Памятка родителям по профилактике аддиктивного поведения подростков. Основные направления психологического консультирования несовершеннолетних аддиктов. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности

Содержание

Тема 12. Аддиктивное поведение несовершеннолетних и его социально-педагогическая профилактика

Основные этапы формирования, причины и факторы аддиктивного поведения. Роль семьи в формировании аддиктивного поведения. Характеристика созависимого поведения.

Химическая зависимость, общая характеристика. Понятия
психической и физической зависимости. Мотивация первичного
употребления алкоголя и наркотических веществ.

Нарушения пищевого поведения. Нервная анорексия: стадии
развития, диагностические критерии. Нервная булимия.

Сверхценные психологические и патопсихологические увлечения.
Трудоголизм, гемблинг, паранойя здоровья и фанатизм. Их характеристика. Компьютерная зависимость, интернет-зависимость в детской и подростковой среде. Расстройства влечений.

Помощь клиентам с зависимостями и их родственникам. Основные принципы работы с зависимыми. Особенности социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.

Групповые формы работы в профилактике зависимостей. Программа комплексной реабилитации зависимых и членов их семей.

Аддиктивное поведение (addiction – склонность) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Характеризуется эмоциональными изменениями: установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью. При формировании аддиктивного поведения происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты. Лица с аддиктивным поведением стараются реализовать свое стремление к интимности искусственным образом.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Подобный способ закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

— психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества);

— активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.);

— люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет несколько форм:

o химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);

o нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

o гемблинг — игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

o религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования.

Основными критериями зависимого поведения принято считать следующие:

— Созерцательное, пассивное взаимоотношение с действительностью, поверхностное восприятие происходящего только на основе внешних признаков. Игнорирование сути явлений, цели поступков.

— Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

— Стремление говорить неправду и уходить от ответственности в принятии решений.

— Предпочтение искусственной реальности, замена ею всех других ценностей, событий, явлений жизни, которые игнорируются. Использование бегства в искусственную реальность как основного метода решения проблем.

— Тревожность и агрессивность.

— Безуспешные попытки сократить пребывание в искусственной реальности, сопровождающееся чувством вины.

— Стереотипность, повторяемость поведения.

— «Туннельное» восприятие жизни, определенная узость и избирательность. Поглощение зависимостью всех сил, всей информации от жизни, что приводит к невозможности делать нечто, не связанное с зависимостью, полным устранением из действительности.

— Распад прежних отношений и связей, их агрессивное восприятие как «врагов», скрытность, лживость. Смена значимого окружения на новое, взаимодействие с которым осуществляется только для обеспечения выхода в искусственную реальность.

Факторы риска формирования предрасположенности к аддиктивному поведению:

Демографические факторы: возраст, пол, национальность, раса, образование, занятость, доход семьи.

Макросоциальные факторы: терпимость общества к психоактивным веществам; общественные дисфункции (например, преступность, связанная с наркотиками, высокий уровень их потребления); уровень общественной поддержки борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами.

Социальные факторы: доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков.

Психосоциальные факторы: семейные нарушения и дисфункции; семейное злоупотребление психоактивными веществами и нарушения эмоциональных взаимоотношений родителей; уровень поддержки положительных школьных установок; дисфункции школьной среды.

Психологические факторы: тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и их переживание, выработка гедонических установок, страх причинить себе реальный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению.

Биологические и генетические факторы: степень изначальной толерантности (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость), соматические заболевания, задержка психического развития, органические поражения мозга, гиперактивность и дефицит внимания, поиск новых ощущений, чувствительность к боли, алкоголизм у родителей и родственников.

Зависимое поведение полифункционально, по мере развития зависимого поведения доминирующая функция меняется. Функции зависимого поведения:

Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).

Гедоническая функция (получение удовольствия).

Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в повелении).

Компенсаторная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).

Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности).

Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики).

Анестетическая функция (избегание боли).

Разные психоактивные вещества оказывают различное влияние на человека, кроме того, каждый человек воспринимает их индивидуально, но какие-то специфические функции психоактивных веществ определяют их выбор конкретным человеком.

Профилактика зависимого поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, в частности, с подростками.

Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса.

Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору. Программа помощи и поддержкиподростков с аддиктивным поведением включает следующие мероприятия:

1. Групповые формы работы, которые открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации; обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив.

2. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий — от групповых тренингов до интересной, предметной деятельности, профессионально ориентирующей, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей контакты подростка с другими детьми и социумом.

3. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.

Профилактическая работа социального педагога осуществляется по следующим направлениям:

1. Изучение и выявление причин аддиктивного поведения детей и подростков.

2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.

3. Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.

4. Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков

Традиционно главным институтом воспитания и социализации личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Однако сегодня в условиях социально нестабильного общества мы наблюдаем, как семейные ценности все больше теряют свою значимость, снижается воспитательный потенциал семьи, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка. Девиантное поведение детей и подростков, употребление молодежью психоактивных веществ является сейчас серьезной проблемой семьи, образовательных учреждений, общества в целом.

Читать еще:  «Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых. Факторы, влияющие на воспитание нравственности подростка

Предварительный просмотр:

Семейная профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних

Традиционно главным институтом воспитания и социализации личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Однако сегодня в условиях социально нестабильного общества мы наблюдаем, как семейные ценности все больше теряют свою значимость, снижается воспитательный потенциал семьи, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка. Девиантное поведение детей и подростков, употребление молодежью психоактивных веществ является сейчас серьезной проблемой семьи, образовательных учреждений, общества в целом.

Можно выделить ряд социально-психологических факторов, провоцирующих аддиктивное поведение подростков в семье:

  • нарушение семейной системы (развод родителей, неполная семья, вновь созданные семьи, появление сводных братьев, сестер и т. п.)
  • нарушенные стили воспитания в семье (авторитарность, жестокое обращение с ребенком в семье, гиперопека, непоследовательность в воспитании, отсутствие понимания между родителями, попустительство и безнадзорность, отсутствие духовности, нравственных ценностей в семье)
  • чрезмерная занятость родителей, отсутствие эмоциональной близости, общности интересов и контакта с детьми, автономность проживания детей и родителей
  • малообеспеченная семья, проживающая в плохих социально-бытовых условиях, либо семья с высоким материальным достатком и неконтролируемым доступом подростка к материальным средствам
  • дисфункциональная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой (соперничество между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствие сотрудничества и эмоциональной связи между родителями и детьми, постоянная атмосфера напряженности, неприязнь, взаимное перекладывание вины)
  • аморальная семья (правонарушения, совершаемые родителями, злоупотребление алкоголем, наркотиками, развратное поведение родителей)
  • криминогенная семья (преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям «нормы» антиобщественного поведения)

Надо отметить, что даже вполне благополучные семьи обладают различным профилактическим потенциалом и по-разному справляются со своими защитными функциями в процессе приобщения подростка к психоактивным веществам.

Вряд ли найдется родитель, который захочет, чтобы его ребенок употреблял алкоголь, наркотики, курил. Но как уберечь сына или дочь от наркологических проблем? Универсального рецепта, к сожалению, не существует. Но некоторые общие советы дать можно.

Известно, что алкоголизм и наркомания по наследству не передаются. Передается лишь предрасположенность, так как глубина проблемы состоит еще и в том, что алкоголизм родителей является причиной различных отклонений в умственном и физическом развитии детей. Кроме того, ребенок, живущий в условиях семейного алкоголизма, испытывает постоянный стресс, недостаток положительных эмоций и переживаний, чувствует себя незащищенным. Подобная психотравмирующая ситуация является дополнительным фактором риска формирования аддиктивного поведения.

Ситуации, в которых родители допускают употребление алкоголя, служат детям примером для подражания. Недаром, русская народная пословица гласит, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Следовательно, задача родителей при распитии спиртных напитков вести себя достойно, не злоупотреблять, делать акцент на общении, а не на алкоголе.

Как и что рассказать ребенку о ПАВ

Не держите ребенка в информационном вакууме – он заполнит его из других источников (улица, сверстники, Интернет и т.д.), и не факт, что они будут достоверными и адекватными. Постарайтесь дать ребенку правильное представление о медицинских, социальных и правовых последствиях употребления ПАВ.

Поводом для начала разговора могут послужить ситуации из жизни знакомых людей, фильм, в котором затрагивалась тема наркомании, алкоголизма или статья в газете. Основной акцент обсуждения лучше сделать на том, как употребление ПАВ может отразиться на значимых для подростка ценностях, причем беседу не нужно превращать в монолог родителя. Самое разумное — это организовать обмен мнениями, в ходе которого родители тактично могут повлиять на взгляды подростка. Не нужно заострять внимание ребенка на эйфорическом эффекте, вызываемым различными одурманивающими веществами, а также технологии их приготовления и применения. Ошибочно угрожать подростку наказаниями в случае возможной пробы ПАВ, иначе такая угроза сама по себе может стать провокацией. Не стоит даже из лучших побуждений стремиться запугать ребенка, преувеличивая опасность употребления ПАВ, так как это может вызвать у подростка недоверие к сведениям, получаемым от взрослых.

Живите не рядом, а вместе с ребенком

Семейная профилактика должна заключаться не только в беседах об опасности одурманивающих веществ. Намного важнее сформировать у ребенка жизненно важные навыки (умение конструктивно общаться, адекватно вести себя в стрессовой ситуации, умение говорить «нет», противостоять психологическому давлению и т.п.), дающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности, не прибегая к ПАВ.

Поощряйте подростка в его интересе к любой деятельности – общественной, спортивной, творческой. Не препятствуйте, когда дети начинают пробовать множество кружков и секций, не задерживаясь надолго ни в одном из них. Это нормально, таким образом они примеряют на себя различные виды деятельности, набираются опыта и самореализуются.

Всегда показывайте ребенку, что вы его любите – словами, объятиями, улыбкой, поощрением. Воспитывайте в нем самоуважение и осознание собственной ценности, значимости для родных и близких. Старайтесь как можно больше интересоваться делами и жизнью ребенка, выстраивайте доверительные отношения.

Доверяй, но проверяй

Адекватный родительский надзор является хорошим сдерживающим фактором употребления ПАВ. Если подросток будет знать, что его проверят, то он лишний раз подумает, прежде чем пробовать алкоголь, табак, наркотики. Каждому родителю необходимо знать круг общения своего ребенка, поэтому постарайтесь познакомиться с друзьями вашего сына или дочери. Помните, что запрет на общение можно использовать лишь в самых крайних ситуациях, когда у вас не остается сомнения в том, что влияние этого человека опасно для вашего ребенка.

Даже следуя всем этим рекомендациям, нельзя исключить возможность пробы подростком психоактивных веществ. В этой ситуации надо четко представлять, что проблема, с которой столкнулась семья, достаточно серьезная, чтобы рассчитывать лишь на собственные силы. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалистам, тем больше шансов помочь подростку избежать медико-социальных последствий употребления ПАВ.

Предварительный просмотр:

Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, социально-экономическая группа причин делится на причины глобального характера и традиционного характера – влияние на подростков социальной среды и причины индивидуально-психологического характера.

Под влиянием аддиктивности происходит деградация личностио бучающегося, которая включает в себя эмоциональные расстройства (ослабление и исчезновение тонких и сложных эмоций, эмоциональная неустойчивость), расстройства интеллектуальной сферы (снижение сообразительности, неспособность сосредоточиться, ухудшение памяти и мышления), а также волевую деградацию (неспособность сделать над собою усилие, истощаемость намерений и побуждений).

Одним из главных методов в борьбе с аддиктивностью является профилактика, которая определяется как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медикосанитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья .

Выделяют первичную профилактику, которая направлена на предотвращение употребления психоактивных веществ; вторичную, направленную на выявление подростков, начавших употреблять психоактивные вещества.

Классному руководителю чаще всего приходится решать задачи первичной профилактики.

Профилактика аддиктивности проводится по следующим направлениям: психологическое, педагогическое, санитарно-гигиеническое, медико-социальное, здравоохранительное, административно-правовое, экономическое.

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

Организацию профилактики аддиктивного поведения классному руководителю нужно рассматривать не как отдельное направление, а комплексно, как элемент единой системы учебно-воспитательного процесса.

Читать еще:  Подростки: трудный возраст. Как помочь своему ребенку в переходный период? Родителей и учителей пугает подростковый возраст

Технология организации профилактики аддиктивного поведения классным руководителем включает в себя: цели (определение целей (почему и для чего?) должно содействовать отбору и построению содержания (что?); организацию процесса , методы и средства ; мотивацию участников (специалистов, детей и родителей (зачем?), непрерывное повышение квалификации специалистов ; методы оценки достигаемых результатов .

Профилактика аддиктивного поведения как технологический процесс должна удовлетворять следующим принципам.

1. Научность и современность предполагает обязательность внедрения в практику работы научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений, новых методов и подходов к решению проблемы формирования независимого поведения. Это способствует преодолению инертности в организации профилактической работы, в частности, и воспитательного процесса в целом. Профилактические мероприятия, проводимые классным руководителем, могут способствовать формированию отрицательного отношения подростков к употреблению алкоголя, табака и психоактивных веществ.

2. Системность как принцип организации профилактики предполагает работу со всеми субъектами (учащиеся, учителя, родители, общественность), основанную на взаимодействии учреждений и ведомств, занимающихся профилактической работой, при этом четко разграничивая выполняемые функции (организация профилактик зависимого поведения среди детей и молодежи в рамках социально-педагогических комплексов).

З. Оптимизация как достижение целей с минимальными затратами времени и сил субъектов процесса профилактики с учетом эффективности работы. Необходимо четко планировать профилактическую работу, включая в содержание необходимое и достаточное (технологический стандарт).

4. Дифференцированность, во-первых, по возрасту (учащиеся – младшей школьный возраст, младший и старший подростковый возраст и юношеский возраст) и по категории субъектов (учащиеся, родители, учителя, общественность); во-вторых, по степени вовлеченности, например, в наркогенную ситуацию (дети и подростки «группы риска», имеющие опыт употребления наркотических веществ, прошедших курс лечения от зависимости, группа детей и подростков, не вовлеченных в наркогенную ситуацию).

5. Воспроизводимость процесса и результатов профилактической работы или стремление к достижению аналогичных результатов при условии использования определенной программы и относительном постоянстве факторов.

6. Качественная оценка результатов профилактической работы, в частности и воспитательной работы в целом. В практической деятельности анализ достигнутых результатов замещается отчетом о выполненной работе.

Анализ работы тесно связан с планированием процесса профилактики формирования зависимого поведения и должен включать в себя: обоснование подхода, программы, методов проведения профилактической работы, выполнение целей и задач исследования, подтверждение или опровержение гипотезы, описание методов и методик исследования результатов профилактической работы в соответствии с поставленными целями, представление и интерпретация результатов, заключение об эффективности реализуемого подхода, профилактической программы, соответствие полученных результатов целям профилактической работы, рекомендации по повышению эффективности организации профилактической работы, если есть необходимость – обоснование изменения подхода, программы, методов проведения профилактики [1].

Профилактика включает: диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ, выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя, проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.

Профилактическая работа классного руководителя может включать в себя три компонента.

1. Образовательный компонент – дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость, научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ, формировать у подростков развитую концепцию самопознания.

2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного климата в коллективе, оказание психологической поддержки ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни, формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

Классному руководителю в работе по профилактике аддиктивного поведения подростков целесообразно использовать следующие методы: групповая работа, тренинг поведения, когнитивная модификация и терапия, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры.

Рассмотренные профилактические меры, реализуемые классным руководителем, могут способствовать формированию отрицательного отношения подростков к употреблению алкоголя, табака и психоактивных веществ. Нам видится новый приоритетный путь профилактики – мы предлагаем обучать подростков конструктивному взаимодействию с окружающими людьми. Это поможет молодым людям самореализоваться в жизни.

Основные направления и перспективы ранней профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Худяков А.В., Ульянов И.В.,

Текст научной работы на тему «Основные направления и перспективы ранней профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

А.В. Худяков, И.В.Ульянов

Ивановская государственная медицинская академия

На протяжении 90-х годов в России отмечается неуклонный рост наркологической патологии среди подростков. В период с 1992 по 1996 гг. число больных наркоманиями среди несовершеннолетних возросло в 3,9 раза, а число потребителей — в 2,9 раза (4). Эта тенденция отмечается в разных регионах. Так, в г.Чебоксары заболеваемость, связанная с употреблением наркотических веществ, в 1997 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась более чем в два раза и составила 15,1 на 1000, а число лиц, доставленных с подозрением на наркотическое опьянение, в 1996 г. по сравнению с 1995 г. выросло на 587% (3). По данным наркологической службы Ивановской области, количество подростков, состоящих под наблюдением в связи с употреблением наркотических веществ, в 1999 г. по сравнению с предыдущим периодом увеличилось в 1,8 раза. Следует учитывать, что статистические данные системы здравоохранения отражают лишь верхнюю часть “наркологического айсберга”. В связи с этим не приходится сомневаться в перспективности и приоритетности именно профилактического направления в медицине. В вопросах, касающихся злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), это особенно актуально, поскольку имевшие место ранее программы профилактики оказались неэффективными, а разработка новых на государственном уровне весьма затруднительна в силу сложившейся экономической ситуации. Именно поэтому свои усилия мы направили на поиск адекватных способов воздействия, по возможности учитывая глубинные причины аддиктивного поведения (АП) детей и подростков. Данные, полученные нами в ходе проводимого на протяжении почти 10 лет исследования, позволяют говорить о том, что не менее 60% юношей-старшеклассников и 40% девушек злоупотребляют ПАВ. При этом возраст приобщения к курению приходится в основном на 11-14 лет, а первая проба алкогольных напитков — в возрасте до 14 лет (в том числе треть опрошенных указывают на возраст до 11 лет). Употребление токсических и наркотических веществ

(в основном — курение конопли) отмечает 7% школьников в возрасте 12-16 лет.

При психологическом обследовании у таких подростков выявлялось повышение уровней невротизации и психопатизации (тест УНП), при тестировании по методике Смишека отмечалось преобладание у юношей гипертимной акцентуации, а у девушек — экзальтированной и эмотивной. Невозможность осознать свои эмоции и чувства, проводить различия между ощущениями и чувствами, бедность фантазии, неспособность создания индивидуальных символов поведения, характеризуют состояние алекситимии, которое отмечается приблизительно у половины подростков, злоупотребляющих ПАВ.

Для них также оказалась характерной искаженная самооценка (использовался модифицированный тест Дембо-Рубинштейн): она была либо заниженной по позиции “какой я есть” и чрезмерно завышена по позициям “каким я намерен стать”, “каким меня считают окружающие”, “каким я стараюсь казаться в глазах окружающих”, либо завышена по всем позициям. В числе первых недовольных своим характером оказалось заметно меньше (3%), чем среди вторых (20%), не высказали они беспокойства и в связи со снижением школьной успеваемости. Это отражает внутреннюю неудовлетворенность собой, внутриличностный конфликт, неумение или нежелание получать обратную связь от окружающих, стремление использовать психологическую защиту (в частности, в виде отрицания и вытеснения) с ориентировкой на создание имиджа внешнего благополучия.

Аналогичного мнения придерживается

B.Segal, характеризуя лиц с АП наличием скрытого комплекса неполноценности, сочетающегося с внешне проявляемым превосходством (цит. по 6). Характерно, что эти подростки отмечали на шкале самооценки по критерию “честность” желание в дальнейшем снизить у себя это качество. При уточнении оказалось, что под честностью они понимают прежде всего откровенность. Это свидетельствует о напряженности межличностных отношений, которая подтверждается большей, чем в контрольной группе, неудовлетворенностью взаимоотношениями с окружающими, в первую очередь с теми, кто предъявляет им определенные требования (ответственность, послушание и т.п.) — чаще это бывают учителя, а из членов семьи — отцы и старшие братья. Теряются доверительность и эмоциональная значимость общения с членами семьи, а наиболее близкие и эмоционально значимые отношения устанавливаются со сверстниками и/или половыми партнерами, которые в начале 90-х годов регистрировались у каждого четвертого-пятого (9), а в настоящее время —

Читать еще:  Причины подростковой агрессии и как ее преодолеть. Почему отмечается агрессивное поведение подростков

почти у половины подростков, злоупотребляющих ПАВ. Ухудшаются также и традиционно доверительные отношения с матерью, ее роль начинает играть старшая сестра, но на протяжении последних двух лет отмечается снижение и ее рейтинга.

Выявлены также изменения иерархии личностных качеств, при этом акцент с моральных и интеллектуальных переходит на волевые качества и физическую силу, что характерно для подростков из криминальных групп (8). Наше исследование показало высокую степень совпадения делинквентного и аддиктивного поведения, которое в этих случаях носило более выраженный характер и предшествовало первому.

Таким образом, истоки аддиктивного поведения лежат в личностных особенностях и, в частности, в иерархии жизненных ценностей и потребностей, а также в несоответствии образа достижения (и его несформированности) и используемых методов. Поэтому разработка мероприятий по ранней профилактике аддиктивного поведения должна основываться на работе с личностью, ее коррекцией.

За последние годы разработаны десятки программ, направленных на раннюю профилактику. К сожалению, оценить их эффективность в масштабах страны или даже отдельного региона достаточно сложно, поскольку в них задействованы далеко не все подростки, а общий вал наркотизации перекрывает усилия исследователей. Поэтому требуются лонгитудные исследования, позволяющие оценить их эффективность в конкретных группах.

Особенно следует отметить сложность внедрения зарубежных программ на российскую почву. Да и программы, разработанные для одних регионов России, не всегда могут быть скопированы в других не только из-за разных социально-экономических условий и неодинаковой распространенности употребления ПАВ, не связанной в последние годы с регионами культивирования и транспортировки (4), но вследствие различий психологического плана. Так, отмечено значительное расхождение ведущих жизненных ценностей у подростков Ярославля и Москвы (1). В числе трех ведущих ценностей совпала только “счастливая семейная жизнь” (у москвичей — на первом месте, у ярославцев — на втором), в то время как “интересная работа”, особо значимая для ярославцев, москвичами отнесена на восьмое место. “Свобода, независимость в поступках и действиях”, которыми так дорожит молодежь в Москве, в Ярославле оказалась на десятом месте.

По мнению В.М.Ялтонского и Н.А.Сироты (9), существующие модели профилактики акцентируют свое внимание на нескольких направлениях. Информационное направление основано

на той точке зрения, что употребление ПАВ связано с недостатком знаний об их вреде (классическим представителем является движение сторонников Г.А.Шичко). Наш опыт и данные литературы (2) свидетельствуют, что противодействует его эффективности скептическое отношение молодежи к “лобовой атаке” на алкоголь и наркотики, а также их установка на то, что “со мной этого не случится”. Повышение резистентности к социальному давлению представляется более перспективным направлением, особенно если учесть высокую роль субмиссивных мотивов в приобщении подростков к ПАВ. Здесь используется преимущественно метод поведенческой психотерапии. Переключение на полезную, альтернативную ПАВ, деятельность может быть тоже эффективным направлением, если оно не исчерпывается исключительно попытками организации досуга, ориентированного на потребление. Известно, что молодежные дискотеки вместо отвлечения молодежи от наркотиков стали одним из мест их распространения. В последние годы приоритет отдается интегративным направлениям, включающим в себя информирование, работу с личностью и воздействие на социальное окружение (5; 6). Основное воздействие направлено на учащихся, педагогический коллектив и семью. Ведущим методом профилактического воздействия является психологический тренинг, имеющий весьма жесткий алгоритм, с акцентом на игровых техниках (7). Вместе с тем такой подход требует достаточно строгого отбора участников.

Предлагаемый нами вариант психологического тренинга отличается большей гибкостью и приспособленностью под запросы конкретной группы, что позволяет работать с разными коллективами подростков. В его основе лежит проблемно-центрированный подход. На начальном этапе, как правило, участниками выносятся на обсуждение проблемы взаимоотношений с учителями. В дальнейшем актуализируются внут-риличностные конфликты, в процессе проработки которых группа выходит на обсуждение АП. При этом рассмотрение проблем, связанных со злоупотреблением ПАВ, не навязывается планом тренинга, а исходит из потребностей самих подростков. В процессе работы используются принципы гештальттерапии, позитивной и когнитивной психотерапии. Психологические игры включаются в работу по мере необходимости. Преимущественно применяются упражнения, используемые в гештальте, такие как “скульптура”, “усиление действий и эмоций”, “выявление различных частей личности”, “невербальное взаимодействие” и др. Находят свое место также арт-терапевтические приемы, такие, как рисунок проблемы, “наш дом” (в котором живет группа), изображение себя на разных этапах тренинга.

Особое внимание уделяется осознанию эмоций, испытываемых участниками, что особенно важно с учетом распространенности среди них феномена алекситимии. Оценить эффективность тренинга нам позволяют поведенческие изменения, повышенный интерес к самопознанию, проявлявшийся в активизации желания пройти тестовые исследования, появление установок на отказ от аддиктивного поведения.

Вместе с тем эти изменения часто остаются незамеченными учителями, поскольку не всегда совпадают с их ожиданиями от результатов психокоррекционной работы, главным из которых является послушание учеников. При этом развитие личности, происходящее в процессе тренинга, нередко вступает в противоречие с авторитарным стилем поведения педагогов.

В связи с изложенным, учитывая, что наибольшее напряжение возникает в жесткой субъект-объектной иерархической системе учитель-ученик, представляется актуальным ведение аналогичной психологической работы с педагогическим коллективом. Такая работа нами проводится с использованием разных психотерапевтических методов: балинтовских групп, трансперсональных методик, групп личностного роста. Разработан также цикл усовершенствования для школьных психологов и социальных педагогов, посвященный девиантному поведению детей и подростков. Опыт этой работы будет обобщен.

1. Басов А.В. История и современное состояние изучения психологии здоровья человека. — Ярославль, 2000.— 120 с.

2. Баушева И.Л., Кошкина Е.А., Пароян И.Д. К вопросу о потребностях в информации о здоровом образе жизни школьников, их родителей и педагогов // Приложение к ежеквартальному бюллетеню ЮНЕСКО “Наркостоп“, 1998. — Вып. 1-2. — С. 1-2.

3. Булыгина И.Е., Цетлина М.Г. Потребление психоактивных веществ учащейся молодежью г.Чебоксары // Вопросы наркологии. — 1998. — №1. — С. 66-68.

4. Драган Г.Н. Наркомании среди несовершеннолетних в России: Ситуация, тенденции противодействие // Вопросы наркологии. — 1997. — №2. — С. 76-83.

5. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков: Практ. пос. // Тематическое приложение № 1 к “Журналу практического психолога”.— М.-СПб., 1996.— 47 с.

6. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практ. руководство.— М.: “МЕДпресс”, 1999.— 592 с.

7. Наркомания: Программа профилактики среди подростков и молодежи./ Разработчики: Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский, О.В.Зыков, А.В.Терентьева, И.Л.Баушева.— М., 1998.— 81 с.

8. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: (Криминальная субкультура).— Тверь: Изд-во “Приз”, 1994.— 320 с.

9. Социально-психологические основы профилактики аддиктивного поведения у подростков: Рекомендации для специалистов, занимающихся вопросами психопрофилактики у подростков / Составитель А.В.Худяков.— Иваново, 1993.— 17 с.

10. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Анализ современных подходов к профилактике употребления наркотиков // Вопросы наркологии. — 1996. — №3. —

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИХ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ,

И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Начальник ГЦПД МВД России Н.И.Мягких,

главный специалист-психолог ГЦПД МВД России И.В.Колос, зам. начальника ГЦПД МВД России

Актуальность разработки комплекса психопрофилактических и реабилитационных мер, направленных на сохранение психического здоровья сотрудников органов внутренних дел, оперативно-служебная деятельность которых непосредственно связана с несением службы в экстремальных условиях, а также членов их семей, обусловлена медицинской, социальной и экономической значимостью проблемы. Специфика служебной деятельности в очагах техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов и локальных войн предъявляет высокие требования не только к профессиональной подготовленности сотрудников, но и к их личностным качествам, эмоционально-волевой устойчивости, характеру поведения, особенностям реагирования в экстремальной ситуации, физическому и психическому здоровью.

Следует отметить, что сотрудники органов внутренних дел при поступлении на службу проходят тщательный медицинский и профессиональный психологический отбор. Казалось бы, заболеваемость у них также должна быть ниже,

Источники:

http://lektsii.org/3-133684.html
http://nsportal.ru/user/166498/page/profilaktika-addiktivnogo-povedeniya-detey-i-podrostkov
http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-i-perspektivy-ranney-profilaktiki-addiktivnogo-povedeniya-u-detey-i-podrostkov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector