Причины возникновения конфликтов между подростками и родителями. Психологические причины конфликтов подростков с родителями

Причины возникновения конфликтов между подростками и родителями

Как известно, конфликт не возникает «на пустом месте». Всегда имеет место быть причина его появления. Выделим основные причины зарождения конфликта от лица подростка:

  • — кризис переходного возраста;
  • — стремление к самостоятельности;
  • — требование большей автономии, что наблюдается во всем: от выбора одежды, до помещения — личного пространства;
  • — привычка конфликта, воспитанная поведением взрослых;
  • — хвастовство или показная храбрость перед сверстниками или авторитетами.

Теперь выделим причины возникновения конфликта от лица взрослого (родителя):

  • — нежелание признать, что ребенок стал взрослым;
  • — боязнь выпустить ребенка из «гнезда», неверие в его силы;
  • — проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
  • — борьба за собственную власть и авторитет;
  • — отсутствие понимания между взрослыми в вопросах воспитания ребенка;
  • — не подтверждение родительских ожиданий.

Для более детального и полного рассмотрения причин возникновения конфликтов, обратимся к исследованию, который был проведен социологами.

На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:

  • 1. «Непонимание, разные взгляды на жизнь»: эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно, ведь она может иметь «тройное происхождение»: социокультурное (как отражение конфликта поколения, «отцов и детей»), социально-психологическое (как отражение полововозрастных особенностей людей), социально-ролевое (как отражение представлений родителей о собственных правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях своих детей). В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего «Я». Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не видят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Как показывают данные опросов, подростки значительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в интимности, в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым. Взрослые часто бывают не готовы к интимно-личностному, равноправному общению с подростками. Дети для них остаются в статусе детей, и перевести их в статус взрослых родители не спешат. Взаимоотношения в рамках уже усвоенных детских ролей перестают удовлетворять подростков. Причем, для них недостаточным становится не только репертуар ролей, не только ограниченные возможности наличных ролей, но и во многом безличный характер выполняемых ролей. Это понятно, личность ребенка еще только формируется, индивидуально-личностные составляющие роли очень слабо прорисовываются, а подросток уже считает себя личностью и хочет, чтобы окружающие считали так же. Он принципиально не хочет скрывать свое «Я» под маской роли. Эта ситуация часто приводит к следующему: подросток «перегибает» палку в стремлении к индивидуально-личностным проявлениям, формально-ролевое поведение взрослых при этом он воспринимает как ложь, фальшь, неискренность, стремясь к открытым отношениям, подросток еще не умеет соблюдать меру и уместность личностного и ролевого поведения, переход ко взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей. Это обусловлено тем, что роль взрослого включает в себя самостоятельность и независимость, отсюда возникает стремление к отдалению и независимости от родителей у подростка. Родители уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять поведение своих детей, поэтому подростки ищут понимания за пределами семьи, в среде своих сверстников-товарищей «по несчастью». Особенностью возраста является то, что подростку зачастую легче открыть душу сверстнику или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому, для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются. Характерные в этом возрасте жалобы подростков на непонимание со стороны родителей во многом обоснованы. Родители, особенно в экономически нестабильное время озабочены тем, как обуть-одеть-накормить своих детей, духовная связь с ними при этом часто уходит на второй план. Многие родители заняты карьерой, самоутверждением, своими «взрослыми» проблемами. Между тем, растущим, осваивающим социальный мир детям, в первую очередь необходимы поддержка, понимание, мудрый совет своих родителей;
  • 2. «Несправедливость родительских требований»: Если общение, на основе взаимопонимания не получается, то оно неизбежно принимает рутинный характер. И, чем больше родители «нажимают» на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем суше становятся их взаимоотношения. Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формальностей. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые. А если эти требования еще высказываются в категорической форме, что часто и делают родители, не замечая, что «ребенок» уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой «справедливостью». А родители достаточно часто бывают и справедливы, и разумны в своих требованиях и ограничениях. Бывают ситуации, когда родители вполне понимают детей, но вынуждены отказывать в их неразумных или чрезмерных запросах и желаниях. В этом случае, в слова «они меня не понимают» подростки вкладывают иной смысл. И на самом деле это подростки не понимают своих родителей. Не понимают, что те, обладая большим жизненным опытом, ограждают их от соблазнов и опасностей «взрослого» мира;
  • 3. «Моя успеваемость»: эта причина отражает не только естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции — роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости примерно в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей. Часто родители хотят в детях реализовать то, что у них в свое время не получилось, компенсировать жизненные неудачи: «Вот мне не удалось получить высшее образование, так пусть хоть мой сын (дочь). ». Отсюда более ревностное и придирчивое отношение к успеваемости своего ребенка. Однако же, родители, которые видят свою первоочередную функцию в контроле за успеваемостью своего чада, иногда осуществляют непосредственный контроль только за оценками, а не за знаниями;
  • 4. «Мой плохой характер»: нужно, конечно, учитывать, что и родителям трудно со своими чадами, особенно, когда они вроде бы уже не дети, но и еще пока не взрослые. Подростки на пороге взрослости активно ищут себя: они то требуют к себе отношения, как к автономной личности, имеющей право свободно выбирать друзей и время возвращения вечером домой, то «впадают в детство», не желая брать на себя ответственность, например, за ведение домашнего хозяйства, то шокируют родителей псевдовзрослым поведением — курением или употреблением спиртных напитков. От такого поведения родители часто оказываются в панике, не зная, что им делать и как воспитывать своих детей. Они пытаются отгородите своих детей от опасностей и соблазнов противоречивого мира, накладывая разнообразные запреты. Следует все же отметить, что родители часто перегибают палку в стремлении контролировать жизнь своих детей. Родители здесь проявляют непоследовательность: готовя ребенка ко взрослой жизни, они не могут принять проявления самостоятельности детей буквально в преддверии зрелости. Возникает впечатление, что родители даже как бы противостоят этому. Подросток, между тем, может, а значит, и должен проявить самостоятельность. И если родители излишне регламентируют его поведение, деятельность, общение, то они часто сталкиваются с характерной реакцией подросткового возраста — реакцией эмансипации. Она неизбежна там, где присутствует мелочная опека, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам подростка. Излишняя зажатость подростка может привести не только к игнорированию указаний родителей, она может распространиться на общепринятые стандарты поведения на духовные ценности;
  • 5. «Мои вредные привычки»: По данным В.И. Журавлева (1995), в поведении подростков просматриваются следующие негативные черты: курение — 50%, употребление спиртных напитков — 44%, распущенность в половой жизни — 10%, наркомания — 6%. Следует отметить, что вредные привычки обусловлены не только желанием казаться взрослым, но и стремлением найти компенсацию своим неудачам. «Самолечение» алкоголем и наркотиками хоть на время, но снимает эмоциональное напряжение;
  • 6. «Мало помогаю по хозяйству»: такая причина возникновения конфликтов тоже достаточно распространена. Это, конечно, претензии со стороны тех родителей (сами юноши и девушки вряд ли так думают), которые хотят воспитать своих детей трудолюбивыми и хозяйственными, да и самим разгрузиться от домашних дел. Но, по-видимому, имеют в этом стремлении не очень хороший результат. Выросшие дети, сызмальства привыкшие к опеке пап и мам, не спешат взвалить на свои хрупкие «детско-взрослые» плечи груз хозяйственных забот;
  • 7. «Мой внешний вид (прическа, одежда)»: как упоминалась ранее, юноши и девушки в подростковом возрасте требуют автономии касательно внешнего вида, испытывают желание выделяться среди других, быть не такими, как все. Родители же, в свою очередь, не всегда разделяют таких стремлений, видя, в первую очередь, проявление несерьезности детей, а не выражение собственной индивидуальности и принадлежности к определенной неформальной социальной группе;
  • 8. «Из-за моей компании»: причина, в общем, естественная — родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи. В кругу сверстников юноши и девушки также удовлетворяют потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Обо всем этом необходимо помнить родителям, перед тем как укорить своего ребенка за «плохую», по их мнению, компанию.
Читать еще:  Как питаться в 14 лет чтобы похудеть. Диета для девочек-подростков: главные правила похудения

Конфликты между подростками и их родителями

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и серхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) (Е.А.Соколова).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

— реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

— реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

— реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

Конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

— всегда помнить об индивидуальности ребенка;

— учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

— стараться понять требования ребенка;

— противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

— проявлять постоянство по отношению к ребенку;

— помнить, что для перемен нужно время;

— одобрять разные варианты конструктивного поведения;

— совместно искать выход путем перемены в ситуации;

— предлагать выбор из несколько альтернатив;

— ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

— разъяснять возможности негативных последствий;

— расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

— использовать положительный пример других детей и родителей;

— дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;

— больше давать ребенку самостоятельности, не зажимать инициативу.

При работе с конфликтами необходимо не забывать о психологической устойчивости личности. Это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирущего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:

— типа нервной системы человека;

— опыта человека, профессиональной подготовки;

— навыков и умений поведения и деятельности;

— уровня развития основных познавательных структур личности.

Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. Одни исследователи считают ведущим компонентом познавательный (М.Тышкова). Часто эмоциональный и волевой компоненты представляют как эмоционально-волевую устойчивость и считают ее ведущей (М. Дьяченко, В. Власов, П. Корчемный, Н. Феденко, А. Столяренко). В некоторых исследованиях ведущим компонентом психологической устойчивости рассматривается мотивационный компонент. Несмотря на различие точек зрения относительно иерархии компонентов, большинство авто­ров едины во мнении, что психологическая устойчивость — это не просто их сумма, а интегральное образование.

Основу составляющих структурных компонентов психологической устойчивости у конкретного человека не одинакова. Невозможно быть устойчивым ко всему, т. е. психологическая устойчивость — это не устойчивость вообще. Показателем устойчивости является вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

В результате исследований установлена зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства. Оказалось, что с ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства.

Читать еще:  Цикл тренинговых занятий педагога-психолога с учащимися группы риска подросткового возраста. Программа работы с детьми группы риска""

Конфликтоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости кон-фликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает в себя: эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.

Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики и ее влияние на /спешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем.

Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному конгролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.

Познавательный компонент — это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Он включает: умение определить начало предконфликтной ситуации; анализ причин возникновения конфликта; умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а также своего поведения; умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия; способность быстро принимать правильные решения; способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы; способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора.

Мотивационный компонент — состояние внутренних побу­дительных сил, способствующих оптимальному поведению в грудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил.

Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, дрожания голоса, нарушений координации и скованности движений.

Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемах и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.

Вместе с тем, очевидно, с одной стороны, присутствие вторичных, социально-психологических аспектов, сторон во всяком, конфликте, а с другой – наличие частного класса конфликтов, порождаемых социально-психологическими факторами (Л.А.Петровская).

К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Четкие границы между четырьмя группами причин конфликтов пока не определены. Не существует строгого разграничения между социально-психологическими и организационно-управленческими причинами, с одной стороны, а также между социально-психологическими причинами и личностными — с другой. Изучение конфликтов позволило выявить несколько типичных причин, носящих социально-психологический характер.

Одной из таких причин являются возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может в процессе общения передать без нередко существенных искажений всю информацию, обсуждаемую с партнером. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию невыгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся (а иногда противоположные) от того, что сказал собеседник.

Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов, либо усложняет разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.

Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию.

Теоретической основой анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени явилась теория Э.Берна.

Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка типичных ролей. Это роли начальника, подчиненного, сослуживца, отца, мужа, сына, брата, пассажира, покупателя, знакомого, друга и т.п. Эти роли мы не всегда играем одинаково успешно. В отношении опасности возникновения межличностного конфликта наиболее значимы роли, которые обобщенно можно назвать ролью старшего по психологическому статусу партнера по взаимодействию, ролью равного партнера и ролью младшего.

Когда руководитель общается, например, с подчиненным или собственным сыном, то обычно в такой ситуации он считает себя старшим, а подчиненного или сына — младшим. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей в данной ситуации, т.е. считает себя младшим, а общающегося с ним руководителя — старшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго. Возможен ролевой конфликт.

Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение, позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Но с различных сторон одна и та же проблема может выглядеть совершенно по-разному.

Проблемы, которые обсуждают люди, как правило, сложны, имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к проблеме с разных сторон. Обладая различным жизненным опытом и знанием проблемы, они по-разному дополняют свою одностороннюю оценку до целостной. По-разному относясь к проблеме, люди оценивают неодинаково один и тот же аспект. Разнообразие мнений естественно. Далее, социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять основных способов оценки. Это сравнение с возможным идеальным положением дел; требованиями к данной деятельности нормативных документов; степенью достижения цели деятельности; результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу; положением дел в начале деятельности (А.Я.Анцупов).

Анализ конфликтов показал, что оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично.

Читать еще:  Программа коррекции поведения трудных подростков. «Жизнь одна»: программа тренинга по профилактике девиантного поведения подростков

Психологическая несовместимость людей также может стать причиной конфликтов. Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людь­ми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; нередко свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; стремление к власти; источником конфликтов иногда выступает психологическая несовместимость людей; другие причины.

Конфликты между родителями и подростком

Основная проблема, возникающая у подростков — это проблема взаимоотношений с родителями. Ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых.

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

1. Конфликт неустойчивости родительского отношения(постоянная смена критериев оценки ребенка). Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д. В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства

2. Конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания).Такой конфликт встречается в семьях, где родители очень опекают ребенка. Родители с малого возраста очень переживают, чтобы ребенок не ходил гулять один, там же хулиганы, не простудился на улице, чтобы ребенок съел свой суп и т.д.

3. Конфликт неуважения прав на самостоятельность ( контроля). Подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

4. Конфликт авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) .Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов, учат языкам, музыке. Замечают любой промах. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: «А вот я в твоем возрасте. «.

5. Мирное сосуществование — скрытый конфликт Конфликты с детьми могут быть в семьях, где родители дают своему ребенку делать все, что он хочет. Они не влезают в его проблемы и стараются ограждать себя от личной жизни ребенка.

6. Конфликт в семьях, где есть несколько детей. Старший ребенок чувствует себя обделенным родительской заботой и вниманием, ему кажется, что большая часть любви достается младшей сестре и брату. Младший ребенок будет недовольным, что ему придется донашивать одежду за старшими братьями. Такие ситуации часто наблюдают в больших семьях, где финансы не позволяют иметь все новое и лучшее. Конфликты в семье будут очень долго длиться. Они закончатся тогда, когда самый младший ребенок станет подростком.

Почему возникают конфликты? Очевидно, что дело в столкновении интересов родителя и ребенка. Удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев.

  • Нежелание выслушать собеседника.
  • Не совпадение взглядов на жизнь
  • Чрезмерный контроль. ( Родители твердят подростку, что гулять нужно до восьми вечера, а ребенок хочет до одиннадцати.)
  • Высмеивание вкусов. ( Какая реакция будет у родителей, когда ребенок явится в рокерском одеянии и включит на всю громкость рок? Сначала это шокирует их, но позже они начнут высмеивать его, думая, что таким образом они отобьют интерес к новому увлечению. На самом деле, это ранит ребенка. После этого он станет закрытым, будет скрывать от вас свои увлечения, взгляды на жизнь и свое времяпровождение будет держать в тайне. Ему будет казаться, что любое самовыражение вызовет у родителей смех и они будут высмеивать его)
  • Нехватка внимания. ( Когда ребенку не хватает внимания, он может устроить конфликт, с помощью которого получит желаемое. Родители заметят свое дитя)
  • Неразберихи на работе. ( Когда родители приходят в дом после неудачного рабочего дня, а дети начинают привлекать на себя внимание, шуметь, разговаривать, то это приводит к моральному срыву. Все накопившиеся негативные эмоции за день выплескиваются на детей. )
  • Советы, которые помогут родителям избежать конфликтов со своим ребенком:
  • Поддерживайте собственную позитивную самооценку, как родителя.То, что происходит – не ваша вина. Это просто закон природы.
  • Оставляйте за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д
  • Давайте подростку больше свободы, иначе он все равно попытается взять ее силой. Дав эту свободу сами, вы сохраните более дружественные и уважительные отношения.
  • Уважайте границы личного пространства каждого, введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:
    — не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,
    — не трогать личные вещи,
    — не подслушивать телефонные разговоры.
  • Постепенно отдавайте подростку контроль над все большими сферами его жизни. Ему необходимо учиться на собственном опыте и ошибках. В конечном итоге будет оптимально, если вы сможете вмешиваться в его жизнь, только когда заподозрите угрозу его жизни и здоровью.
  • В подростковом возрасте основной референтной группой (той, чье мнение для него важно) становятся не родители, а другие подростки и чужие взрослые, от которых у подростка нет причин отделяться. Поэтому будет гораздо полезнее, если вы обеспечите подростку хорошее окружение, в котором он легко научится полезным навыкам
  • Большую помощь может оказать участие подростка в тренингах, где он находится среди сверстников и учится в игровой форме под руководством опытных психологов. Там ребенок может освоить необходимые навыки и разрешить многие психологические проблемы.
  • И наконец, помните, что трудный возраст пройдет, и ваши добрые отношения наладятся. Надо только набраться терпения и помочь подростку пройти этот период.Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к его недостаткам. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры.
    И главное — уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь им. Поймите, что ему трудно
    !

Источники:

http://studwood.ru/2050072/psihologiya/prichiny_vozniknoveniya_konfliktov_podrostkami_roditelyami
http://studopedia.ru/6_119527_konflikti-mezhdu-podrostkami-i-ih-roditelyami.html
http://www.b17.ru/blog/80892/

Ссылка на основную публикацию