Анатомо физиологические особенности развития ребенка. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей. Лабораторно-инструментальные методы диагностики

Глава 1.0. Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды

В отраслях наук о человеке существуют разнообразные возрастные периодизации. Периодизация строится на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности — специфические для определенной стадии жизни человека анатомо-физиологические и психические качества. Периодом принято считать промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс.

Каждому возрастному периоду характерны ярко выраженные, специфические особенности, характеризующие совокупность специфических закономерностей развития. Смена периодов происходит скачкообразно. Периоды ускоренного развития сменяются периодами замедления. Особенности развития ребенка в последующий период имеют количественные и качественные отличия от предыдущего. Знание особенностей возрастной периодизации необходимо для правильного построения индивидуальной программы физической реабилитации ребенка, имеющего отклонения в состоянии здоровья.

В практике лечебной физической культуры используется классификация детского возраста принятая в 1965 г на Международном симпозиуме в Москве, в которой выделены семь периодов взросления и созревания, длительность которых колеблется от нескольких дней до нескольких лет.

I Период новорожденности — с рождения до 10 дней.

II Грудной возраст — 10 дней — 1 год.

III Раннее детство — 1-3 года.

IV Первое детство — 4-7 лет.

V Второе детство: мальчики от 8 до 12 лет, девочки от 8 до 11 лет.

VI Подростковый возраст: мальчики 13-16 лет, девочки 12-15 лет.

VII Юношеский возраст: юноши 17-21 год, девушки 16-20 лет.

Период новорожденности и грудной возраст (1-й и 2-й периоды). Период новорожденности протекает без осложнений у большинства детей, родившихся у здоровых матерей. Такие дети легче адаптируются в постнатальном периоде к новым условиям внешней среды. К внешним признакам адаптации относятся:

· неустойчивость температуры тела новорожденного, которая выражается в наличии транзиторной лихорадки (на 3-4 дня). Температура повышается до 38-40 0 и удерживается несколько часов.

· физиологическая желтуха присутствует у 50% новорожденных.

· физиологическое снижение веса на 5-7% в первые 3-4 дня жизни ребенка, которое возвращается к исходному уровню к 10-11 дню.

В этом периоде все системы организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Наличие пассивного иммунитета предохраняет новорожденного от острых вирусных инфекций (корь, скарлатина, краснуха и т.д.). Вместе с тем, дети восприимчивы к стафилококкам, сальмонеллам.

Длительность периода грудного возраста — 11 месяцев (до конца первого года жизни). Данный период характеризуется повышенной интенсивностью обменных процессов, которые протекают на фоне функциональной незрелости основных систем организма. Ослабевает пассивный иммунитет, а приобретенный иммунитет достаточно слаб, поэтому во второй половине года возрастает вероятность заболеваний вирусными инфекциями, острыми желудочно-кишечными болезнями, пневмонией, кожными заболеваниями, рахитом.

Ведущей деятельностью этого периода (Эльконин Д.Б.) является – непосредственно эмоциональное общение, личностное общение со взрослыми, внутри которого ребенок учится предметным действиям.

Период раннего детства или преддошкольный (3-й период). Период характеризуется заметным снижением энергии роста, но более быстрым созреванием центральной и периферической нервной системы, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Дети подвижны, любознательны, активно контактируют с внешним миром. Совершенствуется речь. Быстро развивается психика. Расширяются границы эмоциональных проявлений: радости, обиды, удивления, страха, застенчивости, которым свойственна лабильность. Продолжает созревать двигательный анализатор. Центральное звено двигательного анализатора расположено рядом с центром речи и письма. Под действием сигналов из двигательных центров стимулируется развитие близлежащих областей. Поэтому, давая ребенку задания на развитие мелкой моторики (мозаика, игры с конструкторами и др.) можно совершенствовать его речь, учить счету, формировать обобщающие функции мозга. Задержка созревания движений, повлечет задержку речи и общее отставание в психомоторном развитии. Не следует ограничивать двигательную активность ребенка и различные игры, в которых закладываются бытовые и трудовые навыки.

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых видов деятельности.

Период первого детство или дошкольный (4-й период). Период характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, органов и систем.

Большинство детей начинают посещать детские дошкольные учреждения. В контактах со сверстниками расширяется кругозор ребенка, его взаимодействие с окружающим миром. Продолжает укрепляться опорно-двигательный аппарат. Увеличивается объем активных движений. К концу периода начинается смена молочных зубов.

До 4 лет дети не могут сочетать четкие движения с ходьбой. Бег похож на семенящий шаг. Дети легко играют с мячом, но им еще трудно ловить его и посылать его. Внимание неустойчиво, ребенок быстро утомляется от однообразных движений.

К 5 годам улучшается координация движений, осваиваются прыжки.

К 6 годам дети бегают легко, исчезают боковые раскачивания. В этом возрасте часто развиваются инфекционные болезни, связанные с низким иммунитетом и возрастными контактами детей. К концу пребывания в детских садах увеличивается количество детей, часто болеющих или имеющих слабое физическое развитие.

Завершается период первым физиологическим вытяжением — значительным увеличением длины конечностей, отставание в развитии сердечно-сосудистой системы приводит к появлению в это время функционального изменения сердца.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребенок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной.

Период второго детства или младший школьный возраст (5-й период). Период длится до 11-12 лет и характеризуется равномерным процессом роста и развития. Ежегодная прибавка в росте составляет 5 см, в весе 2-3 кг. С позиции физиологов это один из наиболее скоростных периодов в развитии высшей нервной деятельности. Продолжает улучшаться память, повышается интеллект, концентрация внимания.

К этому возрасту закончил свое формирование позвоночник, но он остается подвижным и легко поддается негативным воздействиям. Требуется постоянный контроль за осанкой. Впервые проявляется половой диморфизм физического развития. У мальчиков формируется характерное мышечное сложение.

Совершенствуются кистевые и пальцевые движения, отмечается их легкость и естественность.

Период подросткового возраста или старший школьный возраст (6-й период).

Подростковый (переходный) возраст охватывает период у девочек с 12 до 15 лет, у мальчиков с 13 до 16 лет. Это один из самых трудных и ответственных периодов в жизненном цикле человека. Его основная особенность — половое созревание, связанное со сложными физическими и психическими состояниями ребенка. Дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми.

На этот период приходится второй «пик» скелетного вытяжения, называемой пубертатным скачком роста: у мальчиков до 9,5 см/год, у девочек до 8 см. Затем скорость роста резко снижается и доходит до нуля.

Продолжают совершенствоваться функции основных систем организма.

У девочек в этот период наблюдается так называемые вегетативные вспышки и взрывы: возникают неожиданные сердцебиения, одышка, сосудистые расстройства; они часто жалуются на болевые ощущения в области сердца. Отмеченные явления — результат временного расстройства регуляции работы внутренних органов. По этой же причине у девочек отмечается и повышенная возбудимость: резкая смена настроения, склонность к слезам. Все отмеченные изменения в высшей нервной деятельности у мальчиков выражены меньше, чем у девочек. Это объясняется тем, что у мальчиков значительно больше объем двигательной активности, что частично и смягчает отмеченные изменения.

Читать еще:  Приглашение на день рождение 5 лет. Как оформить пригласительные на праздник для детей

В период наибольших «трудностей» для ребенка необходимо создать оптимальные условия для дальнейшего роста и развития, уменьшить по возможности патогенные воздействия.

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности.

Период юношеского возраста 17-21 год для юношей, 16-20 лет — для девушек (7-й период). Организм начинает переходить на взрослый уровень функционирования. Увеличиваются размеры тела в ширину; за исключением крупных трубчатых костей, завершается окостенение. По уровню суточных энерготрат юноши и девушки приближаются к мужчинам и женщинам. В этот период возрастает уровень этических, эстетических и интеллектуальных эмоций, самосознания. Особенности психики в юношеском возрасте во многом связаны с появляющимся чувством полового влечения. Дети по прежнему очень ранимы.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений.

Рациональный режим дня, оптимальная двигательная активность станут основой нормального функционирования разных систем организма, а своевременная коррекция (средства ЛФК) развивающихся отклонений в состоянии здоровья ребенку позволит переходить в каждый новый период жизни с определенным запасом прочности.

Главной особенностью физической реабилитации больных и ослабленных детей является то, что после болезни они страдают от гипокинезии, на фоне которой к страданиям патологическим добавляются нарушения физического, психического и моторного развития.

Средства физической реабилитации, используемые в детском возрасте, выглядят так: лечение положением, массаж, физические упражнения, естественные факторы природы, физиотерапия. ЛФК показана при абсолютном большинстве заболеваний, как общеразвивающая, общеукрепляющая и патогенетическая терапия. Противопоказания такие же, как у взрослых, но добавляются временные противопоказания по применению отдельных видов двигательных заданий.

Анатомо-физиологические особенности детей

Детский организм находится в стадии развития. Практически все его системы: дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная, скелетно-мышечная, эндокринная и др., – пребывают в стадии неуклонного роста. В отличие от взрослого человека, малыш, ребенок, подросток имеет совершенно иные показатели, которые отличаются друг от друга с течением времени. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей необходимо учитывать при диагностике патологических состояний и заболеваний.

Отличия в строении и функционировании организма человека в период роста и созревания предопределяют разницу подходов в диагностике и лечении. Поэтому в медицине существует отдельная наука – педиатрия, которая подразделяется на несколько дисциплин:

  • Неонатология – занимается лечением новорожденных;
  • Медицина подросткового возраста – изучает период созревания человеческого организма.

Учитывая анатомо-физиологические особенности детей, практически все медицинские дисциплины имеют отдельную специализацию, как то детская хирургия, отоларингология, стоматология, неврология и так далее.

Наиболее наглядно просматриваются анатомо-физиологические особенности детей в фармакологии. Медицинские препараты, подходящие для лечения взрослых, не всегда полезны детям, поэтому они запрещены к применению в педиатрии в определенных возрастных периодах.

Анатомо-физиологические особенности развития детей

После рождения рост и вес ребенка увеличиваются почти в геометрической прогрессии. Так, на втором году жизни каждый месяц прибавляется по одному сантиметру и 200-250 г. К третьему году жизни увеличивается двигательная активность, которая требует большую часть энергии. В это время происходит созревание и формирование внутренних органов. Со стороны опорно-двигательного аппарата анатомо-физиологические особенности развития детей заключаются в достаточно быстром окостенении хрящевых тканей. В первую очередь окостенению подвергается надкостница, поэтому переломы у детей совершаются по типу «веточки», когда сломанная кость «висит» на целой надкостнице. Перелом у ребенка срастается гораздо быстрее, чем у взрослого. Рост скелета у человека продолжается до 21 года.

Анатомо-физиологические особенности детей в подростковом возрасте обуславливают такие состояния, которые хотя и не являются нормой, но не вызывают серьезных опасений за здоровье ребенка. В последнее время, в связи с акселерацией, скелет растет гораздо быстрее, чем несколько десятилетий назад. Учащаются случаи внезапных обморочных состояний у подростков, особенно мужского пола. Объяснением подобных случаев служат анатомо-физиологические особенности детей нынешнего времени. Когда происходит рост костной ткани – физиологическое возрастное вытяжение – сосуды «не успевают» прорастать в таком количестве, чтобы обеспечить кислородом и питанием мышечную ткань. Поскольку расход питательных веществ резко увеличивается, приток кислорода к головному мозгу сокращается, особенно в вертикальном положении тела. В результате ребенок падает в обморок. Если нечто подобное происходит у взрослого, это свидетельствует о серьёзной патологии.

Важную роль у ребенка в развитии тех или иных состояний имеют кожные покровы, площадь которых по отношению к внутренним органам намного больше, чем у взрослого человека. И тут анатомо-физиологические особенности детей порождают в большинстве случаев необоснованные страхи за здоровье ребенка. Дело в том, что подкожная клетчатка у ребенка развита недостаточно, так как процессы роста не предусматривают жировых отложений. Эта особенность дает почву для развития диатезов и судорог при лихорадочных состояниях.

В первые годы жизни нервно-мышечная система ребенка находится в состоянии гипертонуса, поэтому у малыша определяются сухожильные рефлексы, которые у взрослого считаются патологическими. Это также анатомо-физиологические особенности детей, которые не следует путать с заболеваниями нервной системы.

Пищеварительная система совершенствуется в течение нескольких лет. При питании ребенка учитывается способность желудочно-кишечного тракта к перевариванию тех или иных продуктов. Только прорезывания всех зубов свидетельствует о готовности к приему в пищу «взрослых» продуктов, которые требуют достаточного количества желчного сока и пищеварительных ферментов.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей

Возраст детей подразделяется на отдельные периоды жизни, и каждый из них имеет свои особенности, как в анатомии, так и в физиологии:

  • Младенчество (с рождения до одного года жизни). Наибольший интерес представляет развитие нервной системы, в частности, зрительного анализатора. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей таковы, что после рождения до второй недели жизни ребенок видит все предметы в перевернутом состоянии. Поэтому взгляд новорожденного «плавающий», так как ребенку сложно сфокусировать зрение, «сопоставить» внешнюю картинку со зрительным анализатором высшей нервной системы;
  • Ранний детский возраст (1-3 года). В этот период анатомо-физиологические особенности детей заключаются в изменении внутренней среды организма. Показатели анализов крови и мочи приводятся ближе к взрослым нормам. Начинают функционировать железы внутренней секреции. В этом возрасте определяются черты характера человека и врожденные заболевания;
  • Подростковый период. Анатомо-физиологические особенности детей в это время наиболее выражены в появлении вторичных половых признаков. Этот возраст характеризуется формированием абстрактного и аналитического мышления.
Читать еще:  Кот, петух и лиса – Русская народная сказка. Сказка «Кот, петух и лиса». Учимся вдумчиво читать

При оказании медицинской помощи всегда учитываются анатомо-физиологические особенности детей, используются совершенно иные подходы, инструменты и лекарственные средства.

Анатомо-физиологические особенности детей 3-4 лет

Анатомо-физиологические особенности детей 3-4 лет.

Три года — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.

Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96+4,3 см, вес 12,5+1 кг, окружность грудной клетки 51,7+_1,9 см, окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого.

Особенности опорно-двигательного аппарата. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания. В период 3—4 лет диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в процессе изобразительной деятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом.

Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями.

Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба.

В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое.

Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Воспитатели на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание.

Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают.

Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.

У ребенка 3—3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей.

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая — с формированием его деятельности.

С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Период появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста) знаменуется переменами в его поведении — возникает стремление действовать самому. Л.И. Божович отмечает, что с возникновением «системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим.

Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых — создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь.

Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.

Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12—13 раз.

Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2—3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей.

На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (лепка, рисование, конструирование). Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы.

В возрасте 3—4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.

Читать еще:  Поговорки о дружбе для детей 2. Картотека по развитию речи на тему: поговорки и пословицы о дружбе

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения.

Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем.

Развитие психических процессов

Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов.

Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении.

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3—4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности [35].

Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.

В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения.

Источники:

http://studopedia.ru/5_29457_glava—anatomo-fiziologicheskaya-harakteristika-detskogo-organizma-v-raznie-vozrastnie-periodi.html
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/7794-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-detej.php
http://infourok.ru/anatomofiziologicheskie-osobennosti-detey-let-1140727.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector