Что умеет делать ребенок в 9 месяцев. Фотогалерея: с чем может играть малыш, кроме игрушек. Эмоции и психологическое развитие

Содержание

Развивающие игрушки для 9-месячного ребенка: список, особенности и рекомендации

Ребенок на 9 месяце жизни обычно проявляет себя в качестве неутомимого исследователя окружающего мира. Именно в этот период любопытство маленького человечка достигает своего апогея. Чтобы физические и интеллектуальные способности чада развивались в правильном русле, важно с умом подбирать игрушки для 9-месячного ребенка.

Как сделать верный выбор игрушки? На что стоит обращать внимание при организации игрового процесса? Какие действия родителей позволят малышу приобрести самостоятельность? Об этом и не только будем говорить в представленном материале.

Физиология 9-месячного малыша

Основной навык, которым овладевают дети в этом возрасте – способность садиться и более-менее уверенно удерживаться на ногах без посторонней помощи. Если этого не происходит на протяжении длительного времени, родителям стоит обратиться за советом к специалисту. Причиной способны послужить расстройства неврологического характера, которые были приобретены ребенком еще на этапе внутриутробного развития.

Какие игрушки для 9-месячного ребенка заслуживают внимания заботливых родителей? В первую очередь – это приспособления, конструкции, которые помогут малышу самостоятельно удерживаться на ногах в прямоходящей позе. Самостоятельно научиться передвигаться ребенку довольно сложно. Ведь психически неокрепшему человечку приходится осуществлять недюжинные усилия, направленные на координацию большого количества мелких движений. Впрочем, выбирая игрушки для 9-месячного ребенка, которые позволят ему встать на ноги, не стоит уж слишком форсировать события. Важно дождаться момента, когда малыш будет готов самостоятельно передвигаться.

Навыки, развивающиеся у детей на 9-10 месяце жизни

В это время у малышей появляются следующие умения:

  • принимать сидячее положение;
  • активно передвигаться на четвереньках, стоять на ногах, удерживаясь за вспомогательные предметы;
  • делать несколько шагов, удерживаясь за руки родителей;
  • реагировать на команды, просьбы;
  • указывать на называемые предметы;
  • рвать бумагу, комкать мягкие вещи, мять пластилин или глину;
  • воспроизводить членораздельные звуки, подражать голосовой интонации взрослых.

Развитие мелкой моторики

Что нужно 9-месячному ребенку из игрушек? В этот период малыши уже многое осознают, знают названия предметов, способны отвечать на команды. Поэтому родителям важно подбирать приспособления, которые позволят развивать мелкую моторику пальцев. Отличным решением здесь выглядят такие игрушки для 9-10 месячного ребенка, как мозаики, несложные конструкторы, всевозможные кубики. При этом не стоит оставлять собственное чадо с такими предметами одного. Малыш непременно попробует игрушку на зуб, что может привести к удушению мелкими частями.

На 9 месяце жизни ребенок не только узнает окружающих, но способен ориентироваться в помещении, реагировать на названия предметов домашнего интерьера. Если попросить его показать, где находятся игровые кубики либо пирамидки, ребенок при правильном построении вопроса, способен указать на нужный объект.

Как организовать игровой процесс?

Прежде всего, родителям следует обратить внимание на развивающие игрушки для 9-месячного ребенка, которые позволят разыгрывать простые для понимания сюжеты. Например, с помощью плюшевых мишек либо кукол можно научить малыша кивать, «танцевать» в сидячем положении, удерживать предметы. В процессе такой игры важны комментарии, а также похвала со стороны родителей. В скором времени ребенок обязательно пожелает повторить манипуляции, которые выполняли с предметами взрослые.

Приобретая игрушки для 9-ти месячного ребенка, стоит сосредоточиться на выборе изделий, которые обладают максимально ярким, красочным оформлением. Такой подход позволит привлечь внимание малыша к игровому процессу.

Какие игрушки нужны 9-месячному ребенку?

В играх с малышом стоит ориентироваться на применение:

  • мячиков, изготовленных из мягких материалов, которые будут способствовать развитию физических навыков ребенка;
  • предметов, которые издают звуки: всевозможные резиновые пищалки, погремушки, прочее;
  • плавучих приспособлений для игры в ванной;
  • кукол-неваляшек различного размера, преимущественно, заводных моделей, способных самостоятельно шагать;
  • игрушек, что представляют собой реалистичные модели животных (пластмассовые, резиновые, мягкие модели);
  • заводных, забавных игрушек с сюрпризом;
  • миниатюрных копий предметов интерьера (игрушечная мебель, модели столовых приборов, образцы кукольной одежды);
  • игрушек на колесиках, которые позволят малышу проявлять двигательную активность (машинки, заводные модели, тележки).

Что предпринять, если малыш отказывается использовать предложенные взрослыми игрушки?

Для развития психики малыша ему крайне важно подражать занятиям взрослых. Если выбранные игрушки для 9-месячного ребенка не вызывают у карапуза интерес, родителям стоит самостоятельно продемонстрировать, как весело проводить время с такими предметами. В случаях когда такой подход не дает результата, стоит проконсультироваться с детским психологом. Впрочем, если предложенная родителями игрушка уж слишком не понравилась малышу, а ее вид не вызывает ничего, кроме истерики, стоит отложить изделие до лучших времен.

Роль книг в игровой деятельности малыша

Активное взаимодействие с книгами – серьезный шаг на пути окончательного становления речи ребенка. Просмотр печатных страничек вместе с родителями способствует развитию интеллекта и образного мышления маленького человечка, расширению его мировоззрения. Красочная, качественная книга, наполненная оригинальными, привлекающими внимание иллюстрациями, восполняет потребность 9-месячного малыша в получении новой информации об окружающем мире, а также дарит ему впечатления, которые могут сохраняться на всю жизнь.

Развитие понимания речи

В ходе игрового процесса родителям следует уделять внимание речевому общению. На этот счет имеется несколько советов:

  • во время взаимодействия малыша с игрушкой, необходимо называть предмет, описывать его составляющие части, указывать, какие именно действия выполняются с объектом в текущий момент;
  • назвав игрушку, нужно дать время ребенку, чтобы он смог познакомиться с новым изделием, подержать его в руках, рассмотреть с различных сторон и дождаться речевой реакции;
  • важно, чтобы речь родителей по отношению к игрушке совпадала с моментом манипуляций с используемым предметом;
  • в ходе взаимодействия с игрушкой не следует допускать многословия ведь это не позволит малышу «зацепиться» за определение, которое ему необходимо осознать и запомнить.

Как правильно сказать ребенку «нет»?

Используя игрушки для развития 9-месячного ребенка, важно научить малыша расставаться с любимым развлечением. Если дитя не желает этого делать, в моменты, когда того требует ситуация, взрослым стоит сделать сердитое выражение лица, сопровождая такую реакцию твердым словом «нет». Такой подход работает эффективнее, нежели попытки насильно отобрать у ребенка развлечение и скрыть его с глаз долой.

Занятия с игрушками для 9-месячного ребенка

Существует целый ряд игр, которые помогут малышу в постижении сути используемых предметов:

  1. «Колпачки». Необходимо использовать несколько колпачков либо стаканчиков различных цветов. Из таких приспособлений необходимо построить пирамидку, чтобы ребенок это видел, буквально на глазах у малыша. Разобрать конструкцию можно также вместе с собственным чадом. Со временем ребенок научится выполнять подобные манипуляции самостоятельно.
  2. «Наперстки». Для организации такой игры подойдут те же колпачки или стаканчики. Посадив ребенка перед набором таких предметов, необходимо попеременно прятать под ними небольшую игрушку, а затем вытаскивать ее обратно. Далее стоит предложить чаду запомнить, куда был положен предмет и отыскать его.
  3. «Коробочка с сюрпризом». Методика позволит проявить у ребенка интерес к новым игрушкам. Здесь потребуется вместительная емкость с крышкой. Сюда необходимо заблаговременно поместить несколько игрушек, последовательно вытаскивая их и демонстрируя малышу. При этом стоит называть каждый предмет, обращать внимание ребенка на его детали. Со временем малыш станет самостоятельно складывать в коробку любимые игрушки.
  4. «Тарелочки» – необходимо использовать несколько разноцветных тарелок из дерева либо пластика. Необходимо предлагать ребенку ухватить каждую из них за край. Нужно следить, чтобы малыш правильно захватывал предмет, помещая большой палец сверху, а остальные подставляя снизу. Это занятие поможет чаду уверенно удерживать предметы в руках.
Читать еще:  Фридрих фребель основные идеи воспитания. Учебно-методический материал на тему: Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад». Основной принцип Ф. Фребеля - Жизнь для детей

Полезные рекомендации

В 9-10 месячном возрасте дети уже начинают проявлять первую самостоятельность. В этот период малыши нуждаются в меньшей опеке со стороны взрослых, нежели ранее. По этой причине, организовывая игровой процесс, стоит поощрять собственное чадо к независимости. Например, следует отходить на некоторое время от малыша, пока он взаимодействует с игрушками. В ходе купания в ванночке можно показать ребенку, как пользоваться полотенцем либо мочалкой. Для формирования самостоятельности это крайне полезно.

Что «умеет» новорожденный?

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое.

Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.

Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция огромного размера.

Поэтому договоримся сразу — предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных — тема специфическая, требующая акцента не столько на «умениях», сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.

Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8-9 баллов по Апгар».

Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать.

Поясним. Апгар — это фамилия такая с ударением на первой букве «А», принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе — получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.

Но оценивать по Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного.

Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет. Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

Начнем с органов чувств

На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что чувствует.

И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка — не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.

Специфика именно новорожденного — мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света — реагирует.

Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома — слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий — вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.

На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии. Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.

Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.

Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву.

Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановительная способность — заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.

Специфическая особенность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой — не менее 40%.

Дыхательная система

Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, — малыш начинает дышать по-человечески.

Важная особенность новорожденного — узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить.

При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос — уж никак.

Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия — чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система

Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких).

Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения

Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного.

Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100.

Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами.

Читать еще:  Сказка король-лягушонок или железный генрих - братья гримм. Король-лягушонок или Железный Генрих — Братья Гримм

Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала — поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Система выделения

Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое — 4-5 раз в сутки — это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз.

Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет — 10-15 мл «собралось» и достаточно — пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты.

В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) — отличны от норм взрослого человека.

Нервная система

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно.

Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма.

Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют «физиологические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг «созревает», они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности.

Хватательный рефлекс

Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.

Рефлекс объятия

Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой — ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания

Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы

В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.

Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение — способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам.

Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого — не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Изучая развитие ребенка в 9 месяцев, можно отметить, что малыш уже активно ползает, пытается делать свои первые шаги, поэтому ему необходимы интересные игры, эмоции и впечатления. На этом этапе укрепляются кости и мускулатура крохи, чтобы в скором времени он смог самостоятельно ходить. Организм младенца и психологически готовится к такому событию. По этой причине крохе необходимо особое внимание со стороны родителей. Зная навыки ребенка в 9 месяцев, вы сможете определить, нормально ли он развивается для своего возраста.

Особенности развития ребенка в 9 месяцев

Самое важное изменение в 9-месячном возрасте – укрепление мускулатуры плеч и бедер, связочного аппарата, развитие нервно-мышечной координации. Это связано с подготовкой тела к ходьбе. У малыша на девятом месяце наблюдаются и другие физиологические изменения:

  1. Развитие органов чувств. Сюда относится улучшение слухового восприятия карапуза и умение произносить звуки и сопоставлять их с определенными событиями, например, звон кастрюль с обедом.
  2. Прорезывание резцов. Эти зубы появляются сначала на верхней челюсти, а на нижней чуть позже.
  3. Движения. Практически любой малыш к 9 месяцам активно развивается – умеет ползать, уверенно стоит, самостоятельно встает из положения лежа. Мелкие мышцы рук уже дают возможность держать ложку и научить малыша кушать ею, брать мелкие объекты. Карапузы двигают и показывают пальчиками, тянутся за интересными предметами.

Физиологическое развитие

Определить, на должном ли уровне находится развитие 9-месячного ребенка можно по некоторым параметрам. Они немного отличаются для мальчиков и девочек:

  1. Рост ребенка в 9 месяцев. Для мальчика этот показатель составляет 71,2-72,3 см, а для девочек – 68,5-70 см.
  2. Вес ребенка в 9 месяцев. Малыши набирают вес уже не так активно из-за движений. Масса тела мальчиков этого возраста считается нормальной, если изменяется от 9 до 9,5 кг. У девочек этот же показатель составляет 8,2-8,7 кг.
  3. Размер головы. Средняя ее окружность для мальчиков и девочек может быть 43,8-45 см.
  4. Окружность грудной клетки. Нормальными считаются значения 46,6-47,2 см.

Психоэмоциональное поведение

Активно изменяется не только тело малыша. По календарю психического развития ребенок в 9 месяцев тоже многое умеет. Это можно заметить по следующим моментам:

  1. Речь крохи. Младенец начинает произносить слоги, составляя из них короткие слова.
  2. Слух. Малыш уже знает свое имя и оживленно реагирует, поворачивая голову или улыбаясь. Кроха понимает, когда о чем-то просят, например, достать или взять даже мелкий предмет.
  3. Эмоции. Малыш на 9 месяце развития уже способен выразить негодование, обиду, гнев, радость или удивление.
  4. Жесты. Младенец выполняет кивки головой, отвечая «да» или «нет».
  5. Игры. Если вы спрячетесь от малыша, он сможет найти, даже если вас не видно, по шороху или голосу.
  6. Одежда. Малыш старается помогать натягивать на себя штаны или маечку, просовывая ручки или ножки.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

На этом периоде своей жизни кроха должна уметь уже очень многое. Чтобы следить за нормальным развитием ребенка в 9 месяцев, необходимо знать важные навыки. При отсутствии некоторых из них не стоит сразу паниковать. Развитие каждого младенца индивидуально, важно помочь крохе освоить тот или иной навык. Если малыш не обладает большей частью умений из списка, то стоит об этом сказать врачу. Навыки при этом разделяются на:

  1. Физические показатели. Сюда относятся умение сидеть, попытки вставать или ходить самостоятельно.
  2. Навыки общения. Здесь выделяется умение говорить слогами, соединять их в небольшие слова.
  3. Эмоциональные. Связаны с психическим развитием ребенка в 9 месяцев – умением понимать происходящее вокруг, показывать мимикой свое состояние, радость или злость.

Физические навыки

Малыш должен уже уметь сидеть без опоры, пытаться вставать и ходить с опорой, пробовать ползти за игрушкой, которая находится рядом. Другие физические навыки, которыми должен обладать 9-месячный ребенок:

  • лежа на животе тянуться за игрушкой, ползти за ней;
  • брать игрушку позади себя;
  • уметь садиться самостоятельно из позиции стоя;
  • подражать взрослым, повторять их действия;
  • препятствовать, когда пытаются отнять игрушку, крепко ее держать;
  • переворачивать страницы книги, рассматривать картинки;
  • перекладывать предметы, ощупывать их;
  • стоять на ступнях при поддержке за ручки, не скручивая пальчики.

Развитие речи

От 9-месячного младенца вы уже должны слышать повторяющиеся слоги и небольшой пассивный набор слов, таких как «мама», «папа», «баба», «дай». Речь при этом всегда эмоционально окрашена. Другие речевые умения:

  • подать вещь кроха просит мычанием и указыванием на нее пальцем;
  • в периоды бодрствования лепет всегда громкий;
  • кроха пытается имитировать интонацию и действия взрослых, повторить за ними звуки.

Осознанные эмоции

Развитие ребенка в 9 месяцев уже на таком уровне, что малыш, услышав от мамы свое имя, повернется и даже подползет к ней. Кроха уже может манипулировать взрослыми, проявляя свой характер, когда что-то не нравится. Так детки изучают границы дозволенного им. Ребенка 9 месяцев можно назвать «подражайкой» – кроха старается повторять все за взрослыми, имитируя звонок по телефону или кормление кукол. Другие эмоции, которые проявляется кроха:

  • упрямство – малыш интенсивно мотает головой, отказывается от того, что не хочет;
  • узнает себя в зеркале, отличает от других людей, оживленно реагирует на свое отражение;
  • может кивать головой, если задавать ему наводящие вопросы;
  • радуется и улыбается, когда пытаются рассмешить;
  • понимает просьбы по типу «возьми» или «иди сюда».
Читать еще:  Народные приметы определения пола ребенка – верить или нет? Как рассчитать пол ребенка: сыночек или лапочка дочка

Уход за ребенком

Процедуры ухода остаются прежними, но эмоционально протекают уже по-другому, ведь младенец представляет, как проводится купание, умывание, массаж или прием пищи. Кроха включается в эти процессы, радуется, если хвалят, когда что-то получилось. Не стоит подавлять инициативу – младенец должен развиваться самостоятельно. Если кроха не справляется, не нужно что-то делать за него. В этом случае рекомендуется сопереживать, проявляя только положительные эмоции. В целом уход за малышом включает мероприятия по:

  1. Правильной и регулярной гигиене. Уже с детства нужно приучать малышу к уходу за собой.
  2. Нормализации сна. Он обеспечивает нормальное психическое и физическое развитие ребенка в 9 месяцев.
  3. Составлению меню ребенка. В 9 месяцев грудное молоко составляет уже только 1/4 рациона питания. Прикорм малыша должен включать определенные продукты.

Ежедневные процедуры – это умывание, подмывание, купание, чистка рта и ушей, расчесывание, высаживание на горшок и иногда стрижка ногтей. Для зубов стоит приобрести резиновую щеточку. Чистить их нужно утром и вечером. С этого возраста можно начинать более активное закаливание:

  • начать с температуры воды в 30 градусов;
  • ежедневно понижать ее на 1 градус, пока не дойдет до отметки в 20;
  • после привыкания можно проводить контрастные процедуры, обливая сначала водой в 36 градусов, а потом сразу в 20 градусов.

Сон 9-месячного малыша

Ребенок 9-ти месяцев спит по 12-14 часов в сутки, 10 из которых приходятся на ночной сон, а 1,5-2 часа по 2 раза – на дневной. Ночью кроха просыпается 1-2 раза для кормления, хотя может обойтись и без пробуждения. Это нормальный режим младенца. Во время бодрствования нужно заниматься с младенцем с учетом настроения и времени суток. Утром это может быть гимнастика и активные игры, рассматривание картинок оставляют на вечер перед сном.

Девятимесячный малыш еще остается грудничком, но молоко матери уже не является единственным источником питания. Приемов пищи в день должно быть не менее 5 с перерывами по 3,5-4 часа. Они должны приходиться примерно на одно время. Грудным молоком кроху кормят с утра, перед дневным сном, на ночь, перед сном и иногда в ночное время. Прикорм младенцы получают в количестве 1000-1200 мл взрослой пищи за весь день, т.е. по 200-240 мл за один прием. В перерывах между трапезами можно давать питье – компот или несладкий чай. Детское питание может включать:

  • мясо;
  • рыбу;
  • молочные продукты;
  • фрукты;
  • овощи;
  • детские каши и пюре.

Как развивать ребенка в 9 месяцев

Хоть младенец и должен развиваться самостоятельно, помощь ему все равно необходима. Родителям стоит работать сразу в нескольких направлениях, уделяя внимание физическому и психологическому здоровью. Список, чему учить ребенка в 9 месяцев, включает:

  • развитие мелкой моторики ручек;
  • познавательные игры, в том числе на свежем воздухе;
  • активные движения для подготовки к ходьбе;
  • первые шаги с помощью опоры.

Мелкая моторика

Для уже более развитых пальчиков тоже необходима тренировка. Познакомьте ребенка с туалетной бумагой, покажите, как она разматывается. Кроха с удовольствием будет рвать и раскидывать ее. Прилепите к ладошке небольшой кусочек скотча – малыш с интересом попробует оторвать лоскуток. Еще один способ развивать мелкую моторику – насыпать в миску крупу, положить небольшие игрушки и предложить крохе отыскать их. Развитию тактильных ощущений способствует специальный сундучок с разными материалами, например, куском бумаги, губкой, тканью и прочими маленькими предметами.

Познавательные игры

Самая простая и полезная игра – складывание кубиков или пирамидки. Малыш может и не сможет сам повторить за вашими действиями, но будет активно наблюдать за процессом. Даже если он сломает башню, то ничего страшного, ведь в возрасте девяти месяцев крохам нравится смотреть, как что-что падает и рассыпается. Просто попросите младенца сложить кубики в коробку. Еще одна познавательная и простая игра – куклы вверх ногами. Нужно показать крохе, как они должны лежать, перевернув в нормальное положение, и попросить повторить за вами.

Двигательная активность

Необходимо прилагать все усилия, чтобы научить кроху ползать. Для этого создавайте ему опору для одной и другой ножки поочередно. Так он сможет научиться ползать. Если малыш уже это умеет, то приобретите домик с тоннелем. Младенец будет активно ползать в нем, укрепляя свой навык. Деткам в этом возрасте нравится помогать маме, поэтому позволяйте малышу потереть тряпкой во время уборки или подержать поварешку перед приготовлением обеда.

Первые шаги

Некоторые девятимесячные карапузы делают свой первый шаг, но это необязательно. По мнению врачей, в норме, если ребенок научился ходить до 1,5 лет, но это не значит, что не нужно помогать крохе и пускать все на самотек. Слабость или гипертонус мышц ног может помешать карапузу. Избежать их поможет гимнастика:

  1. Поставить малыша перед коляской, чтобы он держался за нее ручками. Далее двигать ее – ребенок будет тянуться вперед и сделает шаг.
  2. Посадить кроху на фитбол спиной к себе. Удерживая за бедра, наклонять мяч в разные стороны. Это развивает координацию.
  3. Длинный шнурок натянуть между мебелью на высоте коленей малыша. Держа кроху за руки, заставить переступить препятствие.

Раннее развитие малыша в 9 месяцев — за и против

Так называют воспитание и развитие ребенка в 9 месяцев с акцентом на максимальное раскрытие физического и интеллектуального потенциала. Мнения педиатров, в том числе доктора Комаровского, по этому поводу относительны, но они сходятся в одном – навредить такие методы могут только при перегрузке в результате фанатичного желания вложить в малыша энциклопедические знания. Если играть с детьми так, чтобы не просто весело проводить время, но и учить малышей чему-то новому, то никаких негативных последствий не будет. Существует несколько методик раннего развития:

  1. По Монтессори. Девизом этого метода является «Научи меня, чтобы я мог сделать это сам». Примером служат объемные буквы и цифры, которые малыш может ощупывать, или рисование узоров обычной манкой.
  2. По Глену Доману. Методика предполагает осваивание карточек с изображениями букв, цифр, слов и фото. После таких занятий должны быть активные подвижные игры для физического развития.
  3. По Марии Гмошинской. Методика заключается в рисовании пальчиками, для чего потребуются краски в баночках и большой ватман.

Как играть с ребенком в 9 месяцев

С помощью развивающих игр можно подготовить карапуза к будущим познаниям, заставить мозг активнее работать, запустить воображение и логическое мышление. Для этого у крохи должны быть музыкальные игрушки, мягкие кубики, мячики куклы и машинки. Нужно обращать внимание на их свойства – они должны быть простыми. Например, мячик катится, значит его надо катить, пианино издает какой-то звук только при нажатии на клавиши. Концентрировать внимание необходимо на чистоте куклы, доброте зайчика, мягкости мячика и других положительных свойствах предметов.

Игры на свежем воздухе

На прогулке стоит показывать ребенку окружающие предметы, говорить, как они называются и для чего необходимы. Повторяйте услышанные на прогулке звуки – после таких речевых игр кроха начнет подражать вам. Карусели и качели вызывают у деток реакцию восторга. Не лишайте ребенка возможности запустить пальцы в песок или потрогать травку. Так младенец познает окружающий мир и вместе с тем развивается.

Игры без игрушек

Ребенку могут надоесть игрушки, поэтому придется предложить ему что-то новое и интересное. Кроме обычных пряток вы можете сделать следующее:

  1. Нарисовать на своих пальцах ручкой смешные рожицы и разыграйте перед карапузом придуманный кукольный спектакль.
  2. Возьмите кастрюли, контейнеры, коробки, дайте малышу в руки карандаши или ложки. Покажите, что ими можно стучать по предметам, создавая определенные мелодии.
  3. Если нет возможности пойти в песочницу на улицу, то просто насыпьте в тазик любую крупу, дайте ребенку ложку или кружку – он с удовольствием будет копаться миске.

Источники:

http://fb.ru/article/305677/razvivayuschie-igrushki-dlya—mesyachnogo-rebenka-spisok-osobennosti-i-rekomendatsii
http://yandex.ru/turbo?text=https://talk.yandex.ru/user/yamd-komarovskiy/chto—umeet—novorozhdennyj
http://mosmama.ru/2381-razvitie-rebenka-v-9-mesyacev.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector