин этого явления — проблемы в обществе, которые ученый назвал аномией (состоянием дезорганизации). Борьбу с киберсуицидами необходимо начинать с улучшения качества жизни населения, так как «киберсуицид — лишь один из симптомов болезни общества, и он, как термометр, отражает его состояние» [12, с. 64]. Общение в Интернете может стать поводом для самоубийства, но поиск причин нарастающей динамики количества суицидов молодых людей необходимо искать в реальном мире, а не в виртуальном пространстве.

Интернет, являясь плохо управляемым и слабо поддающимся контролю источником информации, в том числе опасной и преступной, может играть двоякую роль. С одной стороны, в Сети существуют форумы и группы, где распространяется мода на суицид в молодежной среде, виртуальная реальность предоставляет возможность объединиться сторонникам субкультур, идеализирующих смерть в молодости. Как заметил психолог Александр Тхостов: «Новые технологии, подобно биологическому взрыву, разнесли смертоносный суицидальный вирус, который существовал всегда» [12, с. 64]. Интернет — инструмент, с помощью которого появились и киберсуи-цид, и кибермоббинг. Надо понимать, что суицидальные намерения человека в эпоху Интернета легко формируются и усиливаются, потому что в виртуальном мире индивид еще более одинок, чем в реальном. Для него даже смерть — всего лишь продолжение виртуальной игры (ведь после самоубийства он останется в компьютерном мире и станет героем). Но современные средства массовой коммуникации могут положительно влиять и на общество, и на отдельного человека, в том числе уменьшая суицидальные настроения (сайты, оказывающие виртуальную психологическую поддержку) и предотвращая самоубийства. Опыт других стран, успешно борющихся с киберсуицидами, показывает, что помощь потенциальным самоубийцам, осуществляемая через Интернет, более эффективна, чем репрессивные методы блокировки опасных сайтов.

72 Список литературы:

[1] Бехтерев В.М. О причинах самоубийства и возможной борьбе с ними. — С.-Петербургъ, «Т-во Художественной печати», 1912. — 24 с.

[2] Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. — СПб.: издание К.Л. Риккера, 1898. — 53 с.

[3] Всемирный день предотвращения самоубийств // Центр СМИ: Всемирная организация здравоохранения. — Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/statements/2007/s16/ru (25.02.2013)

[4] Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии: учебное пособие / Под ред. В.А. Кулганова. — СПб., 1999. — 338 с.

[5] Гомзикова С. Россия остается страной самоубийц. // Свободная пресса. — 2011, 30 января. — Интернет-ресурс. Режим доступа: http://svpressa.ru/society/article/37979/ (25.02.2013)

[6] Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.; под ред. В.А. Базарова. — М.: Мысль, 1994. — 399 с.

[7] Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Academia, 2004. — 288 с.

[8] Иванова А.Е., Сабгайда Т.П. Смертность российских подростков от самоубийства. — Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). — 2011. — Интернет-ресурс. Режим доступа: http://sartraccc.ru/Pub_inter/suiciderustin. pdf (25.02.2013)

[9] Краевский Б. По поводу самоубийств среди учащихся. Психологические соображения. — Харьков: Издание Д-ра М.П. Ряснянского, 1910. — 54 с.

[10] Козлова Н. Я ухожу от вас // Российская газета. — 2012, 24 октября, № 5918 (245). — Интернет-ресурс. Режим доступа: http://rg.ru/2012/10/24/deti.html (25.02.2013)

[11] Мартыненко А.В. Суицид в молодежной среде // Знание. Понимание. Умение. — № 1, 2005. — С. 139-141.

Родительское собрание «Обеспечение информационной безопасности детей и подростков, в том числе с целью профилактики суицидов»

Рита Кривоногова
Родительское собрание «Обеспечение информационной безопасности детей и подростков, в том числе с целью профилактики суицидов»

Родительское собрание «Обеспечение информационной безопасности детей и подростков, в том числе с целью профилактики суицидов. Игра «Киты». Что нужно знать всем родителям

В последнее время гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Дети, начиная с детского сада, уже владеют некоторыми знаниями и умениями в области телефонов, компьютеров. Для родителей это уже стало нормой. В силу занятости родителей, в силу взросления, дети все чаще проводят свое время за компьютером. «Ребенок дома, за компьютером — значит, все в порядке, он в безопасности«. Так считают многие родители. И ошибаются. Детей эры поисковых систем и социальных сетей опасности подстерегают не только на улице.

Интернет – это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник информации наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию, особенно для ребенка. Агрессия, преследования, мошенничество, психологическое давление, общение с онлайн незнакомцами – это лишь некоторый перечень угроз, которые поджидают ребенка в глобальной сети каждый день.

Читать еще:  Как впасть в депрессию подростку. Депрессия у подростка — как распознать по первым признакам

Россия вошла в зону повышенного риска по обеспечению безопасности детей в глобальной сети. Это обуславливается высокой пользовательской Интернет-активностью российских школьников и высоким уровнем ее бесконтрольности, а также низкими знаниями родителей об опасностях Интернет-среды.

Что мы можем сделать для безопасности детей?

Самый главный совет для родителей – будьте осведомлены о деятельности ребенка.

Говорите с ним об Интернете: спрашивайте, что он сегодня делал, с кем познакомился, что интересного узнал.

Старайтесь регулярно просматривать ресурсы, которые посещает Ваш ребенок, и проверяйте список его контактов, чтобы убедиться, что он и Вы знаете всех, с кем общается.

Попросите ребенка сообщать Вам или близким людям о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет, и не ругайте за неприятные случаи, иначе он все будет скрывать.

Второе важное правило – станьте проводником ребенка в Интернет.

Научите ребенка правильно искать нужную информацию, сформируйте список полезных, интересных, безопасных для детей ресурсов и посоветуйте правильно их использовать.

С самого начала объясните ребенку, почему ни в коем случае не стоит выдавать данные о себе и своей семье, публиковать фотографии, где изображен сам ребенок, семья, школа и прочие данные.

Научите вашего ребенка уважению и этикету в Интернете.

По статистике, более 80% российских детей имеют профиль в социальных сетях, а 23% сталкиваются в Сети с агрессией и унижением. Попросите ребенка не провоцировать конфликтные ситуации и относиться к другим так же, как он хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Объясните, что ни при каких обстоятельствах не стоит размещать провокационный материал и не распространять по чьей-либо просьбе информационные и агрессивно-настроенные сообщения.

Информация, выложенная в Интернет – доступна всем и может быть использована в любых, в том числе, мошеннических целях.

Предупредите ребенка, что не стоит добавлять «в друзья» незнакомых людей — они могут быть не теми, за кого себя выдают.

Ни в коем случае не соглашался на «живые» встречи с Интернет-незнакомцами, прежде чем не поставит в курс вас или близких родственников.

Посоветуйте ему общаться в Интернете с теми, с кем он лично знаком.

Предостерегите от скачивания платной информации, особенно через sms.

Используйте технические возможности Вашего компьютера и Оператора.

Для предотвращения нежелательного контента и вирусов необходимо установить антивирус, настроить антиспам фильтры в почте.

С помощью средств Родительского контроля или соответствующих услуг Оператора можно создавать «белый» список Интернет-сайтов, ограничить время пребывания ребенка в Интернет, настроить возрастной фильтр. Горячие телефоны

В России действует бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи:

Линия помощи «Дети онлайн» (8-800-25-000-15)

Центр безопасного интернета 8-800-200-24-00

Информация для родителей о возможностях по организации родительского контроля за доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» -Crawler Parental Control 1.1; KidsControl 2.02; ParentalControl Bar 5.22; Spector Pro 6.0;КиберМама.

«Синий кит» — это суицидальная группа, подавляющая психику подростка и доводящая его до самоубийства. Члены этой организации предлагают школьникам поиграть в игру, выполняя различные задания. Они убеждают участников, что каждый человек должен иметь развитую силу воли и не бояться смерти. В итоге многие подростки совершают необдуманные поступки и уходят из жизни.

«Синий кит» ассоциируется с покоем и безмолвием. Кроме того, киты относятся к одному из немногих видов морских животных, которые без видимых причин могут выброситься на берег. Название «Разбуди меня в 4.20» появилось потому, что администраторы групп именно в это время публикуют задания для «подопечных».

Вступить в группу «Синий кит» и играть не так просто, как кажется на первый взгляд. Руководители подобных сообществ – опытные психологи. Каждому кандидату, подавшему заявку на вступление в группу, задают вопросы, с помощью которых можно определить психологические особенности ребенка. По результатам такого «тестирования» заявку принимают или отклоняют.

Начинается все, на первый взгляд, безобидно, как увлекательная игра. Подросток пишет на своей страничке в социальных сетях сообщение и ставит условный знак — хештег #тихийдом, #синийкит, #млечныйпуть, #хочувигру… Это значит, что он готов вступить в «группу смерти». Правда, сам ребенок всерьез о смерти не думает, его больше привлекает мистическая аура, которая витает вокруг этой темы. Кому-то, возможно, хочется пощекотать себе нервы: подростки склонны к риску. Некоторым — порисоваться перед сверстниками. Причин может быть множество, но чаще всего в основе этих поступков лежат подростковая неустроенность, одиночество, депрессия. Многие дети, даже из благополучных семей, в переходном возрасте чувствуют себя несчастными, никому не нужными. У них конфликты с учителями, сверстниками. И они ищут друзей, единомышленников в Интернете.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ЗАДАНИЯ ИГРЫ «СИНИЙ КИТ»?

После вступления в группу начинается игра «Синий кит», задания которой могут быть любыми: от уничтожения любимой личной вещи до издевательств над животными. В качестве «отчетов о проделанной работе» дети отправляют видеозаписи, снятые на телефоны и другие гаджеты. Эти видеоролики попадают в интернет.

Одно из самых распространенных заданий – порезы на теле. Часто подростки вырезают на себе изображение кита. Если родители замечают подобные следы на коже своего ребенка, им следует немедленно обратиться за психологической помощью. Это значит, что подросток уже вступил в игру, и она может закончиться его смертью. Нельзя терять время, ведь полный цикл игры обычно продолжается менее двух месяцев – всего 50 дней.

• Ребенок становится резко послушным или отрешенным (либо агрессивным)

• Изменяется распорядок дня (ранние подъемы в 4.20., подросток вялый и депрессивный, не высыпается)

• Странные рисунки (бабочки, киты, единороги, символы суицидальных групп)

• Царапины на руках в области вен

• Порезы, порой глубокие

• Состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», f57, f58, «Тихий дом», «Рина «, «Н я пока», «Море китов», «50 дней до моего.» хэш теги: дом китов, млечный путь, 150звёзд, ff33, d28, хочу в игру.

• Закрыл в Контакте доступ к подробной информации. В переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы «разбуди меня в 4.20», «я в игре».

• ОПАСНО, если на стене появляются цифры, начиная от 50 и меньше.

• Переписывается в вайбере (и др. мессенджерах) с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.

#f53 #f57 #f58 #d28 #морекитов #тихий дом # хочу в игру # млечный путь Вы можете пройти по хеш тегам и убедиться, насколько это ОПАСНО.

Родители, будьте бдительны! Тревожные звоночки – замкнутость, агрессия ребенка, разговоры о смерти, пропажа или порча вещей, одежды, следы порезов или крови на теле, издевательство над животными.

ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ ВКЛЮЧАЮТСЯ В ИГРУ «СИНИЙ КИТ»?

1. Ощущение недостатка родительской любви. Все родители любят своих детей и готовы на настоящее самопожертвование ради них, поэтому упоминания о недостатке любви могут обидеть. Однако речь не о самой любви (она есть ежесекундно, а о ее проявлениях. Подросткам нередко кажется унизительным, что родители воспринимают их как детей. Они испытывают недостаток доверия, поэтому разговора по душам не получается. А ведь именно такие задушевные беседы дают ребенку ощущение любви и защищенности.

2. Непонимание взрослыми важности подростковых проблем. Как правило, родители уделяют много внимания внешним атрибутам благополучия ребенка: питанию, одежде, комфорту, учебе. А вот конфликты со сверстниками, влюбленность, переживания ребенка остаются второстепенными. Психолог для ребёнка и родителей иногда просто необходим. Зачастую именно он помогает наладить отношения и уберечь подростка от опасных игр.

3. Гормональная перестройка организма. Из-за воздействия гормонов подростки могут испытывать беспричинную грусть. Негативные эмоции захлестывают, а родители и учителя видят только «плохое поведение». Проблемы в реальном мире толкают детей в мир виртуальный, который может оказаться отнюдь не безопасным.

4. Влияние сверстников. Понятие «дурная компания» старо как мир. Если раньше оно касалось только отношений в реальности, то теперь в «дурную компанию» можно попасть и в социальных сетях, а вот с настоящими друзьями отношения могут не складываться. Детский психолог поможет справиться с этой проблемой.

КАК ЖЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ ОПАСНЫМ ИГРАМ ДЕТЕЙ?

Находите время выслушать своего ребенка, разговаривайте с ним о смысле, целях жизни, счастье, не забывайте дарить радость объятий и поцелуев. Помните, что подростки остро нуждаются в родительской любви, хоть далеко не всегда могут это проявлять. Объясните, что рост и развитие – это последовательные процессы, учите отмечать прогресс. Подростки – максималисты. Им кажется, что они должны получить мгновенный результат. Помогите своему ребенку научиться ставить цели, делить их на этапы и правильно оценивать промежуточные результаты. Не забывайте хвалить и поддерживать! Родительское одобрение в достижении целей очень важно.

Любите вашего ребенка и не стесняйтесь выражать свою любовь! Трудности в общении с подростком неизбежны.

Если у вас не получается самостоятельно преодолеть их, двери нашего психологического центра всегда открыты. Добро пожаловать! Мы с радостью поможем вернуть мир в вашу семью и защитить ребенка от опасных игр со смертью.

Источники:

http://www.b17.ru/article/52704/
http://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-interneta-na-suitsidalnoe-povedenie-molodezhi
http://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-obespechenie-informacionoi-bezopasnosti-detei-i-podrostkov-v-tom-chisle-s-celyu-profilaktiki-suicidov.html

Ссылка на основную публикацию