Что умеет говорить ребенок в 10 месяцев. Когда стоит посетить педиатра. Эмоциональное совершенствование личности

Содержание

Что ребенок умеет в 10 месяцев: развитие малыша

Кажется, только вчера беспомощного малыша привезли из роддома, его навыки сводились к возможности сосать грудь и оповещать о своих проблемах пронзительным криком. Сегодня ему 10 месяцев, а список навыков довольно внушителен. Как понять, правильно ли развивается чадо, нет ли отставания в развитии и на какие его особенности родителям обратить особое влияние? Что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Ответ дают ведущие педиатры страны.

Физическое развитие

За 2 месяца до года темпы роста грудничка существенно замедляются в сравнении с более ранними этапами. Не так активно наращивается и масса. Среднестатистические данные для малышей описываемого возраста – 76 сантиметров рост и 10 килограммов вес. Данные условны и могут незначительно отличаться в большую или меньшую сторону. Главное — ребенок должен расти по определенному графику, существенные отклонения являются поводом для беспокойства мам и пап, которые необходимо обсудить с участковым педиатром при следующем посещении.

Режим сна и бодрствования

Родители старшего поколения, вспомните, что умел ваш ребенок в 10 месяцев? Спать ночью с кратковременными пробуждениями для кормления по 11-12 часов. В случае если чадо благополучно переносит рост зубов, мамы наконец получат возможность высыпаться по ночам. Длительность дневного сна в общей сложности должна составлять 4 часа. Это период, когда организм грудничка перестраивается с трехразового отдыха на двухразовый. Первый сон – утренний — наступает спустя 1-1,5 часа после пробуждения с ночи, его длительность составляет 1 час. Обеденный сон, после активной прогулки в компании с мамой и плотного приема пищи, составляет до 3 часов. Описываемый режим должен сохраниться до полуторалетнего возраста – это залог крепкого здоровья, полноценного развития и высокой сопротивляемости инфекциям.

Нормы питания

Что умеет ребенок в 10 месяцев по развитию и питанию? Навыки практически неотличимы от взрослого. Минимальная норма грудного молока или адаптивной смеси составляет 200-230 мл до 3 раз в сутки. Остальное питание малыш получает в виде овощных и фруктовых пюре, каш, мясных ненаваристых бульонов, отварного мяса, рыбы и т.д. Желудок малыша еще слишком нежен для острых приправ, кофе, какао, копченостей и жареного мяса. Грудничковый рацион не должен включать магазинные продукты, богатые консервантами и всевозможными химическими добавками.

Моторные навыки

Десять месяцев – важный этап в становлении моторных навыков. Любые отклонения являются свидетельством неправильного развития, дефицита витаминов и недоразвитости мускулатуры.

Что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев:

  1. Уверенно ползать в коленно-локтевой позиции, не уставая и не демонстрируя капризов.
  2. Сидеть, опираясь на руки или с небольшой помощью старших.
  3. Вставать из положения сидя самостоятельно или используя в качестве опоры посторонний предмет.
  4. Ходить, опираясь на предметы.
  5. Подниматься и опускаться на несколько ступенек по невысокой лестнице.
  6. Пользоваться столовыми предметами – чашкой, ложкой, поильником.
  7. Адекватно реагировать на предложение горшка. Процедура похода в туалет не должна сопровождаться физическим и эмоциональным дискомфортом.

Моторика рук

Что ребенок умеет в 10 месяцев? Его пальцы приобретают все большую гибкость. Орудуя большим и указательным пальцами, он перебирает мелкие предметы. Малыш с интересом хватает куски твердой пищи и кидает их под ноги. Крошечные вещицы и не только до сих пор проходят проверку «на зуб». Пусть в окружении малыша находятся предметы, которые съедобны и не настолько малы, чтобы подавиться. В помощь мамам простое правило, чтобы избежать асфиксии малыша – не позволяйте играться с тем, что не растворится в воде, целым виноградом, сырой морковью.

Еще больше мобильности

Что ребенок умеет в 10 месяцев? Хорошо ползать! Большинство малышей предпринимают попытки к передвижению на четвереньках и в более раннем возрасте, но скоординированными движения можно назвать только сейчас. Порой скорость ползания чада может превышать аналогичный показатель ходьбы взрослого человека. Отдельные «личности» даже овладевают навыками передвижения по лестнице.

Малыш уверенно сидит без опоры, ходит с мамой за руку или держась за опору. Отпустив на пару секунд край дивана, грудничок может продемонстрировать навыки равновесия. Первые шаги к еще большей самостоятельности и независимости станут настоящим испытанием для старших, которым придется провести в полусогнутом состоянии не один час. Навыки уверенного хождения большинство малышей обретает к 14-15 месяцам.

Принципы общения

Что ребенок умеет в 10 месяцев? Рационально реагировать на просьбы и указания старших, выполнять элементарные действия без предварительной демонстрации или помощи родителей. Малыш должен повторять жесты, увиденные один-два раза не более недели назад.

Играет чадо самостоятельно. Мама может оставить его в манеже или кроватке, а сама уйти на кухню или провести влажную уборку. Чадо продолжает активно знакомиться с окружающим миром, с неподдельным интересом изучает новые вещи.

Память развивается усиленными темпами, что позволяет маленькому человеку запоминать расположение важных для него объектов, мебели, мест, где хранятся игрушки, отличать свою одежду от чужой.

Что должен уметь в 10 месяцев ребенок? Развитие социальных навыков определяет стремление к общению со сверстниками и старшими товарищами. Увиденные жесты откладываются в памяти и могут быть воспроизведены по назначению.

Речь становится внятной. Кроха издает первые обдуманные слова. Долгожданные «мама» и «папа» будут смазанными и не всегда понятными. Родители должны всячески поощрять старания малыша, больше общаться с ним, читать, все это в комплексе позволит ускорить развитие речевых навыков.

Время, проводимое напротив телевизора, должно сводиться к просмотру мультфильмов и детских развивающих передач. Кинофильмы со сценами насилия или нецензурной лексикой негативно скажутся на психике малыша, а отучить от услышанных слов будет крайне проблематично.

Проявление эмоций и восприятие окружающего мира

Что умеет делать ребенок в 10 месяцев? Пожалуй, одним из впечатляющих достижений является проявление адекватных эмоций в соответствии с создавшейся ситуацией. Каприз и проявление недовольства в ответ на отобранную игрушку, страх при внезапном шуме, улыбка при виде близких – свидетельство правильной оценки малышом окружающей обстановки.

Чем ближе к году, тем сильнее карапуз стремится вести себя как взрослый. Овладев в совершенстве движениями рук и пальцев, грудничок повторяет увиденные жесты.

Малыш придет в неподдельный восторг, если он станет участником занимательного просмотра телевизора или телефонного разговора.

Читать еще:  Сценарий летнего развлечения для детей младшего дошкольного возраста. Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей младшего дошкольного возраста

За сломанные игрушки десятимесячное чадо ругать не стоит. Они не ломают, а изучают предметы, пытаясь понять, как они работают. Что умеет ребенок-мальчик в 10 месяцев? Пытливые в столь нежном возрасте, они начинают проявлять интерес к законам физики. Озорники безошибочно определят, за что потянуть, чтобы тарелка упала на пол, какой длины взять палку, чтобы достать далекий предмет.

Если малыш развивается в замедленном темпе

Наблюдая за другими детьми на игровой площадке, мамы могут сравнить навыки и умения ребят. Если, отвечая на вопрос о том, что умеет ребенок в 10 месяцев, вы не можете назвать и половины из перечисленного списка, возможно, имеет место проблема заторможенного развития. Не стоит преждевременно поддаваться панике. Достаточно показать ребенка авторитетному педиатру, который, в свою очередь, проведет ряд тестов, нацеленных на проверку физического и психического здоровья малыша.

Если врач поставил неутешительный диагноз, как можно быстрее обратитесь в детский центр повышенной социализации. Незначительные проблемы эффективно решаются на протяжении 3-4 месяцев. В более запущенных ситуациях профессиональная помощь может потребоваться на период от полугода до года.

Вопрос о недоношенных детях

Что должен уметь в 10 месяцев ребенок, родившийся раньше срока или с минимальным весом? Зачастую недоношенным малышам необходимо больше времени на освоение окружающего мира и получение перечисленных навыков. Родители в состоянии удалить черту между рожденными здоровыми и слабыми детьми, следует ежедневно проводить дополнительные занятия с чадом, активнее знакомить с окружающим миром.

Важный момент, который упускают многие родители – с детьми нужно разговаривать. Это не должен быть поток бессмысленных фраз. Вариант, который будет удобен всем – просто комментируйте свои действия. Например, собираясь на улицу, перечисляйте предметы одежды, надеваемые на малыша, описывайте их цвет. Во время прогулки рассказывайте о предметах, окружающих вас, их форме, назначении. Ваши труды не пройдут бесследно, неожиданно для всех окружающих чадо начнет делиться собственными наблюдениями и удивлять знаниями.

Мальчики и девочки – разные темпы развития?

В 10 месяцев жизни становится заметна разница детей разного пола как в физическом, так и в психологическом плане. Мальчики преуспевают в весе, обгоняют сверстниц по росту и проявляют больше двигательной активности. Что умеет ребенок-девочка в 10 месяцев? Малышки радуют мам и пап своей эмоциональностью. Улыбаются они чаще, смеются, с интересом повторяют движения и звуки, чтобы привлечь внимание старших, просят поиграть с ними.

Груднички сильного пола проявляют самостоятельность, в приоритете у них исследовательская деятельность. Разговоры и эмоции взрослых их мало интересуют. Тогда как девочки ориентируются именно на них, пытаясь заслужить похвалу старших демонстрацией новых достижений. Мелкая моторика у юных представительниц прекрасного пола развивается быстрее. Они раньше осваивают навыки ходьбы и говорения.

Игры на развитие координации, движений и ритма

Крутимся на животе. Ребенок лежит на полу, на животе. Сбоку от него следует положить яркую игрушку. Чтобы дотянуться до нее, крохе придется повернуться. Опираясь на вытянутые руки, чадо научится вращаться вокруг своей оси. Чтобы усложнить игру, можно потрясти погремушкой возле ножек, малыш будет слышать звук, но чтобы увидеть его источник, придется приложить еще больше усилий.

Извлекаем звук. Родитель дает грудничку в обе руки по твердой игрушке. Он начинает стучать ими. Необходимо проговорить вслух: «Ты стучишь и слышишь громкий звук». Теперь игрушку в одной руке следует заменить платочком. Прокомментировать действие: «Теперь звука нет!» Проговаривание действий малыша формирует его пассивный словарный запас.

Развиваем пальчики. Перед ребенком установить крупную емкость – ведро, кастрюлю. Предложить 4-5 небольших неопасных предметов (мячики, мягкие кубики и т.д.). Показать, что маленькие предметы можно забрасывать в большую емкость. Если малыш освоил правила игры, родитель меняет место расположения емкости.

Развивающие игры в десятимесячном возрасте должны включать упражнения на работу с предметами. Игрушечный «арсенал» чада стоит пополнить крупными пирамидами, кубиками разных форм, цветов и размеров, мягкими обучающими книжками и шнуровками.

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.
Читать еще:  Сказка любимой доченьке на ночь. Короткие поучительные сказки для детей, читаем на ночь. Медитативная морская сказка

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Развитие ребенка в 10 месяцев: навыки, умения, режим дня

Ребенок в 10 месяцев отличается самостоятельностью и ловкостью в своих движениях. Он понимает родителей, пытается повторять за ними. Для него характерна целеустремленность, кроха продолжает осваивать новые навыки. Родители должны следить за правильным развитием 10-месячного ребенка. Любые отклонения в параметрах тела, двигательной активности или психическом состоянии – повод посетить педиатра.

Фото с сайта pixabay.com

Физическое развитие

Малыш растет и развивается, увеличивается его вес и рост. Благодаря внешним изменениям кроха осваивает новые умения. Десятимесячные дети по-разному прибавляют в весе. Спокойным малышам удается набрать 400-500 г, а вот подвижным – не более 300 г. В норме средний вес ребенка в 10 месяцев – 8,5-10 кг. Масса тела грудничка зависит от наследственности и питания.

Чтобы младенец в 10 месяцев нормально прибавлял в весе, необходимо следить за его питанием. Кроха должен получать грудное молоко или смесь, а также прикорм.

Прибавка в росте, как и в весе у ребенка в 10 месяцев замедляется, она составляет 1-1,5 см. Высокорослые дети могут по-прежнему вырастать на 2-2,5 см. Средний рост 71-74 см.

Таблица с нормами роста, веса, окружностей

Окружности, рост и вес ребенка в 10 месяцев в таблице.

В таблице указаны нижние и верхние границы.

Психическое и эмоциональное развитие

Благодаря высокой познавательной активности ребенка в 10 месяцев, усовершенствуются его навыки. Грудничок хорошо ориентируется в быту, он сопоставляет звуки и ситуации, например, если звонит дверной звонок, то кто-то пришел, а если источник звучания находится в зале, то включен телевизор. Дети в этом возрасте умеют распознавать речь. Если после звонка в дверь мама скажет, что пришел папа, то они взглядом будут искать его.

Несмотря на то что малыш в 10 месяцев распознает некоторые запреты, всерьез он их не воспринимает.

Психическая взаимосвязь с мамой довольно сильная. Увлеченный занятием малыш может играть самостоятельно до 40-50 мин. Однако чаще он находится в той комнате, где и мама.

Дети в 10 месяцев с удовольствием контактируют с другими малышами и взрослыми. Их потребность в общении увеличивается с каждым днем. Но в этом возрасте проявляется жадность и чувство собственничества. Детям тяжело расставаться с любимыми игрушками, поэтому они не делятся ими, играя со сверстниками.

Грудничок развивается интеллектуально. Дети в 10 месяцев должны проявлять смекалку. Чтобы достать игрушку со стола, малыш может воспользоваться палкой или другим предметом, чтобы ее скинуть на пол.

Для психического развития малыша в 10 месяцев характерно становление личностных качеств. Все чаще можно замечать, как кроха проявляет упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей. Так он вырабатывает собственную модель поведения, происходит становление личности ребенка. Малыш испытывает родителей на прочность, ему интересно увидеть, что будет, если делать все по-своему.

Читать еще:  Как развить логическое мышление у ребенка. Формы мышления у детей и особенности их развития

Что умеет делать ребенок в 10 месяцев:

  • понимает многое из разговора взрослых, пытается повторять простые слова;
  • подражает действиям родителей, например, прикладывает к уху телефон;
  • жестами показывает пока, привет, может послать воздушный поцелуй;
  • воспринимает шутки;
  • распознает настроение, может пожалеть;
  • понимает запреты и похвалу;
  • выполняет несколько действий одновременно, например, девочка в 10 месяцев садит куклу в коляску и катает ее.

У ребенка в 10 месяцев развита память, поэтому он знает, где лежат его игрушки. Может принести книжку, в которой есть любимая сказка.

Как развивать

Для развития ребенка в 10 месяцев нужно пояснять все ситуации, рассказывать о происходящем вокруг. Гуляя на улице, необходимо говорить, что светит желтое солнышко, плывут синие тучи, растет красный цветок, зеленая травка. Таким образом можно научить ребенка распознавать цвета.

Необходимо развивать детскую память, но слишком обременять новой информацией не стоит. Нужно учить части тела, изучать предметы быта. Для развития моторики подойдет рисование карандашами, лепка, перебирание крупы, фасоли, макарон.

На десятом месяце жизни ребенка важно развитие речи. Необходимо постоянно общаться с малышом, читать ему сказки на ночь. В разговоре стоит использовать только простые предложения, иначе ребенку будет трудно воспринимать сказанное.

Обязательно следует развивать музыкальный слух ребенка. Для этого желательно приобрести музыкальные игрушки.

Двигательная активность

Малышу в 10 месяцев интересно исследовать все вокруг, поэтому большую часть свободного времени он находится в движении. Благодаря высокой подвижности улучшается координация, происходит освоение новых навыков.

Младенец уверенно сидит, ползает и пытается начать ходить. Это норма для физического развития ребенка 10 месяцев.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев:

  • сидеть без поддержки;
  • вставать на ножки из положения сидя;
  • подпрыгивать в кроватке, держась за перила;
  • ползать на четвереньках;
  • ходить вдоль дивана, держась за него, или шагать за руку взрослого;
  • захватывать пальчиками мелкие предметы (однако пинцетный захват усовершенствуется только к 11 месяцам);
  • залезть или слезть с дивана;
  • собирать и разбирать пирамидку;
  • строить башенку из кубиков.

Любимое занятие ребенка в 10 месяцев – открывать и закрывать шкафы, проверять их содержимое. Мальчики с удовольствием катают машинки, а девочки – коляски. Дети неравнодушны к мячикам.

Как развивать

Фото с сайта kolobok.ua

Для полноценного развития крохи в 10 месяцев не нужно ограничивать его движения. Пускай он свободно передвигается по всей квартире. Обязательны физические упражнения на приседание и ходьбу, можно поиграть в догонялки. Полезны занятия на фитболе.

Медицинские вопросы

Необходим плановый осмотр у педиатра. Если ребенок развивается нормально, то консультация других специалистов не требуется. Вакцинация в 10 месяцев не проводится. К этому возрасту ребенку должны быть сделаны по 3 прививки от АКДС, гепатита и полиомиелита.

Образ жизни

Десятимесячный малыш хоть и учится самостоятельности, однако его существование полностью зависит от мамы. Родителям стоит корректировать питание и распорядок дня, учитывая возрастные потребности.

Распорядок дня практически не меняется. Ребенок спит 2 раза в день, засыпает ближе к обеду и вечером. Максимальная продолжительность бодрствования составляет 3-4 ч. Ест десятимесячный ребенок 5 раз в день. После приема пищи не всегда засыпает.

К 10 месяцам у ребенка должно быть минимум 4 зуба, поэтому кроха усовершенствует жевательный рефлекс. Он может грызть печенье, пережевывать картофель в супе. Первые блюда лучше не перебивать в блендере, а разминать твердые ингредиенты вилкой.

Стоит приучать ребенка самостоятельно есть ложкой или хотя бы правильно держать ее.

Малышей, находящихся на грудном вскармливании, нужно кормить молоком 2 раза – утром и перед сном. Если мама решила отлучать от груди, то вечернее кормление стоит заменить молоком или кефиром.

Дети-искусственники должны получать молочную смесь утром и вечером согласно возрасту и массы тела.

Меню остается прежним. Детям в 10 месяцев нужно давать соки, фруктовые, мясные и овощные пюре, рыбу на пару, каши, кисломолочные продукты. Есть сосиски или котлеты им пока еще рано.

Обеденный сон более продолжительные, нежели вечерний, составляет 2-2,5 ч. Вечером кроха отдыхает около 1 ч. Ночью спит до 9-11 ч.

Утром 10-месячного ребенка нужно умывать, подмывать теплой водичкой, менять памперс, желательны воздушные ванны. В течение дня необходимо следить за чистотой рук, так как дети тянут их в рот. Вечером нужно делать массаж и купать кроху.

Водные процедуры нужны не только для гигиены, но и для укрепления мышц, развития грудничка. Чтобы ребенку было интересно купаться, стоит дать ему резиновые игрушки, стаканчики, мячики.

Летом с 10-месячным ребенком нужно гулять 2 раза в день по 2-2,5 ч., зимой достаточно одной прогулки длительностью 1-1,5 ч.

Массаж и гимнастика

Массировать конечности лучше после купания, а вот делать зарядку с утра. Для физического развития ребенка в 10 месяцев полезны такие упражнения:

  • ползанье или ходьба на четвереньках;
  • приседание и вставание на ножки;
  • ходьба с поддержкой за руку;
  • сгибание и разгибание конечностей, лежа на спине.

Занятие для 10-месячного ребенка должно длиться не более 20 мин.

Разовьют умения ребенка такие игры:

  • «Рыбалка». Тренирует выдержку, целеустремленность, координацию движений.
  • Игра с сыпучими материалами. Подходит для укрепления мышц рук и усовершенствования синхронизации движений. Необходимо пересыпать из одной емкости в другую песок, крупы. Купаясь в ванной, можно переливать воду.
  • Катание мяча. Игра развивает координацию. Достаточно просто катать мяч по полу друг к другу.

Для развития способностей ребенка стоит использовать пазлы-вкладыши, сортеры. Подойдет даже кошелек с кармашками на кнопочках или змейках, разные по размеру коробочки или стаканчики, которые можно вкладывать друг в друга.

Не стоит забывать о таких развивающих играх, как «Ладушки», «Ку-ку», «Сорока-ворона». Девочке в 10 месяцев интересно играть с посудой, готовить еду, как это делает мама. Мальчики любят катать машинки.

В игровой форме стоит приучать ребенка к порядку. Детям в 10 месяцев интересно не только разбрасывать, но и собирать игрушки в коробку, важно воспользоваться этим.

Возможные проблемы

Патологиями развития в 10 месяцев являются такие отклонения:

  • ребенок не сидит, не стоит на ногах, не умеет пользоваться одновременно обеими руками, захватывать и удерживать мелкие предметы – возможны неврологические нарушения или проблемы с опорно-двигательным аппаратом, нужна консультация невролога и ортопеда;
  • младенец не понимает слов родителей, не выполняет простейшие просьбы, не выражает эмоций – психические отклонения, нужно обратиться к психологу;
  • не произносит слоги и звуки – это может быть задержка развития, связанная с неврологией, стоит посетить логопеда и невролога.

Обращаться к специалистам нужно сразу, как только стали заметны отклонения.

Ребенок в 10 месяцев впитывает информацию как губка. Свое поведение он копирует с родителей, поэтому маме и папе важно правильно себя вести, чтобы младенец учился только хорошему.

Автор: Оксана Белокур, врач,
специально для Mama66.ru

Полезное видео про развитие ребенка в 10 месяцев

Список источников:

  • Анашкина О. Полноценное детское питание. Полный справочник, 2017. – 762 с.
  • Александрова О. Первые 12 месяцев в роли мамы. О самом важном, 2017. – 352 с.

Источники:

http://www.syl.ru/article/332070/chto-rebenok-umeet-v-mesyatsev-razvitie-malyisha
http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463
http://mama66.ru/kalendar-razvitiya/10-mesyacev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector