Неформальные подростковые группы. Подростковые неформальные группы: индивидуально-психологические особенности подростков

Особенности общения подростка со сверстниками и взрослыми. Неформальные группы общения современных подростков

Взаимоотношения со сверстниками

Важный фактор психического развития в подростковом возрасте — общение со сверстниками. Сейчас оно становится ведущей деятельностью.

В подростковый период потребность в близких друзьях резко возрастает. Подростки стремятся освободиться от родительской опеки, заменив ее доверительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями, с которыми находятся общие интересы и с помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одиночества.

По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятся все более открытыми, причем между девочками возникает более тесный эмоциональный контакт, чем между мальчиками.

Анализ задач, стоящих перед подростками в области социальной адаптации и установления межличностных отношений, должен учитывать по крайней мере шесть важнейших потребностей молодых людей:

  • 1. Устанавливать с окружающими теплые, содержательные, приносящие удовлетворение отношения.
  • 2. Дополнять дружбу детских лет новыми знакомствами с людьми, имеющими иное воспитание, опыт и взгляды.
  • 3. Быть принятыми и признанными в социальных группах и занимать в них определенное положение.
  • 4. Переходить от дружбы и игр со сверстниками того же пола к гетеросоциальным контактам.
  • 5. Узнавать модели отношений с противоположным полом, принимать и практиковать их (что способствует развитию личности и социальной адаптации, правильному выбору партнера и впоследствии — удачному браку).
  • 6. Избирать приемлемые мужские и женские социальные роли и осваивать подобающее своему полу поведение.

В мотивах равнения подростка на сверстников отражаются жизненно важные для них проблемы:

  • — утверждение собственных возможностей;
  • — приобретение качеств взрослого через равнение на «более взрослого» товарища;
  • — стремление к дружбе, желание быть признанным и принятым;
  • — взаимоотношения с другим полом;
  • — защита собственного достоинства.

Одна из острейших проблем подростков — одиночество. Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависимые подростки преодолевают его, полагаясь на внешнюю поддержку.

Для подростков среднего возраста характерно стремление стать членами какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Подростки добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней, добиваясь успехов в чем-либо, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая в себе качества, которые нравятся окружающим, и овладевая навыками общения

Взаимоотношения с взрослыми

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка к взрослым. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

В настоящее время объединения подростков в неформальные группы участились, т. к. для многих подростков объединения в неформальные группы и асоциальный образ жизни стали своеобразной формой протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших, удовлетворением потребности в общении вне школьной системы. Количество неформальных объединений выросло и продолжает расти. Поэтому обращение к теме их влияния на формирование личности является, на наш взгляд, чрезвычайно актуальным.

Читать еще:  Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину. Психологические особенности подросткового возраста

Группа — это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определённым образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

В каждой группе формируются определённые нравы, обычаи, привычки, стереотипы поведения. Они усваиваются её членами и отличают данную группу от других. Группа через влияние на индивидов направляет их к достижению групповых целей, удовлетворяет потребность подростка в защите и безопасности. Группа выполняет также поддерживающую роль, так как вместе людям легче преодолевать «отрицательные» эмоции. В групповом общении дети получают друг от друга различную информацию, учатся формировать и отстаивать своё мнение по поводу разных явлений и событий, формируют свои представления о жизни, постигают систему социальных норм.

Потребность участия в группе особенно характерна для подростков в силу особенностей их психологии.

Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные группы можно классифицировать по трём группам:

  • 1. Просоциальные, то есть социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и другие. Они имеют, как правило, позитивную направленность;
  • 2. Асоциальные, то есть группы, стоящие в стороне от социальных проблем;
  • 3. Антисоциальные. Эти группы — самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой — часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных её представителей

Участие в неформальных группах — явление закономерное для подростков. Оно объясняется следующими моментами:

  • — переориентацией общения с родителями на ровесников, ослаблением влияния семьи;
  • — маргинальностью социального положения (уже не ребёнок, но ещё не взрослый), что способствует появлению нестабильности, неловкости, беспокойства в поведении;
  • — необходимостью удовлетворить потребности подростка в общении, защите, солидарности в поведении;
  • — переходом форм контроля от детских к взрослым;
  • — трудностями переходного возраста.

Неформальные подростковые группы. Подростковые неформальные группы: индивидуально-психологические особенности подростков

Соотношение влияния родителей и сверстников по ряду вопросов (исследование Thompson, d. N., 1985)

Выбор одежды для посещения школы

Какую одежду покупать

Когда возвращаться домой

Посещать ли вечеринку

Предпочтения в еде

Как тратить деньги

Как проводить свободное время

Какие телепередачи смотреть

Выбор материала для чтения

Советы по личным проблемам

Степень ориентации на родителей или сверстников зависит от социально-экономического статуса, от пола. Например, у юношей возникает больше разногласий с родителями, чем у девушек, однако если девушки в чем-то не согласны с родителями, как правило, это выявляется в более раннем возрасте, что является проявлением более ранней зрелости у представительниц женского пола.

Для молодежи, испытывающей сильную эмоциональную привязанность к родителям, более вероятна «родительская» ориентация, чем для тех подростков, которые враждебно относятся к своим родителям или отвергают их.

Как бы ни хотелось родителям и воспитателям, но 85% всех подростков проходят через стихийное групповое общение. В отечественной превентивной психологии выделяют три типа стихийных групп:

Просоциальные, или социально-положительные;

асоциальные (стоящие в стороне от социальных проблем, со своими узкогрупповыми ценностями);

антисоциальные, или социально-отрицательные.

К просоциальным готносятся 3/5 подростковых групп: экологические общества, культурологические и общественно-политические организации и т. п. К промежуточным досуговым группам относятся «фанаты», «рокеры», «металлисты», «брейкеры» и т. д.

Читать еще:  На кубани школьник потерялся на соревнованиях по спортивному ориентированию, его ищут вторые сутки. В лесу под горячим ключом ищут пропавшего ребенка Нашелся подросток в горячем ключе

Все эти группы – питательная среда для криминогенных групп. Основная причина их возникновения – «запретительское» отношение взрослых к молодежной моде и перестраховка. Лучший способ взаимоотношений с ними – «легализация», предоставление свободного выбора, когда они чувствуют себя свободно и независимо.

Особая группа – неформальные объединения, где объединяющий стержень:

Хиппи – полная свобода, включая секс; равноправие и терпимость; отказ от всякой регламентации.

Панки – внутренняя иерархия; ритуал «опущения»; циничное отношение к девушкам; пренебрежительное отношение к закону и уголовному кодексу; снижение ценности собственной жизни.

Хайлафисты – пропаганда «красивой жизни»; изысканные манеры; роскошный образ жизни; карьерные устремления; ограничения контактов с «серостью», «быдлом».

Предпосылки для неблагоприятной динамики групповой социальной направленности: изолированность, корпоративность, замкнутость.

Сатанизм – вопиющий вызов доминирующей в обществе системе ценностей. Часто создают ритуалы по оккультным книгам, обложкам альбомов пластинок, кинофильмам, видеофильмам и выступлениям рок-групп направления «хэви метал». Часто наблюдают или участвуют в физическом или сексуальном насилии над животными или людьми, которые оказывают как на жертв, так и на участников глубокое травмирующее воздействие, приводящее к серьезным психическим расстройствам.

Для некоторых подростков участие в подобных группах – лишь выражение обычного юношеского бунтарства. Было обнаружено, что семьи подростков-сатанистов, как правило, неблагополучны: родители склонны к насилию, семья неполная; влияние могут оказать наследственные психические заболевания, алкоголизм родителей, отсутствие любви к подростку, отвержение его или суровая критика в его адрес. Часто к культу обращается тот, кто стал в семье «козлом отпущения» или «паршивой овцой», именно они склонны идентифицировать себя со злом и искать общества других «исчадий ада».

Бритоголовые (скинхеды) – самая агрессивная группа белых расистов. Пропагандируют ненависть, фанатизм и насилие по отношению к меньшинствам. Часто бреют головы, надевают черные кожаные куртки, подтяжки, закатанные джинсы и тяжелые ботинки; делают себе татуировки и носят символы, отражающие идеи неонацизма, превосходства белой расы и расового насилия. Возраст большинства членов банд – от 16 до 19 лет, но в основном банды состоят из тинейджеров 13–14 лет, подстегивающих свою храбрость наркотиками. Они, как правило, из распавшихся семей и многие из них в детстве подвергались насилию.

Асоциальные группы, в которых среда формирует и стимулирует мотивацию антиобщественного поведения: криминогенные и преступные.

Подростковые неформальные группы: индивидуально-психологические особенности подростков

Объединение подростков в группы – это традиционное явление для детей возраста 12-16 лет. Подростковые группы разнятся своей направленностью и способом занятости. Находясь в среде единомышленников с правильной целью, подростки значительно быстрее развиваются и совершенствуют свои умения.

Говоря о подростковых группах, их разделяют на формальные и неформальные.

Формальная группа является социально признанной, организованной государственными или частными учреждениями с целью развития детей. Все подростки, вступающие в формальное объединение, имеют общие интересы и стремления, а их действия, нормы поведения, а также права и свободы обозначены в официальном уставе.

К формальным группам относят различные кружки (театральные, музыкальные, литературные и т.д), а также редакции, секции и других организации, официально утвержденных по законам государства. Большинство формальных групп подростков занимаются на базе общеобразовательных или спортивных школ, спортзалов. Организаторами официальных групп являются родители, учителя, тренеры.

Неформальные группы подростков – это организации без официального руководства и правил. Выбор места, времени занятий и руководителей зависит непосредственно от членов группы. Неформальные сообщества объединяют подростков схожих во взглядах на искусство, музыку, культуру и т.д.

А.В. Толстых подает полную классификацию подростковых групп, которая дает возможность получить наиболее содержательную информацию о типах существующих организаций.

— Общественно-политические. Не агрессивные объединения, которые мирным путем пропагандируют определенные общественно-политические взгляды.

Читать еще:  Чем отличается подростковый возраст у мальчиков и сколько длится? Когда заканчивается переходный возраст

— Радикальные. Категория общественно опасных групп, которые показывают свое несогласие агрессивным путем.

— Эколого-этические. Группы, объединенные общей целью сохранения природы, как источника здоровья.

— Группы образа жизни. Организации, создающие особый стиль жизни, имея индивидуальные музыкальные предпочтения, одежду, привычки и т.д.

— Нетрадиционно-религиозные. Группы, созданные на основе религиозных убеждений, к которым относятся различные секты, некоторые из которых могут быть социально опасными, особенно для подростков.

— Группы по интересам. Подобные организации объединяют подростков с различными хобби (филателистов, значкистов, любителей футбола, хоккея, компьютерных игр и т.д).

Общей характерной чертой формальных и не формальных организаций является групповая динамика, то есть тесное взаимодействие всех членов группы.

Процессы групповой динамики:

— руководство и лидерство в группе;

— сплоченность, групповое мнение, конфликты;

— авторитет группы для каждого ее члена (в вопросе регулирования поведения каждого участника, давления на него);

— возможность включаться в решение важных вопросов, как руководителям, так и другим членам группы.

В зависимости от структуры управления неформальных организаций, их разделяют на 2 основных типа: авторитарный (в основе формальные правила) и формальный (в основе лежат социальные роли).

Почему подростки объединяются в неформальные группы

В возрасте 12 -16 лет происходит интенсивное взросления подростка, как физическое, так и моральное. Ребенок желает стать взрослым, выразить себя, показать свою индивидуальность. Выдвигая собственные взгляды на жизнь, парни и девушки находят единомышленников, вместе с которыми чувствуют себя понятыми, не одинокими в своих мыслях и занятиях. Таким образом, появляются различные неформальные организации (субкультуры).

Распространенные виды субкультур

Эмо — объединение эмоциональных подростков, которые часто меняют смех на слезы и наоборот. Эмо носят одежду розово-черных цветов, длинную косую челку и короткие волосы. Украшениями подростков служат и смешные рисунки на одежде и эмблемы.

Готы – любители готической музыки и мрачного образа жизни. Одежда готов имеет черный цвет, а привычным местом для их собраний является кладбище. По своей натуре готы пессимисты, они отказываются от мыслей о счастливом будущем и не желают трудиться для достижения собственных целей. Именно поэтому, стоит обратиться к психологу и вывести подростка с состояния пессимизма, помочь ему посмотреть на мир глазами полными радости.

Хиппи – группа, желающая кардинально отличиться в одежде. Хиппи создают модные образы, носят различные фенечки и бусы, одним из любимых материалов называют текстиль в окраске «тай-дай». Парни хиппи отращивают длинные волосы, носят рюкзаки с вышитыми цветами и играют на гитаре.

Панки – любители ирокезов, пирсингов и татуировок. По мнению медиков, модификация собственного тела, которой предают себя панки, является травмой для психики подростка, поэтому увлечение панк движением – сигнал для родителей.

Рокеры – группа любителей рок музыки, кожаной одежды и метала. Полноценными членами группы рокеров являются мужской пол, а девушки могут присутствовать только в виде подруги участника.

Скинхеды – агрессивные бритоголовые парни, в большинстве футбольные или политические фанаты. Группа часто идет против закона, не обращая внимание на ответственность. Одежда скинхедов – выбритая голова, черная кожаная куртка, белая шнуровка на высоких черных сапогах.

Если подросток проявляет интерес к скинхедам, родители должны всерьез задуматься о его внутреннем мире, ведь озлобленность появляется не просто так. Обеспечив ребенку благоприятную атмосферу и помощь психолога, его сознание значительно изменится и он увидит светлую сторону жизни.

Подростковые группы помогают школьникам полноценно развиваться в кругу единомышленников. Очень важно, чтобы такие организации имели позитивный характер, а вот к неформальным группам отрицательного оттенка родители должны отнестись со всей осторожностью.

Источники:

http://studwood.ru/1214709/psihologiya/osobennosti_obscheniya_podrostka_sverstnikami_vzroslymi_neformalnye_gruppy_obscheniya_sovremennyh_podrostkov
http://studfiles.net/preview/2957798/page:10/
http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/podrostkovye-neformalnye-gruppy-individualno-psixologicheskie-osobennosti-podrostkov/

Ссылка на основную публикацию