Что делает ребенок в 9 мес. Развитие речи и социальный контакт. Главные достижения ребенка к девяти месяцам

Содержание

Как развивается ребёнок в 9 месяцев — развитие и рекомендации по питанию малыша

Есть забавный афоризм: «У людей мамы вынашивают ребенка не 9 месяцев, а 18: первую половину срока – в себе, вторую – на себе». Конечно, малыши остаются «ручными» и более долгое время, но долю истины этот шутливый афоризм содержит. Именно к 9 месяцам многие детишки осваивают навык ползания и с удовольствием оттачивают его, отправляясь в самостоятельное путешествие по дому в поисках новых впечатлений.

Значительно расширяется и рацион: меню крохи после введения рыбы включает в себя практически все здоровые продукты со взрослого стола. Какими еще достижениями радует ребенок в «солидном» 9-месячном возрасте?

Физическое развитие

В течение 9-го месяца дети в среднем тяжелеют на 500 г и подрастают на 2 см. В итоге вес составляет 7,5-10,5 кг, а рост – 67-76 см. Зубов к девяти месяцам обычно 4 – по 2 верхних и нижних резца, однако меньшее их количество не означает отставания в развитии.

В сутки 9-месячные детишки спят примерно 15 часов: 10-11 ночью и 2 раза по 2-2,5 часа днем. Ночью они просыпаются все реже, могут уйти ночные кормления. Чем активнее малыш проводит день и спокойнее вечер, тем лучше он спит ночью. Вечером ежедневно купайте ребенка – не только для гигиены, но и для сброса дневного напряжения. Подушка до года не нужна.

На 9-м месяце малыши начинают ползать – сначала по пластунски, затем на четвереньках, быстро осваивая активное ползание в разных направлениях. Маленький непоседа не любит отвлекаться от активного познания мира, поэтому иногда его приходится буквально ловить, чтобы накормить, сменить подгузник или одеть на прогулку.

Девятимесячные дети обычно уже умеют садиться самостоятельно из положения лежа. В противном случае нужна консультация врача – небольшая задержка может быть как вариантом нормы, так и проявлением неврологических нарушений.

В этом возрасте карапузы уже влезают на подушки и возвышения, зачастую встают на колени и на ножки, придерживаясь за опору, стоят и даже пытаются прыгать, ухватившись за прутья кроватки. Малыши готовятся к освоению навыка ходьбы – они уже могут стоять с поддержкой за одну руку, переступать ножками при удерживании под мышки, идти приставным шагом вдоль опоры. Если ваш кроха еще не научился этим движениям – не расстраивайтесь и не подгоняйте его: ребенок встанет и пойдет, когда дозреет и физически, и психологически.

Детки осваивают щипковый захват мелких предметов указательным и большим пальцами, находят и подают игрушки или другие известные им предметы, достают и перекладывают вещи между ящиками и коробками, начинают повторять увиденные движения: хлопать ладошками, махать ручкой на прощанье.

Крохи становятся очень активными и мобильными, поэтому одна из главных задач родителей – обезопасить жилище и предоставить крохе возможность и простор для движения: убрать из пределов досягаемости мелкие и острые предметы, закрыть провода и поставить заглушки на розетки, опустить днище кроватки. Не оставляйте одного в детском стульчике, особенно без ремней безопасности – шустрый кроха может расшатать «трон» и выпасть.

Бытовые навыки

Карапуз к 9 месяцам осваивает многие навыки самообслуживания. Малыш умеет пить из чашки, когда ее держит мама, сам протягивает ручки за кружкой, удерживает ее двумя руками с боков или снизу, подносит ко рту и пытается пить. К этому сроку ребенок уверенно держит сушку или кусочек хлеба, обсасывает и грызет ее.

Стимулируйте стремление крохи к самостоятельности: научите снимать носочки и шапочку, помогать вам при одевании, направляя ножку в ботиночек или ручку в рукав, пока кормите, разрешите ему орудовать второй ложкой, во время купания покажите, как пользоваться мягкой мочалкой и позвольте «помыться» самому. Обязательно хвалите старание и достижения малыша.

Психоэмоциональное развитие

В 9 месяцев ребенок начинает активно интересоваться другими людьми, их занятиями и эмоциями, пытается подражать действиям других детей или взрослых. Малыш выделяет любимые занятия, радуется своим успешным действиям, мимикой и звуками проявляет эмоции и чувства: удовольствие, заинтересованность, обиду, по-разному реагирует на обращенную к нему ласковую или строгую речь – улыбается или хмурится.

Потребность в общении у детишек сильно отличается: одни любят прогулки в людных местах, другие тревожатся даже в компании из 4-5 человек. У многих малышей в этом возрасте появляется выраженный страх чужих людей: они плачут, отворачиваются и тянутся к маме, чувствуя себя уверенно только возле нее.

Кроха не просто бесцельно перекладывает предметы, а играет с ними и обязательно пробует на зуб. Позаботьтесь о безопасности: игрушки должны быть крупными, без острых краев и резких запахов, иметь сертификат качества.

Ребенок узнает себя в зеркале, показывает отдельные части тела, играет в прятки. У него появляется любимая игрушка или одеялко, которые становятся талисманами – с ними кроха ощущает себя уютно и безопасно, ни в какую не желая расставаться даже на время стирки. В дальнейшем эта вещь поможет легче «перейти» в большую кровать, принимая на себя привязанность ребенка и избавляя его от страхов.

Познавательное и речевое развитие

Ребенок в 9 месяцев начинает выполнять предметные действия с игрушками, подражая взрослым: берет или отдает, стучит, размахивает, складывает в ящик и вынимает оттуда, пытается снять крышечки. Малыш может брать по игрушке в каждую руку и выполнять с ними одновременные действия. Любимые игры – прятки и бросание игрушек на пол. В этом возрасте ребенок уже может показывать знакомые части тела, в том числе на картинке; действовать с предметами согласно их функциям – мячик толкает, ложку тянет ко рту.

Полезные упражнения и игры в 9 месяцев:

  • извлечение звуков из погремушек, дудочек, пищалок, маракасов, музыкальных игрушек с кнопками;
  • занятия с кубиками, пирамидками и сортерами – игрушками с прорезями;
  • развлечения с предметами, которые можно привести в движение: завести ключиком, толкать перед собой, тянуть за веревочку;
  • перебирание и пересыпание камешков, фасолинок, пуговиц;
  • лепка из соленого теста;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • «чтение» книжек с яркими крупными картинками и плотными картонными страницами.
Читать еще:  Сказка с картинками: Соломенный бычок, смоляной бочок. Соломенный бычок — смоляной бочок

Все эти занятия благоприятны для развития мелкой моторики и становления речи ребенка.

К девяти месяцам малыши реагируют на свое имя, указывают и подают предмет по названию, понимают часто слышимые обиходовые слова и назначение привычных предметов. Дети громко смеются, лепечут, выражают эмоции голосом, охотно повторяют звуки, слоги и даже отдельные простые слова — «на», «дай», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да», подражают звукам животных и транспорта.

Идеальной пищей для ребенка в 9 месяцев остается молоко или адаптированная смесь, но объем и разнообразие блюд прикорма все больше увеличивается. Кормления – 4-5 раз в день. Появляются явные предпочтения в пище.

В рацион вводится рыба. Давайте ее 1-2 раза в неделю и используйте нежирные виды: минтай, хек, треска, карп, судак. Из-за высокой вероятности аллергии вводите рыбные блюда очень осторожно: малыми дозами и постепенным увеличением объема при отсутствии негативных реакций.

У детей активно растут зубы, появляется потребность в жевании, важном и для своевременного развития речи. Предлагайте малышу кусочки яблок, моркови, сушки, которые можно брать руками. Часть пюре заменяйте пищей, просто размятой вилкой – начинайте с очень маленьких порций, по мере привыкания увеличивайте кусочки.

Кормите кроху в детском стульчике из ложки, пить предлагайте из чашки – это поможет легче отвыкнуть от бутылочек или груди.

Главные достижения ребенка к девяти месяцам:

  1. Ползание.
  2. «Пинцетный» двухпальцевый захват.
  3. Подражательные движения.
  4. Осознанное бросание предметов.
  5. Эмоциональное включение в общение, повторение слогов и простых слов.
  6. Поиск предметов по названию.
  7. Выполнение простых просьб взрослых.

Особенности питания: включение в прикорм рыбы, переход от пюре к пище с мелкими кусочками, привыкание к питью из чашки и начало обучения самостоятельной еде ложкой.

Что умеет каждый ребенок в 9 месяцев: навыки и особенности развития мальчиков и девочек

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 – 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу – для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой. Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей. Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей – отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.

Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя – с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность: за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: что должен уметь 10-ти месячный ребенок?)

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.
Читать еще:  Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. И веселым каждый день! Ребенок должен по инструкции

Максимальные знания о навыках и умениях детей можно получить, ознакомившись с видео-лекциями доктора Комаровского или других профильных специалистов. Зная, как развивать ребенка в 9 месяцев, родители будут растить здорового малыша (см. также: видео о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев).

Уроки речи: месяц 9

Малышу пошел 9 месяц. Заканчивается 3 триместр младенчества и деление года на триместры, или четверти, не случайно.

Каждые 3 месяца — от рождения до 3 месяцев, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 месяцев малыш проходит определенные стадии развития.

На 9 месяце интенсивно развивается речь. Некоторые лепетные речевые конструкции начи­нают приобретать осознанность. «Ма-ма, ма-ма! Ба-ба!», — лепечет кроха, увидев маму или бабушку. Но, конечно, так ведут себя малыши, с которыми занимаются.

К концу третьей четверти большинство детей уже может относительно свободно сидеть или стоять, держась за барьер кроватки, манежа, а многие ма­лыши уже пробуют делать шаги вдоль опоры.

Ребенок с любопытством реагирует на все новое в окружающем пространстве. В этом возрасте его следует учить сосредотачиваться, например, наблюдать за чем-нибудь или выполнять какие-либо предметные действия вместе со взрослыми. Малышу, наряду с моторными, необходимы и спокойные игры: он с удовольствием сидит на ковре или в креслице за столиком и манипулирует коробочкой, в которой что-то перекатывается и гремит. Поначалу такие занятия должны длиться около 2-3 мин. Благодаря им, начинает формироваться устойчивость и концентрация внимания, а в ориентир поведении появляется новое качество — избирательность.

Сосредоточение на предметных играх — золотые минуты активного бодрствования малыша. Здесь как и раньше, необходим «режим тишины», который был важен и в речевой практике, когда ребенок, «манипулируя» звуками, составлял лепетные цепочки». И теперь, в минуты наивысшей заинтересованности, оперируя предметами (игрушками), ребенок начинает лепетать, интонационно передавая свое настроение. Это еще раз подтверждает, что развитие речи и действия рук у детей тесно связаны между собой и должны сочетаться в практике воспитания.

На 9 месяце в предметных играх появляется новое: малыш играет уже не с 1-2 предметами, а с несколькими, знакомясь с «прямыми» и «обратными» действиями. Например, складывание в мисочку или снятие колец со стержня пирамидки — и их разбрасывание и т.п. Как правило, «созидающая» сторона — взрослый, «разрушающая ребенок: мама собирает башенку из кубиков — малыш ее ломает; взрослый нанизывает колечки — кроха их раскидывает и т.п.

Эти действия малыша позволяют понять, насколько дидактические игрушки необходимы и полезны для него. Теперь имеет смысл предлагать ребенку наборы, состоящие из некоторого множества предметов. Например, кубики в тележке, колпачки- вкладыши, стопка цветных пластиковых тарелок, матрешка из 3-4 вложенных одна в другую фигурок и т.п.

Малыш перебирает эти игрушки, что способствует развитию мелкой моторики пальчиков и формированию элементарных обобщений: например, блюдечко и еще блюдечко — «блюдечки»; кубик, кубик и еще один кубик — «кубики» и т.п. Через некоторое время кроха начнет находить предметы по названию, независимо от их цвета, величины и местонахождения. Это является началом развития понятийного мышления и речи.

Есть другой класс предметов-игрушек, которые необходимы 9-месячному ребенку. Это сюжетные игрушки: кукла, слоник, обезьянка, мишка и т.п.

Обратите внимание, все эти игрушки для малышей должны быть стилизованы, т.е. представлены не в реалистичном, а в сказочном, фантастическом образе: свинка в шапочке и фартучке, слоник в жилетке и штанишках, обезьянка в юбочке и т.п. Это способствует формированию речевых навыков.

Важно показывать ребенку не только действия с неодушевлен­ными предметами (кубики, шарики, кольца, матрешки и пр.), но объекты, имитирующие человека, демонстрирующие действия живых существ (ходит, смотрит, ест, разговаривает и т.п.).

С такими игрушками кроха начинает играть по-другому. По­кажите, что в ответ на ласковое обращение кошечка «повиляла» хвостиком, ее надо приласкать, нежно погладить. Кису нельзя обижать, таскать за уши, трепать за хвост, потому что «она живая и ей больно; киска обидится, уйдет и не будет с нами играть».

С образными игрушками можно разговаривать, выражать свое отношение к тому или иному персонажу. Главное, следует показать малышу, что с киской, зайкой нельзя играть, как с кубиками, колечками и пр. Они требуют заботы, внимания: их можно кормить, поить, покачать, завернуть в пеленку. Образная игрушка располагает к разговору, к проигрыванию какого-нибудь простого сюжета. Такой характер взаимодействия необходим для развития речи малыша в виде диалога, т.е. умения разговаривать с кем-то. Конечно беседа со взрослым для ребенка еще не доступна, но слушая, как мама говорит с игрушками, малыш уже получает опыт общения. Вот почему ребенку следует показывать простые сценки с образными игрушками: киске завязали бантик, зайку завернули в пеленку и покачали, куклу-голыша взяли купаться с собой в ванну и т.п. Очень важно все действия с образной игрушкой сопровождать речью, иногда выступая от лица персонажа. При этом, отвечая за куклу, нужно изменять голос, имитируя диалог. И, конечно, рекомендуется включать в речь звукоподражания («му-му», «ав-ав», «мяу-мяу», «ме-ме», «пи-пи» и др.).

Программа занятий

Общие задачи развития, стоящие перед родителями на 9 месяце жизни ребенка:

  • продолжать познавательное развитие на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе;
  • обогащать ознакомительную игру с предметами и игрушками;
  • побуждать ребенка вступать в контакт со взрослым при совместных действиях (играх) с предметами и игрушками;
  • обогащать эмоциональный мир ребенка показом образных игрушек и демонстрацией простых сценок (игрушки поют, танцуют, прячутся и т.п.);
  • проводить показы с образными игрушками, разыгрывая не только понятные малышу сюжеты, но и делая его участником этого мини-спектакля. Например, предложить погладить кошечку, покатать собачку в тележке и т.д.

Конечно, игра проходит вместе со взрослым и при его направляющем участии.

Задачи, направленные на развитие речевых навыков ребенка:

  1. Продолжать учить пониманию обращения к ребенку по имени.
  2. Развивать у малыша понимание обращенной к нему речи, побуждая его:
  • находить названный предмет, независимо от его местонахождения;
  • находить знакомый предмет в ответ на вопрос «где?», выбирая из двух-трех стоящих рядом;
  • правильно воспринимать пояснения взрослого в режимных моментах (умывание, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.);
  • способствовать дальнейшему развитию лепета.

3. Продолжать развивать активную речь, побуж­дая к подражанию на основе уже имеющихся в лепете фонем родного языка — звуков, слогов.

4. Разучивать игровые движения, показывать их по просьбе взрослого: хлопки в ладоши, вращение кистями рук («фонарики»), условные действия пальчиками («но-но!» — погрозить пальчиком) «до свидания» — помахать ладошкой; «иди-иди» — приглашающее движение кистями).

5. Пополнять речевое общение новым фольклорными произведениями для маленьких, в которых звучат знакомые ребенку фонемы, находящиеся под ударением.

Примерная ситуация речевого общения

Мама должна продолжать расширять социальные контакты ребенка, ставя его в разные ситуации общения.

Ранее были «разыграны» сценки (по договоренности с домашними) на понимание речевых конструкций: «На! На! Возьми!» (перехватывание какого-либо предмета из рук взрослого); «Дай! Дай! Пожалуйста!» (передача какого-либо предмета из рук ребенка взрослому). На 9 месяце малыша следует познакомить с ситуациями встречи и прощания на основе принятых в социуме словесных приветствий и условных «Здравствуй!» (пожатие руки) — «До свидания (взмах ладони вслед уходящему). Язык жестов помогает ребенку понимать и запоминать их словесное обозначение.

Читать еще:  Игровые конкурсы на тему: Рождество". Рождественская игровая программа для детей “Рождественские потешки”

«Здравствуй» — «До свидания»

Создать игровую ситуацию, позволяющую познакомить малыша с поведением людей при встрече и прощании. Побуждать кроху общаться с домашними, воспитать любовь и интерес к ним ребенку. Помочь овладеть пониманием речевых конструкций («Здравствуй! Дай ручку»; «До свидания», «Помаши ручкой!») и их жестовым обозначением, на данном этапе заменяющее активную речь малыша. Обогащать эмоциональное общение взрослого с ребенком, находя интересные поводы речевого контакта.

Вариант 1. Мама заранее договаривается со всеми членами семьи об игровом взаимодействии с ребенком. Берет малыша на руки.

Первое посещение бабушки: «Здравствуй бабушка» (мама говорит отчетливо и медленно).

Бабушка ласково встречает ребенка: «Здравствуй» (берет ребенка за ручку, делает « рукопожатие») и продолжает: «Дай ручку! Здравствуй!»

Эту сценку следует провести неторопливо, соединив приветствие с рукопожатием, пролонгируя (растягивая во времени) слова и действие.

Затем берет платок за уголки и скрыв скрывает себя, подняв ткань между собой и ребенком, опускает платок и весело говорит: «Здравствуй! Дай ручку! Здравствуй!» («Рукопожатие»). Этот игровой момент повторяется 3-4 раза.

«Давай с бабушкой попрощаемся. До свидания, бабушка!» Мама берет ручку ребенка и машет (пассивное движение): «До свидания! Пока!» С ребенком на руках отступает назад, повторяя слова и жесты прощания.

Мама с малышом идут к дедушке (тете, сестре, папе и др.); сценарий игры-занятия повторяется. Разница в том, что взрослый может скрываться не за платок, а за открытую створку шкафа, за развернутую газету, раскрытый журнал, ширму, занавес и др.

Вариант 2. Игру-занятие проводят на улице двое взрослых, договорившиеся о ходе игровых действий. Желательно выбрать какой-то высокий объект на детской площадке (беседка, горка, игровой домик и др.), который можно обойти по кругу.

Мама берет ребенка на руки и идет вокруг беседки. Навстречу им движется второй взрослый. Встретившись, они разыгрывают сценку встречи: «Здравствуйте!» (протягивают друг другу руки для рукопожатия). Второй взрослый здоровается с ребенком, называет его по имени, просит дать ручку. Затем, немного поговорив, взрослые расходятся, разыгрывая сценку прощания: «До свидания! Пока!» Мама делает прощальный жест рукой малыша (пассивное движение).

Взрослые обходят беседку навстречу друг другу и вновь встречаются. Вторая встреча проходит еще более эмоционально, чем первая. Весь ритуал встречи и прощания повторяется 3-4 раза и сопровождается соответствующими словами и жестами. Такие игровые действия следует повторять в течение некоторого времени.

Очень скоро при словах «Здравствуйте, здравствуйте!» малыш будет протягивать ручку и наклонять головку, а при словах «До свидания! Пока!» делать прощальное помахивание ладошкой. Это говорит о том, что кроха понимает не только слова взрослых, но и их связь с действиями.

После первого эпизода игрового общения следует практиковать в повседневной жизни ребенка приветствие и прощание по описанной выше схеме со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

Примерное речевое занятие

Продолжать использование речевой переклички на основе произносимых ребенком слогов: «ма», «ба», «га», «ди», «да» и др. Связать употребление слога «ба» с введением лепетного слова «баба» (бабушка).

Мягкая игрушка — собачка (30-40 см) или перчаточная кукла в виде собачки.

Мама сажает перед собой малыша в креслице так, чтобы он хорошо видел артикуляцию произносимых ею речевых звуков и слов. Взрослый настраивает кроху на игру-занятие, старается вызвать у него лепет, прислушивается к издаваемым ребенком звукам и слогам и начинает их копировать, повторяя за малышом произнесенные им звуки.

Так взрослый «учит» малыша вступать в перекличку на основе подражания.

После того как первое речевое взаимодействие состоится, мама меняет ситуацию. Теперь она задает тон: произносит знакомый ребенку слог, например «ба-ба-ба», и ждет ответной реакции. Как правило, малыш начинает за ней повторять «ба-ба-ба!» Мама приветствует инициативу малыша и еще раз повторяет: «Ба-ба», — а затем произносит этот слог как слово: «Баба».

Если у ребенка есть бабушка, то мама зовет: «Баба! Баба!» При слове «баба» появляется бабушка малыша. «Баба, иди к нам! Где баба?» — спрашивает мама и продолжает: «Вот баба!» — показывает на бабушку.

Такой речевой пассаж следует провести не один раз, тогда к первому году дитя будет сознательно употреблять это лепетное слово.

Аналогичная ситуация разыгрывается со слогами «ма-ма», «па-па», «де-да», «дя-дя» и др.

В развитии речевых навыков во второй половине младенчества начинают играть особую роль организованные наблюдения, т.е. заранее продуманные и запланированные взрослым. Такие моменты созерцания обогащают малыша впечатлениями и сопровождаются речью, пояснениями: мама называет рассматриваемые крохой объекты и проговаривает действия, совершаемые по отношению к ним. Это развивает умственную активность малыша и расширяет понимание обращенной к нему речи взрослого. Содержание наблюдений во многом зависит от того, где живет ребенок, что его окружает. Если семья живет в деревне, то малышу следует показать домашних животных, растения (цветы, овощи, фрукты). В городе кроха видит машины, уборочную технику, птиц и др.

Занятие «Наблюдение стайки голубей»

Задачи
Обратить внимание ребенка на птиц, их внешние особенности — имеют крылья, клюв; повадки — летают, машут крылья, ходят, клюют крошки и пр.

Обогащать малыша впечатлениями. Использовать фольклор для маленьких.

Мама заранее выбирает место для наблюдения — площадку, на которую слетаются птицы. Она берет с собой зернышки, крошки хлеба и др. для кормления птиц на улице.

Взрослый привлекает птиц, разбрасывая корм. Когда они слетятся, мама берет малыша на руки, чтобы он лучше видел их сверху. В первый момент она делает пояснения, давая возможность ребенку погрузиться в наблюдение. Через некоторое время она начинает комментировать наблюдаемую ситуацию: «Птички! Гули-гули! Клюют зернышки: «Клю-клю! Клю-клю!» Если есть возможность садить кроху в коляску, взрослый вводит условные движения, сочетая их со словами: «Гули машут крылышками» (разводит ручки ребенка в и опускает — поднимает их вверх-вниз). «Гули клюют зернышки» (мама указательным пальчиком правой руки малыша стучит по его левой ладони), «Гули летают! Гули ходят!»

Взрослый просит малыша позвать «гулей»: Гули! Гули-гули!». Это ребенку 9 месяцев доступно, поэтому мама побуждает малютку к активному звукоподражанию.

Продолжая «угощение» птиц, взрослый вводит фольклорный текст, в котором звучит знакомое ребенку слово «гули»:

«Гули-гуленьки!
Прилетали к Юленьке,
Гули-гуленьки!
Прилетали к Оленьке,
Прилетали к Поленьке,
Прилетали к Коленьке!
Гули-гуленьки!
Прилетали к Машеньке,
Прилетали к Дашеньке,
Прилетали к Мишеньке!
Гули к деткам прилетали,
Гули громко ворковали!
Гули-гуль! Гули-гуль!»

В последующих наблюдениях птиц мама старается, чтобы малыш активно реагировал на их появление. Желательно ввести в активное произношение словосочетание «гули», «гуль», «гуленьки гуль».

Источники:

http://deti-chudo.ru/rebjonok-v-9-mesyacev-razvitie-i-pitanie/
http://vseprorebenka.ru/razvitie/vozrast/chto-dolzhen-umet-rebenok-9-mesyacev.html
http://www.2mm.ru/dreammakers/dogoda/1215/uroki-rechi-mesyac-9

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector