Дерево держится корнями а человек делами автор. Сценарий развлечения: «Дерево держится корнями, а человек друзьями» для детей старшего дошкольного возраста. Выдерживает ли фразеологизм проверку современностью

Дерево держится корнями а человек делами автор. Сценарий развлечения: «Дерево держится корнями, а человек друзьями» для детей старшего дошкольного возраста

Эссе студента Нижегородского государственного университет им. Н.И. Лобачевского Н.В.Зотова

Есть такая пословица: «дерево держится корнями, а человек семьей». И ведь верно – наши семьи, их история, традиции, жизненный опыт – все это наши корни, которыми мы цепляемся за жизнь, и которые не дают нам быть сметенными и унесенными в небытие жестокими бурями проблем и невзгод. Как дерево получает полезные соки из земли через свои корни, так и мы получаем неоценимый опыт через историю жизни наших предков, которые, прожив жизнь, впитали из нее ту мудрость, которая теперь питает нас, их потомков. Что станет даже с самым мощным и могучим деревом, если оно лишится своих корней? Оно быстро высохнет, зачахнет, если раньше его не свалит какой-нибудь даже самый жалкий ветерок. То же самое случиться и с человеком, если он вдруг забудет о своей семье, о своих предках и об их жизни.

Я всегда помню о своих корнях, о своих дедушке и бабушке, и очень сожалею, что они покинули нас очень рано, и я, будучи в сознательном возрасте, мало о чем успел с ними поговорить и больше узнать об их жизни.

Мой дед – Зотов Николай Федорович с детства мечтал стать учителем математики, в его время это была почетная и уважаемая профессия. Но война помешала осуществиться его мечте. Дед был призван в армию в 1943 году; когда он принимал военную присягу, ему еще не исполнилось восемнадцати лет. Он служил в 861 зенитно-артиллерийском полку, который защищал подступы к Минску. Закончил войну в звании ефрейтора – командиром радио-технического отделения зенитной установки. На фронте дед был дважды ранен осколками – в голову, руку, плечо и ногу.

Вообще дед очень мало рассказывал мне о войне, почти – ничего. Видимо, для него это были очень тяжелые воспоминания, и ему хотелось забыть все и начать жизнь с чистого листа. Я помню, дед рассказывал мне, что на войне они – молодые ребята, мечтали, как бы согреться, поесть и выспаться – порой им приходилось спать на голых бревнах и не есть по несколько дней. Но он не считал военный труд — добросовестный, самоотверженный, бескорыстный и честный — подвигом. За этот труд он был награжден Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» и многими другими медалями и орденами. Особенно гордился дед орденом «Отечественной войны», который получил за храбрость, стойкость и мужество в ознаменование 40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне. Все медали и ордена мы с мамой бережно храним – для потомков. Помню, когда мы собирались на парад ветеранов каждую весну, он надевал свой пиджак с орденами и медалями. Это производило огромное впечатление на меня – его внука, да и на всех окружающих.

Дед очень любил рассказывать о том, как его за верную службу наградили недельным отпуском, с какими приключениями он, еще совсем мальчишка, добирался домой – к маме. Он любил военные песни, слушал их и даже сам пел их мне, когда укладывал спать — как колыбельные. Помню, он часто водил меня на прогулку – в парк, к зенитной пушке, рассказывал, как он стрелял по фашистским самолетам. Дед с детства много читал, до старости интересовался историей и политикой государства. Любимым его героем был маршал Жуков.

Дед часто вспоминал, как все радовались известию об окончании войны. Он был участником торжественного парада Победы в Минске, а вечером девятого мая 1945 года его зенитная установка стреляла уже в мирное небо – был салют Победы. Всем им, прошедшим войну солдатам, хотелось скорее вернуться домой – к мирной спокойной жизни. Но служба его еще не закончилась — для обеспечения военной безопасности страны их полк не был расформирован до 1950 года, дед служил в армии еще 5 лет.

В послевоенное время дед также честно и самоотверженно трудился. Чтобы помочь семье – устроился на Горьковский автомобильный завод – распредмастером. Одновременно с работой ему приходилось учиться в Горьковском политехническом институте им. Жданова на технолога машиностроения. Ему приходилось очень тяжело – болела раненная голова, но он успешно учился и работал, и успевал еще ходить в кино и читать художественную литературу. Однажды он показал мне внушительный список прочитанных им книг, просмотренных фильмов и сборник выписанных из любимых произведений цитат. Все это мы бережно храним в семейном архиве.

Дед проработал на заводе 37 лет — работал инженером по бризу, старшим инженером-технологом и начальником технологического отдела Завода Мостов Грузовых автомобилей. Дед очень гордился званием лучшего технолога и рационализатора объединения. За одно из своих многочисленных (более 100) рацпредложений он получил авторское свидетельство за изобретение.

Читать еще:  Конкурсы для воспитателей доу и их воспитанников. Конкурсы для детей и педагогов

Многие директора, их заместители, главные инженеры и технологи, начальники технических бюро ЗМГА – Киселев А. А., Крюков А. А., Цветков Ю.А. Травин В. С. , Яшина Л.К., Артемьева Л. К., Саврасов. А.В., Калачева Н. И. начинали работать в его бюро. Они с благодарностью и уважением вспоминают о нем как о своем наставнике и учителе. Мама вспоминает, что к нам домой часто приходили студенты Автомеханического техникума, дед руководил их производственной практикой на заводе, помогал составлять чертежи и отчеты.

Для меня дед был самым главным учителем в жизни. С самого раннего детства я старался подражать ему во всем – рано вставать, делать зарядку, когда он что-то писал, я садился рядом, брал листочек бумаги и начинал выводить на нем непонятные каракули. Позже я научился от деда добросовестно выполнять свои обязанности, не обманывать, делать все в срок, всегда выполнять свои обещания и не бросать слов на ветер. Дедушка умел делать буквально все – будучи уже в преклонном возрасте он, чтобы помочь семье, ходил за покупками, носил тяжелые сумки, мыл и подметал полы, стирал белье, готовил, чинил все сломанные вещи. Перед самой его смертью мы вместе с ним (мне было тогда 10 лет) починили кастрюлю, у которой отломилось ручка. Конечно же, это была не самая важная вещь, и ее можно было просто выбросить, но дедушка старался до самого конца быть полезным нам, своей семье, помочь хоть этим. И это было очень важно для меня, я понял, что настоящий мужчина должен уметь делать все сам, и теперь, как и дед в свое время, стараюсь выполнять всю мужскую работу по дому, не прибегая к помощи мастеров.

История жизни моей бабушки – Лидии Дмитриевны Зотовой (в девичестве Хиженковой) не менее интересна. Она росла в многодетной семье – у нее было пятеро братьев и одна сестра. Их семья была очень дружной, старшие дети помогали младшим в учебе, а родителям – по хозяйству. Кроме того, старшие братья с четырнадцати лет работали вместе с отцом на заводе. По воспоминаниям бабушки, все пятеро братьев были мастерами на все руки – в свободное время они выпиливали сестрам игрушечную мебель для кукол, причем некоторые вещи были точными миниатюрными копиями настоящих. Об их семье даже писали в газете, (о том, что ее мать признали матерью-героиней) но, к сожалению, время не пощадило тонкий газетный лист, который она бережно хранила до самой смерти.

В начале войны бабушка окончила Горьковское Фармацевтическое училище. Во время учебы она вместе с сокурсницами ездила рыть окопы в область, для защиты города Горького на случай наступления фашистских захватчиков. С 1941 по 1943 город Горький подвергался массированным авиаударам. Молодежь дежурила на крышах домов, с риском для жизни забрасывали песком зажигательные бомбы. Во время одной из таких бомбардировок — 22 июня 1943 года был смертельно ранен в подъезде своего дома глава семейства – бабушкин отец Дмитрий Степанович Хиженков. Осколок попал ему в живот, и врачи не смогли его спасти – он умер на операционном столе.

Самый старший из бабушкиных братьев Александр с самого начала войны служил артиллеристом. Будучи тяжело раненым в 1941 году находился на излечении в Горьком, не долечившись, добровольцем опять ушел на фронт и погиб в 1943 году под Курском. Другой брат – Василий – служил летчиком на тяжелом бомбардировщике, не вернулся с задания — пропал без вести. После войны бабушка пыталась узнать хоть что-то о том, где и как он погиб, но все ее розыски оказались безуспешными. Средний брат – Константин, дослужился до звания подполковника НКВД, боролся со шпионажем в Москве. Четвертый сын – Иван, тоже был участником войны, и остался жив. Пятый сын — Вячеслав всю свою жизнь связал с автозаводом, работал мастером в литейном цехе, на самом трудном производстве. Старшая сестра Антонина строила военный аэродром в городе Горьком.

Четверо сыновей были на фронте, дочери работали далеко от дома в тылу, муж погиб – и бабушкина мать Прасковья Васильевна Хиженкова осталась в Горьком с младшим сыном Вячеславом, который, чтоб поддержать мать и прокормится, в 15 лет устроился работать на хлебозавод.

В 1943 году, когда бабушке еще не исполнилось 19 лет, ее откомандировали на Дальний Восток, в город-порт Ванино, и назначили заведующей аптекой. Бабушка вспоминала – кругом были ужасы войны, гибли люди, жили впроголодь, но все равно как-то находили силы жить, бороться, трудиться, помогать друг другу, даже не смотря на смерть родных и близких. Верили, что скоро настанет победа, что все эти ужасы окончатся, мечтали о мирной спокойной жизни.

Победу бабушка встретила на Дальнем Востоке в звании лейтенанта запаса медицинской службы. В Горький она вернулась только в 1949 году, и всю свою жизнь работала в аптеке.

Конечно же, все эти сведения очень разрозненные и неполные – бабушка, как и дед, почти никогда не рассказывала нам о войне. Видимо, они оба не хотели пугать нас всеми теми ужасами, которые пережили. Несмотря на это, мы стараемся как можно больше узнать об их жизни, бережно храним фотографии, документы и письма с фронта. До самой смерти бабушка с дедушкой были нашими советчиками и помощниками, нашей поддержкой и опорой, сейчас их нет с нами, но мы помним о них, об их мужестве, честности и стойкости. В трудную минуту я всегда вспоминаю деда и бабушку, и думаю, что мои проблемы не идут ни в какое сравнение с теми, что пришлось пережить им – ему на фронте, а ей в тылу. В будущем я собираюсь систематизировать все документы, и написать историю нашей семьи, для того, чтобы передать ее своим детям, чтобы и они не забывали о своих корнях.

Читать еще:  Масленица дорогая беседа-развлечение для детей старшей и подготовительной группы детского сада. Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица

Постная кухня терских казаков. Будучи непритязательными в еде и соблюдавшие все посты, казаки все же любили вкусно поесть и угостить гостей. Краевед А.П. Грибанов писал: «По заведенному порядку каждый взрослый житель станицы и хуторов на какой-либо неделе великого поста «говел». В течение этой недели он должен был питаться впроголодь, ходить утром и вечером в церковь, в конце недели исповедоваться духовнику (священнику) в содеянных грехах и в заключение принять причастие. Школьники говели по сокращенной программе. В первые недели поста говела молодежь. В середине поста — казаки и казачки среднего возраста. В последние недели поста, когда богослужение длилось по всей ночи, говели до измора старики и старухи». В это время готовилась постная пища. Черемша Черемша занимает очень важное место как в традиционной, так и в современной кухне терских казаков. Сезона черемши казаки ждут весь год, чтобы наесться досыта, накормить друзей и подзаработать. Сезон сбора обычно длится с середины января до середины марта. В это время все казачьи хаты были наполнены густым терпким ароматом черемши. Когда вода с черемшой закипит — бросаем черемшу и варим ее 2-3 минуты. Не забываем шумовкой утапливать верхний слой, чтобы и он варился. Почему именно 2-3 минуты? Потому, что если ее не доварить, то останется привкус и горечь чеснока, а если переварить, то черемша превратиться в вату. Заправляем черемшу подсолнечным маслом и томатом. Подсолнечное масло используйте только не рафинированное, как сейчас говорят — с запахом, а вот с томатами можно по экспериментировать. Можно использовать густую томатную пасту, или томатный сок, который используется для консервирования помидоров в собственном соку. Теперь тщательно перемешиваем черемшу. Перемешивать удобнее двумя вилками. Но я рекомендую немного утолить жажду, а остальное накрыть и убрать в холодильник на 2 – 3 часа. За это время черемша напитается маслом и томатом, а заодно, даст сок. И вот спустя это время Вы узнаете настоящий вкус черемши.. Суп фасолевый постный Фасоль я замочила на ночь. Утром слила воду, промыла, залила водой и поставила варить. После того как фасоль закипела, убавила огонь до минимума и варила до готовности под крышкой, чтобы фасоль при сильном кипячении не полопалась. Параллельно с фасолью в другой кастрюле поставила варить бульон для супа. Вода для супа закипела. положила картофель порезанный кубиками. Приготовила зажарку, на растительном масле поджарила лук и морковь натёртую на тёрке. когда картофель сварился добавила зажарку, готовую фасоль промыла под проточной водой и добавила в суп. дала покипеть. Стручок горького перца порезала, чеснок мелко покрошила добавила в суп+ зелень петрушки и укропа. Суп готов. Автор ТАТЬЯНА ЛЯШОВА Продолжение статьи по ссылке.

Беседа на тему « Дерево сильно корнями, а человек друзьями».

Цель : дать учащимся понятие дружбы, научить отличать дружбу, товарищество и приятельские отношения. Научить ценить дружбу, помочь учащимся выяснить качество, помогающие дружеским отношениям, воспитание этих качеств. Развивать речь учащихся, слуховое восприятие, учить анализировать, сопоставлять, обобщать.

Оборудование : толковые словари, таблицы с высказываниями и пословицами.

— Назвать контрольные звуки.

— Настрой на правильное произношение контрольных звуков во время беседы.

3. Беседа: прослушайте песню и скажите, о чем она.

Да, она о дружбе и друзьях. Тема нашей беседы «Дерево сильно корнями, а человек друзьями».

« Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге» , писал Сенека, а Аристотель говорил: « Дружба самое необходимое для жизни». Так, что же такое дружба? Давайте прочитаем определение дружбы из толкового словаря: « Дружба – это взаимная привязанность двух и более людей, основанная на любви и уважении, общих интересах и симпатии». А в 17- ти томном словаре В. Даля даётся такое определение дружбе: « Дружба – это бескорыстная стойкая приязнь».

Люди всё время общаются друг с другом. Они не могут иначе. Каждый хорошо знает, как страшно одиночество. Хорошо, когда есть товарищи, друзья, приятели. Как вы думаете, одно это и тоже или это слова с разными лексическими значениями? Да, это слова синонимы, а значит они близки по значению, но не равны. Попробуйте выяснить эту разницу в значениях слов, так часто нами употребляемых: друг, товарищ, приятель… Прочитайте определения этих слов и подумайте, какое слово характеризует более тесные, близкие отношения? (дружба, друг)

У нас в классе вы все друзья или товарищи? Приятели?(учащиеся отвечают).

Послушайте рассказ « Экскурсия». О ком здесь говорится: о друзьях или товарищах? В этом случае ребята поступили больше чем товарищи, они поступили, как настоящие друзья. А у вас есть друзья? (ребята рассказывают о своих друзьях). Почему вы дружите именно с ними? А в классе у вас есть друг или подруга? Как, по вашему, что такое настоящая дружба? (ответы учащихся). Послушайте рассказ « Одинаковые» . Почему мама так сказала? Какими же качествами должен обладать настоящий друг? Если вам трудно, посмотрите на таблицу.

Читать еще:  Сценарий Пасхи «Веселится народ — праздник Пасхи у ворот» для детей средней и старшей группы. Сценарий развлечения пасха" для средней и старшей групп"

Дерево держится корнями, а человек семьей.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Дерево держится корнями, а человек семьей». Занятие было проведено в апреле 2014 года и являлось итоговым мероприятием в рамках долгосрочного (6 месяцев), конструктивного, творческого, интегрированного, исследовательского пректа с аналогичным названием. Участниками проекта были и дети, и воспитатели, и все сотрудники д/с, а так же родители.

Актуальность проектной идеи: Сегодня потенциальные возможности семьи ее жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации. Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьей. (ООН провозгласила 2014 год международным годом семьи)

Задачи проекта: Расширить представления детей о семье, о родственных отношениях, о социальных ролях в семье. Воспитание любви и уважения к своим близким. Способствовать эмоциональному общению детей и родителей. Формировать представление о том, что такое семья; что любовь выражается в заботе о своих родных, помощи им; что в семье у всех есть свои обязанности. Обогащать словарный запас словами, обозначающими родство (бабушка, дедушка, родители, муж, жена, сестра и т. д.) Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, вежливое отношение к родным.

Основные направления работы: Занятия, беседы, выставки рисунков, поделок, фотовыставки, чтение художественной литературы, современные праздники, анкетирование родителей, родительское собрание, с/р. игры, д/игры, драматизация сказок, индивидуальные беседы с детьми и др.

Взаимодействие с родителями: Консультации; анкетирование; беседы, папки-передвижки; совместные праздники; родительское собрание; совместные фотовыставки, выставки рисунков и поделок др.

Проек был представлен в рамках эстафеты положительного педагогического опыта «Интеграция образовательных областей в познавательно-речевом развитии дошкольников».

«Дерево держится корнями, а человек друзьями»: значение фразеологизма и толкование

У человека и общества исторически сложились противоречивые отношения, но пока одного без другого представить нельзя. Одним из критериев успешности мужчины или женщины сегодня является то, насколько они востребованы другими людьми. Поговорим о пословице «Дерево держится корнями, а человек – друзьями».

Люди в России довольно долго жили общинно. Крестьянам дали вольную только в 1861 году. Конечно, если почитать внимательно историю, то можно узнать: индивидуализм на Руси существовал, но был уделом немногих. Большинство, собственно, как и сейчас, мыслило коллективно. Н.А. Бердяев, сравнивая русскую душу и европейскую, говорит, что у нас душа в основе своей коллективистская, а у европейцев – индивидуалистическая. Из этого вытекает, что мы — люди очень душевные. Но это лишь потому, что на протяжении истории нам почти насильственно навязывали коллектив – пришлось в итоге приспосабливаться.

Да, читатель, наверное, начинает терять терпение и думает: «При чем здесь пословица “Дерево держится корнями, а человек – друзьями”?» Мы стараемся показать, что восхваление дружбы в устойчивых выражениях не вырастает на пустом месте. Всему виной долгое совместное сосуществование с себе подобными. У нас такие погодные и социальные условия, что один человек никак не мог обработать землю, чтобы прокормить свою семью, поэтому приходилось решать проблему сообща. Без взаимовыручки многие люди не выжили бы. Отсюда следует, что дружба – это великая сила.

Однако переходим к значению устойчивого словосочетания «Дерево держится корнями, а человек – друзьями». Оно, как уже можно было догадаться, настаивает на том, что главное для человека – это друзья. Именно последние вместе, разумеется, с семьей образуют социальную почву человека.

Синоним фразеологизма – «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Эта пословица, конечно, тоже о дружбе. Позднее, уже в наше время, она подверглась циничной вульгаризации. Если у тебя два или даже четыре друга, то у них вряд ли найдется сразу 25 рублей с каждого, а если твоя армия приятелей насчитывает 100 единиц, то ведь рубль – это не деньги. Но, конечно, на самом деле так никто не мыслит. Основная ценность дружбы в том, что человек безвозмездно, то есть даром, помогает в трудную минуту.

Смысл у синонима выражения «Дерево держится корнями, а человек – друзьями» такой: деньги в трудную минуту не спасут, а вот друзья помогут всегда. Видимо, так как русский народ все-таки не был излишне идеалистичен, то люди полагали: если у тебя есть 100 друзей, то хоть кто-нибудь, да отзовется.

Выдерживает ли фразеологизм проверку современностью?

Отличный вопрос. Даже читая классику, хочется знать, насколько она актуальна. С фразеологизмами та же история. Всех интересует вопрос: ржавеет ли народная мудрость? Можно ли сейчас сказать, что дерево держится корнями, а человек – друзьями? Настоящие друзья – это редкость. Если кто-то может похвастаться такими отношениями, то это хорошо. Обычно приятелей у нас сколько угодно, а вот друзей всего один или два. Если человек живет достаточно однообразную и благополучную жизнь, то у него может быть много друзей. Если существование сотрясают катаклизмы, то друзей мало. Но испытания не так страшны, как, например, разлука, перерыв в общении, расхождение в точках зрения или разница в развитии. Что же касается самоотверженной дружбы, когда один сделает все для другого, то она редко встречается. Это происходит совсем не потому, что люди стали хуже, просто наша скоростная жизнь, как правило, не оставляет времени на подвиги, но, конечно, все это только отговорки.

Итак, мы рассмотрели фразеологизм «Дерево держится корнями, а человек – друзьями». Смысл его, надеемся, теперь ясен читателю.

Источники:

http://scratchru.ru/osnaschenie-teplicy/the-tree-is-rooted-in-a-man-by-works-author-scenario-of-entertainment-the-tree-is-rooted-and-the-person-is-friends-for-children-of-senior-preschool-age.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/03/25/derevo-derzhitsya-kornyami-a-chelovek-semey
http://fb.ru/article/365273/derevo-derjitsya-kornyami-a-chelovek-druzyami-znachenie-frazeologizma-i-tolkovanie

Ссылка на основную публикацию