Психология подростка 13 лет мальчик. Подростковая психология девочек. Как помочь девочке-подростку преодолеть этот непростой период

Содержание

Особенности воспитания подростков 13 лет

На тренинге «Эффективного родителя» или на школьном родительском собрании обязательно отыщется человек (чаще мужчина) с фразой: «Нас в детстве били и ничего, людьми выросли!» Только вот сравнить, КАКИМ бы он был, если бы его НЕ БИЛИ родители, возможности у него уже никогда не будет…

Развитие разных детей происходит по индивидуальному, запланированному природой именно для них, плану. И очень многое зависит от того, какие взаимоотношения с родителями и сверстниками у них уже сложились на данный момент.

Возраст пубертата – 11-17 лет. Сам кризис бывает от полугода до полутора лет в этот временной отрезок. И именно на 13 лет приходится чаще всего. Поэтому и хочется выделить этот возраст отдельно. И максимально собрать воедино все, о чем нужно помнить любящим родителям, чтобы облегчить понимание себя взрослеющим детям. И понимание родителями взрослеющих детей…

  • девочки выглядят старше мальчиков, физически они более развиты и выше ростом; именно в этом возрасте у них замедляется формирование мышц, а вот рост костного скелета наоборот, становится более интенсивным;
  • у девочек может наблюдаться повышенная эмоциональность, которая сопровождается истериками на пустом месте (рекомендуется ежевечерний тёплый душ и на стакан воды 10-15 капель валерианы для успокоения нервной системы)
  • мальчики отстают от девочек в развитии примерно на 2 года;
  • и у тех, и у других появляются признаки полового созревания;
  • подростки в этот период очень мнительны, они думают, что все обращают внимание на них, замечая любые изменения в их внешности или физиологии;
  • практически у всех повышается аппетит.
  • из-за изменений в развитии подростки достаточно сильно переживают, воспринимая их негативно;
  • в 13 лет подростки очень вспыльчивы;
  • неуверенность в себе на максимуме, но они ищут способы её преодолевать;
  • очень ценят чувство юмора в других, и с удовольствием учатся развивать его в себе (родителям рекомендуется реагировать на их шутки положительно, даже если они не слишком удачны);
  • именно в этом возрасте подростки обладают стремлением проявлять энтузиазм, что, на мой взгляд, нужно только поддерживать.
  • их интересуют очень многие вопросы и ответы, которые они обсуждают с родителями только если доверяют им.
  • всё ещё зависимы от родителей, но уже стремятся к независимости;
  • ценят настоящую дружбу превыше всего;
  • часто собираются в группы сверстников, любят знакомиться с представителями своего пола, в узком кругу которых чувствуют себя наиболее свободно;
  • по отношению к другим людям проявляют критичность и требовательность (сами при этом своим же требованиям могут не соответствовать);
  • девочки раньше мальчиков начинают интересоваться противоположным полом (мальчики тоже, но не так активно);
  • подростки влюбляются в кино-, рок-, поп-звёзд, создают кумиров для себя (не следует иронизировать по этому поводу, чувства действительно могут быть очень пылкими);
  • ведут себя как подобающим, так и неподобающим образом, находясь в поиске приемлемой для себя формы поведения.
  • им ближе воззрения идеалистов;
  • не разделяют общепринятое мнение, особенно если эти убеждения высказывают все вокруг (они примут кардинально отличающуюся ото всего точку зрения, просто потому что она оригинальна, а не потому что она верна – это для них вторично);
  • если кто-то, даже родитель, высказывает своё мнение, то они потребуют доказательств и фактов, иначе просто отвергнут его без сожалений;
  • интенсивно проявляется способность мыслить логически;
  • логическое мышление развивается одновременно с абстрактным, поэтому взрослые видят несоответствия и противоречия в их рассуждениях, они сами – нет;родителям рекомендуется не указывать подросткам на несостыковки более ранних рассуждений с нынешними, а просто подключать собственное логическое или абстрактное мышление в зависимости от того, что использует подросток и с удовольствием наблюдать, как он развивается в двух направлениях сразу;
  • подростки 13 лет находят объяснение всему на свете, только если оно либо чёрного, либо белого цвета, т.е. или это хорошо, или это плохо – без вариантов;
  • самый привлекательный для них путь решения проблем заключается в умении учитывать обстоятельства и в поиске альтернатив;
  • в 13 лет подростки уже способны принимать собственные решения, при этом они опираются исключительно на личную систему ценностей.
  • обострённое чувство справедливости;
  • проявление способностей к осознанию религиозных постулатов;
  • в этот период активно формируется собственная система ценностей;
  • жестокость сочетается с отзывчивостью к нуждам других.

Для чего же всё это нужно знать родителям? Давно замечено, что когда мамы и папы воспринимают как норму поведение подростка, описанное выше, а оно именно таким и является, они легче воспринимают даже то негативное, что от него исходит. Проще говоря, относятся к этому с пониманием, не придумывая своих объяснений поведению их ребёнка.

А что делать с неуправляемым подростком?

  • Каким бы безнадёжным он вам не казался, не ставьте на нём крест. Его социальная позиция и обострённое самолюбие – всего лишь результат переходного возраста, который закончится.
  • Любите его таким, какой он есть, а не каким бы вы хотели, чтобы он был.
  • Ищите в нём всё самое лучшее и опирайтесь на это в воспитании, всегда верьте в его возможности.
  • Чтобы его легче было понять, поставьте себя на его место, загляните в его чувства и мысли.
  • Старайтесь создавать все условия для того, чтобы он проявлял свою успешность. Делайте всё для того, чтобы он ощущал себя умелым, удачливым, сильным.
  • Никогда не унижайте и не оскорбляйте подростка, особенно в присутствии сверстников.
  • Будьте не только принципиальными, но и самокритичными. Это укрепит доверие подростка, и он будет делиться с вами всеми переживаниями и неприятностями.
  • Будьте для него добрым другом и мудрым советчиком.

Причины подростковой неуправляемости

Нехватка внимания со стороны родителей, если непослушание – единственный способ добиться его, то он будет делать это. Если взрослые забывают о нём, не дают ему возможности заявить о себе, то он сделает всё, чтобы привлечь к себе их внимание. Он борется за самоутверждение. Это война многочисленным указаниям, замечаниям, опасениям родителей. Он требует, чтобы вы ему доверяли, и многие проблемы хочет решать сам, ошибаясь и принимая решения. Он не сможет опираться на ваш жизненный опыт всю свою жизнь, тем более что его судьба и опыт всё равно будут отличаться от ваших.

Бывает и так, что подросток неуправляем, потому что мстит из-за следующих обстоятельств:

  • из-за постоянных нелестных для него сравнений с другими детьми или младшими/старшими братьями/сёстрами.
  • из-за неверия в его возможности и способности;
  • за унижение родителями и родственниками;
  • за потерю в случае развода одного из родителей
  • за то, что в семье появился кто-то более важный, чем он сам;
  • за несправедливое к нему отношение и невыполненное взрослыми обещания;
  • за ложь и хамелеонство родителей;
  • за то, что взрослые позволяют при нём чрезмерно демонстрировать любовь друг к другу.
Читать еще:  Трудный подросток. Проблемы и пути решения

Он может быть неуправляем и по причине неверия в свой успех. Для него показателем этого являются:

  • плохие оценки в школе, независимо от тех усилий, которые он затрачивает на их получение;
  • низкая самооценка, которая поощряется взрослыми;
  • нескладывающиеся взаимоотношения со сверстниками;
  • откровенная изоляция подростка
  • отсутствие возможности проявить свои способности, умения, возможности.

постарайтесь выяснить причину такого поведения с помощью наводящих вопросов, внимательно следите за реакцией, она расскажет вам больше, чем он. Только поняв настоящую причину, устраняйте её. Подскажите ему пути решения, рассказав якобы отвлечённую (не по теме), но интересную историю из жизни знакомых или друзей.

Психология трудного подростка — почему он трудный?

В каких случаях подростки становятся трудными? Это происходит, когда:

Изначально родители предъявляют им требования не по возрасту:

  • много позволяют, но мало спрашивают
  • мало позволяют, но много требуют.

Родители не воспринимают их соответственно возрасту:

  • он уже вырос, а они всё ещё видят его маленьким;
  • он ещё слишком мал для каких-то вещей, а с ним общаются, как с имеющим жизненный опыт, взрослым человеком.

Очень часто родители напоминают ребёнку о том, что всё, чем он пользуется, принадлежит на самом деле им, и то, какой он замечательный – их заслуга. Этим они зачастую лишают его права на собственную жизнь, чувства, достижения и возможности ощущать себя личностью.

К сожалению, психология трудного подростка формируется именно тогда, когда родители не считают нужным устанавливать тёплые, дружеские отношения на основе взаимных интересов. Иногда родители пытаются вылепить из подростка идеальный образ самого себя. То есть ту личность, которой они сами хотели когда-то стать, но не смогли. Здесь происходит замена любви к существующему ребёнку на возникающую в их сознании любовь к их идеальному образу. Для самого ребёнка трагичнее ситуации не придумаешь.

Родители не проявляют определённой твёрдости в воспитании:

  • нет чётких принципов и правил воспитания: непонятно за что накажут, а за что похвалят, всё зависит от сиюминутного настроения родителя;
  • родители не могут договориться между собой, поэтому существуют «мамины» и «папины» правила, которые, порой, противоречат друг другу;
  • правила есть, но чёткого их исполнения не происходит: родители то применяют их, то нет; могут сначала наказать за проступок, а потом пожалеть, да ещё и прощения попросить (купят взамен что-нибудь, сводят в кафе).

Никто себя не узнаёт? Именно в таких условиях, по мнению психологов-практиков, чаще всего и формируется психология трудного подростка. Для чего же он становится таким? Ребёнку не хватает внимания родителей, и он стремится его получить любым способом, неважно хорошее или плохое, это справедливо:

  • если в детстве они не получили его в полном объёме;
  • если этого внимания было слишком много, и у ребёнка на фоне инфантилизма стала развиваться потребность в бесконечных её проявлениях.

Для того, чтобы стать самостоятельной личностью, отдельной от родителей. Получить право на самоуважение, реализоваться в жизни.

Как найти общий язык с подростком

Что же делать? Ни в коем случае не ругать, наоборот, всё время подчёркивать то обстоятельство, что своей семье он нужен таким, какой он есть, со всеми его проблемами и недостатками.

  • Доказывать ему поступками, а не словами, что вам можно доверять. Соблюдать все договорённости, держать данное слово – именно тогда он станет таким же.
  • Хвалить за положительные поступки и хорошие начинания, акцентировать на них его внимание, даже если их меньше, чем плохих поступков и хулиганских выходок.
  • Попытаться свои требования превратить в его желания, т.е. здесь психология для родителей подростка проста: он должен сам захотеть того же, что и вы.
  • Допустим, если всё время ненавязчиво подчёркивать значимость хорошего образования, мысленно проходить с ним всю цепочку до конца, подчёркивать выгоды того, что он может получить благодаря ему, то успеваемость повысится.
  • Помогать правильно расставлять приоритеты. Например, быть лидером – хорошо, но научиться взаимопониманию, правильному общению со сверстниками – важнее.
  • Поменять формулировку некоторых вопросов, чтобы у подростка исчезло желание не общаться с вами. Допустим, не «что ты сегодня получил?» (в плане оценок), а «что интересного было в школе?», «что тебе сегодня там понравилось/не понравилось?»
  • Отменить физическое наказание, если оно есть. Ребёнок не должен в период переходного возраста бояться говорить родителям правду по любому поводу, какой бы она не была. Чем быстрее взрослые о ней узнают, тем больше у них будет времени на то, чтобы исправить негативную ситуацию.
  • Забыть об обидных словах и выражениях, их потребуется искоренить из своей речи. Это оскорбит достоинство подростка, он вернёт это родителям с процентами, и тогда вопрос как найти общий язык с подростком, придётся заменить на «как вообще с ним можно разговаривать?»
  • Не сравнивать своего подростка с соседскими Машами и Васями, только с самим собой. Всегда стараться оценивать его положительно, даже если он пока в чём-то некомпетентен. Не превращать свои замечания в обвинения.
  • Если хотите похвалить, то хвалите именно его. Если вынуждены критиковать, то только поступок. Т.е. похвала должна быть персональной, а критика безличной.
  • Стараться уделять своему подростку максимум внимания: радоваться даже самым маленьким его успехам и переживать вместе с ним любую его неудачу. Быть рядом в любом случае.
  • Активно помогать ему бороться с любой проблемой. Он должен знать, что родители – союзники, а не безучастные наблюдатели или его противники.
  • Верить в него, и тогда он не будет стремиться на улицу, потому что дома его принимают, любят и уважают.

На самом деле, это только кажется, что найти общий язык с подростком сложно. Начните постепенно, и вы увидите, как замечательно начнёт складываться ваша жизнь, потому что вас будут любить не по обязанности, а по зову сердца. Это ведь и есть ваша цель?

Любите своих детей сердцем! С удовольствием отвечу на ваши вопросы!

психолог-консультант, бизнес-тренер, тренер личностного роста.

Психология подростка 12, 13, 14 или 16 лет. Особенности возрастной психологии подростка

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни – это новая ступенька в развитии.

От ребенка до подростка

На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

12 лет — уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет – возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Читать еще:  Как узнать что подросток употребляет спайсы или соль. В помощь родителям: как определить употребляет ли ребёнок спайс или другой наркотик

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться – это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет – подростковый рассвет

Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет – возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий – это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет – возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

14 лет – возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель – оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать — «Я – другой!» — огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя – это особенности возраста.

Общение – это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет – путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

Психологические особенности детей в подростковом возрасте

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления

  1. Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
  2. Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
  3. Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок — от 11 до 14 лет.
  4. И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.
  5. Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.
Читать еще:  Программа коррекции поведения трудных подростков. Программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей групп риска""

Психология подростков — основные моменты

Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.

В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.

Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.

Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.

Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.

Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.

Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.

В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.

В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.

Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Источники:

http://www.b17.ru/blog/79311/
http://www.syl.ru/article/167370/new_psihologiya-podrostka-ili-let-osobennosti-vozrastnoy-psihologii-podrostka
http://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-detej-14-16.html

Ссылка на основную публикацию