Если ребенок игнорирует просьбы. Ребёнок игнорирует взрослых

Если ребенок игнорирует просьбы


Фото: из личного архива автора.

Часто родители жалуются, что ребенок не выполняет их просьбы, игнорирует указания. «Сто раз повторили», а он так и не сделал. Не убрал игрушки, не переоделся, не приступил к домашнему заданию, не вымыл руки и не сел за стол, обед стынет… Редкая мама остается в такой ситуации совершенно спокойной. Чаще внутри начинают бурлить эмоции, целый вихрь. Нередко центральным становится возмущение: он посмел ослушаться!

Это возмущение можно понять. Ведь нам в детстве и в голову не приходило, что ослушаться – можно. Не выполнить указание или просьбу и выжить после этого – можно. А он, наш ребенок, – берет и не выполняет. Игнорирует.

И тогда – о чем это для нас? О покушении на нашу родительскую власть? О том, что мы для ребенка не авторитетны? О том, что «совсем от рук отбился» и «не слушается»?

Мы начинаем судорожно восстанавливать «утерянные» позиции. Возвышаемся над ребенком, даже если у нас того роста метр-шестьдесят, на лице маска леденящей душу жесткости, глаза сверкают и голос – он гремит (или срывается на визг? Так тоже бывает). Поток слов льется практически неконтролируемо, многое потом можно и не вспомнить. Но смысл нашего выступления такой: «Ах так?? Ну держись!»

Идет ли речь о малыше или о подростке – не важно. Порой родители воспринимают как оскорбление даже указание, не исполненное двухлетним ребенком. Но действительно ли малыш покушается на святая святых – родительскую власть? Что может стоять за «игнорированием» просьб? Давайте разберемся.

Вы высказали просьбу или дали указание. Ребенок, прежде всего, должен услышать ваши слова. По-настоящему услышать. То есть, понять, что именно вы от него хотите, а не просто впустить в одно ухо и выпустить из другого звук вашего голоса.

Чтобы удостовериться, что вы услышаны, важно получить подтверждение этому. И брошенное вам «угу» или «сейчас» не в счет. Потому что всякое «угу» может быть сказано машинально, если ребенок, например, поглощен интересной игрой. Или с головой ушел в творчество. Или смотрит захватывающий фильм.

Поэтому не ищем легких путей, а в самом начале вкладываемся в процесс. Идем к ребенку, привлекаем его внимание, заговорив с ним. И не с места в карьер «Вася, иди делать уроки» или «Света, пора убирать игрушки», а сначала поинтересовавшись, чем он занимается. Или восхитившись творением его рук. Или… В общем, что угодно, что позволит ребенку услышать вас. Услышать не ваши указания, а ваш интерес к нему. А вот когда контакт установлен, можно и по поводу игрушек/уроков сказать. Что-то типа «Как же мне нравится то, что ты сейчас делаешь! Жаль тебя прерывать, но пора уже убирать игрушки». И на «ну маааам» ответить, понимая расстройство ребенка, что-то вроде «Да, я понимаю, что ты расстроен, давай еще 5 минут, и за уборку». И напомнить через 5 минут. А если пяти минут нет, если действительно время поджимает, то иногда можно и без них. Но иногда. По большей части важно все же давать время (пусть и небольшое, пусть и несколько минут), чтобы доиграть. Чтобы более-менее логически завершить сюжет игры. Или сделать пару штрихов в рисунке. Не бросать сразу. Всего 5 минут, а ценность их велика. Ведь это о вашем уважении к ребенку, к его процессам, к его детским делам.

Итак, если вы крикнули из соседней комнаты «Вась, убирай игрушки», а через полчаса обнаружили Васю в неубранной комнате, Вася, уж простите, не виноват. Он вас просто не услышал. Вы не предприняли необходимых действий, чтобы быть услышанным. Ругать Васю не за что, да и бесполезно — игрушки от этого сами не уберутся. Наилучшее решение тут – помочь Васе их убрать. Так быстрее, плюс это возможность показать, что ваша цель не поругать или наказать, а действительно прибранная комната.

И да, в этом месте многие скажут что их цель – приучить ребенка к самостоятельности. Но, друзья, истинная самостоятельность не воспитывается, она «отрастает». Навык самостоятельной уборки игрушек действительно можно тренировать, но если делать это раньше, чем сформировался определенный отдел мозга, то это будет всего лишь навык, без необходимой базы под ним. Примерно как говорить «спасибо», не успев почувствовать настоящую благодарность. И здесь важно выбрать: чего вы на самом деле хотите. Настоящей самостоятельности или навыка убирать игрушки без помощи взрослых.

Идем дальше. Вы завладели вниманием ребенка и он услышав вашу просьбу убрать игрушки. Сказал, что сделает это, а через полчаса комната все равно похожа на магазин игрушек после налета средней группы детсада. В чем же дело?

Возраст, конечно, имеет значение, но гораздо важнее то самое дозревание мозга, определенных функций. Если игра настолько интересна, а уборка игрушек так скучна, велика вероятность, что даже самый послушный ребенок в процессе уборки снова переключится на игру. Или даже не начнет убирать, решив, что «еще пару минут поиграю – и за уборку», а потом, вовлекшись в сюжет, просто-напросто забудет о маминой просьбе. Думаю, каждый из нас способен понять, насколько интересней делать то, что хочется, чем то, что надо, правда?

Читать еще:  Можно ли заранее отмечать день рождения ребенка. Почему нельзя отмечать день рождение заранее или позже

Ну что ж, если подобное случается часто, нам следует просто сделать вывод, что без нашей помощи ребенок пока не может справиться. Это может быть помощь в удержании внимания. Например, каждые 5 минут можно заходить в комнату и помогать ребенку удерживать фокус на уборке: «Оо, как здорово, уже явно стало чище!», «Класс, я уже могу пройти к окну не по игрушкам!».

Также, может помочь превращение уборки игрушек из скучного мероприятия в увлекательное. В зависимости от того, какими игрушками пользуется ребенок, можно подвесить на стену корзину для мячей или мягких игрушек (и ребенок будет бросать игрушки в нее, а-ля баскетбол), наклеить на ящики с игрушками изображения геометрических фигур, или животных, или…, а на стену – «код к шифру». Чтобы каждая игрушка в итоге оказалась на своем месте. Наверняка ваша фантазия подскажет вам еще кучу интересных возможностей, которые сделают уборку для ребенка не тяжким бременем, а вполне себе нескучным занятием.

Ну и, снова – проще всего убирать вместе с ребенком. Как говаривал Кот Матроскин, «Совместный труд в мою пользу – он объединяет!».

Иногда у родителей нет времени или сил участвовать в процессе. Ни придумыванием интересностей, ни физическим участием в уборке. Мне в этом случае помогает «игра в армию» в различных вариациях. Смысл игры в том, чтобы давать ребенку четкие указания конкретных действий, после совершения которых ребенок приходит за следующими указаниями. Типа «Сейчас ты убираешь только кукол. Кладешь всех кукол в нужный ящик, затем приходишь ко мне за следующим заданием». Можно и буквально поиграть в армию. Отдавая приказы, чеканя шаг. Я с дочкой обычно обхожусь без этого, просто «режу слона на кусочки» и выдаю по маленькому заданию за раз. Ребенку в такой ситуации не нужно удерживать в голове всего слона, не нужно думать, как вот эту всю кучу убрать, и эта куча перестает быть такой пугающей. Моя помощь в данном случае состоит именно в том, чтобы высвободить ресурс ребенка, который обычно тратится на совладание с «Аааа, вся комната в игрушках, я не смогу, я не справлюсь!». Этот ресурс тратится на быструю уборку, в итоге хорошо и мне, и дочке.

На самом деле, если держать фокус не на уборке игрушек, и тем более не на себе, а на ребенке, то вопрос с «непослушанием» встает не так часто. Ребенок хороший. У него нет цели ослушаться вас, обхитрить, «заманипулировать». И если вы будете ребенку помогать убирать игрушки, завязывать шнурки, чистить зубы, он не вырастет неспособным сделать что-то самостоятельно. Зато вырастет с уверенностью, что может прийти к вам за помощью, и ему есть на чью помощь рассчитывать в сложных для него ситуациях. Есть на кого опереться. Мне это важно. А вам?

Советы родителям: что делать, если ребенок вас игнорирует

Воспитание ребенка можно назвать настоящим искусством, познать которое в полном объеме не дано никому. Можно быть хорошим родителем, вложить в свое чадо всю душу и вырастить его сильной и самодостаточной личностью, но к сожалению подобным успехом могут похвастать далеко не все родители. Большинству из них очень сложно выбрать действенную линию поведения со своими детьми. Ребенок может грустить, плакать без явной на то причины, злиться по поводу и без, обижаться из-за не купленной игрушки.

Что делать в подобных ситуациях приходится постигать путем проб и ошибок. А как быть, если ваш сын или ваша дочь игнорируют вас и отказываются идти на контакт вовсе? Почему такое происходит и как родителям вести себя в подобной ситуации?

Почему ребенок игнорирует взрослых

Детский игнор называют также капризом и такое поведение со стороны ребенка является достаточно распространенным в современном обществе. При этом важным моментом является способность взрослых различать стремление ребенка к самостоятельности и готовность отстоять свою точку зрения и отказ реагировать на просьбы и требования родителей из вредности.

Дети капризничают не просто так, у этого поведения есть свои причины, среди которых чаще всего встречаются следующие:

  • Формирование зоны комфорта. С течением времени ребенок начинает осознавать, что является самостоятельной личностью со своими потребностями и желаниями. Нередко в этот период дети выстраивают некие границы между собой и взрослыми, считая, что взрослые просто не видят в нем личность, а воспринимают исключительно как не способного ни на что малыша. Очень важным в этот период для родителей будет поиск «золотой середины». Им предстоит поддержать ребенка в его стремлении к самостоятельности, но при этом не ограничивать внимание к нему, поскольку это может привести к охлаждению отношений.
  • Повышенная любознательность. Удивительно, но факт: если ребенок с головой ушел в изучение чего-то захватывающего, то он просто отключается от внешнего мира. Он не успевает реагировать на замечания родителей, пребывая в своих мыслях.
  • Защита от неприятного. Иногда бывает такое, что родители задают вопросы или высказывают просьбы, которые идут вразрез с внутренними убеждениями ребенка и вызывают у него чувство антипатии. В таких случаях ребенок дистанцируется от мамы и папы, предпочитая делать вид, что он не видит и не слышит. Принцип игнорирования «я в домике» самый популярный у детей-дошкольников.
  • Отсутствие силы воли. В данном случае речь идет о неспособности отказать в выполнении того или иного поручения. Стоит трезво оценивать способности своего чада, давая ему те задания, которые будут ему по силам. Если ребенок не может что-либо сделать, то он может уйти в себя и начать игнорировать родителей, потому что не может собраться с силами и признаться в том, что данное задание ему не по силам. К сожалению, в некоторых семьях эта проблема принимает форму детской безответственности и безвольности.
  • Деспотичный стиль воспитания. Некоторые родители отличаются явным деспотизмом по отношению к своим детям. Их методика воспитания напоминает работу танка, который прет напролом, не обращая внимания на возможные преграды. Главное – цель! А уж смысла миндальничать при выборе способов ее достижения родители-деспоты не видят. В итоге это приводит к тому, что ребенок просто не выдерживает такого натиска и замыкается в себе. Он не понимает, как ему стоит себя вести, чтобы не получить наказание и единственным выбором для него становится именно игнор.
  • Обиды на взрослых. Есть такие родители, которые просто не задумываются над тем, что именно говорят своим детям. Им кажется, что фразами из серии «у соседки такой умный сын, бери с него пример» они мотивируют своего ребенка на саморазвитие. На самом деле это не так. Стоит помнить, что неосторожно сказанное слово может стать причиной снижения самооценки и утраты веры в себя. Ребенок испытывает обиду, но предпринять что-либо по этому поводу он не может, поэтому просто начинает игнорировать своего более сильного обидчика.
Читать еще:  Настойка для повышения иммунитета для детей. Коррекция иммунитета, правильное питание. Быстрое повышение иммунитета ребёнку

Виды детского игнора

Прежде чем искать способы решения проблемы и выстраивать линию поведения по отношению к капризам и игнорам любимого чада, стоит уделить время для изучения детской психологии.

Психологи классифицировали следующие разновидности игнора со стороны ребенка:

  1. Шантаж. Некоторые дети отличаются особой хитростью. Понимая, что добиться желаемого обычными уговорами не получается, они могут перейти к игнору, как методу шантажа. Они будут делать вид, что не видят и не слышат взрослых до тех пор, пока не получат приглянувшееся. А вот уже после того, как заветная цель будет достигнута, они тут же прекращают свой «бойкот».
  2. Протест можно назвать разновидность игнора, вызванного серьезной обидой на взрослых. Если ребенок считает, что по отношению к нему поступили несправедливо, то с помощью протеста он может пытаться донести до нерадивых родителей наличие факта обиды. Если мама и папа не проанализируют случившееся и не решат проблему, то игнор может продолжаться долгие годы.
  3. Провокация. Иногда с помощью игнора дети показывают, что им не хватает ласки и заботы со стороны родителей. Они провоцируют их на оказание внимания с помощью различных поступков, чаще всего весьма неблаговидных. Им не важно, получат ли они наказание за совершенное, намного важнее, что мама и папа услышали этот «молчаливый крик».
  4. Демонстративность. В некоторых случаях игнорирование может быть настолько ярким, что сделать вид, что ничего не произошло просто не получится. Дети буквально встают в позу, всем своим видом показывая свою значимость и свое отношение к происходящему. Порой данный вид игнора намного действеннее, чем крики и слезы.

Советы родителям, если ребенок их игнорирует

Если ребенок откровенно не хочет идти на контакт с родителями, то повлиять на него и наладить отношения бывает весьма трудно. Многие мамы и папы задаются вопросом что делать, когда ребенок их игнорирует? Ругать, применять физические наказания, уговаривать, обещать купить дорогую игрушку? Что делать и как быть в такой ситуации?

Можно попробовать подобрать действенный метод воздействия, перепробовав все, что придет в голову. Но навряд ли из действий «на авось» выйдет что-то хорошее. С большей вероятностью, вы только усугубите проблему и окончательно испортите отношения с любимым чадом.

Лучше не рискуйте лишний раз и прислушайтесь к рекомендациям специалистов:

  • Консультация у педиатра. Не поленитесь и сходите на прием к врачу. Редко, но все же бывает и такое, что игнор со стороны ребенка вызван физиологическими патологиями. У ребенка может обнаружиться аутизм или имеются проблемы со слухом или отклонения в неврологической области.
  • Откровенный разговор. Бывает и такое, что игнор вызван неумением ребенка начать разговор на интересующие его темы. Даже если он сделал что-то непростительное, не стоит сразу переходить к наказанию. Попробуйте поговорить с ним в спокойной обстановке и установить причин его поведения. Возможно, ему просто не хватает внимания с вашей стороны и тогда даже простой беседы будет достаточно, чтобы изменить ситуацию.
  • Маленькая хитрость. Чтобы переупрямить маленького капризулю, стоит проявить чудеса выдержки и мудрость. Будьте хитрее. У вашего ребенка обязательно есть свои слабости, воспользуйтесь ими. Задайте ему такой вопрос, не ответить на который он просто не сможет. Этим поступком вы дадите старт диалогу, который и будет направлен на окончательное решение проблемы.
  • Телесные контакты. Многие родители считают, что жесткость с их стороны – наиболее действенный метод воспитания. Ну тогда им не стоит удивляться тому, что ребенок при первой же возможности покинет родительский дом и все общение с родителями будет ограничиваться поздравлениями с праздником по телефону. Не бойтесь обнимать и дарить заботу своему ребенку. Вполне возможно, что именно сомнения в том, что он нужен и любим и толкают ваше чадо на игнор.
  • Твердость убеждений. Если вы видите, что ребенок вредничает и с помощью игнорирования просто пытается «набить себе цену». Не стоит прибегать к физическим наказаниям, так вы только усугубите ситуацию. Но можно просто сказать капризуле, что он, например, не получит десерт пока не сядет за стол и не съест свою порцию обеда. Можно перестать давать карманные деньги, поскольку его поведение далеко от хорошего.
  • Размышления вслух. Многие дети не понимают того, что своим игнором они причиняют родителям боль. В силу своего возраста дети не всегда способны анализировать и делать выводы. Сделайте вид, что говорите сами с собой, проговорите вслух свои переживания. Не стесняйтесь, ведь вы таким образом не покажете свою слабость, а дадите ребенку понять, что он делает вам больно. Не обвиняйте его прямым текстом, а иначе он просто перейдет в некий защитный режим и конфронтация только усилится.
  • Установление границ. Ребенок, стремящийся к самостоятельности, с помощью игнора пытается отвоевать себе дополнительные свободы. Пойдите ему навстречу. Но дайте ему понять, что раз уж он так хочет быть взрослым, то помимо прав получает и ряд обязанностей. Составьте список того, за что он должен нести ответственность. Он должен понимать, что за выполнение этих задач с него будет спрос как с равного.
  • Совместный досуг. Не пренебрегайте совместным отдыхом, ведь именно он помогает ребенку убедиться в родительской любви. Смотрите вместе фильмы, читайте книги, можно даже вместе сыграть в компьютерную игру. Совместное времяпрепровождение только усилит связь между вами.
  • Эффект зеркала. Он игнорирует и демонстрирует свое недовольство? Пусть. В некоторых случаях не стоит делать трагедию из детских капризов. Если вы уверены в том, что ваше чадо именно капризничает, что у игнора нет серьезных причин, то позвольте ему это. Начните игнорировать его поведение. Иногда очень полезно выдержать паузу для того, чтобы маленький строптивец понял свое неправильное поведение по отношению к близким людям.
Читать еще:  Как научить ребенка кушать с помощью ложки? Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой

6 проблем с поведением у детей, которые нельзя игнорировать

Родители поступают вполне разумно, не обращая внимания на незначительные проступки и шалости детей. Это учит ребенка, что подобными выходками не удастся привлечь к себе внимание, и в результате он вряд ли будет снова так себя вести. Однако на некоторые поступки нельзя закрывать глаза, уверена семейный психотерапевт Лиэнн Эвила.

За свою десятилетнюю практику я выделила несколько поведенческих проблем у детей, которые требуют немедленной реакции родителей.

1. ОН ПЕРЕБИВАЕТ

Ваш ребенок чем-то обрадован и хочет немедленно рассказать об этом. Если разрешаете ему вмешиваться в разговор и перебивать вас, то тем самым даете понять, что это позволительно. Так вы не научите ребенка думать о других и самому искать себе занятие. В следующий раз, когда ребенок попытается вас перебить, дайте ему понять, что заняты. Предложите, во что он может поиграть. Если он продолжает мешать, подтолкните его в нужном направлении.

2. ОН ПРЕУВЕЛИЧИВАЕТ

Все начинается с мелочей. Сначала он говорит, что доел овощи, хотя на самом деле едва к ним притронулся. Эта небольшая ложь, конечно, не приносит никому особого вреда, но все же слова ребенка не соответствуют действительности. Возможно, вам кажется, что это ерунда, но склонность ко лжи со временем может усилиться. Правда, важно помнить, что в возрасте двух-четырех лет ребенок еще не понимает, что такое правда и ложь. Хвалите детей, когда они говорят правду. Учите их быть честными, даже когда это грозит им неприятностями.

3. ОН ПРИТВОРЯЕТСЯ, ЧТО НЕ СЛЫШИТ

Вы не должны многократно просить ребенка убрать игрушки или сесть в машину. Игнорирование ваших просьб со стороны ребенка – это борьба за власть. Со временем оно будет лишь усугубляться.

В следующий раз, когда вам нужно будет о чем-то попросить сына или дочь, подойдите к ребенку и посмотрите ему в глаза. Добейтесь, чтобы он или она ответили: «Хорошо, мама (папа)». Если ребенок смотрит телевизор, вы можете его выключить. При необходимости в качестве наказания можно лишить ребенка развлечения – например, сократить время за гаджетами с часа до получаса.

4. ОН СЛИШКОМ ГРУБО ВЕДЕТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ИГР

Если ваш старший сын бьет младшего брата, естественно, вы вмешаетесь. Но нельзя закрывать глаза и на менее явные проявления агрессии – например, если он толкает брата или игнорирует его. Подобное поведение надо пресекать в раннем возрасте, иначе потом станет только хуже. Если вы позволяете ребенку так себя вести, то тем самым словно показываете ему, что делать другим больно позволительно.

Отведите сына в сторону и объясните ему, что так делать нельзя. Не давайте ему играть с младшими братьями и сестрами, пока он не научится вести себя с ними как подобает.

5. ОН БЕЗ СПРОСА БЕРЕТ СЛАДОСТИ

Это очень удобно, когда сын или дочь берут что-то перекусить и включают телевизор, не беспокоя вас. Когда двухлетка тянется за лежащим на столе печеньем, это выглядит мило. Иначе это будет смотреться, когда в 8 лет он или она в гостях начнут хватать сладости без разрешения.

Важно установить дома определенные правила и удостовериться в том, что дети хорошо их знают.

6. ОН ГРУБИТ

Дети могут начать грубить еще в дошкольном возрасте. Они подражают поведению родителей и смотрят на их реакцию. Родители зачастую не обращают внимания, думая, что это пройдет. Однако если позволять ребенку вести себя неуважительно, со временем ситуация выйдет из-под контроля.

Дайте ребенку понять, что вы видите, как он демонстративно закатывает глаза. Важно, чтобы ему стало стыдно за свое поведение. При этом объясните, что вы согласны с ним поговорить, когда он будет готов разговаривать вежливо и уважительно.

Лиэнн Эвила (Lianne Avila) – семейный психотерапевт. Ее сайт .

5 причин, почему ребенок врет

Детская ложь может быть развлечением, но чаще всего указывает на более глубокие проблемы, которые нельзя игнорировать. О чем стоит задуматься, если ребенок врет?

«Хочу и буду»: фрагменты из книги Михаила Лабковского

В своей первой книге «Хочу и буду» психолог Михаил Лабковский рассказывает о том, как принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым.

Источники:

http://www.b17.ru/article/100889/
http://blizosti.net/sovety-roditeljam-chto-delat-esli-rebenok-vas-ignoriruet/
http://www.psychologies.ru/roditeli/6-problem-s-povedeniem-u-detey-kotoryie-nelzya-ignorirovat/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector