Суицидальные проявления среди несовершеннолетних, профилактика. Профилактика суицидального поведения среди подростков

Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция

Тема: Профилактика суицидального поведения подростков.

  • Суицид, самоубийство (от лат. sui caedere— убивать себя)- это осознанное преднамеренное лишение себя жизни, умышленное самоповреждение со смертельным исходом, как правило самостоятельное и добровольное.
  • Парасуицид — (parasuicide) – это причинение вреда собственному здоровью, акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти.
  • Суицидент – это человек, совершивший попытку суицида или проявляющий суицидальные тенденции, демонстрирующий суицидальное поведение.
  • Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности.
  • Суицидальные тенденции – это мысли о суициде, угрозы, высказывания и намерения , принятое решение о суициде, самоповреждения, суицидальные попытки, состояние после покушения на суицид.
  • Аутоагрессия — агрессивные действия, направленные на самого себя, проявляющиеся в самообвинениях, самоунижении, нанесении телесных повреждений вплоть до суицида.
  • Демонстративное суицидальное поведение – это попытка демонстративного суицида.
  • Аффективное суицидальное поведение — это импульсивные действия под влиянием ярких эмоций, без четкого плана, ведущие к самоповреждению, травме или смерти.
  • Истинное суицидальное поведение – обычно заканчивается смертью. Характерно продуманным планом действий и тщательной подготовкой.
  • Постсуицидальный кризис — период от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций.
  • Психологический кризис – это эмоциональное состояние, которое возникает при столкновении человека с непреодолимым препятствием на пути к удовлетворению важнейших потребностей, а жизненного опыта преодоления таких препятствий нет.
  • Степень суицидального риска – оценка угрозы суицида по определенным критериям.
  • Признаки суицидального поведения – восемь характерных черт поведения, которые помогут распознать и предупредить суицидальное поведение на ранних этапах.
  • Депрессия — это психическое расстройство (от лат. deprimo— давить, подавить), характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления и двигательной заторможенностью.
  • Заигрывание со смертью – это рискованное поведение.

информационное просвещение специалистов по работе с молодежью, педагогов, психологов, социальных работников, а также родителей учащихся.

  • осветить проблему суицидального поведения несовершеннолетних;
  • познакомить с основами суицидологии;
  • познакомить с признаками суицидального поведения несовершеннолетних;
  • показать способы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних;
  • показать роль детского телефона доверия в профилактике суицидов
  • Ожидаемый результат:

повышенное внимание слушателей к предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних, популяризация детского телефона доверия.

интерактивная проблемная лекция: система познавательных задач, отражающих основное содержание темы.

  • Основы суицидологи.
  • Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков.
  • Признаки суицидального поведения несовершеннолетних.
  • Оценка суицидального риска.
  • Способы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
  • Роль детского телефона доверия в профилактике суицидов.

Продолжительность – 60 минут

Предполагаемое количество участников – 20 – 30

Необходимое оборудование, оснащение:

тетради, ручки, компьютер, экран, проектор, раздаточный материал.

  • Андреев И.Л. «Заказное» самоубийство: Ритуальный уход из жизни как социально-психологический феномен // Вопросы философии. — 2000. — № 12. — С.14-34.
  • Бебчук М.А., Салихова А.Р., статья ИИСТ ( сайт http://www.familyland.ru/) Роль семьи в формировании и динамике суицидального поведения у детей и подростков, 2015.
  • Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты // Журнал практического психолога. — 2000. — № 3-4. — С.182-200.
  • Бебчук М.А., Салихова А.Р., статья ИИСТ ( сайт http://www.familyland.ru/) Роль семьи в формировании и динамике суицидального поведения у детей и подростков, 2015.
  • Вроно Елена (психолог, психотерапевт и главный в нашей стране специалист по проблематике детских суицидов). Лекция для родителей в «Новой газете» по публикациям «Группы смерти». Теги: вконтакте, дети, лекция, суицид
  • Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. — Самара. 2000.
  • Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2001. — №. — С. 32-39.
  • Суицидология. Прошлое и настоящее / Под ред. А.Н. Моховикова. — М., 2001.
  • Мурсалиева Галина, публикации «Группы смерти» о сетевых сообществах, участники которых подталкивают детей и подростков к суициду.
  • Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Жизнь – это жизнь, борись за неѐ!»
  • Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2003. — №1.
  • Хендин Г. Психотерапия и самоубийство // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2003. — №1.
  • Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. — М.: Когито-Центр, 2005. — 214 с.

Суицид, самоубийство (от лат. sui caedere— убивать себя)- это осознанное преднамеренное лишение себя жизни, умышленное самоповреждение со смертельным исходом, как правило самостоятельное и добровольное.

Парасуицид — (parasuicide) – акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти, это причинение вреда собственному здоровью (например, благодаря передозировке снотворных препаратов), которое, однако, не вызвано действительным стремлением к смерти человека.

Суицидент – это человек, совершивший попытку суицида или проявляющий суицидальные тенденции, демонстрирующий суицидальное поведение.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Суицидальные тенденции – это мысли о суициде, угрозы, высказывания и намерения , принятое решение о суициде, самоповреждения, суицидальные попытки, состояние после покушения на суицид.

Аутоагрессия — агрессивные действия, направленные на самого себя, проявляющиеся в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до суицида. Суицид – это максимальное проявление аутоагрессии.

Демонстративное суицидальное поведение – это попытка демонстративного суицида (чтобы успели спасти), основанная на стремление обратить внимание на себя, на свои проблемы и страдания, это всегда просьба о помощи.

Читать еще:  Смертельные игры: Кто толкает детей к суициду и как родителям их уберечь. Смертельные игры подростков: как защитить своего ребенка

Аффективное суицидальное поведение — это импульсивные действия под влиянием ярких эмоций, без четкого плана, когда сильные негативные эмоции (обида, гнев) затмевают реальное восприятие действительности и провоцируют на аффективные суицидальные действия. Заканчиваются самоповреждениями, травмой или смертью.

Истинное суицидальное поведение – обычно заканчивается смертью. Характерно продуманным планом действий и тщательной подготовкой. Человек старается привести в порядок свои дела, пишет записки и завещания, раздаривает личные вещи.

Постсуицидальный кризис — период от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций. Проявляется в психологическом кризисе, проявляющемся в соматическом, психическом или психопатологическом состоянии. Требует особого внимания, потому что суицидальная попытка может повториться после того, как все успокоились — 30% суицидентов через 2-3 месяца после попытки суицида повторяют его до летального исхода.

Психологический кризис – это эмоциональное состояние, которое возникает при столкновении человека с непреодолимым препятствием на пути к удовлетворению важнейших потребностей, а жизненного опыта преодоления таких препятствий нет.

Степень суицидального риска – это оценка угрозы суицида по определенным критериям. Признаки суицидального поведения – восемь характерных черт поведения, которые помогут распознать и предупредить суицидальное поведение на ранних этапах.

Депрессия — это психическое расстройство (от лат. deprimo— давить, подавить), характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления в сторону пессимизма и двигательной заторможенностью. Депрессия — спутник суицидального поведения.

Заигрывание со смертью — это романтика риска, безудержная погоня за острыми ощущениями и неоправданный риск, например — экстремальное времяпровождение, экстремальные виды спорта, рискованное сексуальное поведение.

Критерии оценки степени суицидального риска

  1. Предшествующая попытка суицида.
  2. Суицидальная угроза.
  3. Оценка реакций на стресс в прошлом.
  4. Оценка уязвимости к угрожающим жизни аффектам.
  5. Оценка внутренних и внешних ресурсов поддержки.
  6. Оценка фантазий о смерти.
  7. Оценка способности суицидента к проверке своих суждений реальностью.

Мотивы суицидального поведения у детей и подростков

  1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  2. Действительная или мнимая утрата любви родителей
  3. Неразделенное чувство и ревность.
  4. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  5. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
  6. Боязнь позора, насмешек или унижения.
  7. Страх наказания, нежелание извиниться.
  8. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  9. Чувства мести, злобы, протеста; угроза или вымогательства.
  10. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
  11. Сочувствие или подражание кому-либо, «эффект Вертера»

Психологический смысл подросткового суицида – это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию.

Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания:

  1. Безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их решение;
  2. Беспомощность, бессилие, невозможность планировать события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами;
  3. Чувство неполноценности, никчемности, незначимости;
  4. Чувство одиночества и изоляции: никто не помогает, не интересуется, не понимает меня.

Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении:

  1. Быстрая смена чувств, изменчивость настроения; надежды быстро вспыхивают и гаснут. Наблюдается синдром тревожно-ажитированного поведения: подъем настроения с признаками суеты и спешки;
  2. Апатия, отсутствие интереса к чему-либо, бесполезное времяпрепровождение, депрессия, приступы бессилия, безволия; подросток «тяжел на подъем», уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в поведении характерно оцепенение и сонливость;
  3. Неспособность планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия; внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, отрешенность от забот и тревог; уход в мир фантазий, признаки бегства от реальности;
  4. Низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности, высокая ранимость и бурные реакции на неудачи;
  5. Выраженное чувство вины, стыд за себя и отчетливая неудовлетворенность собой;
  6. Употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
  7. Противоречивость, двойственность намерений:
  8. высказывается желание умереть, но это – зов о помощи.

Вредные привычки подростков ведут к аутоагрессии

Вредные привычки – пагубные пристрастия — могут рассматриваться как причина и как следствие социальной дезадаптации подростков. Вредные привычки ведут к различным формам аутоагрессивного поведения. К числу вредных привычек принято в первую очередь относить употребление наркотических веществ, алкогольных напитков и табакокурение.

Аутоагрессия – это агрессия, обращенная на самого себя, это стремление причинить себе вред, боль, осознанное или бесознательноеАутоагрессивное поведение является проекцией агрессии на собственную личность.

Аутоагрессия проявляется в различных формах: 1) в форме самоуничтожающего поведения, а именно: алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, раскованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение; 2) в форме самоповреждения; 3) в суицидальном поведении –крайней форме аутоагрессии.

Правила проведения беседы с подростком с суицидальными мыслями:

  1. Выслушивание. Подростка часто пугают собственные намерения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.
  2. Банализация. Снятие представлений об исключительности страдания. Подростку его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею, не имеет достаточно жизненного опыта и не способен критически посмотреть не нее.
  3. Эстетический подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти. Поэтому очень результативным способом профилактики суицида является описание, как будет выглядеть их труп.
  4. Напоминание об обязанностях и связях с близкими. Искать в окружении подростка близкого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком.
  5. Взвешивание плохого и хорошего. Помочь сосредоточиться не только на негативных сторонах ситуации, но и «оживить» представление о том хорошем, что есть у него в жизни.
  6. Контрастирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше. Подростку полезно показать примеры того, как люди мужаются и продолжают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.
  7. Использование имеющегося опыта решения проблем. Напомнить его навыки в разрешении проблем и привлечь его прошлый опыт для разрешения настоящей ситуации.
  8. Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он будет опираться: сила воли, физическая сила, терпении
  9. Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации которых подросток будет стремиться вперед.
  10. Структурирование действий. Совместно с подростком выстраивается план действий на ближайшее время, ему рекомендуется придерживаться этого плана.
  11. Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры
  12. Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.
Читать еще:  Как найти общий язык с подростками. Особенности общения с подростком

Суицидальные проявления среди несовершеннолетних, профилактика. Профилактика суицидального поведения среди подростков

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Профилактика суицида среди несовершеннолетних

Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто — просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» — Ричард Бах

Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто «игра в суицид» заканчивается трагедией! В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете.

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся и проведения программы предотвращения самоубийств. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники педагогического процесса: педагоги, учащиеся, родители, психологи, специалисты РОВД, специалисты ЦРБ.

При разработке плана «По профилактике суицида и суицидального поведения», мы опирались на материалы одного из ведущих специалистов в области массового сознания и социального влияния Р. Чалдини. Он убедительно показал, что при сообщениях в СМИ о случаях суицидов и любых обсуждениях темы самоубийства у многих людей (до 10%) включается некий механизм, пока не изученный, результатом работы которого становится резкий рост количества суицидов.

В связи с этим, при разработке данного направления в системе профилактики, мы исходили из положения о том, что прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийства является нецелесообразным. По нашему мнению, вместо открытого обсуждения проблемы самоубийства профилактику суицидального поведения в учреждении образования необходимо строить в направлении саногенного (оздоравливающего, позитивного) мышления у детей и подростков, т.е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

С начала учебного года особое внимание уделялось вновь прибывшим учащимся и учащимся 1, 5, 10 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все учащиеся прошли психологическую диагностику, по результатам проведенного исследования определяется:

· Тревожность: «Школьная тревожность Филлипса», «Тест для определения тревожности у детей» (Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Амен);

· Эмоциональное состояние учащихся, настроение: (САН (Самочувствие-Активность-Настроение), Цветовой тест Люшера;

· Уровень мотивации: Диагностика структуры учебной мотивации, Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Пахомова и Р.В. Овчарова.);

· Чувства, которые испытывают в школе (по методике С.В. Левченко).

· Социометрия (социальный статус в группе, межличностные отношения, мини-группы).

И при повышенном уровне тревожности, пониженном настроении, низкой активности с этими учащимися проводятся вторичная диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

В план воспитательной работы школы внесены темы мероприятий посвященных жизненным ценностям:

Неразлучные друзья взрослые и дети, Что такое дружный класс, О доброте, В здоровом теле здоровый дух

Семья и семейные ценности, Ко дню пожилого человека «Словарь добрых дел», Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть, Ко дню Матери «Самая хорошая. «, Будем жить дружно и весело, О невеждах и вежливости.

Родители, педагоги и сам школьник часто задаются вопросом о возможности правильного ориентирования в кризисной ситуации, саморегулирования поведения, осознания последствий. Наблюдения показывают, что поведение школьников, ход мыслей и образы носят подчас непредсказуемый характер. Но они не возникают беспричинно, а зависят от обстоятельств и личной роли школьника в них.

Классный руководитель, школьный психолог и родители, готовясь вступить в кризисную ситуацию и помочь школьнику, оценивают его достоинства и недостатки, позицию в оценке себя и окружающих. Определяют его способность быть ответственным за свои поступки и умение защищаться от негативных воздействий; настраивают школьника на адекватную ориентацию в кризисной ситуации. При этом «черное» или «белое» исключается, нужна возможность полутонов.

Читать еще:  Особенности воспитания подростка и трудности переходного периода. Каким должно быть правильное воспитание подростка

Проблемы, связанные с формированием поведения в кризисных ситуациях, являются ключевыми для школьного и особенно подросткового возраста. Поэтому разрабатываются различные поведенческие тренинги, связанные с подготовкой подростков к вступлению во взрослую жизнь, предупреждению в их жизни кризисных ситуаций и выводу из них. Подросток, знакомый со сложной, кризисной ситуацией, правильнее реагирует на нее и находит целесообразное решение, он понимает свои особенности, готов к оказанию помощи себе и окружающим.

Работа с родителями . В работе с семьей используются разнообразные формы работы, активные взаимодействия и практическая направленность занятий с рассмотрением вопросов детско-родительских отношениях, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактика семейных конфликтов. Родители охотно участвуют в дискуссиях, обсуждают актуальные вопросы. Проведены собрания, встречи с родителями по темам:

«Как помочь первокласснику адаптироваться к школе», » Ваш ребенок — пятиклассник», «Трудности адаптационного периода пятиклассников», «Возрастные особенности подростков», «Ваш ребенок взрослеет: договориться или подчинить», «Воспитание личности», «Роль семьи в воспитании ребенка. Вопросы и ответы», «Профессиональное самоопределение подростков», «Нелегкий разговор о требовательности», «Воспитать личность», «Развитие личностных качеств», «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации», «Роль традиций семьи в выборе профессии», «Семья и семейные ценности».

Общение классного руководителя и родителей осуществляется не только в стенах школы, но и за ее пределами — классные руководители посещают семьи обучающихся не только с целью информирования о неуспехах ребенка в учебе, пропусках уроков, но и с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.

В процессе работы с родителями необходимо «развенчать» миф о психической неполноценности человека, склонного к суицидальному поведению, т.к. эти представления часто являются причиной останавливающей их от обращения к специалистам. Целесообразно убедить родителей в том, что направление суицидального подростка к детскому психиатру (психоневрологу) или в отделение скорой помощи, может спасти его жизнь.

Следует также обратить внимание родителей на необходимость ограничения доступности средств самоубийства для подростков. Различные формы надзора, надежное хранение опасных медикаментов, огнестрельного оружия, пестицидов, взрывчатых веществ, ножей в учебных заведениях, родительских домах и других местах пребывания суицидальных подростков, являются важными мерами спасения их жизни. Поскольку эти меры сами по себе не являются достаточными для долговременной превенции самоубийства, ребенку одновременно следует оказывать психологическую поддержку.

С педагогическим коллективом проводится психологическое просвещение по вопросам дезадаптивного, в частности суицидального, поведения детей и подростков, дается информация о возможных мерах профилактики суицида. Обращается внимание классных руководителей на индивидуальную работу с семьей.

Профилактика суицидального поведения подростков

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Профилактика суицидального поведения подростков

Страшная трагедия случилась 14 ноября в Псковской области в селе Струги Красные. Здесь в частном доме заперлись двое молодых людей, которые после употребления спиртных напитков принялись дурачиться с ружьем в руках. Сначала они просто стреляли в воздух и по забору, а затем открыли огонь по полицейской машиной. На штурм стражи порядка пошли только после того, как многочасовые переговоры закончились провалом. Полицейские применяли во время штурма свето-шумовые гранаты. Шоку сотрудников полиции не было предела, когда они увидели убитых Катерину и Дениса. Из данных СК РФ, Денис сначала застрелил Катерину, а затем покончил с собой.

Согласно статистике Тульской области число подростковых самоубийств невелико. Но разве может эта информация успокоить тех, чьи ребятишки как раз и стали частью печальных отчетов?

Согласно той же статистике причинами суицидов в 65% случаев становятся семейные конфликты, в 14% – неразделенная любовь, в 10% – депрессия или обида, в 9% – нервный срыв или потрясение, в 2% – любопытство и другие причины. При этом тот же нервный срыв может случиться, если ребенок стал жертвой насилия, из-за конфликта с учителями и одноклассниками, с воспитателями и приемными родителями, из-за стыда и боязни ответственности за совершенное (а то и не совершенное!) правонарушение. В нашей области был случай, когда мальчик чуть не покончил с собой, увидев на экране своего компьютера заставку порносайта и испугавшись реакции отца.

Практически всегда подросток, решившийся свести счеты с жизнью, сознательно или бессознательно подает сигналы бедствия, но окружающие порой их не видят или не понимают.

Предлагаю разобрать подробно основные понятия, виды и причины суицида.

Суицид — это осознанное лишение себя жизни, намеренное самоубийство, умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

Парасуицид – акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти

Суицидент – это человек, совершивший попытку суицида или проявляющий

суицидальные тенденции, демонстрирующий суицидальное поведение.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности.

Суицидальные тенденции : мысли, угрозы, высказывания, намерения, принятое решение о суициде, суицидальные попытки, состояние после покушения на суицид; самоповреждения и др.

Суицидальное поведение встречается как в норме, так и при психопатиях.

При акцентуациях суицидальное поведение проявляется в форме девиантного при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Аутоагрессия это проекция агрессии на собственную личность.

Агрессивные действия, направленные на самого себя, проявляющиеся

в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до суицида. Суицид – это максимальное проявление аутоагрессии.

Источники:

http://www.b17.ru/article/profilaktika_suicide_podrostkov/
http://26317lvschooll8.edusite.ru/p124aa1.html
http://infourok.ru/profilaktika-suicidalnogo-povedeniya-podrostkov-1416939.html

Ссылка на основную публикацию