Формирование креативности у детей дошкольного возраста (4—7 лет). Тема: «Развитие креативности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ через организацию творческой деятельности»

Тема: «Развитие креативности у детей дошкольного возраста в условиях доу через организацию творческой деятельности»

Дошкольное воспитание

Тема: «Развитие креативности у детей дошкольного возраста в условиях
ДОУ через организацию творческой деятельности».

Автор опыта: педагогический коллектив МДОУ «Центр развития
ребенка – детский сад № 30 «Росинка»
г. Губкин Белгородской области

Рецензенты: Серых Л.В., заведующая кафедрой дошкольного и начального
образования ГОУ ДПО БелРИПКППС, к.п.н., доцент.
Расторгуева Т.Н., старший преподаватель кафедры дошкольного и
начального образования ГОУ ДПО БелРИПКППС.

1. Информация об опыте

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр
развития ребѐнка — детский сад №30 «Росинка» расположен в микрорайоне
«Лебеди» г.Губкина. Среди учреждений социального окружения рядом
находятся: МОУ «СШ №7», МОУ «СШ №15», МОУ ДОТ «Школа искусств
№2», досуговый центр «Спутник», филиал №3 городской библиотеки, храм
иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости».
Контингент родителей воспитанников ДОУ разнороден и представлен
разными социальными слоями: 25% — служащих, 69% — рабочих ОАО
«ЛебГОКа», 6% — не имеют постоянной работы. Анкетирование родителей
показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание
развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не
хватает времени). Поэтому перед педагогами ДОУ встала необходимость
работы над данной проблемой.
Детский сад рассчитан на 189 мест. Здесь функционируют 11 групп,
2 из которых — логопедические, для детей с ОНР. Для детей младших,
средних, старших и подготовительных групп занятия по музыкальному
воспитанию, изобразительному искусству, театрализации проводятся в
специально оборудованных студиях и залах, отвечающих современным
педагогическим требованиям, оформленным на высоком эстетическом
уровне. Обилие и разнообразие изобразительных и музыкальных средств,
костюмов и декораций, а также опыт и творчество педагогов ДОУ позволяет
развивать самостоятельность и креативность дошкольников.

Этого требуют и кардинальные изменения в общественной и
экономической жизни нашего государства, которое выдвигает новые задачи
по воспитанию всесторонне развитой личности. Личности, способной
усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся
1
условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и
культурных процессов.

В современных условиях необходимо не только вооружить человека
определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески
развитую личность. Развитие креативных способностей личности является
ключевым требованием личностно ориентированной образовательной
парадигмы.

Актуальность опыта

Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной
жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы,
способностей к активности творческого характера. В этом контексте
проблема развития креативных способностей детей дошкольного возраста
приобретает особое значение.

Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих
способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку
связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного
пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и
воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным
возможностям личности.

Читать еще:  В.Леви. Как воспитывать родителей, или новый нестандартный ребенок. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок

Мы считаем, что задача современного дошкольного образовательного
учреждения — создание условий для систематической, комплексной (с
привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у
детей дошкольного возраста во всех возрастных группах.

Диагностика уровня обучаемости дошкольников старших и
подготовительных к школе групп в 2004-2005 учебном году выявила, что
лишь у 23,7% наших воспитанников уровень деятельности – творческий.
Это породило ряд противоречий, которые должен решить данный опыт
работы:
— между ориентацией нового содержания образования на творческое
развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;
— между сформированностью у дошкольников определѐнной системы
фактических знаний и недостаточным развитием творческого
воображения.

Ведущая педагогическая идея

Развитие креативных способностей дошкольников во всех видах
художественно-творческой и музыкальной деятельности при создании
определенных условий, способствующих формированию у них
самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми
специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.
Длительность опыта
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работу МДОУ
«ЦРР — детский сад №30 «Росинка» с сентября 2004 г.

2
1 этап аналитико-диагностический: сбор информации по проблеме,
проведение диагностики, изучение и анализ исследовательских трудов
ученых.
2 этап практический : проведение занятий, индивидуальная работа с детьми
по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств
достижения поставленных задач.
3 этап аналитико-обобщающий: итоговая диагностика творческих
способностей детей, оценка результатов.

Диапазон опыта
Это единая система работы – «занятия + индивидуальная работа + кружковая
работа + воспитательная система».

Теоретическая база опыта

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и
личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из
компонентов креативности является способность личности.

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса.
Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и
по его значению, креативный процесс — по чувствительности к проблеме,
способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей,
(не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной
психологии и педагогики. Многие психологи связывают способности к
творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В
частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся
проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям
свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие
таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не
концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного
решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с
тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.
Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей,
художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где еѐ не видят другие.
2. Способность
сворачивать мыслительные операции, заменяя
несколько понятий одним и используя всѐ более ѐмкие в
информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретѐнные при решении одной
задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя еѐ
на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалѐнные понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную
минуту.
7. Гибкость мышления.
3

Читать еще:  Прописи буквы ы распечатать. Прописи для детей. Прописи: фигуры, цифры, буквы

Тема: «Развитие креативности у детей дошкольного возраста в условиях доу через организацию творческой деятельности»

Дошкольное воспитание

Тема: «Развитие креативности у детей дошкольного возраста в условиях
ДОУ через организацию творческой деятельности».

Автор опыта: педагогический коллектив МДОУ «Центр развития
ребенка – детский сад № 30 «Росинка»
г. Губкин Белгородской области

Рецензенты: Серых Л.В., заведующая кафедрой дошкольного и начального
образования ГОУ ДПО БелРИПКППС, к.п.н., доцент.
Расторгуева Т.Н., старший преподаватель кафедры дошкольного и
начального образования ГОУ ДПО БелРИПКППС.

1. Информация об опыте

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр
развития ребѐнка — детский сад №30 «Росинка» расположен в микрорайоне
«Лебеди» г.Губкина. Среди учреждений социального окружения рядом
находятся: МОУ «СШ №7», МОУ «СШ №15», МОУ ДОТ «Школа искусств
№2», досуговый центр «Спутник», филиал №3 городской библиотеки, храм
иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости».
Контингент родителей воспитанников ДОУ разнороден и представлен
разными социальными слоями: 25% — служащих, 69% — рабочих ОАО
«ЛебГОКа», 6% — не имеют постоянной работы. Анкетирование родителей
показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание
развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не
хватает времени). Поэтому перед педагогами ДОУ встала необходимость
работы над данной проблемой.
Детский сад рассчитан на 189 мест. Здесь функционируют 11 групп,
2 из которых — логопедические, для детей с ОНР. Для детей младших,
средних, старших и подготовительных групп занятия по музыкальному
воспитанию, изобразительному искусству, театрализации проводятся в
специально оборудованных студиях и залах, отвечающих современным
педагогическим требованиям, оформленным на высоком эстетическом
уровне. Обилие и разнообразие изобразительных и музыкальных средств,
костюмов и декораций, а также опыт и творчество педагогов ДОУ позволяет
развивать самостоятельность и креативность дошкольников.

Этого требуют и кардинальные изменения в общественной и
экономической жизни нашего государства, которое выдвигает новые задачи
по воспитанию всесторонне развитой личности. Личности, способной
усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся
1
условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и
культурных процессов.

В современных условиях необходимо не только вооружить человека
определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески
развитую личность. Развитие креативных способностей личности является
ключевым требованием личностно ориентированной образовательной
парадигмы.

Актуальность опыта

Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной
жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы,
способностей к активности творческого характера. В этом контексте
проблема развития креативных способностей детей дошкольного возраста
приобретает особое значение.

Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих
способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку
связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного
пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и
воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным
возможностям личности.

Мы считаем, что задача современного дошкольного образовательного
учреждения — создание условий для систематической, комплексной (с
привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у
детей дошкольного возраста во всех возрастных группах.

Читать еще:  Обучающие задания для детей 6 7 лет. Логические и занимательные задачи (300 задач)

Диагностика уровня обучаемости дошкольников старших и
подготовительных к школе групп в 2004-2005 учебном году выявила, что
лишь у 23,7% наших воспитанников уровень деятельности – творческий.
Это породило ряд противоречий, которые должен решить данный опыт
работы:
— между ориентацией нового содержания образования на творческое
развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;
— между сформированностью у дошкольников определѐнной системы
фактических знаний и недостаточным развитием творческого
воображения.

Ведущая педагогическая идея

Развитие креативных способностей дошкольников во всех видах
художественно-творческой и музыкальной деятельности при создании
определенных условий, способствующих формированию у них
самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми
специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.
Длительность опыта
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работу МДОУ
«ЦРР — детский сад №30 «Росинка» с сентября 2004 г.

2
1 этап аналитико-диагностический: сбор информации по проблеме,
проведение диагностики, изучение и анализ исследовательских трудов
ученых.
2 этап практический : проведение занятий, индивидуальная работа с детьми
по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств
достижения поставленных задач.
3 этап аналитико-обобщающий: итоговая диагностика творческих
способностей детей, оценка результатов.

Диапазон опыта
Это единая система работы – «занятия + индивидуальная работа + кружковая
работа + воспитательная система».

Теоретическая база опыта

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и
личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из
компонентов креативности является способность личности.

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса.
Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и
по его значению, креативный процесс — по чувствительности к проблеме,
способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей,
(не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной
психологии и педагогики. Многие психологи связывают способности к
творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В
частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся
проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям
свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие
таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не
концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного
решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с
тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.
Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей,
художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где еѐ не видят другие.
2. Способность
сворачивать мыслительные операции, заменяя
несколько понятий одним и используя всѐ более ѐмкие в
информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретѐнные при решении одной
задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя еѐ
на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалѐнные понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную
минуту.
7. Гибкость мышления.
3

Источники:

http://cok.opredelim.com/docs/300/index-67327.html
http://cok.opredelim.com/docs/300/index-67327.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector