Банк инноваций в доу. Основные принципы цветотерапии для детей

Цветотерапия в ДОУ

Использование цветотерапии в дошкольном образовательном учреждении (детском саду)

Материал подготовила Тихоновская И.Н., воспитатель–методист высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №1 г. Феодосии».

Цветотерапия (хромотерапия)- это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот — он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Каким же образом цвет (свет) воздействует на организм человека? В основе хромотерапии лежат два механизма воздействия цветовой гаммы на человека: через глаза и через кожу.

Воздействие цвета через глаза

Это основной вид воздействия на организм. Цвет воспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, которая в свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нашу нервную систему; нервное стимулирование достигает мозга, который освобождает благотворные для организма гормоны.

Воздействие цвета через кожу

Это воздействие основано на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несет органам необходимую энергию, восстанавливая определённый биоэнергетический уровень и активизируя внутренние процессы организма.

В результате активного использования хромотерапии стимулируется эндокринная система человека, которая стимулирует наши жизненные процессы.

Рассмотрим влияние различных цветов на организм человека.

Это цвет силы и физической активности. Он традиционно считается цветом лидера, вожака стаи. Однако стоит помнить о том, что красный цвет сильно возбуждает нервную систему, что при чрезмерном его количестве в интерьере возможны вспышки агрессии. У некоторых людей переизбыток красного может вызвать гипертонический криз. Красный цвет разумно использовать на кухне и в столовой, он повышает аппетит.

Цвет оптимизма и радости, цвет солнца и тепла. Лучшее лекарство против депрессий и нервных срывов, пессимизма, некоторых страхов и неврозов. Этот цвет положительно влияет на систему кровообращения, мышечную систему, повышает аппетит. Он помогает восстановительным процессам в организме человека. Оранжевый цвет любят и взрослые и дети, всем нам с детства знакома песенка:

Я окрашу целый свет,
В самый свой любимый цвет:
Оранжевое море,
Оранжевое небо,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.

Этот цвет помогает нам концентрироваться. Желтый цвет очень эффективен против угрюмости, пессимизма и различных депрессий. Он помогает создать хорошее настроение, придает большую ясность мыслям. Желтый благоприятно действует на пищеварение и нервную систему, помогает работе памяти.
Если в жизни ребенка начинается новый этап, (поступление в детский сад или первый класс, окружите его желтыми предметами, это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Дети чаще всего тянутся к желтому цвету, он радует их в одежде, игрушках, предметах интерьера.

Это цвет покоя, цвет внутренней гармонии. Зелёный успокаивает и благоприятно влияет на сон, контролирует состояние раздражительности при нервных расстройствах. Он довольно эффективен в борьбе с головными болями и невралгией, нормализует кровяное и глазное давление и, по исследованиям офтальмологов, несколько повышает остроту зрения.

Голубой и синий

Это цвета уверенности и спокойствия, они положительно влияют на отношения в семье или коллективе. Однако, синий цвет противопоказан людям с низким давлением, что следует учитывать на практике применения этого цвета в хромотерапии.

Этот цвет обладает способностью частично снимать психофизические стрессы у человека. Он стабилизирует психику, балансирует душевное равновесие. У людей искусства фиолетовый цвет служит сильным стимулятором творческого мышления.

Белый и чёрный цвет

Они, в строгом смысле, цветами не являются. Это так называемые ахроматические цвета, то есть цвета, лишённые цветового тона. Белый и чёрный (особенно) почти не используются в цветотерапии.

Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний. Благотворно влияет на душевное состояние, которое, в конечном итоге, и определяет здоровье и благополучие человека.

Мы живем в многонациональном Крыму, поэтому не можем не учитывать, что в каждой культуре-свои цветовые ассоциации, которые иногда фиксируются в переносных значениях слов, красочных сравнениях, пословицах, поговорках. (Красна девица, как ясное солнышко, почернеть от горя, побелеть от страха, розовые очки). У разных народов отношение к цвету проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных обрядах. Эта определенная символика красок, дошла и до наших дней. Также каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать.

Практика применения принципов цветотерапии в ДОУ

Организуя работу с дошкольниками по цветотерапии, мы учитываем, что цвет является важнейшим элементом любого интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребенка обстановке лежит в основе его комфортного существования. Ещё Бехтерев писал, что «умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Цвет воздействует на эмоциональный настрой ребенка независимо от того, ощущает ли он это сам.

Помня о лечебном воздействие цвета и света на наших дошкольников, мы постарались правильно организовать в первую очередь световой климат в нашем ДОУ, который оказывает положительное воздействие на детей и сохраняет зрение. При этом мы учитывали, что правильное освещение должно быть соответствующей эффективности. Окна должны пропускать как можно больше солнечного света, поэтому плотные шторы в нашем дошкольном заведении висят только в спальных комнатах, а в остальных помещениях окна декорированы легкими прозрачными тканями.

Цветовая окраска стен и мебели зависит от естественной и искусственной освещенности помещения, группы в нашем ДОУ расположены окнами на южную и восточную сторону, стены окрашены в желтые и салатовые тона, спальные помещения в бледно-розовые и голубые тона. По исследованиям психологов дети любят яркие цвета: красный, оранжевый, желтый и комфортнее чувствуют себя при теплых тонах окраски, стены и панели в групповых помещениях мы окрасили в разные, но не контрастные, а близкие по цвету тона.

Читать еще:  Детские развивающие игры для детей 2 лет своими руками. Варианты игрушек и умения, которые они развивают. Развивающий кубик своими руками: мастер-класс

В интерьере групповых помещений нашего ДОУ присутствуют яркие световые пятна, которые радуют детей. При подборе мебели, мы учли то, что в группах нежелательна однотонная яркая красная или синяя мебель. Чтобы цвет в что-то значил для ребенка, радовал его или огорчал, помогал выразить настроение , передать эмоции необходимо дать первоначальные знания о цвете.

Мы начинаем знакомить малышей с цветом в 1-ой и 2-ой младшей группах на специально организованных занятиях, учим узнавать, называть, выделять цвет в окружающей ребенка обстановке, учим брать краски у природы.

Дети своей по природе более восприимчивы к многоцветию нашего мира. Поэтому цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических случаях. Плачущий ребенок успокаивается при виде яркой, красочной игрушки/ Дети радуются яркой, нарядной красивой одежде. Для создания хорошего настроения нашим малышам, мы используем «цветные физкультминутки». Перед началом разноцветных физкультминуток мы даем детям возможность рассмотреть цвет, насладиться им, для этого эффективно используем сюрпризный момент — появление «гостя», т.е. куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета, а затем уже предлагаем детям упражнения. Если хотите увидеть потрясающее умение ребенка радоваться жизни, окружите его яркими красками. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.

Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к цвету, пребывающие в хорошем расположении духа,они отдают предпочтение ярким насыщенным тонам«активной стороне» цветового круга, темные, мрачные холодные тона наоборот, ассоциируются у них с неприятными ощущениями, с чем-то плохим и неприятным. Так постепенно формируется связь между словом, образом эмоции и цветообозначением. Учитывая это, в нашем ДОУ детей окружают яркие радостные краски.

Положительное воздействие цвета воспитатели учитывают при оформлении интерьера группы и выбора цвета стен с спальных комнатах, при подборе игрушек и игрового оборудования.
Яркая черепаха привлекла внимание детей, они упражняются в шнуровке и застегивании пуговиц и молний.
В хмурый осенний день ребенок улыбнется при виде ярких красок.

В первой младшей группе дети начали знакомиться с цветом. Они научились различать цвета: желтый, красный, зеленый, синий, усвоили белый и черный цвета. Дети умеют выбирать из нескольких предложенных цветов нужный. Например, рисуют солнышко желтой краской, а травку – зеленой. С помощью упражнений «Подбери к блюдцу чашку», «Спрячь зайчат от волка», «Прокати мяч в ворота» они закрепляют знания о цвете.

Использовать в работе с дошкольниками цветотерапию педагоги продолжают во второй младшей группе, чтобы в будущем цвет что-то значил для ребенка, радовал его или огорчал, помогал выразить настроение, передать эмоции, первоначально мы закрепляем цвет на специально организованных занятиях, учим выделять цвет в окружающей ребенка обстановке, учим брать краски у природы.

Мы откроем вам секрет,
Как раскрасить белый свет
Желтыми, зелеными, красными
Красками прекрасными.

Пусть сияет все вокруг —
Речка, поле, лес и луг
Желтыми, зелеными, красными
Красками прекрасными!

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Цветотерапия как стимулятор интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются варианты включения элементов цветотерапиив работу с детьми дошкольного возраста. Автор предлагает несколько практических находок из собственного опыта.

Дошкольное детство – время первичной социализации детей, формирования стойких стереотипов соматической и психической организации. Наблюдения и практический опыт показывают, что становление специфической деятельности ребенка (игровой, познавательной, изобразительной и др.), его развитие оптимизируются при включении в образовательный процесс цветотерапии как элемента психогигиенической и психокоррекционной работы.

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Изучение данных литературы и результаты собственных наблюдений и исследований позволяют сделать вывод о том, что стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Работа с цветом способствует решению многих задач:

• повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

В условиях ДОУ цвет используется не только как зрительный стимулятор и раздражитель, но и как наполнитель пространственной среды. Это позволяет условно зонировать окружающую обстановку, вносит разнообразие в традиционные виды деятельности, усиливает смысловое значение изучаемого.

Говорят, что дома и стены помогают. Для дошкольника детский сад – это второй дом. Задумываемся ли мы о том, что в зависимости от окраски стен жилища дети могут чувствовать себя совершенно по-разному?

В течение трех лет мы проводили в ДОУ эксперимент для определения влияния окружающей цветовой обстановки на поведение и результативность в обучении детей. Оказалось, что их успехи улучшились при более рациональной окраске стен. Изучение эмоционального состояния воспитанников при помощи методики цветопредпочтения показало, что у многих из них наступает быстрое утомление, снижение тонуса активности уже в первые часы пребывания в помещении. По совету психолога в помещениях был изменен цветовой климат. Потолки и верхнюю часть стен окрасили в белый цвет, нижнюю – в кремовый, светло-салатовый, нежно-голубой. В результате этих, казалось бы, простых мероприятий значительно улучшилось освещение, дети стали меньше уставать, а повторная диагностика, проведенная через некоторое время, показала, что число детей с превышением отрицательного эмоционального фона уменьшилось более чем в три раза.

И в этом нет ничего удивительного! Белый цвет значительно повышает освещенность за счет того, что отражает до 80% дневного света. В отличии от других цветов белый цвет лишен эмоционального воздействия. Наши выводы получили неожиданное подтверждение в исследованиях американских психологов, выяснивших, что сумеречное освещение вызывает у многих взрослых и детей состояние депрессии и, наоборот, яркий дневной свет повышает эмоциональный тонус.

Также функциональное состояние нервной системы у детей бывает гораздо лучше, если панели в помещении окрашены в белый, голубой и зеленый цвета, нежели в желтый и особенно красный. Конечно, мы далеки от мысли, что в каком-нибудь детском саду взрослые вздумают окрасить стены в красный цвет. И тем не менее.


Отправляемся в Красную страну

Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.

Читать еще:  Детские центры для детей от 2 лет. Раннее развитие: детские секции С молодых ногтей


Синяя капель

Выбирая цвет коридоров, рекомендуется использовать тона, не встречающиеся при отделке комнат, но при этом желательно придерживаться общей цветовой гаммы.

Изучение влияния цветовой окраски мебели и оборудования показало, что функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). Наилучшие показатели зрительной работоспособности были выявлены при окраске рабочих столов в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, которые создают благоприятное распределение света в поле зрения ребенка. Желательно, чтобы и демонстрационная доска была зеленого цвета.

Но и это еще не все. Цвет способствует более точному и полному распознаванию предметов. Знакомясь со специальными исследованиями ученых, мы узнали, что дети при дневном свете предпочитают писать или рисовать на белой бумаге, а при лампах накаливания выбирают бумагу светло-зеленого цвета. Эта особенность теперь тоже учитывается при организации занятий и свободной изобразительной деятельности детей.

И еще одна практическая находка. Для того, чтобы избежать «назойливости» тех цветов, которые были использованы при окраске различных элементов интерьера, а также цветового пресыщения у детей на цветовое оформление, мы используем динамический светоцветовой климат. С помощью мобильных экранов и цветных полотен измененяем цветовое решение пространства. При смене освещения и цветовой гаммы происходит смягчение отрицательного психологического воздействия замкнутого помещения. Ведь подобное воздействие приходится постоянно ощущать на себе всем детям, посещающим детские сады.

В психопрофилактической работе психологом широко используются цветные полотна — отрезки шифона размером 1,5 м х1,5 м насыщенных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и др.). Манипуляции с этими полотнами, обертывание в них, рассматривание сквозь них окружающего пространства дают ощутимый терапевтический эффект и развивают ощущения, которые можно отнести к цветовым ассоциациям. Цвет может вызвать приятные воспоминания о наиболее счастливых момента в жизни или напомнить о чем-то грустном, настроить на позитивный лад, отлично развивает воображение и фантазию. Работая с цветом, мы обязательно уточняем его психологические характеристики: теплый — холодный, мягкий — колючий, спокойный — энергичный, мрачный — красочный и т. д.

Интересна и увлекательна практика «цветного дня» в детском саду. Дети сами выбирают определенный цвет, и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры, постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески), на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета. Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас — «желтый день», мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие насыщенный, густой оттенок, выставляются дозировано — на 2—3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка — на целый день.

В настоящее время мы апробируем стимуляцию умственной, творческой деятельности посредством светло-зеленого, синего, голубого, желтого, белого цвета. А на занятиях, где требуется физическая активность, используем оттенки красного, оранжевого.

Консультируя родителей, психолог обращает их внимание на то, что каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей. По любимому цвету можно определить характер человека, даже совсем маленького. Здесь есть и обратная связь: одевая малыша в одежду определенного цвета, можно заложить основы будущего характера ребенка. Нужно стараться одевать ребенка разнообразно: в цветастом калейдоскопе одежды, игрушек и других предметов дети лучше развиваются.

В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.

Взрослым, и педагогам, и родителям, необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 – 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и буквально через 20 – 30 маленький злюка превратится если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание.

Однако это вовсе не означает, что на все темное, красное или фиолетовое следует наложить табу. Просто нужно учитывать влияние этих цветов, например, окрашивая стены или выбирая детские наряды. Бордовые колготки, красные рубашки и лиловые платья не стоит покупать для повседневной носки – ведь в этой одежде малышу предстоит провести в детском саду весь день!

Многолетний опыт практических экспериментов с цветом позволяет сделать выводы об эффективности его использования в работе с дошкольниками. Цветотерапия, несомненно, способствует:

• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Список литературы и ресурсов:

1. Г. А. Широкова Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники» — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384с.
2. Под ред. А. И. Клпытина Диагностика в арт-терапии. — СПб.:Речь, 2005. — 80с.
3. С. В. Велиева Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005. — 240с.
4. Электронный ресурс http://www.liveinternet.ru.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Лечение цветом. Цветотерапия в детском саду

Сущность метода

Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена (Древний Египет, Персия, Китай, Индия и др.). Было замечено, что определенные цвета и оттенки благотворным образом действуют на душевное состояние человека, в то время как другие, напротив, могут причинять ему вред. Основоположником же современной цветотерапии считается И. Гете, разработавший теорию гармонии света. Широкой популярностью в психологии пользуется цветовой тест Люшера.

Читать еще:  Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. Игры для детей с зпр

Лечебное воздействие цвета происходит за счет воздействия его электромагнитных волн на органы человека. Даже простой выбор одежды или употребление в пищу овощей и фруктов соответствующего цвета могут вызывать положительный эффект в психологическом состоянии человека.

Цветовые упражнения в детском саду

Широкое применение получила цветотерапия для детей. Ведь ребенок гораздо более восприимчив к цветовым оттенкам окружающего его мира, чем взрослые. Цветотерапия в детском саду может проводиться в рамках арт-терапевтических занятий с детьми. Лечение цветом может проходить в разных формах.

Методика «Цветной дождь»

Одним из оригинальных методов, которые использует цветотерапия в ДОУ, можно назвать шатер из цветных атласных лент (методика «Цветной дождь»). Ленты подобраны по оттенкам – от теплых к холодным, они вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. Дети могут прятаться в шатре, могут выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Также в течение дня детям предлагается несколько раз проходить через шатер в соответствующем направлении: гиперактивным детям – от теплых оттенков к холодным, а вялым, инертным – в обратном направлении.

При этом возможны различные вариации упражнения – шатер можно заменить на цветные коврики и предложить детям выбрать тот, что по душе. Либо, напротив, попросить ребенка пересесть на другой цвет (если это необходимо для достижения цели упражнения).

Упражнение «Зажги радугу»

Можно также расстелить перед ребенком белый холст и предложить выложить на нем радугу из определенных цветов (упражнение «Зажги радугу»). В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Детям с повышенной эмоциональной возбужденностью предлагается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности, подавленным, находящимся в депрессии – из более теплых и ярких.

Упражнение «Радужная страна»

Очень важно научить ребенка чувствовать цвета, развивать его цветовосприятие. Для этого в детских садах также используется ряд упражнений. Одно из таких – «Радужная страна». Можно выбрать несколько наиболее ярких цветов, каждый и которых будет символом одной из стран (Желтая, Белая, Красная страна и т. д.). Детям предлагается расселить жителей по разным странам. В качестве жителей могут выступать куклы, игрушки либо карточки с изображением сказочных персонажей. Каждый свой выбор дети должны обосновать. Почему этот герой должен жить именно в этой стране? Чем отличаются жители Желтой страны от жителей Синей страны и др.?

Игра на этом не заканчивается – напротив, дальше предлагается широкий спектр возможностей для проявления фантазии детей. Можно придумывать различные истории про жителей разных стран. Также можно усложнять сюжет, добавляя в игру новых героев, которые вмешиваются в привычную жизнь «цветных» жителей, нарушая порядок и гармонию. При этом необходимо соблюдение нескольких основных условий игры:

  • все дети принимают активное участие в развитии сюжета;
  • все действия детей, сопровождающиеся цветовым выбором, должны ими аргументироваться;
  • все цветовые выборы одинаково принимаются психологом – «плохих» и «хороших» вариантов выбора быть не должно (за исключением ярких проявлений агрессии со стороны ребенка);
  • во время игры соблюдается правило всеобщего уважения (все обидные комментарии, дразнилки со стороны детей по отношению друг к другу сразу же пресекаются психологом).

Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами. Прежде всего, ребенку предлагается определиться с любимым цветом. Если дети выбирают насыщенные, яркие оттенки красного, желтого или зеленого, это является показателем гармоничного психического развития, динамичности и любознательности. В случае же, когда ребенок отдает предпочтение белому или черному цветам, возможна склонность к замкнутости и одиночеству. Для коррекции данной склонности также может быть использована цветотерапия. Упражнения со сменой различных цветов здесь будут особенно актуальны.

Например, можно предложить ребенку, выбравшему белый или черный цвет, попробовать заменить эти цвета на другие, более яркие. Делать это лучше постепенно. Можно использовать раскраски, предлагая ребенку раскрашивать белые фигуры разными цветами, постепенно увеличивая яркость и насыщенность. Также можно делать аппликации. На черные (или белые) элементы фигурки предложить наклеить что-нибудь более яркое (звезды, полосы, цветы и т.д.) и оценить результат. Если ребенок удовлетворен новой картинкой, попросите его рассказать о своем настроении. Изменилось ли что-нибудь в нем? Стало ли ему лучше, радостнее, легче и т. д. или наоборот?

Цветовая специфика интерьера в детском саду

Чрезвычайно важно, чтобы дети получали положительные эмоции от цвета не только периодически, на занятиях арт-терапией, но и в своей повседневной деятельности. Цветовая окраска комнат, мебели, игрушек – все это должно быть гармонично сбалансировано и вызывать у детей соответствующие положительные эмоции. Например, стены в спальне должны быть окрашены в светлые, успокаивающие тона, а комната для занятий и игр, напротив, может содержать более яркие оттенки, стимулирующие активность детей.

Не стоит перегружать интерьер игровой комнаты обилием всевозможных оттенков по принципу: чем пестрее, тем лучше. Во-первых, чем больше используемых оттенков в интерьере, тем сложнее их сочетать между собой. Во-вторых, изобилие красок повышает утомляемость психики, а ведь ребенок проводит в детском саду целый день! При выборе доминирующих цветов следует помнить об их психофизиологической характеристике:

  • красный – оказывает влияние на стимулирование кровообращения, обмена веществ и иммунитета, повышение психологической активности;
  • желтый – стимулирует нервную систему, поднимает жизненный тонус, активно воздействует на различные центры головного мозга;
  • зеленый – помогает при бессоннице, благотворно действует на зрение, способствует психическому равновесию, умиротворению;
  • голубой – снижает температуру и артериальное давление, оказывает положительное воздействие на организм в борьбе с инфекциями;
  • синий – положительно влияет на укрепление эндокринной системы, формирует чувство психологической безопасности.

Таким образом, цветотерапия в детском саду является универсальным методом, позволяющим не только выявить основные психологические характеристики каждого ребенка, но и принять определенные меры по возможной коррекции психологических девиаций. Также несомненным преимуществом метода является та благоприятная, гармоничная атмосфера, которую создает цветотерапия. Упражнения, как правило, вызывают у детей глубокий интерес и эмоциональный отклик, представляясь в виде увлекательной игры.

Источники:

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/cvetoterapiya.html
http://pedsovet.su/publ/28-1-0-1116
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7922-lechenie-cvetom-cvetoterapiya-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию