Безопасная среда дома. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста

Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста.

Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82—85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16—19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1—3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6—7-м классе меньше, чем в 2—3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью возрастает. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений. Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость молодого организма «простудным» и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития сердечнососудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров в дневном рационе приводит к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. По данным некоторых исследователей, 6—7-летние школьники отстают в росте и массе тела от сверстников, посещающих школы. К концу года разница оказывается значительной: у мальчиков различия в росте составляют 3,2 см, в массе тела — 700 г, а у девочек — соответственно 0,9 см и 1 кг 300 г. Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при продолжительном и напряженном умственном (учебном) труде, — это активная и определенным образом организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья. Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена — головного мозга. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными, достаточно интенсивными и не вызывали переутомления. В высший отдел центральной нервной системы (кору головного мозга) поступают сигналы от органов чувств и от работающих скелетных мышц. Кора головного мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет тонкую и точную регуляцию слаженной деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие таких функций центральной нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал непреодолимую потребность пройтись по комнате — так ему легче работать, думать. Если взглянуть на сосредоточенно думающего школьника, видно, как собрана, напряжена вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга, заставляют его более интенсивно и четко работать.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Назовите продолжительность и основную особенность периода младшего школьного возраста

2. Какие анатомо-физиологические особенности кожи и опорно-двигательного аппарата характерны для младшего школьников?

3. Назовите число дыхательных движений и сердечных сокращений ребенка 7 лет.

4. Назовите формулы нарастания массы в младшем школьном возрасте.

5. Назовите формулы увеличения роста в младшем школьном возрасте.

6. Какие процессы характеризуют развитие нервной младшего школьника?

7. Перечислите факторы, влияющие на здоровье ребенка младшего школьного возраста.

8. Перечислите принципы питания младшего школьника.

9. Каковы принципы составления режима дня младшего школьника?

10. Каковы принципы организации безопасной среды младшего школьника?

Литература: Основная: Крюкова Д. А. Лысак Л. А, Фурса О. В. Здоровый человек и его окружение «Феникс», 2010 – 384с. Фукалова Н.В. Пивоварова Т.В. Здоровый человек и его окружение. Курс лекций, — Красноярск красноярский медико- фармацевтический колледж – 2004 – 250 с. Дополнительная Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010 Охрана здоровья детей и подростков: учебное пособие для средних медработников/ под ред. Сопиной З.Е. – М. ГЭОТАР_Медиа. 2009 – 368с. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды» под. ред. В.Р. Кучмы, В.Н. Серова, М., 2002 Электронные ресурсы: Медицинский портал МедУнивер [Электронный ресурс] URL http://meduniver.com/ Рекомендации по детским болезням, здоровью детей и малышей [Электронный ресурс] URL http://www.pediatrinfo.ru/ Уход за ребенком [Электронный ресурс] URL http://neonatus.info/

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Безопасная окружающая среда для ребенка

Содержание

Как обезопасить свой дом, обучить малыша жизненно важным правилам поведения на улице, детской площадке, в общественных местах, в социуме и на природе — читайте об этом в нашей статье.

Делаем дом безопасным

Дети растут и исследуют мир во всем многообразии его проявлений — дома и на улице, на игровой площадке и в детском коллективе, в лесу и у реки, в магазине и в музее. Они знакомятся с окружающими предметами и явлениями, разглядывая их и прислушиваясь к ним, пробуя их на ощупь и на вкус. Идя навстречу миру, они также изучают и свои возможности при столкновении с ним — бегая, ныряя, карабкаясь наверх и прыгая вниз, перелезая через забор, крутя педали велосипеда, раскачиваясь на качелях и балансируя на поваленном стволе дерева.

Читать еще:  Короткие поздравления с масленицей. Масленица: стихи и песни для детей и взрослых

Собственный дом и двор перед ним, улица, проезжая часть, машины, магазины, рестораны, автобусы, самолеты, катера — все это необходимо изучить маленькому исследователю. Не всегда знакомство с окружающим миром гарантированно безопасно, иногда из-за неаккуратного обращения с некоторыми его элементами ребенок может причинить себе ущерб.

Что могут предпринять взрослые, чтобы сделать вхождение своего ребенка в мир не только удивительно захватывающим, но и максимально и разумно безопасным? Какие конкретные шаги ожидаются от родителей, чтобы малыш был знаком с основами техники безопасности по обращению с окружающей его средой? Давайте поговорим об этом.

Посмотрите на дом глазами ребенка

Как ни странно, наибольшую опасность для детей в возрасте от 1 года до 4 лет представляет их собственное жилище. Специалисты говорят, что риск получить ожог, увечье от падения, отравление лекарствами или бытовой химией и другие травмы дома выше, чем вероятность стать жертвой несчастного случая вне его стен.

Что можно сделать, чтобы дом был безопасным для ребенка?

Единственный способ выяснить, какие потенциальные угрозы таятся в помещениях, доступных для малыша, научившегося ползать и ходить, — это увидеть их своими глазами.

Опуститесь на колени и буквально проползите весь дом, обращая внимание на розетки, провода, крупные предметы мебели, другие объекты, стоящие на полу или на высоте роста годовалого ребенка.

Имейте в виду: лестницы, кровати, журнальные столики, диванные подушки — рано или поздно все это пойдет в дело, когда малышу понадобится взобраться повыше, чтобы дотянуться до заинтересовавшего его предмета. До чего можно доползти, достать? Что можно открыть? Куда можно упасть? Что выглядит привлекательно? Где в вашем доме хранятся лекарства, продукты, ножи и другие острые предметы, мусорное ведро, бытовая химия, швабра, уличная обувь, коляска? Где стоят новогодняя елка и лоток для кота? Есть ли у полок и дверей ограничители, а у острых углов мебели защита?

1. Если ребенок перерос детскую кроватку (может перелезть через спинку, даже когда матрас находится в самой нижней позиции), переведите его в другую кровать с низким днищем. Оборудуйте новое место для сна съемными перилами (решеткой, бампером), а на пол положите мягкий коврик.

2. Не оставляйте ребенка без присмотра на столике для переодевания ни на секунду. Меняя малышу одежду, всегда придерживайте его одной рукой.

3. Как и во всех остальных случаях, храните под надежным замком или на верхних полках косметику, лекарства, ювелирные украшения.

4. Книжные полки, картины и фотографии в тяжелых рамах, другие предметы интерьера, висящие на стенах, должны быть надежно закреплены.

Регулярно проверяйте дом по мере роста малыша: чем выше он становится, тем меньше препятствий может обнаружить на пути к предмету интереса.

1. Если ваш сын или дочка регулярно навещает своих бабушек и дедушек, проделайте то же самое и в их доме. Будьте внимательны, когда бываете в гостях в других семьях, не упускайте ребенка из вида, пока не убедитесь, что он в безопасности.

2. Монеты, камушки, некрупная мозаика, детали от конструктора, предметы для рукоделия, строительная и канцелярская мелочь — все мелкие вещи должны переместиться на самые высокие и дальние полки шкафов.

3. Острые предметы, включая столовые приборы и маникюрные принадлежности, хранятся в самых недоступных для малыша местах.

4. Все чистящие средства, бытовая химия, косметика, корм для животных, алкоголь, лекарства, витамины и бады должны иметь защиту от детей (специальные крышки, контейнеры с замками), их следует надежно убрать подальше от детских глаз.

5. Межкомнатные двери должны иметь фиксаторы, предотвращающие травмы пальцев, окна и дверцы на мебели и бытовой технике — блокираторы, не позволяющие ребенку открыть их. Помните: москитные сетки — защита от мелких насекомых, а не от падений из окон.

6. Если в доме есть участки, обезопасить которые невозможно (например, лестница), перекройте доступ к ним воротами.

7. Электрические розетки должны иметь защиту от детских пальчиков, провода — быть убраны в короб.

8. Шаткие предметы интерьера (торшеры, стеллажи, напольные зеркала и др.) следует прикрепить к стене (полу) или сделать так, чтобы у ребенка к ним не было доступа.

9. Электронные устройства и пульты на батарейках (особенно если крышка от батарейного отсека потеряна или легко открывается) храните в недоступных для ребенка местах.

10. Все острые углы мебели должны иметь мягкую защиту от ударов.

11. Телевизор и музыкальный центр держите или близко к полу, или так высоко, что ребенок не достанет до них, пока не войдет в разумный возраст.

12. Уберите комнатные растения из мест, доступных ребенку, избавьтесь от ядовитых представителей домашней флоры (филодендрон).

13. Во избежание ожогов горячей водой выставьте на домашнем водонагревателе или газовой колонке рекомендованную производителем температуру.

14. Закройте декоративными решетками настенные комнатные батареи, напольные радиаторы располагайте вне зоны досягаемости детей.

15. Держите в домашней аптечке набор средств для оказания первой помощи: стерильные бинты, пластыри, йод, адсорбент, перекись водорода, препараты на случай обезвоживания, обезболивающее, жаропонижающее, средства от легких ожогов, раздражения и других повреждений кожи. Всегда проверяйте запас лекарств, прописанных вашему ребенку (астма, диабет), и регулярно его пополняйте.

16. Запомните телефоны экстренных служб, вбейте их в память всех домашних и мобильных аппаратов. Пусть эти номера всегда будут висеть на холодильнике, в прихожей или на доске для объявлений, если такая есть у вас в доме. Объясните вашему ребенку, как пользоваться телефонами, и обучите его нескольким простым фразам, которые нужно говорить, если ему когда-нибудь придется звонить вам или в экстренную службу в связи с каким-либо происшествием.

1. Коляска, велосипед и другие транспортные средства старшего ребенка, уличная обувь — все это не должно храниться в прихожей, если малыш имеет свободный доступ в нее. Подумайте, что рациональнее — огородить эту зону, чтобы кроха не смог добраться до предметов, ежедневно бывающих на улице, или найти другие варианты организации пространства и хранения в нем таких вещей.

2. Когда в дом приходят гости, убедитесь, что все их вещи, включая содержимое сумочек и карманов одежды, находятся вне пределов досягаемости любопытного маленького исследователя.

На что обратить внимание на кухне

1. Вся бытовая химия, мусорный контейнер (с фиксатором на крышке), пластиковые пакеты, фольга, пищевая пленка, острые предметы, мелкая бытовая техника, бьющаяся посуда, спички, зажигалки, свечи должны храниться на верхних полках, или в недоступном для малыша месте, или под надежным замком.

2. Маленький ребенок в семье — отличный повод возродить старинные традиции ухода за домом безопасными чистящими средствами (сода, воск, уксус и др.).

3. Длинная красивая скатерть не только украшение стола, но и магнит для рук малыша, расположившегося под ним.

4. Пока ребенок маленький, приучите себя готовить на дальних конфорках плиты. Не держите кроху на руках, стоя у нее.

5. Никогда не оставляйте ребенка на кухне без присмотра, а вместе с ним горячую посуду, еду и напитки: ожоги — одна из самых распространенных домашних детских травм. Не ходите с горячими предметами в руках в присутствии свободно перемещающегося малыша: посадите его в детское кресло, манеж, или пусть он какое-то время побудет за воротами.

Читать еще:  Со скольки можно подкармливать малыша. Для детей на искусственном вскармливании. Основные правила введения прикорма при искусственном вскармливании

6. Не оставляйте ребенка в детском кресле для кормления без присмотра, даже если он пристегнут.

7. Пусть как минимум одна полка или выдвижной ящик останется в свободном доступе для ребенка. Пластиковая и деревянная посуда и приборы, контейнеры для хранения, полотенца, алюминиевые кастрюли и прочие предметы могут найти здесь свое место, став безопасными игрушками для малыша.

Что нужно убрать от ребенка в ванной

1. Всегда держите опущенной крышку унитаза, установите на нее фиксатор, чтобы малыш не смог самостоятельно открыть ее.

2. Никогда не оставляйте без присмотра бытовые приборы (в том числе фен и другие нагревающиеся средства для укладки волос), подключенные к розетке, особенно если она расположена вблизи раковины или ванны, после использования сразу убирайте их подальше. Если вы в ванной комнате вместе с ребенком, лучше отключить их.

3. Постелите резиновые коврики перед ванной и внутри нее.

4. Вы можете пользоваться дополнительными детскими сиденьями или вкладками для купания малыша, но даже при этом условии не оставляйте его одного. Подобные приспособления не должны быть заменой вашему присутствию.

5. Если вам звонят, подумайте, так ли важно прямо сейчас взять трубку. На будущее берите телефон с собой.

Как обезопасить игрушки

1. Игрушки должны быть выполнены из нетоксичных материалов, соответствовать возрасту ребенка (никаких мелких предметов до 3 лет), иметь хорошую сборку и крепкие соединения.

2. В детской комнате храните игрушки на открытых полках, пусть они будут в свободном доступе для ребенка. Малыш, внимание которого сосредоточено на вещах, подстегивающих его познавательное развитие, не будет искать приключений на стороне.

3. Если вы заметили, что кроха следует за вами на кухню или в ванную, значит есть смысл разместить часть игрушек именно в этих помещениях. Хорошо, если у ребенка всегда и везде есть возможность подражать взрослым: «готовить» еду на игрушечной кухне рядом с настоящей, купать кукол в детской ванночке в ванной комнате, подметать в прихожей своим, детским, веником.

4. Если в доме есть дети до 3 лет, будьте внимательны к мелким игрушкам, которые может разбрасывать ваш старший ребенок. Двухлетнему малышу одинаково интересно собирать машинку из конструктора лего вместе со старшим братом и проверять, помещается ли деталь в нос или ухо.

Безопасная среда для развития ребенка

Сегодня, в век высоких технологий, казалось бы, нет ничего естествнннее безопасности. Наша посуда не бьется, окна плотно закрываются, мы пользуемся шкафами и сейфами, gps-ами и камерами наблюдения. и все равно наши дети непрерывно находят неприятности — режутся, обжигаются, ударяются и выпадают из окон. Как воспитывать ребенка, чтобы подобное не случилось в вашей семье? Необходимо создать ему безопасное пространство для развития! Прошу обратить внимание на всю фразу — безопасное пространство_ДЛЯ_РАЗВИТИЯ, потому что просто безопасное пространство — это «мягкая комната». Многие сейчас скажут, мол, что вы, какая «мягкая комната», у нас не так! Но к сожалению, у многих так, особенно у бабушек 🙂 И если это не обитая матрасами каморка без окон, то это — вечное нельзя/не лезь/не трогай, это «детский мир» в доме. В таком случае ребенок года за 3 привыкает к «мягкому» миру вокруг, и когда вдруг где-то встречается с ножиком — ждите беды.

Понятие безопасного пространства, пожалуй, можно разделить на две категории — базовую безопасность и безопасное развитие.

Базовая безопасность включает в себя, в первую очередь, адекватных родителей, которые не подвергают детей физическому насилию и прочим опасным для жизни ситуациям. Родители берут на себя всю отвественность за жизнь и здоровье ребенка, стопроцентную ответсвенность, это значит, что если я-мама вижу, что папа оставил на пороге пилу, я не жду, когда он оторвется от телевизора и унесет ее в шкаф на балкон — я беру и уношу. Если я занимаюсь с ребенком, используя острые предметы, например, резьбой по дереву — я не увлекаюсь сама, я слежу за ребенком. Если я проветриваю комнату, то не пускаю ребенка на окно и т.д.

Базовая безопасность подразумевает со стороны родителя:

  • Отсутствие возможности у маленького ребенка самостоятельно покинуть квартиру/дом;
  • Закрытые окна (использование специальной фурнитуры)
  • Неподвижно закрепленные тяжелые/опасные предметы интерьера (чтобы ребенок не мог уронить на себя телевизор, аквариум, триумфальную арку)
  • Недоступность электричества (закрытые розетки, соединения и прочие подобные штуки)
  • Возможность безопасного передвижения по всей квартире
  • Безопасные домашние животные
  • Недоступность химии и лекарственных препаратов.
  • Правила для ребенка.

Базовая безопасность с точки зрения ребенка — это знание определенных правил. Ваш ребенок знает слово «нельзя!»? А как быстро он на него реагирует?

«Нельзя» — это некая такая абстрактная субстанция, которая может относиться к чему угодно. Нарушение этого нельзя бывает караемо, а бывает, и забывается. Дети, которые часто слышат это слово, со временем вырабатывают к нему стойкий иммунитет и начинают реагировать на него очень выборочно. В общем, к базовой безопасности «нельзя» относится с большим трудом и то, только для тех детей, которые всегда на него реагируют. «Нельзя» еще сложно тем, что приходится долго объснять почему нельзя, о чем нельзя и насколько сильно нельзя.

С точки зрения базовой безопасности два необходимых слова — это «СТОП» и «ОПАСНО». Эти слова могут звучать только в крайних случаях. Например, Вася бежит за конфетой. «Вася, тебе НЕЛЬЗЯ конфету» — это когда у Васи жутчайшая аллергия на сладкое и конфета уже номер стодесять.
«СТОП» — это когда у Васи на пути к конфете открытый колодец. Это когда Вася выбегает на проезжую часть, когда на него бежит собака, когда он бежит под качелю, когда впереди разбитая бутылка — реальная опасная-приопасная опасность. В этом случае Вася останавливается как вкопанный, вы подходите и объясняете — вот колодец/машины несутся/стекло острое валяется — это опасно. Если Вася просто далековато отбежал от вас, и вам лень за ним бежать — кричите «стоп» — связка «стоп=опасность» быстро разрывается.
Вася готовится взять конфету, а вы говорите «ОПАСНО», когда конфета вынимается из мусорного ведра, поднимается с земли на улице, когда это вишня в коньяке, когда руки только что были сами знаете где. Слово опасно изначально вводится в сознание ребенка с пояснениями:

  • не трогай — плита горячая — это опасно
  • обходи стороной — стекло острое, им можно порезаться — это опасно
  • на подрконнике не играют — можно упасть — это опасно

Таким образом опасность постепенно осознается и данное слово начинает применяться само по себе.

Следующий раздел правил скорее относится к воспитанию. Это те ситуации, в которых ребенок приучен действовать только в сопровождении родителей. Это соблюдение таких прописных истин, как:

  • переходим дорогу за руку по пешеходному переходу/светофору
  • гуляем/бегаем/играем в нескольких шагах от мамы (сколько шагов зависит от мамы и возраста ребенка)
  • общаемся с людьми на улице в присутствии и с согласия родителей
  • берем угощения из чьих-либо рук только с позволения родителей
  • определяем перечень игр и игрушек в которые играем с родителями (там могут быть мелкие детали, острые штучки или иные «проблемные» игры)
  • и т.д.

Конечно, все это усреднено. Чем младше ребенок, тем сильнее ограничения, но постепенно круг прав и обязанностей расширяется.

Читать еще:  Кроссворды для детей. Кроссворды для детей Кроссворды для детей 12 лет с вопросами

И здесь мы начинаем говорить о развивающей среде. О безопасной развивающей среде. Многие считают, что развивающая среда (безопасная, ага) — это когда можно все, что не опасно для жизни. В какой-то степени это так. Но развития здесь маловато. Развитие, по большому счету, это срисовывание. Копирование, повторение, обучение у взрослого. Сколько бы возможностей и открытых дверей вы ни было перед ребенком, он может взять только то, что даете вы. Он перенимает навык ни тогда, когда вы рассказываете о нем (навыке, действии, картинке), а когда сами делаете что-то, причем много раз — сначала это делаете вы, потом вы делаете это с ребенком, потом ребенок делает это сам (вы помогаете), потом ребенок делает это один, но вы всегда готовы ответить на вопрос.

Таким образом, безопасная развивающая среда — это когда вы все делаете вместе с ребенком — убираетесь, готовите, стираете, гладите, рисуете, вырезаете. Т.е. все опасное — острое, горячее, ледяное, колючее и прочие бытовые штуки ребенок познает в открытом процессе рядом с родителем.

Происходит это, как правило, в несколько этапов.

1. Младенец.

Младенцу, конечно, мы в руки ничего из того, что может его поранить, не даем. Однако мы берем его с собой на кухню, и вообще везде, где он с любопытством наблюдает на процессом уборки, приготрвлении еды и прочими хозяйственными делами. Когда младенец начинает ползать, вы ставите ему первые базовые ограничения — закрываете розетки, убираете из зоны досягаемости все, что можно на себя уронить и далее по списку. Но, например, горячие батареи вы одеялами не завешиваете, а даете возможность потрогать. Т.е. вы за ребенком следите и, если он повадился вставать у батареи, не отгоняете его, а даете дотронутся — это горячо. Если у вас очень горячие батареи — ребенку будет достаточно одного раза, чтобы занести их в список «опасного». Если батареи еле теплые — за них можно держаться и спокойно вставать. Так же даем потрогать свою кружку с горячим чаем (не кипяток, конечно), но не даем трогать утюг или плиту. Все в рамках разумного. Даем попробовать горчицу, мартини оставляем себе. Кстати, если вы не можете правдиво объяснить ребенку почему «нельзя» — не употребляйте/не делайте этого при ребенке. То, что у меня в фужере — только для взрослых, конфеты — тетины/дядины/для взрослых, телевизор — можно только взрослым — это очень плохие отговорки. По сути они не учат ребенка ничему. Дали попробовать перца Чили — сразу понял почему это для взрослых. Алкоголь пробовать не давайте, это наказуемо. И к сожалению, многим детям нравится.

2. Активное «вместе» — ребенок от 1,5 до 3 лет.

В этот период мы-родители активно передаем детям навыки базовой личной безопасности, навыки самообслуживания и далее по желанию — творчество, спорт, что угодно, что Вы сами с удовольствием делаете.
Как это выглядит? На личном примере. Повторюсь, мы можем учить детей только своим примером. «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» — как раз из этой области.

Итак, что мы делаем с ребятишками в самом их удивительном возрасте — от полутора-двух до трех-четырех лет?

  • Учимся безопасно закрывать и открывать двери в комнатах (чтобы не прищемить пальцы)
  • Учимся мыть лицо и ручки, овощи и фрукты, пользоваться краном, регулировать температуру воды
  • Учимся самостоятельно выбирать маршрут движения на улице (обходить лужу; не наступать туда, где сложно оценить глубину, чтобы не провалиться; не ходим под сосульками; учимся правильно падать, если подскальзываемся; обходим качели; обходим опасные предметы на дороге; не приближаемся к проезжей части; отбегаем строго к обочине, если видим машину и т.д.)
  • учимся взаимодействовать с животными
  • учимся одеваться, застегивать пуговицы и молнии, обуваться
  • учимся пользоваться «взрослой» посудой, аккуратно обращаться со стеклянной и керамической посудой
  • учимся различать поверхности и особенности обращения с ними (линолеум, дерево, кафель), не бьем посуду на кафеле, например 🙂
  • учим справляться с неожиданными ситуациями, озвучивать свои чувства и страхи, оказывать себе минимальную первую помощь (научите детей растирать-размасажжировать себе место удара, например. вместо того чтобы дуть или целовать)

Многие считают, что до трех-четырех лет для ребенка и за ребенка все делает мама — и умывает, и одевает, и кормит. Мама создает условия, инициирует интерес к развитию. Ко многому мы можем приучить ребенка гораздо раньше, чтобы он был внимательным, чтобы он был более гибким в любых условиях.

В этом возрасте мы развиваем малыша через творчество — лепка, глина, рисование(общение с разными видами красок, карандашей, мелков), кинетический песок, тесто, вырезалочки (общение с ножницами и клеем). В это время мы можем начинать развивать ребенка физически. В идеале — спорт с родителями — «мягкая школа». Вы можете посмотреть эти занятия в интернете и делать с ребенком дома. В это время мы встаем на самокат, ролики, коньки, садимся на велосипед или беговел. Кататься на велосипеде, замечу, это не там, где мама катит за ручку велосипед, а чадо тыкает в музыкальные кнопочки ))) Мы ходим всей семьей на длительные пешие прогулки, мы активно познаем спортивные комплексы и площадки в меру своих возможностей.

Все без фанатизма, все в меру сил и возраста, все на личном примере.

3) Время первого настоящего «я сам» 3-6 лет

В этом возрасте мы начинаем постепенно отпускать детей. Расширяется круг их прав и обязанностей. В руках мальчиков появляюися отвертки, в руках девочек ножи и овощечистки.
В возрасте чуть старше трех лет во многих детях просыпается активный интерес к деятельности взрослых. Они начинают с нами готовить, мыть полы, разбираться с аккумуляторами и батарейками. А мы начинаем постепенно передавать им дела. К 6-7 годам обычный российский ребенок чисто теоретически должен быть готов провести 5-7 часов дома один, а значит должен уметь:

  • накормить себя (разогреть еду в микроволновке/на плите, что-то отрезать, вскипятить чайник, сварить картошку-макароны-сисиску, убрать за собой посуду!)
  • открыть-закрыть двери и не потерять ключ
  • зажечь свечку или включить фонарик (на случай отключения электричества) и т.д.

Т.е. как бы страшно нам ни было, мы начинаем давать детям в руки ножи, учить их пользоваться плитой и чайником, определять степень кипяй точности кипятка, даем им в руки иголку, спицы и они начинают жить, можно сказать, своей жизнью.

Здесь важно помнить о двух моментах.

Разрешите детям ошибаться. Это опыт. И если вы поддетживаете ребенка, помогаете преодолеть ошибки, неудачи, страх, то появляется желание пробовать снова и снова. Критика же рубит на корню любую инициативу.
Последнее и самое главное — никто не застрахован от случайностей. Если ребенок порезал палец — не корите себя, сделайте все для максимально эффективного восстановления, проведите работу над ошибками и запомните опыт.

Будьте рядом со своим малышом, помогайте ему осваивать новое, но не делайте вместо него. Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».

Источники:

http://vikidalka.ru/2-39167.html
http://agulife.ru/calendopedia/bezopasnost-rebenka
http://mama.tomsk.ru/preschool/rasvitie/bezopasnaja-kvartira.html

Ссылка на основную публикацию