Доскажи словечко новый год для детей. Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Игра «Кто больше слов придумает»

Содержание

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшей возрастной группы с ОНР «В гостях у Зимушки-зимы»

Разделы: Логопедия

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • закрепить представления о зиме и её приметах;
    • уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима»;
    • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
  • Коррекционно-развивающие:
  • учить подбирать однокоренные слова;
    • развивать диалогическую речь;
    • развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование самостоятельности, инициативности и навыков сотрудничества.

Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима», магниты, снежинки, полоса со стрелками, демонстрационный снеговик, конверты с плоскостными частями снеговика, карточка с изображением частей снеговика, магнитофон.

1. Организационный момент

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро солнцу и птицам.
– Доброе утро улыбчивым лицам!
Дети собирают общую разрезную сюжетную картинку (зимние развлечения детей).
Логопед: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

2. Основная часть

Сообщение темы занятия.

Логопед: Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-зиме.
– Что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем» зимнюю картину.

Игра «Художники»

столе разложены предметные и сюжетные картинки, связанные с зимой (снежинка, Дед Мороз, снеговик и т.д.). Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и рассказывают о ней.

Игра «Кто больше слов придумает»

Логопед: Как вы думаете, без чего не бывает зимы?

– Какой бывает снег?
Подумай, называй.
Своё словечко быстро
Снежинкой отмечай!

Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку.
(Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)

Логопед: Что делает снег?
Попробуй сказать.
Все стрелочки – действия
Прошагать.
На доске висит полоска, на которой нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя слово-действие, передвигает магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)

Игра «Закончи предложение» (слова-антонимы).

Логопед: Я предлагаю вам отправиться на прогулку.
Давайте одеваться и поиграем в игру
У меня большие перчатки, а у вас маленькие.

Длинные сапоги
Тонкий свитер
Широкий шарф
Чёрные валенки
Сухие варежки

– Ой, холодно в зимний морозный день на улице! Давайте мы с вами поиграем, согреемся и отдохнем!

Музыкально-речевая игра «Ветерок» (слова, музыка и композиция движение Гусевой Л.Б.).

Прилетел ветерок, Плавные движения рук влево-вправо над голо-
Прилетел на денёк. вой
Нас погладил ласково рукой. Поворачиваясь влево-вправо, гладят друг друга
Оглянулся вокруг, Поворачивают голову влево-вправо и
Улыбнулся и вдруг улыбаются
Закружился в пляске озорной. Повороты вокруг себя

А мы надели лыжи Имитация ходьбы на лыжах
И встали на коньки. Имитация катания на коньках
Играем, играем Имитация лепки снежков и бросков их.
В пушистые снежки.

Упражнение «Узнай по частям»

На наборное полотно вывешивается карточка с изображением частей снеговика.
– Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?

Игра «Составь снеговика».

Логопед помещает на доске снеговика.

– Дети, у вас на столах лежат конверты. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.

Игра «Большие и маленькие».

– Чем отличаются снеговики?
– Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково.

У большого снеговика красный нос.
У маленького снеговичка красненький носик.
Чёрные глаза
Лохматая метла
Зелёное ведро
Длинный шарф.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай­те поиграем с этим словом. Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, свя­занные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю . (Снег.)

С неба все скользят пушинки —
Серебристые . (Снежинки.)

На посёлки, на лужок
Все снижается . (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Все сильнее . (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в . (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился . (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — . (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой . (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил . (Снег.)

3. Итог занятия, оценка деятельности детей

Читать еще:  Когда следует приучать ребенка к горшку. Как приучить ребёнка к горшку: методики и рекомендации

Литература:

1. Г.А.Киселёва «Книжка – учишка» изд-во « Книголюб», 2008 г.
2. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» изд-во «Детство-Пресс», 2009
3. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет», изд-во «Сфера», 2006.

Доскажи словечко новый год для детей. Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Игра «Кто больше слов придумает»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественного числа; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — картинно-графический план.

1. Организационный момент

Логопед называет цепочку слов, дети добавляют слова о зиме:

Снег, почки, куст.

Цветы, снежинка, мороз.

Дождь, капель, сосулька.

Снегопад, проталина, листопад.

Оттепель, зима, подснежник.

Листья, грибы, вьюга, ягоды.

Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? (О зиме.)

Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая.)

Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?

Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «какой»? (Морозный.)

Слово «холод» — на вопрос «какое»? (Холодное.)

Слово «снег» — на вопрос «какая»? (Снежная.)

Слово «лед» — на вопрос «какие»? (Ледяные.)

Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер. ) у

«холодное» (утро, солнце, небо. ), «снежная» (улица, горка. ), «ледяные» (горки, реки, озера. ).

3. Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану

Выпал беленький снежок — Дети становятся в круг.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег — Машут руками перед собой.

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег — хлопок в ладоши — «ловят».

Руки в стороны, по швам — Разводят руки в сторону,

Снега хватит нам и вам — опускают по швам.

5. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю. (Снег.) С неба все скользят пушинки — Серебристые. (Снежинки.) На поселки, на лужок Все снижается. (Снежок.) Вот веселье для ребят — Все сильнее. (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился. (Снеговик.) Рядом снежная фигурка — Эта девочка — . (Снегурка.) На снегу-то, посмотри — С красной грудкой. (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил. (Снег.)

Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)

На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково» Снег — снежок, ветер — . , мороз — . , сугроб — . , холод — . , лед — . и т.д.

7. Образование родительного падежа

Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад.) А нет чего?

Снег. А нет. (снега).

8. Дидактическая игра «Составь предложение»

Снег, белый, выпал, пушистый. Холодная, зима, наступила, снежная. Из, дети, горку, снега, сделали. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.

Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только большинство хвойных по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий. Трудно зимой бывает птицам и животным. Но звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая шерсть. Но и зверям и птицам нередко бывает зимой голодно. Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают корм, раскладывают сено, морковь, капусту.

С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем одевались осенью. И все: люди, животные, птицы — ждут наступления весны, она приходит следом за зимой.

О каком времени года говорили на занятии?

Назовите первый, второй и третий месяцы зимы.

Материал для закрепления

1. Активизировать словарь детей по данной теме. Знать признаки зимы и названия зимних месяцев. Уточнить, после какого времени года наступает зима и какое время года наступает после зимы. Вспомнить с детьми зимние развлечения. Составить рассказ о зиме.

2. Грамматический строй речи и словообразование.

Читать еще:  Почему у ребенка темно-коричневая или ярко-желтая моча: причины потемнения урины и рекомендации для родителей. Почему моча желтая

1) Подобрать эпитеты к словам.

Снег (какой?) — белый, рассыпчатый, холодный и т.д., лед — . у день зимой — . , ночь зимой — . .

2) О чем можно сказать?

Ударили — . , хрустит — . , бушует — . , висят — . , замерзли — . , скрипит — . , метут — . .

О чем можно сказать?

Морозный — . , холодное — . , снежная — . , ледяные — . Изменить слово так, чтобы слово отвечало на вопрос — какой (-ая, -ое, -ие)?

Например, мороз — морозный. «Холод» (какое?) — . «Снег» (какая?) — . «Лед» (какие?) — .

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Образование множественного числа существительных родительного падежа со словами: санки, лыжи,.коньки, клюшка, шайба, снежинка.

Например: Снег (много чего?) — снега.

6. Закрепить употребление предлогов. Составить предложения с предлогами и записать в тетрадь.

Не в небе ночном это чудо горит,
Не в океанах, не в морях бороздит.
Подобно солнышку ярко сверкает,
Хвойные ветви в Новый Год украшает.
звезда

Злится, воет в непогоду,
Не давая всем проходу,
Злые тучи нагоняет,
Убегать всех заставляет.
С ней, Метель — её подруга.
Помни: злится сильно, только.
вьюга

Новогодний стол накрыт,
Есть там разные продукты,
Мясо, курочка, грибы,
Овощи, сыры и фрукты,
Торт, колбаска, бутерброды,
Сок, печенье курабье,
Не хватает одного там —
Лишь.
салата оливье

Кристаллик прозрачный летит,
От ветра танцует, кружит,
Потом на пальто упадет,
Растает и вдруг пропадет.
снежинка

Чтобы это нам проделать,
Надо за руки всем взяться
И весёлой каруселью
Вокруг ёлочки помчаться.
хоровод

Все ждут. Все терпеливо ждут,
Когда уже они пробьют.
Потом встают, «ура» кричат,
И все бокалами звенят.
куранты

Что за шарики на елочке висят,
И цветами радуги блестят?
Есть у елочки такие вот подружки,
А зовут их.
новогодние игрушки

Ты лети, лети, лети,
Словно солнышко свети,
Посыпая все вокруг,
И друзей и подруг.

В эту ночь никто не спит,
Огоньками все блестит.
Вся усыпана еда,
Даже деда борода!
конфетти

Развесить на ёлочке мне помоги,
Бусы и дождь из блестящей фольги.
Такие наряды сейчас на «ура»,
А называется всё.
мишура

Вся белая, кристальная,
И, по небу — летальная,
На руку — опускается,
И сразу — растворяется.
снежинка

Он всегда такой желанный,
Интересный, долгожданный.
Но бывают и сюрпризы,
Коль Снегурочка капризна.

Или в несколько каратов.
Ну. если Дед Мороз богатый.
В общем, всем приносит радость,
Даже если это сладость.
подарок

Его мы выбираем тщательно,
По цвету и по гороскопу,
Чтоб в Новый год быть обязательно
Не хуже, чем в домах Европы.
Новогодний наряд

Ею окошки украшают,
Дома и елку наряжают,
Она красивая такая,
Вся разноцветная, сияет.
Ее под Новый год всем надо.
Узнали, что это? .
Гирлянда

Она праздник украшает,
Ею елку наряжают,
И под Новый год повсюду
На витринах, окнах будет.
Огоньками нам сверкает,
С ней светлей повсюду станет.
Гирлянда

Нужная в хозяйстве вещь,
Вроде, неприметная,
Но под Новый год всегда
Станет, вдруг, заметная.

В виде праздничной гирлянды
Висит он в доме высоко,
Подарки в него кладет Санта,
А называется.
Носком

Ехал в них веселый
Дедушка Мороз,
Миллион подарков
Деткам он привез.
Расписные, новые
По снегам пушистым
Из Устюга мчались
Очень-очень быстро.
Сани

Он идет, летит, искрится.
Может в шарик превратиться.
Этот шарик непростой —
Станет он, всегда игрой.
Метко в цель он попадает,
А в ладони быстро тает.
снег

Он может сиять, а может скрипеть,
Он может лежать, а может лететь,
И есть у него всем известна сестрица —
Водица. В нее он в тепле превратится.
Снег

Возле елки хоровод водит с ребятнею,
Появляется у нас снежною зимою.
Ходит с дедушкой всегда, раздает подарки,
Но растает без следа, если станет жарко.
Снегурочка

Они вдвоем зимой гуляют,
Людей смешат и поздравляют,
И к вам придут с мешком в мороз.
Снегурочка и Дед Мороз

Про Новый год с ответами — замечательный способ провести незабываемый праздник с детьми. Подобный способ подойдёт для утренника в детском саду или в школе. Различные викторины, загадки про деда Мороза, про снег и Снегурочку является одним из способов развлечь малышей.

Как известно, загадки относят к народному фольклору, а люди любят подмечать природные приметы. Именно мудрость народа заключена в каждой детской загадке про Новый год.

Кроме того, праздничные новогодние загадки станут отличным вариантом проведения времени в семейном кругу. Достаточно распечатать загадки на карточках и написать ответы — и занятие на вечер найдено! Дополните вечер .

Несложные загадки про Новый год с ответами подарят замечательное настроение на весь вечер, как для малышей, та к для взрослых.

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».
план-конспект по теме

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР.

Читать еще:  Искусственная вентиляция легких у ребенка. Важные замечания при проведении искусственного дыхания. Последовательность сердечно-легочной реанимации

Предварительный просмотр:

Кириллова Наталья Константиновна, учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №2 «Золотая рыбка» г.Старая Русса Новгородской области .

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР.

Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

  • закрепление представлений о зиме и её приметах;
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов);
  • учить подбирать однокоренные слова;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;
  • воспитание навыков самостоятельности, инициативности и

Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки

по теме «Зима», магниты, снежинки, полоса со стрелками,

демонстрационный снеговик, конверты с плоскостными частями снеговика,

карточка с изображением частей снеговика, магнитофон.

1. Приветствие. Организационный момент.

Дети собирают общую разрезную сюжетную картинку.

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

Сообщение темы занятия.

— Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-зиме.

2. Игра «Художники».

— Что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем» зимнюю картину.

На столе разложены предметные и сюжетные картинки, связанные с зимой (снежинка, Дед Мороз, снеговик и т.д.). Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и рассказывают о ней.

3. Игра «Кто больше слов придумает».

— Дети, без чего не бывает зимы?

— Какой бывает снег?

Своё словечко быстро

Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку.

(Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)

— Что делает снег?

Все стрелочки — действия

На доске висит полоска, на которой нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя слово-действие, передвигает магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)

4.- Давайте одеваться на прогулку и поиграем в игру «Закончи предложение»

У меня большие перчатки, а у вас маленькие.

Музыкально-речевая игра «Прилетел ветерок» (муз. Г.Вяхирева).

Прилетел на денёк.

Нас погладил ласково рукой.

Улыбнулся и вдруг

Закружился в пляске озорной.

А мы надели лыжи

И встали на коньки.

В пушистые снежки.

6.Упражнение «Узнай по частям».

На наборное полотно вывешивается карточка с изображением частей снеговика.

— Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?

7.Логопед помещает на доске снеговика.

Игра «Составь снеговика».

— Дети, у вас на столах лежат конверты. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.

8.Упражнение «Большие и маленькие».

— Чем отличаются снеговики?

— Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково.

У большого снеговика красный нос.

У маленького снеговика красненький носик.

9.Дидактическая игра «Доскажи словечко»

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю . (Снег.)

С неба все скользят пушинки —

На посёлки, на лужок

Все снижается . (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Все сильнее . (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в . (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — . (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой . (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил . (Снег.)

10. Итог занятия, оценка деятельности детей.

1.Г.А.Киселёва «Книжка — учишка» изд-во « Книголюб», 2008 г.

2.Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» изд-во «Детство-Пресс», 2009

3.Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»

изд-во «Сфера», 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Закрепить и обобщить знания и представления детей о фруктах.Задачи: Образовательныеактивизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов;упражнять в образовании относитель.

конспект открытого занятия для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа) по формированию лексико-грамматических категорий по теме трансторт.

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя.

В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо.

Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных». Образовательные области: «коммуникация», «познание».Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико — грамматической стороны речи по теме «Фрукты» с применением элементов песочной терапии.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661218/
http://bumtorg.ru/veduschie/doskazhi-slovechko-novyi-god-dlya-detei-konspekt-podgruppovogo-zanyatiya-po-formirovaniyu-leksiko-grammat/
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2011/11/02/konspekt-podgruppovogo-zanyatiya-po

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector