Чувство вины у детей. Как воспитывать ребенка, не вызывая у него чувства вины

Как воспитывать ребенка, не вызывая у него чувства вины

Можем ли мы сделать так, чтобы наши дети не испытывали чувства вины? А нужно ли это? Ответ: «Да… и нет». Да, потому что ощущение своей вины не способствует развитию. Оно сильно и надолго портит мнение ребенка о самом себе и делает его несчастным. Нет, потому что осознание ошибки необходимо для психологического становления ребенка и для того, чтобы он мог жить в обществе. Как сделать так, чтобы он осознавал свою неправоту, но не испытывал вины? Клод Альмос дает несколько простых советов.

Высказывайте обоснованные замечания

«Необходимо, чтобы родитель был уверен в правомерности своей просьбы. Если вы не уверены, что правы, сами сомневаетесь в том, что говорите, у ребенка нет причин вас слушаться. Обоснованное замечание – то, которое следует не из простого желания взрослого, а вытекает из общего правила: нельзя драться, нельзя воровать, нужно предупреждать, если вернешься поздно… Эти правила необходимы – для того чтобы ребенок ощутил свое единство с окружающими людьми. Они позволяют ему перерасти животное состояние, стать более цивилизованным и спокойно жить в обществе. Задача родителей – привить эти правила, а детей – их усвоить. Правомерна та просьба, которую высказал бы в этой ситуации любой взрослый. Так что либо ребенок подчиняется правилу и все хорошо, либо нет – и тогда он будет наказан. Точно так же водителю, проехавшему на красный свет, должен быть выписан штраф. Он платит за то, что сделал. В таком контексте нет места чувству вины. Очень важно объяснить ребенку, что правила существуют не только для него, но и для всех остальных, взрослых и детей, по всему миру, потому что без правил жизнь в обществе была бы невозможна».

Избегайте эмоционального шантажа

«Чувство вины возникает тогда, когда взрослый объясняет свою просьбу не общими правилами, а, например, своими эмоциями. Когда он говорит: «Сделай это…

– чтобы сделать приятное мне», – он подразумевает: «Если ты этого не сделаешь, я буду несчастен».

– ты ведь добрый мальчик /добрая девочка!», – он имеет в виду: «Если ты этого не сделаешь, ты будешь злым/злой».

– потому что это хорошо/плохо» – эти нравственные понятия, если их никак не объяснили, неоднозначны и могут вести к непониманию: «Мама говорит, что воровать плохо, а бабушка говорит, что просить подружку снять трусы плохо. Это одинаково плохо или нет?» Все эти аргументы без объяснения могут стать основой для невротического чувства вины: у ребенка появляется смутное убеждение, что он сам плохой… И наконец, когда вы в чем-то упрекаете ребенка, очень важно разделить поступок и человека. Ругают ребенка, который украл, потому что воровать – это плохо, но нельзя говорить ребенку, что он вор. Наказывают проступок, а не человека».

Объясняйте свои просьбы

«Вы должны вразумительно и логично объяснить ребенку, почему следует вести себя тем или иным образом. Например, придерживать дверь перед пожилым человеком нужно не потому, что ему это будет приятно, не потому, что это мило или хорошо, а потому что, если дверь ударит его по лицу, ему будет больно. Или потому, что у него не хватит сил держать одновременно дверь и свою палочку, и он может упасть… Даже самых строптивых детей простое объяснение смысла просьбы может успокоить. Нельзя быть виноватым в нарушении правила, которого человек не знал. Зато, как только он его узнал и нарушил еще раз, он уже виновен. И тогда его следует наказать».

Позвольте мыслить свободно

«Можно быть виноватым в своих поступках, но никогда – в своих желаниях или мыслях. Очень важно, чтобы ребенок ясно понял: у него могут возникать самые ужасные мысли. Этого не надо бояться или стесняться. Прийти в голову может все что угодно, тут мы не властны над собой. Это не «плохо», а, напротив, абсолютно естественно и случается с каждым. Но тем не менее от мыслей к действиям он переходить не может, потому что в человеческом обществе можно думать что угодно, можно говорить очень многое, но вот делать можно далеко не все»

Чувство вины в воспитании

Думаю, что любой человек хоть раз в жизни да испытывал чувство вины. А многие живут с ним годами. И, будем честными, не всегда эта жизнь приятна и безоблачна. И чем сильнее чувство вины, тем сложнее радоваться жизни и наслаждаться ею.

Читать еще:  Рождественские колядки для детей, короткие и веселые. Прикольные рождественские колядки для взрослых и детей (текст)

Сегодняшняя заметка не о том, как образовывается чувство вины и не о том, как от него избавиться, хотя об этом я тоже буду писать. Она о самом явлении «чувства вины», которое массово используют для воспитания и дальнейшего манипулирования. Но прежде чем мы перейдем к этой теме, необходимо понять, что же такое чувство вины и как оно возникает.

Возникновение чувства вины

Чувство вины – это комплексное переживание. То есть это не одно чувство, а несколько чувств, которые сцеплены друг с другом. Это, в первую очередь, страх, который густо замешан на агрессии, настоян на растерянности и выдержан в бочках из под чужих ожиданий. Чувство вины – один из сложных феноменов и не только по сложности его проживания, но и разнообразности формирования.

Процесс формирования чувства вины достаточно интимный и у всех происходит по-разному. Однако, в отечественных исследованиях И.С.Кона и Т.Г Стефаненко «вина, страх и стыд составляют единый ряд регуляторов социального поведения. Это психологические механизмы, используемые культурами для осуществления социального контроля над соблюдением определённых норм, установленных в обществе», как говорит нам Википедия. От этого и оттолкнёмся.

Чувство вины формируется как ответная реакция на «виноватение» в процессе воспитания. Как все хорошо понимают, процесс воспитания — не что иное, как целенаправленная дрессировка выработка социально приемлемых качеств и поведения. Сам процесс, как водится, сложен и запутан, но основной мотив прослеживается чётко: «хороший-плохой». Это тот напильник инструмент, которым дети шлифуются до нужной кондиции социально приемлемых качеств и поведения.

Важное отступление: Я не против воспитания. Я – за. Я за вежливых и воспитанных людей. Людей, которые знают чего они хотят и способных это высказывать и получать.

Проблема с «перевоспитанностью» в том, за соблюдением правил и норм поведения пропадает сам человек. Сначала для окружающих, а потом и для самого себя. И при этом у него развивается жесткое чувство вины – этакий «внутренний судья», который никогда не спит и жестко наказывает за любое отступление от правил. Например, за плохую мысль о ком-то…

Внешне всё начинается безобидно. Играет ребёнок, шумит, стучит и радуется (это нормальное детское поведение), а кто-нибудь из домашних с развитым собственным чувством вины, начинает его «виноватить». Мол кто-нибудь может спать. Или просто устал за день и твои шум и крики и стук по полу может помешать, что же ты, мол, не подумал… и всё это с наездом. Так как сам взрослый уже получил нагоняй от своего «внутреннего судьи» и на взводе (и в страхе) по этой причине. А агрессия – отличный вариант, чтобы избавиться от страха, скажу я вам. И ребёнок получает ясный сигнал о том, что когда он играет – он «плохой». Его не любят и на него кричат. Особенно когда это повторяется несколько раз.

И вот заметьте, если просто объяснить ребенку про социальные правила не орать песни после 23 часов и не включать в это время перфоратор, то у ребенка не будет формироваться чувства вины. Но для этого требуется усилие на осознание и работу со своим чувством вины.

Ребенок растет и всё больше становится моментов в его жизни, когда он может сделать неудобно другим. Но он уже дрессированный воспитанный, он знает, что так делать не надо. Иначе ты будешь плохим. А надо делать так, чтобы тебя одобряли другие – тогда ты хороший. Вот только беда – неизвестно чего хотят другие, и что им может помешать.

