План мероприятий по профилактике девиантного поведения. Программа по профилактике девиантного поведения подростков

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Цели программы:

  • Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
  • Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
  • Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
  • Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  • Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  • Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
  • Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
  • Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
  • Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

    Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

    Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

    • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
    • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
    • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
    • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

    Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

    • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
    • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

    Девиантное поведение подразделяется на две категории:

    1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
    2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

    Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

    • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
    • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
    • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
    • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
    • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

    Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

    Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

    Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

    Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

    Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возрастные периоды, но наиболее часто, оно имеет место в подростковом возрасте (11 – 16 лет). Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем — это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Все это дает благоприятную почву для развития девиаций различного характера.

    Проявляются девиации в следующих формах:

    — повышенная агрессивность и конфликтность;

    — неустойчивость эмоциональной сферы;

    — проблемы межличностных отношений (как со взрослыми, так и со сверстниками);

    — неумении определить свою социальную позицию;

    — нарушение развития познавательной деятельности;

    — стремление к противоправным действиям;

    — акцентуирование основных черт характера;

    — негативизм, обидчивость, неуверенность, тревожность.

    Девиантное поведение подразделяется на две категории:

    Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

    Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

      социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков; глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников; отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов; безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

    Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

      приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении; низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников; осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами; бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

    Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

      выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга; научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

    Подобные проблемы требуют непосредственного участия психолога в процессе развития личности девиантного ребенка.

    Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно; Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе; Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся. Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

    Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала; Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы); Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность. Привлечь самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечь учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, клубы по интересам, спортивные секции. Развивать систему организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное и летнее время. Повышать самосознание школьников через разнообразные формы работы. Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.

    1. Выявление основных причин появления детей «группы риска».
    2. Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
    3. Сформированные личностная и социальная компетентности подростков, коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения.
    4. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
    5. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
    6. Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
    7. Создание условий гарантированной социальной защищённости учащихся: знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
    8. Развитие творческих способностей и талантов детей, раскрытие их самобытности.

    Основные формы работы с подростками:

    Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;

    Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;

    Изучение микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.

    Консультирование учащихся по обозначенным проблемам;

    Консультирование родителей по результатам диагностических исследований детей;

    Консультирование педагогов по результатам диагностических исследований учащихся, рекомендации по работе с детьми.

    Индивидуальные, групповые тематические беседы с учащимися;

    «Круглые» столы по проблемным ситуациям с учащимися;

    Тематические беседы с родителями;

    Проблемные педагогические консилиумы.

    Коррекционно – развивающая работа

    Коорекционно – развивающие занятия с детьми по результатам диагностических исследований.

    Совместная работа со смежными службами:

    Изучение особенностей познавательной сферы подростка:

    Оценка внимания (по методике Мюнстенберга).

    Диагностика интеллекта (по методике ШТУР Гуревича).

    Определение уровня интеллекта (по методике «Краткий отборочный тест» Бузина)

    Изучение особенностей развития личности подростка:

    Изучение тревожности у подростков (шкала Спилбергера, тест Филипса, шкала Кондаша).

    Изучение типа темперамента (по методике Айзенка).

    Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО Личко, опросник Шмишека).

    Диагностика агрессивности и конфликтности у подростков (опросник Басса – Дарки).

    Диагностика потребности в поисках ощущений (по методике М. Цукерман).

    Диагностика импульсивности (по методике ).

    Изучение мотивации профессиональной деятельности (по методике ДДО ).

    Изучение «совестливости» (по методике ).

    Изучение уровня эгоцентризма (по методике «Эгоцентрические ассоциации»).

    Изучение отношения к употреблению ПАВ.

    Изучение микроклимата семей подростков:

    Изучение детско – родительских отношений (по методике «Подростки о родителях»).

    План профилактической работы с детьми девиантного поведения на 2016-2017 учебный год

    План работы социального педагога

    с детьми девиантного поведения на 2016-2017 учебный год

    для учащихся среднего звена (возраст 11-14 лет)

    Изучение личности подростка: собрать общие данные о подростке (ф.и.о., возраст, состав семьи, состояние здоровья, возможности к обучаемости и т.д.); поставить психолого-педагогический диагноз

    Изучить положение подростка классе, в социуме;
    выявить положительные качества личности подростка;
    выявить негативные стороны личности подростка

    Диагностическая работа с подростками: исследование характерологических и личностных особенностей;

    индивидуальное консультирование учащихся и их родителей

    Изучить процесс реализации социальных потребностей подростка:
    потребности в человеческих связях; потребности в самоутверждении;
    потребности в эмоциональной привязанности; потребности в системе ориентации

    Распознавание на базе полученных результатов причины трудновоспитуемости подростка и составление психолого-педагогической характеристики подростка

    Коррекционная работа: психологические игры; коррекция школьной тревожности; коррекция самооценки ученика и учителя; игры и тренинги на снятие агрессивности; игры и тренинги повышения уверенности в себе; тренинг общения; тренинг волевых качеств личности; развивать умения и навыки к самовоспитанию

    социально психологическая реабилитация.

    Разработка рекомендаций для классных руководителей, учителей-предметников, родителей по работе с педагогически запущенными подростками и детьми девиантного поведения

    социально психологическая реабилитация.

    Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

    дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);

    ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);

    нарушения физического или психического здоровья;

    акцентуация характера, темперамент;

    проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);

    педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);

    План реализации программы «Ты не один» 2015 — 2018 гг.

    Источники:

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/419101/
    http://pandia.ru/text/78/174/8684.php
    http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/plan_profilakticheskoj_raboti_171401.html

    Читать еще:  Подростковый возраст – во сколько лет начинается и как долго длится? Во сколько лет ты подросток
    Ссылка на основную публикацию