«Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых. Факторы, влияющие на воспитание нравственности подростка

Факторы, влияющие на духовно-нравственное воспитание подростков

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Как уже было отмечено, данный этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности — учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта.

Определяющей особенностью общения подростков является его выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. [17; 26]

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.

Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса? Прежде всего, осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей — более половины, а свои собственные — менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации. Практика показывает, что достаточный запас нравственных знаний, накопленный опыт нравственного поведения позволяю многим подросткам правильно делать этот выбор пока только «теоретически». На практике же положение совершенно иное: правильный выбор в сложных ситуациях делает только половина подростков, в то время как мысленно принимает решение действовать правильно в подобных случаях 8-9 из 10 школьников. [9; 163]

Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что нравственные знания школьников в большинстве своем не соотнесены с практикой поведения, а накопленный моральный опыт недостаточно осмыслен. Этот разрыв обусловлен тем, что классные руководители, родители, другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки учащихся. Иногда обращается внимание подростков на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения, как правило, остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку. Еще чаще недооценивается необходимость применения достаточно развитой воли, чтобы принятое решение претворить в действие, чтобы поступить правильно в соответствии с намерением. Следовательно, эта сложнейшая сфера — осознание подростками поведения и моральный выбор в реальной действительности — требует самого пристального внимания педагогов. [11; 64]

Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка. В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII—VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения школьнике проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.

Помимо личностных факторов особенностей подросткового возраста, Е.Л. Белоусова выделила общий комплекс факторов, оказывающий особенное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков. Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов включает:

  • 1. общие факторы, в том числе
  • · уровень развития социально-экономической культуры общества,
  • · разработку и реализацию государственных программ воспитания,
  • · влияние средств массовой информации;
  • · недостаточную сформированность воспитательной политики в обществе, учитывающей современные реалии;
  • · моральную и материальную поддержку педагогов, эффективно осуществляющих нравственное воспитание подростков, влияющая на мотивацию педагогов и другие;
  • 2. частные факторы, в том числе
  • а) организационно-педагогические, а именно:
    • · организация и осуществление нравственного воспитания в учреждениях образования детей на всероссийском, региональном, городском, районном уровнях работы;
    • · преобладание «развлекательного» воспитания в учреждениях образования,
    • · недостаточная компетентность педагогов в вопросах содержания и технологий нравственного воспитания и другие;
  • б) психологические, а именно:
    • · уровень сформированности нравственных знаний, отношений, проявления нравственных качеств в поступках и поведении воспитанников,
    • · самооценка подростками наличия нравственных качеств и другие.
Читать еще:  Как похудеть за месяц в 14 лет. Диета для девочек-подростков: главные правила похудения

Соответственно, в работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач — ситуаций с нравственным содержанием.

Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то. [11; 135]

Ситуация, которую предлагает воспитатель подросткам для размышления, может быть и незаконченной. Это значит, что школьникам предстоит самим предвидеть возможный вариант ее разрешения. Таким образом, подростки приобретают умение не только анализировать и оценивать поступки других людей, но и предвидеть ход их развития и результат, что является очень важным для осмысления собственного поведения. Осознание собственного поведения проходит те же этапы, что и осознание поведения других людей: анализ, оценку, предвидение. Но если осознание поведения других влечет за собой в качестве заключительного момента оценку поступка, то заключительным моментом собственного поведения становится принятие школьником того или иного этического решения, т. е. моральный выбор.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возможности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих специфических этических бесед.

Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

В связи с логикой процесса осознания нравственных явлений и необходимостью формирования определенных навыков в осмыслении поведения, все используемые в процессе нравственного просвещения школьников ситуации можно разделить на аналитико-оценочные, ситуации предвидения поведения и ситуации морального выбора.

Аналитико-оценочные ситуации содержат в себе задачу, требующую проанализировать поведение ее участников, обстоятельства, выявить мотивы и цели поступков людей, дать им оценку. Такие ситуации способствуют формированию умения анализировать поступки людей, оценивать их и правильно разбираться вжизненных обстоятельствах.

Формированию у подростков умения осознавать свои поступки способствуют и ситуации предвидения поведения, которые, как правило, содержатся в задачах на определение результатов и возможных способов поведения. Ситуации подобного вида могут характеризоваться незаконченностью действий их участников, неразрешенностью моральных противоречий либо отсутствием данных о способе и результате такого разрешения, что особенно активизирует процесс формирования у школьников умения предвидеть поведение людей и свое собственное в определенных условиях. [30]

Не менее ценными среди методов духовно-нравственного просвещения являются и ситуации морального выбора, целью которых является формирование у младших подростков умения принимать этические решения. Характерной чертой таких ситуаций является многовариантность возможных действий. Выбор одного из этих вариантов и будет решением данной ситуации. По сравнению с указанными выше видами ситуации морального выбора являются более сложными, так как требуют от школьников умения анализировать, оценивать поступки участников ситуации, предвидеть возможные способы поведения и его результаты для того, чтобы принять правильное этическое решение. [4; 60]

Умение педагога и воспитателя вести такую работу иногда может стать решающим фактором в правильном духовно-нравственном воспитании подростков. Соответственно, задача эффективного духовно-нравственного воспитания во многом зависит от высокого профессионализма педагогов и психологов, которые работают с подростками. Это накладывает на специалистов особую ответственность, как профессиональную, так и нравственную, так как в процессе воспитания закладываются основы будущих граждан современного общества.

Читать еще:  Формы и методы профилактики игровой компьютерной зависимости. Занятие по профилактике компьютерной зависимости Тема: Интернет-зависимость. Влияние компьютера на подростка, симптомы компьютерной зависимости

Изучение теоретических источников подтвердило значимость проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в настоящее время. Исследователи разных стран отмечают, что требования современности достаточно высоки и предполагают наличие нравственных, духовных и моральных ценностей у молодых людей — будущих активных граждан. Однако состояние нынешнего воспитания этих важных черт находится на недостаточно высоком уровне. Тем более, ситуация усугубляется массовым распространением такой информации через телевидение и интернет, которая не только не способствует воспитанию нравственных ценностей, но и подменяет их другими ценностями, в первую очередь, материальными.

Преодоление названных противоречий обусловливает работу психологов и педагогов в изучении социально-педагогических условий организации духовно-нравственного воспитания подростков в системе образования с учетом особой специфики психолого-педагогического духовно-нравственного воспитания подростков.

Данная специфика состоит в том, что эта важная сторона воспитательного процесса приходится на трудный переломный период трансформации детской психики, то есть, дополнительно усложняется. В период взросления подросток пытается осознать свое место в жизни, переосмыслить через свое понимание то, чему его научили в младшем возрасте. Большое значение для подростка приобретает мнение сверстников. Именно поэтому в этот период важна роль умного и душевного педагога, который в общении с подростком сумеет обсудить с ним важные стороны социальной жизни и взаимоотношений людей в обществе. Исследователи подчеркивают значение равноправного общения, обсуждения проблем, а не нравоучения и обычного донесения информации. Кроме того, существует и ряд факторов, которые влияют на процесс духовно-нравственного воспитания.

Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов, включает, по мнению исследователей, как общие факторы социально-экономического состояния всего общества, а также частные факторы, к которым относятся организационно-педагогические и психологические. Суммарное воздействие данных факторов формирует уровень духовно-нравственного воспитания подростков.

Соответственно, актуально было исследовать уровни духовно-нравственного воспитания современных подростков в Молдове и возможности повышения данного уровня.

Нравственное воспитание подростков

Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?

В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни.

Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.

Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние.

Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим».

Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным.

Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям.

Нравственное воспитание в педагогике

Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами. Задачи нравственного воспитания подростков:

  • Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
  • Формирование позиции личности и нравственных чувств;
  • Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.

Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.

Читать еще:  Суицидальные проявления среди несовершеннолетних, профилактика. Профилактика суицидального поведения среди подростков

Видео с YouTube по теме статьи:

Факторы, влияющие на нравственное воспитание школьников

И родители, и учителя в равной степени озабочены нравственным воспитанием следующего поколения. Жизнь молодежи устроена так, что нравственность, кажется, не является приоритетом. Родители обеспокоены тем, что у их детей нет такого чувства уважения и сильных этических принципов, как в их годы, а учителей заботит, что ученики не воспринимают списывание как проблему и не сравнивают себя с одноклассниками. Чрезвычайно важно перечислить факторы, влияющие на нравственное воспитание школьников.

Влияние родителей на нравственное воспитание

Родители имеют огромное влияние на жизнь ребенка. Дети узнают, что хорошо, а что плохо, от своих родителей. Интересно, что наказание за непослушание создает только часть моральных суждений детей. На самом деле дети учатся на примерах, и атмосфера в доме, где они живут, сформирует их систему принятия нравственных решений.

Когда дети получают опыт общения в доме, где они чувствуют себя в безопасности и комфорте, и где нет места злости и жестокости, они развивают сильное чувство собственного достоинства, которое становится их нравственной основой. Если они встречают проявления насилия, которые препятствуют их нормальному образу жизни, то они на уровне инстинктов понимают, что это неправильно. Родители, которые уделяют время обсуждению основ своих моральных принципов и требуют от ребенка соответствия этим принципам, обычно более успешно справляются с поддержанием такого уровня нравственного развития и у своих детей.

Влияние образцов для подражания на нравственное воспитание

Помимо родителей, учителей и других примеров для подражания, школы также играют ключевую роль в формировании нравственного облика следующего поколения. Школа придает особую ценность таким понятиям, как честность, порядочность и сочувствие, а учителя, которые сами проявляют данные качества, будут развивать их у окружающих. Как говорил Авраам Линкольн: «То, что делаешь, звучит громче того, что ты говоришь». Непоследовательность и лицемерие со стороны учителей и родителей может нанести реальный вред нравственному развитию ребенка. Некоторые модели поведения могут навредить ребенку неосознанно. Среда обитания создает прямую, но не всегда точную связь между детьми и их примерами для подражания. Часто образец для подражания разговаривает или ведет себя неподобающим образом, но ребенок может воспринимать эти слова и действия как приемлемые, просто потому что их позволяет себе тот, на кого он ориентируется. Детям необходима помощь в выборе подходящего образца для подражания.

Социальное взаимодействие

Чтобы развиться в полноценного взрослого человека, детям необходимы различные виды социального взаимодействия: общение с другими взрослыми, членами семьи, сверстниками, а также детьми других возрастов. Каждый вид общения усилит или ослабит сформировавшиеся представления ребенка о том, что допустимо с точки зрения нравственности. Многие дети хотят испытывать чувство сопричастности и быстро обучаются общественному договору, что поможет им стать членами общества. Для общения с другими людьми дети методом проб и ошибок учатся совершать нужные поступки в определенный момент. Необходимо помнить, что необходимо время для полноценного развития нравственного облика.

Нравственное воспитание школьников. Какова его роль?

Нравственное воспитание детей традиционно начинается дома в семье, затем продолжается в стенах детского сада и школы. Например, еще в дошкольном возрасте дети учатся быть благодарными, говоря «спасибо» в случаях, когда люди что-то им дают.

Уверенность в себе

Одной из миссий игр, направленных на нравственное воспитание школьников, является формирование в детях уверенности в себе. Например, учителя имеют возможность провести занятия, которые помогут указать школьникам на их сильные стороны, и как эти качества могут поспособствовать им стать успешными в жизни.

Уважение к другим людям

Дети должны научиться уважать других. Например, когда преподаватель делает замечание ученику, который громко разговаривает в то время, пока другой ученик дает устный ответ, это влияет на характер непослушного учащегося.

Умение брать на себя ответственность

Нравственное воспитание школьников также происходит, когда педагоги детей учат брать на себя ответственность за свои поступки и признавать свои ошибки. Если ребенок толкает своего одноклассника, сидящего рядом, преподаватель обязан подчеркнуть то, что такие действия не правильны, и провинившийся обязан признать свою ошибку и принести извинения.

Великодушие

Нравственное воспитание школьников также подразумевает под собой взращивание у детей такой черты, как великодушие. Например, если у кого-то из учащихся сгорит дом, было бы правильным для одноклассников собрать деньги или пожертвовать свои вещи, чтобы помочь ему и его семье.

Некоторые соображения

Сами учителя могут вдохновить детей стремиться жить сплоченно и бескорыстно в классном коллективе. Педагоги могут стать примером и поспособствовать нравственному воспитанию школьников, посредством своего поведения. Например, учитель может выделить дополнительное время после занятий отстающим ученикам, вместо того, чтобы им прибегать к помощи репетиторов. Так он покажет, что заботится о своих учениках.

Источники:

http://studwood.ru/1072755/pedagogika/faktory_vliyayuschie_duhovno_nravstvennoe_vospitanie_podrostkov
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6646-nravstvennoe-vospitanie-podrostkov.php
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6847-faktory-vlijajuschie-na-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию