Развитие личности подростка в процессе самовоспитания. Какую роль в становлении личности играет воспитание

Билет 23. Роль самовоспитания в развитии личности

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют его зрелость и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство(добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет(ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения(выявление причин успехов и неудач); самоконтроль(систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления,которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Развитие личности подростка в процессе самовоспитания

Роль воспитания в развитии личности

Как известно человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. В педагогике наряду с воспитанием значимое место выделяется и самовоспитанию. Считается, что воспитание без самовоспитания не возможно. Поэтому для определения роли самовоспитании в развитии личности мы начинаем именно с воспитания, как неотъемлемой части человеческой жизни.

Читать еще:  Ленивый ребенок который ничему не хочет учиться. Давление у подростка. Ленивый ребенок: в чем причина

Осуществляя воспитание, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания. Воспитательные отношения направлены на развитие человека как личности, т.е. на развитие его самовоспитания. В воспитательные отношения могут быть включены разнообразные средства: техника, искусство, природа. На основании этого различают такие типы воспитательных отношений. Такие как «человек — человек», «человек — книга — человек», «человек — техника — человек», «человек — искусство — человек», «человек — природа — человек». В структуру воспитательных отношений входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его ученик, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т.е. те, кто производит передачу и кто усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогике различают субъект — субъективные отношения. В целях лучшей передачи знаний, навыков, умений субъекты воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материализованные средства — объекты. Отношения между субъектами и объектами принято называть субъект — объективными отношениями. Воспитательные отношения — это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.

В педагогической литературе понятие воспитание имеет определение: социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

  • — диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
  • — организация учебно-воспитательной деятельности детей;
  • — использование положительных факторов в развитии качеств личности;
  • — содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
  • — воздействие на социальные условия, устранение и преобразование негативных средовых влияний;
  • — формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.
Читать еще:  Занятия для девочек 11 лет. Подростковый возраст - чем занять ребенка

Воспитание и деятельности создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Неправильное воспитание способно деструктировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий — вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % — своим способностям и склонностям.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред воспитания. К внутренним факторам — природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности. Специфические социальные потребности — духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д. возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.

В педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности и активности своего совершенствования, саморазвития.

4. Роль самовоспитания в развитии личности

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Читать еще:  Ребенок 5 лет часто икает причины. Подросток часто икает причины. У ребенка икота частая и продолжительная – в чем причина икоты, и как ее прекратить

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

5. Творчество как педагогическое явление. Субъективное и объективное творчество

Творчество как педагогическое явление рассматривается как ценность личности, общества и государства. Педагогика оперирует понятием «творческая направленность личности» и рассматривает эту направленность как системообразующий компонент жизненного проявления человека.

Педагогика исходит из того, что творчество – это не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в любой профессии, в разных сферах общественного производства. Творчество – это единственная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специфических способностей к той или иной конкретной деятельности. Существует творчество гениев и творчество в выполнении простых повседневных дел. Творчество не сводимо только к труду писателя, художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в приготовлении пищи, и в торговле, и в любой другой деятельности. Творчество рассматривается как некоторый специфический стиль деятельности, а не вид ее деятельности. Следовательно, все дети потенциально креативны, и задача педагогической теории и практики – помочь учителю и родителям разглядеть своеобразную индивидуальную креативность ребенка; а затем помочь ему развить свой творческий потенциал.

Как педагогическое явление, творчество осознается субъектами педагогического процесса как ценность личности, защищающая ее свободы и реализующаяся через создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих каждому возможность для субъективного (открытие для себя нового знания, порождения новых способов деятельности, новых познавательных мотивов, импровизационности) и объективного (создание принципиально нового, оригинального продукта деятельности) творчества.

В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

выражает активно-преобразовательное отношение к миру;

интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;

выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;

объективирует собственную индивидуальность для Другого;

реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;

защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.

Источники:

http://studopedia.ru/11_142339_bilet—rol-samovospitaniya-v-razvitii-lichnosti.html
http://m.studwood.ru/2051255/psihologiya/razvitie_lichnosti_podrostka_protsesse_samovospitaniya
http://studfiles.net/preview/5357928/page:3/

Ссылка на основную публикацию