Но психика человеческая способна на подвиги. И такой ребенок перестает проявлять себя и начинает делать всё, чтобы угодить окружающим. Как вы понимаете, он быстро становится примером для сверстников. Он хороший. Хотя это не совсем то слово. Он – удобный. Им удобно пользоваться. Он не кричит, не бегает, всегда думает об окружающих, задвигает себя. Всем комфортно. Кроме самого ребенка.

И хорошо, если в процессе подростковой сепарации такие дети бунтуют. Это тяжело, это неприятно, это больно всем, но, тем не менее – хорошо. Гораздо хуже, если их настолько надломили, что и бунтовать не может. Тогда у нас появляется «человек в футляре». Внешне он социально желателен, а что с ним происходит внутри — никто не знает. И это хорошо. Там точно ничего хорошего не происходит.

Где может проявляться чувство вины

Самое быстрое и самое точное, что можно написать в этом разделе: «Везде». Но давайте подробнее посмотрим:

  • Вина за свои действия и бездействия (это когда что-то сделал или не сделал в какой-либо ситуации)
  • Вина за то, что не могу (не могу сказать, сделать, вставать рано, бегать по утрам)
  • Вина за недостигнутый результат (это сложнее. Это когда человек считает, что он должен был достичь какого-то результата и не смог его достичь. Причем причины «не-достижения» не имеют значения).
  • Вина за свои мысли (например, человек, кого-то обвиняет и винит себя за это параллельно)
  • Вина за свои чувства (например, когда злится на кого-то из близких)
  • Вина за отсутствие чувств (когда «должен что-то чувствовать», а этого чувства нет)
  • Вина за предполагаемые действия (Вы чувствуете как нарастает накал? Это когда человек хочет что-то сделать, и думает, что это действие может кому-то повредить, и на основании этого он испытывает чувство вины)
Читать еще:  С моим ребенком никто не дружит. Чужой среди своих: если с ребенком не дружат

Это далеко не полный пример вариаций направлений для развития чувства вины. Проявляться они могут в семье и на работе, с друзьями и с незнакомцами. Всё сильно зависит от того, что именно «вшито» в чувство вины у конкретного человека в процессе воспитания.

Что с этим делать

Начну с того, что с этим делать категорически нельзя. Нельзя заливать алкоголем и иными способами «отключиться от реальности», включая сериалы и компьютерные игры. Это не помогает. Точнее так: помогает на время использования и многократно возрастает сразу после завершения очередной дозы. В итоге можно просто выпасть из мира совсем.

Нельзя игнорировать, надеясь, что пройдет само. Не пройдет. Это «вшито» как модель поведения и вызывается рефлекторно в зависимости от ситуации. Конечно, можно попробовать избегать этих ситуаций (но тут нужно перечитать первый пункт).

С чувством вины нужно идти к психотерапевту. Именно потому, что это сложное состояние с переплетением различных эмоций. Причем, оно у каждого индивидуально по формированию и проявлению. Так что даже книги по психологии и видеокурсы тут не помогут. И ещё один важный момент. Каждый из нас в момент, когда с нами что-то происходит, находится внутри своего состояния и не может оценить его со стороны. Именно поэтому нужен специалист, который сможет увидеть что происходит, как это происходит и помочь от него избавиться.

Обычно я не пишу к заметкам завершение, но сегодня отдельный случай. По тексту заметки может сложиться впечатление, что я против воспитания. Это не так. Я категорически за воспитание и хорошие манеры. Просто процесс воспитания может происходить по-разному. Если он учитывает потребности и интересы ребёнка, то всё отлично. Если процесс нацелен на то, чтобы сделать «удобных людей», то я против такого процесса. Он порождает слишком много проблем для «удобных людей» и всех, кто их потом окружает. Хотя это и даёт много работы мне и моим коллегам.

Родительский невроз: как избавиться от чувства вины

Как можно с чистой совестью избавиться от родительского невроза и чувства вины перед ребенком.

Сегодня в обществе принято считать, что «хорошие» родители должны читать книги по воспитанию и всесторонне развивать ребенка, а еще постараться не травмировать его психику. Родители принимают эту модель, но если им не удается соответствовать образу «хорошего родителя», ответственность давит, гложет чувство вины — и вот он, невроз!

Как выглядит «невроз хорошего родителя»

Многие современные родители беспокоятся, хорошо ли они воспитывают своих детей. Они очень ответственны и часто переживают, не верят в себя, спрашивают советов друзей и психологов. Жизнь с ребенком превращается в прогулку по минному полю. Хотя, казалось бы, мы просто-напросто стараемся вырастить его здоровым и успешным.

Книги по детской психологии в наше время очень популярны, так что мамы и папы слишком много знают о том, как можно причинить вред собственному ребенку. Еще лет тридцать назад родители не подозревали, как легко нанести травму малышу или вырастить невротика, если “неправильно” себя вести. Сегодня они начинают чувствовать вину перед ребенком и накручивать себя буквально по любому поводу: малыш часто плачет, плохо адаптируется к садику, устает в школе, не любит читать.

Откуда взялся “невроз хорошего родителя”

Веками люди не задумывались, правильно ли они воспитывают детей. Они просто заботились о них, как это было принято в их социальном слое. Почему же сегодня появился этот родительский невроз?

С одной стороны, у нас стало больше свободного времени и сил, которые мы посвящаем любимым детям: ведь мы живем в благополучном мире, где не нужно выживать и спасаться от эпидемий или военных конфликтов. Немудрено, что мы больше думаем о том, как сделать детей счастливыми.

С другой стороны, появилась масса книг по психологии, которые рассказывают о невероятной важности детского опыта для всей дальнейшей жизни. Они предлагают ценные воспитательные методики, которые часто противоречат друг другу, — тут есть отчего прийти в замешательство.

А еще вместе с развитием общества и технологий меняется культура человеческих отношений. Новые поколения мам и пап не хотят перенимать модели воспитания, которые использовали их мамы или бабушки. Современным родителям приходится искать подходящие педагогические приемы самостоятельно — и это ощущается как большая ответственность.

В чем вред родительского чувства вины

Во-первых, родитель-перфекционист сам себя изводит постоянными сомнениями. Во-вторых, такой напряженный и встревоженный родитель негативно воздействует на своих близких. Его тревожность легко передается другим членам семьи, и дети не очень хорошо себя чувствуют рядом с недовольными и неуверенными родителями.

Невротичный родитель почти никогда не ведет себя с детьми естественно. Он постоянно оценивает ребенка, смотрит на него — и сверяется с некими нормами и эталонами. Мама или папа просто не успевает задуматься: а что же сейчас чувствует ребенок, что ему нужно? Между родителем и ребенком словно вырастает стеклянная стена, которая каждому из них мешает установить душевный контакт и ощутить обыкновенную радость общения, мешает расслабиться и почувствовать себя счастливыми людьми, а не заложниками ситуации.

Читать еще:  Сказка «Кот, петух и лиса». Учимся вдумчиво читать. Отзыв о сказке «Кот, петух и лиса

Как выйти из “невроза хорошего родителя”

С одной стороны, внимание к процессу воспитания — это хорошо. Но с другой стороны, если мы слишком много думаем об этом, невротизируются все: и дети, и взрослые. Важно найти «золотую середину» между беспечностью в воспитании — и крайним стремлением к совершенству.

Чтобы избавиться от чувства вины перед ребенком, признайте относительную нормальность этой вины. Да, это неприятное явление, но сегодня оно очень распространено. Для сегодняшних родителей нормально чувствовать себя немного неуверенными, ведь они живут в стремительно меняющемся мире и вынуждены вырабатывать собственную стратегию воспитания. Признав естественность родительского невроза, мы сможем снизить его давление.

Перестаньте на 100% доверять психологическим доводам. Психологи сами напоминают: психология все еще не является наукой. Только в отдельных сферах она довольно точно описывает законы развития — это работа мозга, механизмы памяти и внимания. Но в ситуации с воспитанием детей психология совершенно ненаучна! Лучше признать: ваш ребенок — это ваши гены и ваши семейные модели, так что в этой сфере стоит довериться собственному разуму и интуиции.

Перестаньте думать, что вы полностью контролируете развитие ребенка. Это не так. Мы не знаем, к каким последствиям приведет то или иное событие. Есть дети, которым уделяли мало внимания, — но они выросли сильными личностями. Есть дети, которые с рождения имели все самое лучшее, — и во взрослом возрасте у них часто бывают серьезные проблемы. Воспитание человека — это таинственный, похожий на танец или приключение процесс. Здесь нужно доверять себе и быть внимательным к ребенку.

Уважайте зарождающуюся личность ребенка. Каждый ребенок появляется с особой нервной организацией, потом на нее накладывается уникальный опыт развития. Ребенок понемногу формирует свою личность каждый день и каждый час. Именно его собственные решения формируют его характер — даже если эти решения приняты бессознательно. Поэтому психологи и говорят: личность формируется только “изнутри”. Повлиять на это можно только опосредованно — создавать интересную ”питательную среду”, подавать хороший пример, “заражать” своим интересом и поддерживать.

Не старайтесь избавить ребенка от повседневных сложностей. Любой рост и развитие связаны с преодолением трудностей. Даже сосание груди — стресс для младенца, ведь раньше он не делал ничего, чтобы насытиться. И в каждом здоровом ребенке достаточно сил для преодоления повседневного стресса, такое преодоление делает его сильнее. Но любой организм готов избегать стресс, если есть доступные способы. Когда родители стараются ограждать ребенка от “лишних” трудностей, ребенок легко соглашается на это — и лишается ценного опыта преодоления, самостоятельного принятия решений. Ребенку нужны обыкновенные трудности, так что поддерживайте детей и не беспокойтесь, что им приходится нелегко.

Замечайте хорошее, хвалите ребенка и себя. Часто родители сосредоточены на проблемах — и не видят успехов ребенка. А стоило бы сместить фокус! Например, ребенок плохо привыкает к детскому саду и каждое утро встречает капризами и нытьем. Зато он с удовольствием сочиняет истории, отлично подбирает цвета в рисунках и поделках и терпеливо лепит из пластилина огромные здания. Замечайте, какие занятия и темы увлекают малыша, и поддерживайте его: интересуйтесь, помогайте, хвалите. И себя не забывайте погладить по головке за то, что ваш сын или дочка чем-то увлекается и в чем-то развивается — значит, вы создали для этого условия. Так вы поможете ребенку найти настоящее ресурсную нишу, которая будет давать уверенность и развивать способности. А сложности бывают у всех детей — и все дети с ними мало-помалу справляются.

Найдите по-настоящему интересные занятия для себя. Часто родительская тревожность усиливается по той простой причине, что мама или папа не реализует собственные желания, амбиции и интересы. Мы так сильно переключаемся на ребенка, что теряем влечение к другим занятиям и целям. У этого процесса есть неприятные последствия: вы пытаетесь добывать радостные переживания, в основном, “из ребенка”, он становится вашим главным “стимулятором”. Чтобы не попасть в эту ловушку, уделите внимание себе и вспомните, что вас по-настоящему зажигало, пока не появился малыш. Найдите те занятия и вещи, которые наполняют вас интересом к жизни, заставляют чувствовать осмысленность и счастье. Рисуйте, шейте, учитесь новому, читайте, знакомьтесь с людьми, планируйте и реализуйте большие и маленькие проекты. В жизни много тонизирующих источников счастья, кроме детей, важно подключиться к ним и разрабатывать эту “золотую жилу”.

Родительский невроз часто проходит с опытом, если мама и папа не зацикливаются на переживаниях за ребенка. Разрешите себе расслабиться, доверьтесь своему природному чутью — тогда вы будете внимательными и открытыми для детей, но без тревоги. А в семью придет больше радости, спокойствия и простого удовольствия от жизни с ребенком.

Источники:

http://www.psychologies.ru/roditeli/children/kak-vospityivat-rebenka-ne-vyizyivaya-u-nego-chuvstva-vinyi/
http://www.b17.ru/article/67466/
http://www.u-mama.ru/read/obaby/education/9539.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector