Детский алкоголизм — особенно опасная зависимость с тяжелыми последствиями. Какие последствия детского алкоголизма? Что должны знать родители ребенка об алкоголе

Детский алкоголизм

Похититель рассудка – так отзывались об алкоголе с древних времен.

Алкоголизм формируется постепенно на фоне достаточно продолжительного злоупотребления спиртными напитками, всегда сопровождается многообразными социальными последствиями, неблагоприятными как для самого больного, так и для общества.

Причины детского алкоголизма

Поводы приобщения детей к алкоголю разнообразны, но в основном первое знакомство с алкоголем у детей, как правило случайное, но в последнее время с ростом семей, где оба родителя пьют, стали катастрофически расти случаи когда именно родители начинают приучать ребенка к алкоголю.

В семьях умеренно пьющих, родители своим поведением показывают ребенку пример и, как правило, мальчики из любопытства впервые пробуют алкоголь.
В более взрослом возрасте ребенку уже не удобно отказать в компании сверстников или подростков, тут появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «для храбрости».

Но чаще именно родители своим примером показывают ребенку или даже могут налить маленькую рюмочку в честь дня рождения. Таким вот образом и снимается психологический барьер и ребенок приходит к выводу, что и с ребятами можно будет принять алкоголь.

Алкоголь и дети

У здорово ребенка нет влечения к алкоголю, наоборот все дети скажут, что алкоголь – это невкусная гадость, но видя, как родители с удовольствием пьют пиво или вино, делают вывод, что это на самом деле, что-то такое интересное. К употреблению алкоголя детей толкает любопытство.

Влияние алкоголя на организм детей

Алкоголь, попадая в организм детей, быстро разносится по всему телу и быстро концентрируется в головном мозге, нужно заметить, что концентрация алкоголя в головном мозге гораздо выше, чем в крови.
Даже не большие дозы алкоголя у детей вызывают бурную реакцию и тяжелейшие симптомы отравления. Если дети начинают регулярно употреблять алкоголь (3-4 раза в месяц) то очень быстро начинают страдать органы. Печень не может справиться с алкоголем и начинает перерождаться. Страдают все органы ребенка от влияния алкоголя — это нервная система, желудочно-кишечный тракт, почки, глаза, сердце, щитовидная железа, поджелудочная железа и т.д.

В результате у пристрастившихся детей к алкоголю может возникнуть сахарный диабет, а в подростковом возрасте и проблемы с половой функцией.
Влияние алкоголя на организм ребенка особенно опасно еще и тем, что организм ребенка высокочувствителен к токсическим веществам (алкоголю). Опьянение у детей развивается настолько быстро, что часто врачи не успевают спасти ребенка. Врачи констатируют, что случаи алкогольного отравления детей не так уж и редки.

Случай влияния алкоголя на организм ребенка:

Мальчик 9 лет был с взрослыми на рыбалке. Во время обеда ему дали 1/3 стакана водки, которую он выпил в два приема под одобрительные возгласы взрослых. После того, как уха была съедена, а водка выпита, взрослые снова отправились к реке, а мальчик остался у костра. Вскоре он потерял сознание и в таком состоянии был доставлен в ближайшую больницу. У него наблюдалось угнетение жизненно важных функций: сердечной деятельности, дыхания, обмена веществ. Не приходя в сознание, ребенок через 2 часа умер!

Что должны знать родители ребенка об алкоголе?

Ученые проводили эксперимент о влиянии алкоголя, но мало кто знает о нем.
Мышат с детства начинали приучать к алкоголю (вину), начинали с малых доз, которые подмешивали к воде. Постепенно дошло до того, что мышата отказывались пить воду без вина, они воротили мордочку от чистой воды и предпочитали воду с вином. Постепенно дошло до того, что когда решили чуть повзрослевших мышат отучить от вина, перестав им давать алкоголь, те вели себя как настоящие алкоголики, а именно мечутся по клетки и дерутся между собой, жадно выглядывают из-за решеток клетки, двигая нервно носиком в предвкушении алкоголя. Некоторые мышата после периода возбуждения распластывались по клетке прямо, как пьяница во время похмельного синдрома.
Ученые заметили, что под влиянием алкоголя у мышат возникают нарушения в половой сфере, алкоголь влияет и на сперму, в которой все больше появляется не дееспособных сперматозоидов. Так же отмечалось недоразвитие половых органов даже при незначительном употреблении алкоголя.


Наивно будет полагать, что у людей алкоголь влияет на организм иначе.

Детский алкоголизм — особенно опасная зависимость с тяжелыми последствиями

Хроническим алкоголизмом страдают тысячи людей, но особенно опасно это заболевание в детском возрасте. У ребенка сформированы еще не все системы, поэтому спиртное может нанести непоправимый урон его организму. Кроме того, прием горячительных напитков в детском возрасте вызывает серьезные нарушения психики и быстро приводит к личностной деградации.

Детский алкоголизм

Детский алкоголизм — это одно из самых опасных заболеваний современности. В России и других странах СНГ оно начало развиваться после распада Советского Союза.

Спиртное сейчас доступно, а его употребление не вызывает общественного порицания и сопровождает все вечеринки. Это приводит к тому, что алкогольные напитки начинают пить дети — из интереса, желания почувствовать себя взрослым или под влиянием старших ребят. Однако их психика еще не сформирована, поэтому быстро развивается привыкание и наступает зависимость.

Средний возраст, в котором современные дети пробуют алкоголь, составляет 10 лет. Обычно спиртное ребенку наливают взрослые на семейном застолье, не задумываясь, к каким последствиям это может привести. Более раннее знакомство детей с алкоголем обычно происходит случайно или опять же с подачи родителей, которые проводят лечение спиртовыми настойками.

  • быстрое привыкание к спиртному;
  • злокачественное течение заболевания;
  • употребление больших объемов алкоголя залпом;
  • быстрое наступление запоев;
  • низкая эффективность лечения.

У взрослых хронический алкоголизм формируется за 5-10 лет, а у детей — до 4 раз быстрее, что обуславливается анатомо-физиологическими особенностями организма. У ребенка в мозговой ткани меньше белка и больше воды, в которой хорошо растворяется этанол, что улучшает его усвояемость.

7% спирта выводится из детского организма почками и легкими, а остальная его часть действует как токсин и отравляет все органы. В результате организм быстро адаптируется к яду, наступает привыкание.

Злокачественное течение алкоголизма у ребенка объясняется тем, что его организм еще не сформирован. ЦНС не может долго противостоять разрушительному воздействию спиртного, поэтому быстро развиваются необратимые последствия.

Читать еще:  Может ли суррогатная мать оставить ребенка. Как действовать, если суррогатная мать отказывается отдавать ребенка. «Суррогатные» дети отличаются от «обычных»

Поскольку ребенок боится критики взрослых, он употребляет алкоголь тайно от них. В таких случаях вся доза выпивается залпом, обычно без закуски.

Дети быстро привыкают распивать спиртное по любому поводу. При легком опьянении они начинают чувствовать неуверенность, а трезвое состояние становится для них странным. В стремлении поддерживать полное опьянение ребенок уходит в запой.

Детское пьянство с трудом поддается лечению, поскольку психика в юном возрасте еще не до конца сформирована, и быстро развивается тяжелая зависимость. Ребенку нравится состояние опьянения, в нем он чувствует себя комфортно. Уговорить его на лечение очень сложно, но без осознания проблемы и желания с ней справиться борьба с алкоголизмом становится бесполезной.

Большинство малолетних алкоголиков становятся таковыми по вине родителей. Во время семейных торжеств и застолий дети находятся за общим столом и видят, что их родители пьют спиртное, после чего им становится весело.

Кроме того, многие взрослые наливают ребенку чуть-чуть алкоголя, чтобы он выпил вместе со всеми. В детском возрасте этого может быть достаточно, чтобы развилась зависимость. Ребенок начинает думать, что в алкоголе нет ничего страшного, он лишь дарит хорошее настроение и расслабление.

Полный список причин детского алкоголизма несколько шире, но все они связаны с недостаточным вниманием взрослых к своим чадам:

  • подражание старшим товарищам;
  • алкоголизм родителей;
  • желание избавиться от проблем (в школе или дома);
  • наличие у ребенка свободных денег.

Дети обычно пьют только со своими сверстниками, а на семейных торжествах они часто отказываются от рюмки. Неуклонно растет количество школьников, которые регулярно пьют слабоалкогольные коктейли. Детям кажется, что так они выглядят старше и вызывают уважение со стороны одноклассников.

Поскольку самоконтроль у ребенка отсутствует, он часто перебарщивает с дозой спиртного и доводит себя до тяжелой стадии опьянения. В таком состоянии дети совершают хулиганские действия, воруют, в итоге их ставят на учет в детские комнаты милиции.

Если ребенок получал этанол в утробе матери, он часто плачет, потому что ему нужна привычная доза. Такому младенцу достаточно смочить губы водкой — и он сразу успокоится.

Часто алкоголизм развивается у детей, перенесших заболевания, которые приводят к изменениям личности:

  • Мозговые травмы.
  • Органические поражения ЦНС.
  • Нейроинфекции.

В этих случаях наблюдается более интенсивное и злокачественное течение алкоголизма. Ребенок быстро теряет контроль над количеством выпитого и начинает испытывать непреодолимую тягу к спиртному. Вскоре развивается абстиненция.

Также к алкоголизму в детском возрасте нередко приводят психологические травмы:

  • ранняя потеря матери;
  • семейные конфликты;
  • отсутствие надзора со стороны взрослых;
  • социальная запущенность.

На видео причины детского алкоголизма:

Формирование зависимости

Алкогольная зависимость у ребенка развивается постепенно. Однако этот процесс в детском возрасте протекает гораздо быстрее, чем во взрослом.

Выделяют 5 основных этапов формирования этой болезни:

  • Привыкание к алкоголю.
  • Регулярное употребление.
  • Психическая зависимость.
  • Абстинентный синдром.
  • Деменция.

Вначале ребенок пьет время от времени, в результате чего происходит адаптация к алкоголю. Поскольку детский организм не сформирован, он не может сопротивляться вредному воздействию этанола.

Родители и учителя должны внимательно относиться к ребенку и следить за изменениями в его поведении и новыми друзьями. Процесс привыкания к спиртному длится в среднем 3-6 месяцев.

На втором этапе поведение детей меняется, поэтому задача взрослых — вовремя отреагировать и объяснить ребенку, к чему может привести злоупотребление алкоголем. В этот период еще можно побороть болезнь, прекратив распитие спиртных напитков.

Спустя 1 год после начала употребления алкоголя у ребенка формируется психическая зависимость. Он готов выпивать в любое время, причем ему не важно, какой именно это будет алкоголь.

Переносимость этанола увеличивается в 3-4 раза, одновременно ребенок полностью утрачивает контроль за количеством выпитого и своим поведением. Дети начинают пить много дней подряд или постоянно. Это свидетельствует о том, что началось развитие хронического алкоголизма.

Когда наступает абстинентный синдром, диагностируется переход заболевания в хроническую стадию. Синдром отмены у детей сопровождается вегетативно-соматическими нарушениями. По времени он длится меньше, чем у взрослых, а возникает он после употребления значительных доз спиртного.

Симптомы и признаки

Существует множество признаков, по которым внимательные родители могут заподозрить алкоголизм у своих детей.

Так, отравляющее воздействие спиртного на головной мозг и ЦНС вызывает поведенческие отклонения:

  • резкое ухудшение оценок;
  • прогулы;
  • изменение круга общения;
  • отказ знакомить родителей с новыми друзьями;
  • потеря интереса к прошлым увлечениям;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • пассивность;
  • агрессивность;
  • нервозность;
  • скрытность;
  • воровство;
  • хулиганство.

Одновременно у детей проявляются физические признаки алкоголизма, которые должны насторожить любого взрослого. Они могут быть связаны как с пагубным воздействием спиртного на несформированный организм, так и непосредственно с похмельем.

Следующие признаки выдают малолетнего алкоголика:

  • запах алкоголя от одежды;
  • перегар;
  • боли в голове;
  • частая тошнота;
  • красные щеки и лицо;
  • невнятная речь;
  • резкое похудение или набор веса;
  • ухудшение координации;
  • замедленные рефлексы.

Параллельно проявляются когнитивные симптомы. У ребенка ухудшается концентрация внимания, краткосрочная память. Он становится забывчивым, не может запомнить школьный материал, из-за чего существенно снижается его успеваемость.

Детский алкоголизм с трудом поддается лечению. Это связано в первую очередь с сильнейшей психологической зависимостью, которая требует длительной работы специалистов.

Ряд медиков утверждает, что детский алкоголизм неизлечим. Они выдвигают мнение, что оградить ребенка от спиртного можно только с применением крайних мер. При этом вылечить личностные и соматические изменения, которые спровоцировал алкоголь, невозможно.

На ранней стадии, когда ребенок пьет еще не регулярно, достаточно профилактических бесед. Отказ от алкоголя не будет сопровождаться неприятными физическими симптомами и пройдет относительно безболезненно.

Если алкоголизм уже сформирован, ребенку требуется стационарное лечение. Оно возможно только с разрешения родителей либо опекунов.

Для избавления от физических симптомов ребенку проводят детоксикацию организма и восстанавливают жизненно важные функции.

Многие препараты, которые используются для лечения взрослых, детям давать нельзя. Поэтому врачи назначают:

  • иммуномодулирующие фитосборы;
  • витамины;
  • общеукрепляющие средства.

Однако основное лечение заключается в преодолении психологической зависимости от спиртного. Для этого с ребенком должен работать психотерапевт. Не менее важно, чтобы в лечении участвовали родители.

Специалист поможет взрослым наладить отношения со своим ребенком, устранить разногласия и вернуть утраченную гармонию в отношения. Большинство случаев детского алкоголизма провоцирует нездоровая обстановка в семье. Чувствуя себя ненужным, брошенным, испытывая постоянные стрессы, ребенок находит утешение в спиртном.

Важно понимать, что дети не могут прийти в клинику самостоятельно и попросить помощи. За него и его здоровье полностью отвечают взрослые, которые находятся рядом.

Родители, бабушки, дедушки должны с большим вниманием относиться к подрастающему поколению, узнавать, с кем общается ребенок, как проводит время, чем интересуется. Это позволит не пропустить тревожные симптомы и вовремя начать лечение.

Последствия

В детском возрасте даже эпизодическое выпивание небольших доз спиртного — сильнейший стресс для организма. Всемирная организация здравоохранения признала алкоголь ядом для ребенка, потому что он оказывает разрушительное действие на все органы и системы, препятствуя их нормальному развитию.
Регулярный прием алкоголя приводит к нарушениям эндокринной, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Последствиями становятся:

  • неправильное развитие сердца и сосудов;
  • нарушение синтеза гормонов;
  • нарушение нервной проводимости;
  • психические расстройства.
Читать еще:  Прошёл праздник в доу к 9 мая. Соревнование «Шагом марш!». Стихи ко Дню Победы для детей

Основной удар приходится по нервной системе, потому что у детей она находится на стадии формирования. Очень быстро у ребенка развиваются психозы, неврозы, гиперактивность.

В результате разрушительного воздействия на ЦНС ребенок становится апатичным и ленивым либо, наоборот, слишком вспыльчивым, злым и агрессивным, он начинает часто прогуливать школу. Затем следуют ухудшения памяти, логического и абстрактного мышления, затруднение концентрации внимания. В определенный момент все это может привести к полной личностной деградации.

Детский организм вырабатывает меньше алкогольдегидрогеназы — фермента, разлагающего спирт. Поскольку действие этанола усиливается и становится более длительным по времени, происходит отравление печени, желудочно-кишечного тракта, почек, головного мозга и других органов.

Под действием алкоголя у ребенка может развиться заболевание, угрожающее жизни:

  • цирроз;
  • почечная или печеночная недостаточность;
  • энцефалопатия;
  • онкозаболевания.

На видео последствия детского алкоголизма:

Профилактика

Поскольку детский алкоголизм приводит к необратимым нарушениям здоровья и очень сложно поддается лечению, особенно важна профилактика заболевания. Она ведется одновременно в нескольких направлениях: семья, школа, государственное регулирование.

Меры профилактики детского алкоголизма на уровне семьи включают:

  • Излечение родителей от зависимости.
  • Антиалкогольное воспитание.
  • Здоровое питание.
  • Нормирование режима дня.
  • Полноценный сон.

В школе для недопущения алкоголизма среди учеников также должен предприниматься ряд действий, среди которых:

  • Санитарно-просветительская работа.
  • Установление контакта педагога с учениками.
  • Приобщение детей к физкультуре.
  • Педагогический такт.
  • Профилактическая работа школьного врача.

Формирование личности человека начинается еще в детстве, поэтому профилактика алкоголизма должна стартовать как можно раньше.

Большая роль в этой сфере отводится государству, которое на данный момент предприняло ряд важных мер:

  • Запрет продажи алкоголя несовершеннолетним.
  • Запрет рекламы пива по телевизору до 21:00.
  • Уголовная ответственность за вовлечение детей в пьянство.
  • Запрет принимать детей на работу, связанную со спиртным.

Чтобы ребенок перестал думать об алкоголе, его необходимо чем-то отвлечь, занять его свободное время. Стоит подобрать какое-то хобби — например, поход в спортивную секцию. Кроме того, сами взрослые должны полностью отказаться от алкоголя, чтобы дети могли брать с них пример.

Документальный фильм о детском алкоголизме:

Причины и последствия детского алкоголизма

Из приведенной таблицы видно, что приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, подросткового и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период– раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Об отрицательном влиянии пьянства родителей на потомство знали еще в глубокой древности. Греческая мифология повествует, что богиня Гера родила от опьяневшего Зевса хромого бога Гефеста.

Определенный интерес представляют произведения философов и врачей древности. Так, например, основоположник античной медицины Гиппократ виновниками идиотизма, эпилепсии и других нервно‑психических заболеваний считал родителей, употребляющих алкоголь в день зачатия. В Швейцарии в начале XIX в. были обследованы более 8 тыс. детей‑идиотов, содержащихся в специальных домах‑приютах. Оказалось, что все они зачаты родителями в период свадеб, карнавалов и других празднеств, сопровождающихся потреблением алкоголя.

Накопленные наукой данные показывают, насколько тяжелы последствия потребления спиртного беременной женщиной, так как при этом происходит непосредственный контакт развивающегося плода с алкоголем. Снабжение плода всем необходимым, как известно, идет через плаценту, которая обладает к тому же и защитной функцией; однако способностью задерживать яды, в том числе и этиловый спирт, плацента не обладает. Алкогольное отравление плода, особенно в первые три месяца, когда идет интенсивный процесс закладки внутренних органов и систем, приводит к различным аномалиям развития, иначе говоря, к уродствам: недоразвитию или полному отсутствию рук и ног, сращению пальцев, незаращению твердого неба, дефектам развития половых органов, уменьшению размера головы, уплощению середины лица, короткому разрезу глазной щели и т. д.

Так как плод беззащитен перед алкоголем, он не может предотвратить проникновение алкоголя в головной мозг, в результате чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.

Второй период– дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до появления потребности в алкоголе. Обследование детей старшей группы детских садов показало, что они в игре с достаточной точностью копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. У младших школьников неосознанно начинает формироваться представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период– подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно‑эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания.

Читать еще:  Плохое поведение: какая реакция правильная? Как сказать ребенку ''нет''. Наказания. Как исправить поведение ребенка без наказаний

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:

1) конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких‑либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным. Реакция протеста может быть направлена и на зло, и на добро. Протест бывает активным или пассивным. При пассивном протесте, вследствие несправедливого отношения к ребенку со стороны родителей, он замыкается в себе. В случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться;

2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такая семья активно формирует у детей агрессивно‑оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находится в постоянном конфликте с окружающим ее социумом. В таких семьях отсутствует контроль за ребенком.

У ребенка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными. Ребенок чувствует себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным. Ребенок видит несоответствие между тем, что говорят, и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и пониженная самооценка. Дети в алкогольных семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или насилия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подавленность.

У детей и подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки имеют реальные возможности для самоутверждения и, прежде всего, через приобщение к алкогольным традициям компании.

Алкоголь как средство самоутверждения . Одна из причин пьянства подростков – усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

Алкоголь как реклама . Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, примеры пьющих кино– и телегероев – наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в Америке с 20.00. до 23.00 за каждый час показывают в среднем 7 случаев употребления алкогольных напитков. При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще, чем отрицательные[1]. Такая статистика у нас не проводилась. Однако, когда смотришь некоторые сериалы по телевидению, например про «Ментов», то можно удивляться, как работают эти специалисты, если у них выпивка на работе происходит систематически.

«Польза» алкогольных напитков косвенно поддерживается некоторыми зарубежными и отечественными произведениями литературы и кино, где поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья – дело обыденное и непредосудительное.

Алкоголь как времяпрепровождение . В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т.д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами алкогольной компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными правонарушениями.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы . Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить имеющуюся дезадаптацию личности ребенка, обеспечить его безболезненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скованность и робость, повысить речевую активность, проявить скрытые возможности.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию:

1) дети с завышенной самооценкой, перенявшие у родителей убеждение в своей непогрешимости, находящиеся вне критики;

2) дети с повышенным чувством жестокости и агрессивности;

3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны родителей;

4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

Алкоголь как иллюзорная реальность . Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного.

В наиболее общем виде последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:

социально‑экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.);

социально‑психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально‑положительных связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно‑психологического климата микросреды и т. д.);

криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации, т.е. становление человека жертвой в результате неблагоприятных социальных условий, и т. д.);

физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений).

Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Опираясь на исследования ученых Научно‑исследовательского института физиологии детей и подростков Российской академии образования, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить уровни вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации.

Таких уровней может быть выделено семь. Они приведены в таблице:

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://www.russlav.ru/alkogolizm/detskii_alkogolizm.html
http://gidmed.com/narkologiya/alcogolizm/detskii.html
http://studopedia.ru/8_72251_prichini-i-posledstviya-detskogo-alkogolizma.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector