Что должен уметь ребенок 10 месяцев мальчик. Фотогалерея. Игрушки для развития мелкой моторики рук. Становление на ноги

Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,
  • рисование;
  • лепка.

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках .
Читать еще:  Задания для мальчиков 6 лет распечатать. Логические задачи для детей старшего дошкольного возраста

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками ( KoroBoom , My-shop ), коврик с липучками , кукла с застежками .

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» ( Озон , Лабиринт , My-shop ). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

Роль развития мелкой моторики у ребенка в 10 месяцев

Роль развития мелкой моторики у ребенка в 10 месяцев

Взаимосвязь развития отдельных умений и навыков моторики рук с психическим развитием доказана не одним ученым-исследователем, причем первые такие выявления корреляции датируются II в. до н.э.

Современные ученые, которые занимались изучением этого явления, написали немало трудов, подтверждающих прямую связь работы мелкой моторики и головного мозга (В.М. Бехтерев, Е.М. Мастюкова, В.А. Гиляровский и др.).

Влияние и взаимосвязь

Обратите внимание, как работает логопед-дефектолог с детьми: он не просто учит правильно произносить слова и слоги, а применяет двигательно-кинестетическую стимуляцию, т.е. игры и упражнения, которые совершенствуют работу мелкой моторики рук. Именно такие упражнения составляют 40% занятия, что само по себе уже свидетельствует о важности этого элемента в общем развитии малыша.

Очень часто задержка речи становится последствием недоразвития моторики, и для того, чтобы разговорить малыша, необходимо сначала направить усилия на ее корректировку. Параллельно с развитием моторики происходит расширение двигательного отображения кистей и пальцев рук в коре головного мозга (его строение ярко отображает причины этой связи: двигательная область коры головного мозга включает в себя речедвигательную зону). Именно поэтому изначально формируется и совершенствуется двигательный навык, который и влечет за собой речевые артикуляции слогов, а после и полной речевой функции.

Существуют нормы возрастного развития мелкой моторики, по которым компетентный специалист способен определить уровень общего развития ребенка. Например, десятимесячный малыш должен уметь не только управлять пальцами рук при захвате предмета, но уже уметь совершать это действие двумя пальчиками (пинцетный захват). При этом рука не должна быть напряжена, движения должны быть свободными и не скованными.

Для развития мелкой моторики необходимо играть с ребенком в игры, предусматривающие введение новых, требующих большей концентрации, движений:

  1. при рисовании пальчиковыми красками следите за тем, чтобы малыш рисовал одним пальцем, причем следует попеременно менять «работающую» руку (право-лево). Также просите ребенка повторять за вами – нарисовать круг, прямую линию, обвести небольшой предмет (конечно, идеального выполнения этих действий не будет, но все достижения требую практики);
  2. тренируйте мелкую моторику при помощи мелких предметов, например, рассыпьте несколько зерен гречки или пшеницы, малыш уже должен собирать их не всеми пальчиками, а двумя. В этом упражнении также следует следить за сменой работающей руки;
  3. можно разнообразить игры с крупами, насыпанными в глубокие посудины, для этого положите в них несколько игрушек, в «погоне» за ними малыш будет не только совершенствовать моторику рук, но и получит интенсивный массаж нервных окончаний кожных покровов;
  4. можно приобрести крупную мозаику, конструктор, башенные блоки, шнуровки – эти игрушки рассчитаны на совершенствование движений рук, а также развивают логическое мышление и воображение.
Читать еще:  Очень детские загадки. Советские загадки для детей: примеры

Также не стоит отказываться от пальчиковых игр, их существует огромное множество, поэтому не составит труда удивить кроху новой:

  • Будет Дима рисовать, (раскрываете ладошку малыша)
  • Холст бумаги уж готов, (щекочете ладонь)
  • Нужно карандашик взять
  • Выбрать среди множества цветов! (щекочете пальчики)
  • Стоят они все дружно,
  • Но выбрать лишь один нам нужно!
  • Этот синий – нарисуем небо (перебираем поочередно пальчики, при этом рисуя им на второй ладошке)
  • Этот желтый – в небе солнца свет!
  • Красный – маки в поле стоят дружно,
  • А зеленый – для травы хороший цвет.
  • А последний карандаш,
  • Яркий маленький малыш.
  • Его осталось совсем немного,
  • Мы рисовать им будем дооолго!

Аналогичным образом можно рисовать на ладошках зверей, дома, машины и даже папу, главное – сопровождать такой массаж веселой потешкой, тогда ребенку не надоест эта игра. Также можно показать малышу, как рисовать пальчиком на запотевшем окне или зеркале, такая игра не только развивает мелкую моторику, но и зрительный аппарат.

Как развивать своего ребенка в 10 месяцев?

Чем ближе ребенок к своей первой годовщине, тем больше удивляет своих родителей новыми достижениями – и тем актуальнее становится овладение навыками говорения и ходьбы. Как развивать ребенка в 10 месяцев, чтобы этому способствовать?

Что малыш уже умеет?

К 10 месяцам детки становятся очень активными, подвижными, эмоциональными. Они беспрестанно изучают мир вокруг себя, способы общения с окружающими, свойства предметов, возможности действий с ними и их последствия. К этому моменту физические и интеллектуальные навыки ребенка достаточно внушительны.

  • Малыш умеет уверенно и подолгу ползать в разных направлениях по всему свободному пространству.
  • Уверенно сидит с ровной спиной, при этом управляясь с игрушками.
  • Сам встает, когда к нему протягивают руки.
  • Может ходить, держась за опору, руку взрослого или толкая перед собой коляску.
  • Откусывает и пережевывает небольшие кусочки пищи.
  • Выполняет простые сюжетные действия (укачивает или кормит куклу, катает машинку, строит башню из кубиков или собирает пирамидку).
  • Может манипулировать одним предметом с помощью другого (например, рушит башню из кубиков мячиком, катает мишку в машинке, толкает мячик стержнем от пирамидки.
  • Кроме разрушающих действий (сломать, разбросать) освоил созидательные – может собирать, строить, складывать.
  • Умеет забираться на диван, кровать, кресло, а также слезать с них.
  • Может немного постоять без опоры.
  • Сам садится из положения стоя.
  • Может открывать и закрывать дверцы, ящики, емкости.
  • Понимает практически все, что ему говорят.
  • По просьбе взрослых выполняет простые действия, находит нужные предметы.

Некоторые детки уже умеют сами пользоваться ложкой или кружкой. Особо «говорливые» малыши произносят первые простые слова (дай, мама, ляля).

Сейчас уже можно определить, какая рука у крохи ведущая (если это левая – его ни в коем случае не нужно переучивать!).

Чему важно научить ребенка?

Как и раньше, обращаем внимание на то, какие навыки кроха еще не освоил (вставание, умение садиться, переступать, стоять без опоры). Кроме того, сейчас важно разнообразить впечатления ребенка, расширяя кругозор: бывать в новых местах, общаться с разными людьми, в том числе обязательно – с ровесниками, тем более что сейчас ребенок проявляет к ним интерес и готов к контакту; изучать новые предметы, их свойства, осваивать новые занятия.

Как и в предыдущем месяце, важно продолжать обучать малыша навыкам самообслуживания: пользования салфеткой, расческой, кружкой, ложкой, зубной щеткой, учить его снимать и надевать одежду, обувь. Это поможет крохе подойти к кризису первого года более подготовленным.

Занятия с ребенком в 10 месяцев должны преследовать определенные цели:

  • развитие двигательных навыков, направленных на освоение ходьбы;
  • изучение окружающего мира;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие мелкой моторики, речевых навыков.

Не пытайтесь в этом возрасте приучать своего ребенка к горшку. Научно доказано, что это совершенно нецелесообразно как минимум до полутора лет, ведь малыш еще не умеет контролировать свои физиологические процессы. Поэтому толку от такого «приучения» будет немного.

Полезные занятия

В этом возрасте малыши активно интересуются бытовыми предметами. Занимательными игрушками для детей сейчас могут стать кастрюли, банки, пластиковые бутылки, поварешки, мамины бигуди или папины пассатижи. Важно следить, чтобы манипуляции с ними не закончились неприятностями.

В любой обстановке можно придумать занятие, которое не только увлечет малыша, но и будет развивать какой-либо полезный навык.

  • Можно рассыпать перед ребенком ворох разных предметов, а затем показать, как их собирают в таз или большую коробку. Привыкнув к таким занятиям, ребенок в будущем легче освоится с уборкой.
  • Находясь на прогулке, важно не препятствовать крохе в изучении мира. Пусть собирает понравившиеся ему камешки, ракушки, веточки, шишки. Придя домой, мама расскажет ему, что это, какого цвета, размера, для чего нужно. Так развивается и кругозор, и речь.
  • Пусть малыш повторяет за родителями бытовые действия: смешивает что-то в кастрюле, когда мама готовит, елозит тряпочкой, когда она протирает пыль. Это поможет освоить бытовые навыки, а также понять, что существует определенный перечень домашних дел, которые необходимо делать всегда.
  • Когда мама разбирает вещи после стирки, можно предложить крохе носочки, перчатки или другие парные предметы по одному. Пусть подбирает им пару из общей кучи вещей.
  • Во время готовки можно отстукивать ритм песенки, которую поет мама, ложкой по миске или сковородке. Пусть малыш пробует повторить. Так он будет развивать чувство ритма, необходимое для формирования его речевых навыков.
  • Во время купания можно взять с собой куклу или резиновую игрушку. Пусть малыш помоет ей спинку, ручки, носик, животик. Кроме удовольствия такое занятие способствует развитию моторики и дает знания о частях тела.
  • Для того чтобы ребенок усваивал сюжетно-ролевое взаимодействие, необходимое для дальнейшей социализации, полезно показывать ему простые ролевые игры. Например, научить его кормить зайку, переодевать куклу, укладывать их спать, катать на машинке, лечить, когда они «заболели». Пусть куколка поет, плачет, танцует, падает…
Читать еще:  Развивающие занятия для детей 2 лет дома. Наборы формочек, ведерки и совки для песочницы. Дидактические забавы – прекрасный инструмент в руках родителей

После таких занятий малыш с удовольствием воспримет небольшие представления, показанные мамой с помощью пальчиковых игрушек или самодельного кукольного театра. Проигрывать можно простые бытовые сценки или сюжеты знакомых крохе сказок.

Нужные игрушки и принадлежности

Игрушки должны быть, прежде всего, полезными. Например, те, которые можно катить или толкать перед собой, помогают малышу развивать равновесие и учиться ходить.

Вот еще несколько примеров полезных игрушек и материалов.

  • Кубики, пирамидки, сортеры, матрешки, конструкторы. Они помогают крохе развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость, мелкую моторику.
  • Мячики. Их можно бросать, толкать ловить, пинать – все это стимулирует развитие равновесия и координации, способствует укреплению мышц, что понадобится для обучения ходьбе.
  • Яркие развивающие карточки с изображением животных и птиц, овощей и фруктов. С их помощью можно расширять кругозор, наращивать пассивный словарь крохи, стимулировать развитие речи.
  • Картонные книжки с красочными крупными иллюстрациями. Чтение также помогает развитию речи, памяти, кругозора. Читать нужно много. И лучше те книжки, которые карапуз выберет сам.
  • Пластилин или тесто для лепки, пальчиковые краски или мелки для рисования, крупные бусины для нанизывания – все это прекрасно стимулирует мелкую моторику, а значит, и речь.

Кстати, весьма полезно знакомить ребенка с альтернативными видами творчества. Например, можно рисовать пальчиками по столу, на котором рассыпана манная крупа, гречка или мука. А картофельное пюре может стать прекрасной палитрой для выкладывания съедобного натюрморта из овощей.

Полезные развивашки можно сделать самостоятельно. Например, оклеить картонные кубики бумагой разных цветов, чтобы затем просить кроху показать нужный цвет. Если внутрь одного из таких кубиков поместить колокольчик, то весьма скоро ребенок запомнит, кубик какого цвета умеет звенеть.

А купив крохе новую игрушку, можно запаковать ее последовательно в несколько коробок, а затем – в подарочную бумагу с ярким бантом, чтобы процесс распаковывания занял у малыша какое-то время и разогрел интерес к тому, что внутри. Это и положительные эмоции, и развитие моторики.

Поиграйте с ребенком в телефон. Когда вам позвонит кто-то из родственников, дайте крохе трубку и позвольте пообщаться с абонентом. Это прекрасно стимулирует развитие речи.

На пути к ходьбе

А теперь — подробнее о том, как развивать ребенка в 10 месяцев физически — какие упражнения помогут малышу укрепить нужные мышцы и развить навыки, необходимые для самостоятельной ходьбы (координацию, умение держать равновесие, стоять без опоры).

Для этого полезны, например, такие упражнения и занятия:

  • плавание в бассейне;
  • качание на фитболе;
  • приседание и вставание ребенка при поддержке взрослых;
  • активное ползание;
  • ходьба с поддержкой малыша за ручку;
  • сгибающие и разгибающие движения рук и ног ребенка.

Чтобы занятия сделать более веселыми, из них нужно сделать полезные игры. К примеру, разложить по полу небольшие кубики или игрушки и водить малыша так, чтобы он переступал через них, поднимая ножки (скажем, как ходит цапля). Или погулять с ним по «книжной дорожке», выложенной в коридоре.

Очень весело бывает проводить «танцевальную гимнастику». Под ритмичную музыку кроха может повторить за мамой (и при ее поддержке) множество полезных движений:

  • поворачивать кисти рук;
  • раскачивать ручками, подняв их над головкой;
  • поворачивать или наклонять в стороны головку;
  • наклоняться в стороны;
  • притопывать ножками;
  • хлопать ручками по коленкам или животику;
  • раскачиваться в стороны.

Полезно научить малыша ползать по наклонной поверхности вверх и вниз. Это может быть, к примеру, гладильная доска, приподнятая под углом примерно 45 градусов. На прогулке пусть взбирается на небольшую детскую горку и скатывается с нее, катается с помощью взрослых на качелях. Все это отлично тренирует вестибулярный аппарат.

Итак, основное внимание в развитии ребенка в возрасте 10 месяцев уделяют освоению навыков говорения и ходьбы. При этом обязательно включают и занятия на развитие логики, внимания, памяти, бытовых умений. В этот комплекс непременно должна входить эмоциональная составляющая — больше позитива: улыбок, радости, похвал. Пожалуй, это ключевой компонент в развитии малышей.

Источники:

http://jili-blog.ru/igry-na-razvitie-melkoj-motoriki-s-rebenkom-ot-1-goda-chast-1.html
http://pupsik-love.ru/razvitie/10-mesyacev/56-rol-razvitiya-melkoy-motoriki-u-rebenka-v-10-mesyacev.html
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvivat-rebenok-10-mesyat

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector