Аппликация из листьев на тему осень для детей старшего дошкольного возраста. Занятие НОД по речевому развитию «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень Садик мой осенний где твои цветы
Заучивание стихотворения И. Белоусова “Осень”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение
И. А. Белоусова “Осень” (в сокращении). Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительный просмотр:
Заучивание стихотворения И. Белоусова “Осень”
Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение
И. А. Белоусова “Осень” (в сокращении). Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Игра «Один — много»
– Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много».
Я называю цветок, а тот, кому я бросаю мяч, должен сказать, как мы скажем, когда их много.
Дети садятся на стульчик
– Отгадайте – ка загадку
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я – .
Сегодня я вас познакомлю со стихотворением про осень, написал его Иван Алексеевич Белоусов. «Осень».
-Помните, когда мы с вами искали приметы осени, я читала вам строчки стихотворения Ивана Алексеевича Белоусова “Осень”, вот послушайте
Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Ветер злой, холодный
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Сегодня, ребята, мы будем заучивать это стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте. Педагог повторно читает стихотворение, затем уточняет:
– Садик, был какой… (веселый) .
– Почему садик был веселый? (Цвели цветы.)
– Кто изменил веселый садик? (Осенний дождь.)
– Подумайте, почему, читая последние две строчки, поэт Иван Алексеевич делает акцент на слове изменился . (Совсем другой садик увидел поэт и удивился.)
Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Ветер злой, холодный
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
– Ветер какой? (Ветер злой, холодный.)
– по дорожкам… (грязным)
– все их… (разбросал) .
– Я еще раз повторю первое и второе четверостишие, а вы очень тихо проговаривайте стихотворные строчки вместе со мной.
Затем 2–3 ребенка самостоятельно читают четверостишие.
Педагог читает первые два четверостишия и присоединяет к ним третье .
Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Ветер злой, холодный
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Просит двух-трех детей
– Алина, проговори первые две строчки, как бы ты спросила.
Воспитатель оценивает декламацию, отмечает, у кого из детей она получилась интереснее и правильнее (точнее).
-Даша, повтори вопрос автора, обращенный к садику. ( Как тебя утешить,
Что тебе сказать?)
-А вот последние строчки стихотворения – утвердительные, все закончится хорошо. Весна вернется и садик зацветет опять.
– Осенью очень часто меняется погода, то светит солнышко, то идет дождь.
– Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени) (Игра повторяется два раза)
-Вернемся к нашему стихотворению.
После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы.
- Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза).
- Я предлагаю вам читать стихотворение цепочкой по строчке. Если у кого-то возникли трудности, остальные ребята могут помочь (1-2 раза).
– А вы знаете о том, что одно и то же слово в стихотворении можно прочитать по-разному и тогда стихотворные строчки будут восприниматься иначе.
Вот например, слово жди, можно сначала сказать громче обычного и с утвердительной интонацией (“Жди”), а можно – нараспев с утешительной интонацией. (“Жди-и-и”.)
Давайте вместе поупражняемся в выразительном чтении последнего четверостишия.
Жди – весна вернется,
Я прочитаю читает произведение еще раз, а вы шёпотом читайте его вместе со мной.
– Иван Алексеевич Белоусов. «Осень».
Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Ветер злой, холодный
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
– Запомнили? Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР.Заучивание стихотворения И. Сурикова “Зима”.Рисование “Морозные узоры”.
Презентация к занятию по развитию речи.
Содержание данного конспекта включает игру на развитие лексико-граматического строя, работу по разбору содержанию и заучиванию стихотворения, дорисовывания отдельных элементов предмета.
Конспект интегрированного занятия по осознанному восприятию и заучиванию стихотворения И.Токмаковой «Рыбка, где ты спишь?».
Заучивание стихотворения с помощью ИКТ.
Презентация к конспекту.
Разработака занятия поможет выучить стихотворение наизусть.
Занятие НОД по речевому развитию «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень. Аппликация из листьев на тему осень для детей старшего дошкольного возраста Садик мой веселый где ж твои
Осенние поделки из природного материала для детского сада
Мастер – класс. Аппликация из листьев “Осень на моём дворе”
Хохлова Ирина Юрьевна, воспитатель СП ГБОУ СОШ пос. Ильмень
Назначение: данный мастер – класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, для воспитателей, родителей. Осенней композицией можно оформить группу, сделать выставку.
Цель: развитие художественно – творческих способностей детей.
Задачи: развивать творческие способности детей;
-воспитывать усидчивость;
-вырабатывать аккуратность при работе с различным материалом.
Как красива осень! Вроде и грустно смотреть на увядание природы. но как интересно наблюдать за изменениями вокруг нас. Дети порой не замечают, что вокруг так красиво и много новых красок. Но стоит только заострить на этом внимание и живое детское воображение на фантазирует очень красивые картины. Дайте ребёнку выразить своё видение окружающей природы! Позвольте ему заняться творчеством!
Для работы нам понадобиться: бумага жёлтых оттенков, клей, кисточка, ножницы парикмахерские, маникюрные, лист любой цветной бумаги, пряжа синего цвета, сухие листья измельчить, заварка чёрного чая, сухие цветки герани красного цвета, фломастер чёрного цвета, простой карандаш.
Нарезаем пряжу на мелкие части, намазываем верхнюю часть листа клеем и раскладываем пряжу.
Затем делаем дорожку. Наносим клей и засыпаем её заваркой чёрного чая.
Берём цветную бумагу, складываем её пополам рисуем простым карандашом домик и методом вытыканки вырезываем домик.
Намазываем клеем и приклеиваем.
Берём фломастер чёрного или коричневого цвета и рисуем деревья
Далее наносим клей вокруг кроны деревьев и на дорожки измельченные листья
Одно из деревьев будет рябина. Наносим клей вокруг веточек, и делаем из цветков герани красного цвета – рябинки
Немного воображения и фантазии получится осенняя композиция
Осень
И. Белоусов
Садик мой весёлый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним,
Изменился ты!
Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал…
Под дождём и ветром
В темноте ночей
Стонешь ты, качаясь,
Слёзы льёшь с ветвей.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди: весна вернётся.
Зацветёшь опять!
Спасибо за внимание!
Осень золотая
А. Яранова
Осень золотая
Ходит по дорожкам.
У нее на ножах
Желтые сапожки.
У нее на платье
Листики цветные,
А в ее лукошке
Есть грибы лесные.
Улетает лето
Е. Трутнева
Стало вдруг светлее вдвое?
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины красотой своей горды.
И скрипит в кустах весь вечер
Невидимка-прыгунок.
Это ты, скрипач-кузнечик,
Две пружинки вместо ног?
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше пето!
Садик мой весёлый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал…
Под дождём и ветром
В темноте ночей
Стонешь ты, качаясь,
Слёзы льёшь с ветвей.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди: весна вернётся.
Зацветёшь опять!
Осени привет
Тамара Маршалова
Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт,
Грязь и лужи у ворот.
Осень
Татьяна Агибалова
Зашуршали под ногами
Листья с желтыми боками.
Стало сыро, стало голо,
Собираться надо в школу.
Я тетрадки еле-еле
Разместил в своем портфеле
Среди ягодок рябины,
Листьев клена и осины,
Желудей и сыроежек…
И, наверное, Олежек,
Мой сосед по парте спросит:
“Что все это?”. “Это – осень”…
Осень
З. Фёдоровская
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…
Почему деревья осенью сбрасывают листья?
В.Орлов
Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
– А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый –
Кленовый.
Почему ёлки не сбрасывают иголки?
А. Плещеев
Почему не спиться ёлкам
С наступленьем осени?
Почему они иголки
на зиму не сбросили?
Им зимою не до сна –
Вдруг заблудиться весна!
Снег кружиться над землёй,
Тропки занесённые.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости
Осень к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!
Осень золотая
А. Яранова
Осень золотая
Ходит по дорожкам.
У нее на ножах
Желтые сапожки.
У нее на платье
Листики цветные,
А в ее лукошке
Есть грибы лесные.
Улетает лето
Е. Трутнева
Стало вдруг светлее вдвое?
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины красотой своей горды.
И скрипит в кустах весь вечер
Невидимка-прыгунок.
Это ты, скрипач-кузнечик,
Две пружинки вместо ног?
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше пето!
Садик мой весёлый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал…
Под дождём и ветром
В темноте ночей
Стонешь ты, качаясь,
Слёзы льёшь с ветвей.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди: весна вернётся.
Зацветёшь опять!
Осени привет
Тамара Маршалова
Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт,
Грязь и лужи у ворот.
Осень
Татьяна Агибалова
Зашуршали под ногами
Листья с желтыми боками.
Стало сыро, стало голо,
Собираться надо в школу.
Я тетрадки еле-еле
Разместил в своем портфеле
Среди ягодок рябины,
Листьев клена и осины,
Желудей и сыроежек…
И, наверное, Олежек,
Мой сосед по парте спросит:
“Что все это?”. “Это – осень”…
Осень
З. Фёдоровская
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…
Почему деревья осенью сбрасывают листья?
В.Орлов
Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
– А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый –
Кленовый.
Почему ёлки не сбрасывают иголки?
А. Плещеев
Почему не спиться ёлкам
С наступленьем осени?
Почему они иголки
на зиму не сбросили?
Им зимою не до сна –
Вдруг заблудиться весна!
Снег кружиться над землёй,
Тропки занесённые.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости
Осень к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!
Занятие 6. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
Цель.Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).
Ход занятия
«Помните, когда мы с вами искали приметы осени, я читала вам строчки стихотворения Ивана Алексеевича Белоусова „Осень“», – начинает занятие педагог.
Напоминает первое четверостишие:
Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Педагог уточняет: «Садик был… (веселый). Почему садик был веселый? (Цвели цветы.) Кто изменил веселый садик?» (Осенний дождь.)
Повторяет четверостишие и просит 2–3 детей прочитать его. Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему, читая последние две строчки, он делает акцент на слове изменился. (Совсем другой садик увидел поэт и удивился.)
Педагог повторяет четверостишие, присоединяя к нему два последующих:
Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Зацветешь опять!
Воспитатель уточняет: «Ветер какой? (Ветер злой, холодный.) Листья (оборвал), по дорожкам… (грязным) все их… (разбросал)».
Педагог повторяет второе четверостишие. Дети очень тихо проговаривают стихотворные строчки вместе с воспитателем. Затем 2–3 ребенка самостоятельно читают четверостишие.
Педагог читает первые два четверостишия и присоединяет к ним третье. Просит двух-трех детей проговорить первые две строчки, сохраняя вопросительную интонацию. Воспитатель оценивает декламацию, отмечает, у кого из детей она получилась интереснее и правильнее (точнее). Просит ребенка повторить вопрос автора, обращенный к садику.
«А вот последние строчки стихотворения – утвердительные, – говорит педагог. – Все закончится хорошо. Весна вернется и садик зацветет опять».
Воспитатель рассказывает о том, что одно и то же слово в стихотворении можно прочитать по-разному и тогда стихотворные строчки будут восприниматься иначе. Произносит слово жди сначала громче обычного и с утвердительной интонацией («Жди»), потом – нараспев с утешительной интонацией. («Жди-и-и».)
Дети упражняются в выразительном чтении последнего четверостишия.
Педагог сообщает автора и название стихотворения, делает паузу и читает произведение еще раз.
Воспитатель повторяет стихотворение. Дети без голоса читают вместе с ним (упражнение на запоминание и артикуляцию). В последующие дни педагог повторяет стихотворение, оживляя его в памяти детей.
Занятие 7. Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней
Цель.Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Ход занятия
Воспитатель говорит детям, что сегодня покажет им новую картину. Ставит картину «Осенний день» (из серии «Четыре времени года» О. Соловьевой (М.: Просвещение)) на мольберт, дает ребятам возможность рассмотреть ее. (Дети должны сидеть поближе к картине.) Интересуется, все ли понятно, и, если возникают вопросы, отвечает на них.
«Как бы вы назвали эту картину? – спрашивает воспитатель и выслушивает ответы детей. – Какое время года и время суток изобразил художник? Как об этом сказать одной фразой? Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину – „Осенний день”. Но как вы догадались, что на картине день?(На улице светло. Дети возвращаются из школы. Бабушка гуляет с внуком.)
А почему вы решили, что день осенний? (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети возвращаются из школы. На прилавках овощной палатки – дары осени.)
Какой осенний день на этой картине? (Теплый, солнечный.)
В теплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это отображено на картине? (Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие цвета радуют глаз.) В погожий[4] осенний день трудно усидеть дома – тянет на улицу! Не спеша идут школьники. Мама встретила первоклассника. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик-дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.
Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться составлять интересные рассказы по ней, – завершает педагог эту часть занятия. – Очень важно начать рассказ с предложения, отражающего суть картины (чему она посвящена). Пофантазируем?»
Воспитатель выслушивает ответы детей, помогая им найти удачное начало рассказа. Далее напоминает, что в прошлом году дети учились составлять план рассказа, мысленно разбив картину на законченные части.
«Итак, кто о чем будет рассказывать и в какой последовательности?» – спрашивает педагог. Он одобряет ответы с краткими названиями пунктов плана. Затем подводит итог: «Мы решили, что начать рассказ можно так: „Стоял теплый осенний день (теплый сентябрьский день)“ или: „Художник назвал свою картину „Хороший (теплый) осенний день“. Далее мы будем рассказывать об осенней природе (выслушивает ответы, задает уточняющие вопросы). Теперь переходим к раскрытию второго пункта плана – о людях на улице». (Корректирует ответы детей.)
В заключение воспитатель дает свой образец рассказа:«На дворе теплый день. Чистое синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз.
На улице много людей. Возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собака. На собаку загляделся малыш. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку.
Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь хорошему дню».
Примечание. Педагог оставляет картину в группе и в удобное для себя время проводит индивидуальную работу с детьми: просит 2–3 человек составить рассказ по картине. Это позволяет воспитателю получить представление о том, поняли ли дети, для чего нужен план рассказа, и насколько богат их словарь.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/10/08/zauchivanie-stihotvoreniya-i-belousova-osen
http://musearoma.ru/zanyatie-nod-po-rechevomu-razvitiyu-zauchivanie-stihotvoreniya-i/
http://megalektsii.ru/s45112t7.html