Как вернуть подростка к нормальной ориентации. Мой ребенок — другой. Почему появляется интерес к сверстникам своего пола

Содержание

Психологическая работа с подростком с отличающейся от традиционной сексуальной ориентацией

В связи с законодательными изменениями 2014 года в Российской Федерации и их социальными последствиями, снова актуальны темы толерантности к людям с сексуальной ориентацией, отличающейся от большинства. Возникают околонаучные дискуссии о проблемах нормы и патологии в психиатрии и психологии. Это, безусловно, важные темы, но они часто отвлекают от сути проблемы, которую изначально пытались решить на государственном уровне. А именно — защиты и помощи детям.

Подростковый период является непростым по ряду причин. С одной стороны – это социальные вызовы, связанные с поиском своего места в обществе, профессиональным самоопределением, первыми попытками строить интимно-личностные отношения. С другой стороны — завершение полового созревания, гормональная буря и открытие собственного сексуального влечения. Всё это ведет к противоречивым проявлениям подростков: конфликтности, импульсивности, ранимости, зависимости от мнения окружающих, завышенной или заниженной самооценке и пр. Возможно, в этом причина, что по данным Всемирной психиатрической ассоциации люди подросткового и раннего юношеского возраста являются самой уязвимой в отношении суицида возрастной группой.

При этом подросток, открывший в себе гомосексуальное влечение, сталкивается с рядом проблем, которые усугубляют сложности возрастного периода, затрудняют формирование позитивной идентичности, самооценки, искажают социализацию и могут привести к суицидальным намерениям. Прежде всего, это изоляция: социальная, эмоциональная и когнитивная.

Социальная изоляция связана с тем, что подросток, обнаруживший в себе гомосексуальное влечение, часто не может найти людей, с которыми он мог бы разделить значимый для себя опыт. Обычно социальная изоляция развивается в результате одного из двух сценариев. Либо подросток сам пытается скрыть свое влечение и ради этого минимизирует контакты со сверстниками, родителями и учителями, избегает разговоров по душам, в которых он мог бы получить поддержку. Либо же в результате неумелого предъявления своего влечения или «разоблачения», подросток лишается принятия сверстниками, учителями и родителями или даже подвергается травле. Поэтому пока сверстники обсуждают свои первые влюбленности и выкладывают счастливые фотографии в социальных сетях, удовлетворяя потребности в принадлежности и принятии, гомосексуальный подросток чувствует себя фрустрированным и оторванным от общества. Иногда, чтобы найти принятие и понимание, подростки совершают «каминг-аут»: рассказывают о своей ориентации друзьям или старшим. При этом часть из них встречают принятие, а часть подвергаются гонениям группой или травле, что может привести к трагическим последствиям . Поэтому важно, чтобы подросток, обнаруживший в себе гомосексуальное влечение, мог найти собеседников в тематических группах поддержки, реальных или виртуальных.

Эмоциональная изоляция связана с тем, что подросток выбирает скрывать свои чувства от семьи и ближайшего окружения. Ему приходится вести двойную жизнь, как в шпионских фильмах, разыгрывая поведение гетеросексуального подростка. Хрупкая, до конца не сформированная идентичность не способна перенести такую нагрузку. Из соображений самосохранения в дальнейшем такой подросток старается подавлять свои чувства и потребности. На смену вдохновению, тревогам и предчувствиям первой влюбленности, приходит ощущение брошенности, безнадежность, душевная боль, которые могут развиться в психогенную депрессию. Именно чувства брошенности и безнадежности выделяются рядом авторов как фактор риска суицидального поведения и как потенциальная мишень работы психолога .

Когнитивная изоляция связана с тем, что у подростков меньше возможности получить информацию о гомосексуальности, чем у взрослых, и меньше способности отделить корректную информацию от стереотипов и предрассудков. В поисках образца для подражания подросток ищет похожих на себя взрослых людей. И если культура не предлагает позитивных образов поведения взрослого с гомосексуальной ориентацией, он может выбрать социально порицаемые формы поведения. А это в свою очередь усугубляет социальную изоляцию и способствует формированию негативной социальной идентичности.

В подростках, заметивших в себе «гомосексуальное влечение», не всегда предполагает развитие гомосексуального поведения и гомосексуальной идентичности. В период становления сексуального поведения люди часто переживают влечение к лицам своего пола, но не развивают в дальнейшем гомосексуальную или бисексуальную ориентацию как устойчивую модель эмоционального, романтического или сексуального влечения к мужчинам, женщинам или представителям обоих полов. Изоляция в данном случае затрудняет естественное развитие сексуального влечения, установление интимно-личностных отношений и развитие позитивной социальной идентичности.

Читать еще:  Как сбросить вес подростку девочке. Как похудеть девочке подростку

В научной литературе описаны факторы риска суицидального поведения среди lgbt-подростков (то есть, подростков, идентифицирующих себя как лесбиянок, геев, бисексуалов или транссексуалов). К ним относятся отвержение родственниками и сверстниками, физическое и сексуальное насилие, проявления вербальной и физической агрессии, преследование и травля в школе, наличие родственников или друзей, совершавших попытки суицида. Воздействию этих факторов подвержены все подростки, но подростки, переживающие гомосексуальное влечение, сталкиваются с ними чаще, хотя так же уязвимы, как их сверстники. Так, из благих побуждений, родственники подростков оказывают на них давление, с целью исправить их влечение. Иногда попытки исправить влечения подростков принимают травматичные для психики и даже противозаконные формы.

Проанализировав широкий спектр источников, Брэд Джонсон с соавторами выделил условия, которые способны смягчить действие окружения. Это забота взрослых, безопасная школа, принятие семьей и сверстниками, чувство принадлежности к социальной группе, доступ к помощи специализированных LGBT-организаций, сформированная позитивная гендерная и сексуальная идентичность, доступ к социально приемлемым формам психологической помощи. К сожалению, предлагаемые командой Р. Б. Джонсона меры по снижению рисков суицида у подростков, переживающих гомосексуальное влечение, могут быть расценены как пропаганда нетрадиционных отношений и поэтому не применимы на территории России. Поэтому психологу и педагогу в своей работе важно работать на усиление и развитие перечисленных положительных факторов, безотносительно сексуальной ориентации молодого человека, и соблюдая законодательство Российской Федерации.

Приведенные данные получены зарубежными учеными. Для того чтобы составить актуальную картину жизни российского подростка, переживающего гомосексуальное влечение или относящего себя к lgbt, необходимы дополнительные исследования. Поэтому работа, направленная на поддержку подростка и преодоление его изоляции, помогает не только ему, но позволяет расширить научную картину мира и разработать ещё более эффективные программы психологической помощи.

По самому описанию факторов риска и защиты от них можно заметить, что подростки, переживающие гомосексуальные влечение, мало отличаются от подростков, которые испытывают интерес к противоположному полу. Они решают те же возрастные задачи и сталкиваются с теми же сложностями, что и сверстники. Но на одну глобальную сложность у них больше. Поэтому работа с такими детьми — это не работа с ориентацией или сексуальностью, а сопровождение взрослеющей личности. Доминик Дэйвис считает первоочередной задачей работы с ними — поддержку автономности подростка и укрепление в нём веры в свои силы.

Резюмируя, сказанное выше и адаптируя по возможности рекомендации западных специалистов к условиям работы в Российской Федерации, можно выделить следующе меры, направленные на преодоление изоляции подростков, переживающих гомосексуальное влечение, и её последствий:

  • уважение к чувствам, опыту и праву выбора молодого человека,
  • информирование о разных формах отношений, а также мерах безопасности в них,
  • предоставление времени и места для обстоятельного обсуждения его проблем, а также помощь в поиске специализированных групп поддержки,
  • по возможности помощь в формировании позитивного образа себя, самооценки и отношения к себе,
  • профилактика школьной травли,
  • по возможности, работа с родственниками и сообществом, направленная на увеличение принятия и поддержки индивидуальности подростка и снижение риска отвержения и преследования.

Наиболее эффективная работа психолога в таком случае предполагает как индивидуальную работу с подростком, так и с его семьей и ближайшим социальным окружением: классом, школой и пр.

Лапшина Татьяна Николаевна — преподаватель, кандидат психологических наук.

10 проявлений нетрадиционной ориентации у ребенка

Большинство родителей испытывают шок, когда узнают, что их ребёнок нетрадиционной сексуальной ориентации. Они не могут правильно отреагировать на новую информацию, не понимают, в чём нуждается их ребёнок, что нужно сказать в качестве слов поддержки.

Сразу же стоит отметить, что не нужно ругаться, рвать отношения и разочаровываться в будущем своего сына или дочери. Ваши дети – отдельные личности, обособленные от вас люди, которые имеют право на собственные решения, ориентацию, политические взгляды и так далее.

Но если вы всё же беспокоитесь вопросом ориентации своего чада, то советуем присмотреться к поведению ребёнка, которое может указать на первые признаки нетрадиционной ориентации.

На что конкретно стоит обратить внимание, мы более подробно рассмотрим в статье.

10. Мальчик общается с девочками


Иногда мальчики предпочитают в общении компанию девочек, а не сверстников своего пола. Притом общение с девушками не переходит грань дружбы: мальчик не флиртует, не держится за руки с противоположным полом, не пытается «играть» в отношения.

В таких ситуациях мальчик интересуется лишь общением, он поддерживает с девочками обсуждение любых тем, необязательно типично девчачьих.

Дружественный контакт с противоположным полом не влияет на появление манерности у мальчика, просто друзей ему легче находить среди девочек, держась до определённого времени подальше от мальчиков.

9. Музыкальные предпочтения


Психологи утверждают, что во многом личность ребёнка проявляется в музыкальных предпочтениях. Например, в период гормональных взрывов мальчики начинают слушать тяжёлую и агрессивную музыку, тем самым сублимируя свой взрывной, из-за гормонов, характер.

Если же мальчик-подросток предпочитает спокойную и мелодичную музыку, то это может свидетельствовать о его мягком характере или же нетрадиционной ориентации, так как прослушивание спокойной музыки в гормональные взрывы не характерно для парней-подростков.

8. Излишняя агрессия


Часто подростки за своим угрожающим поведением скрывают чувствительность и ранимость. В этом случае агрессия выступает своеобразной защитой, потому что часто агрессивные, особенно по отношению к гомосексуальным подросткам, дети сами являются латентными гомосексуалистами.

Читать еще:  Как найти общий язык с подростками. Особенности общения с подростком

В свою очередь, излишняя нежность, открытость и полное отсутствие агрессии свидетельствуют о мягком характере мальчика и могут служить признаком его нетрадиционной сексуальной ориентации.

7. Вкусовые предпочтения


Предпочтения в еде могут также свидетельствовать о нетрадиционной ориентации ребёнка. Чаще всего мальчики любят есть вредную еду: гамбургеры, чипсы, энергетики и всяческий фастфуд.

Это является прямой реакцией на родительские запреты по поводу такого питания, что заставляет мальчика проявить характер и мужскую стойкость, идя наперекор родительскому мнению.

Если ли же мальчик добровольно предпочитает полезную для фигуры и здоровья еду, завтракает овсянкой, а в качестве перекусов использует фрукты, то это может говорить о повышенном уровне женского пологого гормона у ребёнка.

6. Любовь к искусству


Люди нетрадиционной сексуальной ориентации часто выбирают творческие профессии. Согласитесь, среди парикмахеров, дизайнеров или модельеров можно часто встретить мужчин-гомосексуалистов.

Но даже без привязки к работе, такие люди любят искусство, часто посещают галереи, художественные выставки или консерватории.

5. Стеснение при общении со своим полом


Если мальчик сам по себе не является стеснительным во всех жизненных ситуациях, а стесняется лишь в обществе сверстников своего пола, то это может являться признаком нетрадиционной ориентации. Точно так же смущаются девочки перед мальчиками, которые им нравятся.

Смущение и нежелание обсуждать с друзьями привычные «мужские темы», вроде сексуального опыта и девушек свидетельствует о возможной проблеме, ведь подобный интерес к взрослым темам является нормальным для мальчиков-подростков.

4. Общение с другими детьми


Обратите внимание на окружение, с которым общается ребёнок. Мы уже писали, что часто дети с нетрадиционной ориентацией не дружат с детьми своего пола, так как смущаются их.

Но если всё-таки мальчик дружит не только с девочками, но и с другими мальчиками, есть вероятность, что эти мальчики также нетрадиционной сексуальной ориентации. Особенно если им свойственные перечисленные в статье пункты.

3. Неполноценность семьи


Страх неполной семьи существует не только по той причине, что одному родителю материально тяжелее вырастить ребёнка, но и потому, что отсутствие воспитания отца или матери могут повлиять на ориентацию ребёнка и его самоопределение.

Если у мальчика перед глазами нет достойного примера мужского поведения, то это может послужить формированию у ребёнка фемининных черт. Для мальчиков очень важно иметь перед глазами мужчину, которого ребёнок будет уважать и брать с него пример.

В таком случае психика ребёнка, предпочтения и манера поведения формируются правильно. Не стоит пугаться, если сын по каким-то причинам растёт без отца: мужским примером может выступать дедушка, дядя или хороший друг семьи.

2. Переодевания


У детей могут проявляться черты характера, которые не свойственны их полу. Например, у мужчин можно наблюдать фемининные отклонения. Они проявляются в желании мальчика одеваться в женскую одежду, наносить на своё лицо макияж или ходить на каблуках.

С возрастом эти признаки влияют на голос, мимику, жестикуляцию, делая мальчика, как говорится, манерным.

Часто на карнавальных вечеринках люди нетрадиционной ориентации «в шутку» переодеваются в одежду противоположного пола.

1. Родительская любовь


Примерно к 5 годам мальчик понимает невозможность эротической связи с матерью. Он отделяется от родителей, психологически начинает воспринимать себя как самостоятельную личность и начинает поиск «своей» женщины, видя перед собой пример отношений родителей.

Часто в такой период мальчики начинают играть в любовь, то есть дёргать за косички и держаться за ручку с девочкой из одной детсадовской группы.

Но иногда излишняя любовь матери, объятья, сон в одной кровати и привязанность к ребёнку могут остро повлиять на дальнейшую жизнь мальчика. Дело в том, что отрицание необходимости дистанции между матерью и сыном, могут стимулировать сексуальность мальчика, чего мать может даже не замечать.

Поэтому в голове ребёнка факт того, что с матерью нельзя иметь эротическую связь накладывается на возникающие сексуальные стимуляции. Это может спровоцировать тревогу и запрет на секс с девушками, вызывая повышенный сексуальный интерес к людям своего пола.

13 ошибок, которые допускают все родители подростков

Подростковый возраст — трудное время не только для родителей, но и для самих детей. В это время родители часто понимают, что те правила, по которым они общались с детьми, уже не действуют, в это время часто всплывают ошибки воспитания — они понимают, что нужно что-то менять.

Мы в AdMe.ru решили выяснить, что так часто мешает нам, родителям, построить крепкие, теплые отношения с подростками и не потерять их доверие.

13. Настаиваете на откровенности

Многим родителям сложно принять, что повзрослевший ребенок допускает их не во все сферы своей жизни. Часто они начинают требовать большей откровенности от ребенка. Но подростку крайне важно чувствовать свою самостоятельность, опираться на собственное мнение. Чем больше он ощущает давление на себя, обиду со стороны родных, тем сильнее начинает закрываться и защищать свое личное пространство: уходит от откровенности, начинает обманывать.

12. Нарушаете личное пространство

Порой из самых благих побуждений родители начинают проверять карманы, сумку, переписку подростка. Делая так, мы не только проявляем неуважение к ребенку, но и обесцениваем его личное пространство, а ведь он еще только начинает пробовать обращаться с ним.

Это сильно подрывает его доверие как к родителям, так и к самому себе. Стоит приложить усилия, чтобы контроль стал результатом открытой и честной договоренности между вами и ребенком.

Читать еще:  Причины подростковой агрессии и как ее преодолеть. Почему отмечается агрессивное поведение подростков

11. Игнорируете мнение подростка

Когда родители не интересуются мнением ребенка, не принимают его в расчет — он чувствует, что оно для родителей не важно, и делает выводы, что его не любят и не уважают.

Такое поведение может спровоцировать в ребенке агрессию. Возможен и второй вариант: ребенок сдастся в ответ на вашу настойчивость и однажды может просто потерять способность принимать решения самостоятельно.

10. Предъявляете размытые требования

Конечно, на уровне здравого смысла ребенок поймет вас, но реализовать требование ему бывает очень сложно, поскольку критерии довольно размыты.

Со временем это может привести к большому расхождению во мнениях между вами: ребенок будет считать, что уже соответствует предъявленным требованиям в полной мере, а вы — что всегда есть к чему стремиться. Чтобы избежать этого, стоит точно представлять, чего вы хотите, и научиться так же точно говорить об этом детям.

9. Обесцениваете его чувства

Родителям часто кажется, что дети излишне драматизируют события. Но если ребенок регулярно не получает поддержку со стороны близких, он чувствует себя отвергнутым и закрывается еще сильнее. Либо начинает протестовать против родителей и вести себя агрессивно.

Старайтесь воспринимать всерьез все то, что происходит с ребенком, уважайте его чувства, цените его доверие. Дайте ему знать, что он понят и принят, что его чувства для вас важны.

8. Не всегда последовательны

Порой, чтобы ребенок выполнил требования, родители прибегают к заранее невыполнимым обещаниям или угрозам. Но, когда желаемая цель достигнута, забывают о своих словах или же просто не спешат их выполнять.

Но стоит помнить: подростки очень щепетильно относятся к выполнению обещаний взрослых. Если раз за разом близкие будут говорить пустые слова — ребенок перестанет верить им. Так родители потеряют авторитет в глазах подростка.

7. Слишком много учите его жизни

Не стоит превращать свою родительскую власть в диктат. В противном случае это просто может привести либо к жесткому отпору и агрессии со стороны ребенка, либо вы просто рискуете сломать его целостность и самооценку.

Родителям подростков стоит стремиться к разумным компромиссам. Принимать решения совместно с ребенком, идти на уступки, которые позволят ему сохранить свое лицо. Стоит учиться видеть в ребенке прежде всего личность, которую нужно уважать.

6. Живете его жизнью

Когда вся жизнь родителей построена только вокруг ребенка, растворена в нем — это уже явный перебор. Дети, перенимая отношение родителей к самим себе, могут начать так же явно пренебрежительно относиться к ним.

Родителям стоит уделять время собственным интересам, находить время для отдыха. Без этого крайне сложно выстроить правильные отношения с ребенком, а ему — сложно гордиться своими родителями и ценить их.

5. Не интересуетесь его жизнью

Не зная того, чем живет ребенок, что его интересует, невозможно построить с ним доверительные отношения, которые так важны в подростковом возрасте.

Если вы попытаетесь больше узнать о том, что происходит в жизни ребенка, о его увлечениях и покажете свою осведомленность, то заслужите его расположение, вам будет о чем поговорить.

4. Постоянно критикуете

Часто родители считают, что хвалить нужно только за отличные оценки. Однако подростки нуждаются в одобрении во всех своих делах. Ребенку это придает силы двигаться дальше, помогает легче переживать неудачи.

Здоровую критику при этом никто не отменяет. Но всегда стоит сдерживать эмоции и помнить, какую цель вы при этом ставите: наказать ребенка? Выразить свое отношение к поступку? Помочь ему осознать свою неправоту? Или решить вместе с ним проблему?

3. Близко не знакомы с их друзьями

Родителям будет не лишним познакомиться с ближайшим кругом общения своих детей. Для этого бывает достаточно просто почаще приглашать их в гости на чашечку чая с пирогом.

Это не только укрепит ваши отношения, но и поможет быть спокойными за собственного ребенка. Если вас очень настораживает кто-то из друзей подростка, вы сможете деликатно обсудить это с ним. Полагаясь на ваше мнение, он и сам сделает вывод по поводу своего товарища.

2. Не проявляете к нему уважения

Конечно, порой ребенок становится виновником ситуаций, в которых сложно сохранять терпение. Но думать, что произнесенные повышенным тоном аргументы станут весомей, — заблуждение. Для него они будут означать ваш срыв и его правоту.

Если ситуация будет повторяться — подросток просто перестанет обращать на вас внимание, перестанет вас уважать. Что превратится в конце концов в замкнутый водоворот.

1. Проводите мало времени вместе

Это только на первый взгляд кажется, что подростки совсем уже большие и не нуждаются в родительском внимании и ласке. Даже если у вас совсем мало времени — пусть качество заменит количество. В будни достаточно проводить вместе по полчаса—часу, но без отвлечений на свои дела, выходные можно посвятить совместному походу, просмотру фильма или играм.

Если же совместная жизнь родителей и подростка сводится только к формальному общению, он может начать чувствовать себя ненужным, незащищенным, ощущать безнадежность, иметь слабую самооценку.

Источники:

http://www.b17.ru/article/27854/
http://top10a.ru/10-proyavlenij-netradicionnoj-orientacii-u-rebenka.html
http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/13-oshibok-roditelej-kotorye-zakryvayut-dlya-nih-put-k-serdcu-podrostka-1574065/

Ссылка на основную публикацию