Что лежит в основе неправильного воспитания ребенка. Являются ли дети меньшинством, требующим равноправия? Почему детям приходится становиться лидерами

Неправильное воспитание, или Почему родителям пора повзролеть

Для современных семей выражение «Еда — это любовь» может быть перефразирована более актуально: «Еда – это власть». Не так давно доктор Леонард Сакс был в ресторане и услышал, как отец говорит своей дочери: «Дорогая, не могла бы ты сделать мне одолжение? Пожалуйста, может, ты попробуешь хотя бы немного своего горошка?» Для многих людей эта фраза могла бы прозвучать, как признак нормального или даже изысканного воспитания – мягкие уговоры, сформулированные как вопрос, чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, без угроз для его достоинства и без сцен.

Крах родительского воспитания

Но для Сакса, который является семейным врачом и психологом, известным из-за своих статей в области детского развития, ситуация воплощала в себе нечто гораздо худшее – недавний крах родительского воспитания, который произошел, как минимум частично, из-за того, что дети стали страдать от избыточного веса, избыточного употребления медикаментов. Они растут нервными и не уважающими ни себя, ни всех, кто их окружает.

Идеальное воспитание или его отсутствие?

Сцена в ресторане – это яркий пример того, как очень многие родители во всем полагаются на своих детей, так как они отказались от своего родительского авторитета и потеряли уверенность в себе. Они мотивированы стремлением вырастить своих детей разумно и с уважением. В теории их намерения являются хорошими, а их старания – впечатляющими. Современные мамы и папы хотят воспитывать детей, давая им возможность принимать решения. Они стараются во всем угождать своим детям и всячески избегают конфликтов. Но в реальности родители находятся на грани того, чтобы потерять все влияние, которое они еще могут оказывать на детей.

Проблема с едой

Обеденный стол – это эпицентр всего происходящего. «Когда родители начинают отдавать контроль над ситуацией детям, выбор пищи обычно бывает первым, что дети берут в свои руки», — написал Сакс в своей книге. Правило «Никакого десерта, пока не съешь брокколи» в последнее время превратилось в следующее: «Что насчет пары кусочков брокколи? А потом ты сможешь съесть десерт». Установка превратилась в вопрос с предложением взятки. Обед дома требует, чтобы родители опросили своих детей касательно того, что те хотят съесть. Вариантами, например, могут быть жареная курица с картофелем или куриные наггетсы с фри. Можно легко догадаться, что выберут дети. И родители тут же начинают вести переговоры по новой: «А как насчет фри из батата?»

Роль лидера в семье – чья она?

Родители в Северной Америке и во многих других частях света стали более склонными спрашивать у своих детей, а не говорить им. «Это естественный процесс, — сказал Гордон Нойфельд, выдающийся психолог, которого Сакс цитировал в своей книге. — Интуитивно мы знаем, что если мы будем принуждать, то встретим сопротивление». Он говорит, что для повседневных вопросов, таких как цвет штанов, которые ребенок наденет, это нормальный подход. Но когда люди начинают консультироваться с детьми в вопросах, касающихся заботы и опеки, таких как кормление, они делают своих детей главными. Это запускает врожденную психологическую реакцию, активируются инстинкты выживания. Дети не чувствуют, что о них заботятся, поэтому они начинают играть главную роль.

Почему детям приходится становиться лидерами?

Поэтому если девочка в ресторане действительно съест немного горошка, как ее попросил ее отец, она, вероятнее всего, поверит в то, что действительно оказала ему услугу, и теперь он должен оказать ей услугу взамен. Еда может стать первым проявлением краха родительского воспитания, но это не единственная проблема. Многие сферы семейной жизни страдают из-за подобного смешения ролей. Таким образом, то, что происходит во время еды, служит метафорой того, как неуверенные в себе родители стали «альфа», то есть «вожаком стаи», «принимающим решения» в семье, ответственным лицом. Взрослым человеком.

Смена поколений родителей

Эта неуверенность в себе, естественно, происходит из любви. Многие родители жаждут вырастить детей не так, как они росли сами. Они говорят: «Я не могу делать тех вещей, которые делали со мной, это не кажется мне правильным. Я не хочу кричать, я не хочу наказывать». Между предыдущим поколением родителей и нынешним произошел серьезный сдвиг в родительском воспитании. Многое изменилось с того момента, как к отцу можно было обращаться только как высокопоставленному лицу, и, когда он заходил в дом, ребенок буквально пулей вылетал из его кресла.

Эмоциональное воспитание

Однако эволюционный процесс не так прост. Родители пытаются воспитывать детей с эмоциональной точки зрения, но при этом их никто этому не учил в первую очередь. Это то же самое, что учить детей французскому и параллельно читать учебник по французскому языку впервые. Родители приоритетной задачей перед собой поставили то, чтобы ребенок чувствовал себя уважаемым и знал, что к его мнению всегда прислушаются, с ранних лет. Родители хотят быть эмоционально доступными для своих детей, а также чтобы дети могли свободно выражать свои эмоции. Детям теперь разрешено закатывать истерики, потому что они учатся контролировать свои чувства. Кто-то сказал: «Мне кажется, или сейчас можно увидеть гораздо больше истерик у детей, чем раньше?». И это заставляет задуматься.

Читать еще:  Малые фольклорные формы для детей. Детский фольклор. Малые фольклорные формы. детского фольклора – что это

Демократия в семье

Родители также стремятся создать демократичный быт, где у каждого члена семьи имеется право голоса в вопросах того, что происходит. «Пора ли идти на улицу?», «Пора ли принять ванну?», «Хотел бы ты устроить вечеринку здесь?» — так они культивируют независимость и свободу мысли у своих детей. Ранее строгое послушание являлось эталоном, сейчас оно рассматривается как устаревшее и потенциально небезопасное. Послушание может означать, что ваш ребенок является «слабаком», чего не хочет ни один родитель, особенно с учетом того, как издевательства перешли на новый уровень – из школ в виртуальное пространство.

Являются ли дети меньшинством, требующим равноправия?

Существуют также и более масштабные причины смены баланса в отношениях родителей и детей. В течение последнего полувека общественность стала презирать неравноправие, основанное на поле, расе, религии или сексуальной ориентации. В погоне за равноправием были достигнуты определенные успехи. Даже корпорации сейчас сменяют традиционную пирамидальную организацию менеджмента на «плоскую». В западном обществе, где равноправие для всех стало культурной целью и конституционным правом, с детьми обращаются так, как будто они являются еще одной группой меньшинств, которую нужно уважать, давать ей расширенные права и возможности. «Расширение прав и возможностей стало добродетелью, — сказал Сакс. — Давайте расширим права и возможности для всех, почему нет?»

Дети пересиливают родителей — родителям пора взрослеть

Но многие дети на самом деле «пересиливают» своих родителей. И люди, которые работают в сфере развития детей, говорят, что это серьезная проблема. Функциональная семейная ячейка зависит от одной социальной конструкции, над разрушением которой современное общество работает не покладая рук – на иерархии. «Вам нужна серьезная демонстрация своего лидерства, чтобы заставить вашего ребенка довериться вам и зависеть от вас, — сказал Нойфельд. — Если у нас не хватает природной силы, тогда мы с трудом может потребовать что-то от ребенка или поставить ему ограничения. Родитель всегда должен быть уважаем как высший человек. Пора родителям снова взять в руки руль машины своей семьи».

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Читать еще:  Спортивный праздник с родителями и детьми старшей группы. Эстафета “Озорные пингвины”. Конкурс спортивных игр для детей детского сада

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Лекции Кашуба / Лекция 9

9 CЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Семья как фактор развития и самореализации личности, ее функции и типология.

Семейное воспитание, его задачи и принципы.

Основные типы неправильного воспитания в семье.

Показатели родительского поведения.

Причины неправильного родительского воспитания.

Детям рады в семье не потому, что они хорошие,

а они хорошие, потому, что им рады.

91% людей России объединены семьей;

50-70% браков распадаются;

ежегодно совершается 10-12 тысяч абортов;

Россия среди развитых стран занимает 1 место по младенческой смертности;

среднее количество детей в семье — 1, 08, для простого воспроизводства необходимо 2,15;

для развития ребенка необходимо не меньше 15 минут родительского общения непосредственно с ним.

Первый месяц — Мама, я всего еще двадцать сантиметров ростом, но у меня все органы на месте. Я люблю твой голос. Каждый раз, когда слышу его, машу ножками и ручками. Биение твоего сердца — моя любимая колыбельная.

Второй месяц — Мама, сегодня я научилась сосать большой палец. Если бы ты меня видела, ты могла бы уже назвать младенцем. Но я еще не настолько большая, чтобы обойтись без своего домика. Здесь так тепло и уютно.

Третий месяц — Мама, угадай, кто я! Я — Девочка! Надеюсь, ты этому рада. Я хочу, чтобы ты всегда была счастлива. Мне не нравится, когда ты плачешь, ты кажешься такой грустной. Я тоже из-за этого грущу и плачу вместе с тобой, хоть ты меня и не слышишь.

Четвертый месяц — Мама, у меня начали расти волосы. Они довольно короткие и тонкие, но они еще вырастут. Я много двигаюсь. Я уже умею вертеть головой, шевелить пальчиками и тянуть свои ножки и ручки. У меня здорово получается.

Пятый месяц — Ты опять ходила к врачу. Мама, он тебя обманывает, когда говорит, что я не ребенок. Я ребенок, твой ребенок. Я думаю и чувствую. Мама, что такое аборт?

Читать еще:  Сценарий концерта «Лето» для детей старшей группы. Сценарий концерта «Лето» для детей старшей группы Бледно розовой полоской зорька гаснет за горой

Шестой месяц — Я опять слышу голос этого врача. Он мне не нравится, он кажется холодным и бессердечным. Что-то вторгается в мой домик. Врач назвал это иглой. Мама, что это такое? Как жжет! Скажи ему, чтобы перестал! Я не могу спрятаться от этого! Мама! Помоги же мне!!

Седьмой месяц — Мама, я в порядке. Я на небесах. Бог рассказал мне об аборте. Почему ты отказалась от меня, мама?

Семья как фактор развития и самореализации личности,

ее функции и типология

Семья (фамилия) – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:

репродуктивная (рождение детей) – заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека разумного в потребность иметь детей, растить и воспитывать их;

хозяйственно-экономическая – ведение общего (обычно) хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;

воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего детей; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача и воспроизведение социально-трудового, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;

нравственно-психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества;

коммуникативная – организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами;

рекреативная – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива;

фелицитологическая – создание условий для счастья каждого члена семьи

Единого подхода к определению типологии семьи нет, чаще всего принято классифицировать семьи по следующим основаниям:

в зависимости от количества детей: бездетные; однодетные; малодетные (2-3 ребенка); многодетные (более 3 детей);

в зависимости от состава семьи: одно-поколенные (только супруги); двух поколенные (родители и дети); межпоколенные (прародители, родители и дети);

в зависимости от структуры семьи: полноценные (мать, отец, дети); неполные (мать или отец и дети); внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);

в зависимомти от характера взаимоотношений: гармоничная; распадающаяся; распавшаяся; неполная.

2.Семейное воспитание, его задачи принципы

Семейное воспитание — система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Задачи семейного воспитания:

создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;

стать социально-экономический и психологической защитой ребёнка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Основные принципы семейного воспитания:

гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность отношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной своему ребенку, готовность отвечать на вопросы;

запрещение физических наказаний;

запрещение читать чужие письма и дневники;

не морализировать; не говорить слишком много;

не требовать немедленного повиновения и т.д.

Содержание семейного воспитания изменяется от возраста к возрасту: физическое; эстетическое; трудовое; умственное; нравственное; религиозное.

3.Основные типы неправильного воспитания в семье

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.

Безнадзорность, бесконтрольность – родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания своим детям (дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «плохих» компаний).

Гиперопека – жизнь ребенка под бдительным и неустанным надзором, он слышит постоянно строгие приказы и много численные запреты (ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя). Постепенно нарастает обида за то, что другим « все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья.

Кумир семьи – ребенок в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются (в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм, в коллективе его не понимают). Ребенок обвиняет всех, но только не себя.

Золушка – обстановка эмоциональной отверженности, безразличия, холодности (ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители внимательны и добры к нему). Как результат – появление неврозов, чрезмерная чувствительность к невзгодам, озлобленность детей.

Жесткое воспитание (синдром опасного обращения с детьми)– за малейшую повинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе (жестокость, угодничество). Страх – самый обильный источник пороков. чаще физическому наказанию подвергаются мальчики, в семьях с низким статусом отца, ущемленными матерями, с низкими заработками.

В условиях повышенной моральной ответственности — с младенчества ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или на него возлагаются непосильные детские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких, невротические срывы.

4.Показатели родительского поведения

Выделяют следующие показатели родительского поведения (Эйдемиллер):

уровень протекции в процессе воспитания – сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию ребенка;

степень удовлетворения потребностей ребенка – в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворение потребностей подростка, как материально-бытовых, так и духовных (прежде всего в общении и любви);

количество требований к подростку в семье;

неустойчивость стиля воспитания.

5.Причины неправильного родительского воспитания

Помимо определенных обстоятельств в жизни семьи, низкой педагогической культуры родителей, основную роль играют нарушения в личности самих родителей:

1.Отклонение характера самих родителей.

2.Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка (в основе лежит какая-то чаще неосознаваемая потребность):

расширение сферы родительских чувств;

предпочтение в подростке детских качеств;

воспитательная неуверенность родителей;

фобия утраты ребенка;

неразвитость родительских чувств;

протекция на ребенка собственных нежелаемых качеств;

внесение конфликта между супругами в сферу воспитания;

сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола последнего.

Источники:

http://fb.ru/post/parenting/2016/7/8/6360
http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463
http://studfiles.net/preview/1751026/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector