Агрессивные и непослушные дети: памятка для родителей. Как исправить вызывающее поведение ребенка

Памятка «Как помочь ребёнку с проблемами в поведении»
консультация на тему

В памятке «Как помочь ребёнку с проблемами в поведении» содержится информация о причинах возникновения нарушений в поведении ребёнка, даются рекомендации для родителей о возможной коррекции поведения.

Предварительный просмотр:

«Как помочь ребёнку с проблемами в поведении»

Неуправляемый ребёнок — это ребёнок, который не выполняет правила и не подчиняется родителям. На самом деле не бывает неуправляемых детей, а есть родители, которые не умеют справляться с собственным ребёнком. Иногда причинами неуправляемого поведения являются особенности психофизиологии, возрастные, врождённые или наследственные проблемы развития. Но психологическая неграмотность родителей, их неумение или нежелание заниматься ребёнком не только усугубляет все проблемы, но и порой вызывают нарушения в поведении ребёнка не менее серьёзные, чем врождённые патологические отклонения.

Причины неуправляемого поведения:

1. Психофизиологические особенности развития , врождённые или наследственные. Например, гиперкинетический синдром.Диагноз может звучать по-разному: перинатальная энцефалопатия (ПЭП), минимальная мозговая дисфункция (ММД) или чаще всего синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Проявляется эта патология в расстройствах поведения, и родители не всегда считают нужным обращаться к врачу. Но именно в этом случае лечение необходимо.

2.Возрастные кризисы (от 1 до 3-х лет, 6-7 лет, 10-15 лет) проявляются у всех нормально развивающихся детей, и требуют внимания и грамотного отношения родителей. В эти периоды ребёнок, который был спокойным и покладистым, вдруг становится непослушным, капризным, упрямым, истеричным, неуправляемым. Но это не плохое поведение, это — важные этапы развития, когда ребёнок определяет для себя границы возможного.

3.Внутреннее неблагополучие ребёнка тоже проявляется в его поведении. В этом случае неконтролируемое поведение — это крик о помощи и способ привлечь внимание взрослых к своим проблемам.

4. Неправильное поведение родителей – это поведение, неосознанно провоцирующее или поддерживающее капризы и неподчинение. Ребенок не бывает плохим «от природы». Даже самый капризный и неуправляемый ребенок не бывает таким изначально. Ребенок ведёт себя так, как мы позволяем ему, он такой, каким мы его делаем своим воспитанием: разрешениями и запретами, любовью и ограничениями, вниманием или безразличием, формируя границы дозволенного. Если родители уверены и последовательны в своих требованиях к ребёнку, если они сами твёрдо знают, что можно, а что нельзя, и не противоречат друг другу, ребёнок обязательно будет их слушаться.

Возможности коррекции поведения:

При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) необходим индивидуальный подход в лечении нарушений функций мозга и неврологических отклонений. Неуправляемое поведение проблема не только для окружающих, но и для самого ребёнка. Гиперактивным детям трудно сосредоточиться на чем-то одном, они часто меняют виды деятельности, оставляя предыдущие дела недоделанными. В них постоянно кипит неорганизованная энергия, бессмысленная активность и чрезмерная импульсивность. У школьников – нарушения внимания, усидчивости, самоконтроля, неумение слушать, проблемы в общении, иногда агрессивность. Эти дети часто попадают в неприятные ситуации, а в подростковом возрасте склонны к асоциальному поведению. Если все вышеперечисленные особенности проявляются в разных ситуациях: в школе, дома и на улице, то это гиперактивность. Методы лечения СДВГ подбираются врачом, с учётом функциональных нарушений и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Возрастные кризисы — время взросления и переход на следующий уровень развития и самоконтроля. Каждый возрастной кризис — это новый шаг к самостоятельности и отказ от некоторых запретов, которые ограничивают возможности развития. Но родителям важно помнить, как бы не стремился ребёнок к самостоятельности, ему требуется постоянное внимание матери. Даже пытаясь отделиться от взрослых, ребёнок старается установить с ними новые, более глубокие отношения и определить новые границы, защищающие от опасностей внешнего мира. Как правило, с возрастом и упрямство, и отрицание, и капризы проходят бесследно – если, эти черты не являются наследственными, а родители не акцентируют внимание на этих проблемах. Чтобы избавиться от нежелательных проявлений, родителям необходимо в любой ситуации вести себя спокойно, не обсуждать проблемы ребенка в его присутствии, объяснять, как надо поступать и почему, быть последовательными, не позволяя ребёнку манипулировать собой при помощи нытья, капризов или истерик, и не менять свои решения на противоположные.

Даже истеричному или агрессивному малышу необходимо понимание, совет и готовность помочь, а не гнев и наказания. Воспитание ребёнка – это, прежде всего, самовоспитание родителей. Развитие в себе терпения, сдержанности, уравновешенности. Ребёнка воспитывают не словами, а собственным примером, умением в любой ситуации сохранять спокойствие и уверенность.

Внутреннее неблагополучие испытывает ребёнок, когда не удовлетворяются его эмоциональные потребности (в любви, внимании, эмоциональной поддержке, общении). И тогда ему приходится пробовать разные способы для привлечения внимания взрослых, обычно лучше всего срабатывает плохое поведение, агрессия и протест. Своим поведением ребёнок хочет добиться ответной реакции взрослого, и от того, какой будет эта реакция, зависит, закрепится ли этот способ достижения своих целей в поведении ребёнка или нет. Если ребёнок добился желаемого при помощи истерики, то это первый шаг к формированию истерического поведения, которое со временем становится особенностью характера. Поведение становится нормальным, когда родители понимают проблемы ребёнка и помогают их разрешить. Самой распространённой причиной непослушания является недостаток внимания со стороны родителей. Это вынуждает ребёнка вести себя так, чтобы вывести родителей из спокойного состояния, ведь для него нет ничего хуже безразличия, а наказание служит заменой эмоциональному контакту, если родители не находят времени для нормального общения с малышом. В этом случае родителям необходимо определить истинные причины непослушания, понять, что он хочет сообщить своим поведением? Что беспокоит малыша, и как ему помочь? Когда проблема решится, поведение нормализуется.

Читать еще:  Молочные кухни сколько лет ребенок. Как оформить документы на молочную кухню

Когда малыш подрастёт, неуправляемое поведение помогает бороться за самоутверждение, протестовать против постоянного контроля и опеки, завышенных требований и чрезмерной строгости или безразличия родителей. Часто такое неосознанное поведение родителей провоцирует или поддерживает капризы и неподчинение. Проблемы с поведением возникают там, где родители непоследовательны в своих требованиях к ребенку: сегодня это можно, завтра – нельзя, папа запрещает, а мама разрешает. Это даёт возможность ребёнку манипулировать взрослыми и добиваться своего, используя их разногласия и неопределённость границ. Чтобы научиться манипулировать другими, ребенку нужно хотя бы один раз добиться успеха, получить желаемое, а это не возможно без поддержки взрослого. Известно, что одни дети капризничают постоянно, а другие – практически не капризничают, один и тот же ребёнок может с разными людьми вести себя по-разному, обычно он не слушается того, кто это позволяет. Поэтому, если ребёнок не слушается маму, значит проблема в маме, а если бабушку, значит, неправильно ведёт себя бабушка. Взрослому необходимо помнить, что именно он строит отношения с ребёнком, он – в этих отношениях главный. И если взрослый уверен, что ребёнок должен его слушаться, значит так и будет. Родители должны выработать единую тактику воспитания, договориться о том, что можно, а что нельзя и определить чёткие границы дозволенного, чтобы малыш точно знал, что ему разрешено, а что нет.

Проблемы в семейных отношениях и частые конфликты также не могут не отразиться на поведении ребёнка. Нередко ребёнок, переключая внимание родителей на своё неуправляемое поведение, отвлекает их от выяснения отношений и ссор, сглаживая тем самым напряжённость внутрисемейных отношений. Ведь он одинаково любит и маму и папу — они оба ему нужны, и ребёнок, как может, спасает мир в семье.

Что делать родителям?

Быть последовательными. Всегда держать данное слово и выполнять обещания. Если сказали «нет» не менять принятого решения. Ребенок испытывает характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Родителям необходима твердость.

Общаться с ребёнком на равных , как со взрослым, уважая его мнение и, считаясь с его интересами. Сократить количество запретов, но, когда необходимо отказывать, объясняя, почему это нельзя.

Режим дня и твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую часто приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Необходимо просто быть рядом, чтобы помочь малышу. Не стоит ожидать от ребенка, что он по собственному желанию сделает то, о чем его просят. Прежде, чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе, нужно достаточно долго повторять все необходимые действия вместе с ним снова и снова.

Маленькому ребенку нужны абсолютные запреты , которые создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Жёсткие границы обеспечивают маленькому ребёнку физическую и эмоциональную безопасность. В его сознании возникают границы собственных возможностей. Со временем надо расширять не только обязанности, но и права ребёнка, позволять малышу быть самостоятельным , постепенно расширяя границы и не вмешиваться в его дела, если он не просит помощи.

При вспышках упрямства, гнева, истерики можно отвлечь ребёнка на что–то нейтральное, использовать игру или юмор для сглаживания проявлений негативизма.

Не надо оставаться зрителем или участником истерики. Спектакль всегда рассчитан на конкретного зрителя. Поэтому лучше взять ребёнка за руку и увести в другую комнату, где никого нет или выйти из комнаты, оставив его одного. Когда малыш успокоится, можно объяснить, спокойно и доброжелательно, почему нехорошо так делать. Необходимо научить ребёнка правильно выражать свои желания или несогласие.

Когда ребёнок выходит из-под контроля , не подчиняется требованиям, можно посадить его к себе на колени, и, молча глядя в глаза, крепко держать, не позволяя вырваться, пока малыш не успокоится. Потом можно сказать, как вы его любите, что Вас устраивает или не устраивает в поведении и выразить уверенность, что впредь такое поведение не повторится. Эти действия позволяют ребёнку почувствовать силу родительской власти, любви и доброжелательности. Если ребёнок сильно возбуждён, и ему трудно успокоиться, можно, удерживая его на руках, умыть лицо холодной водой, которая вызывает кратковременный шок и торможение процессов возбуждения, успокаивая малыша, можно качать его на руках и говорить ласковые слова, но не менять своих решений.

Самое главное: ограничения, запреты и проявления родительской власти определяются заботой о ребёнке, и всегда должны сопровождаться любовью и уверенностью в правильности и необходимости своих действий!

Потому что сила без любви — это насилие, а любовь без силы — беспомощность!

Мы желаем Вам силы, любви и уверенности!
Шмелёва О.Л., психолог.

Памятка родителям и педагогам «Ваш малыш агрессивен?» Советы психолога: как исправить нежелательное поведение ребенка

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Игры и упражнения для детей, склонных к агрессивному поведению

1. Подушки для битья, поролоновые подушки, груши. Когда ребенок дерется, мы должны объяснять ему, что бить детей – это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно.

Читать еще:  Короткие поздравления с масленицей. Масленица: стихи и песни для детей и взрослых

2. Набор бумаги для разрывания .

3. Коробочка «Спрячь все плохое». В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»). Или выговаривает в коробочку все свои обиды, можно нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое.

4. «Стаканчик для гнева» (стаканчик, мешочек для крика). Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик (мешочек) и ему будет легче, стаканчик затем плотно закрывается или завязывается и прячется.

5. « Волшебный пластилинчик». Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться.

6 . Камушки (фасоль, горох, бусины) для перекладывания из одной коробочки (емкости) в другую.

7 . Шнуровка, ленточки , игрушки-самоделки для заплетания, перекручивания, завязывания очень хорошо успокаивают детей.

8. Мишени, мешочки с крупой для метания , эффективный прием

9. «Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. Можно сказать детям, что когда они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет.

10. Визуальная и аудиальная поддержка . Напоминание с демонстрацией плакатов и картинок (на обложке памятки): «в нашей группе (семье) «не кричат», «не дерутся»,

а если кто-то злится, то….(предложите ребенку снять гнев или злость социально-приемлемым способом, рассмотренным выше).

Использование аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха).

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.
Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:
— просто «не замечайте» реакцию ребёнка;

— выражайте понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
— переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
— позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал».
КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого – необходимость для ребёнка . Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии – мощный способ изменения нежелательного поведения.
Правило 2.
Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.
В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

«Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта);
«Ты злишься?» (констатирующий вопрос);

«Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость . Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем.

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и

у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Старайтесь :

— не повышать голос, не кричать, не устрашать;
— не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;
— не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
— не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
— не оценивать личность ребёнка или его друзей;
— не использовать физическую силу, не угрожать;

для родителей и педагогов

Ваш малыш агрессивен ?

как исправить нежелательное поведение ребёнка

«Центр развития ребенка – Детски сад № 16»

— не читать нотации, проповеди;
— не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать
ребёнка.
Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:
-«Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);
— позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
— предложите ребёнку договор с взаимными уступками.
КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему» , инцидент будет исчерпан скорее.
Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка. Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:
— выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
— тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
— внушайте спокойствие жестами, мимикой;
— шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера») .
КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения . Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.
Итак, при первых незначительных признаках агрессивного поведения лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:
1. Игнорирование;
2. «Изящный уход», это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.
3. Переключение внимания, переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра – самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе , развивается позитивная самооценка , укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Читать еще:  Ребенок ходит на носочках 7 лет. Причины хождения ребёнка на носочках

Памятка для родителей по проблеме агрессивного поведения дошкольника

Римма Москаленко
Памятка для родителей по проблеме агрессивного поведения дошкольника

Памятка для родителей по проблеме агрессивного поведения дошкольника

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-то или чему-то.

Так или иначе, но с проблемой детской агрессии встречается каждый родитель. Другое дело, что проявляется оно в разной степени. Бывает, что дети проявляют агрессию в 3-4 года, причиной тому природная импульсивность ребенка и неумение контролировать эмоции, но с возрастом такие проявления должны стать крайне редкими. Если же ребенку 6-7 лет, а он по-прежнему, готов ломать все на своем пути, проявлять агрессию к другим даже по самому малейшему поводу или даже без него, то тут уже родителям стоит задуматься. Ведь с возрастом решить проблему агрессии будет гораздо сложнее, а она обязательно принесет с собой проблемы в общении с окружающими, поэтому важно приложить все усилия для преодоления агрессивных проявлений ребенка именно сейчас.

Как ни странно, но причиной детской агрессии, так или иначе, являемся мы взрослые.

Основные причины агрессивного поведения дошкольников, по мнению психологов, следующие:

Недостаток родительской любви, равнодушие по отношению к ребенку, когда ребенок не чувствует себя «нужным».

Неприятие ребенка, постоянная критика в его адрес, отсутствие похвалы.

Безразличие к тому, что ребенок ведет себя агрессивно.

Непоследовательность в применении наказаний, несогласованность родителей в требованиях к ребенку.

Применение физических наказаний, по сути, тоже агрессии.

Беспокойная обстановка в семье, частые ссоры и конфликты.

Исходя из основных причин агрессии, психологи дают родителям следующие рекомендации:

Будьте чуткими к нуждам вашего ребенка, каждому ребенку важно чувствовать, что его любят и о нем заботятся.

Не бойтесь перехвалить ребенка, обоснованная похвала сделает его только лучше.

Будьте осторожны с критикой. Критиковать нужно не личность ребенка, а его поступок (Не «ты плохой», а «плохо то, как ты поступил»).

Будьте примером для ребенка. Хотим мы этого или нет, но дети копируют поведение взрослого. Продемонстрируйте ребенку неагрессивную модель поведения.

Выясняйте отношения тогда, когда ребенок не видит и не слышит происходящего.

Будьте последовательны в наказаниях. Они не могут быть унизительными для ребенка.

Установите четкий запрет на агрессию. Причинять вред себе и другим нельзя никогда и точка.

Соблюдайте единство в требованиях к ребенку. То, что «нельзя», нельзя всегда и со всеми взрослыми.

Забудьте о физических наказаниях, это насилие, какими благими намереньями оно не прикрывалось. Унижая и обижая ребенка, мы учим его обижать и унижать других!

Обучайте ребенка приемлемым формам проявления негативных эмоций. Они есть у ребенка, и они имеют право быть, но выражать их нужно так, чтоб не причинять вреда себе и другому. Кричать и топать в специально отведенном месте, но не оскорблять других; бить подушку, но не бить людей; рвать ненужную бумагу, а не ломать игрушки и т. д.

Развивайте в ребенке способность к сопереживанию, заботе, сочувствию, умению встать на место другого человека.

И наконец, просто любите ребенка. Дайте ему понять, что вы всегда поддержите его и будете на его стороне в трудных ситуациях.

Успехов Вам, в непростом деле воспитания ребенка!

Консультация для родителей и педагогов «Психолого — педагогическое консультирование в ДОУ по проблеме детского онанизма» В последнее время очень остро проявляется проблема детского онанизма. Детская мастурбация существует достаточно давно, но информации очень.

Методическая разработка для воспитателей «План воспитательных действий для коррекции демонстративного поведения дошкольника» С демонстративным поведением воспитанников сталкивается каждый воспитатель. Основная цель таких детей — привлечь внимание любыми возможными.

Особенности агрессивного поведения дошкольников Характеристика агрессии Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,.

Памятка для педагогов «Рекомендации по составлению портфолио дошкольника» Власова Е. В., зам. зав. по ВМР Филина Л. В, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №113» Памятка для педагогов «Рекомендации по составлению.

Памятка для родителей Прием в детский сад осуществляется с 7. 00 до 8. 30. Своевременный приход в детский сад – необходимое условие правильной организации воспитательно.

Памятка для родителей по ПДД ПАМЯТКА для родителей детей младшего дошкольного возраста Ворчанием наскучишь, примером научишь. Китайская пословица Уважаемые родители.

Памятка для родителей по ПДД Памятка для родителей. Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить.

Памятка для родителей «Правила поведения в лесу» Правила поведения в лесу Памятка для родителей Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребёнка. • Умей вести себя в лесу,.

Проблемы проявления агрессивного поведения дошкольников Балабанова Т. В. МБДОУ детский сад №45 «Буратино», г. Тамбова Ребенок вырастает тем, кем успел стать до пяти лет. В. А. Сухомлинский Проблема.

Памятка для родителей «Правила поведения и режим дня в детском саду» Памятка для родителей. Приводить ребёнка аккуратно одетым и лично передавать его воспитателю! Родители, помните! Воспитателям категорически.

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/08/26/pamyatka-kak-pomoch-rebyonku-s-problemami-v
http://infourok.ru/pamyatka-roditelyam-i-pedagogam-vash-malish-agressiven-soveti-psihologa-kak-ispravit-nezhelatelnoe-povedenie-rebenka-3686423.html
http://www.maam.ru/detskijsad/pamjatka-dlja-roditelei-po-probleme-agresivnogo-povedenija-doshkolnika.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector