Демонстрационный материал для родителей старшей группы. Зачем использовать демонстрационные материалы для занятий в детском саду

Консультация для воспитателей «Подбор демонстрационного и раздаточного материала к занятиям»

Екатерина Этигарова
Консультация для воспитателей «Подбор демонстрационного и раздаточного материала к занятиям»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Подбор демонстрационного и раздаточного материала к заняти

Применение наглядных методов на занятиях в дошкольном учреждении очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.

Наглядность — это компонент обучения ребенка дошкольного возраста, который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному.

Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников

Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

Сделать обучение наглядным — это не только создать зрительные образы, но и включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.

Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.

Демонстрационный материал должен быть таким размером, чтобы каждый ребенок смог четко разглядеть его формы, цвет, изображение. В методическом пособии по ФЭМП указаны размеры демонстрационного материала. В последующем демонстрационный материал для занятий готовится в соответствии с размерами уже имеющегося материала. (Пр. квадрат- размер сторон 14 см, круг-диаметр 14 см)

Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. Размер раздаточного материала меньше демонстрационного, но не должен быть меньше, чем его половина. (Пр. квадрат- размер сторон 8 см, круг-диаметр 8 см).

Если вы используете долску и выводите изображение на экран,оно должно соответствовать тому, что вы раздаете детям (размер больше, цвет, форма).

Таким образом, наглядные методы — наблюдение, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, учебный экран — способствуют формированию у детей младшего возраста четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности. Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности. Все это является важным в развитии личности ребенка.

Подбор музыкального материала для уроков в классе духовых инструментов Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор музыкального материала. Каждое последующее музыкальное произведение.

Читать еще:  Новогодние открытки для детей начальной школы. Создание объемной новогодней открытки. #30 Елочка-гармошка: делаем открытку с детьми

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Консультация для воспитателей С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Кроме того, становится все больше детей с неврологической симптоматикой.

Консультация для воспитателей «Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству. » «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться.

Консультация для воспитателей «Книга — воспитатель». Проблема детского чтения занимает родителей, воспитателей. К сожалению, в наши дни детская литература сталкивается.

Консультация для воспитателей «Игры по УМК для закрепления с детьми пройденного материала» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Игры по УМК для закрепления с детьми пройденного материала Основная задача учебно-методических комплектов.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Мастер класс «Необычная жизнь обычных предметов» с использованием бросового материала для воспитателей и родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — Детский сад №69 «Золотой ключик». Мастер класс «Необычная жизнь обычных.

Подбор развивающих упражнений для детей 3–4 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» Подбор развивающих упражнений.

Подбор стихов о зиме для детей 1 младшей группы Где мой пальчик? Маша варежку надела Ой, куда я пальчик дела? Нет пальчика, пропал, В свой домишко не попал. Маша варежку сняла. Посмотрите-ка.

Зачем использовать демонстрационные материалы для занятий в детском саду?

Как известно, большинству детей присуще образное мышление. Именно поэтому воспитательный и учебный процесс в юном возрасте происходит более успешно, если учитель использует в работе различные демонстрационные материалы. Что же это такое, и почему так важно применять разнообразные формы наглядности?

Что такое наглядное пособие для дошкольников

Демонстрационные материалы — это особые изображения предметов и явлений, специально созданные для облегчения восприятия. Они способствуют формированию у детей верных представлений и понятий, благоприятствуют выработке прочных осознанных навыков и умений. Демонстрационные материалы активно используются преподавателями на различных этапах воспитательно-учебного процесса. С их помощью дети лучше изучают новый материал, а также закрепляют и повторяют пройденное.

Демонстрационный материал для занятий в детском саду может представлять собой:

  • учебные картины;
  • небольшие раздаточные карточки;
  • диафильмы;
  • слайды;
  • игрушки;
  • природный материал: листья, шишки, желуди и так далее;
  • другие виды.

Особенную ценность имеют пособия большого размера, выполненные в ярких жизнерадостных тонах. Такие материалы пробуждают живой интерес и лучше запоминаются.

Значение наглядного материала для малышей

Недаром говорят, что лучше однажды увидеть, чем сотню раз услышать. Использование демонстрационного материала помогает преподавателю моментально изобразить вещи и предметы, которые сложно выразить словами, доступными для понимания маленьким ребенком. Применение наглядного пособия при изучении материала не только экономит время учителя, но и порождает живой интерес у ребенка, привносит разнообразие в скучный учебный процесс. Поскольку зрительная память более долгосрочна, нежели слуховая, картинка в голове ребенка будет оставаться гораздо дольше, чем словесное описание.

Виды демонстрационных пособий

В качестве демонстрационного материала для изучения одного и того же предмета могут быть использованы различные виды пособий.

Таблицы. Тут имеются в виду буквенные или числовые записи, размещенные в определенной последовательности. Чаще всего информация группируется посредством колонок или представляет собой серию рисунков. При этом возможно использование сопроводительного текста, но это необязательно. Обычно таблицы размещаются на больших листах бумаги, которые можно прикрепить на плотную ткань, пластик или картон. В зависимости от вида информации таблицы могут быть:

  • справочными;
  • тренировочными;
  • инструктивными;
  • познавательными.
Читать еще:  Роль матери в воспитании и развитии детей. Роль и обязанности матери в воспитании и развитии ребенка. Воспитательная роль матери в жизни сына или дочери

Изобразительные материалы. Сюда можно отнести плакаты, картины, аппликации, наборы карточек, изображающие различные объекты или природные явления. Сюда же можно причислить демонстрационные материалы в виде моделей приборов для измерения и инструментов:

  • муляжи разнообразных предметов и товаров;
  • весы;
  • циферблат;
  • модели различных мер (литр, метр и другие);
  • муляжи геометрических фигур.

Предметы окружающего мира, природные материалы. Такими материалами могут выступать фрукты, овощи, палочки, шишки, карандаши, книги, игрушки, цветы, листья и многое другое. Чаще всего именно этот вид дидактического пособия применяется при изучении математики и основ счета. Некоторые предметы используются также для демонстрации основ геометрии. Например, бублик — это круг, мячик — шар, а тумбочка — это куб.

Применяем правильно

Знание видов демонстрационного материала способствует их правильному подбору и использованию, что очень важно для повышения эффективности обучения. Конечно, современная полиграфическая промышленность позволяет без особого труда приобрести все необходимые учебные материалы. Но гораздо лучше и эффективнее работают дидактические материалы изготовленные руками самих детей. Поэтому нужно активно привлекать малышей к этой творческой работе. Это способствует выработке определенных навыков, развитию воображения и мелкой моторики, овладению дополнительными знаниями и умениями. Дальнейшая работа с демонстрационным материалом, изготовленным собственными руками, побуждает ребенка с уважением относиться к чужому труду.

Но, как известно, все хорошо в меру. Очень важно соблюдать правило достаточного и необходимого использования материала. Если применять демонстрационный материал там, где это совершенно неуместно, можно не только не научить детей мыслить правильно, но и вовсе увести их в сторону от поставленной задачи. Ярким примером отрицательного воздействия может стать такой: ребенок учится выбирать правильное арифметическое действие при решении задания. Если для достижения поставленной цели будет использована иллюстрация, на которой к двум зайчикам, сидящим на полянке, прибегает еще один, ребенок найдет правильный ответ простым пересчетом. При этом он совершенно не станет задумываться над тем, какое же именно действие нужно применить. Задача не будет достигнута. Более того, в данном случае применение демонстрационного материала, наоборот, затормозит формирование навыка определения верного действия над предложенными числами.

Изготовление демонстрационного материала для детского сада

При обучении дошкольников в детских садах важную роль играет наглядность. У детей в этом возрасте развито наглядно-образное мышление, им легче воспринимать информацию через действия с предметами, ощущая и познавая объекты. Поэтому воспитатель на занятиях использует много демонстрационного материала, схем, картин, иллюстраций к сказкам, учебных пособий. Широко применяются инновационные компьютерные технологии. Детям на столах раскладывают раздаточный материал, который малыши могут брать в руки, обследовать, потрогать, пощупать. Это помогает познавать свойства предметов, выполнять заданные воспитателем задачи.

Изготовление пособий

В наше время для детских садов издается много интересных и ярких материалов. Все это закупается садами и воспитателями. Но каждый педагог привносит в свою работу свое видение, фантазию, творческий подход. Поэтому большинство пособий для занятий воспитатель создает своими руками.

Чтобы демонстрационный материал для детского сада был красивым и практичным, используются следующие материалы: яркая цветная бумага, напечатанные на цветном принтере картинки по теме, самоклеющиеся цветные обои, плотный картон, краски, цветные мелки, тканевый материал и др. Для того чтобы пособия служили дольше, готовую картинку ламинируют.

Ознакомление с природой

Воспитатель, планируя занятие, заранее продумывает, какой демонстрационный материал понадобится для усвоения данной темы, ищет в интернете необходимые изображения и отпечатывает нужный элемент. Например, при изучении весенних цветов на занятии можно показать слайды по телевизору или компьютеру с фотографиями, распечатать или нарисовать строение растения: корень, стебель, листья, цветок, плод.

Читать еще:  Конспект занятия на тему: «Моя семья. Открытое занятие «Моя семья» для детей средней группы

Интерес у детей вызовет проведение игры «Собери растение». К примеру, картинка тюльпана разрезается на несколько частей, и ребенок собирает растение в правильном порядке, по ходу повторяя его составные части.

Изучаем математику в детском саду

В обучении дошкольников основам математики в детском саду даются знания по следующим разделам: геометрические фигуры, количественный и порядковый счет, ориентировка в пространстве и во времени, величина предметов, деление целого на части, решение и составление задач, изучение цифр. Рассмотрим демонстрационный материал по математике, какой можно использовать при изучении этих разделов.

Учим геометрические фигуры

Для изучения геометрических фигур необходим набор плоских и объемных фигур, согласно возрастной группе дошкольников. На каждом занятии воспитатель проводит 1-2 дидактические игры на закрепление материала. Для игры «Из каких фигур сделана картинка?» педагог делает аппликацию из фигур разного цвета, создавая предметное изображение.

Например, кот состоит из овального туловища, круглой головы, ушей-треугольников, медальона-ромба. Для игры «Подбери по цвету» готовят наборы изученных фигур разных цветов. Перед началом игры воспитатель перемешивает на столе все предметы, и дети собирают ряд желтых, зеленых, синий, розовых и др. фигур по цветам. Закрепляются при этом названия фигур и знание основных цветов и оттенков.

Пособия по изучению величины

При изучении величины предметы сравнивают по размеру (большой — маленький), по высоте (высокий — низкий), по ширине (широкий — узкий), по длине (длинный — короткий), по толщине (толстый — тонкий) и т. д. По данной тематике изготавливается просто огромное количество демонстрационного материала.

Возьмем, к примеру, изучение ширины. Можно сделать картинку с полянкой, по которой протекает узкая и широкая речка. На реке 2 моста, тоже разной ширины. Другой пример: сидят на заборе 2 кошки, у одной широкий бант, у другой — узкий. К забору ведут 2 дорожки разной ширины.

Дидактические игры по теме тоже разнообразны. Игра «Зоопарк» представляет собой картинки с изображением зверей и такого же размера клеток. Задание для ребят заключается в том, чтобы правильно распределить животных по их клеткам, сравнивая по величине. Подобные игры: «Подбери коробку для обуви», «Найди аквариум для рыбок», «Три медведя» и др.

Демонстрационный материал по русскому языку

В младших группах для изучения грамматически правильной речи используются предметные и сюжетные картинки. Дети внимательно рассматривают изображение и составляют описательные рассказы. Также при пересказе сказок обязательно показываются иллюстрации, которые помогают ребенку вспомнить события и персонажей.

Часто используются атрибуты для показа настольного и кукольного театров. В старших группах демонстрационный материал предназначается уже для изучения грамоты. Подбираются картинки на каждую букву, изготавливаются игры, помогающие в освоении навыков чтения.

Игры «Цепочка слов» и «Найди картинку на данный звук» развивают у детей фонематический слух, умение выделять в слове определенный звук. Дидактические игры «Букеты слов» и «Собери урожай» призваны научить детей делить слова на слоги. Демонстрационный материал «Угадай пропущенную букву» и «Найди первую букву» помогает детям выучить буквы, развивает внимательность и звуковую культуру речи.

Наглядные пособия и демонстрационный материал для детского сада имеют решающее значение, без них ребенку очень трудно усвоить поданную воспитателем информацию. Наглядность считается основным методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-podbor-demonstracionogo-i-razdatochnogo-materiala-k-zanjatijam.html
http://fb.ru/article/265736/zachem-ispolzovat-demonstratsionnyie-materialyi-dlya-zanyatiy-v-detskom-sadu
http://www.syl.ru/article/319730/izgotovlenie-demonstratsionnogo-materiala-dlya-detskogo-sada

Ссылка на основную публикацию