Ценности современных подростков. Жизненные ценности современных подростков

Жизненные ценности современных подростков Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ерофеева Ирина Алексеевна

В статье анализируются жизненные ценности современных подростков.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ерофеева Ирина Алексеевна,

Текст научной работы на тему «Жизненные ценности современных подростков»

Жизненные ценности современных подростков Ерофеева И. А.

Ерофеева Ирина Алексеевна / Erofeeva Irina Alekseevna — студент, факультет психологии личности,

Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), г. Владимир

Аннотация: в статье анализируются жизненные ценности современных

Ключевые слова: ценности, эмпирическое исследование, УУД, методические рекомендации.

Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком перемен в обществе, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных подростков закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности формируются не без помощи старшего поколения — родителей, учителей [2].

Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал [5]. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Изучив ценностные предпочтения современных подростков с помощью методики Ш. Шварца [4], мы пришли к выводу, что среди испытуемых (ими стали учщеся 4-10 клссов) верхнюю часть рейтинга занимают ценности: «семья», «наличие хороших и верных друзей», «жизнь», «здоровье». Важно отметить, что у ребят сформированы важные для будущей жизни ценности. Нижнюю часть рейтинга занимают ценности сохранения («безопасность» «конформность», «традиции») и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»). Подобные показатели позволяют говорить о проблеме в системе ценностей современной молодежи, поскольку в их сознании низкое значение отводится традициям, Родине, культуре, красоте, а это богатство нашей страны и нашего общества. Особое внимание следует обратить на то, что система ценностей с возрастом меняется, а так как в исследовании принимали участие подростки, значит формировать и закреплять ценностные ориентации еще не поздно.

Во-первых, обращает на себя внимание факт доминирования ценностей «семья», «жизнь», «доброта», «достижения» и «самостоятельность», что может свидетельствовать о том, что современная молодежь сохраняет устойчивую ориентацию на личные отношения, настоящую любовь, искреннюю доброту, верную дружбу.

Во-вторых, мотивационные типы, которые, согласно концепции Шварца, должны составлять взаимодополняющие пары, по нашим данным в ряде случаев таких пар не образуют (примером данного замечания может послужить сильная выраженность ценности достижения при слабой значимости ценности власти). Представляется, что в основе этого лежит структура ценностных предпочтений, характерная для периода социальной нестабильности.

В-третьих, те ценности, которые относятся Шварцем к выражающим интересы группы, а именно такие ценности, как «традиции» и «конформность», оказались выражены у учащихся в минимальной значимости. Одновременно достаточно сильное выражение получили ценности, которые отражают интересы и группы, и личности — это «достижение», что можно объяснить с точки зрения равновыраженности социальной и персональной идентичности.

В-четвертых, совершенно незначительными стали категории «традиции», «Родины», что говорит о несформированности гражданско-патриотической позиции современного общества и ставит ряд вопросов, связанных с формированием гражданской идентичности: чувства долга и ответственности перед обществом, защита своих прав и интересов и т. д.

Результаты эмпирического исследования показали явное различие в выборе ценностных ориентаций учащихся разных возрастов. Формирование ценностей можно осуществлять в рамках педагогической деятельности. Мы разработали методические рекомендации, которые можно активно использовать на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности.

В связи с переходом образовательных учреждений на стандарты второго поколения (ФГОС), все большую актуальность приобретает системно -деятельностный подход, который направлен на развитие личности на основе универсальных учебных действий (УУД).

В качестве методических рекомендаций, формирующих УУД, было предложено использовать на своих уроках компетентностно -ориентированные задания (КОЗ), которые имеют учебное и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»

Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку на тема: «Стили речи. Объявление как текст официально -делового стиля».

Ключевые компетентности — информационная, коммуникативная.

«Здравствуйте, прохожие! Я девочка Люба, я живу с мамой Олей и папой Димой. У нас очень дружная семья. Мы живем в городе Ромашек, на улице Солнечной, в доме номер 8, в квартире № 15. Мне на прошлый день рождения подарили красивого рыжего котенка. Мы назвали его Мушка. Он очень веселый, любит пить молоко, спать у меня на кровати. Но вчера он потерялся. Мы уже его везде искали, но найти не можем. Пожалуйста, если вдруг вы его увидите, принесите нам. Мы его очень-очень любим».

Узнай из официального источника необходимую для тебя информацию, заполнив таблицу. Составь своё объявление с учетом всех основных признаков данного стиля речи.

1. Можно ли данный отрывок назвать объявлением, при каких условиях текст станет объявлением? По 1 баллу за верное определение «объявления» как жанра официально -делового стиля По 1 баллу за верное указание всех признаков жанра объявления

Читать еще:  Почему подростки врут? Как с этим бороться? Детская ложь: почему ребенок врет и как научить его говорить правду

2. Какова тема этого объявления? Переделайте текст так, чтобы он стал объявлением 1 балл за верное указание темы. 3 балла за составление собственного объявление с опорой на этот текст

3. Объявления пишутся только о пропаже? 1 балл за верное указание темы объявлений.

4. Где можно разместить подобную информацию? По 1 баллу за каждый источник размещения

5.Какие ключевые слова вы можете выделить из этого текста? По 1 баллу за каждое слово

Подобная деятельность помогает формировать интересы, склонности личности к познавательной деятельности, развивает творческие способности, раскрывает мироощущение, создает мотивацию достижения успеха, а также дает возможность обогащения опыта, самореализации учащихся.

1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического

анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.

2. Клименко И. Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. — М., 1992. — С. 3-12.

3. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

4. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. — М., 1994. — 176 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Санкт — Петербург, Питер. 1999 г. — 390 с.

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки? Многие считают, что подростки все больше ценят собственные интересы. В частно­сти, имеются документальные свидетельства того, что финансовые, а не философские вопросы больше всего волнуют учащихся. Так, было установ­лено, что начиная с 1990-х гг. юноши и девушки все меньше и меньше осуж­дают эгоизм и обман. Не исключено, что причиной послужили проявления коррупции в политике и бизнесе, а также те материальные трудности, с ко­торыми молодым людям приходится сталкиваться. Возможно, у молодежи и подростков складывается впечатление, что это и есть норма нашей жиз­ни. Или они думают, если такое позволено другим и ведет к успеху, то поче­му оно не может быть позволено мне. Во всяком случае, заметно возрастает терпимость по отношению к обману ради денег, к эгоистичному и безответ­ственному поведению.

Может быть, современная молодежь становится в большей степени ма­териалистами и реалистами, чем в прежние времена? Или юноши и девуш­ки, несмотря ни на что, остаются идеалистами?

ИДЕАЛИСТ — человек, преувеличивающий роль духовных ценностей и идеалов (добра, справедливости, честности) в нашей жизни и в развитии общества.

МАТЕРИАЛИСТ — человек, преувеличивающий влияние веществен­ных или материальных факторов (экономических условий, социаль­ной обстановки, финансового благополучия) на поведение людей и жизнь общества.

Существуют научные данные, подтверждающие оба предположения. Так, проведенное в школах Австрии, Франции, Швейцарии и Западной Герма­нии исследование показало:

1) молодежь хочет быть похожей на себя, а не на идеальных героев рома­нов, героев кинофильмов или великих людей;

2) она стремится сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, предприни­мательстве, промышленности или науке (начиная от певцов и заканчивая археологами). Кто-то мечтал стать просто богатым человеком, а кто-то — физически привлекательным и популярным.

Вместе с тем значительная часть опрошенных (около 40%) хотели бы стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора, быть честными, надежными, трудолюбивыми, добрыми. Исходя из этого ученые пришли к выводу: во всем мире и во все времена молодым людям свойственно быть идеалистами 20 .

Итак, юноши и девушки остаются и материалистами, и идеалистами. Соотношение материалистических и идеалистических ценностей, однако, меняется с возрастом. Чем моложе люди, тем больше они идеалисты и ро­мантики. И наоборот, чем старше становится человек, тем скорее он превра­щается в материалиста.

Когда американские ученые выяснили, какие книжки читают подрост­ки 10—13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои, которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи этих произведений не могли оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные герои и не ковбои, как у под­ростков в 14—16 лет, а реальные бизнесмены, достигшие успеха благодаря упорному труду и выдающимся способностям 21 .

Юношеский идеализм на самом деле долго не выветривается. И в 18 лет мы верим в идеальную дружбу и платоническую любовь. Мы представляем людей лучше, чем они есть порой на самом деле. Мы хотим и общество пе­рекроить по своим меркам, списанным с идеального вымышленного обще­ства, в котором все люди братья, нет обмана и войн, а мужчины и женщины бесконечно красивы.

Однако в юности идеализм, зародившийся в подростковом возрасте, не­редко превращается в максимализм. Мне надо все и сразу, я хочу дружбы вечной и искренней или мне не нужно вообще никакой. Кто был револю­ционерами, великими путешественниками, первооткрывателями, возмути­телями общественного спокойствия? Только молодые люди. А кто подни­мал полки в Гражданскую войну, шел в тыл к фашистам, бесстрашно под­рывал вражеские поезда?

Но и в мирные 1960—90-е молодежь не могла утихомириться. Знамени­тые студенческие демонстрации, прокатившиеся в 1968 г. по Франции, выз­вавшие шок в общественном мнении, заставившие пересмотреть многие фундаментальные ценности, организовала молодежь. Ее идеализм, оказы­вается, выражает себя в озабоченности социальными проблемами. Несог­ласии с бедностью и неравенством, наркоманией и призывами к войне. Разве плох такой максимализм?

Читать еще:  К чему худею в 13 лет. Подростковая полнота

Когда в США стали преследовать чернокожих, а затем разыгралась вой­на во Вьетнаме, студенты всей страны маршировали в первых рядах борцов за гражданские права. Массовыми демонстрациями и выездами на мотоцик­лах юноши и девушки выражали свой протест, устраивали забастовки на улицах городов и в студенческих городках. Когда в 1970 г. Соединенные Штаты напали на Камбоджу, волна антивоенных выступлений прокатилась

20 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 23.

21 Там же. С. 23-24.

Год

«Группа молодых людей, в основном избегающих как работы, так и уче­бы, живущих на родительские деньги, пьющих, не имевших в жизни даже самых мелких целей, организовала притон на 11-м этаже, в центре города, в четырехкомнатной квартире. »

«Живем настоящим днем, а что было и что будет, нас не волнует. У нас нет никаких увлечений, нам лишь бы провести весело вечер».

Год

«Если кто не имеет понятия, как это так «красиво» жить, мы вам растол­куем. Это когда у тебя каждый день в кармане 80 рублей, а то и больше, си­гареты «Мальборо», «Кент», когда ты пьешь коньяк «Камю», когда с тобой интересная девчонка или парень, когда у тебя дома солидные и все понима­ющие родители. »

«Мне 21 год. Я окончил всего 8 классов, потом сменил несколько профес­сий, но ни одна меня не заинтересовала! Я ничем не увлекаюсь, книг не читаю. Просыпаюсь, чтобы поесть или когда надоест спать. »

«Надоело жить так, как живут мои сверстники. Выйдешь во двор, и опять те же лица, умирающие со скуки. Казалось бы, все есть — шмотки и про­чие атрибуты «веселой» жизни. Но как хотелось бы сменить эту «веселую» жизнь на интересную, увлекательную. »

«Я учусь в училище. Староста. Много общественных поручений. Для меня такая жизнь интересна. А вот с группой отношения портятся. Группа труд­ная. Запросто могут сорвать урок, нагрубить учителю. Я как староста хочу все это изменить, повлиять на разболтанных, а в ответ слышу: «Тебе что. больше всех надо?» В группе меня уже не могут терпеть. »

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Подросток и его система ценностей

Ребенок растет и мыслит, так вот задача родителей — контролировать мыслительный процесс, направлять его в требуемое русло. Очень важно привить духовные ценности подростку, сделать из своего ребенка самого настоящего «рыцаря без страха и упрека».

Но каковы ценностные ориентации подростков, к чему стремится современное поколение в свете споров и душевных противоречий? Самое время поговорить о принципах, которые преобладают в сложном переходном возрасте в сознании каждого второго подростка.

Основные принципы жизни подрастающего поколения

Лидерская позиция в коллективе.

Каждый школьник стремится к лидерству, но не всякий становится заводилой класса. Так вот подавляющее большинство подростков выбирает себе школьного кумира и старается ему во всем подражать. Подростки подсознательно наделяют его высокими качествами, делают культом и центром собственного мировоззрения. Миф о кумирах поддерживается лишь в переходном возрасте, позднее духовные ценности несколько меняются и появляется собственное мнение с заявкой на получение статуса «Белая ворона».

В подростковом возрасте для детей общение — это все, а друзья ближе родственников. Каждый подросток стремится выглядеть гораздо лучше, чем он есть на самом деле; появляется стремление к совершенству и периодически желание выглядеть лучше своего товарища. Такие ценности с возрастом меняются.

В подростковом периоде человек стремиться к популярности, постоянно заводит новые связи знакомства, старается пребывать на пике популярности. По мере взросления такой ажиотаж проходит, появляются семейные ценности, стремление бывать только в кругу лучших друзей, а главным принципом по жизни становятся слова: «Старый друг лучше новых двух».

Несмотря на то, что подростки постоянно конфликтуют с родителями, они всегда отстаивают их позицию в обществе. Особенно мальчики яро защищают своих мам, не позволяя никому плохо о них отзываться. Такие принципы сохраняются на протяжении всей жизни, демонстрируя мужское начало и святость семьи. Что касается девочек, то в подростковом возрасте таких проблем практически не возникает.

Когда школьник пребывает в стадии подросткового возраста, самая заветная мечта — скорее бросить школу и вырваться во взрослую жизнь. По мере взросления такое желание отпадает, даже наоборот, возникает особая заинтересованность в учебе, стремление к саморазвитию и перспективам на будущее. Не зря же молодежь добровольно поступает в институт, мало того, стремится ко второму высшему образованию.

Если в подростковом периоде хочется влюбляться и знакомиться с новыми людьми, то по мере взросления такое желание отпадает. Взрослому человеку хочется встретить достойную вторую половину, обрести себя и семейное счастье.

Теперь очевидно, что духовные ценности подростка и взрослого человека в корне отличаются, а причина такой разности взглядов очевидная — юношеский максимализм. Изначально человеком движут амбиции и стереотипы, стремление добиться истины любыми путями. С годами курс на жизнь несколько меняется, появляется гибкость и коммуникабельность, которая позволяет с гибкостью идти по жизни.

Чтобы окончательно сформировать свои духовные принципы и определить ценности, подростку необходимо набраться жизненного опыта, и только после этого рассуждать о духовных ценностях. Ранее его разговоры все равно никто всерьез не воспримет.

Читать еще:  Как похудеть девочке 14. Как похудеть девочке подростку

Основные ценности в подростковом возрасте

Каждый подросток стремится к счастью и совершенству, порой забывая об элементарных моральных ценностях. Это в корне неправильный подход к жизни, однако переубедить подрастающее поколение в правоте родителей просто нереально. Но что именно хочется школьникам в возрасте 13 — 16 лет?

Начать стоит со здоровья, которое в столь юном возрасте еще не доставляет определенных проблем. Подросток понимает, что оно должно быть безупречным, но для себя уверен, что по-другому просто быть не может. Если же начинает болеть, ощущает собственную уязвимость и ранимость. Поэтому после выздоровления всегда желает себе отменного здоровья.

Деньги — это еще одна колоссальная ценность для подрастающего поколения. Многие дети уверены, что именно деньги вращают мир, поэтому постоянно стремятся к обогащению за счет щедрых родителей. Не совсем правильные моральные устои, но со временем они могут измениться в лучшую сторону.

Любовь — эта та сфера жизни, которую особенно ценят подростки. Именно в этом возрасте имеется полная уверенность, что «Любовь спасет мир». Отчасти так и есть, поскольку подростковая влюбленность окрыляет, придает решительности и настраивает на самые настоящие подвиги. Человек с пылко любящим сердцем чувствует собственную неуязвимость в любые времена, поэтому такие духовные ценности чаще всего сохраняются на всем жизненном этапе.

Работа и творчество — это те неважные для подростка ценности которыми живут целые поколения. В возрасте 13-15 лет о таких вещах не думаешь, в голове только амбиции, чувство влюбленности и желание иметь больше карманных денег на личные расходы.

Если в сознании подростка что-то пошло не так, а моральные ценности столкнулись с ощутимыми препятствиями, такие перемены в мировоззрении до добра не доведут, могут стать причиной нервных срывов, замкнутости и изменения отношения к жизни. Самое время поговорить подробнее о таких скрытых угрозах.

Чего опасаться в подростковом возрасте

Как известно, в этот непростой период основной движущей силой для подростка становится юношеский максимализм, когда человек верит в собственную неуязвимость и безнаказанность. Однако все может измениться в любой момент, вот тогда требуется помощь не только родителей, но и дипломированного психолога.

Когда подросток понимает, что его духовные ценности не вписались в современное общество, первым делом впадает в тоску и депрессию. Появляется хандра и апатия, а у некоторых такое неприятное состояние заканчивается попытками суицида. Если родители своевременно не обратят внимание на перемены в поведении и сознании своего ребенка, последствия для его жизни могут оказаться необратимыми.

Не все дети решаются на самоубийство, некоторые все же пересиливают себя и по-другому смотрят на окружающий мир. Это и есть опыт, который так важен в жизни каждого человека. Определяющим фактором в выборе своего будущего является воспитание и целостность личности. Также стоит напомнить, что некоторые сложные подростки только пугают родителей попытками суицида, на самом же деле не способны добровольно наложить на себя руки.

Мнения психологов и советы родителям

Квалифицированные специалисты уверены, что духовные ценности каждого ребенка закладываются еще в утробе матери. После его появления на свет они только развиваются при участии и содействии заботливых родителей. Задача взрослых — направить свое чадо на истинный путь, помочь избежать ошибок и разочарований.

Однако это вовсе не означает, что ребенка следует опекать до пенсионного возраста, родители должны своевременно отпустить его и дать возможность окончательного выбора. Только так можно не сомневаться, что по жизни он выберет свой путь, в котором будет чувствовать себя максимально уверенно и комфортно.

Специалисты уверяют, что невозможно навязать подрастающему поколению свои духовные ценности, сделать их догмой в чужой жизни. Важно понимать, что подросток должен наступить и на собственные грабли, чтобы пришло долгожданное прозрение. Если этого не сделать, в судьбе останется некое чувство неопределенности, незавершенности и даже пустоты.

Многие родители уверены, что именно они знают обо всех потребностях и желаниях своего ребенка. На самом деле это неправильный подход, который в будущем только накалит отношения между двумя поколениями. Не стоит навязывать чужие истины, тем более делать их нормой в доме. Чаще всего именно в таких семьях дети неожиданно совершают попытку суицида, а родители еще долгое время не могут понять, что именно предшествовало столь радикальной мере.

Если моральные ценности подростков и их родителей в корне отличаются, взрослые не должны давить собственным авторитетом. Такие меры воздействия на новое поколение все равно останутся безрезультатными, можно только настроить против себя собственного ребенка. Лучше всего прислушиваться к его позиции, как альтернативной, черпать для себя полезную информацию на будущее.

Так или иначе, духовные ценности подростка — это плоды стараний его родителей или отголоски семейных традиций. Со временем мнение ребенка еще несколько раз поменяется, поэтому не стоит зацикливаться на юношеском максимализме и часто примитивных стереотипах.

Жизнь научит каждого, главное — всегда принимать к сведению ее ценные уроки. Если подросток с такой задачей не справляется, самоанализом должны заниматься его заботливые родители.

Остается только добавить, что моральные ценности учащихся начальных классов, среднего звена и выпускников в корне отличаются. Виной тому не только социальный фактор, с возрастом приходит опыт и глубокое понимание многих вещей, которые раньше казались примитивными и ненужными. Так что заботливым родителям остается только набраться терпения и подождать, пока их чадо окончательно повзрослеет в своих планах на жизнь.

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-tsennosti-sovremennyh-podrostkov
http://studopedia.ru/12_169810_zhiznennie-tsennosti-podrostkov.html
http://veselajashkola.ru/interesno/podrostok-i-ego-sistema-cennostej/

Ссылка на основную публикацию