Эмоциональный ребенок: попробуем настроить

Эмоциональный ребенок: попробуем настроить

Как правильно родителям реагировать на эмоциональные вспышки ребенка? Воспитательные стратегии и рекомендации психолога.

Мир эмоций маленького человека открыт для нас, мы можем наблюдать все движения его души. Маленький ребенок находится в постоянном потоке новых впечатлений, его все удивляет, поражает, а эмоциональная жизнь необыкновенно насыщенна. Он переходит от одного к другому, не пытаясь понять, что с ним происходит, и действует исключительно под влиянием эмоций. Весь мир для него новый, с иголочки, и он открыт ошеломляющему многообразию и ярким впечатлениям.

Но эмоциональная палитра ребенка 1-2 лет ограниченна: если он недоволен или устал, то начинает кричать и плакать. Если доволен, ему нравится игра — он громко хохочет. Малыш всецело поглощен настоящим моментом и немедленно реагирует на происходящее. Порой эмоции «наскакивают» одна на другую, создавая душевный хаос, часто оборачивающийся шумом и криками. Успокаивая, утешая или отвлекая ребенка, вы не только помогаете ему справиться с бурей чувств, но и участвуете в процессе, в ходе которого ребенок понемногу учится управлять своими эмоциями. Переходя от смеха к слезам, ребенок побуждает родителей реагировать, устанавливать ограничения и, конечно, объяснять, что с ним происходит. Мы часто расстраиваемся оттого, что наш обожаемый, улыбавшийся еще минуту назад малыш теперь кричит и топает ногами.

В другой проекции

Типичная ошибка взрослых в подобной ситуации состоит в том, что они проецируют собственные чувства на ребенка. Не пытайтесь поставить себя на его место. В его возрасте недовольство и слезы в большинстве случаев не означают боли и страдания. Это просто доступный малышу способ выразить досаду, разочарование или гнев, потому что объяснить все это словами он еще не может. До 1,5-2 лет справиться с такими эмоциональными бурями довольно легко, достаточно лишь отвлечь его и переключить внимание на что-то другое. Правда, не стоит при малейших признаках недовольства немедленно бросаться развлекать малыша. Таким образом вы даете ему понять, что его «плохие» чувства не имеют права на существование. Ребенок может почувствовать, что вас путают проявления гнева или обиды, и, соответственно, их нельзя выражать свободно, а необходимо скрывать и даже подавлять. Эмоционально реагируя на какую-либо ситуацию, маленький ребенок рассчитывает на ваш отклик. Только ваше отношение, поведение, слова помогут ему сориентироваться в том, что с ним происходит. Вы устанавливаете для него границы, внутри которых он может свободно выражать свои эмоции, не опасаясь их разрушительной силы. Когда малыш повзрослеет, установленные вами ограничения, которым он порой сопротивлялся, станут частью его убеждений и послужат основой для построения границ его личности. Нет никаких оснований думать, что ребенок самостоятельно научится контролировать себя, так же как ошибочно стараться во что бы то ни стало идти на поводу у крохи, следовать за его эмоциональными порывами.

Буря эмоций

До полутора-двух лет ребенку нужно совсем немного слов для того, чтобы его поняли. Он лепечет или показывает на желанный объект. Если мама его не понимает или не считает возможным предоставить ему то, что он хочет, он начинает рыдать, топать ногами, выражать агрессию. Некоторые дети, не достигнув желаемого, в состоянии довольно быстро переключиться на что-то другое. Другие же оказываются настолько захваченными своими эмоциями, что никак не могут остановиться и успокоиться. Это нелегкое испытание для родителей, которые сами оказываются во власти противоречивых чувств. Гнев на разбушевавшееся чадо перемешивается с жалостью к маленьком «страдальцу». И вы разрываетесь между желанием уступить ему и твердо стоять на своем.

Читать еще:  Наследственность? Физиология? Почему ребенок плохо растет? Отчего ребенок плохо растет

Новые горизонты

В возрасте 1,5-2 лет поведение ребенка заметно меняется. Он вступает в период, когда ему хочется проявлять самостоятельность. Это период, когда малыш может на улице внезапно вырвать ручку из вашей руки и с независимым видом припустить вперед. Он становится капризным и требовательным и бурно протестует против запретов и ограничений. И в то же время, словно пугаясь собственной смелости, сильнее проявляет свою зависимость от вас. Ему больше, чем когда-либо, необходимо быть уверенным в том, что вы его любите. Теперь вам нужно не только тем или иным образом реагировать на эмоциональные проявления ребенка, но и объяснять ему правила поведения в обществе: «Нельзя залезать с ногами на стол». Вы должны ставить необходимые ограничения и объяснять их причины: «Вижу, что тебе это не нравится, но я не могу позволить тебе лезть руками в тарелку с кашей. Это очень некрасиво, и ты испачкаешься».

Родители не должны менять свои правила в зависимости от настроения ребенка, даже если он устраивает им сцену на людях, иначе ультиматумы будут повторяться снова и снова. Многие родители думают, что их ребенок страдает, когда требует чего-то со слезами. Одни капитулируют, устав от капризов, другие боятся, что ребенок перестанет их любить. И все-таки вы не должны оказаться в ситуации, когда ребенок с вашего согласия манипулирует вами. Необходимо сделать так, чтобы он почувствовал границы, которые ему нельзя переступать.

Только спокойствие

Не ждите, что воспитательные стратегии заработают сразу. Для того чтобы произошли изменения в эмоциональной сфере ребенка, необходимо определенное время. Но наступит момент, когда его душевная жизнь станет более упорядоченной и гармоничной.

В этом «переходном» возрасте «маленькие трагедии» происходят буквально каждый день. Зачастую родители не знают, как реагировать на эмоциональные вспышки, либо не уверены, что поступают правильно. Многие взрослые предпочитают игнорировать разбушевавшихся чад, считая, что внимание лишь ухудшит ситуацию. Конечно, истерику непросто выдержать, но не стоит оставлять ребенка одного в тот момент, когда он не может справиться с собой, с собственными чувствами. Игнорирование не самый лучший способ выразить недовольство поведением ребенка, к тому же дети неплохо перенимают родительские методы. Многим родителям наверняка знакома ситуация, когда ребенок «не слышит» родительских просьб и обращений, выражая свое недовольство именно таким, известным ему способом. Если малыш еще не «завелся» всерьез, можно попытаться отвлечь его, предложив ему какое-нибудь увлекательное занятие, которое поможет ему немедленно забыть о том, что его расстроило. Если же переключить его внимание уже невозможно, попробуйте взять его на руки и крепко прижимайте к себе, пока он не успокоится. Или просто побудьте рядом, давая ему понять, что вы доступны. Когда он утихомирится, коротко и просто поясните ему, с чем, по вашему мнению, связана такая реакция. Вы можете выразить недовольство его поведением, но обязательно покажите ему, что понимаете, что с ним происходит.

Немаловажно и то, насколько родители умеют владеть собой, управляют собственным гневом. От этого во многом зависит, научится ли ребенок выражать свои чувства адекватно ситуации. Если вам свойственно отвечать на бурное поведение своего чада гневной вспышкой, то велика вероятность, что ребенок усвоит такую форму поведения и будет в дальнейшем применять ее и за пределами семьи, в общении с детьми и взрослыми.

Как наладить эмоциональный контакт с ребенком

Запрет на выражение чувств, пренебрежение интересами ребенка или потакание всем его капризам — верный способ разрушить отношения с ним. О том, как навести «эмоциональные мосты» между родителями и детьми, рассказывает семейный психотерапевт Лиэнн Эвила.

Я семейный психотерапевт. Клиенты постоянно спрашивают меня о том, как наладить с ребенком контакт.

Отнимающая массу энергии и сил работа, изнурительное восхождение по карьерной лестнице, бесконечный бег в колесе — все это не дает нам возможности уделять семье столько времени, сколько хотелось бы. Если вы почувствовали, что предыдущая фраза относится к вам, вы не одиноки. Ко мне приходит множество семей с подобными проблемами.

Читать еще:  Как правильно держать ребенка во время кормления. Малыш лежит на подушке. правила выбора позы для кормления

Наладить ваш контакт не так уж сложно. Главное, научиться понимать переживания ребенка, относиться к нему с искренним интересом.

1. Проявляйте интерес к его увлечениям

Мне кажется, это самое важное. Разделять интересы ребенка не всегда просто, например, если вы болеете за разные спортивные команды. Я не прошу вас любить все то, что ему нравится. Просто проявляйте искренний интерес к его увлечениям, задавайте вопросы.

2. Не запрещайте ребенку гневаться

Детям необходимо выражать свои чувства, гнев — естественная эмоция. Если не позволять им выражать чувства, они не научатся этого делать. Если наказывать их за проявления гнева, они решат, что выражать его запрещено, и будут копить злость в себе, что в будущем может вызвать множество проблем: головные боли и другие проблемы со здоровьем. Это не означает, что мы вправе выражать свой гнев, совершенно не заботясь о чувствах других.

3. Каждый ребенок уникален

Дети разные: одни более чувствительны, другие редко открыто проявляют эмоции. Выражению эмоций дети учатся разными способами: играя во дворе, наблюдая за сверстниками, подражая родителям. Немалую роль играют генетическая предрасположенность и влияние окружения.

Создайте в семье такую атмосферу, в которой разрешается выражать эмоции по-разному. Мы, взрослые, отличаемся друг от друга, и нам не стоит рассчитывать на то, что все дети будут вести себя одинаково.

4. Не балуйте его сверх меры

Такую ошибку совершить легко как взрослым, которым в детстве не разрешалось свободно выражать эмоции, так и выходцам из бедных или неполных семей.

Важно не избаловать ребенка, пытаясь создать для него счастливое детство, которого мы были лишены. Если ребенок не знает слова «нет», он не научится уважать других. Он будет считать, что имеет право брать что угодно и делать все, что ему заблагорассудится. Дети нуждаются в ограничениях и хотят, чтобы вы их установили, научив их тем самым отличать хорошее от плохого. Вдобавок ограничения учат их самоуважению.

5. Будьте примером для подражания

«Делай как я говорю, а не как это делаю я!» — неверный подход к воспитанию. Если вы говорите им не налегать на печенье, а сами берете одно за другим, они задумаются, почему вы так поступаете. Делать ошибки нормально, но важно брать на себя ответственность за них. Ребенок должен знать, что на вас можно положиться: если обещали сводить его в кино или на прогулку в парк, то обязательно сдержите слово.

Не забывайте заботиться о себе. Высыпайтесь, отдавайте предпочтение натуральным продуктам, пейте много воды, занимайтесь спортом и отдыхайте, когда это необходимо.

Воспитание — сложная работа. Постарайтесь, чтобы и вам, и ребенку нравилось проводить время вместе. Никогда не поздно изменить свое поведение, чтобы наладить отношения с ребенком. Даже когда вам кажется, что ребенок вас отталкивает, на самом деле он хочет, чтобы вы были рядом.

Как воспитать счастливого ребенка в XXI веке

В стремлении воспитать лидеров и гениев родители пробуют разные методики и приемы. Для счастья и психологического здоровья ребенка нужно другое.

Отношения после разрыва

Вы давно расстались с бывшим, вроде бы пришло время вступить в новые отношения, но почему-то никак не складывается. Может быть, всему виной страх?

5 секретов управления эмоциями: тренировки по авторской методике

Психологи рассказали, что существуют различные методики для индивидуальной работы с детским эмоциональным интеллектом. Но сегодня специально для читателей «Летидора» Татьяна Киселева объясняет, как родители могут самостоятельно тренировать 5 важных детских навыков.

Киселева Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка EIKIDS

Почему развитие эмоционального интеллекта – это важно

Когда мы были детьми, нас учили прятать свои эмоции и подавлять их: «Плакать стыдно!», «Злиться – это плохо, даже если девочка отобрала твою игрушку». В результате такого воспитания даже взрослый человек не всегда понимает, почему радуется, грустит или злится.

Никто не учил нас тому, как легко переходить в комфортное эмоциональное состояние, как использовать энергию каждой эмоции. Но при этом, как показывает жизнь, все важнейшие решения в жизни мы принимаем, опираясь на эмоции: выбираем спутника жизни, работу, друзей и даже пути выгодного инвестирования финансов.

Читать еще:  Что будет если не держать ребенка столбиком. Как правильно держать ребенка столбиком после кормления

Профессора Йельского университета и университета Нью Гемпшир (П. Саловей, Дж. Майер, Д. Карузо), долгие годы посвятившие изучению эмоций человека, пришли к выводу, что наиболее успешными и реализованными в жизни становятся не просто интеллектуалы, а люди с высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Проще говоря, это люди, умеющие с помощью эмоций управлять ситуацией. И чем раньше вы научите ребенка работать с эмоциями, тем легче ему будет общаться, заводить новых друзей и без стрессов переживать «детские» испытания жизни: смену садика или школы, ревность к брату или сестре, появление отчима или мачехи и т. д.

Нередко эти навыки оказываются важнее, чем знание школьных предметов! Давайте разберемся, как их развивать.

Распознавание

Анализ эмоций – первый шаг к управлению ими, т. к. вы ничего не сможете сделать ни с собой, ни с ситуацией, пока не поймете, что именно происходит.

• Когда замечаете, что с ребенком что-то происходит, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка, а потом можете поговорить о причинах возникновения этих чувств.

• Чтобы подавать пример ребенку, можно проговаривать то, что вы сами чувствуете: «Я чувствую радость, потому что…», «Я расстроен(а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень!), мы создаем атмосферу доверия и открытости: учим ребенка, что причиной негативных переживаний является не он сам, а его поступки.

• Важно и распознавание чувств других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят любимые книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции. С этой же целью психологи в области развития эмоционального интеллекта разработали специальную настольную игру, тренирующую распознавание чужих эмоций, расширяющую словарный запас и развивающую фантазию.

Вспомните, как мы, взрослые, порой кричим на родных, пока не поймем, что источник нашего раздражения – например, противный звук работающей дрели в соседней квартире. Стоит дрели утихнуть, как мы успокаиваемся и понимаем, что близкие люди вообще ни при чем. Или часто бывает, что мы злимся, чувствуя голод. Поели – и «добреем». Не каждый взрослый человек способен к анализу ситуации и выявлению истинных причин собственных эмоций. Что уж говорить о детях дошкольного возраста!

Малыш, испытывая эмоции, не способен осознать причинно-следственные связи. Он не может четко объяснить родителю, что случилось, что именно он сейчас чувствует. Именно поэтому мы иногда наблюдаем, как, испытав сильный восторг (например, впервые побывав в цирке), ребенок может ни с того ни с сего заплакать. А мы, взрослые, не всегда умеем помочь ребенку прояснить, что с ним произошло и почему.

Пример

Маша упала, сильно поцарапала руку и горько плачет.

Мама: Машенька, тебе больно?

Маша: Нет (плачет еще громче).

Мама: Ты испугалась?

Маша: Да (успокаивается).

Мама: Ты боишься, что попадет грязь?

Мама отправляется за зеленкой и бинтом. Маша начинает плакать сильнее.

Мама: А чего же ты боишься?

Маша: Что не смогу танцевать на утреннике.

Работа с картинками и эмоциями книжных персонажей поможет в развитии навыка понимания эмоций. Не останавливайтесь только на назывании чувств.

Спросите малыша, почему герой испытывает эту эмоцию:

Смотри, вот Баба Яга. Она какая? Правильно, злая. Что она чувствует? Злость. А как ты думаешь, Баба Яга точно злая? Может быть, она просто не выспалась, а на самом деле она добрая? А бывает, что ты тоже злишься? Конечно. И со мной это бывает. Но это же не значит, что мы с тобой злые, правда? Значит, каждый человек может испытывать злость. А как мы можем понять, Баба Яга злая вообще или просто сейчас злится? А давай ее спросим: «Милая Баба Яга, тебя кто-то обидел? Что-то случилось? Расскажи!». И, возможно, Баба Яга подобреет. Ну а если нет, тогда нужно спасаться!

Источники:

http://www.7ya.ru/article/Poprobuem-nastroit/
http://www.psychologies.ru/roditeli/kak-naladit-emotsionalnyiy-kontakt-s-rebenkom/
http://letidor.ru/psihologiya/5-sekretov-upravleniya-emociyami-trenirovki-po-avtorskoy-metodike.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector