Беседа. Проведение бесед на занятиях. Экологические беседы для детей старшей группы в детском саду

Экологические беседы для детей старшей группы в детском саду

Хочу поделиться опытом работы в области экологического образования детей в нашей группе (старшая группа, возраст детей 5-6 лет) и рассказать об одной из форм, которую я использую в своей работе — это экологические беседы.

Цели таких бесед:
1. Пробудить чувство жалости, сострадания к попавшим в беду животным.
2. Сформировать знания по оказанию им помощи и по уходу за содержащимися дома животными.

Задачи:
— учить детей понимать животных, , объяснить, что только тогда можно помочь дикому зверьку или птице, когда узнаешь из книг или от специалистов в каком уходе он нуждается;
— учить строить предположения, объяснять их, высказывать свои познания;
— заинтересовать детей удивительным миром природы, воспитывать любознательность.

Я проводила беседу с детьми под таким названием: «Жалеть надо уметь». Беседа проводилась на уже имеющихся знаниях детей.
Сначала детям были заданы такие вопросы:
«Кто из вас помогал животным или растениям?»

— Да. Очень.
— И все же вы отпустили. Почему?
— Потому что на воле ему лучше.

Примечание: накануне проводилось занятие «Не поется птицам без небес».

— Вот видите, ребята, Катя с Сашей хотели пожалеть голубя, накормить, но чем не знали. Оказывается, жалеть тоже надо уметь.
Необходимо было знать, чем питаются голуби.
Затем рассказала детям об одном случае.
— Послушайте, ребята, какое происшествие произошло с ребятами по дороге в школу. «Дети шли в школу, дорога проходила через лес. В лесу они нашли двух маленьких ежат и принесли домой. Когда мама увидела, она очень рассердилась»
-Посему же рассердилась мама?
— Потому что животным хорошо только на воле..
-Да, правильно, ребята.
А мама сердито спросила: «Зачем вы забрали таких маленьких?» Тогда дети решили оставить их до прихода папы, а когда он придет, то отнесет их обратно в лес, а пока мы их покормим. Дети дали ежатам яблоки, но они были грустными и не ели яблок.
— Ребята, а что едят ежи?
— молоко, грибы, мышей, насекомых.
-А эти ежата были совсем маленькие, им нужна мама и ее забота.

ЗАПОМНИТЕ!
Диких животных и птиц нельзя забирать в дом!
Другое дело, когда им необходима помощь!
Но есть дикие животные, которых человек приучил к жизни в неволе давным-давно. Они не могут жить без заботы человека. Что это за животные?.
Ответы детей: Морские свинки, хомячки.
Воспитатель: У кого дома есть хомячки?
Максим: у меня был хомячок.
— Расскажи, как ты за ним ухаживал, чем кормил? (сухие зёрна, овощи, фрукты, сухой хлеб, семячки).
— Вопрос: « А каким животным очень хорошо живётся дома, с человеком?»
— Ответы: «Собакам и кошкам».
— Вопрос: «А откуда берутся бездомные кошки? Вы знаете?»
— Ответы детей: « Они потерялись, заблудились, их бросили.»

Воспитатель: Предлагаю послушать отрывок из стихотворения Михалкова «Зяблик».

Хотят на день рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»

Читать еще:  «Как устроено тело человека». Валеологическое занятие для детей средней группы. Знакомство дошкольников с организмом человека в играх и играх тренингах в разновозрастной группе детей с нарушением зрения и речи

Вопрос к детям: Как вы думаете, почему мальчик так считает? Что значит быть готовым иметь домашнее животное?»
Дети не смогли ответить на эти вопросы. И. следуя рекомендациям многих программ ( которые советуют такие беседы продолжить занятием), я провела экологическое занятие, основное содержание которого составили рекомендации по уходу за домашними животными, а так же некоторые советы.
Например:
1. Нельзя брать животное в дом,если кто-то из родных возражает.
2. Любить животных и любить с ним играть –это не одно и то же.
Любовь к животным требует и времени, и терпенья, и труда, и забот, и средств.

Во время таких бесед дети, как правило, рассказывают о происшедших с ними событиях, делятся своими впечатлениями и задают множество вопросов.
Я решила так: пусть некоторые вопросы станут темами будущих занятий.
Например, во время беседы был задан такой вопрос ( задала его Оля с.): «Ежи яблоки не едят, а почему же на картинках рисуют, как ёжик несёт на своих иголках облако?» — Впоследствии было запланировано занятие: «Яблоки для ежат», где дети получили ответ на свой вопрос.
Зоя спросила: «Почему свинки называются морскими?» Я предложила детям подумать и высказать свои предположения. Ответы были вполне логичными: «Потому, что они хорошо плавают» — сказала Лена К. А вот другое предложение – Егора: «Потому, что они очень любят есть морскую капусту.»
И этот вопрос стал темой будущего экологического занятия под названием «Заморские гости», которое я полностью посвятила истории происхождения морских свинок на территории нашей страны. Были разъяснения по поводу предложения отпустить свинок на волю).
Следующую беседу из цикла «Жалеть надо уметь» я запланировала провести в марте.
Эта беседа будет основана на примерах происшествий, которые случились с мальчиками по прозвищу Жалейкин – это герой рассказов писателя Николая Сладкова. Будут прочитаны рассказы «Жалейкин и лягушонок», «Жалейкин и птенчик» — вместе с детьми обсудим поступки, которые совершил герой.
Основными целями беседы будут:
1. воспитание гуманных чувств;
2. способность понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней;
3. и очень осторожно я хочу выдвинуть такую цель – начинать учить детей прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Рекомендации по проведению таких бесед:
1. Беседу можно провести в тёплое время года – на прогулке в лесу или у речки, зимой – в групповой комнате.
2. Беседу желательно построить на конкретных примерах, основываясь на опыте детей.
3. При проведении беседы воспитатель должен использовать иллюстрации, которые потом раскрашивают. Это повышает их интерес к занятиям, снижает утомляемость и способствует более эффективному усвоению экологического материала.
4. Такими беседами можно дополнить программные занятия по экологическому воспитанию.

Экологическая беседа в старшей группе

Вера Старосёлова
Экологическая беседа в старшей группе

Цель: Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений.

Ход беседы: Какую роль играют растения в природе? Для чего они нужны человеку и животным?

Растения – это зеленый наряд планеты. Это «легкие» планеты: они выделяют в воздух кислород, который необходим для дыхания. Растения дают пищу животным и человеку, снабжают людей строительными материалами, сырьем для тканей.

Деревья растут медленно и долго, а люди, часто губят их, не задумываясь.

Чем грозит соснам и елям приближение Нового года. Как мы можем им помочь.

Читать еще:  Терапевтические сказки про детский сад. Терапевтические сказки для детей, имеющих трудности адаптации в детском саду. Медвежонок, который не хотел ходить в детский сад

Мы будем рассказывать людям, что вместо ели лучше украсить комнату новогодним букетом из веточек или искусственной ёлочкой. Это сбережет жизнь многим деревьям.

Пройдет зима, и весной снова у друзей растений полно забот. Зазеленеют луга и леса и потянутся люди к весенней красоте природы за солнцем, воздухом и …букетами.

Придёт беда к растениям – первоцветам, и тогда им срочно понадобится наша помощь, потому что цветов в лесах остается все меньше и меньше. А ведь цветущие растения — в поле, в лесу, на лугу – украшают нашу Землю, радуют людей.

Какие же растения появляются весной первыми? Отгадайте, о ком из них говорится в загадке:

То красный венчик,

То синий венчик (Медуница)

Нежные цвет медуницы украшают лесные полянки весной. Не стоит собирать её в букеты, любуйтесь ею в лесу.

Какие ещё цветы можно увидеть в пробуждающемся лесу?

Первым вылез из землицы на проталинке,

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

Выглянул подснежник в полутьме лесной-

Маленький разведчик, посланный весной-

Пусть еще над лесом властвуют снега,

Пусть лежат под снегом сонные луга,

Пусть на спящей речке неподвижен лед.

Раз пришел разведчик, и весна придёт. (Е. Серова)

В мае появляются ландыши, их любят за аромат и скромный вид. Охапками несут люди из леса букеты, пустеют поляны, мрачнеет лес.

Родился ландыш в майский день.

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень –

И весь он зазвенит.

И это звон услышит луг,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем, а вдруг

Давайте никогда не будем собирать эти цветы в букеты и расскажем это правило своим друзьям.

Иногда присев на весенней полянке мы ощущаем тонкий аромат. Это бледно – голубая фиалка. Знай, что тебе повезло, это очень редкие цветы! Полюбуйся ими и не спеши трогать их руками.

Весной достаётся от людей и некоторым деревьям. Знаете каким? (Верба. Черемуха.)

Расцвела черемуха около ручья. З. Александрова.

Пастух кору надрезал у березы,

Склоняясь, тянет сладкий сок.

За каплей капля падает в песок

Березы кровь, прозрачная, как слезы.

Так давайте не будем ломать деревья и кустарники. Не станем собирать цветы в букеты. Будем залечивать раны на деревьях, поливать растения, сажать новые деревья и кустарники, ограждать их. Будем останавливать тех, кто наносит вред растениям, чтобы не было случаев подобных этому:

Ах, как я люблю природу – говорил Сережа-

Очень я люблю сирень и рябину тоже.

И хотелось бы спросить тихо у Сережи:

— Кто сломал в саду сирень и рябину тоже. Р. Сеф

Давайте будем заботиться о растениях и станем друзьями Планеты.

Есть одна планета — сад.

«Экскурсия в уголок природы» НОД для младшей группы Виды детской деятельности: игровая,трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,музыкально-художественная. Цели: познакомить.

Экологический проект «Жалобная книга растений» Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Беседы по экологии с детьми старшего дошкольного возраста.

В данной работе представлены темы бесед по экологии

Просмотр содержимого документа
«Беседы по экологии с детьми старшего дошкольного возраста.»

Беседы по экологии. Старший дошкольный возраст.

Подготовила воспитатель: Васильева С.В.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению необходимо использовать интегрированный подход, при взаимосвязи занятий, игр, наблюдений, бесед на прогулке, экскурсии в природу.

Читать еще:  Игры для детей с задержкой развития

Большое значение придается исследовательской деятельности детей — проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращается внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников — игре (дидактические игры экологического содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным.

Темы бесед по экологии:

* Люди – друзья природы;

* Жалеть нужно уметь;

* Лес: любить, беречь и не бояться;

* Птицы и звери зимой;

* Есть ли домики у зверят?

* Как мы можем помочь природе;

* Все живое под нашей защитой;

* Насекомые – часть природы;

* Мусор – болезнь планеты;

* Не загрязняй природу!

* Наш дом – природа;

* Огонь: друг или враг?

«Для чего человек сажает леса»

Лес занимает большую часть территории суши. Многие леса были уничтожены человеком. Однако другие леса были посажены заново. Одна пятая часть суши нашей планеты покрыта лесами. Лес бывает хвойный и лиственный. Лес выполняет важные задачи для всего живого на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ, и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания. Предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветки, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии, в медицине. Из леса строят дома, делают мебель, бумагу, книги.

Как видите, лес нужен всем. Он не только сырье, а это еще и бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые. Растут деревья, кустарники, травы, цветы. Текут реки, озера. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов живых существ. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы.

Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых!

Взгляните дети вокруг себя. Какой большой и прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце! Все это- природа. Человек неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, а требует в замен лишь одного- чтобы мы с вами были к ней добры.

Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Это неправильно. Лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают комаров, мошек, сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать. А что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Самое трудное время для наших животных — это зима с ее холодами. Как от них спрятаться? Многие птицы улетают на юг, где нет морозов. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки? Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки. Но пригреет весеннее солнышко, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты.

Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

Источники:

http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-kroshkina/yekologicheskie-besedy.html
http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskaja-beseda.html
http://multiurok.ru/files/biesiedy-po-ekologhii-s-diet-mi-starshiegho-doshko.html

Ссылка на основную публикацию