Что нужно для развития детей. Раннее развитие ребенка. Что нужно знать, чтобы не навредить? Игры с крупами для детей любых возрастов

Раннее развитие или Как сделать детство ребенка ярким?

Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся. Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства. Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.

Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90% . Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка. И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.

Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась. Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.

Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет . Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное. Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются. Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.

Что же такое раннее развитие?

В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»

Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:

  • Специально созданная развивающая среда, наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
  • Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
  • Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, чтение книг.
  • Рисование, лепка, аппликация, музыка, подвижные игры, сюжетные игры.
  • Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте здесь.

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи. Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать. Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Читать еще:  Что дать из еды ребенку в поездку. Берём еду в путешествие на автобусе. Что взять с собой

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия . Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается. Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы. Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку. Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие. Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят. Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

Стараться превращать любое занятие в игру . Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день . Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

Не нагружать малыша знаниями «про запас» . Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать. Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.

  • Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.
  • Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым ! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

    Не слушайте тех, кто против

    Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство». Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте. Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).

    Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.

    Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.

    Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте. Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития». На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,

    Читать еще:  Можно ли получить снилс на ребенка. Какие документы нужны для получения снилс на ребенка. Во сколько лет получают свидетельство

    Что нужно для развития детей. Раннее развитие ребенка. Что нужно знать, чтобы не навредить? Игры с крупами для детей любых возрастов

    Игры с крупами необычайно популярны: они нравятся детям и способствуют развитию мелкой моторики. А родителей радует доступность этого развивающего материала. Особенно весело играть крупой в зимнее время, когда нет доступа в любимую песочницу.

    Занятий с крупами уже придумано множество, и вы можете фантазировать и изобретать свои ноу-хау. В этой статье мы лишь озвучим общие моменты, расскажем о играх для разного возраста и дадим несколько интересных идей для начала ваших занятий.

    “Ум ребенка находится на кончике его пальца”

    Благодаря тому, что крупы существуют самых разных видов по величине, форме и цвету, играть в них никогда не наскучивает. Детям нравится пересыпать манную и кукурузную крупу, сортировать по цвету фасоль и бобы, делать поделки из них и рисовать.

    Играть крупой рекомендуется уже с самого раннего возраста, еще до года. Но в этот период нужно особенно внимательно следить за детьми, так как всё это тянется в рот. Если вы боитесь, что малыш подавится, выбирайте для занятий овсяные и гречневые хлопья и крупные макароны.

    Для игр нужны различные емкости – лоточки для хранения разных видов круп, мисочки, контейнеры, таз. А также мелкие игрушки, совочек, ложка формочки для печенья, льда, вкладыши из конфетных коробок. Для облегчения уборки после игры, постелите на пол какой-то коврик, простыню, клеенку.

    Занятия для самых маленьких

    Для самого раннего возраста, для начинающих хорошо подходят любые крупы – гречка, фасоль, кукурузная крупа, пшенка, различные хлопья.

    Их лучше всего просто перебирать ручками – это прекрасно для развития сенсорики и речи, такой массаж ладошек. Можно пересыпать, складывать в различные формочки, закапывать ладошку, зажимать крупинки в кулачке. Заройте мелкую яркую игрушку и предложите крохе её откопать – это вызовет массу эмоций!

    При этом ребенок получает самые разные ощущения от соприкосновения с зернышками, это очень важно для развития интеллекта и речи.

    Игры крупой в 1-2 года

    С детьми этого возраста попробуйте рисовать на крупе. Возьмите какой-то темный поднос и тонким слоем насыпьте на него манную или кукурузную крупу. Пусть ребенок рисует пальчиками – это замечательное упражнение.

    Также пусть сам зарывает и откапывает мелкие игрушки, стеклянные шарики, пуговицы.

    Для развития навыка самостоятельной еды предложите ложку для того, чтобы насыпать крупу в другую маленькую емкость. Давайте ложки различных размеров.

    Крупную фасоль и бобы можно складывать в кувшинчик или бутылку с узким горлышком. Мелкую крупу насыпайте через воронку ручками или ложкой.

    Занятия для детей 2-4 лет

    В этом возрасте дети очень любят сортировать крупы. Смешайте различные виды и предложите разложить их по формочкам.

    Смешайте в миске манку и фасоль, пусть малыш просеивает её через сито.

    Можно выкладывать мозаику – рисунки из разных видов круп. Сначала что-то простое – геометрические формы, звездочки, цветочки. С возрастом ребенок сможет создавать целые картины!

    Возьмите пластилин или соленое тесто и покажите малышу, как можно вдавливать фасолины или бобы, создавая рисунок.

    Макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок и делать бусы. Или воткните зубочистки в поролоновую губку и надевайте макаронины на них.

    В тазике с крупой полезно потоптаться ножками – это отличный массаж для стоп!

    Сенсорная коробка

    Кроме того, как играть крупой, можно сделать из неё сенсорную коробку. В большой прозрачный пластиковый контейнер насыпьте на половину различных круп, мелких предметов и игрушек. В крышке сделайте два отверстия для рук и закройте коробку плотно.

    Теперь малыш может запускать ручки в коробку, перебирать крупы и предметы, и не намусорить при этом.

    Как сделать цветную манку для рисования

    Понадобится гуашь, водка и манка. Возьмите две столовых ложки водки, разведите в ней гуашь. Насыпьте 5 столовых ложек манки. Перемешайте и дайте высохнуть.

    Так можно сделать манку различных цветов и рисовать волшебные картины.

    Играть крупой весело и полезно – отлично развивается мелкая моторика, крупы в этом незаменимы!

    Полезные статьи:

    Всё необходимое в домашней аптечке: список лекарств

    Раннее развитие ребенка. Что нужно знать, чтобы не навредить?

    Правило первое. Занятия в удовольствие

    Ваш малыш — индивидуальность с собственным планом развития. И этот план может не укладываться в табличные границы устаревших книг. За исключением диагностированного отставания в развитии, неумения вашего ребенка относятся к вариантам нормы. Малыш никому ничего не должен, выбросите это слово из лексикона и головы.

    Развивать ребенка можно и нужно, но только исподволь, ориентируясь на его настроение и желание. Главные постулаты наиболее популярных сегодня методик базируются на правиле: не настаивать, не давить, не заставлять.

    Правило второе. Экспериментируйте в поисках своего пути

    Иная мама, воодушевившись примером подруги, скупает в магазине карточки Домана и носится с ними за малышом, тыча ему их в нос к месту, а чаще не к месту. А чадо, вот же незадача, совсем не похож на соседскую умницу-девочку и не интересуется этими непонятными для него картинками. Знай себе веником машет и крупу по дому рассыпает.

    Читать еще:  Особенности первого месяца жизни ребенка. Как ведет себя ребенок в первый месяц жизни? Ребенок и его развитие в первые дни после рождения

    Что сделает в этой ситуации мудрая родительница? Прочитает книгу о методике Монтессори и успокоится. Ведь это направление предполагает максимальное вовлечение малыша в жизнь взрослых. В садах Монтессори дети не только убирают за собой игрушки, но и пекут пироги, готовят салаты, стирают и даже гладят белье. Методические материалы там просты, доступны и порой состоят из обычных вещей. Детки переливают воду из сосуда в сосуд, перебирают фасоль, играют с песком и делают все то, что чистоплотные родители порой запрещают им делать дома. Конечно, в центрах Монтессори есть и специальные пособия и методические материалы.

    Имеются они и в методике Никитина. Его наборы «сложи квадрат» отлично развивают математические навыки и пространственное видение. Но и эти игрушки придутся не каждому ребенку по душе. Что ж, значит нужно искать свой особый путь. Дайте малышу возможность попробовать весь этот многообразный мир «на зуб», ненавязчиво подсовывая ему карточки Домана и пособия Никитина, кубики Зайцева и блоки-вкладыши Монтессори.

    Правило третье. Всему свое время

    Кубики Зайцева рекомендованы детям, начиная с одного года. Известны случаи, когда крохи выучивали по ним слоги. И говорят, некоторые дети даже осваивают по ним чтение к двум-трем годам. Допускаю, что это правда, но не понимаю, зачем? За исключением тяжелой дислексии (это уже медицинский случай) обычные дети без труда начинают читать к 6-7 годам. Именно в этот период в мозгу созревают центры, отвечающие за навык чтения, и ребенок без труда им овладевает. Можно обмануть природу и опередить ее на пару лет, однако это не гарантирует ни успехов в школе, ни других достижений. А вот невроз заработать вполне реально.

    Правило четвертое. Развитие повсюду

    В жизни маленького человека нет ничего второстепенного. Для него прогулки с мамой так же важны, как рисование или собирание пазлов. А иногда и важнее. Разглядывая вместе зеленые листочки, изучая жучков и паучков, вы развиваете чадо ничуть не меньше, чем родители, оплатившие своему отпрыску курс греческого языка или занятий на арфе. Кстати, в продолжение этой идеи появились универсальные игрушки — бизиборды. Умельцы собрали на одной доске все, что занимает маленьких естествоиспытателей — замочки, защелки, шестеренки и другие механизмы. Такое пособие развивает воображение и мелкую моторику рук. Оно не дает энциклопедических знаний, но зато дарит представление об окружающем мире.

    Рекомендуем:

    Правило пятое. Физическое равно интеллектуальному

    Доказанный факт: физическое и интеллектуальное развитие дополняют друг друга – идут, что называется, рука об руку. По исследованиям, динамическая гимнастика, обучение плаванию с рождения, занятия на специальных гимнастических комплексах помогают ребенку развивать интеллект.

    Основные идеи популярных методик раннего развития

    Борис Никитин

    Ребенку не навязывается программа обучения. Он погружается в нее через игру, которую осваивает при активном участии взрослых. Те только объясняют правила, но ни в коем случае не дают подсказок. Задания усложняются поэтапно и только после того, как ребенок выполнит предыдущие и окажется готов к переходу на новый уровень. Если ребенок утратил интерес к игре, ее нужно на время оставить. Большое внимание Никитины уделяют физическому развитию детей.

    Мария Монтессори

    Основные принципы этой теории — свобода выбора, занятия со специальными дидактическими материалами, контроль над ошибками, соблюдение правил работы в Монтессори-среде, разновозрастность (в специализированных садах дети не делятся по возрастным группам), отсутствие оценок и соревновательных элементов.

    Николай Зайцев

    Нетрадиционный способ научить ребенка читать в раннем возрасте. В основе теории лежит наблюдение о том, что дети не разделяют твердые и мягкие звуки, глухие и звонкие. Поэтому основной единицей обучения, по Зайцеву, стал склад — сочетание двух или нескольких созвучных букв. Во время занятий малыш показывает склады на кубиках и таблице.

    Глен Доман

    Изначально методика была разработана для работы с умственно отсталыми детьми и показала феноменальные результаты. После чего ее взяли на вооружение педагоги и родители обычных детишек.

    Основные принципы — важность физического развития, раннее обучение чтению и счету при помощи специальных карточек, получение энциклопедических знаний. Малышей учат читать слова целиком: по мнению Глена Домана, так ребенку запомнить проще, чем разбивать слово на буквы, а потом в уме складывать заново. Кроме того, сторонники методики полагают, что легче всего мы воспринимаем информацию через факты, поэтому детям нужно предоставлять их как можно больше. Поэтому малышам каждый день показывают карточки, разбитые на темы и категории.

    Плавание с рождения

    С рождения до трех месяцев у младенцев сохраняются плавательные рефлексы. Главное их закрепить, считают приверженцы раннего обучения плаванию. Они запускают малышей в ванную или бассейн, следя за тем, чтобы те не испугались и сохранили базовое доверие к воде. Мой опыт и опыт моих друзей свидетельствует о том, что заниматься этим должны профессионалы. Активное плавание — действительно фундамент для физического и интеллектуального развития, но ошибки могут привести к плачевным результатам, вплоть до стойкой боязни воды.

    Закажите в магазине «Десятое королевство»:

    Источники:

    http://jili-blog.ru/rannee-razvitie-rebenka.html
    http://duetdush.ru/s-kakogo-vozrasta-i-kak-igrat-krupoj/
    http://www.yapokupayu.ru/blogs/post/rannee-razvitie-rebenka-chto-nuzhno-znat-chtoby-ne-navredit

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×
    ×
    ×