Делать ребенок не хочет жить. Ребенок не хочет жить. В психотерапии дети рассматриваются как идентифицированные пациенты

Содержание

Сыну 9 лет, вчера он сказал, что не хочет жить.

Вопрос психотерапевту:

Здравствуйте! У меня очень сложная ситуация: моему сыну 9 лет, вчера он сказал, что не хочет жить. В школе почти перестал есть. Очень часто плачет. Учится (3-й класс) не хочет — много двоек и колов. Учительнице дерзит, на уроке делает вид, что его не надо учить. Обманывает на «ровном» месте. Иногда страдает клептоманией (последний раз его застукали с красивым блокнотиком одноклассницы). Друзей нет. Гулять ходит крайне редко. Учительница опускает руки. А сама я ощущаю в себе какие-то садистские чувства (понимаю, что это от бессилия что-либо придумать) наряду с безумной жалостью по отношению к сыну.
Предыстория: Около 5-ти лет назад развелась (муж ушел к другой). Чтобы встать на ноги и смочь прокормить семью (+моя мама) устроилась на работу, которая со временем стала отнимать очень много времени. Ребенка устроила в дет.садик — забирала в 8-9 часов вечера. Зачастую уезжала в командировки. Развод переживала очень тяжело (несмотря на то, что к моменту развода мужа уже не любила и побаивалась его — бил меня) — похудела за месяц на 15 кг. Ребенка не воспринимала. Периодически ощущая чувство вины, пыталась сблизиться с ним. Пыталась смотреть на нас со стороны — видела очень ласкового мальчика, похожего по характеру на девочку, с желанием угождать во всем деспотичной матери. Ужасалась тому, что видела и опять отстранялась. Многие мне говорили, что я для него непререкаемый авторитет — никого больше не слышит и не слушается, чрезмерно давлю, причем делаю это параллельно с моей мамой (по её словам — она не любит детей, абсолютно нетерпеливый человек, внука взяла на руки в 8 месяцев). Когда я в командировке — сидеть с сыном приходилось ей. Читала литературу, но применять советы духу (терпения?) не хватало. Разговаривала с сыном часто, после понимая, что он маленький , а говорила как со взрослым. Наказывала, плакала после этого, пила корвалол и опять просила, чтобы он старался слушаться учительницу, делал уроки на продленке — в итоге приезжала с работы и до 1″-ти ночи делали вместе уроки, ничего не менялось.. В первом классе учительница говорила, что мы поменялись с ней местами: он мог виснуть на руках у неё, обижаться на неё и не разговаривать, а сейчас он её игнорирует. Раньше она строго ко мне относилась, пытаясь дать понять мне, что делаю много ошибок в воспитании, сейчас пытается помочь мне, заставляя его делать уроки на продленке, говорит, что это единственный «такой» ребенок в классе и был бы на его месте её ребенок, не знала бы сама как быть, поражается своей терпеливости. Учительницу я уважаю и считаю её компетентным педагогом, но круг замкнулся и у неё единственное предложение на текущий момент — заняться формированием новой семьи, мужем, а на учебу махнуть рукой. Нанимала репетитора — репетитор отказался от денег через три месяца упорных занятий.
Этим летом я вышла замуж — сын в день свадьбы попросил разрешения у мужа называть его папой. Как ребенок был счастлив! Спустя какое-то время он понял, что с него стал спрашивать еще один человек и перестал слушать его тоже, но по-прежнему ожидая его прихода с работы.
Чаще стал плакать и говорить, что он несчастлив и жизнь ему не нравится. Настоящий отец уже полтора года не объявляется. А я по-прежнему поддерживаю замечательные отношения со своей бывшей свекровью (я, мой сын, мой муж очень любим её). С нынешней свекровью также замечательные отношения. Сын понимает, что только в силу того, что он все (!) выходные, каникулы, праздники пытается сделать уроки, вся любовь близких и родных и их внимание ему не достается — просто некогда.
И ничего не делает, чтобы освободить себе время. Я старалась помогать ему — сидела рядом, вместе решали, учили все выходные напролет. Учительница говорит, что он смышленый мальчик, если захочет — сделает, но я сидела с ним и понимала, что у него отсутствует начальная база знаний — как будто он вовсе не присутствовал на уроках..
Последовать совету учительницы — заняться новой семьей- у меня не получается. Прихожу домой, а там — колы, двойки, замечания в дневнике, не сделанные уроки, обман на обмане, бабушка жалуется, что над ней издеваются (она плохо слышит, а сын этим пользуется)… И все сначала — кричу, подчеркнуто игнорирую, наказываю… Муж пытается занять свою нишу в нашей семье, засучив рукава и с новым дыханием. Делает уроки с сыном, старается объяснить ему, что такое мужской характер в его понимании. Но сейчас потихоньку начал понимать, что его знания ограничены и опыт воспитания детей отсутствует полностью, результат своих действий не видит. Радуется только тому, что смог хоть как-то разгрузить меня.
А вчера был случай — из-под шкафа в комнате вытащили кучу сгнивших огрызков, баночек из-под йогурта с червяками, фантиков (все уложилось в два больших пакета!) Спросила: почему до мусорки не донес?
Ответил: темноты боюсь.. На 100% уверена, что соврал, только понять не могу почему и зачем… От всего волосы дыбом встают.. Боюсь второго ребенка (сын просит, муж хочет) не смогу родить — боюсь.. либо не отважусь, либо не доношу в таком состоянии…. А как же хочется еще детей иметь! Крестников (8-ми и 7-ми лет) своих обожаю, и они меня очень любят, ждут, скучают по мне. Иногда кажется, что я их больше люблю, чем сына родного.
Помогите выбраться из этого тупика. »

Читать еще:  Ребенок плачет при кормлении из бутылочки. Почему плачет ребенок

Ответ психотерапевта theSolution:

В вашей ситуации важно разобраться с двумя моментами — эмоциональным состоянием ребенка и причиной вашего отношения к нему.

Если ребенок все время плачет, отказывается от еды и говорит, что ему не хочется жить, может оказаться так, что у него депрессия.

В таких случаях желательно показать малыша детскому психиатру. Хорошие врачи работают в шестой детской психиатрической больнице на 5-м Донском проезде. Врач-психиатр должен посмотреть ребенка лично, чтобы исключить состояния, нуждающиеся в лекарственной коррекции. Именно врачу-психиатру вам желательно сообщить, что у ребенка есть трудности с учебой и общением. А врач-психиатр сможет точно сказать вам причину проблем. Если врач-психиатр скажет, что по его части у ребенка ничего нет, тогда можно будет консультировать малыша у врача-психотерапевта.

Врача-психотерапевт проанализирует семейные предпосылки возникновения проблем ребенка.

Давайте предположим, что у ребенка не окажется депрессии или какого-либо другого расстройства, объясняющего лживость, трудности с обучением, страхи, воровство. То есть все симптомы мы будем рассматривать как коммуникативный посыл другим членам семьи с невысказанной просьбой обратить внимание, поддержать, принять.

В психотерапии дети рассматриваются как идентифицированные пациенты.

Это означает, что ребенок является носителем обще — семейных системных проблем, источником которых являются взрослые. Если у ребенка возникают проблемы — причину нужно искать в родителях, бабушках-дедушках и учителях. Выявить факторы, мешающие нормальному развитию личности ребенка и назначить курсы психотерапии всем взрослым, находящимся в семье — и есть задача врача-психотерапевта.

Для нормального развития ребенку необходимо чувствовать принятие со стороны значимых взрослых.

Когда этого чувства принятия нет, ребенок начинает искать надежные способы получения негативного внимания. Это означает, что он подсознательно будет делать все так, чтобы гарантированно услышать крики, ругань, получить негативные эмоции от значимых лиц. Это будет поддерживать его концепцию о себе как о плохом и виноватом мальчике, недостойном любви, которого все отвергают. Это одна из негативных детско-родительских программ, усвоенных ребенком. Она основывается на схема треугольника Карпмана.

Для того, чтобы ребенок изменил свою форму поведения — отношение к нему должны изменить взрослые.

Во-первых, перестать кричать. Крик, ругань, молчаливое игнорирование — это совершенно недопустимые формы общения с ребенком. Они закрепляют негативные формы поведения малыша, по причине высокой эмоциональной насыщенности. Проще говоря, когда вы занимаете позицию агрессора по отношению к ребенку, вы обучаете его быть жертвой . Подсознательный сценарий жертвы, который накладывается как часть неблагополучного наследия семьи, чреват серьезными негативными последствиями во всех сферах жизни в будущем. Чтобы их избежать, нужно как можно быстрее негативные формы контакта с ребенком заменить на позитивные формы (одобрение, похвалу, восхищение, объятия). Возможно, вам будет очень не просто это сделать, по причине ваших внутренних проблем — вы пишете, что ребенка изначально не воспримали.

Иногда непринятие ребенка может быть вызвано трансфером, то есть переносом негативных эмоций по отношению к отцу ребенка, предавшего вас, на вашего малыша.

Чувство гнева и боли, которое вы могли испытывать в период развода, могло остаться непереработанным — потому что вы могли просто уйти в работу и вытеснить свои чувства в подсознание. Если ребенок чем-то внешне напоминает бывшего мужа, по механизму ассоциации у вас могут всплывать из подсознания негативные чувства по отношению к отцу ребенка. И вы можете их выказывать в общении с ребенком, привязывая подавленные чувства из прошлой ситуации к ситуации здесь и сейчас (например, к ситуации учебы). При этом вы можете не осознавать подлинной причины возникновения сильных «садистических» чувств, так ваше подсознание может ограждать вас от многократного переживания боли.

Читать еще:  Что формируется у ребенка на 16 неделе. Что происходит в женском организме

Если бы вы прошли психотерапию в период развода или в течение года после развода, у вас бы не было таких реакций по отношению к собственному ребенку. Но поскольку вы в той ситуации были вынуждены просто выживать, то вы могли подавить в себе эмоции и вытеснить эмоциональную боль либо в подсознание либо в мышечные зажимы тела . Тем не менее, разобраться с подавленными эмоциями, осознать их, отреагировать в безопасном варианте, простить бывшего мужа — вы могли бы и сейчас.

Залечивание травмы прошлого помогло бы вам относиться к собственному ребенку без негатива.

Когда вы начнете относиться к ребенку лучше, его эмоциональное состояние улучшится. Психотерапевт также расскажет вам как исправить повреждения Я-концепции и самооценки ребенка, которые были вызваны плохим отношением к нему.

Делать ребенок не хочет жить. Ребенок не хочет жить. В психотерапии дети рассматриваются как идентифицированные пациенты

Вам, наверное, известна печальная статистика суицидов среди подростков. К сожалению, такая ситуация не редкость в нашем мире, и если у вас есть ребенок, вы невольно начинаете опасаться и за его будущее. Ведь очень часто родители погибших детей совершенно не подозревали о наличии каких-то проблем у их ребенка, в то время как бедный подросток мучился от непонимания окружающих и всего-навсего хотел поговорить с кем-то, делясь своими мыслями.

Однако не всегда подросток отмалчивается и держит в себе свои мысли, очень часто он наоборот начинает выплескивать всю свою агрессию на домашних, напрямую говоря о том, что не хочет жить. И неизвестно еще, какой вариант развития событий лучше. Конечно, сейчас вы, так скажем, знаете врага в лицо и можете придумать немало способов, чтобы побороться с ним. Причины, побуждающие подростка говорить направо и налево о том, что он собирается умереть, обычно одни и те же.

1) В первую очередь, это нехватка внимания. Подросток вовсе не желает умирать и никогда не собирался поканчивать жизнь самоубийством. Ему всего лишь хочется с кем-то обсудить свои проблемы, рассказать все, что накипело. Но возможно, в его окружении нет людей, с которыми можно было бы поделиться мыслями. Или же они есть, но понимают его совсем иначе, нежели ему хотелось бы.

Очень часто в подростковом возрасте детям начинает казаться, что они особенные, не такие, как все остальные, и весь окружающий мир враждебен, чужд и настроен против них. Поэтому желание покончить с собой обозначает обиду на весь белый свет. Подросток думает, что его не принимают здесь, на земле, поэтому желает уйти отсюда. Но внутренний страх и неуверенность в правоте своих суждений не позволяет ему сделать это страшное деяние. Высказанные вслух фразы о том, что он хочет смерти — это некий крик души, призыв о помощи. Подросток хочет, чтобы его, во что бы то ни стало, убедили в обратном, утешили, успокоили.

2) Иногда разговоры о самоубийстве — это последнее предупреждение. К сожалению, нередки случаи, когда после подобных речей подросток действительно совершал этот поступок. А родители же не вопринимали его слова всерьез, поэтому не обращали на это внимание.

Поэтому, главное, запомните: если ваш ребенок вдруг заговорил о том, что хочет умереть, ни в коем случае не игнорируйте это. Попытайтесь разобраться, в чем дело, узнайте причины, побудившие его сказать такое. Он безумно желает сейчас с кем-то поговорить, и вы не должны ему в этом отказывать.

У тех, кто все-таки решился на самоубийство, были на то свои причины. И очень часто они настолько мелочны и несущественны, что взрослые просто поверить не могут, что из-за такого вообще можно сводить счеты с жизнью.

1) Проблемы с учебой. Часто напуганный строгими родителями ребенок бывает просто не в состоянии пережить какие-то неуспехи в школе. Также полученная плохая отметка может обсуждаться классным руководителем на уроке, что очень сильно унижает достоинство ученика. Учителя любят стыдить детей перед всем классом, считая, что такой метод очень продуктивен. Однако иногда он может оказать противоположное действие.

2) Неразделенная любовь. Подростки склонны к максимализму, поэтому любую, даже самую мелкую неудачу они вопринимают как масштабную трагедию. Неразделенная любовь, которая не так редко случается в этом возрасте, становится настоящим ударом, которые не все в состоянии пережить спокойно.

3) Отсутствие смысла жизни. В подростковом возрасте происходит переосмысление всего, с чем ранее сталкивался подросток или же продолжает сталкиваться. Иногда вспоминая всю свою предыдущую жизнь (хотя взрослые могут посмеяться над таким утверждением, ведь им кажется, что настоящая жизнь у ребенка еще даже и не начиналась), подростку кажется, что в ней отсутствует какой-либо смысл. Именно поэтому, копаясь в себе, он может так и не найти той соломинки, за которую можно было бы зацепиться. Решив, что так будет всегда и жить ему не стоит, он решается на такой шаг.

Читать еще:  Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

4) Проблемы в семье. Быть может, вы и не замечаете, как нервная обстановка дома отражается на вашем ребенке. Постоянные ссоры, крики, которые он слышит изо дня в день, могут довести его до отчаяния. Бывает и такое, что подросток, жалея одного из родителей, чащевсего, мать, не может больше наблюдать подобную картину и решает уйти из жизни.

Иногда неблагополучие в семье отражается на нем самом. Например, родители не уважают ребенка, а иногда могут даже позволить себе заняться рукоприкладством. Единственным выходом из этой ситуации ребенку кажется самоубийство.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Если ребенок не хочет жить. Что делать? Как помочь?

Если ребенок не хочет жить. Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь — психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
  6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
  7. 7.Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
  8. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

Источники:

http://thesolution.ru/syinu-9-let-vchera-on-skazal-chto-ne-hochet-zhit/
http://meduniver.com/Medical/Psixology/kak_izbavit_podrostka_ot_suizidalnix_mislei.html
http://velikie-nemki.schools.by/pages/esli-rebenok-ne-hochet-zhit-chto-delat-kak-pomoch

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector