Что надо делать если получил двойку. Ребенок получил двойку
Что надо делать если получил двойку. Ребенок получил двойку
Семейный психолог Борис Седнев рассуждает, стоит ли родителям обращать внимание на неуды.
«В школе когда-то были оценки две: успевает и не успевает», – вспоминал Роберт Рождественский в поэме «210 шагов». Сейчас все немножко сложнее. Одно неизменно: для некоторых родителей плохая оценка становится настоящей трагедией. «Ты можешь больше», «В кого ты такой ленивый», «Бездарь», «Твоя задача – учиться, а ты сидишь целыми днями в телефоне», «Пойдешь работать дворником» – часто в сердцах бросают родители, заглядывая в дневник.
Почему ребенок плохо учится
Некоторые мамы и папы применяют санкции к детям, другие бегут разбираться с учителями, требуя «справедливости». А как правильно реагировать на оценки, чтобы окончательно не отбить у ребенка желание учиться и не испортить отношения с педагогами?
Наш эксперт, клинический психолог, руководитель Психологического центра Седневых Борис Седнев считает, что есть несколько объективных причин, от которых зависит успеваемость детей. Например, насколько хорошо ученик выучил предмет, насколько он уверенно отвечает у доски, как справляется с волнением при выполнении письменных заданий.
Отношения со сверстниками и преподавателями тоже могут повлиять на учебу. Нередко бывает, что ребенок становится троечником, когда нет мотивации к обучению, он не понимает, ради чего стоит изучать конкретный предмет.
«Я – гуманитарий. Мне физика в жизни не пригодится, зачем я буду на нее время тратить», – типичный монолог ученика старших классов, который уже решил, что будет поступать на юридический факультет.
Конечно, нельзя забывать про атмосферу в семье. Именно родители часто становятся причиной того, что ребенок перестает интересоваться учебой.
© dolgachov/iStock/Getty Images Plus/Getty Images
Не конец света
Понятно, что вы расстроитесь, если ребенок начнет таскать из школы двойки и тройки одну за другой. Бороться с этим, наверно, все же стоит. Но надо знать, как – ругань тут точно не поможет.
Во-первых, надо понимать, что оценка не имеет никакого отношения к личности ребенка. От того, что он плохо учится, плохим человеком он не стал, любите его вы все равно по-прежнему.
Во-вторых, нельзя навешивать ярлыки: получил двойку, значит, ты неудачник, получил пятерку – герой и классный парень.
В-третьих, к оценкам нужно относиться последовательно. У родителей должна быть четкая позиция, основанная на объективных факторах. Допустим, вы точно знаете, что у ребенка есть способности к математике, но из-за собственной лени он стал получать двойки с тройками. Значит, стоит поднажать. А если вам всегда было неважно, какие у него оценки по предмету, то «вдруг» начать пилить ребенка за отметки не получится – он просто не поймет, чего это вы.
В-четвертых, не устраивайте разбор полетов из-за успеваемости, когда у вас самих проблемы на работе.
В-пятых, обойдитесь без страшных рассказов о собственных ученических годах. Ваш негативный школьный опыт, ваши воспоминания и страхи не должны повлиять на отношение ребенка к оценкам.
И еще: если вы переживаете, что ребенок непременно завалит контрольную, не сдаст и нахватает двоек, он может легко считать ваше внутреннее состояние. Считать – и отзеркалить. Тогда точно нахватает плохих оценок. Успокойте сперва себя, потом беритесь за учебу сына или дочки.
Что вы реально можете сделать
В первую очередь – выстроить доверительные отношения с ребенком. Этим, конечно, стоит заняться задолго до поступления в школу.
Ребенка нужно принимать и любить таким, какой он есть. Правда, здесь нужно разделить свое отношение к ребенку и к его достижениям. И дать понять это малышу: он отдельно, оценки – отдельно.
Гораздо легче учиться и получать по результатам положительные оценки, если относиться к ним проще. Убрать излишнюю важность и лишнее напряжение. Одним из эффективных приемов здесь будет отношение к получению оценок, как к игре. Подобное отношение можно сравнить с некоторыми спортивными, компьютерными играми, фильмами, мультфильмами или книгами, где необходимо проходить новые уровни, зарабатывать баллы. Только в случае с учебой, чтобы получить больше баллов, нужно сделать домашнюю работу.
Проявляйте неподдельный интерес к тому, чему научился ребенок. Постарайтесь побуждать ребенка к размышлениям. Например, в какой сфере можно применить полученные знания и т. д. Подобные разговоры могут помочь сформировать интерес к предмету или отдельным знаниям. Что может оказаться важным, особенно учитывая, что в самой школе далеко не всегда этому уделяют достаточно внимания. Оценки при этом воспринимаются как приятный бонус или как временная неудача.
Конфетка за отметку
Вознаграждение за пятерку – это первое, что приходит в голову всем родителям, мечтающим сделать из ребенка отличника или хорошиста.
«Стоит различать нематериальные (время за компьютером или другими гаджетами, просмотр телевизора, прогулки с друзьями и т. д.) и денежные поощрения. У первого подхода есть определенные преимущества: ребенок выполняет домашние задания, старается приносить хорошие оценки, а параллельно регулируется время, проведенное за компьютером, просмотром телевизора и т. д. Правда, по мере взросления ребенка подобный контроль постепенно переходит в ссоры и конфликты», – говорит Борис Седнев.
Родители, не понимая, что перед ними подросток, стараются вводить еще больше ограничений, чем только усугубляют ситуацию.
Деньги – тоже популярный вид мотивации. Впрочем, даже несмотря на «оплату оценок», ребенок все равно может потерять интерес к учебе. Ведь при отсутствии истинной, внутренней мотивации к выполняемой деятельности даже взрослый человек постепенно теряет интерес к качеству работы.
«Рассматривать все достоинства и недостатки материального поощрения стоит не в отрыве, а скорее в совокупности с другими семейными ценностями, связанными с получением знаний, образования и отношением к ребенку в семье. А самым главным всегда должны оставаться безусловное принятие ребенка и неподдельный интерес к знаниям и саморазвитию», – заключает психолог.
Ребенок получил двойку.
К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!
В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.
Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.
Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.
Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.
Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.
Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.
Помните о последствиях
Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.
Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.
Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.
В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.
Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.
Наиболее вероятные причины двоек
- Ошибки, непонимание материала. Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»
- Безразличие к учебе, лень. Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.
- Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
- Слишком сложная программа. Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.
- Двойки не за знания. Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.
- Конфликт с учителем. Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.
- Случайность. Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.
- Сознательный отказ учиться. Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.
Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки
Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.
Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.
Помните о том, что делать ни в коем случае не нужно!
- Бить ребенка
- Унижать его морально, обзывая или обижаясь на него.
- Лишать его любимых вещей или ограничивать в чем-то (в питании, прогулках или родительском внимании).
Подобные методы не спасут ситуацию, а лишь усугубят ее. Ребенок может серьезно обозлиться и станет учиться еще хуже. К тому же, ваше чадо перестанет вам доверять, ухудшаться отношения и взаимопонимание. С пониманием и спокойствием относитесь к нежелательным отметкам, проявляя свою поддержку и любовь. Если же вы видите, что ребенок ленится, поговорите с ним более серьезно.
Как поступать в случае плохих отметок
- Старайтесь не ругать ребенка. Вспомните себя в его возрасте, когда страдания от несправедливости родителей делали больно вашему юному сердцу. Много причин могло повлиять на оценку вашего малыша. Учитывайте это и постарайтесь разобраться в ситуации.
- Хвалите малыша за успехи, за его таланты и способности в определенных сферах учебы и жизни. Если вы поощряете ребенка, ему легче будет подтягивать свои слабые стороны.
- Поговорите с ребенком. Дети многое понимают, просто часто не знают, как вести себя в данной ситуации. В откровенной беседе могут открыться причины плохой успеваемости вашего малыша. Ваша родительская задача – уметь слушать и слышать ребенка.
Относитесь к отметкам в школе более философски, вспоминая свое детство. По большому счету ребенок имеет право получить двойку. Ведь все мы совершаем ошибки, которые учат нас многому. Школьник, осознавая свои плохие оценки и причины, которые к ним привели, наработает свой личный опыт поражений, за которыми обязательно последуют победы.
8 причин, по которым дети добровольно становятся двоечниками
Двойка – это всегда неприятно. Этой оценкой наказывают за невыполненные уроки, ею можно напугать даже самых «неприступных» учеников. Но, оказывается, эти страшилки не для ребят, выбравших путь «сознательного двоечника». Кто ими становится и как найти на них управу, «Летидору» объясняет психолог-педагог Ольга Юткина.
Ольга Юрьевна Юткина, психолог, руководитель Содружества Педагогов Раннего Развития
«Тройка» или «двойка» – какая разница!
Такое случается, когда родители ждут от детей исключительно победы: для них есть только одна оценка – «пятерка». А приносить домой только хорошие оценки у школьника пока не получается. В итоге ребенку становится все равно, что он получит – «двойку» или «тройку», ведь результат всегда один и тот же: родители расстраиваются. А для того чтобы влепили «два», даже и стараться не нужно.
К более высоким успехам ребенка приведет его усердие. А стараться он начнет только тогда, когда осознает, что даже один лишний балл – это уже маленькая победа.
Кто бы меня похвалил
В возрасте 4-7 лет дети особенно нуждаются в одобрительном отношении взрослых даже за незначительные достижения. Если не поддерживать малыша в его малых успехах, в будущем у него не будет потенциала идти к более высоким успехам.
В младшей школе дети учатся отнюдь не для того, чтобы «быть образованными», а потому что рассчитывают на похвалу за свои старания от счастливых мам и пап. Отсутствие похвалы и поощрений способны перечеркнуть любое рвение к учебе. Эмоциональное «Какой же ты молодец!» в сотни раз эффективнее строгого «Ты должен!».
Учитель не похож на лидера
Если педагог в глазах ребенка не выглядит авторитетным человеком, у своего школьника вы не обнаружите ни интереса к знаниям, ни стимула к учебе. Ребенок не способен настроиться на урок, не может запомнить материал, да и вообще не считает нужным воспринимать информацию на уроке всерьез.
В этом случае родителям нужно найти и подчеркнуть в учителе максимальное количество достойных качеств, которые оценит и сам ребенок. Маленький секрет: на младшеклассника хорошо подействует сходство с любимым героем из фильма.
Двоечником быть круто
Подростки могут решить, что в старших классах девочки обращают больше внимания на «плохих» мальчиков. Отчасти это действительно так, ведь в сложном подростковом возрасте многие школьницы приписывают отрицательным персонажам особенную силу и привлекательность. А «скатиться до двоек» в учебе – это самое простое, что можно сделать, чтобы сразу стать «плохишом» и «лидером».
Здесь помогут хорошие примеры из жизни и активные занятия спортом: продемонстрируйте ребенку, что для мужчины на самом деле значит «быть крутым».
Назло родителям
Все родители заинтересованы в том, чтобы их чадо достойно училось в школе. Но случается, что ребенок идет наперекор желанию мамы и папы, чтобы их «наказать». Например, семейные конфликты или развод родителей могут поселить в душе ребенка сильную обиду: школьник решает, что став двоечником, донесет до мамы и папы мысль, что «я тоже имею на вас влияние!», «вы будете со мной считаться!», «вот только захочу и доведу вас до истерики!».
Главное – не упрашивать школьника взяться за ум, иначе он решит, что это идеальный рычаг для управления родителями. Просто расскажите ребенку что-нибудь из серии: «Ничего страшного! Даже когда после школы ты пойдешь работать дворником, мы все равно будем тебя любить».
Я требую внимания!
Ваш школьник запросто может приносить домой двойки, чтобы заполучить родительское внимание. Возможно, сын уже просил папу помочь с домашним заданием только потому, чтобы тот просто провел вечер рядом с ним, а дочь наверняка пыталась обратить на себя внимание мамы с помощью красивой тетрадки с ровным почерком. Но родители почему-то не проявили сильных эмоций. Тогда ребенок решает, что он идет неверным путем, и начинает думать: «А уж на двойки мама и папа точно отреагируют!».
Вовсе не обязательно часами сидеть рядом с детьми, обсуждая каждую мелочь, случившуюся за день. Достаточно дать понять ребенку, что вас всегда интересуют его дела, несмотря на сильную занятость.
Переоценка возможностей
Например, сосед по парте уделяет урокам всего 10-15 минут и всегда отвечает «на пять». «Значит, и я так могу. Просто прочитаю и все запомню!» – думает ученик. Увы, нет. Возможно, ваш школьник более медленный в восприятии материала, ему не так легко дается запоминание. Но пока еще в силу возраста он неадекватно понимает свои способности и возможности.
Расскажите своему ребенку, что у всех разные подходы к выполнению домашнего задания. К тому же никто на самом деле не знает, сколько потребовалось времени Васе, сидящему за соседней партой, чтобы выучить стихотворение дома.
«У бывших двоечников больше шансов стать богатым»
Сколько «поучительных» историй о том, что самые богатые люди нашей планеты отнюдь не корпели над учебниками, нам рассказывают СМИ. И знакомые всегда готовы привести парочку примеров «несправедливости жизни», в которых их одноклассники-двоечники теперь почему-то успешнее и богаче, чем они – круглые отличники.
Объясните ребенку, что это лишь отдельные истории, которые к тому же далеко не всегда соответствуют действительности. Вспомните, кто из любимых актеров ребенка или просто из взрослых, которых он уважает, в детстве были отличниками: дети возьмут пример с тех, к кому они испытывают симпатию.
Источники:
http://www.msn.com/ru-ru/lifestyle/family/%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D1%83/ar-BBUrFPc
http://detskaya.com.ua/rebenok-poluchil-2/
http://letidor.ru/psihologiya/8-prichin-po-kotorym-deti-dob.htm