Трудный подросток. Проблемы и пути решения

Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения

Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

В какой же период жизни формируется ребенок с признаками “трудного”. Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется с детского сада. Многие считают, что это просто детские шалости.

Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил о том, что “личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать.

Психолог Л. М. Зюбин, на вопрос: “С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?”, отвечал: “С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его”.

“Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе,- детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи–восьми лет”, – утверждал В. А. Сухомлинский.

Действительно, воспитание ребенка начинается еще в эмбриональном состоянии, до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом – школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем развитии, он идет вперед. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющему поведению, нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности.

Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические то они вызывают прежде всего педагогическую запущенность.

Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека.

Категория “трудных” подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков “трудности” являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.

Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, является семья.

Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством.

Но для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

Читать еще:  Ребенок в год проявляет агрессию что делать. Не могу справиться с ребенком? Агрессивный ребенок что делать? Агрессия у детей дошкольного возраста и подростков. Например, пословицу Тише едешь - дальше будешь" дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогд

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т. д. Умение видеть положительное в поведении “трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально- психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.

Коррекция поведения “трудного” подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и “лечении” социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их “переделке”, какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

Хотелось бы предложить следующие рекомендации для родителей трудновоспитуемых подростков (Р. В. Овчарова):

Отнеситесь к проблеме “трудного” ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.

Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.

К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть “легкие” дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.

Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.

Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).

Непосредственно программы индивидуальной и групповой психокоррекции рассчитаны как на взрослых-родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов – это прежде всего социально-психологические тренинги, психодраммы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а так же родителей и коллег.

Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами, можно применять аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола.

Необходимость научно-обоснованной, воспитательно-профилактической работы с “трудными” подростками ставит на повестку дня создание специальных центров социальной реабилитации, повсеместно действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости, состояния нервно-психологического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных коррекционно-реабилитационных программ.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

И последнее: пожелания взрослым работающим с детьми и подростками:

Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на наш взгляд, тайна, доверенная нам, либо доверительный разговор должны остаться между нами. Иначе нам никогда не стать в глазах наших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотим найти в родителях союзника, надо научиться не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, уметь видеть в каждом трудновоспитуемом, “испорченном” подростке хорошие стороны.

Проблемы подростка и пути их разрешения

Проблемы подростка и пути их разрешения

Подростковый возраст небезосновательно называют особым, трудным. Для успешного взаимодействия с подростком необходимо знать особенности этого возраста. Однако было бы большой наивностью полагать, что все трудности общения, взаимодействия с подростком, преодоления его собственных проблем связаны только с его возрастными особенностями. Это далеко не так. Воспитание и положительное влияние на ребенка вне зависимости от его возраста, развитие его личности – все это само по себе весьма трудные вещи. Поэтому разговор о проблемах взаимодействия подростка в семье выходит за рамки возрастных особенностей. Подобную точку зрения разделяют многие специалисты, занимающиеся подростковой проблематикой (Авдулова Т. П. 2012; Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005).

Разумеется, особенности подросткового возраста необходимо учитывать в очень высокой степени, их нужно знать. Поэтому им следует уделить необходимое внимание.

Читать еще:  Квест на хэллоуин для взрослых и подростков в помещении. Детские конкурсы на хэллоуин

Трудности взаимодействия с подросток редко концентрируются на одной конкретной проблеме. Из этого следует , что конструктивные отношения с ним в семье могут быть обеспечены распутыванием всего клубка, а не выделением какого-то приоритетного направления, за которым очень легко потерять проблемы конкретного ребенка.

Проблему взросления подростка можно охарактеризовать по двум направлениям:

1) переход в объективно более сложную сферу жизнедеятельности и недостатком личностных ресурсов;

2) эмоциональная нестабильность, вызванная интенсивными физиологическими процессами организма: эмоциональная неуравновешенность, перепады настроения.

Кроме этих двух проблемных направлений существуют трудности, связанные еще с индивидуальными особенностями подростков, которые в силу своего непростого формирования не всегда являются осознанными, они провоцируют подростков на экстремальные варианты решения тех или иных проблем. Что требует квалифицированной помощи со стороны родителей, педагогов и психологов.

Все проблемы с подростками и их взаимоотношениями с родителями, педагогами, окружающими можно разделить на четыре группы. Рассмотрим их более подробно.

  • Первая группа – внеподростковые проблемы, обостряющиеся в подростковом возрасте. В этот перечень входят: конфликтность, ложь, неисполнение домашних обязательств, снижение успеваемости. Весь этот комплекс проблем имеет один источник. У каждого конкретного подростка они могут присутствовать в разной степени. Это в значительной степени связано с индивидуальными особенностями. Если есть что-то одно (из выше перечисленных качеств), то в той или иной степени присутствует и все оставшиеся. Весь этот комплекс проблем связан с ошибками родительской или педагогической позиции (опека, авторитарность вместо сотрудничества и партнерства) и особенно с недостатком педагогического внимания со стороны родителей, когда у ребенка не сформированы навыки самостоятельности и конструктивного компромиссного взаимодействия с окружающими. Чем больше таких проблем у подростка, тем труднее ему взаимодействовать с окружающими. Если таких проблем накопилось слишком много, то процесс может стать уже необратимым.

Одной из наиболее беспокоящих родителей проблем является снижение успеваемости. Неуспеваемость – сама по себе очень сложная проблема. Еще больше она усугубляется эмоциональностью подросткового возраста, нарастающими трудностями и объемом изучаемых предметов. Подавляющее большинство подростков нуждается во внимании со стороны взрослых. Внимательность к успехам ребенка с первых лет обучения, оказание помощи, поддержки и сопровождения в процессе обучения может быть собственными силами или с привлечением репетиторов, поиск и раскрытие способностей как приоритетного направления жизнедеятельности подростка – такой список мер может способствовать повышению качества успеваемости.

Важным направлением формирования подростков является посещение им учреждений дополнительного образования. Поиску способностей в профессиональном самоопределении может поспособствовать поощрение со стороны родителей чтения всевозможной научно-популярной, философской, этической и специальной (по какой-то профессии – медицине, истории, юриспруденции, психологии, биологии и т.д.) литературы.

  • Вторая группа – проблемы подросткового возраста. Данный блок проблем связан со спецификой подросткового возраста. Для других возрастных групп они не являются характерными и столь заметными.

Эта группа хорошо описана в классической литературе. Позволю себе лишь кратко их наполмнить. Одной из ярких характеристик проблем подросткового возраста является недостаток позитивных оценок в самоотношении (Авдулова Т. П. 2012; Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005; Обухова Л. Ф., 2011); отсутствие снисходительности и полутонов в оценках себя и окружающих; перфекционизм; максимализм; всплеск невротичности. В силу эмоционального дисбаланса возникает необходимость внимания взрослых к положительным качествам подростка, проявляющихся в конкретных действиях, ситуациях, поведении, общении, поступках и др. Вместе с тем взрослые часто не видят достоинств подростка, но легко замечают недостатки. Задача взрослых – помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира.

Интенсивные физиологические процессы, происходящие в организме подростка, способствуют появлению возбудимости, эмоциональной неустойчивости, самоуверенности и переоценке своих возможностей, подростковый максимализм.

Особенность эмоциональной сферы подростка состоит в том, что ему кажется, что окружающие постоянно за ним наблюдают, выискивая недостатки. Это в свою очередь увеличивает его нервозность, добавляет эмоциональную напряженность, неуверенность. Нередко подросток идет по пути демонстративного поведения, как бы играет на публику. Эту особенность поведения в научной литературе описывают как феномен воображаемой аудитории (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005; Обухова Л. Ф., 2011). Подросток, воображающий себя центром внимания негативно настроенных к нему окружающих, находится на эмоциональном «взводе», что и определяет чрезмерность его эмоциональных реакций в ответ на то или иное мнение окружающих. Данная особенность, вероятно, является последствием экспериментирования подростка с новым для него миром взрослых отношений.

Высказываемые опасения взрослых по тому или иному поводу игнорируются подростком, так как он себя представляет себя исключительной, уникальной личностью, на которую не распространяются закономерности и логика окружающей жизни («со мной никогда ничего не может случиться, я не такой как все»). Собственная жизнь и личные переживания подростку кажутся настолько уникальными и неповторимыми, что окружающие просто не в силах его понять, и потому он обречен на одиночество. Такая позиция нередко порождает склонность к самолюбованию на фоне чувств эмоциональной напряженности, тревожности, одиночества, саркастического отношения к окружающим.

Начинается поиск подростком форм, в которых наиболее удачно и доступно могла бы воплотиться его взрослость. В зависимости от личностных качеств, которые смог освоить подросток, взрослость может принимать как позитивные созидательные разновидности, так и негативные, сводящиеся к манерничанью и подражательству.

Ну, и, наконец, кодекс товарищества. Подростки центрированы на группе сверстников, дорожат ее мнением больше, чем мнением взрослых. Склонны сплачиваться, ели кто-то из них вступил в противостояние со взрослым, вне зависимости от того, прав ли взрослый или нет. В общении со сверстниками подросток осваивает «взрослые» отношения – уважительное отношение друг к другу, позиция равноправного общения, доверие, сотрудничество. От себя добавлю, что подростковая мораль отличается от зрелой нравственной позиции. Источником подростковой морали часто являются общественные штампы, привязанность к группе и направленность поведения в сторону мнимых интересов группы. Часто моральный тон в группах задают доминантные подростки, которые всю группу могут направить в сторону действий с совершенно непредсказуемыми последствиями. В этом случае весьма вероятны критические моменты, острые конфликты, в том числе и с непоправимыми последствиями. О возможности таких конфликтов взрослым необходимо знать, т.е. уметь их прогнозировать и не допускать ситуаций, в которых вероятны криминальные исходы.

Для овладения ролями взрослых, взрослой позицией подростку необходимо общение со сверстниками. Однако источником истинной нравственности является не подростковая среда, а создание условий взрослыми для формирования навыков рефлексии, опыта самостоятельного осмысления происходящего и умения воплощать в жизнь плоды собственных размышлений, освоение общечеловеческих ценностей.

Подросток нуждается в духовном наставничестве – интенсивном взаимодействии с человеком, людьми, книгами, умеющими правильно сориентировать его по основным направлениям жизнедеятельности. Конечно, наиболее удачно, если родитель сможет выполнить эту роль. В данном случае последнему необходимо знать, какие направления жизнедеятельности являются наиболее сложными, и какие стратегии поведения в них являются наиболее предпочтительными.

  • Третья группа – проблемы новой сферы жизнедеятельности подростка. В эту сферу входят взаимоотношения с окружающими, с противоположным полом, выбор друзей, любовь, выбор профессии, определение критериев успешности жизненного пути, становление мировоззрения, определение смысла жизни. Это наиболее острая сфера проблем, с которой сталкивается подросток. Совершенно определенно, что он не осознает остроту и сложность данных проблем и не подготовлен к ним. Фактически в большинстве случаев с этими проблемами он остается один на один. Подросток «трогает» новую для него реальность – взрослый мир – наподобие того как грудной ребенок трогает окружающие предметы. Вначале это получается примерно также неумело и морально разрушительно, как и у грудничка физически. Это неизбежно вызывает у окружающих раздражительность, неприятие его поступков и поведения.
Читать еще:  Мальчикам 12 лет их развития. В каком возрасте начинают идти месячные. Путь от чистого ребенка до подростка

Наиболее привлекательной из данных проблем подросткам кажется любовь и взаимоотношения с противоположным полом. Сфера, по которой с одной стороны нет школьных предметов, а с другой – по сложности кратно превосходящая любой школьный предмет. В эту область их толкает огромная биологическая внутренняя сила – легкость образования привязанности, совмещенная с возрастающим влечением к противоположному полу. Один на один с этой проблемой у подростка нет никаких шансов на победу. Но ему кажется, что решение очень близко и просто. Он даже не видит необходимости, чтобы по такому «пустяку» обращаться за помощью к взрослому. К тому же из предыдущего жизненного опыта общения со взрослыми у него складывается протест-предчувствие против такого обращения. Взрослые, в общем-то, и сами в этой сфере по большому счету беспомощны. Единственный ориентир, который понятен взрослым и которого они придерживаются – «рано-пора». Формула взаимодействия с подростком о введении в данную сферу – «запрет-разрешение».

Кто же должен отвечать за эту сферу, и как она должна выглядеть в том виде, когда она решается грамотно. Отвечают за нее родители и педагоги. Попытаемся найти те ориентиры, из которых мог бы исходить родитель или педагог, если бы он все-таки набрался решимости поработать с подростками в этой проблематике. Мы видим здесь два ориентира для совместных с подростком размышлений:

Первый ориентир – статистика разводов, типичные последствия любви, ранние половые взаимоотношения. Приведем, например, данные соотношения браков и разводов по Москве (см. таблицу ниже). Как видно из таблицы, ситуация далека от идеалов – распадается почти каждый второй брак.

Трудный подросток. Проблемы и пути решения.

Трудный подросток. Проблемы и пути решения.

Трудный подросток. Иногда их называют трудно воспитуемыми, иногда социально дезадаптированными, или педагогически запущенными, иногда детьми с отклоняющимся, или предпреступным поведением. Во всех этих случаях речь идет о таких подростках, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются и, более того, как правило, активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Такие подростки составляют «группу риска» с точки зрения возможности совершения ими правонарушений. Здесь мы должны иметь в виду границу между правосообразным и криминальным поведением.

В школе обычно имеются сведения о трудных подростках, в первую очередь о тех, которые стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, и часто администрация школы считает решение проблем этих детей первоочередной. В настоящее время большинство таких запросов касается подростков, которых подозревают в токсикомании, склонных к наркомании и алкоголизму, ведущих раннюю половую жизнь (последнее особенно волнует в отношении девочек), участвующих в неформальных объединениях анти- и асоциального характера. Много запросов и относительно подростков, замеченных в воровстве, хулиганских действиях.

В работе с трудными подростками важно понять пределы своей профессиональной компетенции, поскольку проблема перевоспитания таких подростков, конечно, может быть решена только в широком социальном контексте. Прежде всего задача состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявить причины отклоняющегося поведения.

Традиционно причины трудновоспитуемости и противоправного поведения ищут, выясняя особенности семейного окружения, работы школы, влияния «улицы», неформальных групп. Не отрицая важности анализа этих факторов, необходимо подчеркнуть первоочередное значение психологической диагностики. Так, например, важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в некотором неформальном объединении, но выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли он самоутвердится или почувствовать защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках. Чрезвычайно важно проследить путь, который привел подростка в данную группу, причем здесь также важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога К. Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей(психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность и т.д.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – четкости и реалистичности осознания себя и своего окружения.

В работе с подростками, входящими в «группу риска» большое значение имеет профилактика возможных правонарушений. Правонарушению, как правило, предшествуют прогулы. Раннее их выявление и правильная работа по их ликвидации могут явиться одним из наиболее ценных методов профилактики. В этой связи заслуживает внимания разделение прогула как формы отклоняющегося поведения, результатом чего может стать противоправный поступок, и прогула, свидетельствующего о невротизации подростка и являющегося симптомом «школьной фобии» (школьного невроза).

Многих трудновоспитуемых подростков отличает плохая успеваемость. Обычно ее объясняют именно плохим поведением, подразумевая, что если исправится это поведение, то повысится успеваемость. Во многих случаях это действительно так. Однако в некоторых случаях подобное объяснение не позволяет разглядеть некоторых дефектов интеллектуального развития, имеющих подчас органическое происхождение, которое является подлинным источником неуспеваемости и, как следствие, трудновоспитуемости.

Необходимо отметить еще один нюанс. Трудновоспитуемые подростки в течение урока получают не только значительно больше замечаний, чем в среднем все другие учащиеся, но эти замечания имеют принципиально другой характер: во-первых, они, как правило, относятся не к отдельному проступку или ошибке, а сразу несут в себе отрицательную оценку личности подростка; во-вторых, к этой своей оценке педагог часто подключает весь класс, тем самым усиливая ее. Показательно, что сами учителя в большинстве своем этого не замечают.

Каждому педагогу необходимо знать:

– трудный подросток требует более бережного отношения к себе, доброго участия в его судьбе, т.к. жизненных проблем у него более чем достаточно.

– необходимо исследовать и понять причины его проблем, вспоминая слова А.С. Макаренко «Для того, чтобы работать с отдельной личностью, нужно ее знать…»

– педагог сознательно должен избегать при общении с трудным подростком таких выражений и замечаний, которые вызывают у него чувство глубокого неприятия: оскорблений, язвительных замечаний, угроз, незаслуженных обвинений, демонстраций собственной власти. Воспитательная мера не должна задевать гордость подростка. Атмосфера сочувствия сближает педагога и подростка. Искренность, такт и внимание –основа воспитания.

– школа – это второй дом для трудных подростков, лишенных тепла в собственном доме. Задача педагога создать благоприятный климат для подростков такого типа. Подростки откликаются на интеллектуальность и культурное воздействие школы.

– необходимо поддерживать моральный настрой подростка, позитивный взгляд на жизнь, мотивацию на обучение, перспективы на будущее, используя все возможные методы.

– задача педагога – поддерживать и развивать, содействовать и возрождать личность трудного подростка, изменять к лучшему.

И в заключение. Педагог просто обязан помочь трудному подростку по мере необходимости и возможности. Кто, если не ты?

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210853/
http://www.b17.ru/article/93048/
http://infourok.ru/trudniy-podrostok-problemi-i-puti-resheniya-1393726.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector