Экологические загадки для школьников. Сценка Ребенок и мотылек». г. Новый Уренгой

III. Экологическая сценка «Ребёнок и мотылёк».

Действующие лица: Мальчик и мотылёк.

Мальчик: Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал и совсем не устал?

Расскажи, как живёшь? Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк: Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Учитель: В чём же главная мысль этой сценки?

IV. Работа с энтомологической коллекцией.

V. Тест «Угадай насекомое».

VI. Итог занятия

Приложение 5. Тесты

Тест«Всё ли знаем о пернатых».

1. Наука, изучающая птиц, называется:

2. Какая птица выводит птенцов зимой?

3. Эта птица умеет бегать по воде:

4. У птенцов этих птиц специальные подушечки на лапах, так как в гнезде у них нет подстилки. Что это за птица?

5. От чего страдают птицы зимой?

6. Как подаёт голос воробей?

7. Какие домики для птиц делают люди?

8. Какая птица не умеет летать?

9. Какая из этих птиц перелётная?

Ответы: 1б, 2в, 3в, 4б, 5а, 6в, 7в, 8а, 9в

Тест «Угадай насекомое»

1. Бабочка с крылышками лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле:

2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Его полёт сопровождается звенящим звуком:

3. Маленькие нелетающие чёрные или рыжие насекомые, живущие группами. Их жильё напоминает холмик. Они очень трудолюбивы.

4. Зелёное насекомое с длинными задними ногами для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску – жёлтые и чёрные полосы. Вырабатывает мёд, воск. Собирая нектар, опыляет растение:

Ответы: 1б, 2в, 3б, 4а, 5в

Тест «Экология и я»

1. Сколько литров воды утекает, пока вы чистите зубы?

2. Вы закончили читать газеты. Ваши действия?

а) выбрасываете при первой необходимости;

б) собираете в груду бумаг, чтобы сдать в макулатуру;

в) это вообще не моё дело.

3. Автомобиль ваших родителей грязен. Вы:

а) едете на авто мойку;

б) ставите его на газоне и моете, используя химические средства;

в) едете к речке и там моете машину.

4. В полдень вы обещали быть у друзей. Вы:

а) просите папу подвезти вас на машине;

б) садитесь на велосипед – и вперёд;

в) решаете никуда не идти, т.к. опоздаете.

5. Вам необходимо что-то записать. Вы:

а) используете новую бумагу;

б) старые черновики, ведь с обратной стороны на них не написано.

6. Вы с семьёй были на пикнике, после него:

а) вы зарыли банки, склянки;

б) весь мусор вы увезли домой;

в) оставили мусор, кто-нибудь уберёт.

7. На уроках природоведения вы:

б) рисовали в блокноте;

в) задумывались об окружающей природе.

Ответы: 1а, 2б, 3а, 4б, 5б, 6б, 7в

Приложение 6. Игра «В царстве Берендея».

Цель: обобщить знания учащихся об охране природы, закрепить знания о растительном и животном мире родного края; развивать познавательный интерес к изучению природы и её охране.

Оборудование: гербарии листьев деревьев, лекарственных растений, карточки с заданиями, бумага, фломастеры, призы и грамоты.

I. Организационный момент.

Класс заранее разделён на 3 команды. Созданы 8 этапов игры. В игре есть ведущий и жюри из 3 человек.

II. Сообщение темы и целей игры.

Ведущий: Лесной царь Берендей приветствует вас. Он выражает надежду, что вы знаете правила поведения в природе и сумеете ответить на вопросы и выполнить задания.

Ведущий знакомит с правилами игры.

III. Проведение игры по этапам.

Этап 1. Приветствие.

Команды представляются друг другу и жюри, говорят название и девиз, эмблему команды.

Этап 2. Музыкальный.

Каждой команде предлагается узнать по 3 голоса птиц.

Этап 3. Зелёный друг.

Вопросы:

– Какие хвойные деревья и кустарники растут у нас в лесах? (Ель, сосна, можжевельник).

– Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево).

– Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых).

– В какое время суток нужно отправляться за грибами?

– Какие ядовитые грибы растут в нашей местности?

– Какую роль играет ива для берега, реки, озера? (Корнями укрепляет берег, защищает водоёмы от излишнего испарения).

Читать еще:  Когда уходят в декрет? Работа в отпуске по уходу за ребенком. Можно ли позже уйти в декрет

Практическое задание: определить названия деревьев по листьям. (Гербарии листьев, сделанные детьми).

Этап 4. «Лесная аптека».

Вопросы: (за каждый правильный ответ – 1 балл).

– Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

– Плоды каких кустарников очень богаты витаминами С? (Чёрная смородина, шиповник).

– Какую траву любят кошки? (Валериану).

– Когда следует собирать лекарственные растения?

– Назовите правила сушки лекарственных растений.

– Какими лечебными свойствами обладает календула?

Практическое задание: определить название лекарственных растений. (По гербариям).

Этап 5. Фотоохота.

Каждая команда получает лист с контурами животных. За 5 мин. участники должны записать названия изображённых животных. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Этап 6. Экологический

Каждая команда составляет экологические знаки о поведении человека в лесу. За каждый знак и его защиту – 2 балла.

Этап 7. Бюро погоды.

Назвать признаки ухудшения погоды (признаки ясной и сухой погоды). За каждый признак – 1 балл.

Признаки ухудшения погоды:

– пчёлы сидят в улье и громко гудят;

– муравьи закрыли ходы в муравейник;

– ласточки летают над самой землёй;

– одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

– куры купаются в пыли, воробьи нахохлились;

– все цветы на лугу сильно пахнут.

Признаки хорошей погоды:

– соловей поёт всю ночь;

– птицы весело поют;

– паук усиленно плетёт сети;

– поздно вечером сильно трещат кузнечики;

– божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Этап 8. Охрана природы.

Вопросы: (1 балл за правильный ответ).

– Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? (Шум пугает птиц и зверей)

– Вы увидели гнездо птицы. Как поступить? (Не трогать яйца в гнезде, не брать в руки птенцов).

– Каковы причины лесных пожаров? (Окурок, непотушенный костёр, молния).

– Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить подальше от огня. Когда костёр будет затушен, убрать головни, уложить дёрн обратно и хорошо полить водой).

– Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота).

Подведение итогов игры. Награждение.

1 ученик: Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна:

Течёт вода-водица, вкусна и холодна.

2 ученик: Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног.

А если я устану – присяду на пенёк.

3 ученик: Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит.

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

Программа факультативного курса для учащихся 4 классов

« Познай себя»

Митюшина Светлана Николаевна,учитель начальных классов МОУ СОШ №61 Тракторозаводского района

Введение.

Одним из принципов нравственного образования является учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Следовательно, работа с младшими школьниками имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями учащихся. Первоначальные нравственные представления ребёнка тесно связанные с его эмоциями, которые определяются отношением к нему взрослых, сверстников, старших детей. Эмоциональное отношение к нравственным проявлениям (удовлетворение от ответа, поступка, который похвалил учитель, чувство благодарности за помощь товарища, обида на несправедливую оценку, замечание и т.д.), положительное или отрицательное накладывает отпечаток на характер восприятия самой нормы (это можно, нужно, а этого делать нельзя, это плохо).

Поступление в школу существенно меняет образ жизни, содержание и организацию деятельности ребёнка. В школе ученик осознаёт основы наук. Педагог постоянно контролирует уровень овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками. Но в предлагаемых детям учебных дисциплинах мало внимания уделяется отношениям между людьми. А образования ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных правил, установок, устремлений.

Нравственное образование начинается с приобретений соответствующих знаний и их осмысления. На основе полученных представлений складываются нравственные установки личности, возникает стремление к совершенствованию. Уже само желание быть лучше, добрее, чище является нравственным.

Познание себя и других требует определённых ориентиров для оценки жизненных явления. Это так же задача нравственного образования. Важным его элементом является направленность на развитие сознания ребёнка.

Данная программа тесно связана с непосредственным жизненным опытом детей: привычными ситуациями деятельности, общения, потребностями в знаниях тех или иных правил, регулирующих отношения людей, процесс самопознания. Детей необходимо учить осознанию ценности своей личности, уважению личности других, формирую интерес к познанию собственной личности и внутреннему миру других людей.

Самосознание, формирование личного образа – длительный и сложный процесс. Начинать работу в данном направлении необходимо начинать ещё в начальной школе. Именно здесь накапливается материал, впечатления, которые затем послужат фундаментом самопонимания.

Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосовершенствования.

Читать еще:  Сценарий к дню семьи для детей. День семьи в детском саду. Проводится игра «Играй и танцуй»

Пояснительная записка.

Данная программа является основой построения системы нравственного образования учащихся четвёртых классов.

Цель программы – освоение не только норм и правил нравственного поведения, осознание его связи с определёнными качествами личности, но и получение представлений о нравственных особенностях своей личности.

Данный курс позволяет четверокласснику:

— осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения;

— понять внутренний мир другого и свой собственный;

— оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления;

— стремится быть нравственным;

— подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми.

Основные задачи курса:

Образовательные — постижение специфики нравственных явлений, обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания.

Воспитывающие и развивающие – формирование нравственной стороны личности, как её внутреннего стержня; Развитие нравственного сознания, системы нравственных ценностей.

Формирование курса позволяет усилить воздействие учебных дисциплин на личность, выделив их нравственный подтекст. Занятия факультативного курса строятся на личностно — ориентированном подходе, так как их содержание обращено каждому ученику.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо основываться на деятельностном подходе к нравственному формированию личности ребёнка.

Развитие школьника происходит в его активной деятельности: практической и интеллектуальной.

Учитель стимулирует высказывания детей сначала как ответы на его вопросы, затем как диалог между детьми с участием педагога, направляющего обсуждение. Учитель стремится к тому, что бы ученики аргументировали свои впечатления, своё мнение, свои оценки.

Для лучшего усвоения материала занятий учитель использует наглядность: Положительные примеры поведения детей, иллюстрации книг, диафильмы, мультфильмы, фильмы.

Большое значение имеют разнообразные методические приёмы, например, задания творческого характера, когда детям предлагается самим придумать продолжение рассказа, сказки и т.д.

Проведение игровых методик так же поможет создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом (смотри приложение №2).

Изучая результаты педагогического воздействия, необходимо иметь ввиду сложность того явления, которое изучается. Полученные материалы исследований не должны являться основанием для оценки личности ребёнка. Это информация для педагога, для составления плана индивидуальной работы. Нельзя также считать полученные диагностические результаты окончательными в суждении об ученике, так как ребёнок меняется, полученные результаты могут зависеть о самочувствия ученика, его отношения к диагностике. Поэтому очень важно создать атмосферу свободной игры, занимательных занятий. Следовательно, необходимо так подбирать диагностические методики, что бы они могли служить одновременно и дидактическим материалом на занятии.

Программа.

I. Раздел. Человек и его внутренний мир. (11 часов)

Психологические проблемы: Соотношение врождённого и приобретённого в человеке. Эмоции. Черты характера. Взаимодействие внутреннего мира человека с миром внешним.

II. Раздел. От оценки и самооценки к самопознанию. (6 часов)

Создание образного представления о развитии личности путём

самопознания, познания других, оценивания. Правила самоконтроля.

III. Раздел. Я и общество. (7 часов)

Общество основано на взаимосвязи интересов. Взаимозависимости людей. Необходимость личных и общественных способов регуляции человеческого поведения.

IV. Раздел. Мальчики и девочки. (5 часов)

Нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры.

V. Раздел. Наши увлечения. (5 часов)

Деятельность как способ жить и развиваться. Радость любимого дела

и уныние принудительной работы. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания.

Тематическое планирование.

Сценарий экологического мероприятия с презентацией для учащихся 5-6 классов «Природа — наш дом»

Ученик 1:
Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.

Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?
Ну, дрозды,
Ну, синички…
Где запомнишь все клички,
Просто птички и только!
А. Яшин
Ведущий 2:
Ребята! А что знаете вы о птицах?
Викторина:
1.Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда?
(Нет)
2.Какие птицы выводят птенцов зимой?
(Клесты) (Слайд №6)

Я не убью тебя, лебедь,
Взмывший над сонным прудом;
Что ж ты в безоблачном небе
Машешь тревожно крылом?

Я не срублю тебя, ёлочка,
В эту прозрачную тишь;
Что же ты каждой иголочкой
У придорожья дрожишь?

Я не сорву тебя, ландыш,
В чуткой лесной полутьме;
Что ж ты, невиннейший, плачешь?
Или не веришь ты мне?!
В. Сапронов

Исполняется танец цветов. (Слайд №13 Цветы)

Девочка:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго — не более дня.
Будь же доброй со мной и не трогай меня!
Г. Тукай
Ученица 2:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягоде роса.

Читать еще:  Начисление больничного листа — особенности расчета. Листок выдается застрахованному. Уход за ребенком

Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил весёлый дождь.

Лесная тень, лесная тишь
Полным-полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги.
Е.Карганова

Ведущий 2:
А сейчас играем,
Жителя лесного называем
(Ведущий передаёт детям яблоко и называет любого обитателя леса. Дети передают по очереди друг другу яблоко и продолжают перечислять лесных жителей.)
Ведущий 1:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Я.Аким
Ведущий 2:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М.Дудин

Список использованной литературы
1.В гармонии с природой/Ред.сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Пинт, 2002.- 128с.
2.Дудин, М. Книга лирики: Стихотворения. Поэмы/Сост. Н. Банк.- Л.: Худож. лит., 1986.- 860 с.
3.Нестеров В.В. Зоовикторина/Оформление А.Лурье.- СПб: Лань, 1997.- 160с.: ил.
4.Русская поэзия: Сборник.- М.: Дрофа: Вече, 2003.- 275 с.
5.Соколова Е.И., Тарабарина Т.И. Загадки лесной опушки. Загадки о растениях/Художники М.В.Душин, В.Н.Куров.- Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.-112с.: ил.
6.Экологический /Ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2013.- 128с.
7.Энциклопедия для детей. Птицы и звери/Глав.ред. В.А.Володин, вед.ред. Г.Е.Вильчек.- М.: Аванта+, 2003.- 448с.:ил.
8.Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Глав.ред. В.А. Володин.- М.: Аванта+, 2001.- 448 с.: ил.

Использованные материалы:
1.Мои любимые песни (Электронный ресурс). — 2010, SIMAZ
2.Природа – фото дикой природы. Фото.сайт

Экологическая сценка для школьников

Цели:
1. Повысить экологическую культуру учащихся.
2. Воспитывать у детей чуткое и бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Предупреждение безнравственных поступков в природе.
2. Развитие творческих способностей учащихся.

Предварительная подготовка:
1. Учащиеся рисуют плакаты «В защиту природы».
2. Учащиеся изготавливают декорации и костюмы для сценки.

Действующие лица: автор, айболит, жучок, бармалей, паучок, синички, лисички.
(звучит отрывок из песни « В гостях у сказки»)

Автор: Добрый доктор айболит
Он под деревом сидит
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор айболит
Прилетел к нему жучок
(звучит отрывок припева песни «Больно мне больно»)

Жучок: У меня болит бочок
Был вчера я на лужайке
Там летал среди кустов
Воздух был темнее ночи
Сделать вздох, но нету мочи

Автор: Взял микстуру и таблетки
Стал лечить бочок жучка

Айболит: Не грусти, дружок мой милый
И не будь таким унылым
Где ж лужок тот страшный, страшный?
Где дышать очень опасно?

Жучок: Через речку и лесок
Ты увидишь тот лужок
Берегись, ведь там опасность

Айболит: Для меня преграды нет
Всех спасу от разных бед!
(звучит подвижная музыка)

Автор: И встал айболит
Побежал айболит
По полям, по лесам он спешит
Вот встречает бармалея

Бармалей: Ха – Ха – Ха

Айболит: Это твой стоит завод?
Из трубы идёт дымок?

Бармалей: Ну подумаешь немножко
Затуманилась дорожка

Айболит: Как ты смеешь, бармалей!
Ты ведь губишь всех зверей
И жучков и паучков
И синичек и лисичек
( все проходят задыхаясь)
Очень много чудных птичек
Всё погибнет и ты вскоре!

Бармалей: Страшно мне, я задыхаюсь
Всё, завод свой закрываю!
Нет, гибнуть доктор не хочу
Я природу сохраню!
Законы природы главнее всего
И сейчас всем скажу я:
Птицам – воздух!
Рыбам – воду!
Береги свою природу!
(все герои сценки выходят с плакатами и поют финальную песню)

«Это называется Природа»
Музыка: Ю. Чичков Слова: М. Пляцковский

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

(поклон)

Источники:

http://infopedia.su/2×9688.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/serdobinceva-valentina/scenarii-meroprijatija-dlja-uchaschihsja-5-6-klasov-priroda-nash-dom.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ekologicheskaya_stcenka_dlya_shkolnikov_090909.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector