Психологическая характеристика подросткового возраста. Подростковый возраст. Психологические особенности

Особенности подросткового возраста и поведение родителей


Особенности подросткового возраста и конструктивное поведение родителей

Часто от родителей подростков можно слышать следующие жалобы «он стал неуправляем», «раньше нам удавалось хорошо ладить», «мы перестали понимать друг друга» и т.д. Эти и многие другие жалобы говорят о закономерных изменениях, которые происходят в переходный период, а также могут быть сигналом для начала изменения своих отношений с ребенком.

Сейчас попробуем с вами вкратце рассмотреть изменения, которые происходят у ребенка в подростковом возрасте. В научной литературе подростковым считается возраст от 11 до 15 – 17 лет.

Российские и американские исследователи (1, 5, 6) выделяют следующие негативные черты подросткового возраста:

  • Резкое ухудшение поведения. Проявляется оно в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости.
  • Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер
  • Реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из – под опеки и контроля со стороны взрослых (6). Причем подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.
  • Повышенная возбудимость
  • Некоторая неуравновешенность характера
  • Сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения

На наш взгляд, эти особенности характера подростка определяются той «внутренней ломкой», теми изменениями в его организме и, в частности, в нервной системе, которые связанны с половым созреванием. Влияние среды на формирование личности подростка также огромно. В хорошо организованной среде эти «симптомы» проходят спокойней и «мягче».

В этот период на подростка большое влияние оказывает группа сверстников, с которой он общается и его родители. И хорошо если это влияние сбалансированно. Исследовательские данные демонстрируют, что влияние группы на подростка будет больше, чем хуже его взаимодействие с родителями, чем меньше у него увлечений и чем меньше он уверен в себе (2). Однако у подростков которые больше взаимодействуют со взрослыми, в юношеском возрасте часто возникают трудности в общении.

Среди важных личностных особенностей, формирующихся в подростковом возрасте особо необходимо выделить чувство взрослости и «Я – концепцию».

Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как взрослому, представление, ощущение себя в какой – то мере взрослым человеком (4).

Т.В. Драгунова выделяет ряд характерных особенностей чувства взрослости у подростков:

— подростку очень важно, чтобы окружающие замечали его взрослость;

— для подростка важно, вести себя не как ребенок;

— ценной подростки считают ту работу, которая признается взрослой;

— подросток хочет стать человеком активным, стремящимся к цели, преодолевающий все препятствия и выходящий из них победителем.

— склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах.

Да в этот период еще нет ощущения полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании взрослости подростка окружающими.

Еще одно важное новообразование этого возраста я концепция – это система представлений подростка о себе. В этот период она активно развивается у ребенка высокий интерес к своей личности, к выяв­лению своих возможностей и их оценке (2). Подросток пытается понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими. Часто объектом сравнения являются взрослые и сверстники. Основную роль в процессе формирования я концепции играет ведущая деятельность подросткового периода общения со сверстниками.

Многие авторы рассматривают подростковый период как кризисный. Одни говорят, что кризис в основном связан с неправильным отношением взрослых, общества к подросткам, объясняется тем, что личность не может справиться со стоящими перед ней на новом возрастном этапе проблемами (7). Другие авторы считают подростковый кризис закономерным процессом, и важным явлением для формирования личности подростка. Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме» (3, с. 253). Если взрослые попытаются создать такие условия при которых ребенок не испытывает противодействия в удовлетворении новых потребностей, ребенок сам как бы провоцирует эти противодействия, а потом нарушает их проверяя свои силы. Тем самым ребенок в относительно безопасных условиях удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении. При этом важно иметь в виду, что кризисные симптомы проявляются не постоянно, а эпизодически, хотя порой и повторяются достаточно часто. Интенсивность кризисных симптомов у разных подростков существенно различается.

Обобщая все выше сказанное, мы можем сказать, что подросток это еще не взрослый, но уже и не ребенок. Часто обращаясь к специалисту, родители хотят получить ответ на вопрос «Как нам правильно вести себя с нашим ребенком»? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Точно сказать родителям как им себя вести с их ребенком, наверное, просто невозможно. Мы попробуем сформулировать некоторые обобщенные советы по конструктивному поведению для родителей подростков, с целью смягчения кризиса подросткового возраста:

  • Очень важно сохранить доверительные отношения с ребенком, несмотря на его переменчивое настроение, которое может очень не нравиться родителям. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае он может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя.
  • Уделяйте достаточное внимания своим детям, взаимодействие со взрослым помогает им создавать более глубокие эмоциональные и духовные контакты, которые служат для подростка жизненным стержнем.
  • Включайте ребенка в решение проблем семьи, на столько, насколько он это может сделать, это даст ему возможность почувствовать себя полноценным членом семьи.
  • Взрослым важно знать особенности подросткового возраста и адекватно реагировать на возникающие изменения в поведении ребенка. А в идеальном варианте помочь подростку осознать нормальность происходящих с ним процессов.
Читать еще:  Интерьер комнаты подростка. Дизайн комнаты мальчика-подростка: цветовая гамма, стильный декор

5.Тактильный контакт, непосредственная ласка, нежность как знак принятия и любви безусловной нужны подростку. Ошибочно считать, что подросток уже вырос и не нуждается в поглаживаниях. Они очень важны для него – как словесные, так и телесные.

    Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку от всех членов семьи. Причем простое навязывание требований подростком, как правило, отвергается, необходимо аргументировать свои требования.

Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст охватывает период от 11-12 лет до 14-15 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность — эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

Для подросткового возраста характерны следующие особенности:

— половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

— изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

— смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

— открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

— познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

— появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии).

Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

— целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

— неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

— повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

— развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

— романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

— нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

— потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Читать еще:  Демонстративность в поведении подростка. Демонстративный тип личности

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Психологические особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте могут заметно обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты считают, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности. Так, сформированная в учебной деятельности в младшем школьном возрасте способность к рефлексии «направляется» школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, сравнивая себя с взрослыми и с младшими детьми, приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе.

Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым.

Но, к сожалению, в нашем обществе все–таки доминирует первый вид взрослости. И все реже наблюдается интеллектуальная взрослость, связанная у подростка с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Но, тем не менее, подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, хотя, нужно заметить, в психологическом отношении отступает на задний план. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение. Главная потребность подросткового периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит из школы и психологически, и даже буквально».

Хочу привести пример из собственной жизни. У моей двоюродной сестры, когда она находилась в подростковом возрасте, родители получили новую квартиру, и она стала ходить в другую школу. Но так получилось, что класс ее не принял, и она просто перестала ходить в школу. От родителей она это тщательно скрывала, то есть утром собиралась, как обычно, в школу, и целый день гуляла (хотя в старой школе училась на «отлично» и была примерной, послушной девочкой). Все это, конечно же, вскоре обнаружилось. Но она родителям твердо поставила условие: или она возвращается в старую школу, или перестает вообще ходить в школу. Родители, чтобы полностью не потерять свою дочь, вынуждены были согласиться со вторым вариантом.

Именно в подростковом возрасте поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в самостоятельную область внутренней жизни. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с приятельством возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности.

Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все; с другой, – желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками.

Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Нужно заметить, что в этом возрасте в учителе личностные качества (такие, как доброта, справедливость, порядочность, умение понимать, сочувствовать, сопереживать) ценятся больше, чем интеллектуальные.

Читать еще:  Единственный подросток, приговоренный в ссср к высшей мере наказания. Единственный расстрелянный в ссср подросток

Приведу пример из собственной жизни. У нас в школе преподавала учитель математики. В нее был влюблен весь наш 7 класс. Но однажды мы с классом отправились в кино. Стояли на остановке и долго ждали автобус. Подошла «математичка». И тут подъехал автобус, у входа которого собралась толпа. Мы стали свидетелями такой картины. Учительница растолкала всех пассажиров, даже женщин с детьми, и сама благополучно залезла в автобус. После этого случая она «упала» с воздвигнутого нами пьедестала.

Кроме всех ранее перечисленных особенностей подросткового возраста, можно отметить следующие характерные для подростков поведенческие реакции:

  1. Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.
  2. Реакция протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.
  3. Реакция имитации обычно проявляется в подражании. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, который теми или иными качествами импонирует его идеалам. Неслучайно стены в комнате подростков часто бывают увешаны фотографиями певцов, спортсменов, киногероев.
  4. Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Чаще всего хулиганят неуспевающие подростки, которые пытаются добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
  5. Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением подростка добиться успеха именно в той области, в которой он обнаруживает наибольшую несостоятельность. Так, физически слабый подросток настойчиво стремится к спортивным достижениям, а стеснительный и ранимый — к общественной деятельности.
  6. Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей.
  7. Реакция группирования чаще всего проявляется тогда, когда подросток не встречает понимания среди своего близкого окружения. Самореализоваться и самоутверждаться подросток начинает в подростковых компаниях, неформальных группах с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений со своим лидером. К сожалению, в процессе стихийно–группового общения устойчивый характер у подростков приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.
  8. Реакция увлечения. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой), более типичны для девочек. Интеллектуально–эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому–либо определенному предмету, могут наблюдаться у подростков обоих полов.
  9. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь).

При этом нужно отметить, что, хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Взрослый важен и значим для подростка, он по–прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских форм» контроля, требования послушания, выраженной опеки.

Однако сила, частота, резкость проявлений конфликтов во многом зависит от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего — по инициативе взрослого.

Особенно это важно в кризисный период, когда происходит резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. 13 лет – переломная точка кризиса. Этому возрасту свойственны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Подростковый период — период наиболее интенсивного личностного развития ребенка, который проявляется, прежде всего, в интересе к собственной личности. Поскольку подросток более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. Феномен «воображаемая аудитория» состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, то есть непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. «Личный миф» — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности. Завершается же социально–психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Литература:
Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). Электронный учебник// http://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc

Об авторе: Тукубаева Ильсияр Амировна, заместитель директора по УВР Межшкольного учебного комбината № 1, учитель 1 квалификационной категории.

Источники:

http://www.b17.ru/article/osobennosti_podrostkovogo_vozrasta/
http://studopedia.ru/7_157627_psihologicheskaya-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta.html
http://pedsovet.su/publ/28-1-0-3399

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector