Что должен делать ребенок в 11. Отдых и бодрствование. Эмоции и социальное развитие

Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка.
статья ( группа) на тему

Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний.

В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни:

· Здесь нет близких им людей;

· Круг получаемых впечатлений ограничен;

· Постоянное пребывание в коллективе;

· Недостаточное общение со взрослыми.

Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей.

Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния, подражание друг другу. Стоит одному ребёнку закричать, все дети группы начинают кричать вместе с ним, если воспитатель своевременно не переключит их внимание на что-либо неожиданное и интересное. В результате подражания друг другу легко возникают стереотипные движения, вырабатываются отрицательные привычки (раскачиваются, грызут ногти, клацают зубами и т.д.).

Особенностью этих детей является медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же материала. Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции и речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Медленно формируется поведение детей на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.

У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, задержка в развитии мелкой моторики пальцев рук.

У многих детей замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения в результате чего страдает формирование активности речи.

У многих детей отсутствует яркость и разнообразность впечатлений, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность- это приводит к задержке развития игры, игра становится примитивной и однообразной.

Нужно стремиться к тому что бы потребность каждого ребёнка в общении со взрослыми, новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях была удовлетворена.

Для развития эмоций, нужно учить детей:

· Проявлять любознательность к происходящему вокруг.

· Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их.

· Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников.

· Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого.

· Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков.

· Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т.д.).

· Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться).

· Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать).

· Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах

· Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать).

· С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно.

· Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают.

· Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей.

· Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно), помогать (если надо помочь), сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал).

· Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры.

· Спокойно играть вместе с другими детьми.

· Выражать свою симпатию детям и взрослым.

Как научить детей правильно проявлять и контролировать свои эмоции? В этом мы педагоги должны помочь детям, т.е. содействовать социальному и эмоциональному развитию детей. Все занятия нужно проводить в игровой форме, постоянно хвалить детей, подбадривать, поощрять, при этом указывать на недостатки в лояльной форме. Широко использовать в своей работе сказки, потому что ранний дошкольный возраст называют возрастом сказок. В сказках есть положительные и отрицательные герои, описывается небывалая доброта, храбрость, находчивость, а высмеивается зло, неряшливость, плохое поведение. Сказка вводит ребёнка в жизнь, учит правильно проявлять свои эмоции. Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор); (помочь медсестре при накрывании на стол); (на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки).

Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов и эмоций, является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности.

Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека.

Читать еще:  Может ли муж оформить материнский капитал. Может ли отец получить на ребенка материнский капитал, каковы условия и порядок оформления сертификата

Организация режима дня, его значение в воспитании детей (стр. 1 из 3)

1. Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

– пребывание на открытом воздухе (прогулки);

– воспитательная и учебная деятельность;

– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

– самообслуживание, помощь семье;

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6 лет – 11,5–12 часов (из них примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9–9 часов 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) – наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

Воспитательная и учебная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10–15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4–5 лет) – по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5–6 лет) – два занятия в день по 20–25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6–7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25–30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.

В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.

Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов.

Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В программе предложены режимы как для холодного, так и для теплого времени года.

В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.

Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. – также следует проводить на свежем воздухе.

Читать еще:  Малышке 1 месяц что умеет. Что умеет ребенок в первый месяц своей жизни

Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание: проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим, с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т.п.

При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей.

Планируя работу, воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная минутка.

В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.

На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.

(Пропедевтика детских болезней 3 курс)

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия 2 часа

Цель занятия: Изучить особенности воспитания детей различного возраста. Значение соблюдения режима дня и сна для детей. Организация занятий с детьми раннего возраста и подбор игрушек.

Студент должен знать:

особенности воспитания детей различного возраста

значение режима дня в жизни ребенка (сон, бодрствование, режим кормления).

наиболее частые причины нарушения режима

понятие суточного режима, бюджетного времени

этапы формирования режима

Основные элементы воспитания детей раннего возраста:

занятия с детьми первого года жизни

занятия с детьми второго года жизни

занятия с детьми третьего года жизни

воспитание навыков при приеме пищи

Воспитание гигиенических правил, высаживание на горшок, одевание и раздевание

7. Организация режима дня в дошкольном учреждении. Режим дня детей от 3 до 7 лет

сон; признаки, значение, режим.

занятия с детьми раннего возраста, подбор игрушек.

роль воспитания детей различного возраста.

Студент должен уметь:

Уметь составлять режим дня, бодрствования, сна детей различного возраста. Уметь проводить занятия с детьми раннего возраста. Правильно подбирать игрушки для детей.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

социальное развитие детей и подростков

принципы оценки социального развития детей.

Значение режима дня в жизни ребенка

Режим — это рациональное распределение во времени и правильная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также пра­вильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Правильная организация режима жизни детей — необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятия и пр.), дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию.

Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение должна быть разносторонней. Педиатру следует обратить внимание на состояние здоровья ребенка и при необходимости провести оздоровительные мероприятия, чтобы ребенок лучше справился с трудностями адаптационного периода. После заболевания ребенка можно направлять в дошкольное учреждение — только после полного выздоровления. Воспитатель должен внимательно отнестись к новичку, выяснить у родителей особенности его воспитания, привычки, постараться пробудить в детях доброжелательное отношение к новому ребенку. Ребенок быстрее адаптируется, если и дома, и в дошкольном учреждении придерживаются одного и того же режима и приемов воспитания. Продолжительность пребывания в группе вновь поступивших детей следует увеличивать постепенно. Частая смена персонала или неоправданный перевод из одной группы в другую может травмировать ребенка. В связи с этим рекомендуется подождать, пока ребенок привыкнет к новым условиям.

Режим включает три основных компонента:

распределение во времени (ритм);

Ниже приведена классификация наиболее частых причин нарушения режима.

Неблагоприятный социальный анамнез (91%):

незрелые семьи (до 20 лет);

низкий уровень образования;

нездоровый психологический климат в семье;

неполная семья (по определению ВОЗ, благополучная семья — это семья, где на одного ребенка приходится трое любящих взрослых);

однополая семья (страдают мальчики; авторитарность бабушки — частая причина неврозов у детей);

стесненные жилищные условия.

Неблагоприятный биологический анамнез (88%):

неблагополучие во время беременности;

неблагополучие во время родов;

неблагополучие в период новорожденного;

искусственное вскармливание (до 3 месяцев — 60%).

Нарушение поведения (86%) (возбужденный ребенок).

Пограничные состояния (82%):

Хронические заболевания (47%):

Отклонения в НПР (41%):

1) в понимании речи;

в развитии эмоций;

в развитии движений.

Острые заболевания (38%).

Низкий уровень физического развития (35%).

Значение режима заключается, прежде всего, в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития малыша.

Таким образом, режим — это средство:

своевременного и полного удовлетворения физиологических потребностей организма;

охраны здоровья ребенка;

защиты нервной системы.

В понятие «суточный режим» входит деятельность организма и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Суточный режим, определяя весь уклад жизни, является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков. Рационально построенный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма. Один из принципов гигиенического режима — ежедневное его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания. Уровень работоспособности коры больших полушарий мозга определяется морфологической и функциональной зрелостью нервной системы. Все виды деятельности труда и отдыха должны включаться в режим. Деятельность должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры, а отдых обеспечивать полное их функциональное восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени .

Читать еще:  Что нужно рождения здорового ребенка. Что нужно, что б родить здорового ребенка

Под бюджетным временем понимается суммарная продолжительность всех режимных моментов, которые можно объединить в 6 основных компонентов режима:

• отдых по собственному выбору;

• прием пищи, личная гигиена.

Содержание и деятельность каждого из этих компонентов из­меняются, приобретая новые особенности и характерные черты. Сон — это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем. Физиологиче­ская потребность в сне детей раннего возраста зависит от уров­ня работоспособности их нервной системы. Так, в период ново­рожденности длительность сна около 16,5 ч. Такая потребность в сне объясняется тем, что даже незначительные внешние раз­дражители оказываются для новорожденного сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вызы­вая охранительное торможение. Поэтому сон — это физиологи­ческое состояние ребенка этого возраста.

В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно. Со 2-го месяца устанавливается суточный режим сна:

В течение первых трех лет жизни длительность ночного сна практически не меняется, а уменьшение общей суточной продолжительности идет за счет сокращения числа периодов дневного сна (с 4 до 1). Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,5—2 годам и сохраняется в течение всего дошкольного периода. К 7—8 годам формируется монофазный сон в ночное время. К 17—18 годам длительность сна приближается к 8—8,5 ч, как у взрослых. Систематическое недосыпание может привести к снижению умственной работоспособности. Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженное в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. Эффективность прогулок обусловлена повышенной оксигенацией крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания. Пребывание на воздухе — действенное средство закаливания организма, профилактика ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии. Характер и длительность прогулок имеет определенные особенности. С 1,5 лет в режим вводятся прогулки, постепенно заменяющие сон на воздухе. Для детей 2—3-летнего возраста предусматриваются 3 прогулки, общая продолжительность прогулок — до 4,5—5 ч. в дальнейшем длительность прогулок для младших школьников — 3,5 ч, старших — 2,5 ч в сутки. Учебные занятия в раннем возрасте (первый, второй год) носят характер игры, продолжительность их составляет не более 10 мин. В дошкольном возрасте в режиме предусматриваются занятия по 20—30 мин, направленные на развитие речи, устный счет, т. е. способность оперировать отвлеченными понятиями. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков. Уровень морфологического и функционального развития организма подростка в 15—16 лет позволяет приступить к профессиональному обучению, формированию сложных рабочих стереотипов. Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций. Время игровой деятельности в суточном бюджете детей раннего возраста закономерно увеличивается в связи с сокращением продолжительности дневного сна и удлинения периодов бодрствования. У дошкольников игровая деятельность занимает 4,5—5 ч, у школьников отдых по собственному выбору. Приемы пищи, как и личная гигиена, являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. Они воспитывают и развивают гигиенические культурные навыки, знания, умения. Водные процедуры являются элементами закаливания. В суточном бюджете необходимо предусмотреть достаточное время для приемов пищи, утреннего, вечернего туалета, переодевания детей, умывания перед едой. Важно рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена, чередование. В процессе выполнения этого принципа необходимо исходить из учета биологических ритмов, рационального чередования деятельности, использования механизма повышения работоспособности.

Необходимость соблюдения режима связана с двумя моментами. Во-первых, жизнь на Земле подчинена определенным ритмам (смена дня и ночи, смена времен года, фаз луны и т.д.). Во-вторых, практически вся наша разумная деятельность строится на основе стереотипов. Стереотип, или привычка, выступает в данном случае как средство охраны высшей нервной деятельности. Режим для ребенка — это и есть первый в жизни формируемый сложный ритмичный стереотип, призванный охранять нервную систему и здоровье ребенка и способствовать формированию последующих стереотипов (привычек).

При назначении режима дня учитываются: возраст, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка; состояние здоровья — период выздоровления после болезни, период адаптации к детскому учреждению; уровень физического развития; условия жизни дома; время года и климатические условия. Переводить ребенка на следующий возрастной режим нужно постепенно при условии, если он физиологически уже подготовлен к этому переходу.

На необходимость коррекции режима указывают:

длительность и характер засыпания;

особенности поведения в период бодрствования.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/23/emotsionalnoe-razvitie-detey-vospityvayushchihsya-v-usloviyah-doma
http://mirznanii.com/a/176799/organizatsiya-rezhima-dnya-ego-znachenie-v-vospitanii-detey
http://studfiles.net/preview/3219823/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector