Педагогическая работа с детьми и подростками. Подковко Е.Н., Селезнёва Н.Г. Социально-педагогические условия организации деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Актуальность нашего исследования обусловлена увеличением числа подростков — девиантов, ростом детской делинквентности, как следствия такого поведения, а также недостатком сформированных институтов по воспитанию подростков с отклонениями от общепризнанных мерок. На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. В подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера, ведущим для подростка становится общение, но это и возраст когда вероятнее всего могут возникнуть различные девиации. Девиантное поведение, которое понимается как нарушение социальных норм, приобрело массовый характер и привлекает внимание медиков, социологов и работников правоохранительных органов.

Анализ литературы (Кон И.С., Личко А.Е., Беличева С.А, Буянова М.И., Львова М.В., Дубровина И.В. и других исследователей) показал, что в последние годы интерес к данной проблеме значительно возрос, поэтому возрастает необходимость более тщательного исследования данной проблемы и поиска эффективных мер ее предупреждения и коррекции.

Рассмотрев подходы ученых к определению понятия «д e ви a нтное поведение» мы пришли к выводу о том, что однозначной позиции не существует: его определяют как поступок, действия человека и без своевременной педагогической помощи может привести к дальнейшему закреплению различных форм д e ви a нтного поведения (С.А. Беличева, И.А. Невский, Н.Е. Щуркова); это негативная реакция на неудовлетворенность ребенка связями с окружающей средой (А.С. Белкин); оно характеризуется наличием сленга, символики и т.п. (Ю.А. Клейберг).

Анализ литературы показал, что девиантное поведение представителями различных наук трактуется как нарушение социальных норм. В своей работе мы взяли за основу определение, которое дает И.С. Кон: «девиантное поведение — система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы [5]».

Причины и факторы появления д e ви a нтного поведения подростков многообразны и неоднозначны. К основным факторам относят: биологические; психологические; социально-психологические факторы, которые выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания.

Задачей социального педагога при работе с подростками – девиантами является установка доверительных отношений и способствование их развитию, а также создание благоприятных условий для саморазвития и становления самосознания.

Деятельность социального педагога с подростками девиантного поведения в условиях школы будет успешной, если он построит свою работу по направлениям: работа с самим подростком; работа с семьей девиантного подростка; работа с педагогическим коллективом; взаимодействие с другими органами и учреждениями, занимающимися вопросами коррекции девиантного поведения подростков.

В зависимости от решаемой проблемы и характера помощи, социальный педагог формирует систему действий, включающую его самого и тех людей, с которыми он сотрудничает в процессе решения конкретных задач.

Большое внимание социальный педагог в работе с данной категорией уделяет профилактике и коррекции девиантного поведения, при этом предотвращение является ведущим направлением.

В нашем исследовании мы выявили подростков с девиантным поведением и провели с ними комплекс мероприятий, который включал и работу с родителями.

Социально — педагогическая работа с родителями носила информационно — просветительский характер и проходила в форме тематических родительских собраний с привлечением специалистов.

Для подростков был организован лекторий, который состоял из ряда лекций по темам: «Нет наркотикам!», «Последствия алкоголизма», «Умеем ли мы общаться?» и др. Кроме этого проведены тематические классные часы: «Самопознание — что это?», «Профилактика вредных привычек», «Ценности нашего времени», «Куда пойти учиться?».

Для эффективного воздействия на факторы, способствующие формированию девиантного поведения, мы привлекали специалистов (медиков, представителей МВД), использовали активные формы вовлечения детей подросткового возраста в различные виду досуговой работы и помогали правильно организовать свободное время.

Список использованной литературы:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. / С.А. Беличева. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 221с.

2. Коэн А. Исследования проблемы социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М., 1965.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций, учебное пособие для ВУЗов. / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штилова — М: «Владос», 1999. — 430 с.

4. Клейберг ЮЛ. Психология девиантного поведения. М., 2001.

5. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. / И.С.Кон. — М.: Просвещение, 1989.

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Статья просмотрена: 3767 раз

Библиографическое описание:

Хасенгалиев А. Л. Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 208-212. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/384/ (дата обращения: 17.10.2019).

Востребованность педагогического обеспечения организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде обусловлена особенностями ее положения в современном обществе. Педагогическое обеспечение – это система мер, совокупность мероприятий, ресурсов и условий, направленных на создание благоприятной среды, с целью эффективной организации профилактической работы с подростками.

Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков, роль социального контроля как важнейшего фактора воспрепятствования девиантному поведению, вопросы социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков, социальная работа с ними отражены в работах Л.С. Алексеевой, Г.М. Иващенко, П.Д. Павленка, A.M. Панова, Е.И. Холостовой. Ими высказаны идеи об адресности профилактической работы, о характере предупредительной работы с детьми и развитии социального творчества как альтернативы антиобщественному поведению. Публикации оказывают большую помощь в оценке опыта социально-реабилитационной работы учреждений социального обслуживания, раскрывают проблемы и технологии социальной работы в профилактике и преодолении девиаций.

Читать еще:  Анализ и обсуждение результатов исследований по патриотическому воспитанию. Исследование чувства патриотизма у подростков

Актуальным является вопрос о необходимости внедрения в деятельность среднеспециальных образовательных учреждений новых педагогических технологий, по подготовки к профессиональной деятельности и формированию готовности к ее осуществлении – одна из стержневых в педагогике. Данной проблеме посвящено большое количество трудов многих авторов (Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Ю.В. Енотовский, М.А. Котик, К.К. Платонов, В.А. Сосновский). Готовность будущих социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения – целостное интегративное образование личности, представляющее единство взаимосвязанных структурных компонентов. Структуру готовности будущих социальных педагогов составляют мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты.

Рассмотрение и анализ трудов ученных позволяет констатировать актуальность проблемы подготовки специалистов к решению задач по организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде. Однако ретроспективный анализ психологической и педагогической литературы, реальной практики показывает, что данное направление на сегодняшний день остается недостаточно исследованным.

Наш опыт работы с психологами и социальными педагогами образовательных учреждений показывает, что, не смотря на актуальность и необходимость превентивной деятельности, специалисты редко включают в свою работу технологии профилактики девиантного поведения.

Педагогическое обеспечение организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде связано с разрешением двух групп противоречий. Одни связаны с организацией профилактики. Другие – непосредственно затрагивают личность подростка. Первая группа объединяет противоречия, касающиеся выбора эффективных форм, методов, технологий, приемов организации профилактики будущими социальными педагогами. Отсюда следует необходимость разработки системы подготовки социальных педагогов к эффективному процессу организации профилактики среди подростков с девиантным поведением. На сегодняшний момент целесообразно использовать такие формы работы как лекции (ориентирующие, инструктивные, проблемные); проектные семинары; ролевые и деловые игры. Вторая группа противоречий объединяет вопросы, затрагивающие самореализацию, самоутверждение подростка. Столкновение с многообразием человеческих судеб и характеров ставит начинающего специалиста перед необходимостью выходить из различного рода затруднений. Не вызывает сомнений наличие проблем, связанных с возрастными потребностями личности подростка. Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с ней, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общение с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции, которые зачастую обусловлены средой. Характерной формой подготовки социального педагога в этом направлении является проведение лекций психолого – педагогического цикла.

Для определения содержания организации процесса профилактики среди подростков на основе анализа опыта работы высококвалифицированных педагогов, деятельности образовательных учреждений, технологий работы с девиантными подростками можно сформулировать некоторые концептуальные идеи организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде.

1. Программирование профилактической деятельности. Профилактические программы разрабатываются в соответствии с целью деятельности (коррекция, сопровождение) и направлениям работы каждого конкретного специалиста или группы специалистов. Одной из эффективных форм разработки программ и проектов является проектный семинар. Преподавателями специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа» Камышинского педагогического колледжа накоплен большой опыт работы в организации данного направления. Это специально организованная форма взаимодействия обучающихся, ориентированное на углубленное рассмотрение проблем существующей практики организации профилактики девиантного поведения и предполагающая проектирование своей будущей профессиональной деятельности с целью решения существующих проблем. Главная задача таких занятий – выдвижение новых идей и доведение их до стадии проектов и программ. В дальнейшем студенты могут самостоятельно воплощать свои замыслы в реальность.

2. Информационная и методическая поддержка организации профилактики. Это система педагогических действий, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на подготовительном этапе организации профилактики. В результате работы по этому направлению в Камышинском педагогическом колледже планируется создание лаборатории по обобщению опыта в сфере социальной работы с детьми девиантного поведения.

Повышение профессиональной компетентности будущих социальных педагогов достигается в результате их самоанализа и целенаправленных усилий по самосовершенствованию.

3. Социально – педагогическое сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий. Сопровождение при этом понимается как предоставление подростку совокупности средств, направленных на успешную социализацию.

Молодой специалист должен научиться направлять движение, помогать подростку преодолевать трудности, но выбор целей и средств их достижения должно оставаться за подростком с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий должно реализовываться во взаимодействии всех субъектов профилактики (школа, семья, социум). Как показывают наши исследования, современная общая модель системы профилактики девиантного поведения среди подростков представляет собой объединение разноведомственных органов, учреждений и служб, деятельность которых направлена на реализацию государственной политики в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, профилактику безнадзорности и правонарушений.

Социальный педагог в ходе организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде решает следующие задачи: диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психологических проблем; контроль (текущий, поэтапный). Успешность профилактики проявляется в ее комплексности, последовательности, дифференцированности, своевременности.

Организация профилактической деятельности также может включать следующее этапы: индивидуальную и групповую диагностику приращения индивидуального и социального опыта подростков; мониторинг эффективности использования профилактических программ и проектов.

Одна из основных целей социального педагога, занятого в профилактике, состоит в том, чтобы руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать работающую социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов.

Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях является важным средством воспитательной работы по профилактике девиантности. Такие центры созданы во многих городах нашей страны. Они привлекают подростков во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. В рамках учебной практики обучающиеся специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа» знакомятся с организацией деятельности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и отдыха.

Читать еще:  Упражнения для похудения подростку. Похудение без диет для подростков

Профилактика дезадаптации детей и подростков – процесс длительный и кропотливый, не терпящий форсирования событий, а потому позволяющий не только решать единичные сиюминутные проблемы детей и их родителей, но и предотвращать те, которые будучи предсказуемы, тем не менее, еще не получили своего окончательного выражения. Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно происходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье.

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, он не может этого сделать. Быстрое формирование отклоняющегося поведения объясняется свойственным подросткам лабильностью, возбудимостью, «эффектом толпы», которые крайне ускоряют формирование признаков гедонизма, стремления жить беспечно, шумно и весело. Современной формой профилактики девиантного поведения является социальный контроль. Роль социального педагога в организации данной формы профилактики очень велика, т.к. социальный контроль должен осуществляться усилиями ближайшего социального окружения. Проведенное нами исследование (г. Волгоград, г. Волжский, г. Камышин) позволяет говорить о том, что практически во всех образовательных учреждениях имеется должность социального педагога или социального работника. Именно его деятельность, в структуре социального контроля, способствует предотвращению девиантного поведения или корректировки девиантности.

Социальный педагог, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже не девиантность, а причины их возникновения. При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни подростка, в течение которого формируется его личность, круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений. Методика социальной работы определяет канву, последовательность действий социального педагога или социального работника, контактирующего с детьми, наличие у него соответствующего опыта, индивидуальности.

Основное содержание работы социального педагога в процессе организации профилактики девиантного поведения – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью и принцип предложения помощи.

В профилактической работе важно лишь одно: не опоздать, воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни подростка целиком и полностью не превратилась бы в его суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечать его возрастным и индивидуальным потребностям.

Использование авторских программ, методических рекомендаций, учебно-методических комплексов по обучающим курсам помогает вывести подготовку социальных педагогов на личностно-ориентированный уровень и обеспечивает формирование профессиональной готовности к организации профилактики девиантного поведения среди подростков.
Литература:

  1. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью.- М.: Дашков и К., 2010.
  2. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска.- М.: Владос., 2008.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2008.

Холоства Е.И. Семейное воспитание и социальная работа.- М., 2010.

Холоства Е.И. Социальная работа с семьей. — М.: “Социум”, 2010.

Социальная работа с подростками девиантного поведения (стр. 1 из 10)

Актуальность темы. Во всех обществах поведение некоторых людей порой выходит за рамки, допустимые нормы. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко вы-ходят за рамки того, что другие люди рассматривают как допустимое пове- дение.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приоб­рело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр вни­мания социологов, социальных психологов, медиков, социальных работников и работников правоохранитель­ных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это соци- альное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирую­щем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма — это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная нор- ма, — отмечает Я.И. Гилинский, — определяет историче­ски сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социаль- ных организаций.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традици­ях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межлич- ностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правиль-

ную работу человеческой машины».[1]

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не соз- даны даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нор­мы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи выска­зывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее — презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало добле­стным?»[2] . Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, то есть жизнь по зако­ну, а воля — бандитам убивать, ворам — воровать, интеллигентам — свободно высказы- вать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы переве- сить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать»[3] .

Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно привели к увели- чению девиа­ций, проявляющихся в поведенческих формах. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные — насильственная и корыстная преступность, алкого- лизация и наркоти­зация населения, подростковая делинкветность, амораль- ность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объек- тивно повышается спрос (не все­гда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на научные ис­следования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Тем более, что социальная патология — чуткий барометр общественной жизни.

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает

сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Изменения социального положения различных групп населения, преж- де всего коснулись тех групп, которые традиционно считаются носителями передовых идей — подростков и молодежи.

Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требо­ваниям общества, но в силу социальных условий, неумения правиль­но определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенс- кого уровня жизни, он не может это­го сделать. Наличие девиантной группы облегчает совершение про­тивоправных и аморальных действий, обеспечи- вает психологичес­кий комфорт за участие в подобных действиях, уменьшает эффективность способов социального контроля.

Для воспитания подростка важное значение имеет личный пример родителей. Основной ошибкой, писал Л.Н. Толстой, является то, что они берутся за воспитание детей, не утруждая себя самовоспитанием.

Так П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что условия семейной жизни помогают ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям народа, его языку, нравам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем существовании.

Следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отноше- ния семьи и государства, пришли в противоречие с современными жизнен- ными реалиями, перестали адекватно соответствовать потребностям семьи и общества. Нередко законы, затрагивающие вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют.

Опыт последних лет показывает, что проблемы семьи стали решаться более активно с принятием Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федера- ции «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг госу-

дарственными социальными службами» от 24 июня 1996 г.

Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершенно- летних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Федераль- ный закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилакти­ки безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совер- шенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и другие.

Органы исполнительной власти на местах начали создавать и укреп- лять территориальную сеть учреждений нового типа: центров социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилита- ции детей-инвалидов, центров усыновления, опеки и попечительства, цент- ров планирования семьи, социальных приютов и др.

В это же время были разработаны основные концептуальные подходы, организационные основы и механизмы создания и деятельности сети практи- ческих учреждений социального обслуживания семьи и детей. Принимались меры и по финансированию и кадровому обеспечению создания и развития этих учреждений. Утверждены были и проекты типовых положений о цент- рах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реаби-литационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте, реабили- тационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, центрах психолого-педагогической помощи и экстренной психологической помощи по телефону.

Проблема исследования: каковы особенности девиантного поведения подростков и их социальной защиты?

Объект исследования: подростки как группа «риска» наиболее склон-

Предмет исследования: социальный контроль и защита подростков девиантного поведения на практике социальной работы.

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.

Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:

• определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;

• выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;

• осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.

1) выявить особенности и факторы девиантного поведения подрост- ков;

2) определить роль социальных институтов вборьбе с подростковой девиацией;

3) рассмотреть деятельность специалистов по социальной работе с подросткамидевиантного поведения Буинского района РТ и ее результаты.

Практическая значимость исследования состоит в рассмотрении новых подходов к борьбе с различными формами девиантного поведения подростов и их эффективности.

Разработанность темы: данная тема разрабатывалась в научной литературе такими авторами, как Г.Н. Жаворонков, В.П.Кащенко, О.С.Осипова, В.Н. Иванов и др.

Апробация результатов исследования проходила при непосредствен- ном участии автора в работе Центра социального обеспечения населения «Гармония» Буинского района РТ.

Методы исследования: изучение документов, кабинетное исследова- ние, анализ методов социальной работы.

Структура работы: дипломная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, библиографии, 4 приложений.

Глава I . Девиантное поведение подростков: виды, причины и формы

1.1. Сущность девиантного поведения и его причины

В основе общества как системы лежит исторически сложившаяся сово- купность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения).

Источники:

http://scienceforum.ru/2019/article/2018014809
http://moluch.ru/conf/ped/archive/17/384/
http://mirznanii.com/a/214919/sotsialnaya-rabota-s-podrostkami-deviantnogo-povedeniya

Читать еще:  Анорексия — с какого веса начинается, причины, признаки, последствия. Анорексия у подростка: как защитить своего ребенка
Ссылка на основную публикацию